Основные черты стиля бидермайер в интерьере. Стиль бидермейер в интерьере – стиль уютной провинциальности

Художественный стиль под названием бидермейер – направление в искусстве архитектуры и дизайна Германии и Австрии. Это движение получило широкое распространение и популярность в первой половине 19-го столетия (1815-48 гг). Термин «бидермейер» появился благодаря псевдониму немецкого драматурга Людвига Айхродта, – Готлиб Бидермейер, под которым печатались его произведения в журналах сатирических стихотворений (Fliegende Blätter). Основная черта стиля – идеализм быта.

История возникновения

Стиль бидермейер является одним из направлений , который начал зарождаться после . Его иногда также называют смешанным направлением, в которое входят черты романтизма и ампира. Это направление отражало формы ампира, отобразившиеся в идеях домашнего уюта и интимности. Кроме того, оно преобразовывало черты «бюргерской» (мещанской, обывательской) среды. Бидермейер характеризуется детальным, тщательным и тонким изображением интерьера, бытовых элементов и природы.

Прежде всего, этот стиль нашел применение в живописи. Яркие представители – австрийские художники Фердинанд Вальдмюллер и Мориц фон Швинд, а также немецкие живописцы Людвиг Рихтер, Георг Фридрих Керсинг и Карл Шпицвег.

Среди основных предпосылок к появлению нового направления стала нестабильная обстановка в политической сфере Австрии и Германии. В те времена господствовал застой и реакция, что вызывало меланхолическую тревогу и необходимость «сбежать» от реальной жизни. Для такого состояния единственным выходом становился поиск романтики и маленьких радостей, а также погружение в круг дружеских и семейных отношений.

Приблизительно с 1830-го года параллельно с этим стилем начинает развиваться историзм, что отразилось на бидермейере в виде интереса к восточным традициям. В интерьере появляются декоративные предметы, а также турецкие и курительные комнаты.

Буржуазное направление традиционного классицизма пользовалось высокой популярностью в прикладном и декоративном искусстве до середины 19-го века. После этого периода наблюдалось появление романтических и барочных элементов, что привело к образованию неорококо.

Неорококо – первый «неостиль», явивший собой обновленный вариант устаревшего направления.

Современное направление

При организации интерьера в жилом помещении сегодня отдается предпочтение функциональности и практичности всех деталей. Бидермейер полностью соответствует этим требованиям и кроме того отличается простотой изысканных линий общей композиции.

Из числа множества стилей, это направление лишено идеологического подтекста, поэтому лучше всего отвечает потребностям человека. В интерьере любой комнаты бидермейер может подчеркнуть архитектурные особенности, а также скрыть недостатки планировки.

Архитектура

Это направление в основном сложилось как художественный стиль графики, живописи, интерьера и мебели, однако области архитектуры бидермейер практически не коснулся. За основу использовали традиции , отрицая масштабность и пафосные черты предыдущего . Архитектурный стиль бидермейер придавал зданиям камерность, смягчая детали и формы общей конструкции.

Интерьер

Для стиля бидермейер в интерьере характерен простор в помещениях и светлые цветовые решения. В нем отсутствуют холодность и вычурность архитектурного ансамбля – черты, характеризующие ампир. Интерьер вновь превращается в пример жилого помещения, где все элементы несут в себе не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. Пропорции и симметрические формы весьма необычны – исчезает правильность композиций, так как значительное внимание уделяется непосредственно уюту и уровню комфортабельности.

В период развития стиля появляется определение «чистая комната» – помещение, предназначенное для приема гостей.

Цветовая гамма

В цветовых решениях предпочтение отдается тонам спокойных оттенков: светло-серый, голубой, белый, фисташковый, желтый или малиновый. Для спален и гостевых комнат применяется розовый цвет.

Материалы

Для организации интерьера внутренних помещений используются натуральные материалы: дерево, мрамор, бронза, текстиль.

Полы и стены

С самого начала эпохи использовалось паркетное покрытие для пола. Стены оклеиваются обоями преимущественно светлых оттенков, на которых могут быть ненавязчивые изгибы узоров, изображения птиц или полоски.

Изначально под обоями подразумевали использование тканевых материалов, которыми обивались поверхности стен. На смену им пришли бумажные рулоны, изготавливаемые производителями под узорчатый штоф, сукно и даже бархат.

Для отделки также применяются панели из мрамора (настоящего или искусственного) и дерева (окрашенного или натурального). Гризальные потолки украшают орнаментальные росписи.

Окна

В глубоких оконных проемах устанавливаются рамы удлиненной форм. С внутренней стороны они украшаются прозрачными многослойными занавесками из муслина. Окна также дополняются тяжелыми, но элегантно подобранными задрапированными шторами.

Мебель

Мебель в стиле бидермейер заимствовала из предыдущего ампира лишь лаконизм и главные принципы в построении. Скруглились грубые очертания углов и профилей, в гарнитурах присутствуют мягкие элементы в изогнутых спинках кресел, стульев и диванов. Направление бидермейер основывается на высоком уровне комфорта в процессе использования и на непревзойденном качестве всех элементов. Мебель не является предметом роскоши и богатства. Несмотря на этот факт, гарнитуры отличаются следующими особенностями:

  • Правильные, хорошо подобранные пропорции.
  • Текстура и цвет дерева.
  • Удачно подобранный рисунок и оттенок для обивочных материалов.

Мастера по всему миру берут пример со своих английских коллег и начинают заниматься изготовлением многофункциональной и трансформируемой мебели:

  • Столы с выдвижными (или откидными) столешницами.
  • Стулья, которые трансформируются в лестницу для библиотеки.
  • Раздвижные стулья и столы.
  • Шкафы и письменные столы, оснащенные разнообразными техническими устройствами (потайными ящиками, выдвижными элементами и прочим).

Гарнитуры покрыты резным декором (в небольшом количестве), который присутствовал в ампире: грифоны, лебеди с длинными и вытянутыми шеями, ветви, корзинки, гирлянды, розетки, венки с лавровыми и дубовыми листами, рога изобилия и прочее. Обычно они покрывались позолотой или лаком черного цвета.

Наиболее популярный предмет мебели – диван с подлокотниками, боковыми валиками и высокой спинкой.

Наблюдается широкое применение фанеровки деталей мебели (локотники и ножки диванов, кресел и стульев) более светлыми породами натурального дерева.

Декор и аксессуары

К дополнительным интерьерным украшениям комнат относятся настенные гравюры и миниатюры, акварели, а также всевозможные силуэты (они нередко выполнялись собственноручно хозяевами дома).

Этажерки, витрины, резные трюмо и угловые шкафчики, клавесины (спинеты) – все это являлось непременным атрибутом интерьера эпохи бидермейера.

На подставках и столиках устанавливались цветы в вазах и корзинках, комнатные растения в горшках. Роза бидермейер, изображенная на фото, довольно часто применялась при составлении декоративных букетов. Обивка для мебели, покрывала, пледы и подушки часто покрывались интересными узорами в виде вышивки разноцветными нитями.

Особенно ценилось рукоделие – женщины занимались вышивкой, мозаикой, и рисованием, а мужчины изготавливали предметы мебели и прочие предметы. Такого рода творчество украшало внутренние помещения жилого строения, добавляя в интерьер домашний уют.

Флористика

Новый стиль затронул множество областей, среди которых была и флористика. Всемирную известность получила роза бидермейер гарден, которая используется при составлении цветочных композиций для свадеб. Букет в стиле бидермейер представляет собой жесткую круговую конструкцию, состоящую из 2-х и более кругов различных цветков. В состав каждого круга входят цветы одного вида и цвета.

В области флористики бидермейер начал зарождаться ближе к середине 19-го столетия.

Живопись

Бидермейер в живописи не создал невиданных ранее шедевров и переворотов в этой области искусства. Творцы того времени изображали представителей буржуазного общества, окруженных домашней обстановкой. Живописцы особое значение придавали предметам быта и интерьера, фокусировали свое внимание на мелочах при создании портретов.

Мода

Бидермейер в стиле одежде воплотил движение нового времени – стремление к уместности, комфорту, удобству и функциональности. Силуэт женского платья в корни изменился: длина юбки укорочена, лиф становится приталенным, линия талии располагается значительно ниже (в сравнении с ампирными нарядами). В моду бидермейера входят корсеты. Для визуального подчеркивания талии используются расширенные большие рукава, которые называют «пагодообразными», «ветчинообразными» или «бараний окорок».

Переход от платьев ампира до нарядов нового стиля длился порядка 10-ти лет.

Для удлинения шеи носят платья с глубоким декольте, а головы прелестниц украшаются прическами бидермейер. Сложность их выполнения была весьма искусна – волосы укладывались крупными локонами на висках, создавая впечатление декоративной архитектуры.

В эпоху бидермейера использовались многочисленные женские головные уборы, которые разделялись на три основных типа:

  • Шляпы с широкими полями, дополненные перьями и живыми цветами.
  • Чепцы – пышно украшенные лентами, кружевом и рюшем (по переднему краю).
  • Капор – элементы чепца и шляпы в одной модели головного убора.

Оригинальный и самобытный бидермейер

Выводы

Направление бидермейер оставило свой след в интерьере, живописи, флористике и моде. Оно призвано создавать уникальный образ элегантных и лаконичных форм, благодаря чему пользуется огромной популярностью и в современное время. Стиль бидермейер широко применяется в современном интерьере, флористике и модных веяниях женских нарядов и причесок. Его многогранность и естественная простота позволяет создавать необычные композиции в любой из перечисленных областей.

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) - художественный стиль, распространённый в 1815-1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Стиль

Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер - искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.

Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I - читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры - столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными, так в Великобритании основывается «Викторианский стиль», в России «Николаевский ампир», «Романтизм» во Франции и т.д.

Хронологические рамки стиля укладываются в годы между окончанием наполеоновских войн (1815) и так называемым «домартовским» периодом (до революции в марте 1848 года).



Свое начало бидермейер, как стиль, получил в Германии, в самом начале XIX века (чуть ниже немного подробнее рассмотрим его исторический подтекст). И стоит сказать, что он как нельзя лучше передает мировоззрение буржуазии того времени. В этом стилевом направлении отражается стремление к спокойной и комфортной жизни, чему явно способствует домашняя и очень уютная обстановка. Многие дизайнеры называют стиль бидермейер в интерьере смесью ампира и романтизма, и это действительно так, просмотрев фото дизайнов помещений, понимаешь, откуда идут его истоки.

Слово «Bieder» в переводе с немецкого языка означает «простодушный или обывательский».

Характерные черты и особенности стиля

Здесь очень важно, чтобы все было не только функционально, но и красиво. К главным характеристикам стиля относятся:

  1. Светлое и очень просторное помещение.
  2. В середине комнаты должна находиться мебель, а все пустые углы заполняют предметами интерьера, которые должны быть не только практичными, но и украшать комнату.
  3. Преобладающие цвета: глубокий багровый, насыщенный коричневый и теплые оттенки желтого.
  4. Мебель сделана из светлых пород древесины, с плавными линиями.
  5. Большое количество декоративных вещичек, которые должны создавать уют и теплую атмосферу в комнате.

История стиля

Бидермейер, он же бидермайер, а на немецком «biedermeier» является художественным немецким стилем, который встречается также в архитектуре и дизайне помещений, был особенно востребован в 1815-1848 годах. Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готлиба Бидермейера». А в переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Известно, что данный стиль является выходцем романтизма и ампира. Для этого направления очень важно четко обыграть интерьерную композицию до мелочей, всегда выбиралась добротная мебель на века. Стиль преследовал качество, добротность, долговечность всех используемых в домашних помещениях предметов, в частности именно мебели. И если форма мебели была простоватой, то обивка всегда вызывала бурю эмоций, ведь это всегда были сочные тона с витиеватыми принтами.




  • Раньше особенно трепетно относились к выбору комодов и шкафов.
  • Приветствовалась многофункциональная, трансформирующаяся мебель.
  • Помещения всегда были светлыми.
  • Ценился простор в домашних помещениях.
  • Раньше строго следовали правилу — узор на шторах должен соответствовать обивке на диванах.
  • В начале XX века к стилю относились негативно, называли «мещанским и пошлым».
  • В России мода на данный стиль пришлась на Пушкинские времена.


Цветовая гамма

Приветствуется вся светлая гамма: белые цвета с разными подтонами (теплыми или холодными), светло-серая палитра, голубой, светлые оттенки желтого и зеленого, в частности фисташковый цвет. Из более ярких тонов для обивки мебели приветствуется цвет бургунди, бордо, малиновый, терракотовый, фиолетовый. Мебель чаще всего лаковая, коричневая.




Отделка помещения

Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.

Стены

Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.

Пол

Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.


Потолок

При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.



Подходящий декор

Много аксессуаров в этом стиле не используют. Стены украшают картинами небольших размеров, а также деревянными рамками с семейными фотографиями. Необходимо чтобы рамки для фотографий были такого же цвета, что и мебель.

Чтобы украсить интерьер и создать недостающую гармонию, комнату наполняют живыми растениями, цветочные горшки могут быть размещены везде, на подоконниках, на специальных подставках, а также подвешены на стенах. Столы украшают вазами со свежесрезанными цветами. Также здесь будут хорошо смотреться свечи в высоких канделябрах, и небольшие деревянные шкатулки.


Текстиль

При помощи текстиля создается уют домашнего очага. Главным атрибутом является ковер, и к нему есть несколько требований. Прежде всего, он должен быть с длинным ворсом, очень мягким и небольшого размера. Его укладывают в середину, он не должен застилать весь пол, а только центр комнаты, остальной пол должен быть открытым. Бархатные или муслиновые шторы с кисточками – это главный момент в оформлении окон. Именно они создают романтизм и некую сентиментальность в обстановке. Для декорирования комнат также применяют скатерти и различные салфетки, покрывала. В спальне над кроватью размещают .


Актуальная мебель

В этом стиле приветствуется мебель-трансформер (раздвижные и раскладные столы, трюмо с откидными верхними крышками и другое). Комоды, шкафы, этажерки, различные полочки и столы должны быть изготовлены из натурального дерева. На первое место выходит не отделка, а практичность, прочность и красота самого дерева, из которого изготовлена мебель. Диваны и кресла низкие и уютные, с широкими подлокотниками и комфортными спинками. Обивка на мебели с мелкими, романтическими узорами или фигурками птичек и цветов. Пуфики и скамейки для ног, выполнены в том же стиле. Очень хорошо и стильно смотрится осовремененное кресло-качалка.


Освещение

Свет здесь играет важную роль, его должно быть не просто много, а очень много, поэтому окна в таких помещениях большие, а осветительных приборов впечатляющее количество. Среди которых можно выделить классические люстры с лампочками, имитирующими свечи, настенные бра в элегантном исполнении, торшеры возле диванов или кресел, а также точечные светильники на потолке. Раньше дома были переполнены канделябрами со свечами, и стоит сказать в современном жилище они тоже не будут лишними.

Бидермейер

Бидермейер является ответвлением романтизма , пришедшего на смену ампиру , поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской » среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера , природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер , Карл Шпицвег , австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер .

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния - погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.

Основная черта бидермейера - идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров , каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это - маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815-1840 годов.

Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин»(в переводе - старовенский), в Вене.

Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина . Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками . Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер оценивался негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Бидермейер в интерьере

Стиль бидермейер привнес в буржуазное жилище скромный вещевой мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» - «бравый господин Мейер» - как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхгодт).

От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием бытовой вещи, мебели, считались, прежде всего, такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.

В мебели эпохи бидермейер мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора . Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремиться группироваться в центре и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

В мебели стиля бидермейер строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием и оригинальностью; главное их достоинство - практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными ящичками и т.д.

В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении. В мебели бидермейера все еще часто встречаются неизбежные следы архитектоники в виде не сильно выраженных, подчас схематично решенных карнизов, тимпанов, колонок или пилястр и гладких, слегка массивных опор.

Большая часть сложившегося в эту эпоху типов мебели не утратила своей актуальности и по сей день. Она отлично подойдет для оформления классического интерьера.

Произведения

См. также

Использованная литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бидермейер" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (нем. Biedermeier Biedermaier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве ок. 1815 48. В бидермейере отразились представления бюргерской среды. Архитектура и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (нем. Biedermeier, Biedermaier), направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве около 1815 48. Название получило позднее по вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л.… … Художественная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Бидермейер - (немецкое Biedermeier, Biedermaier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве около 1815 48. Архитектура и декоративное искусство перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи (Л. Рихтер, К. Шпицвег в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (нем. Biedermeier, Biedermaier) стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве около 1815 48. Название получило позднее по вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в… … Большая советская энциклопедия

    Бидермейер - (нем. Biedermeier, Biedermaier обыватель) стилевое направление в немецком и австрийском искусстве около 1815 1848. В бидермейере отразились представления бюргерской среды. Архитектура и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы… … Архитектурный словарь

Название «бидермайер» может показаться благозвучным разве что только немцам. Но сам стиль, очень милый и душевный, наверняка придется по вкусу многим.

Он воплощает мировоззрение типичного представителя среднего класса первой половины XIX века, а именно тягу к простоте, семейному уюту и отрицание показательности.

Такая обстановка олицетворяет стабильность и неспешность бюргерского бытия. В доме каждый день проходит по одному сценарию.

Кому-то такое положение вещей покажется скучным, но в этом есть и свои маленькие радости, которые умели видеть и ценить обыватели небольших городишек.

Истоки стиля бидермайер

Бидермайер в интерьере появился еще во время существования стиля ампир . Поначалу на него смотрели с улыбкой и уж точно не воспринимали как образец красоты или хорошего вкуса.

Ампир затенял его своей величественностью и помпезностью. Но со временем большинство квартир бюргеров стали обустраивать именно в духе бидермайер, ввиду его практичности и доступности.

Данный стиль причисляют к романтизму. Он переполнен наивностью и нежностью, насколько это возможно у немцев. Бидермайер – стиль счастливых людей, часто жителей провинции, которые находят радость в малом, ценят семейный очаг и умеренный уклад жизни.

Само название можно перевести, как «простодушный господин Майер». Оно взято из псевдонима некого Людвига Эйхродта, писавшего эпиграммы для журналов.

В то время появилась мода на изображение повседневной жизни и в прозе, и в художестве. На полотнах можно увидеть довольного мужчину, занятого выращиванием кактусов, или женщину, пишущую любовное послание за маленьким столиком.

Эти произведения интересны тем, что в самых подробных деталях показывают нам интерьер в стиле бидермайер.

Основные черты стиля бидермайер в интерьере

Итак, что же мы увидим, рассматривая такой интерьер? В первую очередь бросается в глаза чистота и практичность обстановки – как раз те качества, которые мы привыкли приписывать немецкому народу.

Хоть в основе построения композиции можно заметить штрихи ампира, но все формы очень упрощены и выглядят лаконично.

Стиль бидермайер причисляют к эклектическим, то есть объединяющим несколько других. Нередко в нем встречаются китайские или японские элементы декора, популярны также турецкие комнаты.

В общем, все, что мило сердцу среднестатистического городского жителя, вместилось в этот стиль.

Отделка комнат зачастую простая: плиточный или дощатый пол, покрашенный светлой краской потолок и стены. Иногда стены оклеены обоями в полоску или мелкие цветочки. Расцветку для мебельной обивки старались подобрать схожую с изображениями на обоях.

Цветы вообще занимают почетное место в интерьере в стиле бидермайер. И не удивительно, ведь они встречаются во всех ответвлениях романтизма. Букеты и вазоны обязательно украшают помещения.

Популярным становится создавать гербарии: засушенные цветы вставляют в рамку со стеклом, вешают на стены или просто ставят в вазы.

Декоративные предметы интерьера в стиле бидермайер

Вещи, сделанные собственными руками, стают предметом гордости. Их размещают в комнате для гостей, так называемой чистой комнате, которая появляется в квартирах как раз в тот период.

Очень популярны акварели и вышивка гладью или крестом.

Кроме самодельных декоративных предметов, на показ выставляются фарфоровые статуэтки и посуда, особенно сувениры, привезенные из других стран.

Для этого в гостевой комнате обязательно присутствует витрина – шкаф, стеклянный с трех сторон, с многочисленными полочками.

Бидермайер – стиль радушных хозяев.

Проведение времени с друзьями за вкусным обедом или чашкой чая – самое лучшее развлечение того времени, разве что после охоты. Поэтому обязательно имелся хороший дорогой фарфоровый сервиз, который также часто находил место на витрине.

Бидермайер в мебели

Очень примечательна мебель в стиле бидермайер.

После замысловатых аристократических гарнитуров, почитаемых ранее в Европе, она выглядит довольно просто, но впервые обладает исключительной функциональностью и удобством.

Эта мебель уже очень напоминает сегодняшние изделия.

Для ее изготовления выбирают древесину дешевых пород: фруктовые или хвойные деревья. Красные породы отошли на задний план из-за своей высокой стоимости.

Формы мебели в стиле бидермайер прямые и четкие, но все же с некоторыми закруглениями, вероятно, пришедшими со стиля рококо.

Особенно часто их можно проследить в изгибах ножек у стульев или в плавных линиях диванных спинок и подлокотников.

Неактуальным становится изготовление одиночных изделий, организовываются специализированные цехи.

От мебели уже не требуют украшать интерьер, а только выполнять как можно больше полезных функций: раздвижные и откидные столы, стулья, преобразовывающиеся в лестницы, секретеры с бесчисленным количеством выдвижных ящичков.

Что касается расположения мебели в комнате, то чаще всего она концентрируется в центре, например большой овальный стол с несколькими креслами или диваны вокруг небольшого столика.

Вдоль стен располагались шкафы или книжные полки. Пустот старались оставить как можно меньше.

Мягкая мебель получила большое распространение в рамках стиля бидермайер. На это повлияло введение машинного производства текстиля, что увеличило его ассортимент и количество. Стают популярными чехлы на мебель, а балдахины наоборот уходят в прошлое.

Стиль бидермайер в интерьере отличается гостеприимностью и теплой семейной обстановкой. Он подходит особенно для небольших квартир с низкими потолками, а в огромных особняках будет смотреться неуютно и даже нелепо.

Бидермайер – это воплощение немецкого качества и практичности, очень приятный комфортный стиль.

Похожие статьи