Классный час могу ли контролировать свое поведение. Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни. Вопросы для обсуждения

Тема классного часа: Учитесь управлять собой (Инсценировка)

Цель: способствовать реализации невостребованных резервов организма подростков, улучшению их здоровья.

Действующие лица:

Вася, ученик 10 класса.

Позитивное отношение к жизни.

Разумный образ жизни.

Вася (лежа на диване). Надоела вся эта жизнь. Одно и то же: в школе - учителя зудят, дома - родители пристают, в тусовке - одни и те же тупые разговоры. Мрак и беспросветность, настроение на нуле. Делать ничего не хочу, лежал бы целыми днями на диване и плевал в потолок. (Включает телевизор.)

Телевизор (бодрым голосом диктора). Друзья! Как прекрасно осознавать, что ты живешь, и уж только поэтому испытывать счастье! Мы обладаем бесценными дарами: мозгом - чтобы мыслить, мечтать, глазами - чтобы видеть прекрасную природу, красивые лица, слухом - чтобы слышать музыку, пение птиц, шелест травы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от жизни, и вопрос только в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, радоваться.

Вася (выключая телевизор). Опять чушь какую-то по ящику несут. Слушать противно. Вот был бы человек самонастраивающейся системой, как компьютеры будущего, половина проблем бы решилась. А то, чтобы уйти от депрессухи, сколько сейчас ребят на наркотики подсело! Чему радоваться-то, все противно, все болит. Посплю-ка я лучше, пока предки с работы не пришли.

Отворачивается к стенке и засыпает.

Внутренний голос № 2. А главное - он и не пытается выйти из замкнутого круга, ведь никто его этому не учил. Надо бы ему помочь, ведь он совсем юный и пока еще полон сил. Давай позовем две Главные Опоры в жизни. Они, как видения, явятся во сне к Васе и все растолкуют.

Появляются Главные Опоры: Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни.

Мой юный друг! Пойми, ведь ты не живешь, а безрадостно функционируешь и в суете не замечаешь, как летят дни, месяцы, годы. Вместо того чтобы с юмором относиться к своим неприятностям, ты тягостно их переживаешь, копишь недовольства и обиды, отчего страдаешь прежде всего сам. А ведь неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни, они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. «Юмор - соль жизни, - говорил Карел Чапек, - кто лучше просолен, дольше выдержит». Главная мудрость состоит в том, чтобы радоваться каждому мгновению. Эта мудрость приходит не сразу, но к ней необходимо стремиться, тогда уныние тебя никогда не настигнет. Давай попробуем посмотреть, сможешь ли ты найти радость в такой ситуации: раннее утро, понедельник, звенит будильник, пора вставать и идти в школу.

Вася (во сне). Разве этому можно радоваться? А впрочем... Почему бы не попробовать стать другим, вот народ-то удивится. Надо будет начать почаще улыбаться и поменьше строить из себя крутого. В конце концов в этом есть какой-то азарт!

Позитивное отношение к жизни . Вполне правильное решение. Смотри, не забудь про него, когда проснешься.

Позитивное отношение к жизни . Кроме мысленного самовнушения, есть и иной способ самозащиты от отрицательных эмоций - мышечная разрядка с помощью физических упражнений. У предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали. У современного человека подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая избыточное воздействие на внутренние органы, поэтому любые переживания сложных ситуаций связаны с ухудшением самочувствия.

Вася (во сне). Это значит, на уроке после конфликта с учителем надо поднять руку и сказать: «Мария Ивановна, отпустите меня в тренажерную, мне нужна мышечная разрядка?» Да она меня сразу же к директору отправит, а сама за валидолом полезет, хотя ей тоже бы следовало в тренажерную отправиться!

Позитивное отношение к жизни. Вася, во-первых, я надеюсь, что ты пе забыл про свои намерения прекратить лезть на рожон, а во-вторых, если вдруг и случится такая оказия, то это не значит, что надо куда-то бежать: вполне достаточно попеременно начать сокращать, к примеру, икроножные мышцы. А кстати, человек сжимает и разжимает кулаки именно в конфликтной ситуации, подсознательно снимая этим напряжение.

Разумный образ жизни . Буду надеяться, что тебя удалось немного убедить в том, что относиться к жизни надо радостно. Жизнь - это величайшая ценность во всех своих проявлениях, а полноценная жизнь немыслима без здоровья. Сократ говорил о том, что тело человека не болеет отдельно и независимо от его души, значит, физическое и психическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. Каждый человек может научиться сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.

Вася (во сне). Ну, сейчас опять пойдут разговоры про здоровый образ жизни. Нам про это на каждом уроке биологии рассказывают, только мы все равно ничего не слушаем. Взрослые говорят одно, а сами пьют, курят, едят что попало, смотрят ночами напролет всякую муть по телевизору.

Разумный образ жизни . Каждый из нас имеет свободу выбора, и чем человек больше знает, тем он более свободен в своем выборе, тем он более сознательно это делает. Я хочу, чтобы ты, к примеру, знал, что, по подсчетам ученых, кроме ночного сна, человек должен посвящать своему здоровью и отдыху ежесуточно около трех часов. Большую часть этого времени следует отводить на физические нагрузки, разумное питание, закаливание, бывать на природе.

Вася (во сне). А где взять время и силы? И так от усталости еле ноги передвигаешь, а тут еще дополнительно три часа напрягаться! Я даже постель не застилаю, чтобы прийти из школы и рухнуть на койку.

Разумный образ жизни . Весь фокус состоит в том, что чем меньше ты двигаешься, тем быстрее ты устаешь от малейшего напряжения. Попробуй завтра встать на полчаса раньше, размяться с гантелями под любую музыку, принять душ, выходя из дома, забыть про лифт и не ехать в переполненном автобусе, а идти пешком. Уверяю, что ты явишься на занятия не вялым и расслабленным, как всегда, а достаточно бодрым, и сможешь эффективно воспринимать объяснения учителя.

Вася (во сне). Ладно уж, если начинать новую жизнь, то во всем. В конце концов, бросить это я всегда успею. А вообще я слышал, что есть и другие способы разгрузки, кроме этих, общеизвестных.

Разумный образ жизни. Действительно, они есть. Один из них - мышечное расслабление, с помощью которого можно добиться совершенствования своей психики и тела. Расслабляя мышцы, ты даешь полноценный отдых всему организму, избавляешься от разных болей, устраняешь многие психические комплексы. Вспомни напряженные лица людей в транспорте - наморщенные лбы, плотно сжатые рты, и научись «разморщиниваться»: слегка разомкни зубы и губы, улыбнись глазами - совсем другое лицо! Помнится, ты переживал, что человек - не самонастраивающаяся система, так вот на мышечном расслаблении построена древнеиндийская система гимнастических упражнений - йога, освоив которую, можно научиться приемам саморегуляции и сделать шаг вперед в своем психофизическом совершенствовании.

Вася (во сне). Да, я знаю, что йогой можно достичь забойных результатов. У нас в компании был парень, который этой гимнастикой так увлекся, что у него все в жизни наладилось: и отношения с родителями, и в школе, и учиться стал значительно лучше. Я вообще доверяю древним рецептам оздоровления больше, чем этому современному здоровому образу жизни.

Разумный образ жизни . Должен тебе сказать, что здоровому образу жизни учили еще древние мыслители. Великий Гиппократ говорил об умеренности в еде, бесполезности чрезмерно длительного сна и вредности недосыпания, о благотворном влиянии физических нагрузок, в том числе прогулок на свежем воздухе. Он имел все основания давать советы о том, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь, поскольку сам прожил 92 года при средней продолжительности жизни в то время 25-35 лет.

Вася (во сне). Смотри-ка, действительно все, как у нас. А вот как ты можешь объяснить такую историю? Однажды в очередной раз я со всеми поссорился и мне было очень плохо. В гот день я проходил мимо театра, мне предложили лишний билет, и я его купил. Спектакль был очень трогательный, и у меня во время действия пошли по всему телу мурашки и даже слезы выступили, хотя ничего трагического и страшного на сцене не было. От этого переживания вдруг пришло ощущение радости жизни, я понял, что все будет хорошо.

Разумный образ жизни . Молодец, ты точно описал состояние, которое в психологии называется катарсис. Оно определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусств, природы. Это отличный способ освободиться, вытеснить тяжелые, иногда мучительные переживания положительными, достичь состояния внутреннего облегчения. Создавая себе условия для чувственной эстетической разрядки, можно регулировать свое самочувствие.

Вася (во сне). Катарсис - это конечно, классно, это бывает нужно. Понимаешь, не только я, но и многие мои приятели живут в постоянном напряжении, состоянии тревоги, как бы все время ожидаем неприятностей, даже если к тому нет никаких причин.

Разумный образ жизни. Прежде чем впадать в уныние по поводу предстоящей неприятности, сделай следующее:

1. Осмысли и максимально проясни для себя предстоящую ситуацию.

2. Сняв тревожный фактор неопределенности, проиграй в лицах свою роль.

3. Проанализировав другие подобные ситуации, прими решение о том, с чем тебе по силам справиться сейчас.

4. Представь, как ты будешь себя вести в случае краха.

5. Нельзя недооценивать ситуацию, но ни к чему и излишняя ее драматизация. В любом случае надо всегда помнить, что большинство событий ничтожны по сравнению с твоей возможностью жить, любить, с возможностью все изменить и начать сначала.

Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни (хором). Прощай, Вася. Мы будем рады навестить тебя снова. Помни, что полноценная жизнь любого человека основана на законе единства физического и психического здоровья. Организуй себя во благо долгой, полноценной и желанной жизни, помни о душе и теле, не давай им лениться.

Вася (просыпаясь). Ведь приснится же такая глупость. А впрочем, глупость ли? Что если со мной произошло такое же самое прозрение, как и с Менделеевым, когда он во сне увидел таблицу? Надо будет рассказать своим. Ну их, засмеют ведь...

А что если все это испробовать на себе? Вроде я все запомнил, голова ясная, как никогда. Решено: в конце концов я ничего от этого не потеряю, а может, наоборот, приобрету.

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе.

Можно ли научиться управлять собой?

Побирей Лариса Александровна

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы : Занятие с элементами тренинга

Ход занятия

  1. Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.

У читель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.

Слайд №1

  1. Марафонец
  2. Посланец наполеона
  3. Врач Леонид Рогозов

(См. модульный курс стр.35)

  1. Блок анализа и оценки

Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?

Слайд №2

Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…

Слайд №3,4,5

А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?

Приложении 1

Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения

Приложении 2 (5 мин)

Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?

Приложении 3

Расшифруйте понятия:

Самоубеждение

Самовнушение

Приложении 4

  1. Блок самоанализа и самооценки

Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?

Отработка приёмов самоубеждения

Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…

Аргументы за Аргументы против

  1. А ещё когда нам нужно владеть собой?

(В стрессовых ситуациях)

Какую ситуацию можно назвать стрессовой?

Давайте проведем тест и выясним, насколько вы стрессоустойчивы

  1. Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либ о с просьбой о помощи?

Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
  1. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.

  1. Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.

  1. О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.

  1. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.

  1. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
  1. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

  1. Любите ли вы давать советы?

Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.

  1. Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.

  1. Как Вы говорите?

Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд – «смелые»

2 ряд – «ловкие»

3 ряд – «находчивые»

Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .

Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Медленно сделай глубокий вдох.

Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов

У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!

А теперь мои советы вам (Памятки раздать)

Рефлексия.

Слайд №6

Приложение

ПАМЯТКА

Учись владеть собой!

  • Любое дело согласовывай с жизнью.
  • Тщательно выбирай линию поведения.
  • Прислушивайся к мнению взрослых.
  • Анализируй своё мнение и мнение других людей.
  • Критически относись к собственному выбору линии поведения

Если ты оказался в ситуации тревожного состояния

А) Успокойся

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Постарайся восстановить дыхание

Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.

Повтори процедуру 4-5 раз.

В) Постарайся расслабиться

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Обучайся навыкам саморегуляции

Упражнение №1. «Успокойся».

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать

Упражнение №2. «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

    Повелевать собой – величайшая власть. Сенека

    Можно ли научиться управлять собой?

    Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми

    Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

    Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -

    Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа

    Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против

    Правильные мысли Даже если… В любом случае…

    Учитесь властвовать собой

    На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…


    Цели и задачи

    — учить детей управлять своими эмоциями.

    Оборудование

    Набор пиктограмм «Настроение человека».

    Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

    Учитель . Рассмотрите пиктограммы. Что они обозначают? (Настроение человека) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Мы будем учиться управлять своими эмоциями. Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями? (Ответы детей.)

    Психологические этюды на выражение эмоций

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

    Педагог читает стихотворение, а дети изображают эмоцию удивления.

    ПРИЗНАНИЕ

    Поди узнай,

    Поди пойми,

    Что стало с парнем

    Лет восьми?

    Он всех в один несчастный день

    Чуть не довел до слез,

    Его зовут — стоит, как пень,

    Как будто в землю врос.

    — Смотри, не пей воды сырой! —

    Советует сосед.

    Один стакан, потом второй

    Андрюша пьет в ответ.

    Поди узнай,

    Поди пойми,

    Что стало с парнем

    Лет восьми?

    — Придешь обедать к трем часам, —

    Ему сказала мать.

    Он пробурчал: — Я знаю сам...

    А сам явился в пять.

    — Ну что с тобой, Андрюшенька?

    И сын признался ей:

    — Когда я вас не слушаюсь,

    Я выгляжу взрослей!

    А. Барто

    Вопросы для обсуждения:

    — Вы согласны с Андрюшей?

    — Какую реакцию вызвало поведение мальчика?

    — В чем может проявляться взрослость?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

    Учитель.

    И ты совершаешь

    Веселое чудо —

    Пол засверкал,

    Просияла посуда!

    И ахнула мама,

    Вернувшись домой:

    — Да это как в сказке...

    Волшебник ты мой!

    С. Погореловский

    Вопросы для обсуждения:

    — Как вы думаете, кто получает удовольствие? (Имама, и сын.) Почему?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ И ПЕЧАЛИ

    Учитель.

    Глаза у Саши велики,

    Но очень близоруки.

    Врач прописал ему очки

    По правилам науки.

    Но про очки ребятам всем

    Известно стало сразу.

    Они кричат ему: «Зачем

    Тебе четыре глаза?

    Саша, Саша — водолаз!

    У тебя две пары глаз.

    Только ты, очкастый,

    Стеклами не хвастай».

    Заплакал Саша от стыда,

    Уткнулся носом в стену.

    — Нет, — говорит он, — никогда

    Очков я не надену!

    С. Маршак

    Вопросы для обсуждения:

    Как вы думаете, почему Саше больно и обидно?

    Правильно ли поступают ребята?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

    Учитель.

    Если бьет дрянной драчун

    Слабого мальчишку,

    Я такого не хочу

    Даже вставить в книжку!

    В. Маяковский

    Вопросы для обсуждения:

    — В каких ситуациях мы испытываем отвращение и презрение?

    — Всегда ли нужно показывать эти эмоции?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

    Учитель.

    Однажды на лужайке

    Подрались два козла.

    Подрались для забавы,

    Не то чтобы со зла.

    Один из них тихонько

    Приятеля лягнул,

    Другой из них легонько

    Приятеля боднул.

    Один лягнул приятеля

    Немножко посильней,

    Другой боднул приятеля

    Немножко побольней.

    Один разгорячился,

    Лягнул, что было сил!

    Другой его рогами

    Под брюхо подцепил!

    В. Лифшиц

    Вопросы для обсуждения:

    — Какие эмоции испытывают герои этого стихотворения? (Гнев, злобу)

    — К чему может привести гнев?

    — Для чего надо уметь управлять этой эмоцией?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

    Меня пугал так сильно Страх

    В потемках у ворот,

    Что я в испуге крикнул «Ах!»

    Совсем наоборот.

    Я крикнул «Ха!» — и мигом Страх

    Забился под забор...

    Он струсил сам! И слово «Ах!»

    Я позабыл с тех пор!

    Г. Семенов

    Вопросы для обсуждения:

    — В какую эмоцию переходит эмоция страха?

    — Как вы преодолеваете страхи?

    ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ

    Учитель.

    Малыша обидел Витя,

    Но пред школою в строю

    Витя просит:

    «Извините,

    Я ошибку признаю».

    На урок пришел учитель,

    Положил на стол журнал.

    Следом Витя:

    «Извините,

    Я немного опоздал».

    Спор давно ведется в классе,

    Вежлив Витя или нет?

    Разберитесь в споре нашем

    И скажите нам ответ.

    А. Антонов

    Вопросы для обсуждения:

    — А как вы считаете, вежлив Витя или нет?

    — Как Витя выражал эмоцию вины?

    — Как вы думаете, ему верили?

    Подведение итогов

    Учитель . Для чего человеку надо уметь управлять своими эмоциями?

    Дети приходят к выводу, что неумение сдерживаться, подверженность гневу и страху мешают человеку наладить отношения с окружающими, добиться успеха в жизни, быть уверенным в себе, счастливым.

      Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

      Трем ученикам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Ученикам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

      Ситуация 1.

      Между двумя вашими одноклассниками возник конфликт, который мешает вам успешно учится. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.
      Как бы вы поступили в этой ситуации?

      Ситуация 2.

      В самый напряженный момент завершения задания в классе нарушена дисциплина, в результате чего написана служебная записка на ваш класс. Вам неизвестен виновник. Однако выявить и наказать его надо.

      Как бы вы поступили на этом месте?

      Ситуация 3.
      У вас создались натянутые отношения с одноклассником. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала учеба.
      Чтобы Вы предприняли в первую очередь?

      Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому учащемуся необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

      Вопросы учащимся:

      · Сложны ли эти правила, чтобы их выполнять?

      Согласны ли вы соблюдать их?

      Что может помешать в нашем классе не соблюдать эти правила?

      Что даст вам соблюдение этих правил?

      (Заслушиваются ответы учащихся).

      Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

      Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

      Формы раздаточного материала в приложении.

      Приложение1

      Задание №1

      Мои положительные качества

      Мои отрицательные качества

      Заание №1

      Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

      Мои положительные качества

      Мои отрицательные качества

      Что мне нужно изменить в своем поведении …

      Задание №1

      Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

      Мои положительные качества

      Мои отрицательные качества

      Что мне нужно изменить в своем поведении …

      Приложение 2

      Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

      Когда от меня требуют послушания, я …

      Когда меня просят не грубить, я …

      Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

      Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

      __________________________________________________________________________________

      В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

      При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

      Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

      Ты дежурный по кабинету. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

      Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего занятия. Как ты поступишь в этом случае?

      __________________________________________________________________________________

      Преподаватель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

    Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»

    Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;

    учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;

    развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;

    воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.

    Ход мероприятия

    1.Организация класса. Приветствие.

    2.Определение целей и задач классного часа.

    Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.

    Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

    чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.

    А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)

    Чем отличается коллектив от группы людей?

    Какими достижениями может гордиться наш коллектив?

    От урока я ожидаю…

    На уроке я хочу узнать…

    3. Работа над содержанием мероприятия.

    Учитель:


    -Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:

    (работа в группах)

    воспитанный

    вежливый


    тактичный

    деликатный

    корректный

    внимательный

    приветливый

    любезный


    милосердный

    обходительный

    сочувствующий

    уважительный

    Учитель:


    -Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)

    Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)

    Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)

    На карточках написаны правила.

    (Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)

    Работа по таблице на доске.

    Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.

    Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.

    Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.

    Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.

    Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.

    Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.

    Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.

    Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.

    Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.

    Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.

    (Эти правила вывешиваются в классном уголке)

    4.Физкультминутка.

    5.Продолжение работы над темой классного часа.

    Учитель:


    Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.

    1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)

    2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)

    Каким человеком хотите вырасти вы?

    Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)

    Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)

    6.Итог мероприятия.

    Учитель:


    -Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)

    1.Спорьте, но не ссорьтесь.

    2.Обговаривайте, но не оговаривайте.

    3.Искорените фразы «Ты всегда…»

    4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.

    5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом

    6.Умей поставить себя на место другого.

    7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.

    8.В несчастье ищи не истину, а согласие.

    9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.

    10.Будьте всегда взаимовежливы.

    Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.

    Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.

    В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!

    В году 365 дней.

    В каждом дне-24 часа.

    В часе-60 минут.

    Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)


    Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.

    Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.

    Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в

Похожие статьи