Эмоциональное выражение лица как предмет мимики. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль. Язык мимики и жестов. С чего начать обучение

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Мимика - классическая область исследования для физиономиста. Не знать ее данных - это значит быть подверженным серьезным физиогномическим ошибкам. Часто нам случалось изменять, пользуясь данными мимики, диагноз, поставленный по исследованию форм.

Мимика является главным показателем чувств говорящего.

Мимика помогает лучше понимать человека, с которым происходит общение. Очень важна мимика и в отношениях, так как позволяет разобраться, какие чувства испытывают люди по отношению друг к другу. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ - признаки удивления; опущенные вниз брови, изогнутые морщины на лбу, прищуренные глаза, сомкнутые губы и сжатые зубы свидетельствуют о гневе.

Сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ говорят об испытываемой печали, спокойные глаза и приподнятые внешние утолки губ - о счастье, довольстве.

Для любого участника общения очень важным является умение расшифровывать мимику собеседника. Но в то же время не менее важным является и умение самому владеть мимикой, делать ее более выразительной, чтобы собеседник лучше понимал намерения и побуждения. Особенно это умение необходимо в практике делового взаимодействия.

В то время как морфологический тип создается следственным путем, мимика является результатом воспитания. Если бы юпитерианец в нашем примере провел детство свое в среде, где его научили бы хотеть проявлять себя, он не стал бы невропатом и мимика его выражала бы сильную натуру. Это утверждение является мощной поддержкой для тех, кто наблюдает в себе признаки моральной слабости. Совершенствуя свою психическую культуру, мы совершенствуем наше естество, и это достойная цель.

Люди, не подверженные сильным страстям, имеют спокойную мимику.

На лицах вечно трепещущих людей, так же как и на лицах вечно занятых людей, морщины часто появляются уже в молодости. Чем глубже морщины, тем сильнее подчеркивают они идеи, которые представляют.

«Глубина складки какой-либо материи говорит о частом и каждодневном ее употреблении», - замечал Делестр.

Разумеется, нужно уметь различать психические морщины от тех, которые появляются от быстрого потолстения.

Движения лба тесно связаны с движениями бровей.

«Лоб доброго человека, - говорит Делестр, - несет ясность его совести». Если лоб без морщин - это лоб слабохарактерных, нерешительных людей. Лоб поднимается над их русыми дугообразными бровями, которые обычно тонки и подчеркивают простодушие их хозяина и недостаток реакций со стороны их страстей.

Невропаты имеют на лбу горизонтальные морщины, которые являются результатом частого приподнимания бровей - хорошо знакомого жеста постоянного удивления. Из-за самой маленькой работы они морщат свой лоб.

Уравновешенные натуры имеют на лбу своем самое маленькое количество горизонтальных морщин, потому что не морщатся от удивления: лоб их сморщен вертикально в той области, где выражается напряженное, волевое внимание, т. е. между бровями при корне носа. Так, вертикальные морщины идут рука об руку с горизонтальными и густыми бровями. Глубина вертикальной морщины и морщин вообще определяет размер умственного контроля.

Если вертикальная морщина, о которой идет речь, очень глубока, она означает своенравную и даже насильственную волю. В таком случае она сопровождается густыми и непослушными бровями. Подобный тип лба и бровей встречается у людей, не поддающихся никакой дисциплине. Делестр видел много таких лиц в тюрьмах.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

Похожие статьи