Общие человеческие ценности в современном мире. Ценности общечеловеческие

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (см. ЦЕННОСТЬ).


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ" в других словарях:

    Комплекс понятий, входящих в систему филос. учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных,… … Философская энциклопедия

    Общечеловеческие ценности теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией,… … Википедия

    ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным… … Социология: Энциклопедия

    Общечеловеческие ценности - концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующие в разных культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей. Наборы этих ценностей различны. Наиболее признанный включает в себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ценности общечеловеческие - понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ - понятие этики, с помощью к рого характеризуется значение для об ва и человека соц. историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных… … Российская социологическая энциклопедия

    Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей - кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии

    Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм … Википедия

    Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия

Книги

  • Россия и Европа , Данилевский Николай Яковлевич. В книге представлен главный труд известного русского мыслителя, основателя цивилизационного подхода к истории и новой историософии, русского социолога, культуролога, публициста,…
  • Россия и Европа , Данилевский Н.. В книге представлен главный труд известного русского мыслителя, основателя цивилизационного подхода к истории и новой историосо­фии, русского социолога, культуролога, публициста,…

Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности

Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Системы ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили свою значимость.

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации - признак инфантилизма.

В современном мире существуют различные системы ценностей. Например, системы ценностей, характерные для французского общества: религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, - экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в лучшем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).

Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (добра и зла); экологические ценности, гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни.

В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.

Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.

Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира. К общечеловеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. Права и свобода человека - общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.



В современном обществе среди ценностных ориентации отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бережное отношение к любым проявлениям жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.

В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. В Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, Президент Российской академии образования, предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.

Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориентации, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира.

Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.

Общечеловеческие ценности – это то неистребимое, что объединяет людей, независимо от их расы, пола, образования, уровня достатка и культурного развития, политических предпочтений.
Что же можно отнести к этой категории? Мне кажется, что в нее входят те понятия, которые формируют систему морально – этических принципов каждого человека. Это доброта, милосердие, чувство достоинства и чести, благородство, уважение к старшему поколению, национальный дух, любовь к Родине, патриотизм, интеллигентность и справедливость.
К сожалению, на сегодняшний день моральному воспитанию человека отводится второстепенная роль. Поэтому многое из Общечеловеческих ценностей Превратилось в призрачное понятие и упоминание о них вызывает у современного поколения лишь высокомерную улыбку.
Но, в действительности, общечеловеческие ценности не утратили и никогда не утратят своей актуальности. Люди, который уважают, в первую очередь, самого себя, всегда будут придерживаться определенных правил поведения, а слово чести не станет пустым звуком.
Для чего же нужны общечеловеческие ценности? На мой взгляд, они выполняют роль связующего звена. Дело в том, что каждый Человек представляет собой яркую индивидуальность, с собственным пониманием таких понятий, как добро и зло. Но общество является целостным организмом, поэтому необходимо наличие объединяющих факторов, общепринятых норм. Именно в этом качестве и выступают общечеловеческие ценности.
Например, такое понятие, как гуманизм мешает распространению насилия, жестокости и войны, способствуя миру и согласию во всем мире.
Чувство национального достоинства необходимо для развития и духовного становления каждого народа и каждой страны. Милосердие очищает и соединяет сердца людей, кем бы они небыли, и чем бы ни занимались. Люди, помогают друг другу, иногда рискуя собственной жизнью. Ярким примером этого служат подвиги волонтеров, которые бескорыстно отправляются в самые горячие точки планеты, чтобы оказать помощь тем, кто в ней нуждается!
А главная вечная ценность, которая формирует духовную культуру человечества – это любовь. Любовь к детям, любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к родной земле… На мой взгляд, именно это чувство способствует улаживанию конфликтов и гармоничному сосуществованию людей на земном шаре.

(No Ratings Yet)

  1. Лев Николаевич Толстой – великий русский прозаик XIX века. Его смело можно назвать автором, который способен уместить на страницах своего романа целую жизнь героя, раскрыть его характер, вложить в его...
  2. Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.3. Драмы чести Драмы чести Кальдерона вызывали различные толкования и споры. Понятие чести у Кальдерона исходит от сословнодворянских представлений. У драматурга свой подход к...
  3. Какой предстает в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Россия чести и доблести? Отвечая на вопрос, укажите, что в романе “Белая гвардия” проявляются не только черты новой поэтики ХХ-го века,...
  4. На мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны,...
  5. Современник А. С. Пушкина С. Т. Аксаков написал сказку “Аленький цветочек” в 1858 году. С того времени прошло уже 155 лет. Наше поколение читателей знакомится со сказками сначала в устной...
  6. Сегодня классицизм снова обрел своей популярности. Мольер один из ярких представителей этого направления. Его герои реалистичны, а настоящая красота человека выражается через мировоззрение и разум. Один из самых ярких образов,...
  7. Кто такой Король Лир (Lyr)? Это имя окутано дымкой легенд. Его образ встречается в кельтских мифах, где Лир изображен как правитель моря. Он также упоминается в старинной летописи “История Британии”...
  8. Сочинение-рассуждение Бесспорно, один из наиболее плохих человеческих качеств – это зависть, т. е. ревностное отношение к достояниям и достижениям других людей. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество...
  9. Несмотря на то, что сегодняшний мир заполонил Интернет, книга продолжает свою жизнь. В книгах нуждающимся люди разного возраста: дети, взрослые, бабушки и дедушки. Для одних – Книга это источник научной...
  10. Сегодня многие люди задумываются над вечными нравственными вопросами: предать или быть преданным, поступить по совести или соврать, продать Достоинство или достойно и преданно самостоятельно идти к своей цели. Конечно, на...
  11. О ПОЭЗИИ ПУШКИНА Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и, вместе...
  12. У каждого из нас есть родители, люди, давшие нам жизнь. Мы их не выбираем по своему вкусу, а воспринимаем как данность. Иногда мы совсем забываем, что с рождением нам уготовлен...
  13. Роман Ивана Багряного “Тигроловы” стал одним из самых известных в его творчестве. В основу произведения легли автобиографические события, произошедшие с автором во время ссылки на дальний восток. Писатель при жизни...
  14. С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что...
  15. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  16. Каждый сам формирует свое мировоззрение и определяет свои жизненные принципы. Существуют такие вещи, что изменить в своей жизни просто невозможно. Каждый человек рождается в семье, которую выбирает судьба. Ребенок, словно...
  17. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
  18. Размышляя над проблематикой Пьесы “Кукольный дом” (сочинение) , критики выделяют, прежде всего, проблему борьбы женщины за равные с мужчиной права. Однако в пьесе, на мой взгляд, убедительно звучит именно мотив...
  19. Джек Лондон – выдающийся писатель, посвятивший своему творчеству всю жизнь. Он посвятил ей всего себя. Его рассказы выразительные и описаны до мелочей, что кажется, будто ты смотришь кинокартину, а не...
  20. Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но...
  21. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ По щучьему велению Волшебная сказка “По щучьему велению” представляет собой веселую историю о том, как Емеля поймал щуку, отпустил ее и получил за это волшебный дар –...
  22. Тема жизни после смерти красной линией проходит в Творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом...
  23. Нора – это героиня пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена “Кукольный дом” (сочинение) . Внешне это веселая, несколько легкомысленная беззаботная женщина, которую любит человек, у которого все в порядке – у...
  24. Роль знаний в жизни человека Для чего человеку знания, какова их роль в жизни человека? Вроде и простые вопросы, но иногда нужно отвечать на такие простенькие вопросы, чтобы лучше понимать...
  25. Мудрые люди говорят, что мы сами творим свою жизнь, а значит и свою судьбу. Из этого следует, что, по большому счету, каждая мелочь, каждая неудача, каждый проступок на жизненном пути... Игорь Северянин в русской литературе занял достойное место, как основатель эгофутуризма, в его творчестве непременно звучали эгоистические мотивы о своей собственной персоне. Поэтому сложилось искаженное восприятие стихотворений и самого автора,...
Общечеловеческие ценности

Вопросы, затрагиваемые в этом материале, вроде бы очевидны и простыми кажутся на первый взгляд. Но заставляют задуматься в первую очередь взрослых, задача которых является донести до в простой и понятной им форме ту истину, о которой они сами забывают в водовороте жизни. Дети, достигая определенного возраста, могут оценивать и понимать окружающую их жизнь. Ученики 4 класса с примерами общечеловеческих ценностей, приводимых им в доступной форме, относятся к этой возрастной группе.

Общее понятие

Общечеловеческие ценности - теоретически существующая некая система моральных норм, содержание которой не связано с временным историческим периодом. Учитывая тот факт, что на сегодня происходит тесное общение между представителями всех культур и национальностей, существование общечеловеческой системы ценностей просто необходимо.

Жизнь как ценность

На сегодня общество достигло того уровня развития в технологическом плане, что возможно взаимоуничтожение. Существующая система общечеловеческих ценностей может быть или должна быть неким сдерживающим барьером между народами.

Самым главным и первым пунктов в этой системе должна быть жизнь человека. Она является неприкасаемым фактом, покушение на жизнь человека недопустимо.

Давайте приведем пример общечеловеческой ценности - жизни. Родился человек. При рождении каждый имеет огромный потенциал и неисчерпаемые ресурсы. Но каждый сам решает, как ему распоряжаться дарованными ему ресурсами. Один человек - мастер: из груды железа создаст что-то ценное и необходимое, например, автомобиль. Другой, например, хирург, который в течение многих лет может спасти многие жизни. За счет знаний и умений, которые он приобрел, за счет своих природных ресурсов.

Третий пример, человек пьющий и нигде не работающий, при рождении имел те же ресурсы и тот же потенциал, но не воспользовался ими. На основании приведенного примера такая общечеловеческая ценность, как жизнь, является главной и несоизмеримой ни с чем на свете величиной. И не важно, какая профессия или возраст, или здоровье у любого человека, каждый должен знать и понимать тот факт, что жизнь любого человека представляет собой не соизмеримую ценность.

Ценность здоровья

Также к этой системе относится и здоровье человека: каждый человек в современном обществе имеет право на сохранение своего здоровья, имеет право на лечение. Не имея крепкого здоровья построить цепочку других ценностей для человека практически невозможно.

Во всем мире, в каждой стране развитие системы здравоохранения считается важным этапом. Больницы, поликлиники, санатории, госпитали: все это создано для поддержания и, что также немаловажно, контроля над здоровьем человека. Вот, приведем пример общечеловеческой ценности - здоровья. Мы часто желаем друг другу крепкого здоровья. Так повелось из поколения в поколение. Ведь имея крепкое здоровье, человек сможет преодолеть все жизненные трудности, а если придется, то и пережить серьёзные перегрузки.

Право на образование. Значение образования как ценность

Продолжим наше повествование об общечеловеческих ценностях, примером 4 классу может служить право на образование. Его, безусловно, можно отнести к этой системе. На сегодня эта ступень для человека в мир, где он сможет занять своё место, принести пользу обществу, получить блага для себя и, что самое важное, для своих близких.

Семья как главная ценность человека

Семья. Семь «я». Важнейшая общечеловеческая ценность, примером может быть любая семья, будь то семья друга, соседа, одноклассника. Если оглядеться вокруг, то можно обратить внимание, что они бывают разными: веселыми и шумными, строгими и консервативными, полными и неполными.

Семья и семейные ценности - это две ветви, которые плотно переплелись друг с другом. Эти ценности для каждого человека представлены в виде длинного-длинного списка, что доказывает важность и необходимость существования семьи. Это и любовь: матери к своему ребёнку, между супругами, забота о старшем поколении.

Семья и семейные ценности важны и необходимы любому человеку, как корень для могучего дуба, сила и мощь которого иссякнет, если корень будет поврежден или болен. Так и с семьей. Примерами общечеловеческих ценностей пусть послужат описанные выше моменты.

Наука в системе ценностей

Наука в системе общечеловеческих ценностей занимает ведущее положение. На сегодня сложилась экологическая угроза для нашей планеты, тому виной, безусловно, сам человек. Экосистемы претерпевают вмешательство в свою структуру, но именно развитие науки является тому причиной. Это ситуация с одной стороны.

С другой - развитие науки воздвигло тот окружающий мир, в котором мы живем. Примером привести можно открытия, сделанные на основании исследований физиками, химиками, математиками, астрологами, дали толчок к дальнейшему развитию человечества в различных отраслях.

Условно влияние науки можно разделить на бессознательное формирование понимания мира в целом, и осознанное, которое формируется у человека под влиянием социума, то есть общества. К этому факту можно отнести и общеобразовательную систему воспитания, самообразование. Бессознательное формирование подразумевает факт, как природная сущность человека, то есть при рождении в каждом из нас уже заложена, как говориться, «человеческая сущность», свойственна любознательность, желание узнать что-то новое для себя. И неважно, в какой сфере деятельности это произойдет, важен тот факт, что этот механизм начинает работать вновь и вновь. Это и является тем, что отличает человека от животного.

Физическая культура и спорт. Их место в данном случае

Физическая культура и спорт в системе общечеловеческих ценностей занимают своё важное и значимое положение. Они направлены на укрепление здоровья человека, также на развитие физических и морально-волевых способностей, все это в комплексе ведет к развитию сильной и гармоничной личности человека.

Спорт является общечеловеческой культурной ценностью, примером этого может послужить сама история развития: это и олимпиады, и соревнования, и исторически сформированные виды спорта. Значение физической культуры и спорта велико и формируется в нескольких направлениях:

  • Во-первых, под воздействием данных факторов происходит формирование человека как личности.
  • Во-вторых, сам он уже в процессе занятия спортом вносит вклад в его развитие, раскрывает или усовершенствует виды спорта.
  • В-третьих, вносит свой вклад в развитие самого общества в целом.

Литература в жизни человека

Возникновение и формирование самой литературы из века в век доказывает тот факт, что это важнейшая ценность для человечества. Литература затрагивает душу человека, она помогает раскрыть и понять всю ее глубину, её темные и светлые стороны, заставляет задуматься, почему происходили некоторые события именно так, с чем это связано, что могло быть, если бы человек поступил по-другому.

Ответы на все эти вопросы можно получить из книг. Любая книга, любое произведение может служить тому доказательством. Примером общечеловеческих ценностей из литературы может послужить произведение «Слово о полку Игореве...», где приводится описание служения своей Родине, её защита, жизнь главных героев посвящена высокой идее. Помимо этого, примером может послужить верность и нежность русских жен в этом произведение, которое, в свою очередь, также является примером общечеловеческой ценности семья. Семья, которая даёт человеку силы, желания творить.

Приведем еще один пример из классической литературы по произведению Антона Павловича Чехов «Ионыч». Здесь описана жизнь молодого человека, желанием которого было служить обществу, приносить пользу, но переломным моментом в его жизни явилась любовь. Он полюбил молодую красивую девушку, которая не ответила ему взаимностью. Главный герой сделал ей предложение руки и сердца, а в ответ получил лишь насмешки. Нет, он не умер, не заболел, но он потерял тот интерес к жизни, в нем потух тот самый огонёк, который давал ему желание жить интересной полной жизнью. И со временем он обрюзг, пристрастился к азартным играм, и существование его стало пустым и бессмысленным.

Автор на примере своего героя хотел показать, что утрата таких общечеловеческих ценностей как любовь и семья, завели главного героя в тупиковую ситуацию. Пусть также этот опыт послужит примером молодому поколению: нельзя останавливаться в жизни, если случилась какая-то неприятность, всегда нужно идти вперед к своей мечте, всегда нужно стараться осуществлять задуманные тобой планы. Ведь если у тебя будет что-то получаться, то награда для самого себя не заставит долго ждать - чувства самоуважения и удовлетворения от жизни будут тебе порукой. Вот такой пример общечеловеческих ценностей был приведен автором.

Заключение

В заключение еще раз хотелось бы отметить важность моральных ориентиров на сегодня для каждого человека в отдельности, и для общества в целом. Фото примеров общечеловеческих ценностей представлены в данной статье.

Хотелось бы отдать должное мастерам своего дела, их работы также могут быть для нас примером, вносимого ими в общее понятие общечеловеческих ценностей. Ведь созерцание прекрасного - напоминание того, что это все рядом, вокруг тебя, береги и люби, дари себя, учись - учись с удовольствием, учись каждый день, пусть это будет один шажочек, но пусть он будет сделан.

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей.Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, котораябы стала необходимым цементом для укрепленияинновационной основы этих проектов.

За последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как «общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу.

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногдаобщечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д.Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество . Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины . В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью . Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство ...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Примеры

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

В подготовке материала использованы: Энциклопедия социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.

Похожие статьи