Архитектор Фостер Норман: биография, проекты. Норман Фостер – Британский архитектор, зарубежный почётный член Российской академии художеств

Сэр Норман Фостер — один из наиболее интересных и прославленных архитекторов современности. Мастер, которому удалось совершить почти невозможное: быть революционером и новатором, одновременно оставаясь человеком, формирующим правила архитектурного истеблишмента. Бюро Нормана Фостера с завидной регулярностью возводит знаковые объекты по всему миру: его зданиями гордятся и осторожные в экспериментах европейские столицы, и избалованные разнообразием небоскребов города Нового Света. А уж творения Фостера в Азии задают тон новому строительству региона, становясь неотъемлемой частью облика городов.

Разнообразие идей и типологий работ архитектора делают его сооружения узнаваемыми и уместными в любом контексте. Современная нота в историческом квартале столичного мегаполиса, реновация культурного памятника или модернизация фабрики в небольшом провинциальном городке, грандиозная постройка — символ в новом городском образовании — все подвластно неуемной фантазии мэтра! Его здания обрастают легендами и затейливыми историями еще на стадии строительства. Придумывание забавных прозвищ и бурные обсуждения — повсеместная реакция на творения, которые Фостер предлагает миру. (Чего стоит один только лондонский «Огурец»!) При этом его здания подчеркнуто функциональны и рациональны. Количество инженерных технологий, предложенных архитектором и ставших инновационными в общепринятой практике той или иной страны, просто поражает. Почти каждая из фостеровских построек выигрывает у сооружений соперников по каким-либо особым параметрам. Британскому архитектору регулярно удается придумать еще что-то неожиданное, что позволяет ему продолжать быть лучшим и формировать действительность, которая в разной степени затрагивает жизнь огромного числа людей.

Изучая такую яркую фигуру архитектурного небосклона современности, не перестаешь удивляться: как в скромном парнишке из простой рабочей семьи Манчестера проявился такой мощный творческий потенциал? И как ему удалось убедить сначала чопорных британцев, а потом и остальной мир в своей исключительности? А ведь сегодня сэр Норман Фостер не просто один из самых влиятельных мэтров архитектурной практики, титулованный член британского общества (носит титул Baron Foster of Thames Bank), лауреат престижнейших Императорской и Притцкеровской (1999) премий и огромного количества иных профессиональных наград. Его имя — синоним респектабельности и яркости художественного образа в современной архитектуре.

Мастеру не только удалось получить признание в профессиональных кругах, сделавшее его одним из авторитетнейших специалистов в проектировании и строительстве комплексов самого сложного уровня. Он активно способствует распространению по планете целого архитектурного стиля в течение десятилетий, что в наше время вообще почти немыслимо. Обилие визуальной информации и быстрота смены картинки настолько избаловали современного человека, что интерес к чему-то, находящемуся вне рамок моды или актуального тренда, сохраняется только в исключительных случаях. Фостер создал архитектуру, которая каждый раз и становится этим исключением из правил, уникальным явлением, вызывающим неподдельный интерес у людей разных национальностей, культурного и социального багажа, различных профессиональных интересов.

Хай-тек, родившийся из совместных с Ричардом Роджерсом и другими соучениками по Йельскому университету проектных экспериментов, благодаря методичной проработке и развитию в последующих сооружениях Фостера, стал общепризнанным мировым архитектурным стилем, в рамках которого выросло уже несколько новых ярких мастеров. Конечно, Фостер не был единственным архитектором, активно пропагандировавшим в своих проектах «высокотехнологическую» стилистику. Но именно в его творениях увлечение техницизмом приобрело подлинные масштаб и величавость, присущие любому «большому стилю». Удивительно другое: как человеку, приверженному четким эстетическим принципам, удается с каждой новой работой не просто по- вторить успешное решение, но развить его настолько, чтобы опять оказаться на гребне волны, не потеряться и не отойти в тень на фоне изобилия архитектурных фантазий молодого поколения? Ведь новые проекты почти 80-летнего сэра Нормана Фостера по-прежнему остаются заметными и обсуждаемыми в самых широких кругах! Тем интереснее более подробно поговорить об удивительной архитектуре этого мастера, задающего тон в современном зодчестве с искусством подлинного экспериментатора.

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в индустриальном городе Британии — Манчестере — в семье рабочих, далекой от архитектуры. Они жили совсем небогато, поэтому мальчик не мог рассчитывать на широкий выбор в вопросе будущей карьеры. Из-за финансовых трудностей семьи он ушел из школы в 16 лет и устроился в офис казначейства Манчестера. В свободное время юноша изучал торговое право и пробовал рисовать. Затем пошел служить в Королевские ВВС, где стал дипломированным пилотом. Полученные в армии навыки Фостер активно использовал уже потом, собственноручно пилотируя личный самолет в небе над Европой и перелетая от одного своего дома к другому, из страны в страну, с острова на континент и обратно.

После завершения службы в 1961 году будущий архитектор работал в пекарне, затем на заводе и, уже соприкасаясь с вопросами моделирования пространства, стал сотрудником мебельного магазина. Архитектурную профессию Норман начал постигать в Манчестерском университете градоустройства и архитектуры. Благодаря таланту и большому трудолюбию в 21 год он выиграл стипендию на право обучения в . Воспользовавшись этой благоприятной возможностью для продолжения образования, Фостер отправился в Нью-Хейвен, США, где проучился два года (1961-1963) в Школе архитектуры Йельского университета и получил ученую степень магистра. И, что более важно для мировой архитектуры, в Йеле Фостер встретил другого одаренного британца — Ричарда Роджерса, вместе с которым по возвращении в Англию создал «Бюро четверых». (В него вошли также жены архитекторов — Венди Фостер и Сью Роджерс.)

В рамках этого творческого объединения и родился хай-тек — архитектурный стиль, возведший красоту инженерных конструкций в главный художественный принцип построения здания. Сам Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что одним из наиболее важных и вдохновляющих примеров для него послужили работы русского инженера В. Г. Шухова с его знаменитыми сетчатыми оболочками и большепролетными перекрытиями. При создании высотных башен Фостер по-своему интерпретировал тему развертывания зримого совершенства конструкции, так восхитившую его в московской Шуховской башне на Шаболовке и других сооружениях своего кумира студенческих лет.

Первым заметным проектом, принесшим Фостеру профессиональное и общественное признание, становится фабричное здание «Рилайенс контроле» 1966 года. Тогда же начинается его долгий путь на архитектурном поприще.

В 1967 году в возрасте 32 лет энергичный британец вместе с двумя коллегами открывает архитектурную фирму «Фостер и партнеры». Занимаясь отдельными проектами относительно небольшого масштаба, он сотрудничает с несколькими крупными мастерами архитектуры и инженерного дела. В 1971 году Фостер построил элегантную структуру пассажирского терминала из металла и стекла (Фред Ольсен Центр в доках Милуолл) в Лондоне. Здесь отразилось его видение организующего потенциала архитектуры: четкая конструкция в стилистике минимализма с элементами хай-тека может формировать модель поведения людей. В том же году был выполнен проект офисного здания для страховой компании «Уиллис, Фейбер и Дюма» в Ипсвиче. Работа велась в сотрудничестве со старшим коллегой и учителем Фостера Бакминстером Фуллером. Амебообразное строение с почти сплошной стеклянной облицовкой, вписанное в криволинейные очертания участка, заметно отличалось от более привычного модернистского окружения с его обилием прямых углов и призматических объемов. Эскалаторы вокруг просторного атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, наглядно продемонстрировали важные для архитектора идеи энергоэффективности зданий и значимости социальной роли архитектуры. Строительство было закончено в 1975 году и, оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы.

Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека. Впечатляющее художественное решение Центра изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче (1974-1978) с его мощной пространственной конструкцией из стекла и металла было отмечено наградами Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Само здание Центра Сейнсбери представляет собой протяженное прямоугольное строение с двухслойными стенами и кровлей, собранными из гибких стальных конструкций. Эти конструкции образуют рамы с пролетом 33 метра, облицованные идентичными панелями. Все коммуникации расположены в пределах пространственных металлических конструкций, видимых только на торцах. Алюминиевые жалюзи с сенсорными датчиками обеспечивают подвижную систему контроля за естественным и искусственным освещением. Предложенная Фостером концепция высокотехнологичной «рамки» для экспонирования произведений современного искусства и пространственная свобода ее демонстрации — именно тот формат, который показался наиболее прогрессивным создателям Центра. В этом «обрамлении» под общей кровлей и находятся свободно перетекающие друг в друга собственно демонстрационные залы, оранжереи, кафе-бар и прочие помещения факультета искусств Центра. Прозрачные боковые окна по всей высоте здания позволяют окружающему пейзажу создать своеобразные «декорации» к тому, что представлено в коллекциях.

Если составлять топ-лист самых эффектных и значительных построек Фостера, то обратит на себя внимание не только разнохарактерность объектов, но и их различное назначение, масштаб и широкая география. В списке «самых-самых» непременно будут многофункциональные небоскребы, реконструкции исторических памятников, музеи и научные центры, общественные и офисные здания, аэропорты, вокзалы, фабрики, кампусы, мосты и другие инженерные сооружения. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Среди наиболее выдающихся построек Фостера выделяют «Огурец», он же башня «Мэри-Экс, 30» в Лондоне (разработана совместно с Кеном Шаттлвортом; 1997-2000 / 2001-2004); комплекс зданий лондонской мэрии (2002, в том же проектном тандеме); аэропорт Стэнстед в Лондоне (1981-1991) и аэропорт Чеп Лап Кок (1992-1998) около Гонконга — самый большой в мире; «Коммерцбанк» (1991-1997) во Франкфурте и Гонконгский и Шанхайский банк (1979-1986) в Гонконге. Также нужно отметить следующие строения: штаб-квартиру страхового общества «Уиллис» (2004-2007), расположенную в Сити практически рядом с «Огурцом» и другим хай-тек-манифестом — зданием «Ллойдс» (1986) Ричарда Роджерса; стадион «Уэмбли» на 90 000 зрителей (2002-2007, опять же самый большой в мире), а также реконструированный Рейхстаг в Берлине (1999) и такие уникальные инженерно-транспортные сооружения, как виадук Мийо (2004) во и лондонский мост Тысячелетия (1996-2000, совместно с Энтони Каро).

Одной из популярных пространственных структур хай-тека, наряду с вынесенными на фасады коммуникациями и подчеркнуто эстетизированными несущими конструкциями, следует назвать систему вертикальных опор, организующих пространство. Таким своеобразным металлическим «лесом» из стальных вертикалей и подвешенных к ним на тросах алюминиевых сеток является центр компании «Рено» (1983) в небольшом британском городке Суиндон. Отличительной особенностью постройки является потенциальная незавершенность ее композиции, позволяющая в случае необходимости добавлять новые идентичные элементы.

Аналогичную тему прорастающего рукотворного леса, но уже со стеклянными мембранами заполнения, Фостер использовал в аэровокзале аэропорта Стэнстед. Отказавшись от обычной экономии на стандартных элементах, архитектор предложил проектное решение в принципах «сложной простоты»: он акцентировал ритм обманчиво простой сетки колонн качеством отделки и фактурностью более дорогих материалов. Первоначальный проект модернизации Рейхстага, представленный на международный конкурс, тоже базировался на идее легкого, примыкающего к зданию навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Позднее, правда, замысел радикально изменился, и Фостер создал новый купол над залами бундестага. Теперь полупрозрачная зеркальная сфера с системой пандусов непрерывного движения позволяет туристам заглядывать в самое сердце немецкого парламента, не препятствуя его работе. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей объединенного Берлина.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии. После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

Стойкий приверженец художественного языка высокотехнологичной архитектуры, сэр Норман создает выразительный трехгранный 300-метровый небоскреб, главный современный символ Франкфурта, самое громадное здание Европы с 1997 по 2003 год (после титул перешел к московской «восьмой высотке» — Триумф-паласу и затем — к другим башням московского Сити). Неповторимое сооружение из нескольких нанизанных на стержни трехгранных призм имеет разные по характеру, но одинаковые по значению фасады, каждый из которых исключительно монументален и выразителен. Девять висячих садов, двойная оболочка фасадов с естественной вентиляцией, открывающиеся окна и контроль энергосбережения — все это делает его одним из самых экологически чистых строений в своем жанре. Уровень расхода энергии здесь примерно на 30 % ниже, чем в аналогичных офисных зданиях.

Говоря о современной архитектуре, сэр Норман Фостер неоднократно подчеркивал, что внимание к вопросам экологии и энергосбережения столь же важно, как и облик сооружения. Грамотное сбалансированное проектное решение должно уравновешиваться соответствующим инженерно-техническим наполнением здания.

При строительстве «Коммерцбанка» Фостер в очередной раз предложил новаторский подход к проектированию, сделав акцент на гармонии сооружения с окружающей средой и его энергетической эффективности. Он ушел от традиционной американской модели с полностью кондиционируемыми помещениями, искусственным освещением и одинаковой планировкой этажей вокруг центрального ядра. Архитектор использует главным образом естественные свет и вентиляцию; имеется атриум, проходящий от уровня земли до верхнего этажа; из каждой части здания открывается вид на город. Такие идеи позволили Норману Фостеру назвать это строение «первым в мире экологичным высотным зданием». С инженерной точки зрения основной вклад в подобное техническое совершенство был внесен системой, позволяющей эффективно взаимодействовать системам отопления, вентиляции, безопасности и коммуникаций.

Виадук Мийо — это один из самых длинных, высоких (341 метр) и величественных мостов в мире. Основное назначение грандиозного сооружения протяженностью около 2,5 километра — в составе новой трассы связать Южную Францию с Испанией. Многопролетная вантовая конструкция, изящно вознесшаяся над горным пейзажем, избавила европейцев от многочасовых пробок у переезда через реку Тарн на шоссе А75 — ис- ключительно популярном туристическом направлении в период отпусков.

Как часто бывает с масштабными проектами Фостера, виадук Мийо вызвал широкий резонанс в прессе. Звучали прямо противоположные оценки уместности и целесообразности подобного строительства в отдаленной провинции. В качестве инженера-соавтора выступил французский специалист Мишель Вирложо, а работами занималась французская конструкторская компания «Эйфаж», в которую в том числе входят мастерские, созданные еще Густавом Эйфелем. Несмотря на первоначальные сомнения, сегодня общепризнано, что новый мост, отдельные опоры которого выше самой Эйфелевой башни, стал органичным продолжением высокоскоростной магистрали. И, будучи чисто техническим сооружением, поднялся до уровня подлинного художественного произведения. Обманчиво легкий, он очень удачно влился в живописный французский пейзаж и вошел в число наиболее посещаемых объектов современной архитектуры во Франции. На примере этой работы Фостер в очередной раз продемонстрировал умение сочетать в своих произведениях основные качества подлинного зодчества: пользу, прочность и красоту (принципы классической архитектуры, сформулирован- ные еще древними греками).

После строительства моста Тысячелетия и стадиона «Уэмбли» в Лондоне, практически сразу ставших в ряд с основными туристическими достопримечательностями новейшего времени в городе, сэра Нормана Фостера начали воспринимать как наиболее авторитетного архитектора в родном британском обществе, весьма богатом на громкие имена в зодчестве наших дней. В декабре 2005 года газета «Таймс» объявила его персоной номер один в современном искусстве. Даже давний друг и соперник Ричард Роджерс оказался в роли «догоняющего» со своим исключительно смелым небоскребом «Шард».

В середине 2000-х Фостер находился на пике международной славы. По его проектам возводились крупные объекты в , США, странах арабского мира. Завершив в 2006 году башню «Херст» в Нью-Йорке, архитектор снова доказал, что хай-тек — это исключительно яркое и богатое по своей выразительности художественное течение, а небоскреб — прекрасный инструмент для демонстрации синтеза яркости образа и передовых технологий.

Обладая впечатляющим творческим багажом, накопленным к седьмому десятилетию жизни, Фостер в очередной раз взялся за эксперименты и попробовал охватить своим искусством еще один значительный регион — Россию.

Взаимоотношения с нашей страной у сэра Нормана Фостера сложились весьма неоднозначные, хоть и достаточно интенсивные в определенный период. К началу нового тысячелетия архитектор уже собрал всевозможные международные призы и добился признания не только в родной Британии, но и во множестве других стран. А в как раз в начале 2000-х была особенно востребована идея приглашения зарубежных мастеров. Желание преодолеть разруху и неустроенность 1990-х годов влекло за собой требование крупных знаковых имен для реализации многих амбициозных планов как государственного уровня, так и частных заказчиков.

В 2006 году у компании Фостера были очень большие планы на работу в России. Бюро выполнило несколько крупных проектов для Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Прошла персональная выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, центральное место на ней занимал макет 600-метровой высотной башни «Россия», которая должна была появиться в столичном Сити. Британский мэтр часто приезжал в Москву и лично выступал на нескольких форумах и профессиональных научных конференциях.

Широкий общественный резонанс вызвал проект авангардного здания «Апельсин» (2008) на Крымском Валу, который должен был заменить здание ЦДХ в Москве. Наклонные скрученные дольки динамичного объема скорее напоминали формы Фрэнка Гэри, чем привычные для Фостера оболочки. Возможно, в этой работе сказалось почти 15-летнее сотрудничество мастера с известным инженером и архитектором Бакминстером Фуллером. Практически все замыслы сэра Нормана Фостера активно обсуждались в отечественной прессе, поскольку любой проект мастера подобного масштаба — событие. В силу разных причин ни один его крупный проект так и не был реализован в России. Грянувший международный экономический кризис сначала привел к отказу от строительства гигантской «России» в московском Сити, в 2010 году власти Петербурга объявили о пересмотре результатов конкурса на реконструкцию «Новой Голландии», где ранее (в 2006 году) победила компания «Фостер и партнеры». Проекты башни «Кристалл» в Ханты-Мансийске и реконструкции района в Нагатинской пойме «Хрустальный остров» в Москве так и не были воплощены.

До завершения еще одного проекта на территории бывших республик СССР пока относительно далеко. Это планировочная работа с административным зданием, удивительно напоминающим в некоторых ракурсах лондонский Сити-холл, возводится в рамках большой комплексной стратегии развития района «Белый город» в Баку. (Проект «Белый город Баку» был успешно представлен на ежегодной выставке по инвестициям MIPIM ASIA 2010 в Гонконге и сегодня активно реализуется.)

В итоге на всем постсоветском пространстве предложения лидера мировой архитектуры были осуществлены только в столице Астане.

В новейшей архитектуре имя сэра Нормана Фостера олицетворяет гармоничное единство яркости художественного образа, виртуозной деталировки с многообразием возможностей техники. Его зодчество, опираясь на технологическое совершенство, стремится к максимальной гуманизации окружения, экологичности и сомасштабности разных элементов среды.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА НОРМАНА ФОСТЕРА

Пассажирский терминал «Фред Ольсен Центра» 1967-1971 Лондон,
1971-1975 Ипсвич, Великобритания
Центр изобразительных искусств Сейнсбери, университет Южной 1974-1978 Норвич, Великобритания
Дистрибьюторский центр «Рено» 1983 Суиндон, Великобритания
1979-1986 Гонконг, КНР
Здание аэропорта Стэнстед 1981-1991 Лондон, Великобритания
Телевизионная башня «Торре Кольсеролла» 1992 Барселона,
Центр искусств «Кяр д"Ар» 1984-1993 Ним, Франция
Музей искусств Джослина 1994 Омаха, США
Павильон метрополитена 1988-1995 Бильбао, Испания
Офис «Коммерцбанка» 1991-1997 Франкфурт-на-Майне,
Международный аэропорт Чек Лап Кок 1992-1998 Гонконг, КНР
Реконструкция Большого двора Британского музея 1999 Лондон, Великобритания
1999 Берлин, Германия
2002 Лондон, Великобритания
Мост Тысячелетия 1996-2000 Лондон, Великобритания
Станция скоростных поездов для Всемирной выставки 1997-2004 Лондон, Великобритания
Центр музыкального образования 2004 Гейтсхед, Великобритания
Виадук Мийо 2004 окрестности Мийо, Франция
Здание Верховного суда Сингапура 2005 Сингапур
Мост Вестерн Астра 2005 Стокгольм,
Корпус Филологической библиотеки Свободного университета Берлина 2005 Берлин, Германия
Небоскреб «Дойчебанк Плейс» 1998-2005 Сидней,
Реконструкция главного железнодорожного вокзала 2002-2006 Дрезден, Германия
Небоскреб «Херст-тауэр» 2006 Нью-Йорк, США
Дворец Мира и Согласия 2006 Астана, Казахстан
Стадион «Уэмбли» 2002-2007 Лондон, Великобритания
Штаб-квартира компании «Уиллис» 2004-2007 Лондон, Великобритания
Международный терминал аэропорта Пекина 2007 Пекин, КНР
Башня «Торре Каха Мадрид» 2004-2008 Мадрид, Испания
Железнодорожная станция 2003-2010 Флоренция,
Общественный центр «Хан-Шатыр» 2006-2010 Астана, Казахстан
Высотный жилой комплекс «Тройка» 2004-2011 Куала-Лумпур, Малайзия
Небоскреб «Боу» 2007-2011 Калгари, Канада
Спортивно-развлекательный комплекс SSE Гидро (Колизей) 2005-2013 Глазго, Великобритания
Магазин «Эппл-стор», Зорлу-центр 2014 Стамбул,
Школа менеджмента, Йельский университет 2014 Нью-Хейвен, США

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.

Лорд Норман Фостер (Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 80-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на EXPO-2010 в Китае и

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners. Проект 2009, окончание строительства 2016.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.

Небоскреб, Сингапур, 2007.

Смитсоновский музей, Вашингтон, США, 2004–2007.

Известен Фостер и как дизайнер. В этой роли он впервые выступил в 1988 году со столом Nomos для Tecno. Потом было сотрудничество с Thonet, Alessi, Walter Knoll, Lumina, Molteni&C, в 2005-м для Kundalini он спроектировал светильник Gherkin lamp – уменьшенный вариант «початка» Swiss Re. Не обойден вниманием и дизайн яхт...

525 Chair, Walter Knoll, Foster+Partners. 2016. Коллекция стульев для столовых и офисов.

Рабочий светильник Flo Grommet, Lumina. Foster+Partners. 2016. Угол поворота: 300 градусов. Предназначен для USM столов.

Известный архитектор, автор множества проектов, реализованных по всему миру. Один из основателей и руководитель архитектурного бюро Foster + Partners. В 1990 году был возведен в рыцарское звание, имеет титул Лорд берега Темзы, пожизненный пэр, член Палаты лордов. Лауреат сотен призов и премий в области архитектуры.


Норман Роберт Фостер родился 1 июня 1935 года в Англии, в предместье Манчестера, районе Стокпорта - Реддише в семье рабочих. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, "было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским".

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Фостер закончил школу в 16 лет и начал работать клерком в Манчестерском городском казначействе: работа там была монотонной, однако Нормана очень интересовало само здание муниципалитета, построенное в стиле викторианской псевдоготики. В 17 лет Фостер был призван в армию и служил радистом в Королевских ВВС. После армии Фостер стал работать в манчестерской архитектурной фирме John Beardshaw & Partners. Там он занимался рисованием эскизов но в процессе общения с архитекторами из этой фирмы, в основном выходцами из богатых семей и выпускниками университетов, Фостер понял, что большинство из них даже не знакомы с работами Райта и решил поступать в высшее учебное заведение.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester"s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом. После окончания университета в 1961 году Фостер получил возможность продолжить обучение на архитектурном факультете Йельского университета (Yale University School of Architecture). Там он получил степень магистра архитектуры а также познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом (Richard Rogers). Учителями Фостера в Йельском университете был британский архитектор чеченского происхождения Серж Чермаев (Serge Chermayeff) и дизайнер Винсент Скалли (Vincent Scully).

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму "Team 4". Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

Team 4 просуществовала до 1967 года, после этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller). Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки - системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих "мембрану", при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов. Между тем специалисты отмечали, что сетчатые оболочки впервые были запатентованы русским, советским инженером Владимиром Шуховым. Фостер и Фуллер работали вместе до смерти Фуллера в 1983 году. Первым значимым проектом Фостера была построенная в 1975 году штаб-квартира Wiilis Faber & Dumas в Ипсвиче: стены этого здания были выполнены из черного стекла, а крыша была покрыта зеленой лужайкой. Уже тогда определился стиль Фостера: он отдавал предочтение легким сборным конструкциям и интерьерам, которые легко адаптируются к требованиям заказчика.

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом. Между тем многие эксперты критиковали его за то, что он не вписывался в городской ландшафт, здание получило прозвище "огурец". Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

В январе 2007 года стало известно о том, что Фостер собирается продать 85 процентов акций Foster + Partners, однако желает остаться руководителем компании. Акции были проданы группе старших партнеров компании. В середине 2008 года в Foster + Partners работало более тысячи сотрудников.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой "Байтерек" (тополь) - сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны. Кроме того, Фостер был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса "Россия" и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция "Новой Голландии" по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба "Башня Россия" на территории делового комплекса "Москва-Сити" и культурно-делового комплекса "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме. Оба эти проекта были встречены жесткой критикой а во время их строительства осенью 2008 года возникли трудности из-за финансового кризиса. Со сложностями в реализации столкнулся также проект 15-этажного многофункционального комплекса "Апельсин")совместный проект Фостера и российской компанией "Интеко"), который предполагалось построить на месте Центрального дома художника в Москве на Крымском валу.

Фостер является лауреатом сотен призов и премий. В 1999 году он был удостоен Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры. Кроме того, он дважды получал приз Стирлинга (в 1998 и 2004 годах)был награжден Королевской золотой медалью и Золотой медалью Французской архитектурной академии (в 1983 и 1991 годах соответственно) был удостоен архитектурной премии Ага Хана в 2007 году. Помимо этого, он является членом профессионального сообщества дизайнеров Chartered Society of Designers, лауреатом ее Серебряной медали. Фостер с 1991 года является членом британской Королевской академии художеств.

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом "За заслуги" а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера - Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фостер был женат три раза. Его первая жена и партнер по бизнесу Венди Чизман скончалась от рака в 1989 году. Его второй женой стала Сабиа Румани Малик (Sabiha Rumani Malik), творческий директор Foster + Partners, однако их брак распался в 1995 году. В 1996 году Фостер женился на журналисте и ученой Елене Очоа (Elena Ochoa). У Фостера четверо сыновей от первого брака: Ти (Ti), Cal (Кэл), Стив (Steve) и Джей (Jay) (двоих супруги усыновили). От третьего брака у него есть сын Эдуардо (Eduardo) и дочь Паола (Paola).

Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Фостер имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.

Норман Фостер — известный на весь мир архитектор, который за последние десятилетия спроектировал невероятные постройки, словно идеи он черпал из самого космоса. И сегодня вы узнаете о 10 самых грандиозных постройках гениального Нормана, который за свои архитектурные заслуги был произведен английской королевой сперва в рыцари, а затем - в бароны.

Его главный принцип при проектировании — это простота, экологичность и целесообразность, что он доказывает в своих творениях.

1. Башня Мэри-Экс в Лондоне

Из-за своей «интересной формы» этот 40-этажный небоскреб получил название «Сексапильный огурец» и «Эротическая сигара». В здании располагается штаб-квартира швейцарской компании Swiss Re и за одним из главных творений Нормана Фостера закрепилось трогательное прозвище «корнишон».

«Корнишон» вознесся в небо, впустив в себя тысячи офисных сотрудников и выиграв несколько архитектурных премий. Высотка стала одной из самых экологичных построек в мире: благодаря использованию солнечных батарей, она потребляет в два раза меньше энергии, чем похожие сооружения.

2. Башня Хёрста в Нью-Йорке

Фостер построил сверкающую башню, в которой сидят печатные «гиганты» Cosmopolitan и Esquire, не с нуля: она выросла внутри фасада старого здания, которое появилось еще в 30-х годах. Тогда возведение башни было прервано из-за Великой депрессии.

При постройке этого 46-этажного здания на Манхэттене Норман Фостерснова применил экологические инновации: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.

3. Виадук Мийо во Франции

Это один из самых длинных (2,5 км) и высоких (одна из его опор выше Эйфелевой башни) мостов в мире, который выполнил важную функцию – положил конец огромным пробкам на трассе А75, связывающей Южную Францию с Испанией. Семь высоченных опор, километры бескрайнего дорожного полотна, ванты, покрытые специальной, тройной защитой от коррозии… Гениальная работа архитектора, которая стала достопримечательностью Франции, куда стекается поток туристов.

4. Стадион Уэмбли в Лондоне

Знаменитый лондонский стадион «Уэмбли», на котором проводит свои матчи сборная Англии, также было делом Фостера. Стадион «Уэмбли» вмещает 90 тысяч зрителей. Изюминка арены - 130-метровая ажурная арка, сделанная не для красоты, а для поддержки уникальной раздвижной крыши, способной «отползать» на восток, запад и юг. Благодаря такой крыше, на поле не отбрасывается тень, и трава растет быстрее.

Арка «Уэмбли» имеет больший диаметр поперечного сечения, чем железнодорожный туннель под Ла-Маншем, который соединяет Лондон с Парижем.

5. Рейхстаг в Берлине

Германский парламент - одно из самых заслуженных зданий Берлина. В 1990-х здание парламента было решено реконструировать. Конкурс выиграл Норман Фостер, который даже здесь не смог отказаться от своих «хай-тековских» принципов и решил надстроить над Рейхстагом стеклянный купол. Сохранив историческую оболочку здания, мэтр практически полностью перекроил его «внутренности», убрав большую часть стен и заменив их на легкие стальные конструкции и современные покрытия из декоративного бетона и светлого природного камня.

Благодаря стеклянной крыше-куполу открывается, пожалуй, лучшая 360-градусная панорама на Берлин. Там же, на верхотуре, находятся ресторан и сад.

6. Хан-Шатыр в Астане

На этот раз Фостер позволил себе самые смелые фантазии, создав торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра в мире. Внутри находятся сотни магазинов, супермаркет, рестораны, большой парк, спа-центр и – удивительное явление в холодной казахской столице – искусственный пляжный курорт с песком, привезенным с Мальдив.

Чтобы завершить установку крыши в рекордное время (за три теплых летних месяца), на стройке трудились 650 промышленных альпинистов.

7. Аэропорт Станстед в Лондоне

Терминал аэропорта «Станстед», что в 50 км от Лондона, строился не по существующим правилам постройки подобных зданий, а в соответствии с главным принципом Фостера — «сложная простота».

Особенность конструкции терминала - крыша, которая держится на каркасе из труб в форме перевернутых пирамид. Архитектор хотел, чтобы она выполняла свою главную функцию – защищала от дождя и снега, не мешая при этом потокам света легко проникать в здание, по форме напоминающее огромный стеклянный куб.

8. Музей изящных искусств в Бостоне

В 2000 году из-за нехватки места для великих творений Гогена , Ван Гога , Мане , Ренуара , Сезанна и Моне было принято решение достроить здание музея. На подмогу вызвали Нормана Фостера, который тактично расширил музей, приделав к нему громадное четырехэтажное крыло и решив не вторгаться в историческую часть здания.

9. Сити-холл в Лондоне

Еще одно лондонское творение Нормана Фостера, которое больше всего похоже на яйцо, тонко нарезанное ломтиками. Находится на набережной Темзы, неподалеку от Тауэрского моста. Архитектор объяснял смысл своей задумки стремлением уменьшить площадь поверхности «Сити-холла» и сэкономить потребляемую электроэнергию. Однако критики лихо прошлись по «энергосберегающим» свойствам строения и даже произвели необходимые замеры, доказывающие, что экономии нет и в помине. Споры на эту тему регулярно вспыхивают до сих пор.

Главные обитатели «Сити» – чиновники лондонской мэрии.

10. Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте

Трехгранный небоскреб «Коммерцбанк-Тауэр» - главный символ Франкфурта-на-Майне, обладающий «зеленым» статусом самой первой экологичной высотки в Европе . С каждой стороны башни – на разных уровнях, окружая ее по спирали - располагаются четырехэтажные сады . Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: на южном боку высотки – средиземноморскую, на западном – североамериканскую, на восточном – азиатскую.

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Похожие статьи