Главный символ россии — храм василия блаженного. Краткое описание собора Василия Блаженного: сочинение Кто сказал василию блаженному

Кто сейчас не верит, что Земля (оригинальное, во всех смыслах слова, название формы которой - геоид, от греческого ГЕО, по-русски, значит, будет «землёид») крутящейся с бешеной (465 м/с - разумеется, в точке на экваторе) скоростью юлой с ещё более бешеной (средняя - 29,765 км/с; для особо автомобилистов - 107 154 км/ч) скоростью нарезает круги по эллиптической орбите вокруг раскалённого до температуры в 5780 градусов Кельвина газового шара (солнцоида???), состоящего, в основном, из водорода (~74% от массы и ~92% от объёма; химический знак - H) и гелия (~25% от массы и ~7% от объёма, х. з. - He)?
Главное слово в предыдущем предложении, нагло занявшем целый абзац, - «верить». Ибо, по большому счёту, мы этого, если, конечно, наша фамилия не Гагарин, знать не можем по одной простой причине: даже теперь, когда космические корабли бороздят бескрайние просторы неизвестно чего, это менее очевидно, чем на пользу, вряд ли даже и подозревающему о таковой, человечеству функционирование моего персонального компьютера с монитором на столе - пред очи мои, и с клавиатурой - под перстами моими. Говорят, там везде в этих медных проволочках, кубиках, цилиндриках и ещё во всякой всячине, чем напичкана эта исполненная в виде бежево-серого параллелепипеда штуковина под столом, что-то куда-то течёт, а само это «что-то», называемое в быту «электричеством» течёт из розетки в стене. За слова, появляющиеся на белом прямоугольнике экрана, я худо-бедно, но могу поручиться, а вот за всё остальное - нет… не могу. Верю, но - не знаю, не могу знать, хоть в школе и учился на пятёрки, в том числе - по физике.
А теперь представьте себе меня (неважно как, только в горшок не кладите) в пивнушке, которому приятель Папюс (1865–1916), Жерар Анкосс - его настоящее имя, на моё беспокойство, что долго нет ожидаемого нами друга, вдруг ни с того ни с сего заявляет: «А он и не придёт, я наслал на него напасть, называть вслух которую не стану, даже чисто по-медицински, дабы твои читатели не сочли тебя человеком некультурно лишённым всякого воображения в вопросе выбора более приличного примера».
Моё недоумение, разумеется, ещё попыталось как-то сыронизировать, когда, мол, ты успел, вы же с ним два дня как не виделись? Он же, подняв бровь юмористически, ответил не менее иронично: «Только что». И в этот момент «Марусей-от-счастья-слёзы-льёт» раздаётся звонок в кармане, я - почти не в себе, но мужественно прижимаю трубу к уху и слышу: «Привет, извини, но я сегодня не смогу…» - и так далее.
Какая порча?! Какой колдун?!! О чём ты?! Двадцать первый век на дворе, ты же современный человек! Просто нельзя пить пиво и есть мороженое одновременно, во всяком случае - мне.

Василий Блаженный.

Нельзя, наверное, горделиво и в меру шовинистически за то, мол, вот какие мы опять - O-oh, diese Russen! - таинственные и непонятные Европе, с полной уверенностью сказать, что юродство - чисто русское явление, тем не менее, масштабы и искренность преклонения пред таковым в русском народе, включая даже весьма единично обособленную личность царя, которого иногда может и не быть совсем - временно, но одновременно двух быть не может, потому что не может быть никогда, всегда удивляли иностранцев.
Англичанин Джайлс Флетчер (Giles Fletcher, 1549–1611), получивший образование в Итоне и Кембридже (человек не только грамотный и культурный, но, видимо, и талантливый: среди его пьес две написаны в соавторстве с Шекспиром) и в качестве дипломата посетивший Россию в 1588–1589 годах, в 1591 опубликовал довольно традиционно для англичан одиозную о нас, русских, книгу «О государстве Русском», не смотря на политический бульон, всё-таки содержащую ценные и уникальные наблюдения о государственном устройстве и экономике России, о русском духовенстве и государственных деятелях того времени.
Среди многого другого, показательного и не очень, ложного и правильного, переплетённого по-британски добротно, пытливый мой разум (не без помощи Интернета) нашёл вот это: «Был ещё... умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».
«В 1588 году проявил Бог угодника своего блаженного Василия, и были от гроба его чудеса великие, многое множество различных недугов исцелил. Царь же Фёдор Иванович повелел сотворить над гробом его раку серебряную, и позолотить, и украсить камнями и жемчугами и повелел сотворить над его гробом храм каменный. И установили празднование августа во 2-й день (15 по современному стилю - прим. автора)». «Новый летописец».
Родился будущий юродивый и святой в декабре 1469 года в селе Елохово (ныне - Елоховская улица в Москве), на паперти Собора Богоявления Господня. О точной дате рождения история умалчивает, потому как не знает: не царского и не боярского достоинства (скорее - крестьянского) были его родители Иаков и Анна, испросившие себе ребёнка молитвами, посему специальные люди, разумеется, никак уж за ними не ходили, свитки записями актов гражданского состояния не пятнали. Если б знал тогда великокняжествовавший в Москве Иван III Грозный, дед ещё более грозного Ивана IV о таком событии, может, и приставил бы кого - по пятам ходить, охранять мальчонку, пока ещё мальчонка и отрок, да житие со слов и дел первооригинала в виде непосредственного репортажа записывать, когда для подвига своего земного юноша созреет… только это какой-то, не то чтобы даже нерусский, а и просто нереальный, сюжет получился бы, не то, чтоб для фэнтези не пригодный, но и для самой глупой сказки.
«Егда доспе возраста того ж в нём же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче». Говоря по-нынешнему, узнаём отсюда, что по достижении соответствующего возраста не обучавшийся грамоте отрок Василий отдан был родителями в обучение сапожному ремеслу, которое и освоил хорошо.
До шестнадцати (по иным источникам - до одиннадцати) лет юноша трудился подмастерьем у сапожника. Тогда-то однажды посреди чистого неба рисовавшейся в будущем самой что ни на есть обыкновенной судьбы и грянул гром первого провидческого чуда, впечатлившего не только хозяина-сапожника, но и самого Василия. На слова купца, заказавшего хозяину сапоги такие, чтобы не износить их за несколько лет, Василий прослезился (по другим источникам - улыбнулся) и на вопрос, что сие значит, ответил, что будут тому сапоги, которых он не износит (др. источники: даже не наденет). Через несколько дней (на следующий день) мастер пошёл относить заказ и попал на похороны (узнал о внезапной кончине) купца, чему, разумеется, «зело удивися и ужасеся», как гласит одно наиболее художественно оформившееся со временем предание.
Житий Святого Блаженного Василия, юродивого Христа ради, чудотворца московского - всего три, признаваемых церковью и - с некоторыми оговорками о трудности согласования дат, историками: полное, сокращённое и особого состава, которое было составлено из первых двух и дополнено описанием прижизненных чудес святого. Других источников - больше, собственно, из них, вобравших в себя легенды и предания народные, анекдоты и свидетельства, и эпизодически упоминающих о тех или иных событиях жизни юродивого Василия Нагого, просеянных ситом здравого смысла и достаточно серьёзно проанализированных представителями церкви после канонизации («Прославления») святого и сложились (не ранее 1589 г.) жития.
По случаю с невостребованными сапогами, шестнадцати лет от роду, Василий бросил профессию, покинул хозяина и, раздевшись донага (буквально - отсюда прозвище Нагой) и повесив на тело своё вериги («кандалы, цепи, железа, оковы; разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти» - Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля), отринув защищённость и комфорт общепринятого уклада жизни, презрев здравый смысл во имя христианской правды - юродивым взошёл на паперть церкви Христовой, «тело изнурив постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою («слякоть, мокредь, снег с дождем, зимнее мокропогодие…» - Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля) и дождевным облаком».
Нельзя сказать, больше или меньше, чем было на самом деле, чудес, как прижизненных, так и после смерти, приписывает Василию Блаженному народная молва, вдохновляемая любовью и преклонением - возможно, приумножая и приукрашивая, наделяя в соответствии времени новыми смыслами и подробностями. Самые, с позволения сказать, простенькие из них - разоблачения недобросовестных производителей продуктов питания и не менее недобросовестных торговцев, благо, что тогда они это совмещали, сами производили и сами же, в основном, и продавали: например, рассыпал в калашном ряду лоток с калачами у одного, разбил кувшин с квасом - у другого.
Попробуй-ка ныне, не смотря на всю уже для всех известную и доказанную вредность какой-нибудь очередной «Chemi-Cola»™©®, не то чтоб разбить красивый стеклянный холодильник, а просто начать громко призывать людей не покупать её, не пить отраву окаянную - что получится? И это - в лучшем случае, а Василия и били, за что он Бога только благодарил, улыбаясь… и за волосы таскали, да вот только сразу же почти и выяснялось, что пекарь и впрямь грешен - подмешал в муку мел и известь, а квас… ну, чем разные, не обязательно - съедобные, жидкости можно разбавить для достижения особо выгодного экономического эффекту, мы совсем недавно проходили, да и до сих пор ещё обучаемся в этой школе выживания, правда, плоховато учимся, травясь и обжигаясь: то бензин на просвет излишне жёлтенький оказывается, отчего самоходный экипаж наш чихает и ехать отказывается, то очень популярная таблетка-конфетка, попав в бутылку с ещё более популярным заморским питьём, взрывается что твоя террористическая бомба.
Как-то в лютый мороз, какие на Руси святой, мы знаем, случаются довольно часто, особенно - зимой, один принимавший Василия у себя боярин не без труда уговорил его принять в подарок шубу: хотя бы во время этой стужи укрыть тело. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей». Блаженный согласился, найдя чувства и слова дарителя истинными: «Пусть так, и я люблю тебя». Трое из воровского люда на улице, увидев на убогом бомже неподобающе богатую шубу, решили завладеть ею: один притворился умершим от холода, а двое других испросили у блаженного, в миру славящегося Голым, что-нибудь на погребение, разумея, конечно, шубу, кроме которой, у того на данный момент были только собственные цепи да чистая совесть. Василий накрыл труп шубой и увидел вдруг, что не труп это вовсе, а обманщик в добром здравии, да в злом умысле, после чего, праведно скорбя, сказал: «Буди же ты отныне поистине мёртв за лукавство твоё; ибо не убояшись Страшнаго суда, захотел обманом обрести милостыню: лукавии да потребятся». Вор исполнил волю блаженного, ушедшего в холод и мрак, как и прежде, голым: когда подошли к нему сообщники, он и впрямь уже умер.
Так сложилось, что на Руси без почитания святых христианство будто и не могло явиться, не смогло бы стать столь реально объединяющей народной идеей, насквозь пронизавшей бытие и сознание нации. Святые, будь то правители ли, например, Даниил Московский (1261–1303, прославлен, то есть канонизирован, в 1652 г.), служители церкви ли, от инока и богомаза, Андрей Рублёв (около 1360–1428, прославлен в 1988 г.), до митрополита, Иона (посл. четв. XIV в.–1461, прославлен в 1547 г.), или полководцы, как Александр Невский (1221–1263, прославлен в 1547 г.), и воины, как Илья Муромец (????–1188, прославлен в 1643 г.), - это, прежде всего, земные, существование которых подтверждено исторически, люди, жившие среди таких же земных людей, но во славу народа своего, страны и Бога совершившие или принявшие на себя подвиг, обусловленный, тем не менее, присущими только им особенными, скажем так, «боговдохновенными», качествами.
Кто сегодня осмелится какого-нибудь нынешнего президента просто даже вообразить себе рядом с голым и грязным уличным безумцем? Просто - рядом, даже не ведущим, тем паче, задушевную беседу, исполненную, наверное, не только подозрений и скепсиса, но и смысла духовного? Действительно ли побаивался грозный царь отрекомендованного ему некогда митрополитом Макарием блаженного старца Василия «яко провидца сердец и мыслей человеческих», но вхож тот в палаты царские был… Однажды, одержимый ли бесом сомнения, или же ничтоже сумняшеся в праведности знаменитого и популярного юродивого, царь решил испытать Блаженного, выступив в роли, ни много ни мало, искусителя: дав ему злата, послал вослед соглядатаев, во глубине и глуши параноидальной в будущем души своей, конечно же, надеясь, что, минимум, пропьёт лукавец нежданное богатство с нищим сбродом.
Василий же прям у Лобного места отдал деньги иностранному купцу, не смотря на светлыя купеческия одежды своя, странно затусовавшемуся в неподобающем его статусу сообществе. Слуги сбегали к правителю и доложили о случившемся, а может, и в бинокль какой подзорный увидел он это поразительное безобразие, но вызвал пред светлые грозные очи свои Василия и вопросил прямо: «Куда золото моё… твоё то есть, подевал???»
- Христу отдал, как положено мне и захотешеся.
Нахмурился Иван и уточнил, дабы понять то, чего не уразумел пока:
- Почему же ты, собака блаженный, будущий святой Всея Руси, не нищим родным, нашим - патриотически-русским, подал, а купцу, да ещё и басурманину?! А?! С каких это пор купцу деньги данные мы должны за подаяние Христу потреблять, а, б…?! Отвечай, а не то играть нашему «Зениту» на Красной площади с ихним «Манчестером» каким-нибудь в басурманско игрище твоей буйною головушкой, и стане тады Лобно место вратами…
- Слушай сюды, царе, велик родом, да умом неопытен, поглядом мрачен, но душою, я знаю, не отвердев ещё, солями химическими не пропитан и желочью не измождён… пока ещё. Да мудрости наберись, не поленясь. Купец тот был недавно богат, на многих кораблях торговать сюда шёл, да только они потонули, и купец Божьим промыслом, видимо, остался безо всего, единственно одёжа на ём светла осталася. Три дня гладом тает, бедолага, нечего ему вкусити, а выпросить стыдится ради риз своих, их же на себе носит. А нищие что? Они просить не стыдятся и всегда свой нуждный хлеб себе стяжевают, гладом не живут.
Пустуют ныне паперти великих и разных: скромных и богатых - храмов России, не увидишь на их ступенях толп стонущих и голосящих, изъеденных язвой и вшой, измождённых голодом и пьянством, в рванье и с трясущимися в требовании подаяния руками нищих, самим публичным существованием своим низводящих до состояния бесстыдной фальши тщательно малюемую лепоту русского бытия. Но! Нищий нищему - рознь. И дело даже не в причинах, у каждого - свои: кто-то так и родился нищим, обречённый нищим и умереть, а кто-то обнищал, неведомо как в грязи вдруг очутившись из князи. Юродивые - случай особенный.
Святыми юродивых, или ещё - блаженных, Русская церковь начала почитать с начала XIV века, определив «Христа ради юродство» как сознательное принятие человеком облика безумия, или даже безнравственности, ради отвержения ценностей мирской жизни. Большинству блаженных присущ был дар пророчества, данный Богом в качестве награды за презрение к отвергнутому человеческому разуму. Наверное, правильнее было бы, ведь мы так живём, сказать «к разумению» или «разумности», имея в виду тот обычный образ жизни и поведения, из которого они выпадали, посвятив себя столь странному подвигу.
В Степенной книге, одном из источников, впервые упоминающих о Василии Блаженном, рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в монастырь Воздвижения Честнаго Креста и перед церковью долго со слезами молился. Поутру, 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь. Предсказанный пожар был страшен: выгорели Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, как пишет Житие, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах всё выгоре».
Юродство на Руси пошло из Новгорода: отсюда родом Прокопий Устюжский (XIV в.), Никола Кочанов (XIV в.), Михаил Клопский (XV в.). До Василия Блаженного в Москве особо почитаемым стал блаженный Максим (XV в.). Крайней аскезой заслужив право на посмеяние миру, в XVI веке юродство приобрело не только социальный смысл, но и политический: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой его частью. Юродивые, потому как их невозможно лишить голоса, «ругаясь миру» даже в Божьем храме, остались единственными поборниками Христовой правды, обличая грехи и пороки людей, будь то цари или нищие.
- А я не уверен, что эти твои юродивые, действительно, как утверждают, заметь, изначально только они сами, от Бога. Ведь, по большому счёту, они всего лишь играют в безумцев, сознательно идя на столь странный, - промакнув пену на губах, Жерар усмехнулся, ничуть меня не удивив: каждый иных по себе меряет, а его Папюс сегодня боле на шарлатана тянет, чем на учёного. - хм-м, подвиг. Они - всего лишь уличный балаган, успех которого складывается из всяких стечений разных обстоятельств и совпадений, а то и просто фальсифицируют их. Ну, скажи на милость, чего ему стоило самому поджечь эту деревянную церковку в монастыре, а?
- Ага, - я как раз покончил со своей кружкой и сердито взял его неначатую. - а потом магическими заклятьями накликать тот сильный ветер, что раздул пожар на пол-Москвы, да? Впрочем, ты не одинок в своём скепсисе и недоверии. С конца XVI века власти и церковь начинают подозрительно относиться к юродивым, а в XVIII веке Синод вообще запретил канонизацию блаженных. Правда, в минувшем столетии двоих всё-таки прославили: Ксению Петербургскую и Николая Рынина.
- А Григория Ефимовича ещё не произвели? Было б забавно, вслед за Николашкой-то, мучеником.
- Всё бы вам, басурманам нечестивым, над нашими болячками надсмешки устраивать. - проворчал я в ответ и обратился к Ломброзо, молчаливому до сих пор и трудолюбиво напиравшему на креветок. - Ты что-то неразговорчив сегодня, Цезарь? Что думаешь?
- Думаю. - более он не проронил ни слова за весь вечер, пока мы не вышли в расцвеченные неоном вечерние сумерки утомлённого за день солнцем и муравьиной вознёй мегаполиса. - Продолжая начатую вами, молодые люди, беседу, могу лишь добавить, что считать юродство подлинным сумасшествием не совсем правильно. Начальное решение, как мы видим со всей очевидностью, всё-таки принимается вполне сознательно.
- Что я говорил! - щёлкнул пальцами Жерар.
- Но! - Чезарио взглядом призвал его остановиться. - Сами условия, в которые ставит себя блаженный своим выбором… а выбор ли это, подумайте! Скорее - предназначение, явление порядка, так сказать, мистического… кто, будучи в здравом уме, сознательно обречёт себя на лишения и антагонизм окружающему миру?! Материальных выгод за подложное своё безумие юродивые ведь не получают, тогда зачем им всё это нужно?
Один купец, решивший построить на Покровке церковь каменную, пожаловался Василию на неудачу, преследовавшую его в этом благородном богоугодном деле: три раза рушилась церковь недостроенной, как только доходило до возведения сводов. «Найди в Киеве убогого Иоанна, он тебе присоветует, как достроить церковь», - сказал ему блаженный. Долго ли, коротко ль, но купец отправился в славный город Киев, матерь городов русских, и разыскал того Иоанна. В бедной хате убогий плёл лапти на пропитание и качал пустую люльку. Подивился купец: «Кого ты качаешь?»
- Родимую матушку, плачу неоплатный долг.
Устыдился купец, ведь он-то свою мать выгнал из дому. Вернувшись в Москву, испросил он у неё прощения, вернул в дом свой и… благополучно достроил церковь.
Камнями побросаться любил Василий, не в людей, конечно же… это чаще его каменьями бивали, не понимая, что за околесицу он в очередной раз надумал. Бывало, бросит камень в уважаемый благочестивый дом, а потом недоумевающим очевидцам да и объяснит, что бесы в этот дом не вхожи и потому толпятся снаружи, вот их-то он и отгоняет от дома порядочного, а тут же, перейдя на другую сторону улицы, у дома, в коем «кощуны» и пьянство-беспредел творятся, вдруг углы расцелует: «Это я ангелов целую, скорбящих неподалеку, прошу, не оставляя надежды, молиться за грешников». Чисто московской публики, однако, маловато было ему, вот и подивил Василий как-то люд со всея Руси, паломничеством пришедший к иконе Богоматери на Варварских воротах (Варварская площадь (Ногина) в Китай-городе): камнем расколошматил эту самую икону. Мог бы и жизнью поплатиться от гнева народа многочисленного, да только сказал, мол, красочку-то поскребите, да и увидите всё как есть на самом деле. Поскребли и увидели: под святым ликом на доске намалёвана была скрытно харя дьявольская.
Иван Грозный, не чуждый, как любой русский царь, душеспасительных бесед, особенно в именины, угостил за таковой в палатах своих Василия добрым вином, а тот за окно чашу вылил, да не одну, а две или даже три кряду! Разумеется, это не могло не разгневать самодержца и самодура, и спросил он, едва сдерживая скрип зубовный и ярость праведную:
- Ты почто, Васька, дурья башка, добро переводишь?! Небрежением мою чашу заздравную пожаловал, да?
- Нет, это я, - ответил ему юродивый. - пожар в Новгороде потушил.
- Брешешь!
- Да вот те крест, потушил!
Доклад посланных для расследования гонцов по возвращении был удивителен: действительно, в тот день и час в Новгороде начался пожар, но явился вдруг, по словам очевидцев, голый старец с водоносом («палка для ношения ушата с водой» - Толковый словарь русского языка Ушакова) и затушил огонь. Подтверждение сие было, разумеется, получено днями позже, а пока, уняв гнев свой, Иоанн прищурил недобрый глаз:
- А что ж это тебя, Василий, я на заутрене не видел? Ты где был?
- Так ты потому и не видел меня, что сам не был в храме.
- Опять твои речи темны и чреваты. Где ж я ещё мог быть-то?
- А на Воробьёвых горах, в новой хибаре.
Потому и побаивался Иван человека божьего Василия, что мог тот глаза в душу обратить, да и невидимое узреть, ведь именно мыслями о строительстве нового дворца и был во время службы всецело поглощён он.
Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Иван Грозный вместе с царицей Анастасией и сыном Феодором навестил его незадолго до смерти, а на погребении, совершаемом лично митрополитом Макарием, на собственных плечах нёс его гроб. Кладбища Троицкой церкви, что во Рву, где был изначально похоронен блаженный Василий, сегодня уже нет, зато на её месте по указу Иоанна Грозного в память покорения Казани вырос вскоре Покровский собор, к которому в 1588 году по велению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён. Ныне этот красивейший собор весь мир знает под именем Собора Василия Блаженного.
Минимум, о 24 чудесах при гробе святого чудотворца, описанных в агиографических (АГИОГРАФИЯ, от АГИОС - святой, ГРАФО - пишу, историко-литературное исследование жизни святых - прим. автора) источниках, можно было бы рассказать в дополнение к изложенному выше, о долее, чем четырёхсотлетней, истории Храма Василия Блаженного и его святынях, среди которых - мощи самого почитаемого на Руси юродивого, можно было б повести некороткий рассказ и, увлечась историческими изысканиями, можно было бы попытаться привести в порядок даты и факты, что, конечно же, невозможно…
Но в осуществление права на авторский произвол в завершение этого неисторического эссе хочется всего лишь позволить себе немного мистической математики. Итак, Собор Василия Блаженного был закрыт в 1919 г., а возобновились богослужения в нём в 1991 г. Сами цифры уже выглядят как-то… мягко говоря. Если же вычесть из девяноста одного девятнадцать, то получится 72, именно столько лет своей жизни посвятил Христа ради юродивый Василий Блаженный, московский чудотворец, своему гражданскому подвигу (кто не любит пафоса, может прочитать «долгу», или ещё проще - призванию, профессии то есть). Теперь же, Жерар Анкосс, более известный как Папюс, на твой ироничный вопрос: «И что же может значить сие совпадение?» - я спокойно отвечаю, что не знаю этого, и добавляю, всё так же спокойно:
- Но знаю точно, что случайностей в этом мире не бывает.

В интернете много информации — самой разнообразной, но мне хотелось заострить свое внимание на самых ключевых моментах в историческом значении храма для России, почему во многих источниках храм именуется по-разному…

Самые известные названия:

Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.

Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

Построен был в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)

Построен по приказу Ивана Грозного. Основная мысль заключалась в том, чтобы помнили — чтобы мы с Вами помнили о великой и исторически важной победе. Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется… Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше в то, что Иван был адекватным дядькой, и создавал он больше, чем «брови хмурил».

Почему храм Покрова Божьей матери

Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.

Почему храм Василия Блаженного

И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым). Так вот: раньше считалось, что юродивый человек — отвергший все мирские ценности и ведущий аскетический образ жизни, обладающий мудростью, выражающейся во внешнем безумии; один из ликов святости. А одним из синонимов «юродивый» и было «блаженный». На старо славянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, в широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

О Василии Блаженном — интересная история.

С вятой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не обыкновенный человек.

Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.


Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

О днажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:

  • «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

мощи Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Основные даты

В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый - Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.

В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.


Карл Иванович Рабус.

Еще одна версия — легенда

П окровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.

  • В о второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их.

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.

  • Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» - говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский - настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле - неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.

Е щё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов — дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).





У каждой великой страны есть символы, выражающие её суть, национальный дух, идею, объединяющую людей в единый народ. Россия слишком многогранна, чтобы иметь лишь один такой символ.

Но на Красной площади стоит храм, олицетворяющий собой многое из того, что называют истинно русским: долгую историю, где есть свет и тьма, и удивительную гармонию, состоящую из яркого многообразия. Чтобы уложить всё это в краткое описание собора сочинение пышных эпитетов не потребуется, достаточно вспомнить легенды и предания, которыми полна его история.

Царский обет

Иван Грозный не зря зовется «собирателем» Земли Русской - при нем вокруг Москвы стала образовываться обширная держава во главе с самодержавным владыкой. - остаток Золотой орды - долгое время противостояло расширению Московской Руси на восток, и православный государь принес обет - выстроить в случае покорения Казани храм в центре столицы. Им и стал собор Василия Блаженного, история создания которого началась в 1555 году.

В ходе похода русское войско одерживало над татарами победы важные, но местного значения. В память их около Кремля царь повелел ставить церкви, посвященные святым, поминаемым в дни этих побед. Так возникли несколько деревянных столпообразных построек на засыпанном участке рва, окружавшего Кремль. Восемь отдельных церквей, объединенных вокруг главного храма, посвященного Покрову Богородицы (именно в дни этого церковного праздника случилось окончательное падение Казани), - таково архитектурное описание собора Василия Блаженного. Сочинение подобной композиции присваивают митрополиту Московскому Макарию, имевшему большое влияние на царя.

Легенда о зодчем

О том, кто именно построил русское «восьмое чудо-света», нет точных сведений, остались только версии и легенды. Считается, что для перевода деревянных построек в камень были приглашены псковские мастера Барма и Постник Яковлев. Эти имена входят в каноническое описание собора Василия Блаженного. Сочинение версии, что это был один человек - Постник Яковлев, по прозвищу Барма, - также основано на летописях и выглядит правдоподобно. Там Барма упоминается как строитель возведение которого началось позже, после окончания строительства храма на Красной площади в 1561 году.

Это упоминание ставит под сомнение еще одну красивую легенду. Царь Иван восхитился результатом труда зодчих и спросил, смогут ли они повторить подобную красоту еще где-нибудь? "Можем!" - гордо ответили мастера, забыв, что государь носит наименование Грозный. Самодержец велел ослепить строителей, чтобы московский собор Василия Блаженного остался уникальным их творением. К счастью, это только предание, а легендарным было и умение русских мастеров.

Строительное чудо

Удивительная гармония и выразительность архитектурного облика собора - не единственное его достоинство. Поражает мастерство, с которым построен собор Василия Блаженного. Краткое описание применяемых материалов и технологий говорит о многом. Его стены выполнены из непривычного для того времени материала - кирпича, ведь обычно использовались тесаные блоки из белого камня - известняка, тем более что долгое время стены собора красились в белый цвет, а купола золотились, что делало его похожим на владимирские и суздальские церкви.

Высокий инженерный уровень и филигранное мастерство, с которым выложены сложные поверхности сводов и затейливые детали наружного декора, неизменно включаются в описание собора Василия Блаженного. Сочинение версии, что собор построил западноевропейский зодчий, возможно, итальянец, имеет причиной сомнение, что мастера такого уровня могли найтись на Руси XVI века. Тут важно помнить, что окончательный облик этого шедевра сложился в ходе долгой и постоянной истории, когда многочисленные катаклизмы в виде пожаров требовали переделки и реконструкций храма.

Небесный Иерусалим

В имеющего такой сложный и прихотливый облик, - понятная и гармоничная фигура - восьмиконечная звезда, образованная двумя квадратами, расположенными под углом 45 градусов. Это звезда Богородицы, а сама идея объединения под единой кровлей нескольких церквей восходит к неслучайно собор долгое время именовался москвичами Иерусалимом.

Подчеркивает неземной характер великолепия собора повышенная декоративность облика: великолепная роспись в растительных мотивах и особенно необычная форма и яркая раскраска луковичных куполов, которые появились в 1780-х годах.

Своеобразие собору придает некоторая неправильность в форме центрального шатра церкви Покрова и свободная планировка, в том числе расположенный с северо-востока придел Василия Блаженного. Он был долгое время единственно отапливаемым помещением в храме, где служба происходила в зимнее время, и постепенно храмом Василия Блаженного стали называть весь собор.

Христа ради юродивый

На Руси всегда почитались подвижники, которые отказывались от удобств и комфорта сытой жизни ради служения Богу. Юродивые, которых народ считал заступниками простого народа перед властью земной и небесной, всегда почитались на Москве. Особенно знаменитым был блаженный Василий (1468-1557), считавшийся покровителем города.

Василий почитался не только простыми людьми, его уважал митрополит Макарий, к нему прислушивался сам царь Иван. Блаженный Василий первым начал собирать деньги на постройку храма. Рассказывали, что он хранил собранную мелочь открыто, но чудесным образом не пропало ни копейки, ибо вора поражал паралич, от которого мог излечить только Василий.

Эти деньги стали первыми затраченными на строительство, когда блаженный уже умер, причем при его похоронах гроб нес сам Грозный.

Легенды разных времен

Ни воцерквленного человека и ни атеиста, ни простого смертного и ни тирана, облеченного колоссальной властью, - никого не может оставить равнодушным собор Василия Блаженного. Краткое описание преданий, связанных с ним, подтверждает это.

Когда в столицу дикой России вошел просвещенный Наполеон, он назвал собор мечетью и устроил там конюшню. Но не оценить его великолепие не смог и повелел разобрать храм, чтобы потом возвести в центре Парижа. Когда стала понятна невозможность этой процедуры, он отдал еще более дикий приказ - взорвать собор. По легенде, этого не допустил Господь - сильный дождь залил запальные шнуры, не дав случиться варварству.

С другим всесильным правителем связана история, случившаяся в советское время. Во главе Москвы стоял тогда Лазарь Каганович, воплощавший планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы. При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, желая показать, как можно сделать удобней проход народных масс при демонстрациях на Красной площади. Легенда сохранила слова вождя: «- Лазарь! Поставь на место!..» Бывший семинарист не смог лишить названного именем блаженного заступника, хотя по его приказу разрушены сотни церквей.

Символ навека

Рожденный талантом и верой народа, он устоял в огне войн и революций. Есть уверенность: пока по адресу: дом 2, расположен не многоэтажный бизнес-центр или неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду.

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.

Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» .

Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», - и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия.

И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля. Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, - необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.

Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное. Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд - то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд - там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога.

Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой, преемника Блаженного Максима, скончавшегося около пятидесяти лет назад, имя которого в Москве широко почиталось. Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни - в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.

Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь. Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» - «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь.

Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других.

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», - отвечал Блаженный Василий. - «Почему отдал не нищим, а купцу?» - вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, - сказал святой, - купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда… и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают».

Сурово осуждал Блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а потому что верили и надеялись легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. В такой милости Блаженный видел дьявольское искушение. Отношение к подобной милостыне хорошо показано в рассказе Жития о преследовании Блаженным беса, принявшего облик нищего, сидящего у Пречистенских ворот. Бес в образе нищего просил милостыню и всем, кто подавал, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный увидел эту лукавую выдумку и осудил дающих корыстолюбцев, а беса изгнал. Бес пытался скрыться от святого в царских палатах, но и оттуда изгнал его блаженный Василий. Ради спасения ближних от греховной жизни Блаженный посещал и корчмы, где не гнушался общаться с самыми опустившимися людьми. Он умел видеть в самом испорченном сердце зерно добра, подкрепить лаской, ободрить его. Однажды, придя в корчемницу, Блаженный увидел трясущегося пьяницу, умолявшего корчемника дать вина на одну медную |монету. Корчемник подал ему стакан вина и с раздражением сказал: «Возьми, пьяница, черт с тобой». Пьяница же осенил себя и сосуд с вином крестным знамением. Тогда Блаженный захлопал руками и начал смеяться. К нему обратились с вопросами, что значит его смех, и Блаженный объяснил, что, когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему стакан, тогда бес вошел в стакан, а «когда пьяница осенил себя крестным знамением, бес выскочил из стакана, опаляемый крестным знамением, как огнем. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников.

Готовый всегда прийти на помощь нуждающимся и бедствующим, снисходительный к человеческим слабостям, Блаженный Василий был суров к тем, кто из корысти притворялся бедным и несчастным. Блаженный даже покарал смертью одного такого обманщика. Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашел к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такой лютый мороз защитил Блаженный свое тело от холода. «Хочется тебе этого?» - спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», - отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущенный кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре». Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, - сказал юродивый, - надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», - спросил царь. «А я видел тебя, - отвечал Блаженный, - только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами - старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого. На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском…» писал в 1588 году: «Был еще… умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки». Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес. И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество.

Мария Пронина

На анонсе: Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2006 г.

Похожие статьи