Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок. Где повторы, зачины, присказки, концовки сказок Сделать небольшую сказку основные элементы зачин концовка

Сценарий развлечения по сказкам для старших дошкольников и младших школьников

Досуг для детей 5-9 лет: «В мире сказок».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Досуг познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами сказок.

Назначение работы: Досуг предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель: формирование представлений у детей о разнообразных видах сказок.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к чтению
2. Приучать внимательно, слушать литературные произведения
3. Поддерживать эмоциональную заинтересованность к прочитанному произведению
4. Расширить представления детей о разных видах сказочного жанра

Вступительная часть в стихах.

Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.

И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.

Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.

Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!

Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.

Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям

Входит в каждый дом!

Сказка древняя затея
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!

Досуг: В мире сказок.

Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства.
Что же такое сказка?
Народная сказка – устный рассказ художественного произведения с установкой на вымысел, рассказываемый слушателям в воспитательных или развлекательных целях.
Послушайте народные пословицы о сказках:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В каждой сказка будет конец.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.


Сказку слагать дело не простое. Каждая сказка имеет план построение сюжета:
1. Присказка – эстетический элемент в сказке. Является необязательным условием в построении сюжета сказки.
Цель присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует сама по себе, она не связана с содержанием произведения. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера.
Пример: «Ай, потешить Вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные!»
2. Зачин – начало сказочного действия.
Зачин уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычность того сказочного мира о котором дальше пойдет рассказ.
Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич»
Зачин в сказке имеет огромную роль, он определяет место действия и время, знакомит с главными героями сказки. С помощью зачина автор увлекает читателя или слушателя в сказочный мир и завораживает его загадочностью и неопределенностью.
3. Основная часть сказки - это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром и т.д.
Пример: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней подводятся итоги сказочного действия.
Пример: «Стали они жить поживать и добра наживать».
Известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев собрал великое множество народных сказок и разделил их по сюжету на: волшебные, бытовые, авантюрные, докучные, сказки о животных.


Давайте познакомимся с удивительным и разнообразным миром сказок.

1. Сказки о животных.

Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.

2. Докучные сказки.

Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало
Эта сказка хороша - Начинай сначала!

3. Сказки бытовые

Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: Сказка о попе и работнике Балде, Каша из топора.

4. Сказки авантюрные

Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: Жадная старуха, Наговорная водица, Безручка.

5. Волшебные сказки

Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка – оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.


Викторина: Угадайте сказку
1. В какой сказке на море океане жил чудо юдо рыба кит? (Конек – Горбунок)
2. В какой сказке вырос овощ, который не могли вытащить из земли три человека и 3 животных? (Репка)
3. В какой сказке простой деревенский мужик во дворец на печи отправился? (По щучьему велению)
4. В какой сказке злая мачеха отправила девушку в лес за подснежниками? (Двенадцать месяцев)
5. В какой сказке старуху за жадность наказали? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке девочка медведя перехитрила? (Маша и медведь)
7. В какой сказке отец в наследство сыну оставил кота? (Кот в сапогах)
8. В какой сказке девочка помогла выздороветь больной ласточке? (Дюймовочка)
9. В какой сказке все звери поселились в одном доме? (Теремок)
10. В какой сказке волк голос у кузнеца перековал? (Волк и семеро козлят)
11. В какой сказке девочку и ее собаку ураган унес в сказочную страну, где она нашла друзей? (Волшебник Изумрудного города)
12. В какой сказке был Цветочный город, в котором жили коротышки? (Приключения Незнайки и его друзей)
13. В какой сказке тыква превратилась в карету? (Золушка)
14. В какой сказке главный герой шалунишка, который живет на крыше? (Карлсон, который живет на крыше)
15. В какой сказке жили сестрицы одноглазка, двуглазка и триглазка? (Крошечка-Хаврочечка)


Ведущая: Молодцы ребята, сказки внимательно слушали, всех сказочных героев знаете, и названия сказок Вы назвали абсолютно верно!
А сами сказки сочинять умеете? (ответы детей) А это мы сейчас и проверим.
Я начинаю, а Вы по очереди продолжаете.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Еремей. Было у него три сына. Один был высокий, другой был роста среднего, а младший был низкий, росточком с табурет. И вот собрал сыновей отец и говорит: …(Дальше сюжет сказки складывают все дети группы по очереди). 28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка - это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: "в некотором царстве, в некотором государстве", "золотые маковки", "стоит древо", "сказка сказывается", "море-окиян" и многие другие "сказочные" слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: "Жили-были..." Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

"Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!" - традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: "Живут-поживают да добра наживают!", "Так часто бывает!", "Живут, хлеб жуют!". Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую между собой. Достаточно вспомнить сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Кот, Петух и Лиса", "Волк и семеро Козлят" и другие.

Звукоподражания, живой диалог между эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

Сказка «Теремок» является русской народной сказкой, которая имеет множество интерпретаций во многих народах. Впервые, три варианта сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1873 году.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях.
Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Но за этим перечислением животным явно есть какой-то смысл.

Посмотрите, во-первых, животные перечислены по градации возрастания размеров. Наполнение теремка начинается от мелких животных и насекомых, таких как мышь, муха, комар, а заканчивается, такими крупными как волк, медведь. Медведь эту цепочку обрывает. Во-вторых, животные изображены без каких-либо дополнительных характеристик. В сказке просто указывается на факт появления очередного животного у теремка, после чего оно (животное) личностно идентифицируется с помощью клички-прибаутки (мышка-норышка, лягушка-квакушка...). Действительно, в этом перечислении животных дается понимание для ребенка того, что нужно видеть в ближнем, в первую очередь, Человека, не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно этот человек: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами говорится: не думай сколько места у тебя в жилище: много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический диссонанс. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?

Он разделяет два мира – мир вымысла и мир естества, у маленьких детей с этим большая путаница. Мы обязательно должны обозначать границы: одно дело – увести ребёнка в сказочный мир и там (на виртуальном уровне) походить испытания, встречаться с бабой Ягой, превращаться в козлёночка, отбиваться от Кощея Бессмертного.

И совсем, ну совсем другое - вечно быть в напряжении, потому что всё перепуталось, потому что не знаешь, где начинается явь, где закончилась сказки, и кто там выглядывает из-за угла, Баба Яга или тётя Маруся, и не под твоей ли кроватью находится заколдованный лес.

Только к годам семи ребёнок расставит ориентиры и разделит это: мир жизни и мир волшебства. Что случается в сказке – случается в мире другом, и существует он на основе других законов. Ребёнок должен знать это, подсознательно знать. И зачин, напоминая об этой «инакости», как раз и производит такое размежевание.

Во многом для этой же цели – обозначить границы, куда и откуда вернуться - служат и последние фразы сказки. «И стали они поживать – добра наживать», «И жили они долго и счастливо…», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Прозвучала концовка – и ребёнок очнулся, вышагнул из сказки, снова стал Сашей, Верочкой, Колей - вернулся в реальный мир.

Дети способны представлять себе все так же ярко, как вы – воспринимать это на экране большого кинотеатра с системой «звук вокруг». Представьте, что еще не закончился триллер, идут последние кадры, а вам на мобильник звонит шеф с претензией. Страшно? Вот так же сказки без начала и конца - взрывают чувство реальности у наших детей.

Кстати, это объясняет так много лет удивлявшую меня концовку сказок «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». Нет, думала я, кто рассказывал – молодец, а кто слушал – тот отдыхал, что его хвалить. Оказалось, что хвалить надо именно ребенка, потому что он проживает жизнь сказочного героя - странствовал, попадал в передряги и выбирался вместе с ними. Конечно, от такой же молодец, как Иван Царевич или Василиса Премудрая.

Итак, вы выбрали своего героя, вы открыли сказочные двери… Ну, а дальше – что? А дальше начинается действие, сказочный сюжет.

В принципе, сюжетная схема всех сказок очень проста:

Герой, обычный человек, получает кто-то волшебное, с чем-то волшебным знакомится

Отправляется куда-то (сам или по чьему-то заданию)

Встречает испытания (попадает в переделки)

Побеждает (и получает свой приз)

Возвращается (уже другим, изменившимся, и часто бывает, что меняется он до неузнаваемости).

Способы и приёмы, где взять героя и как повести сюжет, великое множество. О некоторых, самых детских, мы уже говорили. Сейчас будем рассказывать дальше, а вы - пробуйте. Один, другой, третий…

Попробовав- поэкспериментировав, вы освоитесь в «сказочном деле», и выберете самые подходящие для себя. И тогда, хорошенько поднаторев, сможете их варьировать. Ведь и ход сказочного сюжета, и повороты его зависят от того, когда и для чего вы приступаете к этому делу – придумываете сказку.

А потом вы обучите и своего ребёнка. Впрочем, скорее всего, он и сам научится – по ходу дела.

Чтобы разобраться вам было проще, все эти способы мы сгруппировали и разделили по темам. Но это, конечно, чисто условное деление – для удобства использования «шпаргалки».

Мама рассказывает сказку и по рассеянности так говорит: «Катится колобок, а навстречу ему волк. Колобок говорит: « Волк-волк, я тебя съем!». Сын возмущёно кричит: « Мам, ты чего перепутала, волки пирожки не едят!».

Может, и не едят, да вот только из таких перепутанниц получаются отличные сказки.

Приём первый Перепутанница

Этими приёмами охотно часто пользуются повара. А также фантасты и сказочники, сценаристы и режиссеры. Так почему бы и нам не воспользоваться? Рецепт его очень прост: берутся разные ингредиенты, складываются в одну кучу и хорошенько перемешиваются.

Взять – сложить – перемешать, вот и всё.

И из такой перепутаницы всегда получается то-то своё, новенькое и занимательное.

Причём путать(ся) можно по-разному

а) перепутать героя и сказку

б) перепутать две разные сказки

в) всё перепутать

А потом из этой неразберихи выбираться.

Это очень удобный способ, когда надо чем-то срочно занять ребёнка, а ничего, ну, ничегошеньки в голову не приходит.

Это очень удобный способ, когда самого себя надо перенастроить. То есть выкинуть из головы все бытовые мысли (или хотя бы оттеснить их на задний план) и – в общем, хотя бы на время отрешиться от будничной суеты.

Это очень удобный способ, когда надо расшевелить своё заспавшееся воображение фантазию.

Это очень удобный способ, особенно для начинающих.

Да, вы начнёте с обычной сказки. Но потихоньку ведя сюжет, неспешно втягиваясь в неё, вашу сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя неположенным им образом…

…А внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, так и случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут.

А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и короста спадёт, и старая боль отпустит, и вы вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона. Это что-то давно лежало «на дне» и ждало возможности пробудиться. Просто сказка открыла старую маленькую дверь (за печкой или за нарисованным очагом).

Смотрите, как это просто делается. Берёте знакомую старую сказку и запускаете в неё нового героя.

Вариации разные

а) в старой сказке новый (другой) герой

Удобно! особо ломать голову в поисках оригинальной идеи не придётся. У вас есть канва, вот по ней и «вышиваете». Например, берёте сказку «Заячья избушка» (как лисица к зайчику в домик попросилась, а потом сама же его и выгнала). И заменяете зайчикана КРОКОДИЛА. Много ли его повыгоняешь? А можно «подменить» лисицу, можно – храброго петуха.

Итак: за основу берёте сказку. Главного героя заменяете на…кого вам захочется?

Предположим, на любимую игрушку малыша. Вот она в лес и покатится, и будет там со всяким зверьём встречаться. В зависимости от того, кто в сказку попадёт, и события развернуться по-разному.

Из такой перестановки можно сделать забавную игру: то слонёнок хозяйничает в сказке, то кастрюля, то булочка с сосиской. Вот хохоту будет!

б) сказки перепутались

А можно и по-другому. Кто, например, вам мешает переплетать сюжеты разных сказок. На книжной полке рядышком стояли, вот и перепутались.

Шли – брели Алёнушка и Иванушка…солнце высоко, до дома далеко, жар донимает, пот выступает. Смотрят: след от телячьего копытца…Пошли они по этому следу, а навстречу им бык (добрый бык, не бодается)…из «Зимовья зверей». А может, и не один бык, а компания (бык, баран, свинья, гусь да петух) оказались в этой сказке…

Или так: …попил Иванушка из козлиного копытца, в козлёночка превратился. Тут ему коза встретилась («Коза и семеро козлят»), решила, что это её козлёнок заблудился, и взяла его к себе домой… А что там с ним будет? Правда ведь, интересно.

в) прогулка по сказкам

В сказке возможно всё. Представьте: карнавал, и на нём – герои любимых сказок.

А может, вы сделаете так, что ваш герой попадает то в одну, то в другую историю, представляете, сколько всего их можно насочинять? Целый сериал« Прогулки по сказкам» получится.

(Кстати, поинтересуйтесь, какого сказочного героя выберет ваш ребёнок. И в какие сказки отправит его. Как вы думаете, почему?).

Случается и такое: ребёнок такое навыбирает, так ярко представит события, что испугается сам. Что делать? Не растеряться. Например, «сажаете» на ковёр – самолёт и улетаете. (А интересно, как часто ваш ребёнок будет сбегать от трудностей? В идеале должно быть так: сделал паузу («улетел») хорошенько подумал, придумал, как в сказке порядок навести, и «вернулся» в неё обратно).

Хороши перепутанницы тем, что воображению есть где разгуляться. Хочешь – за основу одну сказку бери, хочешь – другую, и веди по ней свою историю, как по канве. Всегда есть от чего оттолкнуться, куда повернуться и чем дело закончить.

Менять сюжеты знакомых сказок совсем не сложно. Вот несколько идей:

Перепутались сказочные предметы: шапка – невидимка оказывается в домике, где живут семеро козлят;

Гуси – лебеди утащили не младшего братца, а его сестрицу…

Вместо Колобка по тропинке катится футбольный мяч…

Познакомьте Мальвину с куклой Барби, это она оказалась под окошком домика, а вовсе не Буратино;

Злая мачеха оказалась не злой, а доброй, а падчерица – наоборот;

Вместо девочки – дюймовочки с лягушками воевал бы мальчик – с – пальчик;

И что? И все пойдет шиворот- навыворот, что собственно, и требовалось.

С детьми постарше свою фантазию можно не ограничивать и сказочных героев запускать в наш реальный мир.

Что будет, если…

Кот Баюн пришёл в учительскую… (а может быть, на урок?)

Появляется из проруби щука и говорит: Емеля, я на тебе жениться хочу …

Сивка Бурка допрыгнул до окошка терема, а у окошка сидит не царевна, а царь Горох

Кончились женихи, а Несмеяна всё плачет и плачет, никто Несмеяну не рассмешил… И тут заходит баба Яга…

Прилетает Жар-птица не в сад, а к пожарным

Схватила Василиса Премудрая стрелу и превратилась в лягушку: «Ну, Иван-царевич, узнаешь ты меня!»

Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка не только для ребёнка, но и для родителей. Чем неожиданнее – тем лучше

Но есть ещё одна несомненная польза от этих забавных сказок.

Вы сможете втянуть в это дело старших детей, и они запросто вовлекутся. Так, между делом. Когда, например, старший занимается с младшим (братишкой, сестрёнкой, племянниками). И школьники тянутся к сказке, подспудно чувствуя, что она и отвлечёт, и развлечёт, и подскажет выход из запутанной жизненной ситуации.

Такое случается как со взрослыми, так и с детьми.

Когда на душе плохо, когда случаются неприятности, когда упёрлись в проблему и никак не можем её решить, мы словно «откатываемся» назад, в своё прошлое, в то время, когда всё было хорошо. Могут даже вернуться старые «дурные» привычки (от сосания собственного пальца до ночных неприятностей). В такие моменты эмоциональная поддержка детям особенно нужна. И такая прогулка по старым сказкам как раз и делает (даёт) эти два нужных дела: эмоциональное возвращение в прошлое и хороший эмоциональный контакт со своими родителями. А когда вместе, когда есть на что опереться, начинаешь верить, что любые трудности можно преодолеть.

И это действительно так.

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой

Можно не использовать никаких игрушек, а «отправить» в сказочную страну «всамделешнего» ребёнка. Вашего. Это отличный приём: детям очень нравится становиться героями.

Как это сделать? Вот вам три способа – на выбор.

Первый. Сказка как сказка, и всё в ней идёт чередом. Но в самый ответственный момент (обычно он ближе к концу) вы «отправляете» туда ребёнка: в сказке появляется ваш юный герой и делает славное дело- чаще всего всех спасает. У Леонида вообще ни одна сказка не обходилась без его спасательного участия: «А потом пришел Леня с ружьем и собаками и прогнал..»

Второй. Ваш ребёнок - Юный герой - запускается в сказку буквально сразу, с зачина. И действует в ней вместе с другими персонажами. Этот вариант для детей, хорошо освоивших сказочную страну и понимающих её особенности и законы. Правда, в таком исполнении сказка обычно меняется до неузнаваемости, но это ещё интереснее: главное – вконец не запутайтесь и как-то, но выбирайтесь из сказочных передряг.

Вариант третий . Герой путешествует по разным сказкам, переходит их одной в другую. Если ребёнок хорошо знаком с разными сказками, то он сам будет охотно вам помогать, сочинять и путешествовать вместе с вами.

Можно забрасывать героя в самую гущу событий; можно – сделать собственный сериал «Сказка с продолжением», а можно отправить в такой момент, который поможет ребёнку решить какие-то свои проблемы. Например, вы хотите, чтоб он хорошенько запомнил свой домашний адрес, или он стеснителен, ему трудно знакомиться. А вот поселился он в сказке «Теремок», стучатся разные гости, каждому он представляется «я такой-то, живу там-то и там-то»…

Итак, вы выбрали сказку. Теперь

Внутри любой сказки, куда вы «запускаете» карапуза, ему надо освоиться, а вам – посмотреть на его реакцию (впечатлительные дети могут какие-то моменты излишне сильно переживать; а уйдя с головой в роль, могут перепугаться). Так что начинайте со сказок попроще, не сердитых и не опасных. Например, попробуйте для начала ту же «Репку», которую все «тянут – потянут, да не вытянут». Ни дед, ни баба, ни внучка, ни жучка, ни кошка – не вытянул никто, а в вашей истории и мышка тоже не помогла – не смогла. «И тогда сели все, опечалились…». И тут появляется ваш герой – ваш малыш (можно даже с любимой техникой, бульдозером там, экскаватором)… И…как будешь действовать там, малыш? Конечно, он сходу найдёт способ, как эту репку вытянуть. («Вот молодец!»)

Если ребёнок так вдохновился, что отправился что-то ещё вытаскивать – не мешайте.

Поддержите инициативу, подкиньте свеженькие идеи. Например, можно помочь коту отбить петушка у лисицы, медведя от теремка прогнать. Возможно, он снова начнёт пересказывать «Репку», теперь уже сам. Прекрасно. Вы сидите и …с удовольствием «убиваете» двух зайцев: малыш гордиться собой и своими благородными поступками, а вы превращаетесь из автоответчика в нормального человека

Дошколёнку подавай сказки покруче. Дошколёнок может влезать в хорошенькие переделки. (Ведь вы уже слышали это гордое: «Я ничего не боюсь!»?). Да, человеку хочется ничего не бояться. И побеждать, и спасать всех направо - налево, и восстанавливать справедливость… (Правда, частенько на свой, нелогичный лад). В 4-5 лет у маленькой детворы – пик детских страхов, и, храбро действуя в сказке, они как бы закаляют себя. И разбираются со своими страхами. В сказке им проще, там всё чётко: вот добро – вот зло, и никакой полутени; сам страх олицетворяет какой-то вредный/противный герой, и, побеждая его на символическом уровне, ребёнок ощущает себя победителем и в мире реальном. И тогда, что важно для правильного формирования юной личности, поднимается его самооценка.

Культурные правила

Чтоб ненароком не обидеть, не насторожить, не оттолкнуть своих юных слушателей/сказителей, родителям стоит соблюдать правила:

1) ребёнок – всегда герой (даже если вначале поступает как дурачок);

2) ребёнок не попадает в унизительные ситуации (а если попадает, то ненадолго и с честью выкручивается из них);

3) вы ничего не критикуете и никого не осуждаете; потому вы просто рассказываете сказку…или сочиняете вместе…

4) «в сказке ложь, да в ней намёк…», но вы не рассказываете никому (даже самому сказочнику), о чём догадались, что узнали какой-то его секрет.

Чем старше ваш ребёнок, тем неукоснительно эти правила стоит соблюдаться

На все возраста

Не только дошколята, и школьники охотно играют в сказки. (И даже чаще, чем мы думаем). Младшеклассники с большим удовольствием послушают ваши, самодельные, где он/она – главное действующее лицо. Во-первых, это повод рядышком с мамой/папой посидеть, во-вторых, кому же не хочется быть красавицей или героем!

Заметим в скобках: если ребёнок в этом возрасте упорно отказывается и предпочитает общаться с телевизором, а не с вами, стоит подумать: а всё ли нормально в отношения, складывающихся в вашей семье? Есть тут какая-то трещинка. И что самое обидное, если мер не принять, с годами она может расширяться и расширяться.

А вообще «мелкоклассники» - это такой ласковый возраст (латентный период, как называют его психологи), когда один кризис прошёл, другой пока не предвидится, и ребёнок настроен на папу и маму. Конечно, заводятся сверстники, друзья, в большом авторитете первая учительница, появились свои (пока мелкие) первые тайны… Но «малыш» ещё рядом, так близко, что позволяет даже себя обнимать, а если спорит – больше по пустякам, и охотно, охотно общается.

Сказка на двоих

Попробуйте отправиться в знакомую сказку вместе. Совместное пребывание придаст ей особую пикантность: получится отдыхательно-развлекательная сказка, сказка-шутка и в то же время - полезный урок «как хорошо нам всем вместе».

Это очень забавно, когда вы вдвоём попадаете в старую сказку: неизвестно, куда она повернёт. Иные родители считают, что школьники не втянутся в такую игру. Да ничего подобного! тут только главное – выбрать подходящее время. Например, в дороге, когда совершенно нечего делать – почему бы не взять да не посочинять? или, например, когда стоите в длиннющей очереди, или – за праздничным столом, когда жевать уже поднадоело, а расходиться не хочется.

Возможно, вам достанется самая главная роль. Например, вы – щука, а сын или дочка отбирают вас у Емели… Или, ещё например: героем, прыгающим к окошку терема, будет ваш сын, а вы, соответственно, Сивка – Бурка, являющийся по первому свисту и взносящий его в облака. (Как вы думаете, каким образом ребёнок станет вас подзывать: свистком? словесной командой? или посвистом молодецким?). А может, вам отведут роль Жар-птицы…или её пера…(«лишь бы не жареного петуха», - как заявила одна мама) Впрочем, Вы можете справедливость восстановить.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок побудет и в вашей шкурке (ой, в вашем сказочном образе!), а вы – в его.

Такой сказочный ход, вполне вероятно, даст вам интересную информацию к размышлению. Как ребёнок относится к вам, что о вас думает. Вы посмотрите на себя со стороны, а он (случайно) может проговориться о каких-то секретах, и вы поймёте суть отношений с друзьями-приятелями, и как относится к другому полу (время влюблённости школьная пора)

В сказке легко можно дать совет, причём так, чтоб захотелось юный человек к совету прислушаться. Потому что советом помогаете герою, а не читаете нотацию

Потому что в сказочном действе вы ничего не навязываете, а просто (наглядным примером, образом, ситуацией) показываете: как надо бы поступить и что получится, если сделаешь так-то и так-то.

Подростки – народ особенный… своеобразное племя. И независимы, и всё желают решать самостоятельно. Но, несмотря на внешнюю отстранённость, они всё ещё дети. И так же, как раньше, нуждаются в вашем совете и вашей поддержке. (Только стесняются об этом сказать). И тянутся к вам (в душе), и всё необычное, нетрафаретное их особенно привлекает. От сказки они не откажутся, если их «взрослости» подыграть. Вместо «сказка» скажите «фэнтази», а Колобка замените на Супергероя. А так – всё как в истинном «Колобке». Вот ваша милая дочка (лет этак пятнадцати) сидит на окошке, смотрит на алый закат (то ли принца ждёт, то ли тоскует), потом подскакивает и… В какой лес она убежит? Кто ей встретиться по дорожке?

Сказка – хороший способ наладить контакт с ребёнком, когда он разладился. Или дать полезный совет. Советы впрямую подростки терпеть не могут; всё кажется, что держат за маленького. В «сказке-фэнтази» можно любую ситуацию разыграть и проблемы решить - на сказочном уровне. Всем детям очень нужны наши советы, они просто сейчас, в этом возрасте, стесняются спрашивать («а вдруг посчитают за маленького, я-то большой»)

Ведь почему взрослеющие дети часто от нас отстраняются? да потому что наша назойливая забота – как тот медведь в теремке: сквозь дверь не пролезу – так на крышу попробую.

Знаете, чего больше всего не хватает взрослеющему ребёнку, подростку? Что его выслушали! За все прошедши годы он столько от пап/мам своих выслушал, столько ему насоветовали-наговорили, что теперь взаимопонимание возможно тогда, когда его услышите. Ему позарез надо сказать, что там, в душе, и что он думает по тому или иному поводу (в том числе и о вас). Согласитесь, что с помощью сказки это гораздо удобнее…

Да и до мамы-папы пожалуй, лучше дойдёт.

Похожие статьи