Странные факты о Жанне д'Арк, которые не афишировала история. Факты о Жанне д’Арк Интересная информация про жанну дарк

Что мы знаем о Жанне д"Арк из уроков истории, романов и художественных фильмов? Она была одной из немногих женщин-военачальников, разговаривала с Богом, была названа ведьмой и сожжена на костре. Нет никаких сомнений в том, что Жанна д"Арк была выдающейся женщиной. Но увы, многие факты о ней заметно приукрашены, а некоторая биографическая информация и вовсе оставлена без внимания. Поэтому стоит наконец узнать, какой была эта женщина на самом деле.

Жанна д"Арк - не настоящее имя

Мы привыкли называть ее Жанной д"Арк, и именно это имя вошло в историю. Но это не совсем правильно. Учитывая тот факт, что она была француженкой, ее не могли назвать Жанной. Ее имя звучало как Жанетта, а сама девушка называла себя Жанеттой-девственницей.

Есть сомнения и насчет того, действительно ли Жанна носила фамилию своего отца - д"Арк. Дело в том, что она родилась в те времена, когда девочки брали фамилии своих матерей. Не исключено, что Жанна сделала бы то же самое. Если бы ее не сожгли на костре.

Возможно, она страдала от шизофрении или эпилепсии

В те времена, когда жила Жанна, еще не было таких медицинских диагнозов, как шизофрения или эпилепсия. Если человек утверждал, что слышит голоса, все остальные считали, что он умеет разговаривать с Богом или дьяволом. И вряд ли это можно было назвать хорошей новостью. Если человек разговаривал с дьяволом, его причисляли к ведьмам и сжигали на костре. Людей, разговаривающих с Богом, почитали. Но ровно до того момента, пока кто-то не решался предположить, что он в самом деле разговаривает с дьяволом. Конечный итог тот же, что и в предыдущем варианте.

Жанна росла набожной девушкой, поэтому, когда начала слышать голоса в голове, была твердо уверена в том, что с ней разговаривает сам Всевышний. Но современные неврологи придерживаются иного мнения. Они считают, что у д"Арк были серьезные психические расстройства, которые стали причиной слуховых галлюцинаций. Два современных специалиста поставили ей посмертный диагноз: «идиопатическая частичная эпилепсия со слуховыми особенностями». Другие историки предположили, что Джоан была больна шизофренией. Но доказать, что Жанна действительно страдала от этих недугов, на сегодняшний день уже невозможно.

Ее семья не была бедной

Часто Жанну д"Арк изображают в виде крестьянки, которая сумела стать великим военачальником. Но эти факты далеки от того, как все было на самом деле. Есть свидетельства о том, что их семья не была бедной. После смерти девушки появилась информация, что ее отец был старшим жителем деревни, то есть мэром, если все перевести на современные мерки. Их семья владела почти 20 акрами земли, которая включала в себя сельхозугодья, луг и лес. У них также были собраны деньги, предназначенные для чрезвычайных ситуаций, и их сумма гораздо превышала те, которые есть у современных среднестатистических семей.

Их годовой доход на то время составлял порядка 200 фунтов. Этой суммы хватало, чтобы жить в комфорте, воспитывать детей и даже делиться с настоящими бедняками. И здесь возникает логичный вопрос: почему Жанну описывают как бедную крестьянку? Видимо, это было нужно для создания еще более «геройского» образа. Согласитесь, «девушка из бедной семьи, которая стала великим военачальником» звучит эффектнее, чем если бы то же самое сделала обеспеченная женщина.

Она была совсем ребенком

Жанна д"Арк была настоящим героем своего времени, лидером, фигурой, которая вдохновляла воинов. За всеми этими эпитетами мы упускаем из виду то, что она была совсем юной. В то время, когда Жанна начала слышать голоса, которые убеждали ее помочь королю в освобождении Франции от врагов, девушке едва исполнилось 13 лет. В 17 она получила лошадь, меч, доспехи и отправилась на линию фронта.

Если вы всегда считали, что Жанна была хладнокровной - это очень большое заблуждение. Согласно достоверным источникам, девушка была очень обеспокоена тем, что видела на поле сражения. Во время снятия осады Орлеана она рыдала о павших с обеих сторон солдатах.

Несмотря на то что во время судебного разбирательства она вела себя достойно, перед казнью Жанна плакала и молила о пощаде. Так же сделал бы и любой другой ребенок. Вот только для судей и палачей это не имело никакого значения, и они оставались непоколебимыми.

Она одевалась, как мужчина, но не по тем причинам, о которых вы думаете

С первого взгляда кажется логичным, что Жанна одевалась, как мужчина. Ведь она вела за собой целое войско! Вот только основная причина в самом деле была совершенно другой.

Жанна носила мужскую одежду (хотя в то время это было запрещено) из-за страха быть изнасилованной. Именно поэтому она прикрепила свои рейтузы к тунике с помощью 20 веревок, а ее сапоги доставали до самой талии и тоже были привязаны к одежде. Сомнительно, что все это девушка проделывала лишь для удобства в бою.

В будущем подобная одежда не сыграла ей на руку. Обычно англичане помещали заключенных женщин в тюрьму монахинь, но в случае с Жанной было сделано исключение, и она осталась в руках солдат. И все ради того, чтобы во время суда указать на ее перевязанную одежду в качестве доказательства ереси.

Жанну д"Арк казнили за ношение мужской одежды

В 1430 году Жанну д"Арк обвинили во множестве совершенных преступлений, в число которых вошли колдовство, ересь и ношение мужской одежды. Во время судебного процесса она была вынуждена подписать документ, который отрицал тот факт, что ее видения действительно реальны. Кроме этого, девушка должна была пообещать, что больше никогда не будет носить мужскую одежду.

Жанну приговорили к пожизненному заключению. Но она была очень упряма и, несмотря на подписанные договоренности, снова облачилась в мужской наряд. Более того, она сообщила следователям, что была не совсем честна с ними, когда говорила о том, что голоса, которые она слышит, являются выдумкой. Эти действия окончательно решили судьбу Жанны, и она была приговорена к смертной казни.

Не исключено, что она умерла от теплового удара

Скорее всего, Жанна умерла не от огня, а от теплового удара. Как оказалось, средневековые люди не были настолько кровожадными и жестокими, чтобы наблюдать, как человек сгорает живьем. Палачам было доступно право облегчить страдания заключенного, удушив его, перерезав горло или уложив много сырых веток вокруг костра, чтобы тот умер от дыма.

Нет никаких доказательств того, что какое-либо из этих действий было совершено по отношению к Жанне. Вместе с тем ни единый свидетель происходящего не рассказывал о криках, которых невозможно избежать во время горения кожи. Единственное, что промолвила Жанна, стоя на костре: «Иисус! Иисус!» После этого она склонила голову и больше не издала ни единого звука. Это не похоже на болезненную агонию, не так ли?

Она жива! Несите нам подарки!

В 1434 году, спустя три года после смерти Жанны д"Арк, появилась самозванка, которая выдавала себя за нее. В самом деле эту женщину звали Клод. Конечно же, это было смешно, ведь свидетелями смерти настоящей Жанны стало огромное количество людей. И во время сожжения она не говорила ничего вроде: «Я не та девушка, за которую вы меня принимаете». Как бы там ни было, многие люди поверили этой лжи. Не стали рассказывать правду и ее братья Пьер и Жан. Но почему?

Ответ на вопрос прост: они имели от этого выгоду. В течение шести лет братья путешествовали по Франции вместе с самозванкой, называя ее Жанной д"Арк. Любящее население было безумно счастливо увидеть свою героиню и несло ей множество даров.

Все закончилось в тот момент, когда они дошли до самого короля Карла VII. Но он не был настолько глуп, чтобы поверить самозванцам. Карл попросил Клод рассказать секрет, которым настоящая Жанна поделилась с ним при жизни. Конечно же, женщина не смогла этого сделать и была вынуждена признаться во лжи.

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc ), Орлеанская дева (ок. 1412-31), народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 возглавила борьбу французского народа против английских захватчиков, в 1429 освободила Орлеан от осады. В 1430 попала в плен к бургундцам, продавшим ее англичанам, которые объявили Жанну д"Арк колдуньей и предали церковному суду. Обвиненная в ереси, в Руане сожжена на костре. В 1920 канонизирована католической церковью.

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc ) (6 января 1412 (?) Домреми - 30 мая 1431, Руан), народная героиня Франции.

Видения

Жанна родилась в крестьянской семье. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева ее спасет". Около 1424 Жанну стали посещать видения: ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну.

Миссия Жанны

6 марта 1429 Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершенный там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город (29 апреля 1429) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя.

В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 попала в плен к англичанам.

Суд и смерть

Ее перевезли в Руан, и 9 января 1431 она предстала перед судом инквизиции. Ее обвинили в колдовстве и ереси: подчиненные англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берет отречение обратно и сожалеет о нем. Два дня спустя ее заживо сожгли на рыночной площади Руана.

В 1455-1456 в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.


1431-й год. Место действия - Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Столетней войны пришелся на 1420-й год, как раз на юность будущей мученицы, и вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели. Едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии. Наградой же за ее подвиги стало обвинение в колдовстве и костер. Однако, правда восторжествовала и великая Дева-воительница была признана святой.

Образ, знакомый по иллюстрации в школьном учебнике: девушка на коне, в латах, со знаменем и мечом въезжает в осажденный город. Легендарная Жанна Д’Арк. Какой она была на самом деле?

Как она выглядела?

Мы не знаем ни одного подлинного изображения Жанны. Единственный, известный ныне ее прижизненный «портрет» - рисунок пером, который сделал секретарь парижского парламента на полях своего регистра 10 мая 1429 год, когда в Париже узнали о снятии английской осады с Орлеана. Этот рисунок не имеет ничего общего с оригиналом. На нем изображена женщина с длинными локонами и в платье со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена мечом. Меч и знамя у Жанны действительно были. Но она носила мужской костюм, а ее волосы были коротко подстрижены.

Некоторые смутные и обобщенные черты внешнего облика Жанны можно установить по тем «словесным портретам», которые оставили ее современники. Люди, видевшие Жанну, говорили, что это была высокая, черноволосая и черноглазая девушка.

Она отличалась крепким здоровьем, которое позволяло ей вести многотрудную жизнь воина. Силу ее личного обаяния испытал на себе каждый, кто встречался с ней, даже ее противники. Время не пощадило изображений Жанны. Но оно сберегло нечто гораздо более ценное, нежели безгласные портреты и статуи: множество достоверных и выразительных свидетельств.

Официальная легенда N1: Жанна - народная героиня

Жанна д’Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано осознала свое призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской Девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна д’Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна д’Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Легенда N2: Жанна не горит в огне

Украинский антрополог Сергей Горбенко сделал сенсационное заявление: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет (сообщает «Укринформ»). Она не была пастушкой, как гласит легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Специалист уверен, что историческое имя Орлеанской Девы - Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де
Клери Сан-Андре неподалеку
от города Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте, умершей в 38 лет, а совсем другой женщине, которой было не менее 57 лет. Ученый пришел к выводу, что перед ним - останки Жанны д’Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец - король Карл VI, а мать - его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как воин, потому она могла носить рыцарские доспехи. Теперь становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неграмотная крестьянка). Король Карл VII сымитировал смерть Орлеанской девы: вместо нее сожгли другую женщину.

Слухи о том, что настоящая Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны переписывался со своей сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал деньги на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег. Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.

Легенда N3: двойники Жанны

Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал. Если в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина, то кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую принесли в жертву, чтобы спасти оригинал? Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют. Похоже, действительно было сделано все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост.

Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо. Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предосторожность была излишней. Но она была. Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.

Легенда N4: дева выходит замуж

По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка «Судебная петля», Жанна д’Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера д’Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого д’Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты, были твердо убеждены, что это она и есть. Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кельне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады».

Легенда N5 (скандальная версия): Жанна была на треть мужчиной

Об этом сообщает журналист Николай Николаев. Скандальный диагноз поставил российский ученый Эфроимсон. Лишь спустя пять столетий после произошедших событий отечественному эскулапу стали известны причины, по которым Жанну д’Арк… обвинили в связях с дьяволом. Раскрыть загадку смерти Жанны удалось, изучив биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в английском плену. Сведя воедино множество признаков и симптомов, ученый пришел к выводу, что знаменитая крестьянка страдала редким гинекологическим отклонением.

По данным Республиканского центра репродукции человека, в среднем лишь пятеро из ста тысяч женщин страдают синдромом Морриса. Таким образом, французскому королю Карлу VII крупно повезло. Окажись Жанна д’Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция без независимости.

Легенда N6: Жанну погубила одежда

Решительно никто, кроме руанских судей и их парижских единомышленников, не считал Жанну вероотступницей и еретичкой из-за того, что она носила мужской костюм. А ведь в этом костюме ее видели десятки тысяч людей. В нем она не только воевала, но и посещала церкви, молилась, исповедовалась, принимала причастие, получала пастырские благословения. Она общалась с множеством священников, но ни разу не слышала от них упрека по поводу неподобающего платья.

Больше того. Мужской костюм был на Жанне и тогда, когда она стояла перед комиссией в Пуатье, которая специально выясняла вопрос о соответствии слов и поступков девушки нормам христианской морали. Профессора богословия и знатоки канонического права, входившие в эту комиссию, не нашли в поведении испытуемой ничего предосудительного. Стало быть, и их не смутило столь, казалось бы, явное нарушение канонического запрета.

По мнению крупнейшего французского теолога того времени Жана Жерсона, этот запрет представлял собой не общеобязательную правовую норму, но этическое правило, главной целью которого было пресечение распутства и разврата. Жанна же надела мужской костюм с богоугодной целью.

Кстати, адвокаты папского трибунала Теодор де Лелиис и Паоло Понтано, ознакомившись во время подготовки реабилитации Жанны с материалами обвинительного процесса, пришли к заключению, что, надев мужской костюм и отказавшись его снять, Жанна вовсе не нарушила канонического запрета.

Напротив, оба юриста усмотрели в этом свидетельство нравственной чистоты девушки, ибо с помощью мужского костюма она защищала свою честь от посягательств со стороны солдат и стражников. Как видим, и теоретическое богословие, и прикладная юриспруденция не считали ношение неподобающей своему полу одежды безусловным проявлением ереси.

Страсти, кипящие вокруг жизни и, главное, смерти национальной французской героини Жанны д’Арк, схожи лишь с многовековым спором, кем же был Уильям Шекспир и был ли он вообще. История ее короткой жизни и мученической гибели неизменно волнует умы солидных историков и людей искусства, но какой была реальная жизнь Жанны д’Арк, так никому и не известно.

19.05.2016

Удивительна судьба обычной девушки из народа, родившейся и выросшей в деревне средневековой Франции, - Жанны Д’Арк. Мужество и безграничная любовь к родной стране Орлеанской девы достойны искреннего восхищения. Вот несколько интересных фактов из биографии Жанны Д’Арк - простой крестьянки, в восемнадцатилетнем возрасте принявшей мученическую смерть за свой народ.

  1. Жанна Д’Арк выросла в бедной семье, поэтому не имела возможности получить хоть какое-нибудь образование. Вместо подписи она могла лишь поставить крестик. Она отлично шила и гордилась этим своим умением. Уже, будучи в заточении, Жанна говорила своим тюремщикам: «Вряд ли найдется в моих краях девушка, умеющая шить лучше меня».
  2. Будущая спасительница Франции отличалась редкой добротой. Она помогала всем, кто нуждался в помощи, раздавала все, что у нее было. Родители, подруги и односельчане отмечали ее мягкость и сговорчивость. Тем не менее, Жанна Д’Арк уже с 15 лет твердо верила в свое особое предназначение и никому не позволяла сбить себя с намеченного пути. Так, к ней посватался знакомый парень, но Жанна Д’Арк отказала ему, мотивируя отказ обетом вечного девичества, которое ей надлежит хранить до совершения предначертанного ей судьбой подвига. Не состоявшийся жених подал жалобу, однако Жанна сумела доказать, что никому никаких матримониальных обещаний не давала. Тогда родители поняли, что эта покорная и уступчивая девушка обладает на самом деле мужской решительностью и твердостью. Жених получил отставку, больше Жанну не пытались выдать замуж.
  3. Примерно с 15 лет девушку посещали видения. Святые и ангелы, являвшиеся Жанне Д’Арк, убеждали ее покинуть свою деревню и отправиться к королю, чтобы предложить ему свои услуги по освобождению Франции от английских и бургундских интервентов.
  4. Дважды Жанна Д’Арк отправлялась к капитану войск, разместившихся неподалеку от ее селения, с просьбой снабдить ее мужской одеждой и оружием, дабы она могла беспрепятственно добраться до короля Франции. В первый раз капитан высмеял девушку, но во второй, пораженный ее настойчивостью, согласился оказать ей помощь.
  5. Король Карл VII отличался трусостью, был вялым, неуверенным человеком. Однако его умная мать сразу поняла: народ, среди которого ходило предание о некоей девственнице, родившейся для спасения Франции, поверит Жанне Д’Арк и пойдет за нею. На волне народного энтузиазма еще можно отстоять независимость Франции. И мать короля посоветовала сыну дать Жанне войско для сражения с англичанами.
  6. Военные успехи сопутствовали Жанне Д’Арк. Она освободила Орлеан, настояла на коронации Карла в Реймсе - для поднятия духа народа (и сама присутствовала при коронации), затем стала настаивать на необходимости взятия Парижа. Но король испугался. Он медлил, ничем не помогал своей спасительнице, а придворные плели злобные интриги, опасаясь роста влияния Орлеанской Девы на правителя. В итоге Жанна Д’Арк оказалась вынужденной продолжать войну с малым числом солдат и попала в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам. Дева была обречена.
  7. Высшее духовенство Франции обрадовалось: наконец-то Жанна Д’Арк больше не страшна. За целый год, пока девушка находилась в плену (в ужасных условиях, прикованной цепями, при постоянном присутствии нескольких сменяющихся солдат), ни король, ни кто-либо из его свиты не шевельнули пальцем, чтобы выручить спасительницу Франции. Героиня из народа была уже не нужна.
  8. Процессу, который вели над Орлеанской девой, придали церковный характер. На самом деле религия здесь присутствовала лишь для видимости, фактически это была чистая политика. Требовалось представить Жанну Д’Арк еретичкой, посланницей дьявола, действовавшей по его указке.
  9. Епископ и его пособники, допрашивавшие Жанну Д’Арк, пускались на хитрости и не гнушались откровенной подлостью. Девушку намеренно запутывали, мучали перекрестными допросами, угрожали пытками, ставили вопросы так, что любой ответ можно было истолковать не в ее пользу. Так, ее спросили, действовала ли она по Божьему повелению, чувствовала ли в себе Божественную искру. Ответь девушка: «Да», - был бы готов повод для обвинения в ереси и гордыне. Ответь она: «Нет», - обвинили бы в пособничестве дьяволу. Но простая неграмотная крестьянка оказалась умнее своих палачей. Жанна Д’Арк сказала: «Если есть во мне Божественная искра - я счастлива, что исполняю Его волю. Если нет - прошу Бога послать мне ее».
  10. В конце концов, епископ, не умея справиться с Девой, совершил последний подлый поступок в этом несправедливом, полностью сфабрикованном процессе: прочел Жанне Д’Арк бумагу, где говорилось о ее отречении от всех грехов и неблаговидных поступков, Жанна согласилась с нею. А на подпись он подсунул неграмотной девушке совершенно другой документ, где она якобы сознавалась в ереси. Так Жанна Д’Арк, поставив свой крестик под подложным признанием, сама подписала себе смертный приговор.
  11. Жанну Д’Арк сожгли при большом стечении народа. Мужество не покинуло ее до конца. Люди плакали и не расходились с места казни. Говорят, когда пожар потух, в небо от угольев вспорхнула голубка - то была невинная душа замученной Орлеанской Девы…

Конечно, процесс потом пересмотрели. Конечно, доброе имя Жанны Д’Арк король Франции восстановил. Обвинительный акт и приговор были разорваны. Но вернуть Орлеанской деве жизнь все это уже не могло. Как-то Жанну Д’Арк спросили, чего она боится больше всего. Она ответила: «Не боюсь ничего, кроме предательства». Именно предательство короля, которому она спасла корону и жизнь, стало причиной ее мученической смерти.

Похожие статьи