Собираем урожай в детском саду дети помогают. "Овощи на нашем столе" – для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Игра “Соберем овощи с грядки”

Лёгкая Марина Сергеевна
Конспект НОД для средней группы «В огород пойдем, урожай соберем»

Цель : Расширять и уточнять представления детей об овощах и их отличительных особенностях : форме, цвету

1 Развивающие задачи :

Развивать память, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие

Развивать навыки речевого общения

2 Образовательные задачи :

Учить различать овощи на ощупь, по вкусу.

Развивать познавательные способности, эмоциональную выразительность.

3 Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование : Муляж овощей в корзине (лук, помидор, чеснок, картофель, морковь, огурец)

Ход Занятия:

Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года?

Дети : Осень

Воспитатель : А что люди делают осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : Молодцы ребята! а вы готовы отправиться в путешествие в «огородную сказку » ?

Дети : Да!

Воспитатель : Я отправляюсь в путешествие и беру с собой морковь. А вы?

Дети по очереди называют овощи, которые они берут в путешествие.

Воспитатель : Дети, у меня в корзине есть : репа, баклажан, огурец, лук, помидор, картофель, морковь, кабачок. Как можно это всё назвать одним словом?

Дети : Овощи

Воспитатель предлагает детям рассказать какие бывают овощи.

Дети по очереди рассказывают об одном выбранном овоще : какой он на вкус, какого он цвета, формы, какой на ощупь.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много»

Воспитатель : Дети закончите предложения.

У меня один баклажан, а на грядке много. (баклажанов) . У меня один кочан капусты, а на грядке много. (кочанов капусты) . У меня один помидор, а на грядке много. (помидоров) . У меня один огурец, а на грядке много. (огурцов) . У меня одна морковка, а на грядке много. (морковок) У меня в корзинке один кабачок, а на грядке растет много. (кабачков) .

Воспитатель : Дети разгадайте «Загадки на грядке»

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

(Лук)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.

(Свекла)

Маленький и горький, луков брат.

(Чеснок)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

(Огурцы)

Воспитатель : Ребята какие вы молодцы!

Физ. минутка :

Хороводная «Урожай » (координация слов с движением)

В огород пойдем (ходьба по кругу)

Урожай соберем (взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем («таскают» )

И картошки накопаем («копают» )

Срежем мы кочан капусты («срезают» )

Круглый, сочный (показывают круг) Очень вкусный.

Зелени нарвем немножко («рвут» )

И вернемся по дорожке (идут по кругу)

Воспитатель : Ребята, а что можно приготовить из овощей?

Ответы детей

Воспитатель : Да, дети, правильно из овощей варят суп, готовят салаты, делают сок, едят сырыми, солят. Но прежде чем есть овощи надо их вымыть.

Подведение итогов :

Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? Какие бывают овощи?- Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились!

Ребята осень нам прислала посылку (стук в дверь, корзинка с яблоками) .

Публикации по теме:

Фотоотчет ОГОРОД НА ОКНЕ Средняя группа Сластенко Ольга Юрьевна В этом году совместно с родителями зародилась идея создать огород на.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию из бумаги для детей средней группы " Наш огород" Образовательная.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В огород пойдем, урожай соберем» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «У Арины огород» Цель: уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, уточнить и активизировать словарь

Сценарий летнего развлечения для детей младшей группы в детском саду «Собираем урожай»

Описание материала: Предлагаю Вам небольшое занятие- развлечение. Данный материал будет полезен воспитателям младших групп, родителям.

Задачи:
1.Развивать умения детей различать и называть овощи и фрукты.
2. Продолжать развивать умения детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
3.Формировать умения называть цвета: красный, жёлтый, зелёный.
4. Воспитывать желание помочь в трудную минуту.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли дедушка с бабушкой, им нужно собрать овощи и фрукты в огороде. Но сами они уже старенькие и просят вас помочь им. Вы согласны помочь?
Дети: Конечно, мы готовы помочь.
Воспитатель: Молодцы, что не отказали в помощи. Давайте вспомним, какие овощи растут в огороде.
Дети: Морковка, огурцы, свёкла, капуста, кабачки, баклажаны, помидоры.
Воспитатель: Правильно. А какие фрукты вырастили дедушка с бабушкой?
Дети: Яблоки, груши, сливы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно назвали. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про овощи.

Пальчиковая гимнастика:
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).
Воспитатель: Ну вот, фрукты и овощи мы вспомнили, пора идти в огород и собирать урожай.
Игра: «Собери урожай». (на полу заранее сделана грядка с пластмассовыми овощами: морковь, капуста, огурцы, помидоры и стоят два дерева, на которых висят яблоки и груши).
Воспитатель: Ребята, дедушка с бабушкой приготовили две корзины. В красную корзину нужно сложить овощи, а в жёлтую сложить фрукты.(дети собирают овощи и фрукты в корзинки). Молодцы, ребята, хорошо помогли дедушке с бабушкой. Давайте посмотрим на урожай. (воспитатель достаёт из корзин овощ или фрукт) Ребята, что у меня в руках?
Дети: Это помидор, это овощ.
Воспитатель: Какого цвета у нас помидоры?
Дети: Красные и жёлтые.
Воспитатель: Правильно. А теперь что я достала из корзины?
Дети: Это зелёный огурец.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас поиграть в игру.
Игра «Огуречик, огуречик»
На одном конце зала - воспитатель (ловишка), на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет.

Воспитатель: Какие вы ловкие, быстро убегали, молодцы. А что я сейчас вам показываю, овощ или фрукт?
Дети: Это яблоко, фрукт.
Воспитатель: А какого цвета бывают яблоки?
Дети: Зелёные, красные.
Воспитатель: Какие вы молодцы, урожай собрали, а теперь можно и потанцевать.
Танец: «Нам весело». (после танца входят дедушка и бабушка, благодарят детей за помощь и угощают всех яблоками).

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений

Развивать познавательные и творческие способности детей

Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МДОУ № 4 Степанова Т.А.

Старший воспитательСусанова А.В.

Занятие по развитию речи в первой младшей группе

Тема: «Собираем урожай»

Цель: закрепить знания об овощах

Задачи: 1. Закрепить знания об овощах, их сенсорных признаках (цвет, форма)

2. Развивать речь, через дидактические упражнения развивать мелкую моторику руки

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Ход занятия:

1. Оргмомент

Дети стоят в кругу, взявшись за руки

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Стук в дверь. Приходит кукла Катя с букетом из осенних листьев

Зравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я гуляла в парке и собрала вот такие листочки. Какого они цвета?

Ребята, а почему листочки стали желтыми, зелеными? (наступила осень)

А какая погода осенью? (похолодало, идет дождь, дует ветер)

2. Дыхательная гимнастика «Ветер»

Покажите, как дует легкий ветерок? А сильный?

3. Беседа по картине «На огороде»

(Дети присаживаются на стульчики)

Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изображено? (осень)

Где собирают урожай? (на огороде)

Какие овощи убирает мальчик? (морковь)

Что лежит у него в тележке? (капуста, картофель)

Кто еще собирает урожай? (ежик)

Что он несет на своей спинке? (грибы)

4. Загадки об овощах

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка)

Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она… (капусту)

Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)

Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (лук)

Без окон и дверей,

Полна горница людей (огурец)

5. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим (Ладошки движутся параллельно друг другу)

Мы морковку трем, трем (Кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим («солим» щепоткой)

Мы капусту жмем, жмем (Пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем и пробуем

6. Дидактическая игра «Корзинка из палочек»

Дети на столе выкладывают из счетных палочек корзинку для овощей

7. Подвижная игра «Осенние листочки»

Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:

Дует, дует ветер,

Дует-задувает.

Качаются вправо-влево, руки перед собой.

Желтые листочки

С дерева сдувает!

Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке,

Кружатся на месте.

Падают листочки

Прямо нам под ножки!

Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.

Затем воспитатель произносит слова:

Ветер дует – полетим

Мы туда, куда хотим.

Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Вы можете рассказать детям о том, как растут и созревают фрукты и овощи, почему картофель растет в земле, а яблоки нет. Собирая урожай вместе с детьми, поведайте им о том, как из собранного урожая готовят еду и почему нужно очень бережно относиться к окружающей среде. Вы даже можете устроить полевой урок биологии, истории, географии или даже математики.

Какие семена нужно собирать?

Не все семена одинаково хорошо вызревают, поэтому важно научить ребенка выбирать плотные семенные коробочки. Правильный сбор семян позволит сэкономить на покупке новых в следующем сезоне. Заниматься этим можно все лето и до самой поздней осени во время прогулки в лесу, на водоеме или на дачном участке.

Как правильно собирать семена?

Вместе с ребенком подготовьте несколько полиэтиленовых пакетов, бумажных конвертов или пластмассовых коробочек для семян и подпишите каждый из них в зависимости от того, какие семена вы будете туда собирать.

Дайте малышу задание аккуратно доставать семена из цветков и высыпать на бумажное полотенце или на газету, чтобы дать им высохнуть. После того как семена высохли, поместите их в заранее подготовленные конверты, пакеты или контейнеры.Убедитесь, что все емкости подписаны и плотно закрыты, после чего поместите их в прохладное и сухое место. На пакетики или контейнеры положите несколько упаковок влагоудерживающего материала, чтобы сохранить семена сухими. Каждые 5-6 месяцев семена их нужно пересыпать, чтобы продлить срок хранения до 3 лет.

Как использовать собранные семена?

Собранные семена можно использовать для настольных игр, поделок или добавлять в лепку. Тыквенные или подсолнечные семечки, например, можно употреблять в пищу , пожарив на сковороде или подсушив в духовке.

Семена пригодятся и для изучения математики . Разложите их по горсткам и попросите малыша посчитать, сколько семечек в каждой из них, после этого можно забрать несколько семечек из одной кучки и попросить посчитать, сколько осталось.

Можете также смешать несколько видов семечек и попросить ребенка разделить их по видам. Это хорошо развивает мелкую моторику, внимание и усидчивость.

Из собранных семян можно делать человечков, домики, машинки и даже рисовать картины. Позвольте ребенку экспериментировать и самостоятельно решать, что он хочет сделать.

Подготовлено по материалам сайта www.gardeningknowhow.com

Похожие статьи