Ссср в период холодной войны. Признаки «холодной войны»

Что явилось причиной для столь длительного «холодного» противостояния между Западом и Востоком? Между той моделью общества, которую представляли Соединенные Штаты Америки, и системой социализма, во главе которой стоял Советский Союз, существовали глубокие и неразрешимые .

Обе мировые державы желали упрочить свое экономическое и политическое влияние и стать безусловными лидерами мирового сообщества.

Соединенные Штаты крайне не устраивало, что СССР установил свое влияние в ряде Восточной Европы. Теперь там стала господствовать коммунистическая . Реакционные круги Запада опасались, что коммунистические идеи проникнут дальше на Запад, а образовавшийся социалистический лагерь сможет серьезную конкуренцию капиталистическому миру в экономической и сфере.

Началом «холодной войны» историки считают речь ведущего английского политика Уинстона Черчилля, которую в марте 1946 года он произнес в Фултоне. В своем выступлении Черчилль предостерег западный мир от ошибок, прямо сказав о надвигающейся коммунистической опасности, перед лицом которой необходимо сплотиться. Высказанные в этой речи положения стали фактическим призывом к развязыванию «холодной войны» против СССР.

Ход «холодной войны»

«Холодная » имела несколько кульминационных моментов. Одними из них стали подписание рядом западных государств Североатлантического договора, война в Корее и испытания ядерного оружия в СССР. А в начале 60-х годов мир с тревогой следил за развитием так называемого Карибского кризиса, который показал, что две супердержавы обладают настолько мощным оружием, что победителей в возможном противостоянии не будет.

Осознание этого факта привело политиков к мысли о том, что политическое противостояние и наращивание вооружений следует поставить под контроль. Стремление СССР и США укрепить свою военную мощь вело к грандиозным бюджетным тратам и подрывало экономику обеих держав. Статистика подсказывала, что обе экономики не в состоянии и дальше поддерживать темпы гонки вооружений, поэтому правительства США и Советского Союза в конечном итоге заключили договор о ядерных аресеналов.

Но «холодная война» далеко еще не была закончена. Она продолжалась в информационном пространстве. Оба государства активно использовали свои идеологические аппараты для подрыва политической мощи друг друга. В ход шли провокации и подрывная деятельность. Каждая из сторон старалась в выигрышном свете преподнести преимущества своего социального строя, одновременно принижая достижения противника.

Завершение «холодной войны» и ее итоги

В результате вредоносного воздействия внешних и внутренних факторов к середине 80-х годов прошлого столетия Советский Союз оказался в глубоком экономическом и политическом кризисе. В стране начался процесс перестройки, которая по сути своей была курсом социализма капиталистическими отношениями.

Эти процессы активно поддерживали зарубежные противники коммунизма. Начался социалистического лагеря. Кульминацией стал крах Советского Союза, в 1991 году распавшегося на несколько независимых государств. Цель противников СССР, которую они поставили несколькими десятилетиями ранее, была достигнута.

Запад одержал безоговорочную победу в «холодной войне» с СССР, а США остались единственной в мире сверхдержавой. Это и стало главным итогом «холодного» противостояния.

И все же некоторые аналитики считают, что крушение коммунистического режима не привело к полному окончанию «холодной войны». Россия, обладающая ядерным оружием, хоть и встала на капиталистический путь развития, все же остается досадной помехой для осуществления агрессивных замыслов США, стремящихся к полному мировому господству. Особое раздражение у правящих американских кругов вызывает стремление обновленной России вести независимую внешнюю политику.

Холодная война - этап в развитии отношений СССР-США, который характеризуется как конфронтация и повышенная враждебность стран друг к другу. Это огромный период в становлении советско-американских отношений, продлившийся почти 50 лет.

Официальным началом холодной войны историки считают речь Черчиля в марте 1946 года, в которой он предложил всем западным странам объявить войну коммунизму.

После выступления Черчиля Сталин открыто предупредил президента США Трумэна об опасности таких заявлений и возможных последствиях.

Расширение влияния СССР на Европу и страны третьего мира

Возможно, появление такого рода войны было связано с укреплением роли СССР на континенте и в мире после победы во Второй мировой войне. СССР в тот момент активно участвовали в совете безопасности ООН, на которое они имели большое влияние. Все страны стали очевидцами силы Советской армии, величины духа русского народа. Американское правительство видело, как растет симпатия многих стран к Советскому союзу, как они преклоняют головы перед заслугами ее армии. СССР же в свою очередь не доверяла США из-за ядерной угрозы.

Историки считают, что главной первопричиной холодной войны было желание США задавить нарастающую мощь СССР. Благодаря увеличению сферы влияния Советского Союза по Европе медленно, но верно распространялся коммунизм. Даже в Италии и Франции большее влияние и поддержку стали получать коммунистические партии. Хозяйственная разруха в европейских странах в основном наводила людей на мысли о правильности позиций коммунизма, о равном распределении благ.

Именно это и приводило мощную Америку в ужас: самыми мощными и богатыми из Второй мировой войны вышли они, так почему же помощи просят не у США. Поэтому политиками были разработаны сначала план Маршала, затем Доктрина Трумэна, которые должны были помочь освободить страны от коммунистических партий и разрухи. Борьба за европейские страны - вот одна из причин ведения холодной войны.

Не только Европа была целью двух держав, их холодная война затрагивала и интересы стран третьего мира, открыто не примкнувших ни к одной из стран. Второй предпосылкой холодной войны является борьба за влияние в странах Африки.

Гонка вооружений

Гонка вооружений - еще одна из причин и затем один из этапов холодной войны. Соединенные Штаты вынашивали план о сбросе на Союз 300 атомных бомб - свое главное оружие. СССР, не желающие подчиняться США, уже к 1950-м годам имели собственное ядерное оружие. Именно тогда они не оставили американцам шансов на использование своей ядерной силы.
В 1985 году к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, который стремился к окончанию холодной войны. Благодаря его действиям холодная война была прекращена.

В 60-е годы СССР и США подписали договоры об отказе от испытания оружия, о создании безъядерных пространств и т.д.

Среди различных военных и политических конфликтов XX века выделяется холодная война. Она продолжалась более 40 лет и охватила практически все уголки земного шара. И для понимания истории второй половины XX века необходимо выяснить, что собой представляла эта конфронтация.

Определение холодной войны

Само выражение «холодная война» появилось во второй половине сороковых годов, когда стало ясно, что противоречия между недавними союзниками в войне против фашизма стали непреодолимыми. Это описывало специфическую ситуацию противостояния социалистического блока и стран западной демократии во главе с США.

Холодной война была названа потому, что полномасштабные военные действия между армиями СССР и США не велись. Это противостояние сопровождалось косвенными военными конфликтами вне территорий СССР и США, причем СССР старался скрывать участие своих войск в подобных военных операциях.

Вопрос авторства термина «холодная война» до сих пор остается дискуссионным в среде историков.

Важное значение в период холодной войны имела пропаганда, в которой были задействованы все информационные каналы. Еще одним методом борьбы противников было экономическое соперничество - СССР и США расширяли круг своих союзников за счет оказания значительной финансовой помощи другим государствам.

Ход холодной войны

Период, который принято называть холодной войной, начался вскоре после окончания Второй мировой войны. Победив общего , СССР и США потеряли необходимость в сотрудничестве, что возродило старые противоречия. Соединенные Штаты были напуганы тенденцией установления коммунистических режимов в Европе и в Азии.

В результате уже в концу сороковых годов Европа была разделена на две части - западная часть континента приняла так называемый план Маршалла - экономическую помощь от США, а восточная отошла в зону влияния СССР. Германия в результате противоречий между бывшими союзниками в конце концов была разделена на социалистическую ГДР и проамериканскую ФРГ.

Борьба за влияние шла и в Африке - в частности, СССР удалось наладить контакты с арабскими государствами Южного Средиземноморья, например с Египтом.

В Азии конфликт между СССР и США за мировое господство перешел в военную фазу. Война в Корее разделом государства на северную и южную части. Позднее началась война во Вьетнаме, результатом которой стало поражение США и установление в стране социалистического правления. Также под влияние СССР попал Китай, но ненадолго - хотя в Китае у власти оставалась коммунистическая партия, стало проводить независимую политику, войдя в конфронтацию и с СССР, и с США.

В начале шестидесятых годов мир как никогда был близок к новой мировой войне - начался Карибский кризис. В конце концов Кеннеди и Хрущеву удалось договориться о ненападении, так как конфликт такого масштаба с применением ядерного оружия мог привести к полному уничтожению человечества.

В начале восьмидесятых годов начался период «разрядки» - нормализации советско-американских отношений. Однако холодная война закончилась только с распадом СССР.

- 1962 г. - 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.


- 1979 г. - 1987 г . - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

- 1987 г. - 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева , повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Война в Корее (участие СССР).

Участие СССР, США и Китая в Корейской войне. Роль ООН. Десятки тысяч американских солдат погибли в Корейской войне

Нельзя не сказать, что участие выше перечисленных стран в Корейской войне имело огромное значение. По сути дела война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. В данном случае нападающей стороной стало США, и провозглашённая в то время «доктрина Трумэна » яркий тому пример. В соответствии со своей «новой линией в политике» в отношении СССР администрация Трумэна не считала необходимым «идти на компромиссы в дальнейшем». Она фактически отказалась выполнять Московское соглашение, сорвала работу Совместной комиссии по Корее, а затем перенесла корейский вопрос в Генеральную Ассамблею ООН.

Этот шаг США обрывал последнюю ниточку сотрудничества с СССР: Вашингтон открыто нарушал свои союзнические обязательства, по которым корейский вопрос как проблема послевоенного урегулирования должен был решаться союзными державами. Перенос корейского вопроса в ООН потребовался США для того, чтобы в международно-политическом плане утвердить создаваемый ими южнокорейский режим в качестве единственно законного правительства в Корее. Таким образом, в результате империалистической политики США и вопреки стремлению корейского народа к созданию единой, независимой, демократической Кореи, страна оказалась разделённой на две территории: зависимую от США Корейскую Республику и находящиеся в такой же зависимости, только от СССР, КНДР, фактически границей между которыми стала 38-я параллель.

Отнюдь не случайно, что это произошло именно с переходом Соединённых Штатов к политике «холодной войны». Раскол мира на два классово противоположенных лагеря - капитализм и социализм , вызванная этим поляризация всех политических сил на мировой арене и борьба между ними обусловили появление в системе международных отношений узлов противоречий, в которых сталкиваются и разрешаются политические интересы государств противостоящих друг другу систем. Корея в силу исторических обстоятельств превратилась в подобный узел. Она оказалась ареной борьбы капитализма в лице США против позиций коммунизма. Исход борьбы определялся соотношением сил между ними.

СССР и в период второй мировой войны, и после неё последовательно стремился к компромиссному решению корейского вопроса, к созданию через систему опеки единого демократического корейского государства. Другое дело - США, компромиссным решениям по Корее практически не оставалось места. США сознательно способствовали росту напряжённости в Корее, и если они не принимали прямого участия, то своей политикой фактически подталкивали Сеул к организации вооружённого конфликта на 38-й параллели. Но по моему мнению просчётом со стороны США было то, что они распространили свою агрессию на Китай, не осознавая его возможностей. Об этом также говорит старший научный сотрудник ИВ РАН кандидат исторических наук А.В. Воронцов: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР (эта акция стоила более двух миллионов жизней «китайских добровольцев»)».

Интервенция американских войск в Корее спасла Ли Сын Мана от военного поражения, но главная цель - ликвидация социализма в Северной Корее - так и не была достигнута. Что касается непосредственного участия США в войне, надо заметить что американская авиация и флот действовали уже с первого дня войны, но применялись для эвакуации американских и южнокорейских граждан из прифронтовых районов. Однако после падения Сеула на Корейском полуострове высадились сухопутные войска США. Американские ВВС и ВМС также развернули активные боевые действия против войск КНДР. В Корейской войне авиация США являлась главной ударной силой «вооружённых сил ООН», помогавших Южной Кореи. Она действовала как на фронте, так и по объектам глубокого тыла. Поэтому отражение воздушных ударов ВВС США и их союзников стало одной из важнейших задач войск Северной Кореи и «китайских добровольцев» на протяжении всех военных лет.

Помощь же Советского Союза КНДР в годы войны имела свою особенность - она предназначалась в первую очередь для отражения агрессии США и потому шла преимущественно по военной линии. Военная помощь СССР борющемуся корейскому народу осуществлялась путём безвозмездных поставок вооружения, боевой техники, боеприпасов и других средств; организацией отпора американской авиации соединениями советской истребительной авиации, размещёнными в соседних с КНДР приграничных районах Китая и надёжно прикрывавшими с воздуха различные экономические и другие объекты. Также СССР занималось подготовкой командных, штабных и инженерно-технических кадров для войск и учреждений Корейской народной армии на месте. На протяжении всей войны из Советского Союза поставлялись в необходимом числе боевые самолёты, танки и САУ, артиллерийское и стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а также многие другие виды специальной техники и военного снаряжения. Советская сторона стремилась поставлять всё своевременно и без задержки, чтобы войска КНА были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для борьбы с противником. Армия КНА была оснащена самым современным по тому времени вооружением и боевой техникой.

После открытия ключевых документов правительственных архивов стран, участвовавших в корейском конфликте, всплывают всё новые и новые исторические документы. Мы знаем, что Советская сторона приняла на себя в то время громадное бремя прямой военно-воздушной и военно-технической поддержки КНДР. В Корейской войне участвовало около 70 тысяч личного состава советских ВВС. При этом потери наших авиасоединений составили 335 самолётов и 120 пилотов. Что же касается сухопутных операций по поддержке северокорейцев, то Сталин стремился полностью переложить их на Китай. Также в истории этой войны есть один интересный факт - 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Основой этого корпуса явились три истребительные авиационные дивизии: 28-я иак, 50-я иак, 151-я иак.

В составе дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата. Имелись на вооружении самолёты советского производства: ИЛ-10, Як-7, Як-11, Ла-9, Ла-11, а также реактивные МиГ-15. Управление размещалось в городе Мукдене. Интересен этот факт потому, что пилотировали эти самолёты советские лётчики. Немалые сложности возникали из-за этого. Необходимо было соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15, что не было тайной, пилотируют советские лётчики. С этой целью самолёты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских ВВС. Запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян - Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты.

В этом вооружённом столкновении была отведена отдельная роль Организации Объединённых Наций, которая вмешалась в этот конфликт после того, как правительство США передало ей решение корейской проблемы. Вопреки протесту Советского Союза, который настаивал на том, что корейский вопрос является неотъемлемой частью проблемы послевоенного урегулирования в целом и порядок его обсуждения уже определён Московским совещанием, Соединённые Штаты поставили его осенью 1947 г. на обсуждение 2 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти действия стали ещё одним шагом к закреплению раскола, к отходу от Московских решений по Корее и к осуществлению американских планов.

На ноябрьской сессии ГА ООН в 1947 г. американской делегации и представителям других проамериканских государств удалось отклонить советские предложения о выводе всех иностранных войск и протащить свою резолюцию, создать временную комиссию ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов. Эта Комиссия была избрана из представителей Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Украины (её представители в работе комиссии не участвовали), Филиппин, Франции и чанкайшистского Китая. Она должна была осуществлять превращение ООН в «центр гармонизации действий по корейскому вопросу», предоставлять советской и американской администрации и корейским организациям «консультации и советы по каждому шагу, связанному с созданием независимого корейского правительства и отводом войск», и обеспечить под своим наблюдением проведение в Корее выборов на основе тайного голосования всего взрослого населения.

Однако Комиссии ООН в Корее не удалось создать общекорейское правительство, так как она продолжала курс на формирование угодного США реакционного органа власти. Протесты народных масс и общественных демократических организаций на Юге и Севере страны против её деятельности привели к тому, что она не смогла выполнить свои функции и обратилась за содействием к так называемому Межсессионному комитету ГА ООН. Комитет рекомендовал Временной комиссии, отменяя тем самым решение ГА ООН от 14 ноября 1947 г., провести выборы в высший законодательный орган - Национальное собрание только в одной Южной Корее, и внёс соответствующий проект резолюции на заседание сессии ГА ООН. Многие государства, включая Австралию и Канаду - членов Временной комиссии по Корее, - не поддерживали США и утверждали, что такая акция будет иметь своим результатом постоянное разделение страны и наличие двух враждебных правительств в Корее. Тем не менее с помощью послушного большинства США провели нужное им решение 26 февраля 1948 г. в отсутствии советского представителя.

Принятие американской резолюции имело пагубные последствия для Кореи. Поощряя установление «национального правительства» в Южной Корее, что неизбежно влекло за собой создание национального правительства и на Севере, оно же подталкивало к расчленению Кореи, вместо того чтобы содействовать образованию единого независимого демократического государства. Те, кто выступал за сепаратные выборы на Юге, например Ли Сын Ман и его сторонники, активно поддерживали решения ГА ООН, утверждая, что создание сильного правительства необходимо для защиты от северокорейского «наступления». Левые же были против сепаратных выборов и деятельности Комиссии ООН, они предлагали встречу политических лидеров Северной и Южной Кореи, чтобы разрешить внутренние дела самим после вывода иностранных войск.

Не составляет большого труда сделать вывод о том, что Комиссия ООН стояла на стороне США и работала в его пользу. Явный пример - резолюция, превратившая американские войска в Корее в «вооружённые силы ООН». Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран: Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Около двух третей войск ООН были американскими. Корейская война обошлась ООН в 118155 убитых и 264591 раненого, 92987 были взяты в плен (большинство умерло от голода и пыток).

Смерть Сталина, внутрипартийная борьба, разоблачение культа личности

5 марта 1953 г . умер И.В. Сталин , долгие годы стоявший во главе партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха. Соратники Сталина должны были не только решить вопрос о преемственности социально-экономического курса, но и поделить между собой партийно-государственные посты. Учитывая, что общество в целом не было еще готово к радикальным переменам, речь могла идти скорее о некотором смягчении политического режима, чем об отказе от сталинского курса. Но вполне реальной была и вероятность его продолжения. Уже 6 марта приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков , который получил пост Председателя Совета Министров и Первого Секретаря ЦК КПСС .

В Совмине у него было четыре заместителя: Л.П. Берия, близкий соратник Маленкова, возглавивший МВД; В.М. Молотов, министр иностранных дел. Два других поста зампредов Совета Министров занимали Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. К.Е. Ворошилов был поставлен председателем Президиума Верховного Совета. Н.С. Хрущев был назначен в секретариат ЦК партии. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. 27 марта Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок не превышал пять лет. В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Кремле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председателем СНК СССР Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в адрес Л.П. Берии. Н.С. Хрущева поддержали Н.А. Булгарин, В.М. Молотов и др. Как только приступили к голосованию, Маленков нажал скрытую кнопку звонка.

Несколько офицеров высшего ранга арестовали Берию. Военной стороной этой акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Кантемировская и Таманская танковые дивизии, занявшие ключевые позиции в центре города. Эта акция осуществлялась силовыми методами. Однако какой-либо альтернативы тогда не существовало. В сентябре 1953 г . Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС . К этому времени, находясь на партийной работе с 1924 г. , он прошел все ступени аппаратной лестницы (в 1930-е гг. был первым секретарем Московской организации ВКП (б), в 1938 г. возглавлял партийное руководство Украины, в 1949 г. был назначен секретарем Московского горкома партии). После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов : экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за которую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым.

Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и освоении целинных земель. Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке. Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК . За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были освоены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.

На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике это проявилось в беспрецедентной акции по внедрению этой культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для этого). На этом же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так называемый “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал развитие не сельского хозяйства, а легкой промышленности). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась. 1953-1956 гг . — этот период вошел в сознание людей как “оттепель ” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.).

Отличительной особенностью этого времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но и смягчение политического режима . “Оттепель” характеризуется коллегиальным характером управления. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Появляются новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в этот период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина. 4 тысячи выпущенных на свободу политических заключенных в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной. Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.

Термин, возникший после второй мировой войны, когда империалисты США, претендуя на мировое господство, вместе с другими империалистическими государствами начали нагнетать напряженность в международной обстановке, создавать военные базы вокруг СССР и других социалистических стран, организовывать агрессивные блоки, направленные против социалистического лагеря, угрожать ему ядерным оружием.

Отличное определение

Неполное определение

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

глобальное идеологическое, экономическое и политическое противостояние СССР и США и их союзников во второй половине XX в.

Хотя сверхдержавы никогда не вступали в прямые военные столкновения между собой, их соперничество неоднократно приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений, за счет чего мир не раз балансировал на грани ядерной катастрофы (наиболее известный случай т. н. Карибский кризис 1962 г.).

Фундамент холодной войны был заложен еще в период Второй мировой войны, когда в США начались разработки планов установления мирового господства после поражения стран гитлеровской коалиции.

Грядущий мировой Pax Americana должен был основываться на решающем перевесе силы США в мире, что означало в первую очередь ограничение влияния СССР как основной силы Евразии. По словам советника Ф. Рузвельта, директора Совета международных отношений И. Боумана, «единственным и неоспоримым критерием нашей победы будет распространение нашего доминирования в мире после победы… США должны установить контроль над ключевыми регионами мира, которые стратегически необходимы для мирового господства».

По окончании Второй мировой войны руководство США перешло к осуществлению плана «сдерживания», который заключался, по мысли автора этого понятия Д. Кеннана, в установлении контроля над теми регионами, где могла бы образоваться и консолидироваться геополитическая, экономическая и военная мощь. Из четырех таких регионов - Великобритании, Германии, Японии и СССР - после войны только Советский Союз сохранил свой реальный суверенитет и даже расширил сферу своего влияния, взяв под защиту от американской экспансии страны Восточной Европы. Таким образом отношения между бывшими союзниками по вопросу дальнейшего устройства мира, сфер влияния, политической системы государств резко обострились.

США уже не скрывали враждебного отношения к СССР. Варварская бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г., мгновенно унесшая жизни полумиллиона мирных жителей, была призвана продемонстрировать советскому руководству возможности ядерного оружия. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования Англии и США принял директиву № 432D, где были обозначены первые 20 целей ядерных бомбардировок на территории Советского Союза - крупнейшие города и промышленные центры.

В западное общественное мнение насаждался миф о коммунистической угрозе. Его глашатаем стал бывший премьер-министр Англии У. Черчилль (1874–1965), 5 марта 1946 г. произнесший перед студентами Вестминстерского колледжа (Фултон, шт. Миссури) речь о необходимости противостоять Советской России, создав «железный занавес». 12 марта 1947 г. была провозглашена доктрина Г. Трумэна, ставившая задачу сдерживания коммунизма. Те же задачи преследовала и «Программа восстановления Европы», или «План Маршалла», представлявший собой, по словам его автора, государственного секретаря Дж. Маршалла, «военные действия, осуществляемые при помощи экономики, цель которых, с одной стороны, сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, с другой, подорвать влияние СССР в Восточной Европе и подготовить почву для установления американской гегемонии в этом регионе» (из речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском ун-те).

4 апреля 1949 г. для обеспечения американского военного преимущества в Евразии был создан агрессивный военный блок НАТО. 19 декабря 1949 г. в США был разработан военный план «Дропшот», предполагавший массированную бомбардировку советских 100 городов с применением 300 атомных бомб и 29 тыс. обычных и последующую оккупацию СССР силами 164 дивизий НАТО.

После того, как в 1949 г. СССР провел первые ядерные испытания и приобрел ядерный суверенитет, вопрос о превентивной войне против Советского Союза ввиду ее военной невозможности был снят. Американские специалисты констатировали: кроме «ядерного щита» СССР обладает другими важными преимуществами - мощным оборонительным потенциалом, большой территорией, географической близостью к промышленным центрам Западной Европы, идеологической устойчивостью населения, огромным международным влиянием («КПСС - самая эффективная в истории замена морской мощи», - утверждалось в статье «Насколько сильна Россия?», опубликованной в журнале «Time» от 27 ноября 1950 г.).

С этого времени основной формой войны стало идеологическое, дипломатическое и политическое воздействие. Его характер был в частности определен Директивами Совета Национальной Безопасности США NSC 20/1 (18 августа 1948 г.) и NSC 68 (14 апреля 1950 г.).

Эти документы ставили перед США первостепенные задачи относительно Советского Союза: переход Восточной Европы в сферу американского влияния, расчленение СССР (в первую очередь отделение республик Прибалтики и Украины) и подрыв изнутри советской системы путем демонстрации моральных и материальных преимуществ американского образа жизни.

В решении этих задач, подчеркивалось в NSC 20/1, США не связаны никакими временными ограничениями, главное в нем - не затрагивать напрямую престиж советского правительства, что «автоматически сделало бы войну неизбежной». Средствами реализации этих планов стали антикоммунистическая кампания на Западе, поощрение сепаратистских настроений в национальных республиках СССР, поддержка эмигрантских организаций, ведение открытой психологической войны через прессу, радио «Свобода», «Голос Америки» и т. п., подрывная деятельность различных НГО и НКО.

Долгое время эти действия почти не имели эффекта. В 1940–50-е гг. мировой авторитет СССР как победителя фашизма был очень высок, никто не верил, что «страна вдов и инвалидов» с наполовину разрушенной экономикой представляет миру реальную угрозу. Однако, благодаря ошибочной политике Н. Хрущева, крайне несдержанного во внешнеполитических заявлениях и фактически спровоцировавшего Карибский кризис (установка наших ракет на Кубе чуть не привела к обмену ядерными ударами между США и СССР), мировая общественность поверила в опасность СССР.

Конгресс США значительно повысил ассигнования на подрывные мероприятия, санкционировал изматывающую для советской экономики гонку вооружений. Значительной поддержкой антисоветских кругов на Западе пользовались диссиденты (от англ. dissident - раскольник), чья «правозащитная» деятельность была направлена на подрыв морального авторитета СССР.

Огромными тиражами в западных странах была издана клеветническая книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1-е изд. - 1973, YMCA-Press), где в сотни раз завышались данные о репрессиях в период правления Сталина, а СССР представлялся страной-концлагерем, неотличимым от фашистской Германии. Высылка Солженицына из СССР, вручение ему Нобелевской премии, его мировой успех вызвали к жизни новую волну диссидентского движения. Оказалось, что быть диссидентом - это не опасно, а крайне выгодно.

Провокационным шагом со стороны Запада стало вручение в 1975 г. Нобелевской премии мира одному из лидеров «правозащитного» движения физику-ядерщику А. Сахарову, автору брошюры «О мирном сосуществовании, прогрессе и интеллектуальной свободе» (1968).

США и их союзники поддерживали активистов националистических (чеченских, крымско-татарских, западно-украинских и т. д.) движений.

Во времена брежневского руководства было сделано немало шагов по пути разоружения и «разрядки международной напряженности». Были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений, состоялся совместный советско-американский полет в космос «Союз - Аполлон» (17–21 июля 1975 г.). Кульминацией разрядки стали т. н. «Хельсинские соглашения» (1 августа 1975 г.), которые закрепляли принцип нерушимости границ, сложившихся после Второй мировой войны (таким образом страны Запада признавали коммунистические режимы в Восточной Европе) и налагали на страны обоих блоков ряд обязательств по укреплению доверия в военной области и по вопросам прав человека.

Смягчение позиции СССР по отношению к диссидентам привело к активизации их деятельности. Очередное обострение в отношениях сверхдержав приходится на 1979 г., когда Советский Союз ввел войска в Афганистан, дав повод американцам сорвать процесс ратификации Договора ОСВ-2 и заморозить прочие двухсторонние соглашения, достигнутые в 1970-е гг.

Холодная война развернулась и на полях спортивных сражений: США и ее союзники бойкотировали Олимпиаду-1980 в Москве, а СССР - Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе.

Пришедшая в 1980 г. к власти администрация Р. Рейгана провозгласила курс на обеспечение решающего перевеса силы США в мире и установление «нового мирового порядка», что требовало устранения с мировой арены Советского Союза. Вышедшие в 1982–83 гг. Директивы Совета Национальной Безопасности США NSC 66 и NSC 75 определяли методы решения этой задачи: экономическая война, массированные подпольные операции, дестабилизация обстановки и щедрая финансовая поддержка «пятой колонны» в СССР и странах Варшавского договора.

Уже в июне 1982 г. фонды ЦРУ, структуры Дж. Сороса и Ватикан начали выделять огромные средства на поддержку польского профсоюза «Солидарность», которому было суждено сыграть в конце 1980-х гг. решающую роль в организации первой в соцлагере «бархатной революции».

8 марта 1983 г., выступая перед Национальной ассоциацией евангелистов, Рейган назвал СССР «империей зла» и объявил борьбу с ней своей главной задачей.

Осенью 1983 г. силами советской ПВО над территорией СССР был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер. Этот «несимметричный» ответ на очевидную провокацию со стороны Запада стал поводом для размещения в Западной Европе американских ядерных ракет и начала разработки программы космической противоракетной обороны (СОИ, или «звездные войны»).

Впоследствии блеф американского руководства с этой сомнительной в техническом отношении программой вынудил М. Горбачева пойти на серьезные военные и геополитические уступки. По словам бывшего сотрудника ЦРУ П. Швейцера, автора знаменитой книги «Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря», существовало 4 основных направления ударов по СССР:

1. Польша (провокации, поддержка диссидентского движения «Солидарность».

2. Афганистан (провокация конфликтов, поддержка современным оружием боевиков).

3. Технологическая блокада советской экономики (в т. ч. диверсии и отвлекающая технологическая информация).

4. Снижение цен на нефть (переговоры с ОПЕК об увеличении добычи нефти, в результате чего ее цена упала на рынке до 10 долларов за баррель).

Совокупным результатом этих действий стало фактическое признание Советским Союзом своего поражения в холодной войне, что выразилось в отказе от самостоятельности и суверенитета во внешнеполитических решениях, признании своей истории, экономического и политического курсов ошибочными и требующими исправления с помощью западных советников.

Со смещением в 1989–90 гг. коммунистических правительств в ряде стран соцлагеря была реализована исходная установка Директивы NSC 20/1 - переход Восточной Европы в сферу американского влияния, что было подкреплено расформированием 1 июля 1991 г. Варшавского договора и началом расширения НАТО на Восток.

Следующим шагом стал развал Советского Союза, «узаконенный» в декабре 1991 г. т. н. «Беловежскими соглашениями». Тогда же была поставлена и более амбициозная цель - расчленение самой России.

В 1995 г. в речи перед членами Объединенного комитета начальников штабов президент США Б. Клинтон заявил: «Используя промахи советской дипломатии, чрезмерную самонадеянность Горбачева и его окружения, в т. ч. тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн посредством атомной бомбы. Правда, с существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, не разрушенный атомом… Однако это не значит, что нам не над чем думать… Необходимо решить одновременно несколько задач… расчленение России на мелкие государства путем межрелигиозных войн, подобных тем, что организованы нами в Югославии, окончательный развал военно-промышленного комплекса и армии России, установление нужного нам режима в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет теперь только одна страна - США».

Эти планы Запад усердно старается осуществить через поддержку сепаратистов Чечни и других республик Кавказа, через нагнетание национализма и религиозной нетерпимости в России через русские, татарские, башкирские, якутские, тувинские, бурятские и др. националистические организации, через ряд «бархатных революций» в Грузии, Украине, Киргизии, попытки дестабилизации ситуации в Приднестровье, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане.

Администрация Дж. Буша по сути подтвердила приверженность идеям холодной войны. Так, на саммите НАТО в Вильнюсе в мае 2006 г. вице-президент США Р. Чейни произнес речь, весьма напоминающую по содержанию и общему настроению пресловутую «фултонскую». В ней он обвинил Россию в авторитаризме и энергетическом шантаже соседних стран и озвучил идею создания Балтийско-Черноморского Союза, который включал бы все западные республики бывшего Советского Союза, отрезавшие Россию от Европы.

Запад продолжает использовать методы холодной войны в борьбе с вновь набирающей политический и экономический вес Россией. Среди них - поддержка НКО/НГО, идеологические диверсии, попытки вмешательства в политические процессы на суверенной российской территории. Все это свидетельствует о том, что США и их союзники не считают холодную войну оконченной. В то же время разговоры о проигрыше СССР (а на самом деле - России) в холодной войне есть симптом пораженчества. Проиграна битва, но не война.

Сегодня прежние методы (а главное, идеология США) уже не пользуются успехом и не способны производить эффект, как в конце XX в., а иной стратегии США не имеет.

Моральный авторитет одной из стран-победительниц, «страны свободы», который был главным оружием США, в мире серьезно пошатнулся после операций в Югославии, Афганистане, Ираке и проч. США предстают перед миром как «новая империя зла», преследующая свои интересы и не несущая новых ценностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение. 2

1. Причины «холодной войны». 3

2. «Холодная война»: начало, развитие. 6

2.1 Начало «холодной войны».. 6

2.2 Кульминация «холодной войны».. 8

3. Последствия, итоги и уроки «холодной войны». 11

3.1 Политические, экономические и идеологические последствия «холодной войны».. 11

3.2 Итоги «холодной войны» и был ли предопределен ее исход.. 14

Заключение. 17

Литература. 19

Введение

Не только история, но и отношение к ней знает крутые повороты, обозначающие качественные этапы политического, социального, нравственного развития человеческого общества. С достаточной степенью надежности можно сказать: когда цивилизация перешагнет через силовые поверья, все согласятся с тем, что «холодная война» – одна из самых печальных глав ХХ столетия – явилась порождением прежде всего людских несовершенств и идеологических предрассудков. Ее вполне могло не быть. Ее не было бы, если бы поступки людей и действия государств соответствовали их словам и декларациям.

Тем не менее, холодная война обрушилась на человечество. Возникает вопрос: почему вчерашние боевые союзники вдруг превратились во врагов, которым тесно на одной планете? Что побудило их гипертрофировать прежние ошибки и добавить к ним множество новых? Это не вязалось со здравым смыслом, не говоря уже о союзническом долге и элементарных понятиях порядочности.

«Холодная война» разразилась не вдруг. Она родилась в горниле «горячей войны» и наложила на ход последней весьма заметный отпечаток. Очень многие в США и Англии восприняли взаимодействие с СССР в борьбе с агрессорами как вынужденное, противное их привязанностям и интересам и втайне, а кое-кто и явно мечтали о том, что сражения, наблюдателями которых долго были Лондон и Вашингтон, истощат силы и Германии и Советского Союза.

Многие не просто мечтали, а отрабатывали за плотно прикрытыми дверями варианты стратегии и тактики в расчете на обретение «решающего преимущества» на финальной прямой войны, когда пробьет час подводить итоги, и на активное использование этого преимущества против СССР.

Г. Гопкинс, советник Ф. Рузвельта, записал в 1945 г., что кое-кому за океаном «очень хотелось, чтобы наши (американские армии), пройдя через Германию, начали войну с Россией после поражения Германии». И кто знает, как в реальности сложились бы дела, если бы карты не путала неоконченная война с Японией и потребность в помощи Красной Армии, чтобы, как тогда высчитывали, «сэкономить до миллиона американских жизней».

Актуальность исследования в том, что «холодная война» представляла собой резкое противоборство двух систем на мировой арене. Особую остроту она приобрела в конце 40-х - 60-е годы. Было время, когда острота несколько спадала, а затем вновь усиливалась. «Холодная война» охватила все сферы международных отношений : политическую, экономическую, военную и идеологическую.

В настоящее время в связи с размещением противоракетной системы США и негативным отношением к этому представителей ряда стран, в том числе и России, поскольку ракеты будут находиться в близи российских границ, данная тема приобретает особую остроту.

Цель работы: рассмотреть «холодную войну» в России, ее причины и истоки, развитие.

1. Причины «холодной войны»

Пролог «холодной войны» можно отнести еще к заключительному этапу второй мировой войны. По нашему мнению, не последнюю роль в ее зарождении сыграло решение руководства США и Англии не информировать СССР о работах по созданию атомного оружия. К этому можно добавить стремление Черчилля открыть второй фронт не во Франции, а на Балканах и продвигаться не с Запада на Восток, а с юга на север, чтобы преградить путь Красной Армии. Затем в 1945 г. появились планы оттеснения советских войск с центра Европы к довоенным границам. И, наконец в 1946 г. речь в Фултоне.

В советской историографии считалось общепризнанным, что «холодную войну» развязали США и их союзники, а СССР был вынужден принимать ответные, чаще всего адекватные, меры. Но в самом конце 80-х и в 90-е годы в освещении «холодной войны» обнаружились и иные подходы. Одни авторы стали утверждать, что вообще нельзя определить ее хронологические рамки и установить, кто ее начал. Другие называют виновниками возникновения «холодной войны» обе стороны - США и СССР. Некоторые обвиняют Советский Союз во внешнеполитических ошибках, приведших если не к прямому развязыванию, то к расширению, обострению и длительному продолжению противостояния двух держав.

Сам термин «холодная война» был пущен в оборот в 1947 году Госсекретарем США. Им стали обозначать состояние политической, экономической, идеологической и прочей конфронтации между государств ами и системами. В одном правительственном документе Вашингтона той поры записано: «холодная война» суть «настоящая война», ставка в которой – «выживание свободного мира».

Каковы были причины «холодной войны»?

Экономическими причинами изменения политики США было то, что США неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства . В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил и обстановка для капиталовложений была нестабильна.

В США был разработан план, получивший название Маршалла . Европейским странам была предложена помощь для восстановления разрушенной экономики. Давались займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран.

План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическим условием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947 году коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР.

Идеологическим обоснованием «холодной войны» стала доктрина Трумэна, выдвинутая президентом США в 1947 году. Согласно этой доктрине конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задачи США – борьба с коммунизмом во всем мире «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США.

Говоря об истоках холодной войны, по мнению многих историков, нелогично пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую. В настоящее время американские и английские историки уже давно признают частичную ответственность за то, что произошло после 1945 г.

Для того чтобы понять происхождение и суть «холодной войны» обратимся к событиям истории Великой Отечественной войны.

С июня 1941 года Советский Союз в тяжелом единоборстве сражался с нацистской Германией. Русский фронт Рузвельт назвал «самой большой опорой».

Великое сражение на Волге, по признанию биографа Рузвельта и его помощника Роберта Шервуда, «изменило всю картину войны и перспективы ближайшего будущего». В результате одной битвы – Россия стала в ряд великих мировых держав. Победа русских войск на Курской дуге развеяла у Вашингтона и Лондона все сомнения в исходе войны. Крах гитлеровской Германии был теперь лишь вопросом времени.

Соответственно в коридорах власти в Лондоне и Вашингтоне вставал вопрос о том, не исчерпала ли себя антигитлеровская коалиция, не пора ли трубить антикоммунистический сбор?

Таким образом, уже в ходе войны в некоторых кругах США и Англии рассматривались планы, пройдя через Германию, начать войну с Россией.

Широко известен факт переговоров, которые Германия вела в конце войны с западными державами о сепаратном мире. В западной литературе «дело Вольфа» нередко квалифицируют как первую операцию «холодной войны». Можно отметить, что «дело Вольфа – Далласа», было наиболее крупной операцией против Ф. Рузвельта и его курса, начатой еще при жизни президента и призванной расстроить выполнение Ялтинских соглашений.

Преемником Рузвельта стал Трумэн. На совещании в Белом доме 23 апреля 1945 г. он поставил под сомнение полезность любых соглашений с Москвой. «Это нужно ломать сейчас или никогда…» – заявил он. Здесь имеется в виду советско-американское сотрудничество. Так действия Трумэна перечеркнули годы работы Рузвельта, когда были заложены основы взаимопонимания с советскими руководителями.

20 апреля 1945 г. на встрече с, американский президент в неприемлемой форме потребовал от СССР изменить свою внешнюю политику в угодном США духе. Менее чем через месяц без каких-либо объяснений были прекращены поставки в СССР по ленд-лизу. В сентябре США поставили Советскому Союзу неприемлемые условия для получения ранее обещанного займа. Как писал в одной из своих работ профессор Дж. Геддис, от СССР требовали, чтобы «в обмен на американский заем он изменил свою систему правления и отказался от сферы влияния в Восточной Европе».

Таким образом, наперекор трезвому мышлению в политике и стратегии ведущее место заняла концепция вседозволенности, основанная на монопольном владении атомным оружием.

2. «Холодная война»: начало, развитие

2.1 Начало «холодной войны»

Итак, на заключительном этапе войны соперничество двух тенденций в политике США и Англии резко обострилось.

В годы «холодной войны» стало правилом применение силы или его угрозы. Стремление к установлению своего господства, к диктату со стороны США стало проявляться давно. После второй мировой войны Соединенные Штаты использовали для достижения своей цели все средства - от переговоров на конференциях, в Организации Объединенных Наций до политического, экономического и даже военного давления в Латинской Америке, в Западной Европе, а затем на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. Главным идеологическим прикрытием их внешнеполитической доктрины служила борьба против коммунизма. Характерными в этом отношении являлись лозунги: «отбрасывание коммунизма», «политика на острие ножа», «балансирование на грани войны».

Из рассекреченного в 1975 г. документа СНБ 68, одобренного в апреле 1950 г. президентом Трумэном, видно, что США решили тогда строить отношения с СССР лишь на основе постоянной кризисной конфронтации. Одной из главных целей в этом направлении являлось достижение военного превосходства США над СССР. Задача американской внешней политики состояла в «ускорении разложения советской системы».

Уже в ноябре 1947 года США начинают вводить в действие целую систему ограничительных и запретительных мер в сферах финансов и торговли, ознаменовавших начало экономической войны Запада против Востока.

В течение 1948 года шло прогрессирующее выдвижение взаимных претензий в экономической, финансовой, транспортной и иных сферах. Но Советский Союз занимал более уступчивую позицию.

Американская разведка докладывала, что СССР к войне не готовиться и мобилизационных мероприятий не проводит. В то же время американцы понимали проигрышность своего оперативно-стратегического положения в центре Европы.

Об этом свидетельствует запись в дневнике влиятельного политика США Уильяма Леги за 30 июня 1948 года: «Американская военная ситуация в Берлине безнадежна, поскольку достаточных сил не имеется нигде и нет никакой информации, что СССР испытывает неудобства из-за внутренней слабости. В интересах США было бы уйти из Берлина. Однако вскоре советская сторона согласилась на снятие блокады.

Такова канва событий, грозивших привести человечество к третьей мировой войне в 1948 году.

2.2 Кульминация «холодной войны»

1949 – 1950 годы стали кульминацией «холодной войны», ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 г. Северо-атлантического договора, чей «открыто агрессивный характер» неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии.

1949 год был «крайне опасным» годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской атомной бомбы в сентябре 1949 года и победу китайских коммунистов.

Стратегические военные планы того времени отражали национальные интересы и возможности страны, реалии того времени. Так, планом обороны страны на 1947 год перед Вооруженными силами ставились следующие задачи:

ü Обеспечить надежное отражение агрессии и целостность границ на западе и востоке, установленных международными договорами после второй мировой войны.

ü Быть готовым к отражению воздушного нападения противника, в том числе с применением атомного оружия.

ü Военно-Морскому Флоту отразить возможную агрессию с морских направлений и обеспечить поддержку действий в этих целях сухопутных сил.

Советские внешнеполитические решения периода возникновения «холодной войны» носили в основном ответный характер и определялись логикой борьбы, а не логикой сотрудничества.

В отличие от своей политики, проводимой в других регионах мира, на Дальнем Востоке СССР с 1945 года действовал крайне осторожно. Вступление Красной Армии в войну с Японией в августе 1945 года позволило ему восстановить в этом регионе позиции, утраченные в 1905 году царской империей. 15 августа 1945 года Чан Кайши согласился с советским присутствием в Порт-Артуре, Дайрене и Маньчжурии. При советской поддержке Маньчжурия стала автономным коммунистическим государством, возглавляемым Гао Ганом, который видимо был тесно связан со Сталиным. В конце 1945 года последний призвал китайских коммунистов найти общий язык с Чан Кайши. Эта позиция была несколько раз подтверждена в годах.

Тот факт, что, начиная с лета 1947 года политическая и военная ситуация изменилась в пользу китайских коммунистов, в целом не изменил сдержанное отношение советского руководства к китайским коммунистам, которые не были приглашены на совещание, посвященное основанию Коминтерна.

Энтузиазм СССР по поводу «китайских братьев по оружию» проявился только после окончательной победы Мао Цзедуна. 23 ноября 1949 года СССР установил дипломатические отношения с Пекином. Одним из основных факторов согласия была общая враждебность по отношению к США. То, что это так, было открыто подтверждено несколькими неделями позже, когда Совет Безопасности отказался исключить националистический Китай из ООН, СССР вышел из всех ее органов (до августа 1950 года).

Именно благодаря отсутствию СССР Совет Безопасности смог 27 июня 1950 года принять резолюцию о вводе американских воск в Корею, где северные корейцы за два дня до этого пересекли 38-ю параллель.

Согласно некоторым современным версиям, к этому шагу Северную Корею подтолкнул Сталин, который не верил в возможность ответных действий США после того, как они «бросили» Чан Кайши, и хотел составить конкуренцию Мао на Дальнем Востоке. Тем не менее, когда Китай в свою очередь вступил в войну на стороне Северной Кореи, СССР, натолкнувшись на твердую позицию США, постарался сохранить локальный характер конфликта.

В большей степени, чем конфликт в Корее, «головной болью» советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее перевооружении. 23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных войск. В декабре западные страны согласились на встречу, но требовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока.

В сентябре 1951 г. конгресс США принял закон «О взаимном обеспечении безопасности», который предоставлял право финансировать эмигрантские антисоветские и контрреволюционные организации. На его основании выделялись значительные средства для вербовки лиц, проживающих в Советском Союзе и других странах Восточной Европы, и оплаты их подрывной деятельности.

Говоря о «холодной войне» нельзя не затронуть тему конфликтов способных перерасти в атомную войну. Исторические анализы причин и хода кризисов в годы «холодной войны» оставляют желать лучшего.

Пока известны три документально доказанных случая, в которых американская политика брала курс на войну. В каждом из них Вашингтон сознательно рисковал атомной войной: во время корейской войны; в конфликте за китайские острова Куэмой и Мацзу; в Кубинском кризисе.

Карибский кризис 1962 года убедительно засвидетельствовал, что ракетно-ядерные арсеналы обеих держав не только достаточны, но и избыточны для взаимного уничтожения, что дальнейшее количественное наращивание ядерного потенциала не может дать преимуществ ни той, ни другой стране.

Таким образом, уже в начале 60-х годов стало очевидным, что даже в обстановке «холодной войны» только компромиссы, взаимные уступки, понимание интересов друг друга и глобальных интересов всего человечества, дипломатические переговоры, обмен правдивой информацией, принятие чрезвычайных спасательных мер против возникновения непосредственной угрозы ядерной войны являются в наше время действенными средствами урегулирования конфликтов. В этом заключается главный урок Карибского кризиса.

Явившись порождением психологии «холодной войны», он наглядно показал жизненную необходимость отбросить категории прежнего мышления и принять мышление новое, адекватное угрозам ракетно-ядерного века, глобальной взаимозависимости, интересам выживания и всеобщей безопасности. Карибский кризис окончился, как известно, компромиссом, СССР вывез с Кубы советские баллистические ракеты и бомбардировщики средней дальности Ил-28. В ответ США дали гарантии невмешательства в дела Кубы и убрали ракеты «Юпитер» из Турции, а затем и из Великобритании и Италии. Тем не менее, милитаристское мышление далеко не было изжито, продолжая доминировать в политике.

В сентябре 1970 года лондонский международный институт стратегических исследований оповестил: СССР приближается к ядерному паритету с США. 25 февраля 1971 года американцы услышали по радио обращение президента Никсона: «Сегодня ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз не имеют четкого ядерного преимущества».

В октябре того же года, готовясь к советско-американской встрече на высшем уровне, он заявил на пресс-конференции: «Если будет новая война, если война будет между сверхмощными державами, то никто не выиграет. Именно поэтому настал момент урегулировать наши разногласия, урегулировать их с учетом наших расхождений во мнениях, признавая, что они еще очень глубоки, признавая, однако, что в настоящий момент никакой альтернативы переговоров не существует».

Таким образом, признание реалий ядерного века привело в начале 70-х годов к пересмотру политики, к повороту от холодной войны» к разрядке, к сотрудничеству государств с различным социальным строем.

3. Последствия, итоги и уроки «холодной войны»

3.1 Политические, экономические и идеологические последствия «холодной войны»

США постоянно стремились упредить СССР и быть инициаторами как в политике, так и в экономике и, особенно, в военном деле. Сначала они спешили использовать свое преимущество, заключавшееся во владении атомной бомбой, затем в развитии новых видов военной техники и оружия, тем самым подталкивая Советский Союз к быстрым адекватным действиям. Главная их цель состояла в том, чтобы ослабить СССР, развалить его, оторвать от него союзников. Втягивая СССР в гонку вооружений, США таким образом вынуждали его укреплять армию за счет средств, предназначавшихся на внутреннее развитие, на улучшение благосостояния народа.

В последние годы некоторые историки обвиняют Советский Союз в принятии и осуществлении таких мер, которые якобы помогли США проводить свою политику, направленную на конфронтацию, на усиление «холодной войны». Однако факты говорят о другом. Свою особую линию Соединенные Штаты вместе с западными союзниками начали осуществлять с Германии. Весной 1947 г. на сессии СМИД представители США, Англии и Франции заявили о своем отказе от ранее согласованных с Советским Союзом решений. Своими односторонними действиями они ставили в тяжелое положение восточную зону оккупации и закрепляли раскол Германии. Проведя в июне 1948 г. в трех западных зонах денежную реформу , три державы фактически спровоцировали берлинский кризис, вынудив советские оккупационные власти оградить восточную зону от махинаций с валютой и защитить ее экономику и денежную систему . В этих целях и была введена система проверки прибывающих из Западной Германии граждан и запрещено передвижение любого транспорта в случае отказа от проверки. Западные оккупационные власти запретили населению западной части города принимать какую-либо помощь из Восточной Германии и организовали снабжение Западного Берлина воздушным путем, одновременно усилив антисоветскую пропаганду. Позднее об использовании берлинского кризиса западной пропагандой говорил такой осведомленный человек, как Дж. Ф. Даллес.

В русле «холодной войны» западными державами были осуществлены такие внешнеполитические действия, как раскол Германии на два государства, создание военного Западного союза и подписание Североатлантического пакта, о котором уже говорилось выше.

Затем последовала полоса создания в разных районах мира военных блоков и союзов под предлогом обеспечения взаимной безопасности.

В сентябре 1951 г. США, Австралия и Новая Зеландия создают военно-политический союз (АНЗЮС).

26 мая 1952 г. представители США, Англии и Франции, с одной стороны, и ФРГ - с другой, подписывают в Бонне документ об участии Западной Германии в Европейском оборонительном сообществе (ЕОС), а 27 мая ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург заключают в Париже договор о создании этого блока.

В сентябре 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины и Таиланд подписывают Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

В октябре 1954 г. подписываются Парижские соглашения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в Западный союз и НАТО. Они вступают в силу в мае 1955 г.

В феврале 1955 г. создается военный турецко-иракский союз (Багдадский пакт).

Действия США и их союзников требовали ответных мер. 14 мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз социалистических государств - Организация Варшавского договора. Это был ответ на создание военного блока НАТО и включение в него ФРГ. Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Он носил исключительно оборонительный характер и не был направлен против кого бы то ни было. В его задачу входила охрана социалистических завоеваний и мирного труда народов стран – участниц договора.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности Варшавский договор должен был утратить свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора.

Чтобы затруднить Советскому Союзу решение вопросов послевоенного развития, США ввели запрет на экономические связи и торговлю с СССР и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Прервалась поставка в эти страны даже ранее заказанного и уже готового оборудования, транспортных средств и различных материалов. Был специально принят перечень предметов, запрещенных к вывозу в СССР и другие страны социалистического лагеря. Это создало определенные трудности для СССР, но нанесло серьезный ущерб и промышленным предприятиям Запада.

В сентябре 1951 г. американское правительство аннулировало существовавший с 1937 г. торговый договор с СССР. Принятый в начале января 1952 г. второй список товаров, запрещенных к вывозу в социалистические страны, был настолько широк, что в него входили товары чуть ли не всех отраслей промышленности.

3.2 Итоги «холодной войны» и был ли предопределен ее исход

Чем была для нас «холодная война», каковы ее итоги и уроки с точки зрения произошедших в мире перемен?

Едва ли правомерно характеризовать «холодную войну» односторонними определениями – либо как еще один конфликт в истории человечества, либо как длительный мир. Этой точки зрения придерживался Дж. Гэддис. Видимо, этот исторический феномен нес в себе черты того и другого.

В этом плане, я согласна с академиком Г. Арбатовым, считающим, что антагонизмы и нестабильность, порожденные второй мировой войной, несли в себе такую же возможность военного конфликта, как и те, которые сложились после первой мировой войны.

Во всяком случае, и Берлинский кризис 1953 года, и, особенно, Карибский ракетный кризис октября 1962 года вполне могли бы увенчаться третьей мировой войной. Всеобщего военного конфликта не возникло лишь благодаря «разубеждающей» роли ядерного оружия.

Политологи и идеологи по всему миру множество раз пытались четко определить понятие «холодная война» и выявить наиболее характерные ее черты. С позиции сегодняшнего дня, в условиях, когда «холодная война» стала достоянием прошлого, совершенно очевидно, что она представляла собой прежде всего политический курс конфронтующих сторон, проводимый с позиции силы на своеобразной идеологической основе.

В экономике и торговле это проявлялось в блоках и дискриминационных мерах по отношению друг к другу. В пропагандистской деятельности – в формировании «образа врага». Цель такой политики на Западе сводилась к тому, чтобы сдержать распространение коммунизма, защитить от него «свободный мир» На Востоке цель такой политики также виделась в защите народов, но от «тлетворного влияния разлагающегося западного мира».

Сейчас бесперспективно искать в качестве основной причины возникновения «холодной войны» вину какой-либо одной из сторон. Совершенно очевидно имело место всеобщее «ослепление», при котором вместо политического диалога предпочтение было отдано конфронтации между лидирующими государствами мира – СССР и США.

Переход к конфронтации произошел неуловимо быстро. Обстоятельством исключительной важности явилось и то, что на мировой арене появилось ядерное оружие.

«Холодная война» как целый комплекс явлений оказала огромное влияние и на общий рост напряженности в мире, на увеличение числа, масштаба и ожесточенности локальных конфликтов. Не приходиться сомневаться, что без установившегося климата «холодной войны» многие кризисные ситуации в различных регионах планеты наверняка удавалось бы гасить согласованными усилиями мирового сообщества.

Говоря об особенностях «холодной войны», следует сказать, что у нас в стране долгое время предавалось анафеме все, что было связано с ядерным оружием. Якобы по моральным соображениям. Опять же встает вопрос о том, что воспрепятствовало развертыванию вооруженного конфликта, когда мир буквально стоял на пороге войны?

Это, по моему мнению, страх перед всеобщим уничтожением, который отрезвил политиков, переориентировал общественное мнение, заставил вспомнить о вечных моральных ценностях.

Страх перед взаимным уничтожением привел к тому, что международная политика перестала быть исключительно «искусством дипломатов и солдат». В нее активно включились новые субъекты – ученые, транснациональные корпорации, масс-медиа, общественные организации и движения, отдельные люди. Все они привнесли в нее свои собственные интересы, убеждения и цели, включая и те, что основаны исключительно на моральных соображениях.

Так кто же победил в этой войне?

Сейчас по прошествии времени, расставившего все по местам, стало ясно, что победителем вышло человечество в целом, поскольку главным итогом Карибского кризиса, как и «холодной войны» в целом, оказалось небывалое усиление морального фактора в мировой политике.

Большинство исследователей отмечают исключительную роль идеологии в «холодной войне».

В данном случае верны слова сказанные генералом де Голлем: «знамя идеологии с момента рождения мира не прикрывало, кажется, ничего, кроме людских амбиций». Страна, провозгласившая себя носителем универсальных моральных ценностей, бесцеремонно отбрасывала мораль, когда дело касалось собственных интересов или возможности отыграть хотя бы одно очко в политической борьбе с противником.

Правомерен вопрос: если бы политика Запада в послевоенной истории была основана не на сиюминутных государственных интересах , а исключительно на принципах, провозглашенных в международном праве, в демократических конституциях, наконец в библейских заповедях, если бы требования морали были адресованы прежде всего к самим себе, - имели бы место гонка вооружений и локальные войны? Ответа на этот вопрос пока нет, поскольку человечество еще не накопило опыта политики, основанной на моральных принципах.

В настоящее время «триумф» Соединенных Штатов одержанный ими в краткосрочном плане, сейчас представляется американцам чем-то совершенно иным, может быть даже поражением в плане долгосрочном.

Что касается другой стороны, то потерпев поражение в краткосрочном плане, Советский Союз, вернее, его наследники, отнюдь не лишили себя шансов в плане долгосрочном. Реформы и перемены в России, дают ей уникальную возможность ответить на вопросы, стоящие перед цивилизацией в целом. Шанс, который Россия дала сегодня миру, избавив его от изнуряющей гонки вооружений и классового подхода, мне кажется, можно квалифицировать как моральное достижение. И в этом плане я согласна с авторам статьи «Были ли победители в «холодной войне» Б. Мартыновым.

Это обстоятельство отмечают и многие зарубежные политики.

Я считаю, что ее исход был предопределен, поскольку в мире сложилось военное равновесие и в случае ядерной угрозы выживших бы не было.

Заключение

«Холодная война» совершенно закономерно стала своеобразным сплавом традиционного, силового противостояния не только двух военных блоков, но и двух мировоззренческих концепций. Причем борьба вокруг моральных ценностей носила вторичный, вспомогательный характер. Нового конфликта удалось избежать лишь благодаря наличию ядерного оружия.

Страх перед взаимным гарантированным уничтожением, стал с одной стороны, катализатором морального прогресса в мире (проблема прав человека, экология), а с другой, - причиной экономического и политического краха общества так называемого реального социализма (непосильное бремя гонки вооружений).

Как показывает история, ни одна социально-экономическая модель, как бы эффективной экономически она не была, не имеет исторической перспективы, если не основана на каких-либо твердых моральных постулатах, если смысл ее существования не сориентирован на достижение общечеловеческих гуманистических идеалов.

Общей победой человечества в итоге «холодной войны» может стать торжество моральных ценностей в политике и в жизни общества. Вклад России в достижение этой цели и определил ее положение в мире в долгосрочной перспективе.

Окончание холодной войны не должно, однако убаюкивать народы и правительства двух великих государств, как и всего населения. Главная задача всех здоровых, реалистически мыслящих сил общества не допустить вторичного возвращения к ней. Это актуально и в наше время, поскольку, как отмечалось возможно противостояние из-за размещения системы ПРО, а также в связи с конфликтами, которые в последнее время возникли между Россией и Грузией, Россией и Эстонией, бывшими союзными республиками.

Отказ от конфронтации мышления, сотрудничество, взаимный учет интересов и безопасности – такова генеральная линия в отношениях между странами и народами, живущими в ракетно-ядерную эпоху.

Годы «холодной войны» дают основание для вывода о том, что, противостоя коммунизму и революционным движениям, Соединенные Штаты прежде всего боролись против Советского Союза, как страны, представлявшей наибольшее препятствие в осуществлении их главной цели - установления своего господства над миром.

Литература

1. , Вдовин России. 1938 – 2002. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 540 с.

2. , Пронин Г. Трумэн «пощадил» СССР // Военно-исторический журнал. – 1996. - № 3. – С. 74 – 83.

3. , Фалин развязал «холодную войну» // Страницы истории советского общества. – М. , 1989. – С. 346 – 357.

4. Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. – 1995. - № 2. – С. 66 – 76.

5. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. – 2-е изд., испр. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 544 с.

6. Геддис Дж. Два взгляда на одну проблему // Страницы истории советского общества. – М., 1989. – С. 357 – 362.

7. История России: ХХ век: Курс лекций / Под ред. .- Екатеринбург: УГТУ, 1993. – 300 с.

9. Мартынов Б. Были ли победители в «холодной войне»? // Свободная мысль. – 1996. - № 12. – С. 3 – 11.

10. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. 2: Учебник для студентов вузов / Под ред. , . – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448 с.

11. , Елманова международных отношений и внешней политики России (1648 – 2000): Учебник для вузов / Под ред. . – М.: Аспект Пресс, 2001. – 344 с.

12. , Тяжельникова советской истории. / Под ред. . – М.: Высшая школа, 1999. – 414 с.

13. Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди/ Под общ. ред. ; Сост. и др.- М.: Политиздат, 1989. – 447 с

14. Федоров С. Из истории «холодной войны» // Обозреватель. – 2000. - № 1. – С. 51 – 57.

15. Хорьков А. Уроки «холодной войны» // Свободная мысль. – 1995. - №12. – С. 67 – 81.

Страницы истории советского общества. – М., 1989. – С. 347.

И др. История международных отношений и внешней политики России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 295.

И др. История международных отношений и внешней политики России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 296.

Пронин Г. Трумэн «пощадил» СССР // Военно-политический журнал. – 1996. - № 3. – С. 77.

Страницы истории советского общества. – М., 1989. – С. 365.

И др. История международных отношений и внешней политики России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 298.

И др. История международных отношений и внешней политики России. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 299.

Мартынов Б. Были ли победители в «холодной войне // Свободная мысль. – 1996. - № 12. – С. 7.

Под холодной войной подразумевается противостояние экономики, идеологии и военной политики СССР и США, которое длилось с 40-х до 90-х годов двадцатого века.

После окончания , Советский Союз установил контроль в странах Восточной Европы, что воспринималось правительством США и Великобритании как угроза их безопасности. В 1945 году Черчилль даже приказал своим военным министрам разработать план военных действий против Советского Союза. Черчилль объединился с США и заявил о том, что военное превосходство в отношениях с СССР должно быть на стороне англоязычных стран.

Такие заявления вызвали напряжённость между СССР и западным миром. СССР в свою очередь имел виды на некоторые черноморские проливы, принадлежавшие Турции, а также стремился к присутствию в Средиземном море. Но попытки создать коммунистическое влияние в Греции закончилось провалом в 1947 году, а с 1949 года в противовес Советскому Союзу и его союзникам образовывается блок НАТО.

В европейских странах начали возникать американские военные базы, направленные на обеспечение обороны от возможной агрессии СССР. Американское правительство предлагает экономическую поддержку странам, которые пострадали от Второй мировой войны в обмен на то, что из руководства этих стран будут исключены все коммунисты. В СССР усиленно ведутся работы по производству ядерного оружия, для того чтобы уравновесить силы с США и увеличивает численность истребителей-перехватчиков, что позволяло получить некоторое преимущество в случае ядерного удара.

С приходом к власти отношения с Западом немного улучшились, но всё равно произошёл ряд конфликтов в Европе, которые опять вызвали напряжение обстановки. Было проведено крупное восстание против коммунистов в Венгрии, а также в 1953 году в ГДР и в 1956 в Польше были вооружённые инциденты. Также в ответ на усиление армии советских бомбардировщиков, американцы сформировали мощную систему ПВО вокруг городов стран блока НАТО.

В свою очередь СССР в 1959 году выпускает в серию баллистические ракеты, которые способны преодолеть расстояние до США. Появляется осознание того, что сразу после начала ядерной атаки США, Советский Союз нанесёт адекватный ответный удар, поэтому тотальная война стала считаться невозможной. В эпоху Хрущёва случился также Карибский кризис 1962 года и Берлинский 1961года, которые были вызваны очередным обострением отношений после скандала с шпионским самолётом США в 1960 году.

Некоторые крупные страны Европы не поддерживали американскую ядерную политику - так в 1966 году от участия в вооружённых силах НАТО отказалась Франция. А в том же году произошёл сброс бомбардировщиком США нескольких бомб на испанское селение Паломарес , что привело к ограничению американских военных сил на территории Испании. А со стороны СССР была предпринята военная агрессия в Чехословакию в 1968 году для подавления демократических сил, попытавшихся реформировать страну. И всё-таки, начиная с 1970 года, началась «разрядка международной напряжённости», которую в первую очередь старался пропагандировать .

Советский Союз начинал испытывать проблемы в потребительских товарах, на которые нужна была валюта, и поэтому советскому правительству не выгодны были напряжённые отношения с Западом. В то же время гонка вооружений продолжалась и с той, и с другой стороны — разрабатывались различные стратегии ядерных ударов и производились новые ракеты. С 1977 года на европейской части Советского Союза начали вести боевое дежурство ракеты средней дальности, а с другой стороны правительством США было решено разместить ракеты в странах Западной Европы.

Когда советские войска вошли в Афганистан в 1979 году, началось очередное напряжение отношений СССР и Запада. А в 1983 году Рейган провозгласил Советский Союз «империей зла», после того как советские ПВО сбили южнокорейский гражданский самолёт. В США начала активно воплощаться в жизнь программа космической противоракетной обороны, и было освоено производство нейтронного оружия. А в ответ на размещённые американские ракеты в Дании, Бельгии и других странах, СССР размещает ядерное оружие в ЧССР и ГДР.

Только с приходом к власти М.С.Горбачёва опять был взят курс на налаживание взаимопонимания между СССР и Западом. Опять были выдвинуты мирные лозунги как в 70-е годы, и с 1987 года новая политика советского государства позволяет сильно улучшить отношения двух держав. Советское правительство пошло на уступки в сферах внешней политики из-за зависимости от западных технологий. В 1988 году начинает покидать Афганистан советский контингент и в том же году М.С. Горбачёв заявляет на сессии Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по сокращению Вооружённых Сил СССР.

Начали рушиться коммунистические режимы в Восточной Европе, а в 1990 году была подписана Хартия, которая подвела итоговую черту под противостоянием двух идеологий. Началась эпоха демократии и мира на земле. А в СССР продолжался кризис, начались конфликты в южных республиках, центральная власть потеряла способность к контролю над огромной страной и в 1991 году .

Похожие статьи