Человек использовал растения уже в эпоху палеолита. Где человек использует различные вещества растительных клеток

Группа учащихся 3б класса

Проект - современная и эффективная форма обучения, позволяющая формировать комплекс универсальных учебных действий, необходимых не только современному школьнику, но и взрослому человеку. Учебно-исследовательский проект - это то, чем занимаемся мы в рамках курса "Я - исследователь" с 1го класса. перед вами одтн тз таких проектов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

Конкурс школьных исследовательских проектов «Шаг в будущее»

Учебно-исследовательский проект

Рабочая группа : Рябухин А., Руденко К.,

Карпенко Т., Болдохонова К.,

Гобеева М., Черепуха А.,

Кулайчук Т., Лапий А.,

Семенов Д., Мусина П.

Докладчик : Рябухин А.

Руководитель: Гарькавая Е.Ю.

I. Введение

Почему мы выбрали эту тему? Кажется, что нового можно рассказать о роли растений в жизни нашей планеты? Мы только закончили изучать тему по окружающему миру «Эта удивительная природа» и нам стало интересно, как много мы еще не знаем о растениях и что знают об их значении в жизни ребята 3х и 4х классов нашей школы. А еще, мы решили проверить, как связаны знания о роли растений в жизни человека и его отношение к ним.

Проблема: каждый год учащиеся начальной школы ломают ветки и кустарники во дворе школы.

Гипотеза: Если бы учащиеся начальной школы действительно знали и понимали роль и значение растений в жизни людей, то они бы по-другому относились к растениям в школьном дворе.

Цель проекта : поиск способов развития ответственного и бережного отношения младших школьников к природе; формирование представлений о проведении научных исследований.

Задачи проекта:

1. Овладеть методами исследования (опрос, обработка и анализ полученных данных).

2. Научиться строить диаграммы.

3. Учиться собирать информацию по теме и оформлять ее.

4. Подготовить информацию для беседы с учениками начальных классов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный (выбор темы; определение цели и задач; проведение опроса)

2 . Аналитический (обработка результатов опроса; построение диаграмм; выводы)

3. Информационный (сбор информации о значении и роли растений в жизни человека)

4. Заключительный (оформление материалов исследований; презентации).

II. Исследование

Как часто мы задумываемся о том, каким богатством одарила нас природа? Каждый из нас пользуется этим богатством, не задумываясь.

Свое исследованиемы решили начать с опроса учащихся 3-4х классов. Наша исследовательская группа разделилась по два человека и опросили ребят в классах. Мы задали только один вопрос: «Зачем человеку растения». Ответ попросили записать.

Вопрос предполагал, что в своих ответах ребята вспомнят не только о том, что мы дышим воздухом, но и о том, что из них производят, и о том, какую роль они играет в целом на планете, потому что все в мире связано.

Проведя опрос, мы обработали и обобщили похожие ответы, занесли в таблицу полученные результаты:

значение

классы

итого

Дыхание

Красота

Пища

Лекарства

Строительство

Бумага

Мебель

Ткань

Питание и жилье для животных

Экологическое равновесие

Непонятные ответы

Как видно из таблицы, больше всего ответов относится к «дыханию» (114 ответов). То есть, то, что растения – это источник кислорода, необходимого для дыхания, все хорошо понимают.

Второй по популярности ответ – «для красоты» (56 ответов). Помнят некоторые, что растения мы употребляем в пищу (33 ответа) и в лечебных целях (27 ответов).

Мало кто вспомнил, что из растений получают бумагу, ткань и делают мебель (всего 11 ответов на три позиции).

Все-таки 7 учащихся вспомнили, что растения – это источник пищи и жилья для животных, а 6 – то, что растения обеспечивают экологическое равновесии. Но это очень мало, на наш взгляд.

По итогам исследования мы составили диаграммы, разделив результаты опроса учащихся 3х и 4х классов.

Как следует из диаграммы, из 10 пунктов возможного использования растений, которые вспомнили ребята в своих ответах, ученики 3а, 3в и 4в классов назвали по 5 способов; 4а – 7; 4б – 8; 3б – 10. В нашем классе оказались упомянутыми все способы благодаря тому, что часть одноклассников участвовала в исследовательской работе.

Выводы

1. Мы не живем в местах с тропическим климатом, растительный мир тундры беден и очень уязвим, а, значит, нуждается в особой заботе. Растений здесь мало, и растут они очень медленно.

2. Понимая, что растения обеспечивают нас свежим воздухом, не понимаем, что если не будем их беречь, можем остаться без воздуха.

3. Ставя на второе место по значению способность растений украшать нашу жизнь, не заботимся о том, чтобы красивым был наш школьный двор.

4. Судя по ответам, мы не представляем на самом деле, что наличие богатой и разнообразной растительности на планете обеспечивает экологическое равновесие на планете.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу, что ребята, несмотря на то, что на уроках окружающего мира с первого класса мы говорим о важности охраны природы, делаем сообщения о редких и исчезнувших растениях и животных, это знание не задевает нас и не используется нами в отношении к окружающему миру. А, значит, есть необходимость еще раз вернуться к этой теме, узнать, где используются растения, оценить их важность и незаменимость, изучить историю вопроса по их охране.

III. Обзор источников информации по использованию растений

Человек издавна пользовался значительным числом дикорастущих растений. Они:

Доставляли ему дрова для костров;

Служили материалом для постройки жилищ и загонов для животных;

Из растений человек изготовлял рыболовную снасть и орудия для охоты;

Строил лодки и плоты, плел циновки и корзины,

Готовил различные бытовые и ритуальные украшения;

Кормил растениями животных и птиц,

Выкапывал корни и собирал плоды для получения пищи и лекарств,

Человек укрывался в лесах от непогоды, прятался от врагов и хищных животных.

Словом, вся жизнь первобытного человека была связана с растениями. И чем разнообразнее был мир растений, окружавших человека, тем шире он использовал растительные богатства для своих нужд.

Впоследствии, когда человек стал выращивать около своих жилищ некоторые из полезных ему растений, т. е. начал заниматься земледелием, он заложил основы растениеводства, хотя продолжал пользоваться дарами дикой природы.

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее, все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

На земном шаре произрастает около 300- 500 тыс. высших растений и множество низших. Из этого числа в растениеводческой практике человек использует свыше 2500 видов высших растений. Однако, как отмечал Н. И. Вавилов, 99% всей обрабатываемой территории занимает лишь около 1000 видов.

Кроме культурных растений, человек использует много диких, главным образом древесных, растений, а также разнообразных многолетних травянистых видов. Значительное число диких растений, встречающихся в лесах или обитающих на безлесных пространствах (в тундрах, лугах, степях, прериях, саваннах), человек применяет для других целей. Он пользуется сочными плодами и орехами для получения пищевых продуктов, добывает эфирные масла и разнообразные душистые вещества, получает грубое и тонкое волокно из листьев и стеблей, производит подсочку для добычи каучука, камедей и смол, собирает сырье, служащее для получения различных лекарственных веществ.

Наиболее богаты полезными растениями страны с тропическим климатом. Меньше всего их растет у крайних пределов материков, прилегающих к полюсам Земли: здесь насчитывается лишь 400-450 видов.

Весь растительный покров нашей планеты можно условно разделить на территории, покрытые лесами, и безлесные пространства. Леса на земном шаре, занимающие свыше 4000 млн. га и сосредоточенные главным образом в северном полушарии, обладают наибольшим числом полезных растений.

Значительное число видов растений, используемых человеком, обитает на засушливых (безлесных) территориях: в степях и прериях, саваннах и полупустынях, а также в зарослях разнообразных кустарников. Безлесные пространства свойственны также арктическим тундрам и высокогорьям. И здесь есть различные виды полезных растений, находящие практическое применение в жизни человека.

В зависимости от того, как используются дикие полезные растения, их можно условно разделить на следующие основные группы:

1) растения, дающие древесину (дрова, пиломатериалы, крепежный лес, столбы, шпалы, сваи, фанеру, древесную стружку и т. п.);

2) растения, служащие для получения разнообразных веществ, применяемых в различных отраслях промышленности и в медицине;

3) растения, используемые для получения свежих и консервированных пищевых продуктов;

4) растения, дающие свежую и переработанную зеленую массу, используемую на корм животным;

5) растения, употребляющие для декоративных и озеленительных целей, а также для создания защитных покрытий почвы;

6) растения, находящие комплексное использование в зависимости от присущих им свойств и особенностей.

Разные растения используются либо целиком, либо частями: стволы деревьев и кустарников и их кора, корни и корневища, клубни и луковицы, стебли и листья, цветки и соцветия, плоды и семена, галлы на листьях и наросты на стволах (капы), пыльца и споры, сок и различные выделения (натеки смол, камедей и т. п.). Все области применения растений перечислить весьма затруднительно, однако можно говорить о растениях лекарственных и технических, пищевых и кормовых, каучуконосных и гуттаперченосных, слизедающих и камеденосных, жирномасличных и эфирномасличных, дубильных и красильных, волокнистых и плетеночных и т. п.

Многие сферы применения растений с течением времени и в связи с развитием техники и промышленности постепенно меняются или утрачивают свое значение. Например, в связи с получением многих более дешевых синтетических материалов (искусственный каучук, синтетические смолы, искусственное волокно и т. п.) часть полезных растений либо перестала вовсе интересовать человека, либо получила новое применение.

Растения являются основным источником корма домашних животных, волокна, каучука, гуттаперчи, пробки. Человек получает из культурных растений хлеб, сахар, фрукты, овощи, чай, кофе, вино, а также молоко, масло, сыр, яйца, мед, ибо животные продукты - это результат переработки растений. Мебель, одежда, книги, писчая бумага изготовляются из растительных материалов. На основе изучения свойств двудольных и однодольных растений совершается развитие человечества. Трудно представить себе высокий уровень материальной обеспеченности человека, если бы он вынужден был довольствоваться только хвойными деревьями, папоротниками, хвощами и мхами. Даже домашний скот не поедает эти растения.

Природа как бы заранее «подготовила» человеку обширную арену для его труда и развития: он нашел вокруг множество разнообразных полезных растений. В труде человеку пришлось осуществлять великую миссию познания, одомашнивания и совершенствования растений. Собирательство предшествовало одомашниванию растений и животных. Пищу первобытный человек добывал охотой, рыболовством, сбором плодов, семян, корней, клубней, луковиц диких растений.

Области применения растений можно представить в виде следующей схемы:


IV. Охрана растений

Растения очень много дают человеку, а что может человек дать растениям?

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки.

О былом распространении лесов сохранилась лишь память в названиях многих сел, деревень и отдельных урочищ. Так, на территории Европейской части России нередко можно встретить множество Борков и Боров, Дубков и Березовок, Липовок и Липок, где раньше шумели сосновые боры, дубравы и березняки, а также встречалась липа. Например, под Санкт-Петербургом есть Сосновая поляна и парк «Сосновка», но в них уже давно нет сосен, а их заменили заросли ольхи или, в лучшем случае, березы. Тамже существует Осиновая роща, но без осины. Давным-давно исчез Березовый остров, где теперь высятся многоэтажные дома.

То же самое можно сказать и о животном мире. Существуют озера Лебяжьи и Гусиные, но не везде к ним прилетают лебеди и гуси. Есть озера Щучьи и Окуневые, но в них уже давно не ловят ни щук, ни окуней. Под Москвой сохранился Лосиный остров и станция Лосиноостровская, но лоси попадаются здесь не столь часто, как это было еще на памяти москвичей.

А сколько существует мест с названиями Овраги и Овражки! Вспомним, например, Сивцев Вражек в Москве или другие Вражки к юго-западу от нее. Есть много мест с названиями Сухой дол, Суходолье, Сухой лог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Не мало есть деревень, которые называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми именами Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.

Во всех этих названиях народ издавна отметил появление оврагов, исчезновение воды, лесные вырубки, пустые и негодные земли и пожарища. Все они свидетельствуют о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.

Подобные же изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. В тропических странах вместо прежних богатых и своеобразных лесов их место заняли однообразные заросли бамбуков. Многие виды растений, ранее широко распространенные, были хищнически вырублены и исчезли вовсе. Появились обширные саванны, заросшие жесткой и колючей травой, куда даже толстокожие буйволы не всегда могут проникнуть. Опушки лесов стали непроходимыми джунглями от множества лиан и зарослей кустарников. Холмы и склоны гор покрылись густой сетью скотьих троп из-за неумеренного выпаса домашних животных.

За истекшие тысячелетия на земном шаре было вырублено и сожжено 2/3 всех лесов. Только за историческое время свыше 500 млн. га превратились в пустыни. За последние столетия в Америке было вырублено 540 млн. га леса. Исчезли леса Мадагаскара на 9/10 его территории. Когда-то обширные леса острова Куба занимают ныне едва 8% ее земель. Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт уже давно сказал: «Человеку предшествуют леса, - его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».

Острую тревогу вызывают все ускоряющиеся темпы исчезновения многих видов флоры и фауны. По далеко не полным данным, за последние четыре столетия человечество потеряло 130 видов животных, т. е. в среднем один вид за три года. По сведениям Международного союза охраны природы и природных ресурсов, на грани исчезновения находятся 550 видов редких млекопитающих и птиц, а под угрозой истребления - до 1000 видов животных.

Чем чаще с подобным оскудением Земли стал сталкиваться человек, чем глубже он стал познавать законы природы, тем яснее понял опасность дальнейших ее неблагоприятных изменений.

Первоначально люди полубессознательно оберегали от своих соседей обработанные участки и отдельные растения. После они стали думать о каком-то покровительстве природе как источнике пищи, а следовательно, и жизни. Появились правила, регулирующие использование богатств природы. Древние египтяне, например, полагали, что человек не должен истреблять животных на их пастбищах и сгонять их с «божьих» земель. Эти действия считались «греховными» и об этом было записано в «Книге мертвых», где собраны заклинания душ умерших, представших на суд бога Осириса.

В знаменитом Кодексе вавилонского царя Хаммурапи, жившего 17 веков до н. э., были установлены правила охраны лесов и пользования ими, а за незаконную порубку дерева в чужом саду с виновных полагалось взимать определенную и не малую плату.

В средние века в Западной Европе владетельные феодалы, заинтересованные в сохранении дичи, издавали запреты на пользование охотничьими угодьями. Нарушения карались сурово, вплоть до применения смертной казни. Для королевских и царских охот появились запретные и заповедные земли, специально охранявшиеся.

На Руси регламентирование охоты, например, появилось еще при Ярославе Мудром, и оно было зафиксировано в первом письменном документе - «Русской правде».

Своеобразные формы охраны природных богатств сложились во Владимиро-Волынском княжестве (XIII в.). На определенной территории здесь целиком запрещалась охота на всех животных. Это был первый заповедник - Беловежская пуща.

В период расцвета Литовского государства были созданы специальные своды законов -Литовские статуты, которые сыграли положительную роль в охране природы. Статут брал под охрану лебедей, бобров, лис и других животных. За кражу, убийство или разорение гнезд лебедя взимался значительный штраф.

Сохранению лесов много содействовали засеки, или засечные леса, которые создавались по южной границе лесной части Русского государства. Эти засеки создавались для защиты от кочевников, делавших набеги на Русь.

В засечных лесах запрещалось рубить деревья для хозяйственных целей под страхом сурового наказания и даже смерти. Главные засеки - Тульские - были устроены при Иване Грозном, а исправлялись они уже при Михаиле Федоровиче. К концу XVII в. в связи с продвижением оборонительной линии Русского государства на юг засеки пришли в ветхость, однако они вплоть до начала XIX в. состояли под охраной как заповедные казенные леса. Тульские засеки сохранились и поныне, а Козельские, Орловские, Рязанские и Казанские не сохранились.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) было издано много указов об охоте, ее сроках, запретных зонах, а также о нарушениях установленных правил, пошлинах и наказаниях. Указ (1649) «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде» касался не только охоты, но и охраны лесной территории.

Если в допетровское время лес сводили для получения земель под пашню, то при Петре I он стал тщательно охраняться для кораблестроения. В 1701 г. Петр I объявил указ «О нечистке под пашню лесов по рекам, по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах выше». Через два года были заповеданы дуб, ильм, вяз, ясень, карагач и лиственница, а также сосна 12 вершков (в диаметре). Рубить леса с этими породами строго запрещалось в полосе на 50 верст от больших рек и на 20 верст от малых. За нарушение указа взималось до 10 рублей за одно дерево.

К запрещению рубить леса Петр I возвращался неоднократно. Он издал ряд указов с запретом жечь леса, пасти в них коз и свиней, делать тес (чтобы сократить отходы древесины), и так называемых «знающих людей» царь послал осмотреть дубовые леса на Волге. Он запретил рубить леса Новгородского, Старорусского, Луцкого и Торопецкого уездов.

В Петербурге при Адмиралтейской коллегии была учреждена вальдмейстерская канцелярия, в обязанности которой вошло наблюдение за лесами на Волге, Суре, Каме, Оке, Днепре, Западной Двине, Дону, Ладожском озере и Ильмене. За несоблюдение правил охраны было дано право штрафовать порубщиков, а нарушителей наказывать, вырывая ноздри и ссылая на каторгу.

Петр I думал не только об охране лесов, но и об их насаждении. Немало деревьев он посадил лично, а по его почину был посажен Шипов лес в Воронежской области. Лесной «знатель» Фокель посадил под Петербургом Линдуловскую корабельную рощу (около с. Линдула), которая до сего времени привлекает внимание посетителей огромными деревьями лиственницы, тщательно пронумерованными и охраняемыми по сие время.

Петр I интересовался не только лесами, но также и другими полезными растениями. Так, в 1702 г. был заведен в Москве Аптекарский сад (ныне Ботанический сад Московского университета), а в 1714 г.- Аптекарский огород в Петербурге, ставший предшественником сначала Ботанического сада, а потом Ботанического института Академии наук. Эти аптекарские учреждения имели целью снабжать армию и население лекарственным сырьем, которое до этого завозилось из-за границы.

Широко понимая необходимость беречь природу, Петр I интересовался также сохранением пушных зверей, дичи и рыбы, «дабы промыслы эти развивались». Были запрещены хищнические способы охоты и рыбной ловли. За незаконную охоту с «людей высших чинов» взыскивали по 100 рублей, а «нижним чинам» грозило жестокое, без всякой пощады, наказание и ссылка в Азов «с женами и детьми на вечное житие».

Петр I заботился о сохранении почвы, а также много внимания уделял защите берегов каналов от размывания и разрушения. Предусматривал Петр I и охрану водоемов, для чего было запрещено не только рубить лес по их берегам, но также и обрабатывать его, «чтобы от тех щеп и сору ныне реки не засаривались». Запрещено было также вывозить в каналы и реки мусор, а также сбрасывать балласт с кораблей, «во всех гаванях, реках, рейдах и пристанях Российского государства». За загрязнение водоемов балластом налагался штраф «по 100 ефимков за каждую лопату».

Середина XVIII и начало XIX в. в России ознаменовались значительным ослаблением строгости к охране лесов и отчасти животных. Прежние правила были заменены другими и преданы забвению. Заповедные корабельные леса подвергались расхищению, охрана Беловежской пущи была снята, а она сама стала местом царской и великокняжеской охоты. Екатерина II огромные площади земель раздала своим приближенным, о лесах не заботилась, но по своей прихоти запретила «ловить соловьев в окрестностях Санкт-Петербурга и во всей Ингерманландии». Помещики снова стали сводить леса под посевы зерновых культур и одновременно продавать вырубленный лес.

Вред, нанесенный лесам, растительному покрову в целом и животному миру, явившийся следствием хищнического ведения развивавшегося капиталистического хозяйства, постепенно был осознан как в России, так и за ее пределами. Лучшие умы ученых и общественных деятелей были обеспокоены разрушением природы, и наиболее прогрессивные специалисты стали активно выступать за ее охрану. Было доказано, что хищническое отношение к природе влечет за собой такие отрицательные последствия, которые трудно предугадать. Сознание того, что природу следует не только охранять на отдельных ее участках, но и правильно использовать природные богатства, пришло позднее. Однако уже в конце XIX в. появились первые заповедники, заказники и национальные парки, которые заложили основу охране природы.

Одним из первых заповедников в Западной Европе стал заповедник в Ирландии (1870), а вслед за ним были организованы заповедники в Исландии, Швеции и Швейцарии. Резерваты, лриродные парки и заповедники появились с конца XIX столетия близ Сингапура (1883), в Южной Африке, Австралии, Канаде и США, а в самом начале XX в.- в Бирме, Центральной Африке, Аргентине, Канаде, США и Австралии.

Первым охраняемым участком и природным зоопарком в России стала всем известная Аскания-Нова, образованная в 1874 г. в бывшем имении Фальцфейна. В дальнейшем возник заповедник на мелких островах Балтийского моря (1910) и в других местах.

Все прочие ныне действующие заповедные территории были организованы с 1918 по 1969 и в последующие годы как в России, так и за рубежом.

Всего в мире общее число наиболее крупных заповедников, национальных парков, охраняемых участков и резерватов перевалило за 720. В СССР существовало до 1963 г. 120 заповедников и заповедных территорий. На короткий период времени их число уменьшилось, но потом большая часть была восстановлена. Ныне действует 86 заповедных территорий, число которых имеет тенденции увеличиваться.

Растения и растительный покров в целом - важнейшая часть биосферы, т. е. сферы жизни растений, животных и человека. В биосфере происходят процессы преобразования неорганического вещества в органическое, выделение кислорода и озона в атмосферу, поглощение из воздуха и воды углекислого газа. Растения являются важной частью биологических ресурсов Земли, издавна используемых человеком и животными.

Растительный мир - источник разнообразного природного сырья, строительных материалов, многих химических веществ, продуктов питания человека и кормов для сельскохозяйственных и диких животных и птиц. Везде, во всех зонах и районах, встречаются полезные растения - лекарственные, пищевые, декоративные и др. Из 20 тыс. видов высших растений, образующих флору России, изучены далеко не все.

Хотя дикие растения сами возобновляются, тем не менее, в результате деятельности человека многие из них сократили свое распространение либо находятся на грани уничтожения. Таким образом, охрана природной флоры - одна из важных задач нашего времени. Особенно необходимо сохранить леса как источники древесины, многих пищевых и кормовых продуктов, мест обитания полезных животных и птиц. Леса имеют водоохранное, водорегулирующее (противоэрозионное), почвозащитное и климатическое значение. Они служат местом отдыха людей и удовлетворения их культурно-эстетических потребностей.

Кроме лесов, весьма важно сохранять естественные пастбища для домашних и диких животных. Известно, что пастбища и сенокосы доставляют до 70% кормов - этой базы животноводства.

Растительный покров в целом содержит множество других полезных растений, используемых в народном хозяйстве (в промышленности), а также в медицине. Заготовители растительного сырья не должны применять хищнические способы их заготовки, препятствующие возобновлению полезных растений и вызывающие разрушение растительного покрова.

Охрана природы касается также сохранения наиболее типичных ландшафтов, живописных уголков мест отдыха трудящихся и редких растений и животных, имеющих историческое значение. Охране также подлежит вся совокупность природных условий, равно как и лесопарковых зон, воздушной среды, рек, озер и других водных источников и т. д.

Важное место среди природоохранительных мер занимает создание заповедных территорий в интересах существующих и будущих поколений людей.

«Охрана природы» - понятие очень емкое, которое касается не только растительного покрова, животного мира, почвы и воды, но также и деятельности людей, строящих города и промышленные центры; вырубающих леса и утилизирующих разнообразные полезные ископаемые; изменяющих течение рек и их уровень; сбрасывающих в воду отходы промышленности и покрывающих землю отвалами горных пород; выпускающих в атмосферу вредные газы, копоть фабрик и заводов; использующих в сельском хозяйстве многие химические вещества (гербициды, пестициды, арборициды и дефолианты); засоряющих землю отбросами пластических веществ и строительным мусором и т. д.

Охранять природу - значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Идя к будущему, человек должен заключить с природой союз и сохранять ее повсеместно. В первую очередь надлежит охранять растительный покров Земли - нашего зеленого, друга.

V. Заключение

Работая над проектом, мы:

Овладели новыми способами исследовательской деятельности: проведение опроса, обработка ответов и их анализ; предъявление полученных результатов в форме таблицы и диаграмм.

Учились вести диалог, слушать друг друга, высказывать мнение, выдвигать гипотезу, находить аргументы и доказывать свою точку зрения.

Расширили свои знания о том, где и для чего используютсярастения.

Узнали, когда и каким образом началась деятельность людей по охране природы.

Исследовательская работа оказалась делом не простым, но увлекательным. Надеемся, что представленный материал будет интересным и полезным для учащихся. А мы продолжим исследование по этой теме и хотели бы узнать о самых неожиданных и необычных способах использования растений. Слайд 2

Выбор темы: решили проверить, как связаны знания о роли растений в жизни человека и его отношение к ним Проблема: каждый год учащиеся начальной школы ломают ветки и кустарники во дворе школы. Гипотеза: Если бы учащиеся начальной школы действительно знали и понимали роль и значение растений в жизни людей, то они бы по-другому относились к растениям в школьном дворе.

Цель проекта: поиск способов развития ответственного и бережного отношения младших школьников к природе; формирование представлений о проведении научных исследований.

Задачи проекта: 1. Овладеть методами исследования (опрос, обработка и анализ полученных данных). 2. Научиться строить диаграммы. 3. Учиться собирать информацию по теме и оформлять ее. 4. Подготовить информацию для беседы с учениками начальных классов.

Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный (выбор темы; определение цели и задач; проведение опроса) 2 . Аналитический (обработка результатов опроса; построение диаграмм; выводы) 3. Информационный (сбор информации о значении и роли растений в жизни человека) 4. Заключительный (оформление материалов исследований; презентации).

II. Исследование Методы: опрос, обработка и анализ результатов опроса Участники: учащиеся 3х и 4х классов МБОУ «СОШ №24» Форма предъявления результатов: таблица, диаграммы

значение классы итого 3а 3б 3в 4а 4б 4в Дыхание 17 18 20 20 23 16 114 Красота 8 12 4 9 15 8 56 Пища 5 12 5 3 8 0 33 Лекарства 8 7 3 1 3 5 27 Строительство 0 4 0 2 1 0 7 Бумага 0 2 0 0 1 1 4 Мебель 0 3 0 0 1 0 4 Ткань 0 3 0 0 0 0 3 Питание и жилье для животных 0 4 0 2 0 1 7 Экологическое равновесие 0 3 1 1 0 1 6 Непонятные ответы 1 2 6 1 2 2 14

1. Мы не живем в местах с тропическим климатом, растительный мир тундры беден и очень уязвим, а, значит, нуждается в особой заботе. Растений здесь мало, и растут они очень медленно. 2. Понимая, что растения обеспечивают нас свежим воздухом, не понимаем, что если не будем их беречь, можем остаться без воздуха. 3. Ставя на второе место по значению способность растений украшать нашу жизнь, не заботимся о том, чтобы красивым был наш школьный двор. 4. Судя по ответам, мы не представляем на самом деле, что наличие богатой и разнообразной растительности обеспечивает экологическое равновесие на планете. Выводы

III. Обзор информации по теме

П о далеко не полным данным, за последние четыре столетия человечество потеряло 130 видов животных, т. е. в среднем один вид за три года. По сведениям Международного союза охраны природы и природных ресурсов, на грани исчезновения находятся 550 видов редких млекопитающих и птиц, а под угрозой истребления - до 1000 видов животных. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи «Русская правда» Первый заповедник - Беловежская пуща (XIII в.) Литовские статуты Засечные леса Указ (1649г.) «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде» Вальдмейстерская канцелярия …. Какое отношение это имеет к охране природы узнаете, если захотите познакомиться с разделами 3 и 4 нашего проекта IV. Из истории вопроса по охране природы

Работая над проектом, мы: - овладели новыми способами исследовательской деятельности: проведение опроса, обработка ответов и их анализ; предъявление полученных результатов в форме таблицы и диаграмм. - учились вести диалог, слушать друг друга, высказывать мнение, выдвигать гипотезу, находить аргументы и доказывать свою точку зрения. - расширили свои знания о том, где и для чего используются растения. - узнали, когда и каким образом началась деятельность людей по охране природы. VI. Заключение

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.



как лекарственные средства;
с декоративными целями;

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом. Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и сахаро-содержащих растений. Роль источников растительного белка в рационе человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных масел. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие кофеин, — чай и кофе.

Чайная плантация. Фото: Jakub Michankow


Техническое использование растений и продуктов из них осуществляется по нескольким основным направлениям. Наиболее широко применяются древесина и волокнистые части растений. Древесина используется при изготовлении строительных и иных конструкций, мебели, а также в производстве бумаги. Сухая перегонка древесины позволяет получить значительное количество важных органических веществ, широко употребляемых в промышленности и в быту. Во многих странах древесина — один из основных видов топлива.

В мировой торговле большим спросом пользуются разнообразные окрашенные древесины, употребляющиеся для получения мебельной и декоративной фанеры. Это красное дерево, например, махагони (Swietenia macrophylla), добываемое в Южной Америке; зеленое дерево (Ocotea roiaci), также встречающееся в Южной Америке; черное дерево (виды рода Diospyros), поставляемое странами Африки и Восточной Азии; тиковое дерево (Tectona grandis) — обитатель тропических лесов Восточной Азии и т. д.

Несмотря на широкое распространение синтетических волокон, растительные волокна, получаемые из хлопчатника (морфологически это трихомы), льна, конопли и джута, сохранили большое значение при производстве многих тканей.

Многие дикие растения служат источником получения разнообразных душистых веществ, которые используют в качестве сырья в производстве мыла, парфюмерных изделий, а также продуктов, употребляемых в пищевой промышленности и медицине. Наиболее ценны из них (кроме культивируемых розовой герани, казанлыкской розы, мускатного шалфея, лимонного сорго и др.) многочисленные виды семейств зонтичных, губоцветных, сложноцветных (полыни) и др., произрастающих в разных частях Земли.

Для лечебных целей растения применяют очень давно. В народной медицине они составляют основную массу лекарственных средств. В научной медицине стран бывшего СССР примерно треть препаратов, применяемых для лечения, получают из растений. Считается, что с лечебными целями народы мира используют не менее 21000 видов растений (включая грибы).

Не менее 1000 видов растений разводят с декоративными целями: либо из-за красивых цветков, либо из-за эффектной зелени.

Существование и нормальное функционирование всех экологических систем биосферы, частью которой является и человек, целиком определяется растениями.
Растения, уже используемые человеком или которые могут быть использованы им в будущем, составляют растительные ресурсы. Растительные ресурсы относятся к категории восполняемых (при правильной эксплуатации) в противоположность, например, невосполняемым минеральным ресурсам. Чаще всего растительные ресурсы делят на ресурсы природной флоры (сюда относятся все дикорастущие виды) и ресурсы культивируемых растений. По объему и значимости в жизни человечества они существенно различаются.

Введение растений в культуру и формирование таким образом дополнительных растительных ресурсов связано со становлением древнейших человеческих цивилизаций. Существование этих цивилизаций могло обеспечиваться только определенным "ассортиментом" окультуренных растений, дающих необходимое количество растительных белков, жиров и углеводов. Жизнь современного человека и современная цивилизация невозможны без широчайшего использования культивируемых растений. Почти все культурные растения, число которых достигает сейчас примерно 1500 видов, относятся к покрытосеменным. К середине XX в. культивируемые растения занимали 1,5 млрд. га, т. е. около 10% всей поверхности суши земного шара.

Сегодня человек имеет уникальную возможность не только использовать растения, уже придуманные природой, но и придумывать и создавать что-то новое. Речь идет о генетической биотрансформации растений и создании трансгенных растений с уникальными свойствами, устойчивых к различным факторам.

Для чего используются трансгенные растения? Конечно, в первую очередь, для того, чтобы сохранить урожай. Трансгенные растения в основном являются устойчивыми или к гербицидам, или к насекомым-вредителям. До 50% всего нетрансгенного картофеля погибает от вредных насекомых, в том числе от колорадского жука. Это значительный удар по экономике и по ценам, поэтому в США и других развивающихся странах мира внедряются и используются генетически модифицированные соя, трансгенный картофель, трансгенная кукуруза. Трансгенные растения, устойчивые к гербицидам, несут в себе ген, взятый у одного из видов бактерий. Этот ген кодирует токсин, который используется для опрыскивания нетрансгенных растений, то есть по сути ничего не меняется. Что мы внешне опрыскиваем нетрансгенные растения, что мы внедрили этот ген, и он действует изнутри.

Помимо трансгенных растений, устойчивых к гербицидам и к традиционным вредителям, существуют растения с улучшенными свойствами: повышенное содержание витаминов, повышенное содержание аминокислот, измененный состав жирных кислот.
Примером может служить рис с повышенным содержанием бета-каротина, который в организме человека превращается в витамин А. Известно, что на сегодняшний день в странах развивающегося мира человек не получает достаточного количества витамина А. В крайних случаях это может привести к слепоте. Поэтому разработка таких организмов является актуальной. В качестве другого примера можно привести разработку генетически модифицированной моркови, в которой бета-каротин увеличен. Эта морковь на сегодняшний день уже успешно продается в американских магазинах.

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:

  • в качестве продуктов питания;
  • источник сырья для промышленности;
  • как лекарственные средства;
  • с декоративными целями;
  • для сохранения и улучшения окружающей среды. Рассмотрим отдельно каждую из них.

Начнём с питания . Углеводы, белки и жиры - это три главнейшие группы веществ, которые нужны человеку для построения своего тела и обеспечения его жизнедеятельности. На протяжении жизни человек перерабатывает огромное количество веществ - более чем в 1000 раз превышающее массу его тела. Усваивая вещества, он перерабатывает их внутри своего организма, берёт у них энергию и затем частично выделяет их снова, но уже в изменённом виде.

Общая потребность в продуктах питания прямо или опосредованно обеспечивается растениями: прямо употреблением в пищу самих растений или растительных продуктов, а опосредованно - через животных, которые в итоге тоже питаются растениями. Соотношение растительной и животной пищи в питании человека бывает весьма различным и зависит как от его возможностей, так и от сложившихся традиций.

Впервые сознательное отношение человека к растениям появилось, без сомнения, в том, что он стал собирать их, чтобы есть. Плоды и семена, клубни и корни, молодые побеги и даже целые растения составляли существенную часть рациона первых людей. При этом надо было отличить съедобные растения от несъедобных и ядовитых. Так очень быстро установилась прямая и тесная связь людей с растениями, которая крепла по мере накопления знаний о разных видах растений, а также с изобретением способов получения огня и связанной с этим обработкой собранных растений и улучшением их пищевых качеств.

Когда и где человек пришёл к сознательному возделыванию растений, не выяснено, да и вряд ли когда-либо может быть выяснено. Твёрдо установлено лишь, что он уже очень давно целенаправленно возделывает растения.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК. Изучить химический состав клетки. — презентация

Самые древние следы этого насчитывают возраст 10 000 лет, то есть восходят к тем далёким временам, когда люди на некоторых территориях перешли к оседлому образу жизни.

Важнейшие современные культурные растения - крахмалоносные, и среди них прежде всего представители семейства злаков: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс и рожь. По использованию человеком на первом месте, несомненно, стоит пшеница. Немногим уступает пшенице рис.

Третья очень широко распространённая зерновая культура— кукуруза, которая в большей части идёт на корм скоту.

К крахмалоносным растениям, кроме злаков, относятся и представители других семейств, среди них в первую очередь относится картофель.

Следующее важное крахмалоносное растение - банан. Особенно богаты крахмалом плоды мучнистого банана. Их варят, жарят и запекают, из него получают коричневую муку, которая находит самое разнообразное применение.

Кроме крахмала, в качестве одного из важнейших углеводов человек использует сахар. Но число сахароносных растений в сравнении с крахмалоносными относительно невелико, и лишь два из них - сахарный тростник и сахарная свекла - имеют большое значение.

Белки в отличие от углеводов человек получает главным образом из животной пищи. Конечно, и многие пищевые растения содержат белки, но фактически в качестве источника используемых человеком растительных белков в настоящее время важны лишь семена бобовых растений.

По-иному обстоит дело с жирами, поскольку значительную их часть дают человеку растения.

Это такие растения как рапс, сурепица, мак, подсолнечник и другие. У всех этих растений жиры содержатся в плодах или семенах.

Однако углеводы, белки и жиры чисто растительного происхождения - это лишь часть основного рациона человека. Другую, не менее важную часть человек получает от растений через животных.

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.

Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

От вторичных растительных веществ зависят ценные свойства культурных растений другой группы — растений, содержащих возбуждающие вещества. Важнейшие из них - кофе, чай, какао и табак.

Однако растения используются человеком не только как продукты питания и возбуждающие средства; немаловажную роль растения и получаемые из них продукты играют и в других областях повседневной жизни человека. Растения часто используют как сырьё или исходный материал для его получения. Древесина, хлопок, джут и другие волокна, а также получаемые из растения целлюлоза, каучук, растительные жиры и масла, красители и дубильные вещества всё ещё необходимы для многих отраслей народного хозяйства. Древесину человек использует с давних пор; она была первым топливом, а в ряде областей и первым строительным материалом.

Лён - одно из наиболее известных культурных растений. По сие время он служит основным сырьём для выделки тканей, идущих, например, на постельное и столовое бельё.

Конопля — древнейшее волокнистое растение. Из её сравнительно толстых и ломких волокон в настоящее время изготавливают преимущественно канаты, парусины, толстые нити и т. п. ещё более грубое волокно даёт джут. Почти весь джут идёт на производство мешковины.

Однако самую важную роль в мировом хозяйстве играет хлопчатник - волокнистое растение.

Волокна растений состоят из почти чистой целлюлозы, а растительная целлюлоза представляет собой основное сырьё для изготовления очень многих продуктов, из которых достаточно назвать лишь бумагу, картон, искусственный шёлк, вискозу, искусственную шерсть, лаки. Исходным сырьём для получения целлюлозы служит преимущественно древесина, но иногда используются тростник и солома.

Ещё один важный для промышленности продукт растительного происхождения - натуральный каучук, хотя в наши дни он уже не имеет большого значения как раньше.

Дубильные вещества, входящие в состав некоторых растений, горьковаты на вкус и широко используются в пищевой промышленности, поскольку наряду с другими веществами определяют вкусовые качества многих плодов, возбуждающих средств и продуктов питания.

Дубильные вещества имеются в плодах брусники и черники; они придают им вяжущий вкус. Дубильные вещества содержатся в листьях чайного куста; богаты ими и семена кофейного дерева. Особенно много этих веществ в коре и ядровой древесине некоторых деревьев. Наличие дубильных кислот часто защищают эти ткани от повреждений микроорганизмами, делает их более стойкими.

Хозяйственное применение находят и многие другие растительные вещества. Правда, в результате развития химии значение некоторых из них снизились, а иные теперь вообще уже не применяются, как, например, многие красители растительного происхождения.

Как лекарственные средства растения всё ещё играют важную роль. Сведения о целебном действии растений сохранялись у разных народов многие столетия. Теперь известны вещества, содержащиеся во многих растениях, и мы знаем, какое действие они оказывают на организм человека. Но в народной медицине также имеется и немало ложных, мистических и суеверных представлений. В какой-то мере это отношение сохранилось и сейчас.

Однако растения не только используются для питания, для хозяйственных и медицинских целей, они, кроме того, украшают нашу жизнь и улучшают окружающую человека природную среду , будучи её постоянным компонентом.

В повседневной жизни людей цветы всегда играли и играют большую роль. Как знак внимания к другу и товарищу, как подарок любимой женщине, как последний поклон ушедшему из жизни - цветы никогда не бывают забыты. Они придают уют нашему жилищу и рабочему месту, они украшают парки и сады. Об их роли в нашей жизни свидетельствуют тысячи видов и сортов декоративных растений. Красивы не только декоративные растения. Даже микроскопически мелкие растения не могут не обратить на себя внимание своеобразной формой.

Растительный мир, бесспорно, главный компонент биосферы, собственно, и возникшей-то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. С тех пор общий баланс вещества и энергии находится в тесной зависимости от состояния растительного покрова отдельных областей и планеты в целом.

Основная статья: Цветковые растения

Значение цветковых растений в природе

Цветковые растения, наряду с другими растениями, являются главными производителями органического вещества. Рас-тения, и в первую очередь цветковые, обеспечива-ют пищей все живые организмы планеты. Кроме того, они являются поставщиками кислорода, который необходим большинству организмов для дыхания. Цветковые растения являются неотъемлемой частью ландшафтов и формируют облик нашей планеты.

Значение цветковых растений в жизни челове-ка

Цветковые растения играют важнейшую роль в жизни человека, так как они обеспечи-вают его продуктами питания и кормами для домашних жи-вотных.

Культурные растения

см. Культурные растения

Растения и промышленность

Помимо культурных растений человек использует в пищу в качестве кормов для животных и в других целях многие дикорастущие растения.

Растения являются сырьем для различных отраслей про-мышленности: деревообрабатывающей, фармацевтической, пищевой. Они используются для постройки домов и других сооружений, в кораблестроении.

Из целлюлозы, которая входит в состав оболочек кле-ток растений, делают бумагу, картон, древесно-волокнистые плиты.

В коре многих деревьев имеется пробковая ткань, состо-ящая из мертвых клеток, как правило, заполненных возду-хом.

Использование растений человеком

Такая ткань надежно защищает растения от неблаго-приятных условий. Она плохо проводит тепло и не пропу-скает воду, т. к. оболочки клеток этой ткани пропитаны особым водоотталкивающим веществом. Такую ткань у не-которых деревьев можно срезать без вреда для растения. Из коры пробкового дуба, например, делают пробки для бутылок и легкие, упругие, не пропускающие воду и воздух облицо-вочные плиты. Материал с сайта http://wiki-med.com

Растения и медицина

Многие растения содержат ядовитые, сильно пахнущие или целебные вещества. Эти вещества применяют для про-изводства лекарств, духов. Цветки, листья, стебли или пло-ды некоторых растений используются в качестве пряно-ароматических добавок к пищевым блюдам.

Растения для декора

Красивоцветущие растения применяют для украшения парков, скверов, приусадебных участков. Комнатные рас-тения играют важную роль в озеленении жилых и рабочих помещений, рекреаций. Природа делает жизнь людей более гармоничной. Она является источником вдохновения и твор-чества для человека.

Материал с сайта http://Wiki-Med.com

На этой странице материал по темам:

  • распространение цветковых

  • значение цветковых растений и их охрана

  • роль покрытосеменных в жизни человека и его хозяйственной деятельности

  • как используются цветковые растения человеком

  • доклад о применение покрытосемяных в жизни человека

Где человек использует различные вещества растительных клеток

§1. Наука о живой природе

1) Вставьте пропущенные слова.

    Ответ: 1) Биология - это наука , которая изучает живые организмы , их строение , развити е, многообразие и жизнедеятельность .

    2)Ботаника изучает растения , зоология - животных , микология - грибы .

2) Напишите, что означают греческие слова:

    Ответ: «биос» — жизнь

    «логос» — учение

3) Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.


4) Заполните таблицу.

5) Вставьте пропущенные буквы в слова.

  • 1- Соби ратель
  • 2- Много клето чный
  • 3- Орга низм
  • 4- Био логия

6) Составьте два предложения со словами, составленными в задании 5.

    Ответ: Биология изучает одноклеточные и многоклеточные организмы. Древние люди занимались собирательством.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Биология – это наука, которая изучает живые организмы, их строение, многообразие, развитие и жизнедеятельность.
2. Ботаника изучает растения, зоология – животных, микология – грибы.

Задание 2. Напишите, что означают греческие слова:
«биос» — жизнь
«логос» — учение

Задание 3. Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.

Растения: культурные, декоративные, дикорастущие, кормовые, ядовитые, лекарственные.

Задание 4. Заполните таблицу.


Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в слова.
1. Собиратель
2. Многоклеточный
3.

Организм
4. Биология

Задание 6. Составьте два предложения со словами, перечисленными в задании 5.
Биология изучает одноклеточные и многоклеточные организмы.
Древние люди занимались собирательством.

Ответ оставил Гуру

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для

своих нужд.

При этом природный растительный покров постепенно изменяется.

Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не

восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле.

Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно

прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие

сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует

растения:
в качестве продуктов питания;
источник сырья для промышленности;
как лекарственные средства;
с декоративными целями;
для сохранения и улучшения окружающей среды.

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека

и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные

питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом.

Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и

человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства

бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных

масел. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие

кофеин, - чай и кофе.

Растения являются источником кислорода на Земле, очень важны при формировании климата и в целом делают жизнь людей комфортной. Сотни лет назад растения были материалом при постройке жилищ, употреблялись в пищу, заготавливались дрова из деревьев, изготавливались орудия для быта и охоты. Ничего не изменилось и по сей день. Как человек использует растения в своей жизнедеятельности? Читая книги, покупая изделия из кожи, некоторые и не догадываются, что все это продукты растительного мира. Россия - богатейшая страна не только по природным запасам, но и по разнообразию растительности. Мхи, лишайники, почти все виды лиственных деревьев - все это достояние можно увидеть на просторах огромной страны.

Все растения можно условно подразделить на виды, в зависимости от сфер применения. Одни растения идут на заготовку дров и на производство строительный материалов, другие- являются продуктами питания (овощи, фрукты) , третьи - используются в фармацевтической и химической промышленности (смола, деготь) , четвертый подвид относится к кормам для животных. Не стоит забывать о растениях, которые красуются у нас на подоконниках. Их человек использует в декоративных целях, чтобы радовать глаз.

Связь человек- растения очень сильна. Человек несет как разрешительное воздействие, так и созидательное. Темпы промышленного роста дают о себе знать. Гектары леса вырубаются, некоторые виды растений исчезают вовсе. Но к счастью растительный мир имеет способность к восполняемости. На месте срубленного дерева вырастет новое, правда для этого понадобится много лет. А ведь именно растения являются источником витаминов, микроэлементов, так нужных для организма человека. Народная медицина полна рецептов на основе растительных масел. В состав многих медицинских препаратов входят корни, стебли растений.

Можно также оценить, как животные влияют на растения. Животный мир разнообразен, его представители по-разному воздействуют на растительный мир. Некоторые насекомые, такие как гусеницы, муравьи могут нанести урон целому лесу. Гусеницы способны оставить дерево абсолютно без листьев. Личинки майского жука питаются корнями растений, тем самым их губят. Но с другой стороны можно разглядеть и положительное влияние насекомых на растительность. Например процесс опыления или переноса семян - заслуга бабочек, шмелей, пчелок. Хотя ветер тоже в этом принимает участие, но свой вклад насекомые определенно вносят.

Как приспосабливаются растения к внешним условиям в разных широтах нашей необъятной Родины? В процессе эволюции растения "научились" адаптироваться к разным погодным, климатическим условиям. Это отразилась на их внешнем виде. Так например в местах с жарким климатом у растений мелкие листья. Как появились растения с колючками? Это все произошло благодаря процессу эволюции. Лист трансформировался в колючку из-за недостатка влаги. Сброс листьев - это один из способов выжить для растения. Нет листьев - нет жизни, все процессы замирают, дерево уходит в спячку.

§ 50. КАК ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ РАСТЕНИЯ

Каким органам растения больше всего нужны механические ткани? В каких органах растения создаются запасы питательных веществ?
Что происходит в течение года с клубнями, луковицами и корневищами?
При каких обстоятельствах расходуются питательные вещества из разных органов растения? Как хранят зерно, яблоки, морковь, капусту?


Лена: Люди научились делать искусственные вещества. Выходит, растения нам стали теперь не очень нужны.
Биолог: Какие бы синтетические материалы люди ни научились делать, им всегда будет требоваться прочная древесина, а без растительной пищи из углеводов и жиров мы вряд ли научимся обходиться. Да и кислородом на Земле нас обеспечивают растения.

Семена - концентрат питательных веществ в надежной упаковке
Семена должны быть легкими, но с большим запасом всех необходимых питательных веществ. Поэтому в зрелых семенах мало воды, но имеются разнообразные питательные вещества - жиры, белки, крахмал. Семена одних растений содержат больше белков (горох, бобы, фасоль, соя), другие - жиров (подсолнечник, лен, горчица), третьи - углеводов (рис). Семена многих растений содержат много и белков, и углеводов (гречиха, овес, пшеница). Семена приспособлены к хранению, и людям легче всего сохранять длительное время именно семена.

В 100 граммах семян содержится:


Подземные органы - консервы со сроком годности продолжительностью в учебный год
Осень и зиму подземные побеги и корни переживают под землей, а весной расходуют питательные вещества на быстрое формирование новых побегов и цветов.
Картофель, морковь, свекла, редька, репчатый лук и чеснок в сухом, прохладном и темном месте, россыпью, в ящиках или в песке, сохраняют питательные вещества до весны, а потом начинают прорастать - поэтому, в отличие от семян, несколько лет их хранить нельзя.


Разные плоды в природных условиях сохраняются в течение разных сроков
В расселении растений плоды участвуют по-разному. Одни падают сразу после созревания, другие высыхают на ветвях и еще долго привлекают животных. Люди выводят сорта растений с. увеличенным сроком годности плодов и создают им особые условия хранения. Часто люди собирают плоды недозрелыми - такие плоды сохраняются дольше, но аромат у них не такой сильный.


Съедобные листья обычно долго не лежат
Люди используют в пищу пластинки и черешки листьев многих растений - салата, лука, петрушки, капусты, ревеня. Клеточные стенки человек не переваривает, запасных веществ в листьях зелени нет, и человек усваивает только вещества цитоплазмы живых клеток.
За редким исключением листья не предназначены для хранения питательных веществ; листья - это активно работающие органы, которые быстро вянут после срезания. Только листья культурных сортов кочанной капусты сохраняются в погребах до весны.


Иногда в пищу идут и цветы растений
В созревающие цветки поступает мощный поток питательных веществ, и, казалось бы, соцветия должны быть одним из продуктов сельского хозяйства - однако кроме недозрелых соцветий цветной капусты в России никакие цветки в пищу не используют.

Древесина - материал для строительства
Главное назначение древесины в растении служить опорой. По этому назначению древесину используют и люди.
Пропитанные лигнином клетки ксилемы по прочности не уступают стали. Сочетание трубок и волокон в древесине делает ее прочным, легким, упругим материалом. В мире используются сотни сортов древесины, различающиеся удельным весом, способностью пропускать тепло.
К сожалению, значительную часть срубленных на всех континентах деревьев сжигают в печах, отапливая жилище или согревая пищу.


Бумага - материал из клеточных стенок
Из волокон целлюлозы делают бумагу, картон, древесно-во-локнистые плиты. Эти волокна в старину получали только из ветхих тканей, а сейчас - главным образом из деревьев. В принципе бумагу можно делать из любых растений, отделяя целлюлозу от других веществ и отбеливая ее. Но лучшим сырьем для этого являются длинные трахеиды хвойных.


Луб - источник волокон
Многие растения содержат длинные тонкие клетки - опорные (лубяные) волокна. С помощью бактерий люди освобождают эти волокна от других клеток и прядут из них нити. В России главным источником таких волокон является лен; раньше нити делали также из конопли и крапивы.


Пробковая ткань - ценный технический материал
В коре многих деревьев имеется пробковая ткань - рыхлая ткань из клеток со стенками, пропитанными водоотталкивающим веществом.
У обитателя зоны субтропиков - пробкового дуба - нарастают слои пробковой ткани толщиной в несколько сантиметров. Такой слой пробки спасает дерево от пожара, так как пробка не горит и плохо проводит тепло. Эту ткань можно срезать без вреда для дерева. Из пробки делают затычки для бутылок и облицовочные плитки - легкие, упругие, не пропускающие воду и воздух.


Вещества, которыми растения приманивают опылителей или отпугивают врагов, люди используют как пряности или лекарства
Многие растения содержат ядовитые для насекомых или грибов вещества - горькие, с сильным запахом или безвкусные. В цветках многих насекомоопыляемых растений содержатся ароматные вещества, привлекающие опылителей. Ценность этих веществ для человека больше, чем пищевая. Из этих веществ люди делают лекарства, духи и инсектициды (вещества, которыми уничтожают насекомых на полях и в жилищах).


Нектар и мед
Нектар цветов людям собрать не под силу, но с этой работой справляются пчелы. Они не только собирают нектар, но и сгущают его и подвергают особой обработке, в результате чего образуется необычайно полезный продукт - мед.

Тихомирова Анастасия Павловна

Человек издавна пользовался значительным числом дикорастущих растений. Они доставляли ему дрова для костров; служили материалом для постройки жилищ и загонов для животных; из растений человек изготовлял рыболовную снасть и орудия для охоты; строил лодки и плоты, плел циновки и корзины, готовил различные бытовые и ритуальные украшения; кормил растениями животных и птиц, выкапывал корни и собирал плоды для получения пищи и лекарств. Человек укрывался в лесах от непогоды, прятался от врагов и хищных животных. Словом, вся жизнь первобытного человека была связана с растениями. И чем разнообразнее был мир растений, окружавших человека, тем шире он использовал растительные богатства для своих нужд.

Впоследствии, когда человек стал выращивать около своих жилищ некоторые из полезных ему растений, т. е. начал заниматься земледелием, он заложил основы растениеводства, хотя продолжал пользоваться дарами дикой природы.

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения в истории человечества В 1157 г.н.э. китайский император Джен ЦУ заказал новый труд по формакопее. При его жизни было описано более 1000 видов растений

1492 год Колумб покидает Испанию в поисках западного пути в Индию. Из нового Света он привозит в Европу новую зерновую культуру –кукурузу и другие растения. Во время второй своей экспедиции в 1493 г. Колумб привез сахарный тростник в Санто-Доминго. Поселенец Агвилон сообщает, что он собирал на своём участке богатые урожаи сахарного тростника, получая из него сладкий сок. В 1516 году первый сахар, полученный из тростника, был отправлен в Испанию. Вскоре после этого Португалия стала импортировать сахар из Бразилии. Сахарный тростник мог стать движущей силой работоторговли.

Колумб доставил в Испанию также ананас и стручковый перец, более острый, чем на Кавказе. Этот перец интродуцирован в Испании в 1493г, известен в Англии с 1548 г. И выращивается в Центральной Европе с 1585 года. Также в Америку Колумб завез огурцы и другие овощи.

1497-98 гг. Васко да Гамма открыл для Португалии торговый путь в Индию через мыс Доброй Надежды, минуя Переднюю Азию. Это лишило Венецию монополии на торговлю сахаром и пряностями.

1500 г. Фасоль, родиной которой является Америка, стала известна в Европе. Тогда же в Испанию был завезен из Южной Америки батат (сладкий картофель), позже попавший в Китай, Индию, Малайзию, где получил широкое распространение.

1505 г. В Америку завезены первые черные рабы. Торговля рабами стала активно развиваться из-за того, что на плантациях сахарного тростника и хлопка в Новом Свете требовались рабочие руки.

7 000 лет назад возделывали рис в Китае. Значительное место в рационе древних Китайцев занимала и кочанная капуста, рацион которой составлял не менее ¼.

9000 лет в Сирии и Турции известен лен. По всей видимости именно он являлся здесь основным материалом для производства тканей.

На ближнем Востоке, 10 000 лет назад, люди возделывали пшеницу и ячмень. В то время ячмень был ежедневной пищей человека. Археологи обнаружили первые мукомольные камни.

Раскопки в шанидарской пещере(Северный Ирак) свидетельствуют, что в то время, около 50000 лет назад, местные жители употребляли в пищу семена каштана и плоды грецкого ореха.

5 000 лет назад в Северной Африке уже выращивали сорго.

4 000 лет назад (2000 лет до н.э) в Северной Африке уже выращивали просо.

1519 г. В своё кругосветное плавание, для разведки новых торговых маршрутов, отправился Магеллан. Через три года из этой экспедиции вернулись только 18 человек из 250 и один корабль из пяти. Но они привезли с собой 26 т. гвоздики, мешки мускатных орехов и цитрусовых, а также древесину сандалового дерева. Вырученные с лихвой покрыли все расходы на экспедицию.

Пигафетт, плавающий с Магелланом, писал: «На Молуккских островах мы нашли гвоздику, имбирь, саговую пальму, древесину, которая подобна хлебу» Он так же пишет: « Бетель – плод, который они, туземцы, жуют вместе с цветками жасмина и апельсина» Каннибалы на острове не употребляли никаких частей человеческого тела, кроме сердца, которое они замачивали в лимонном или апельсиновом соке.

1516 г. В Новый Свет из Африки завезены бананы.

1514 г. Альянс стал первым европейцем, добравшимся до Китая морским путём. В Китае португальцы обнаружили апельсины, плоды из Индии и Цейлона.

1521 г. Кортес высаживается в Мексике. Его солдаты знакомятся с пряностями и ванилью ацтеков.

1532 г. Франческо Пизарро высадился в Перу, когда через четыре года испанская Конкиста в Перу закончилась. Картофель стал обычной и дешевой пищей солдат и моряков.

Похожие статьи