Аэропорты. Взлетно-посадочная полоса - артерия аэропорта

Взлетно-посадочная полоса - важнейшая часть аэродрома. Это специально оборудованная земная поверхность, позволяющая проводить взлеты и посадки всевозможных

Каждая взлетно-посадочная полоса (далее ВПП) имеет определенный магнитный курс (МК). Значение МК округляется и делится на десять. К примеру, магнитный курс аэропорта, расположенного в Толмачево, равен 72°, поэтому взлетно-посадочная полоса в таком случае будет обозначена, как ВПП-07. Однако это лишь половина обозначения. Любая взлетно-посадочная полоса одновременно имеет два направления (в обе стороны). Следовательно, значение противоположного курса будет равняться 252°. Получаем полное обозначение аэропорта: ВПП 07/25.

Некоторые аэропорты строят несколько ВПП (преимущественно в городах крупных). Зачастую их располагают параллельно (для удобства и безопасности одновременно). Тогда к обозначению числовому добавляются еще и буквы: L, C, R (начальные буквы английских слов "лево", "центр", "право"). К примеру, довольно крупный аэропорт Мидуэй имеет три ВПП, курс которых 133°/313°. Каждая взлетно-посадочная полоса в упомянутом аэропорте имеет свое название: или ВПП 13R/31L, или ВПП 13L/31R, или ВПП 13C/31C.

Разные аэропорты принимают различные самолеты. Поэтому покрытия у полос тоже отличаются. Они могут быть бетонными, асфальтовыми, гравийными и грунтовыми.

Отличаются и размеры ВПП. Зависят они опять-таки от уровня аэропорта и принимаемых им самолетов. Самые маленькие ВПП (продолжительность 300 м, а ширина 10 м) используются преимущественно для спортивной (малой) авиации. Однако есть солидные аэропорты, известные миру, взлетно-посадочная полоса которых не слишком превышает эти размеры. Кстати, они числятся в десятке наиболее опасных аэропортов (из всех существующих).

К таковым относится аэропорт Тэнцинга. Взлетно-посадочная полоса ютится в «воротах» Эвереста. Она проходит по склону горы и имеет продолжительность 475 м. Для приземления у пилота есть только одна попытка, поскольку окружающий рельеф не дает возможности сделать второй круг.

Если самолет уйдет вдруг вниз, остановить его не сможет даже опытнейший пилот, а если при взлете шасси не оторвутся вовремя, машина устремится в пропасть, и пассажирам останется уповать лишь на чудо.

Самые крупные ВПП (их продолжительность до 5000 м, а ширина до 80 м) строятся на территории авиазаводов и в международных аэропортах.

Самая длинная взлетно-посадочная полоса принадлежит авиабазе Эдвардс. Местом для ее прокладывания стало дно высохшего озера в Калифорнии. Длина бетонного покрытия тянется на 4572 м, общая протяженность - 11917 м, а ширина взлетно-посадочной полосы - 297 м.

В России самая длинная взлётно-посадочная полоса была открыта в мае 2013 г в Ахтубинске (летно-испытательный центр ГЛИЦ). Первый взлет с нее совершили военные бомбардировщики. "Взлетку", имеющую протяженность 4 км и ширину 60 м, планируется использовать для взлета и всех модификаций и габаритов, причем при любых погодных условиях. Само покрытие ВПП сравнимо с восьмислойным пирогом толщиной в 1,8 м. Эта полоса является стратегическим объектом ВВС. В ближайшем будущем здесь будут проходить испытания новейших самолетов.

Есть на планете несколько аэропортов, успешно приземляясь на взлетно-посадочные полосы которых, аплодируют даже пилоты. Некоторые населенные пункты и промышленные объекты находятся в крайне труднодоступной местности, где построить полноценный и безопасный аэропорт просто невозможно. Взлетно-посадочные полосы строят на краю скал и среди пустыни, а иногда их заменяет узкая полоса самого обычного пляжа. Учитывая высокий уровень современной индустрии и непрерывный технический прогресс, наличие подобных «взлетно-посадочных феноменов» кажется фантастическим. Чтобы успешно посадить самолет в одном из нестандартных аэропортов, пилотам мало стандартных знаний и навыков, они проявляют настоящие чудеса маневрирования, повторить которые сможет далеко не каждый.

В Шотландии находится один из самых уникальных аэропортов мира – пляжный аэропорт Барра. Расположен он на северной оконечности одноименного острова и входит в число самых опасных аэропортов планеты. Барра является единственным пляжным аэропортом в мире, который имеет три песчаных взлетно-посадочных полосы. Работает аэропорт только днем, во время отлива, длина его ВПП составляет от 680 до 846 метров.


Обслуживают аэропорт самолеты, которые имеют укороченные взлетно-посадочные характеристики, такие как Twin Otter. Сажать самолет пилотам приходится прямо на песок, а классическую разметку в данном случае заменяют небольшие деревянные колышки. Открытие аэропорта состоялось в 1936 году, сегодня его инфраструктура дополнена современным терминалом, есть здесь и диспетчерская вышка, а также служба загрузки багажа.


Несколько лет назад на территории аэропорта были построены помещения для аварийных служб. Помимо нестандартной ВПП, практически лишенной разметки, огромную опасность для пилотов и пассажиров представляют тюлени. Они часто выбираются на пляж и совершенно не замечают отличий между обычным побережьем и взлетно-посадочными полосами аэропорта, поэтому специальным сотрудникам приходится переносить тюленей обратно в море. Ежедневно необычный пляжный аэропорт обслуживает более 10 000 человек, а в год принимает более 1 500 самолетов.


Еще один оригинальный и опасный пляжный аэропорт следует искать в Соединенных Штатах, а точнее, в штате Вашингтон. Здесь аэропорт был открыт на песчаном побережье в дельте реки Копалис, в честь которой и получил свое название. Примечательно, что в штате Вашингтон категорически запрещено совершать посадку воздушного транспорта на побережье. Аэропорт Копалис является единственной в штате прибрежной зоной, в которой посадить свой самолет можно абсолютно законно.

Аэропорт Juancho E. Yrausquin, расположенный на Карибском острове Саба, тоже находится у побережья, но в отличие от пляжных аэропортов готов предложить воздушным судам заасфальтированную взлетно-посадочную полосу. Несмотря на качественное современное покрытие, единственная полоса аэропорта является самой короткой в мире, ее длина составляет всего 396 метров. Для сравнения можно сказать, что без особого труда приземлиться на такую короткую ВПП могут лишь авианосцы.

В ближайших окрестностях испанского города Санта-Круш находится уникальный аэропорт Мадейра – один из самых экстремальных аэропортов мира. Его взлетно-посадочная полоса была построена на побережье, прямо над водой, и по внешнему виду напоминает мост с массивными бетонными опорами. Протяженность «моста» составляет 2 777 метров, его поддерживают 180 бетонных колонн, высота которых составляет 80 метров. Пространство под необычной ВПП тоже не пустует, под ней была оборудована масштабная парковка.

Аэропорт Нарсарсуак, расположенный в Гренландии, является не только одним из самых опасных аэропортов планеты, но и настоящей исторической достопримечательностью. Расположен он в южной части Гренландии, среди многочисленных фьордов. Протяженность единственной взлетно-посадочной полосы составляет порядка 1 830 метров, последние несколько лет аэропорт ежегодно обслуживает более 25 000 человек.

Остров Святого Бартелеми является местом расположения одного из самых экстремальных аэропортов мира. Аэропорт Густав III находится в прибрежной зоне и отличается миниатюрными размерами. Его взлетно-посадочная полоса была построена перпендикулярно побережью, поэтому у пилотов, которые заходят на посадку, невольно создается ощущение падения в море.

Главным аэропортом Эквадора является Марискал Сукре, расположен он в городе Кито - столице государства, а точнее, в самом ее центре. Небольшую территорию, отведенную для аэропорта, окружает плотная застройка, кроме того, в непосредственной близости от аэропорта находится несколько вулканов. Совершать посадку в столь сложных условиях разрешено лишь высококвалифицированным пилотам.

Расположенный в Японии Международный аэропорт Кансай со всех сторон окружен водой, он был построен на искусственном острове недалеко от Осаки. Открытие аэропорта состоялось в 1994 году, над его проектом работал выдающийся архитектор Ренцо Пиано. Масштабный аэропорт отличается развитой инфраструктурой и имеет два терминала – северный и южный. Один лишь южный терминал ежегодно обслуживает более 12 миллионов человек. На территории аэропорта представлены не только служебные помещения, но и многочисленные магазины, рестораны и уютные кафе.

Аэропорт Конгоньяс, который расположен в самом центре Сан-Пауло, смело можно назвать аэропортом с самыми скользкими ВПП в мире. Главную угрозу для опытных пилотов в данном случае представляет плохая дренажная система. В настоящее время в аэропорту есть две взлетно-посадочные полосы, длина которых составляет 1 435 и 1 940 метров. Широкой общественности крупный аэропорт в Сан-Паулу известен из-за череды страшных авиакатастроф.

Один из самых удивительных аэропортов мира стоит искать у подножия Гибралтарской скалы. Аэропорт Гибралтар является единственным аэропортом в мире, взлетно-посадочную полосу которого пересекает автомобильная дорога. Построен он был еще в 1939 году для военных нужд, и сейчас владельцем одного из самых экстремальных аэропортов планеты является Министерство обороны Великобритании.

В Лесото находится уникальная в своем роде взлетно-посадочная полоса Матекине, которую без доли сомнений можно назвать самой опасной в мире. Никакого аэропорта в привычном понимании слова в этой местности не существует, ВПП расположена на горном плато и имеет протяженность 400 метров. Заканчивается взлетно-посадочная полоса на краю пропасти, за которой следует 600-метровый обрыв.

Страх перемещений по воздуху довольно распространен. Пассажиры, которые пытаются бороться с ним путем изучения статистики авиаперелетов, знают, что большинство несчастных случаев происходит при взлете и во время посадки.

Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина

Однако есть аэропорты, садиться и взлетать в которых опасаются не только самые хладнокровные пассажиры, но и высокопрофессиональные пилоты.

Паро, Бутан

Взлетно-посадочная полоса расположена между гималайскими вершинами-пятитысячниками. Аэропорт считается одним из самых сложных для посадки. Чтобы ее совершить, пилотам приходится закладывать виражи между гор, что возможно только в светлое время суток.


Взлетно-посадочная полоса Матекане, Лесото


Полоса протяженностью 400 метров заканчивается обрывом высотой 600 метров. Редкому самолету удается разогнаться для набора высоты, не достигнув конца взлетно-посадочной полосы. Согласно идее проектировщиков аэропорта, авиасуда для набора нужной полетной высоты должны совершать свободное падение.

Хуанчо-Ираускин, остров Саба


Взлетно-посадочная полоса аэропорта самая короткая в мире - длина составляет менее 400 метров. Посадка здесь не для слабонервных: пилот должен направить судно прямо на скалу, в последний момент перед приземлением совершить крутой вираж вправо, чтобы оказаться на возвышенности, с трех сторон омываемой океаном. Приземляться в аэропорту разрешено самолетам трех типов, и реактивные не входят в их число.

Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина

Главный аэропорт Карибских островов. При заходе на посадку самолеты пролетают прямо над головами (на высоте 10–20 метров) отдыхающих на пляже Махо, так как полоса расположена вплотную к нему. При взлете пилот вынужден совершить U -образный поворот, чтобы не врезаться в скалу, которой полоса заканчивается.


Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари, город Лукла, Непал


Аэропорт, где пилот не имеет права на ошибку, в 2008 году был переименован в честь первых покорителей Эвереста: Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари. После продолжительного маневрирования среди скал судно необходимо резко направить вниз, чтобы избежать столкновения со скалой, которой оканчивается короткая, протяженностью 537 метров взлетно-посадочная полоса. К слову, полоса начинается сразу после обрыва и расположена под уклоном. Взлеты и посадки выполняются в аэропорту исключительно по правилам визуальных полетов, без использования современных систем навигации.

Аэропорт Мадейры, Португалия


Главный аэропорт Мадейры когда-то был еще страшнее, чем сейчас. Однако его реконструировали после катастрофы 1977 года, унесшей жизни 131 пассажира. Сегодня две взлетно-посадочные полосы, расположенные на скале, имеют протяженность 1,8 километра. Однако значительная часть полотна представляет собой эстакаду, держащуюся на 180 столбах диаметром 3 метра и высотой до 50 метров. За счет гор и моря аэропорт оказался в зоне повышенной турбулентности.

Барра, Шотландия

Функционирование расположенного на пляже аэропорта периодически прерывается естественным образом - во время приливов, размывающих взлетно-посадочную полосу на песке. Также невозможны здесь приземления (почти приводнения) ночью.


Гибралтарский международный аэропорт


Аэропорт принадлежит Великобритании. Пилотам, совершающим здесь посадку, нужно хорошо владеть тормозами, чтобы не утопить самолет в проливе, которым оканчивается взлетно-посадочная полоса. Кроме того, нужно следить за движением автомобилей, следующих по пересекающей полосу дороге.

Веллингтон, Новая Зеландия

Крайне загруженный аэропорт имеет всего одну взлетно-посадочную полосу, да и та относительно короткая - чуть больше 1,8 километра. Это обстоятельство, а также необходимость маневрировать среди холмов делают невозможной посадку крупных самолетов. Что же касается небольших судов, то их пилотам жизнь омрачают неимоверно сильные воздушные потоки.

Александрос Пападиамантис, остров Скиатос, Греция


Посадка в аэропорту Скиатоса далека от идеала и способна обеспечить острые ощущения даже самым хладнокровным пилотам. Относительно короткая (1,6 километра) и узкая взлетно-посадочная полоса заканчивается в океане. На побережье - отдыхающие. Поэтому пилотам требуется воля и умение сильно давить на тормоз. Взлет щекочет нервы не меньше.

Конгоньяс, Бразилия


Расположенный в нескольких километрах от центра города Сан-Паулу аэропорт - подарок для пассажиров, но не для пилотов, которым приходится маневрировать между высотными зданиями. Также здесь есть проблемы с покрытием взлетно-посадочной полосы - она часто оказывается скользкой из-за дождей. Так, в 2007 году по этой причине при посадке разбился самолет, в результате крушения 187 пассажиров погибли в салоне, 12 - на земле.

Аэропорт Густав III, остров Сен-Бартелеми, заморское сообщество Франции


Расположенный на острове в Карибском море, аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу протяженностью всего 650 метров. Также она очень узкая, поэтому при каждой посадке в непосредственно близости от склонов самолет рискует упасть в океан.

Нарсарсуак, Гренландия

Красивейшие пейзажи за окном не дают пилотам повода расслабляться - местность славится повышенной турбулентностью, из-за чего к полетам здесь допускаются только хорошо подготовленные пилоты, знающие местность.

Международный аэропорт Тонконтин, Гондурас

Здесь с 2008 года запрещена посадка больших самолетов. Причиной вето стала авария, в результате которой самолет съехал со взлетно-посадочной полосы и врезался в набережную, смяв несколько автомобилей. Пострадали 65 человек, 5 погибли.


Куршевельский аэропорт, Французские Альпы


Сажать самолет на расположенной среди гор 525-метровой взлетно-посадочной полосе, имеющей уклон 18,5 %, имеют право только сертифицированные пилоты.

Кито Марискал Сукре, Эквадор

Находится в центре густонаселенной столицы Эквадора. Пилотам приходится сажать самолет на ухабистую, окутанную туманом взлетно-посадочную полосу среди гор.


Кай-Так, Гонконг (ныне закрыт)


Принимавший самолеты с 1925 по 1998 год аэропорт предусматривал посадку над загруженным портом и густонаселенными районами. В данных условиях и при сильном переменчивом ветре пилотам приходилось на высоте 200 метров до посадки разворачивать судно на 47°.

Ice Runway, Антарктика


Взлетно-посадочную полосу на острове Росса сооружают здесь ежегодно, аэропорт действует начиная с декабря. Основная сложность - в погодных условиях. Чтобы посадка была возможна, лед должен выдержать самолет. Поэтому пилоты и диспетчеры тщательно следят за температурой воздуха и таянием льдов и снега. Допустимое погружение судна в лед при посадке составляет примерно 25 сантиметров.

Фото: Ywchow, Scott Wylie (CC-BY), MartinPUTZ (CC-BY-SA), Konstantin von Wedelstaedt (GNU FDL), Peter Forster (CC-BY-SA), Indrik myneur (CC-BY), Photo courtesy of Tom Claytor - www.claytor.com , Andrew Cooper (CC-BY), Fyodor Borisov (CC-BY-SA), Mariordo (CC-BY-SA), iStock (x2), Timo Breidenstein (GNU FDL)

Все взлётно-посадочные полосы (ВПП) аэродромов обязательно имеют идентификатор торцов - маркированный номер, который ассоциативен с магнитным курсом ВПП (Magnetic Heading). В США и некоторых странах, подверженных американскому влиянию, на аэродромах используется истинный курс, который соответствует магнитному +/- поправка на магнитное склонение в данной местности.

Курс ВПП варируется от 1° до 360° (нулевого курса ВПП нет, вместо него указывается курс 360°). Относительно курса ВПП строятся все инструментальные и визуальные схемы захода на посадку (Approach) и процедуры выхода (SID) на каждом аэродроме.



Рассмотрим для примера германский международный аэропорт Дрезден: код ИКАО - EDDC, код ИАТА - DRS. Данный аэродром имеет одну ВПП 04/22 с курсами (магнитными) 039° и 219° соответственно. Разница между курсами ВПП всегда равна 180. 04 и 22 - идентификаторы торцов ВПП. Идентификаторы торцов ВПП зависят от магнитного курса ВПП и определяются согласно следующей таблицы:

Идентификатор ВПП

Магнитный курс,°

(от и до)

Идентификатор ВПП

Магнитный курс

(от и до)

При изменении магнитного поля Земли (а конкретно - магнитного склонения в месте, где расположен аэродром), магнитный курс ВПП может со временем измениться на 1-2 градуса. В этом случае аэродром проверяет правильность своего идентификатора и при необходимости определяет новый, так ВПП 01/19 через несколько лет может превратиться, как в ВПП 02/20, так или в ВПП 18/36.


В крупных аэропортах может быть две и более ВПП, и, в зависимости от розы ветров, часто располагают 2 или 3 ВПП параллельно друг другу. В этом случае курсы ВПП у всех этих двух или трех полос одинаковые, и идентификаторы торцов ВПП тоже одинаковые. Чтобы обозначить каждую ВПП индивидуально, отлично от других с числовому обозначению идентификаторов ВПП добавляют букву:

L - левая ВПП (LEFT);

R - правая ВПП (RIGHT);

C - средняя ВПП (CENTER);

В качестве примера - аэропорт Москва Домодедово - имеет две параллельные ВПП. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 14L/32R и ВПП 14R/32L.

А как же быть, в случае особо крупного аэродрома, имеющего более трех ВПП, например, 4? Ведь в аэропорту не может быть две левые взлетно-посадочные полосы, или две средние. Какая из них более средняя? :)

Таких аэродромов не много, но они есть, и они, чтобы не было путаницы, выкручиваются из этой ситуации так: лишним ВПП (четвертой и следующим, а иногда и третьей) даются другие идентификаторы, даже в том случае, если магнитный курс у всех ВПП одинаков.



Например, аэропорт Денвер (США) имеет ВПП: 16R/34L, 16L/34R и 17R/35L, 17L/35R, причем у всех этих четырех полос магнитный курс 173° и 353°.

Или, например, аэропорт Хьюстон (США) имеет ВПП: 08L/26R, 08R/26L и 09/27, причем у всех этих трех полос магнитный курс 087° и 267°.

Попадание в зону турбулентности - вещь неприятная и чревата травмами, яркий пример томупервомайский случай с рейсом «Аэрофлота» в Бангкок. Но в современных путешествиях по небу есть кое-что и поопаснее, чем просто воздушная яма, - взлет и посадка.

По разным причинам в разных странах мира аэропорты и взлетно-посадочные полосы приходится строить там, где условия для этого, мягко сказать, не самые лучшие. Вот и получается то ВПП всего 400 м, то в эту точку мира разрешено летать только 12 пилотам... И это не блокбастеры про доблестный экипаж или агента разведки - это реальная жизнь!

ТОП-10 аэропортов мира с самыми опасными взлетно-посадочными полосами.
BARRA INTERNATIONAL AIRPORT, BRR

Остров Барра, Шотландия

Аэропорт Барра расположен на одноименном острове, который входит в состав Внешних Гебридских островов (Западных островов). Уникальность аэропорта в том, что он имеет единственные в мире песчаные ВПП. Барра работает только во время отливов.

Рейсы из аэропорта выполняются в дневное время, но в чрезвычайных ситуациях самолеты могут приземлиться здесь и ночью – в этом случае полосу подсвечивают фарами автомобиля, укладывая вдоль берега специальные светоотражающие ленты.

В Барра три ВПП (799, 680, 846 м), расположены они под разными углами, так что диспетчер всегда может направить самолет на полосу, на которой тому не будет угрожать боковой ветер - роскошь, недоступная в 99% аэропортов планеты!

Островной аэропорт ежегодно обслуживает около 1,5 тысяч рейсов малой авиации (другой здесь не принимают, несмотря на статус международного аэропорта), через него проходят порядка 10 тысяч пассажиров в год.

PRINCESS JULIANA INTERNATIONAL AIRPORT, SXM

Остров Сен-Мартен

Короткая взлетно-посадочная полоса (всего 2300 м) аэропорта Принцессы Юлианы примыкает вплотную к пляжу Махо и вынуждает пилотов лайнеров заходить на посадку прямо над головами отдыхающих, зачастую на высоте не более 10 м.

Аэропорт является одним из центральных на Карибах, частота посадок в сезон может доходить до 30 штук в час. В зависимости от метеорологических условий, взлет и приземление в аэропорту имеют высокую или среднюю степень сложности. Но в силу близкого расположения к пляжу, аэропорт Принцессы Юлианы – одна из наиболее опасных воздушных гаваней в мире.

GIBRALTAR INTERNATIONAL AIRPORT, GIB

Гибралтар

Воздушная гавань - одна из самых маленьких в мире, но больше она известна тем, что ее единственную ВПП (1680 м) пересекает... главная улица города. Поэтому всякий раз, когда самолету надо взлететь или приземлиться, эта улица перекрывается и автомобилисты стоят в пробке на переезде. Впрочем, самолеты тут летают не особо часто - аэропорт принадлежит Министерству обороны Великобритании и в основном используется для нужд военных и, хотя и принимает и гражданские воздушные суда, которых относительно немного - всего около 300 тысяч пассажиров в год. Несмотря на опасное соседство ВВП и городской улицы, за все время работы аэропорта не было зарегистрировано ни одного серьезного происшествия с человеческими жертвами.

Тем не менее, аэропорт Гибралтара считается одним из наиболее опасных в мире.

CRISTIANO RONALDO MADEIRA INTERNATIONAL AIRPORT, FNC

Остров Мадейра, Португалия

Красивый португальский остров известен не только как родина Криштиану Роналдо, но и своим сложным для посадки аэропортом, которому совсем недавно присвоили имя футболиста.

Изначально в воздушной гавани было две ВПП, каждая из которых имела протяженность 1,6 км. Однако после авиакатастрофы, жертвами которой стали 131 человек, власти острова решили удлинить полосы.

Но это не слишком облегчило взлет и посадку, поэтому в 2000 году в аэропорту достроили одну полосу - она размещена на 180 железобетонных опорах. Футуристическую конструкцию ВПП окружает богатый ландшафт: горы с одной стороны и море - с другой.

Длина ВПП - 2777 м. Главная опасность аэропорта - в схеме захода на посадку: она предусматривает «полет в гору» и лишь в самый последний момент самолет разворачивают и сажают на полосу.

WELLINGTON INTERNATIONAL AIRPORT, WLG

Новая Зеландия

Аэропорт Веллингтона расположен на перешейке Ронготаи. Из-за сильных порывов ветра со стороны пролива Кука, которые приводят к так называемому «аэродинамическому подхвату», посадки и взлеты здесь зачастую проходят слишком жестко. Длина ВПП - 2081 м.

При этом аэропорт является главным хабом авиакомпаний страны, за год им пользуются более 5 млн пассажиров.


LUKLA TENZING-HILLARY, LUA

Непальский аэропорт Лукла, названный в честь альпинистов Эдмунда Хиллари и Тэнцинга Норгея, первыми в мире покорившим Эверест, - одна из самых опасных в мире воздушных гаваней. ВПП имеет длину всего 527 м (!) и наклон 12%, благодаря которому самолет может быстрее затормозить и взлететь на таком коротком участке.

Лукла расположен высоко в горах, на высоте 2860 м над уровнем моря. ВПП окружена с одной стороны скалой, с другой - 700-метровым обрывом. Заходя на посадку, авиалайнерам приходится влетать в узкое горное ущелье, где достаточно сложно маневрировать. По этой причине посадка самолетов в этом аэропрту проводится только вручную, согласно «Правилами визуальных полетов». Единственное радиолокационное оборудование, которое есть в Лукле - радиостанция.

Из-за погодных условий самолеты прибывают и улетают из аэропорта, в основном, утром, пока не появилась дымка, из-за них же рейс можно прождать несколько часов, а то и несколько дней.

COURCHEVEL AIRPORT, CVF

Кроме горнолыжных курортов, Куршевель известен одним из самых опасных в мире аэропортов. Его сверхкороткая ВПП имеет протяженность всего 537 м.

Полоса наклонена на 18,5%. Из-за отсутствия в аэропорту системы ILS, он не может принимать рейсы во время тумана. Кстати, здесь снимали сцену одного из фильмов бондианы «Завтра не умрет никогда». Но это не делает.

JUANCHO E. YRAUSQUIN AIRPORT, SAB

Остров Саба, Нидерланды

В этом аэропорту, расположенном на маленьком острове в Карибском море, который принадлежит Голландии и входит в группу Малых Антильских островов, могут приземляться только самые маленькие самолеты.

Протяженность ВПП здесь всего 400 м, зон безопасности практически нет.

PARO AIRPORT, PBH

Бутанский аэропорт Паро находится на высоте более 2000 м в Гималаях, в тесной долине реки Паро, окружен вершинами-пятитысячниками, поэтому считается одним из сложнейших на планете До 2011 года рейсы в аэропорт выполняла только одна авиакомпания. На сегодняшний день всего 12 пилотов во всем мире прошли специальную подготовку, позволяющую летать в Паро.

Длина ВПП 1985 м. Рейсы здесь выполняются только днем и строго при определенных погодных условиях. Не смотря на все сложности и опасности, каждый год в Паро прилетают 30 тысяч пассажиров.

SKIATHOS AIRPORT, JSI

Остров Скиатос, Греция

ВПП аэропорта, длиной 1628 м, считается одной из самых опасных. Полоса начинается практически в море, ее конец также уходит в воду.

По этой причине здесь могут приземляться самолеты лишь определенных типов с ограниченным весом. Любителям экстрима нравится наблюдать за посадкой и взлетов лайнеров. Случалось, что воздушной волной опрокидывало припаркованные рядом с ВПП машины.

Похожие статьи