Великая Китайская стена: интересные факты. Великая Китайская стена: интересные факты и история возведения Большая китайская стена протяженность

История Великой Китайской стены (кратко – ВКС) насчитывает более двух тысяч лет. Великая Китайская постройка известна по всему миру. Удивительное сооружение не входит в официальный перечень Древних чудес мира, однако не уступает им по популярности. Китайский архитектурный памятник включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, среди туристов он часто именуется восьмым чудом света. Строительство защитного сооружения сопровождалось гибелью сотен людей, огромными финансовыми расходами, рождением многочисленных легенд и слухов.

В каком городе построена

Протяженность «визитной карточки» Китая составляет приблизительно 21 тысячу километров. Исследователи называют эту цифру, учитывая участки, которые не сохранились до XXI века. Стена проложена по огромной территории, ввиду этого ее расположение нельзя отнести к какому-то одному конкретному городу.


Оборонительное сооружение условно разделяет Китай на две части: юг и север. Главная китайская достопримечательность начинается в городе Цзяюйгуань, тянется прихотливыми извивами по территории страны вплоть до вод Желтого моря в Ляодунском заливе и заканчивается в городе Шанхайгуань. Прямое расстояние между этими двумя точками составляет 1900 километров.

Один из участков стены расположен неподалеку от китайской столицы. Туристам, приехавшим в Пекин, придется преодолеть всего 55 километров – именно на таком расстоянии от города находится «земляной дракон».

Описание

Великая Китайская стена – самая крупная древняя постройка, извивы которой напоминают гигантскую змею. Именно поэтому китайскую достопримечательность именуют «земляным драконом» либо «земляной змеей».

В течение веков, прошедших с начала феноменальной по масштабам стройки, самый известный китайский архитектурный объект неоднократно менял свое наименование. Повсеместно распространенное название – Великая Китайская Стена – появилось на исходе XIX в н.э. До этого времени постройка была известна под следующими поэтичными наименованиями:

  • Земля драконов;
  • Разгул;
  • Пурпурная граница;
  • Крепость;
  • Барьер.

Возраст

Ответ на вопрос «Кто построил Китайскую стену?» неоднозначен. Точно известно, что начало строительства Великой Китайской Стены было положено в третьем веке до Рождества Христова императором Цинь Шихуанди.

В первое десятилетие работы по возведению постройки велись наиболее активно. В дальнейшем, на протяжении многих лет, длина строения постепенно увеличивалась, конец строительства и его начало разделяет почти две тысячи лет.

Таким образом, возраст уникального памятника архитектуры составляет примерно 23 столетия.

Общая длина

Помимо основной ветки гигантская постройка имеет множество ответвлений. По последним археологическим данным суммарно китайская стена занимает 21196 км. Для сравнения – длина экватора равна 40,075 тысячам километров.

Почти 9000 километров территории Китая охвачены великой стеной, стелющейся вдоль горных отрогов и ущелий хребта Иньшань. Это официальная протяженность древнего сооружения. Фото, приведенное ниже, наглядно демонстрирует извивы «земляного дракона».

Где проходит

ВКС проходит по территориям провинций:

  • Ганьсу;
  • Пекин;
  • Ляонин;
  • Шэньси;
  • Нинся.

Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются:

  • Бадалин – участок, имеющий наибольшую популярность среди туристов. Расположен на 75 километров северо-западнее китайской столицы. От Пекина можно добраться на автобусном либо железнодорожном экспрессе.
  • Цзюйюнгуань – также популярный участок длиннейшей постройки, на который туристы могут попасть из китайской столицы. Цзюйюнгуань располагается в том же направлении, что и Бадалин. Эту секцию и китайскую столицу разделяет 60 километров.
  • Шаньхайгуань – конструкцию возвели в XIV веке н.э., эта секция является самой восточной заставой великого сооружения. Шаньхайгуань, также называемый первым перевалом под небесами, расположен в северо-восточной части города Циньхуандао, открыт для посещения туристами.

  • Янгуань – практически полностью разрушенный участок, от внушительной постройки сохранилась только сигнальная башня; застава частично реконструирована и доступна для всех желающих ее посетить.
  • Губейку – заброшенный участок строения, который придется по вкусу любителям древностей;
  • Джианку – «дикий» сегмент Великой стены, до которого несложно добраться из Пекина. Эта часть главной китайской достопримечательности очень опасна, посещение рекомендовано только людям с хорошей физической подготовкой. Джианку изобилует разрушенными участками, обваливающимися лестницами, камнепадами. Туристам, решившим посетить опасную постройку, следует учитывать, что со всех сторон Джианку окружают обрывы.
  • Мутяньюй – самый качественно отреставрированный участок Китайской стены. Идеален для неспешной прогулки сквозь 22 сторожевые башни. Именно отсюда, с высоты 8 метров, открывается великолепный вид на горные пейзажи Китая.
  • Сыматай – один из опасных сегментов, который сохранился до наших дней в первозданном виде. Этот участок надвое разделяет Сыматайское водохранилище. Чтобы перебраться с одной части стены на другую необходимо пройти над водохранилищем по подвесному мосту.
  • Яньменьгуань – участок возведен в период «Воюющих царств», открыт для туристов. Неподалеку расположена деревня с идентичным названием, в которой можно ознакомиться с бытом древних китайцев.

Толщина Китайской стены

Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра.

Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.

Высота исторической ценности

Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.

Сколько кирпичей использовано

Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.

Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.

Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:

  • рисовый клей;
  • гашеную известь.

Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.

Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.

Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.


Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно.

Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.

Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.

История

Строительство ВКС началось за три сотри лет до нашей эры. Окончание самой масштабной стройки в истории человечества пришлось на конец XVII века.

В первые 10 лет возведение оборонительного сооружения велось особенно активно. Достопримечательность строилась на горной местности, органично вписываясь в ландшафт. Постройка имеет множество ответвлений, в отдельных местностях стены дублируют друг друга, располагаясь рядами. Эта особенность хорошо видна на картинке ниже.

Что разделяет

Факты свидетельствуют, что в XXI веке ВКС не разделяет ничего – она причудливо извивается по территории страны, но не проходит по ее границам.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

Существует легенда, которая дает ответ на вопрос: «Зачем строилась Великая Китайская стена». Предание повествует, что придворный прорицатель предсказал конец существования китайского государства, когда страну разрушат северные кочевники.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Китайцы и ВКС

ВКС играла огромную роль в торговых отношениях, по одному из ее участков проходила оживленная дорога. Изначально предполагаемое назначение строения – оборонительное – себя не оправдало:

  • незастроенные участки не могли препятствовать продвижению врагов;
  • высота была недостаточной для полноценной защиты местности от набегов;
  • огромная длина и отсутствие достаточных людских ресурсов не позволяли разместить войска по всей ее протяженности.

Несмотря на то, что стена длится на тысячи километров, она оказалась бесполезной в оборонительном плане. Ученые Китая говорят: «Стена – знак слабости».

Архитектурное чудо выглядит потрясающе, оказывая на туристов неизгладимое впечатление. Во времена его возведения в стране была введена практика массовых принудительных призывов на строительные работы. Подобная политика вызывала недовольство простых людей, которое нередко перерастало в восстания. Во время последнего из них династия Мин прекратила свое существование, тогда же была остановлена гигантская стройка.

Современные китайцы гордятся огромным сооружением, называя его символом стойкости и величия их страны. На отдельных участках строения установлены памятники с изречением основателя Китайской Народной Республики (кратко – КНР) Мао Цзэдуна: «Если ты не был на Великой Китайской стене, тебя нельзя назвать настоящим китайцем».

Реставрация стены

Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».


В XIX веке посредством американских газет был пущен неоправдавшийся слух о предполагаемом сносе исторической достопримечательности и возведении вместо нее автодороги.

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

Видно ли стену из космоса

Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.

Вид с земной орбиты

Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.

Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».

Вид с Луны

Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.


Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).

Стена на карте

Китайская стена на карте обозначена разноцветными линиями: отдельный цвет для каждой эпохи.

Интересный факт: Великая Китайская достопримечательность представляет совокупность различных стен, некоторые из которых даже не соединены между собой. На картинке хорошо видно, что одни участки сооружения параллельны друг другу, а другие – почти замыкаются в кольцо.

На просторах интернета любители сенсаций высказывают предположение: «Стена вовсе не древняя, ее специально построили для привлечения туристов». Эта гипотеза не имеет научного обоснования, однако тайна величайшей стройки в истории человечества до сих пор не раскрыта окончательно.

Легенды

Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.

Интересные факты

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Заключение

Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества. Предпосылки к созданию сложились еще задолго до многовекового строительства. Так множество северных княжеств и царств Китая строили стены для обороны от набегов кочевников. После объединения этих маленьких царств и княжеств в III веке до н.э. под династией Цинь императором был избран Цинь Шихуанди. Именно он объединенными усилиями всего Китая начал долгое строительство Великой Китайской стены, призванной защитить Китай от набегов вражеских отрядов.

Великая Китайская стена в фактах и цифрах

Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.

Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.

Вид со спутника на стену

История грандиозного сооружения Китая

Начало строительства Великой Китайской стены относят к 221 году до н.э. По легендам на строительство была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же были задействованы и большое количество крестьян, ведь убыль строителей нужно было постоянно компенсировать новыми людскими ресурсами, благо с этим в Китае проблем не возникало. Есть даже ряд людей, считающих, что Великая Китайская стена построена русскими, но оставим это как еще одну красивую догадку.

Основную часть стены возвели как раз при Цине. Фронт работы велся по объединению уже построенных укреплений в единую конструкцию и расширение стены на запад. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Невосстановленный участок стены

Интерес вызывает географическое положение стены. Она как бы разделяет Китай на две части – север кочевников и юг земледельцев. Дальнейшие проводимые исследования подтверждают этот факт.

По совместительству самое длинное укрепление является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни.

На основе большой смертности стену за века окружили множество легенд. Согласно одной из них императору Цинь Шихуанди предсказали, что строительство стены завершится либо после смерти человека с именем Вано, либо 10 тысяч других людей. Император, разумеется, приказал найти Вано, убить его и закопать в стене.

За время существования стены ее пытались множество раз восстанавливать. Этим занимались династии Хань и Суй. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Сторожевые башни

Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572-1620). Многие вплоть до XX века думали, что именно он, а не Цинь Шихуанди, возвел это грандиозное сооружение.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.

Стена на фотографии 1907 года

Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая. Многие участки были снова отреставрированы и показываются туристам, один из участков даже проходит рядом с Пекином, что привлекает миллионы любителей китайской культуры.

Участок Бадалин около Пекина

Великая Китайская стена - по сей день это архитектурное сооружение поражает своим могущественным величием и заслуженно занимает место самого масштабного и древнего памятника архитектуры на всей планете. Сооружение тянется по территории Китая на протяжении 8851,8 км. Один из промежутков сооружения проходит очень близко к Пекину. Скорее всего каждый из нас слышал об этом чуде архитектурной мысли, но не каждый знает, какую историю прошла стена в ходе своего возведения. Строительство Великой Китайской стены способно потрясти любого историка своими масштабами. Сегодня наш сайт о путешествиях предлагает вам погрузиться в историю строительства Стены, а так же узнать новые интересные факты, которые во многом повлияли на ход работ и сегодняшний вид сооружения.

Скорее всего, вы не сможете себе правильно даже представить, сколько было затрачено времени и ресурсов на создание такого огромного архитектурного объекта. А сколько людей пострадало и погибло при строительстве Стены - это просто огромные цифры. Нигде в мире больше нет сооружения, которое по своей протяженности сможет состязаться с Великой Китайской стеной.

История строительства

Изучение Великой Китайской стены не будет полным, если мы с вами не углубимся в историю создания этого могущественного сооружения. Начали строить Стену в далекие года 3 века до нашей эры. В те неспокойные времена страной управлял император Цинь Ши-хуанди, который являлся потомком династии Цинь. Периодом его правления были годы Воюющих царств (475 - 221 гг. до нашей эры).

Для государства этот период истории был очень опасным, так как кочевой народ хунну регулярно осуществлял свои набеги. Конечно, их участники были не единственными, кто не против поживиться легкой наживой. Тогда и было решено построить огромный забор который огородил бы государство и надежно его защитил. Строить стену было призвано более пятой части населения всего Китая. В те годы это было порядка одного миллиона человек.

Большая Стена имела одной из своих основных задач защитить поданных "Поднебесной" от того, что они будут вовлечены в кочевой образ жизни. Так же это могло гарантировать отсутствие ассимиляции с варварами. На тот момент Китай лишь только начал свое становление в одно государство из множества маленьких завоеванных им. Было критически важно обозначить и защитить свои территории и владения. Стена должна была стать тем подспорьем, которое поможет объединить и удержать империю как одно целое. Границы стены на карте можно обозначит следующей схемой:

Год 206 до нашей эры. К власти приходит династия Хань, и именно в этот период Стена покоряет новые цифры по протяженности. К западу её увеличивают до Дуньхуана. На сооружении для защиты торговых караванов от нападений кочевников возводят большое количество сторожевых вооруженных башен. Конечно, до настоящего времени сохранились не все участки великой стены, но большинство тех участков, что все же нам сегодня предстают принадлежали династии Мин, которая правила в период с 1368 по 1644 года. Именно в этот период сооружение становится наиболее прочным, так как уже строят из кирпичей и бетонных блоков. В этот период стена пролегает уже с востока на запад от территории Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря вплоть до земель Юймэньгуань, которые расположены на границе с провинцией Ганьсу.

В 1644 году к власти приходит династия Цин из Манчжурии. Представители этой династии были противоречивого мнения о необходимости существования этого сооружения. В период правления Цин Великая стена была в большей степени разрушена, чем в годы правления других династий. На этот фактор сказало свое влияние и время в том числе. Небольшой участок от Пекина до Бадалина использовался в качестве ворот, которые открывали вход в столицу. Именно этот участок сохранился лучше всего. Сегодня именно этот отрезок сооружения является самым популярным среди туристов со всего мира. он открыт для посещения еще с далекого 1957 года. Интересным будет тот факт, этот участок так же служил финишной прямой для спортсменов велосипедистов, которые принимали участие в Олимпиаде 2008 года в Пекине. В 1899 году в США написали, что оставшийся участок стены разберут полностью, а на его месте построят автостраду. Стену посещал президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон.

Великая стена сегодня

Да, в определенный период прошлого века Стену действительно было решено разобрать, но немного переосмыслив ситуацию правительством было решено наоборот стену реконструировать и оставить как наследие Китайской истории.

В 1984 году архитектор Дэн Сяопина организовал сбор средств., которые нужны были для проведения работ по возвращению стене её былого величия. Привлекались средства как китайских, так и иностранных инвесторов. Средства на восстановление собирали даже у обыкновенных частных лиц, таким образом, каждый желающий мог внести свою лепту в историю восстановления уникального архитектурного наследия.

Давайте сейчас на секунду остановимся и о следующем предложении на миг задумаемся. Длина Великой китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров! Вдумайтесь в эту цифру! Это просто невероятно, как можно было руками человека возвести такую громадину.

В Китае очень активными, а под час даже агрессивными методами ведут сельское хозяйство. По этой причине с 1950-х годов в стране начали иссякать воды, которые давали недра земли. В итоге весь регион стал местом, где берут начало очень порывистые и сильные песчаные шторма. Именно из-за указанных факторов сегодня более чем 60-километровый участок Стены на северо-западе Китая подвергается сильной эрозии и активным разрушениям. 40 километров участка уже разрушены, и только 10 километров все еще остаются на своем месте. Однако, воздействия стихии и природных факторов так же изменили высоту стены на некоторых отрезках. Где ранее стена достигала 5 метров, теперь не превышает 2-ух метров.

В 1987 году Стена была занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Она по праву заняла свое место в категории величайших исторических достопримечательностей Китая. Кстати, на сегодня это местность является одной из самых посещаемых в мире. Более 40 миллионов туристов выбирает именно этот пункт на карте, как главный объект своих путешествий.

Конечно, такое существенное архитектурное сооружение не могло не оставить своих следов по всей истории государства и планеты в целом. Вокруг Стены и по сей день бродит много легенд и суеверий. К примеру, есть версия, что стену построили цельной всего за один подход. Однако же, если обратиться к фактам, тогда сразу выясняется, что это просто миф. На самом деле стену не то, что в один заход - её строили даже разными династиями. К тому же в работах возводились отдельные участки определенной длины. Длина участка определялась разными факторам, учитывающими рельеф, погодные условия и прочие факторы. Строили максимально надежно, чтобы закрепить и защитить Китай с севера.

Все династии, которые строили стену создавали свой определенный участок, который в итоге объединялся с предыдущим уже следующей династией. Все это происходило в разные времена, которые порой разделяли десятилетия. На период неспокойных времен, в которые строилась стена такие оборонительные сооружения были объективной необходимостью, их строили повсеместно. Если свести все оборонительные сооружения Китая за последние 2000 лет в од ну статистику, тогда получим цифру в районе 50 тыс. километров.

Стена, как уже я описывал выше, во многих местах имела прерывающиеся отрезки. В итоге в 1211 и 1223 годах этим пользовался Чингисхан и его монгольские захватчики, которые в итоге завладели всей северной частью страны. До 1368 года монголы были правителями Китая, но постом их изгнали представители династии Мин.

В рамках этого абзаца позволим себе развеять еще один расхожий миф. Кто бы что ни говорил, а все же Великая Китайская стена не видна из космоса. Это предположение или просто вымысел появился на свет в 1893 году. Тогда издавался в Америке журнал The Centuries (Столетия), и там упоминался такой вот факт. Позже в 1932 году ноумен Робер Рипли заявил, что Стену видно из космоса, а именно - с Луны. Этот факт был забавен, если учесть, что до первой высадке человека на Keне оставалось еще немало десятков лет. Сегодня космос исследован уже в какой-то мере, и наши космонавты и спутники могут предоставлять качественные фото с орбиты. посмотрите сами, из космоса стену заметить довольно сложно.

О стене можно так же услышать, что в основе раствора, которым скреплялись кирпичи, использовался порошок на основе костей погибших рабочих этой стройки. А остатки тел хоронили прямо внутри стены. Таким образом якобы конструкция становилась крепче. Но на самом деле ничего этого не было, стена строилась стандартными для тех времен методами, а для изготовления скрепляющего раствора использовалась обыкновенная рисовая мука.

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Есть так же легенда, которая поведает нам о большом драконе, который свои пламенем указывал путь для строителей. В итоге рабочие шли по его следам, а огонь их пасти дракона расчищал для них путь. Что самое интересное в этой истории - это действительно правда. Нам удалось найти фото этого дракона и даже выяснить, в какой зоопарк он попал:

Ладно, признаемся все же, что это просто напросто одна из мифических легенд, которые не имеют под собой ни здравого смысла ни логических обоснований. А на фото изображен просто рисунок мифического существа - дракона.

Но вот в чем сомневаться не приходится, так в том, что сегодня Великая Китайская стена заслуженно занимает свое почетное место в списке "7 новых чудес света".

Самой известной легендой, связанной с Китайской стеной является сказание о девушке Менг Джинг Ню, которая была просто женой фермера. Она была привлечена к работам по строительству Стены. Жена, которая была сражена горем пришла ночью к стене и плакала над ней до тех пор, пока чтена не треснула и не показала девушке кости её возлюбленного. В итоге девушка смогла их захоронить.

Здесь на местности существовал определенный обычай захоронения погибших на строительстве людей. Члены семьи того, кто погиб здесь несли гроб, увенчанный белым петухом. Крики петуха должны были держать дух умершего бодрствующем состоянии. Так должно было продолжалось до тех пор, пока процессия с гробом не пересечет Стену. Ходили легенды, что если обряд не завершить, или завершить с нарушениями, тогда дух навечно останется здесь и будет бродить вдоль стены.

На период, когда строилась стена для всех заключенных в государстве и всех безработных имела место только одна мера наказания. Всех отправлять на строительство Великой стены! Этот период особенно нуждался в защите внешних границ, поэтому приходилось прибегать к кардинальным мерам.

Эта стройка дала наследию китайского народа немало полезных изобретений. Так, именно здесь и для целей строительства была изобретена та самая тачка, которую сегодня используют повсеместно на стройках. Уязвимые при строительстве Стены участки окружали рвом, который заполнялся водой, или просто оставался в виде пропасти. Помимо прочего, народ Китая так же использовал продвинутое вооружение для обороны. Это были и молоты, и копья, и арбалеты, топоры. Но главным преимуществом китайцев было их главное изобретение - порох.

Повсеместно вдоль стены на равных отрезках возводились смотровые площадки, которые служили для мониторинга местности и защиты торговых караванов. если приближалась опасность, дозорный на вершине зажигал факел или сбрасывал флаг, после чего войска приводились в боевую готовность. Так же обзорные башни служили хранилищем для провизии и боезапасов. Вдоль стены пролегал знаменитый торговый маршрут - Шелковый путь. Его так же охраняли с вершины стены.

Стена повидала немало кровавых сражений, видела он и свой последний бой. Случилось это в 1938 году в период китайско-японской войны. Стена до сих пор хранит на себе множество шрамов от пуль тех сражений.

Великая китайская стена пусть и не самое высотное сооружение, но её высота в максимальной точке достигает 1534 метра. Это место расположено недалеко от Пекина. А вот самая низкая точка опустилась до уровня моря возле берегов Лаолонгту. Если отталкиваться от средних значений, то высота стены равна 7 метров, а ширина в максимально просторных участках 8 метров. Но в среднем чаще от 5 до 7 метров.

Сегодня правительство Китая затрачивает миллиарды долларов США на то, чтобы укрепить и сохранить Великую стену. Сегодня для страны могущественная Стена - это не просто сооружение. Это - символ культурной гордости, символ борьбы, которая длилась несколько веков, и показатель величия целого народа.

Великая Китайская стена - одно из древнейших сооружений, сохранившихся до наших времён. Её строительство растянулось на много столетий, сопровождалось непомерными человеческими потерями и гигантскими материальными затратами. Сегодня этот легендарный архитектурный памятник, который некоторые даже называют восьмым чудом света, привлекает путешественников со всей планеты.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.


Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена - это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Стена во времена правления других династий

В период царствования династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) Стену продлили в западном направлении до города-оазиса Дуньхуана. Дополнительно была создана специальная сеть сторожевых башен, тянущаяся ещё глубже в пустыню Гоби. Эти башни призваны были защитить торговцев от грабителей-кочевников. В годы империи Хань было восстановлено и возведено «с нуля» около 10000 километров Стены - это в два раза больше, чем построили при Цинь Шихуандзи.


Во времена царствования династии Тан (618–907 гг. н. э.) в качестве часовых на Стене, в чьи обязанности входило следить за окружающей местностью и при необходимости подавать сигнал тревоги, стали использовать не мужчин, а женщин. Считалось, что женщины более внимательны и относятся к возложенным на них обязанностям ответственнее.

Много усилий для улучшения Стены приложили представители правящей династии Цзинь (1115–1234 гг. н. э.) в XII столетии - они периодически мобилизовывали для строительных работ десятки и сотни тысяч людей.

Участки Великой Китайской стены, сохранившиеся до нынешних дней в приемлемом состоянии, были возведены преимущественно при династии Мин (1368–1644). В данную эпоху для строительства использовались глыбы из камня и кирпичи, что делало конструкцию ещё прочнее, чем прежде. А строительный раствор, как показывают исследования, древние мастера готовили из известняка с добавлением рисовой муки. Во многом благодаря этому необычному составу многие отрезки Стены не разрушились до сих пор.


При династии Мин Стена была серьёзно обновлена и модернизирована - это помогло многим её участкам сохраниться до наших дней

Поменялся и внешний облик Стены: верхняя её часть была снабжена бруствером с зубцами. В тех зонах, где фундамент уже был хлипким, его укрепили каменными блоками. Интересно, что ещё в начале двадцатого века жители Китая считали главным создателем Стены именно Вань-Ли.

За столетия правления династии Мин, строение протянулось от заставы Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива (здесь один участок укреплений даже немного уходит в воду) до заставы Юймэньгуань, находящейся на границе современного района Синьцзян.


После воцарения в 1644 году маньчжурская династия Цин, сумевшая объединить под своим контролем Север и Юг Китая, вопрос о сохранности стены отошёл на задний план. Она потеряла значение как оборонительного сооружения и казалась новым правителям и многим их подданным чем-то бесполезным. Представители династии Цин относились к Стену с некоторым пренебрежением, в частности, из-за того, что сами в 1644 году легко преодолели её и вошли в Пекин, благодаря предательству генерала У Саньгая. В общем, ни у кого из них не было планов строить Стену дальше или восстанавливать какие-то участки.

За время царствования династии Цин Великая Стена практически разрушилась, так как за ней толком не ухаживали. Только небольшой её отрезок около Пекина - Бадалин - сохранялся в достойном виде. Этот отрезок использовался в качестве своеобразных парадных «столичных ворот».

Стена в XX веке

Лишь при Мао Цзэдуне на Стену снова обратили серьёзное внимание. Однажды, ещё в тридцатых годах XX века, Мао Цзэдун сказал, что тот, кто не был на Стене, не может считать себя молодцом (или, в другом варианте перевода, хорошим китайцем). Эти слова впоследствии стали очень популярной в народе поговоркой.


Но масштабные работы по восстановлению Стены начались только после 1949 года. Правда, в годы «культурной революции» эти работы были прерваны - наоборот, так называемые хунвэйбины (члены школьных и студенческих коммунистических отрядов), разбирали некоторые участки Стены и делали из полученных таким образом стройматериалов свинарники и другие «более полезные», по их мнению, объекты.

В семидесятых культурная революция закончилась, и вскоре очередным руководителем КНР стал Дэн Сяопин. При его поддержке в 1984 году была запущена программа по реставрированию Стены - её финансировали крупные компании и обычные люди. А ещё три года спустя Великую Китайскую стену включили в перечень ЮНЕСКО как объект мирового наследия.

Не так давно большое распространение имел миф о том, что Стену реально разглядеть с околоземной орбиты. Однако реальные свидетельства космонавтов опровергают это. Например, знаменитый американский космонавт Нил Армстронг в одном из интервью сказал, что в принципе не верит, что с орбиты можно рассмотреть хоть какое-нибудь искусственное сооружение. И добавил, что не знает ни одного парня, который сознался бы, что смог увидеть своими глазами, без специальных приспособлений, Великую Китайскую стену.


Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы - это ещё одна особенность данной конструкции.


Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).


Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот - с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения - Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Стена в нынешнее время

Сейчас самый востребованный участок Стены у туристов - это уже упомянутый Бадалин, находящийся неподалёку (примерно в семидесяти километрах) от Пекина. Он сохранился лучше, чем другие участки. Для туристов он стал доступен в 1957 году, с тех пор здесь постоянно проводятся экскурсии. До Бадалина сегодня можно добраться прямо из Пекина автобусным или железнодорожным экспрессом - это не займёт много времени.

На Олимпиаде 2008 года ворота Бадалина выполняли роль финиша для велогонщиков. А ещё в КНР каждый год устраивается марафон для бегунов, маршрут которого проходит через один из участков легендарной Стены.


На протяжении долгой истории строительства Стены происходило всякое. Например, строители порой поднимали бунты, так как не желали или не хотели больше работать. Кроме того, нередко стражники сами пропускали врага за Стену - из страха за свою жизнь или за взятку. То есть во многих случаях она и вправду была неэффективным защитным барьером.

Сегодня в КНР Стена, несмотря на все провалы, сложности и неудачи, возникавшие при её строительстве, считается символом стойкости и трудолюбия предков. Хотя среди обычных современных китайцев найдутся и те, кто относится к данному сооружению с подлинным уважением, и те, кто, не задумываясь, бросит мусор рядом с этой достопримечательности. При этом отмечено, что на экскурсии на Стену жители Китая ездят так же охотно, как и иностранцы.


К сожалению, время и капризы природы работает против этого архитектурного сооружения. Например, в 2012 году СМИ сообщали, что сильными дождями в Хэбэе полностью смыло 36-метровый отрезок Стены.

По оценкам экспертов, значительный сегмент Великой Китайской стены (буквально тысячи километров) будет разрушен до 2040 года. Прежде всего это угрожает отрезкам Стены в провинции Ганьсу - их состояние очень ветхое.

Документальный фильм телеканала Discovery «Взрывая историю. Великая Китайская стена»

Похожие статьи