Приятели твои мысли воспоминания. Цитаты о воспоминаниях

Здравствуйте, любители цитат и афоризмов!

Воспоминания — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы часто вспоминаем как хорошие моменты, так и грустные. Это помогает нам подбодрить себя в сложные периоды жизни или же сделать выводы и не совершать новых ошибок. Главное — не жить одними воспоминаниями, а каждый день создавать новые:).

Цитаты о воспоминаниях

Воспоминания - как островки в океане пустоты. Михаил Шишкин «Венерин Волос»

Когда боль наша уже минёт, память о ней уже очарована воспоминаниями. Джейн Остин «Доводы рассудка»

В жизни каждого человека, наверное, найдутся минуты, с воспоминаниями о которых он не захочет расстаться. Уилки Коллинз «Лунный камень»

Воспоминания так нелепы. Одни из них довольно смутные, другие абсолютно четкие, третьи слишком тягостны, и ты стараешься не думать о них, а некоторые настолько мучительны, что их не забыть никогда. Анна Мак-Партлин «Заверните мне луну»

Мне дороги мои воспоминания. Это все, что у меня есть. Это единственная истинная ценность… Клиффорд Саймак «Все ловушки Земли»

Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. Р. Стивенсон

Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать кто мы такие… Из кинофильма «Помни» (Memento)

Воспоминание — это единственный рай, из которого нас не могут изгнать. Ж.-П. Рихтер

Ведь воспоминания не так стесняют, как живое существо, хотя иной раз воспоминания терзают душу! Александр Дюма «Три мушкетера»

Каково жить, когда у тебя ничего нет, даже воспоминаний, которые тревожили бы тебя среди ночи? Из мультфильма «Лило и Стич»

Бесполезно вспоминать прошлое, если эти воспоминания не могут помочь в настоящем. Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфильд»

Воспоминания - это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир… К.Г. Паустовский

Нельзя жить только воспоминаниями. Из кинофильма «Запретная любовь» (The Edge of Love)

Воспоминание о пережитом счастье - уже не счастье, воспоминание о пережитой боли - это все еще боль. Дж. Байрон

Не стоит пытаться избавиться от воспоминаний, надо научиться жить с ними. Из кинофильма «1408»

Избавиться от воспоминаний - всё равно, что обокрасть себя. Порою воспоминания - это всё, что у нас есть, и на вкус они слаще любого плода. Маргарет Брентон «Жемчуг проклятых»

Воспоминания – связующая нить между прошлым и настоящим. Какие-то едва возможно вспомнить, а некоторые поражают своей детализацией. Так чем же они являются, и как работает этот механизм? Почему воспоминания бывают ложными? Как избавиться от неприятных и чем полезны приятные?

Что такое воспоминания

Воспоминания - это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.

  • Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
  • Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.

Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.

Воспоминания бывают:

  • ностальгические;
  • приятные;
  • тягостные;
  • радостные;
  • обрывочные;
  • печальные;
  • кошмарные;
  • романтические и т.д.

Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.

Как формируются воспоминания, и для чего они нужны

Формируются воспоминания посредством восприятия и запоминания информации из прошлого, но процессы их появления зависят от индивидуальных особенностей психики, эмоционального состояния, возможностей памяти.

Они появляются, когда мы готовы их воспринять и меняют отношение к прошлой жизни.

Такие моменты можно сравнить с аудиозаписями. Проигрывая их каждый раз снова и снова, происходит переосмысление с обретением новых деталей и эпизодов.

Воспоминания в психологии

В психологии обращаются к термину «реминисценция» , что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.

Реминисценция - это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.

Отличить реминисценцию от других явлений трудно , ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.

Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.

В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас , крепнут и запоминаются на длительный срок.

В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить. Это развивает внимание, общий уровень интеллекта.

В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.

Приятные воспоминания полезны

После исследования, проведенного в университете Сан-Франциско, было определено, что качество воспоминаний отображают уровень удовлетворенности жизнью.

Со временем даже негативные воспоминания воспринимаются как опыт и могут стать нейтральными или даже положительными.

Вывод:

  • Нужно меньше сосредотачиваться на негативе и воспринимать все как полученный не зря опыт.
  • События из прошлого, вызывающие улыбку – это работа мозга, а значит элемент, улучшающий память.
  • Приятные воспоминания – это хорошая мотивация. Результаты прошлого толкают на достижения будущие, а негативные уроки всегда подскажут, как делать не стоит.

В ходе некоторых исследований было установлено, что экстраверты склонны больше концентрироваться на положительных моментах из прошлого, в то время как интроверты оставляют в своей памяти более трогательные и печальные события.

Как избавиться от неприятных воспоминаний

Любые воспоминания являются определением нашей индивидуальности, а также составляют часть нашей жизни. Если с положительными воспоминаниями все понятно, то негативные вызывают отрицательные эмоции или вводят в депрессию.

Справится с «приступами» внезапно нахлынувшей волны негатива удается не всем. Что делать, если начинается приступ?

Найти противовес

Перебить негативные воспоминания, какими бы они не были, всегда помогут положительные и приятные. Что если припомнить, какие красивые розы растут у бабушки в деревне или как вкусно пахнет на кухне, когда готовит мама. Такие отголоски могут быть незначительными, однако обеспечат хороший эмоциональный настрой.

Переосмыслить

Если отрицательные эмоции сопровождаются навязчивыми неприятными мыслями, стоит твердо разграничить прошлое и настоящее. Воспринимая негативные ситуации как прожитый опыт, гораздо проще их принять, отпустить, забыть.

Принять случившееся

К слову об опыте: воспоминания беспокоят, когда подсознание указывает на наши ошибки. Чувства вины, стыда, обиды, неловкости или страха провоцируют неприятное всплывать в голове снова. Что делать в этом случае? Принять подсказки нашего мозга: сделать определенные выводы, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Понять, что время не вернуть, зачем тогда мучать себя?

Убрать раздражители

Еще один хороший способ истребить воспоминания, которые докучают – избавиться от всего, что с ними связанно (фотографии, одежду, мебель). Очистить пространство вокруг себя – значит очистить свой разум от вредных воспоминаний.

Что такое ложные воспоминания, почему они существуют

Исследования говорят, что воспоминанием не всегда можно доверять. Ведь процессы запоминания могут не отображать реальную действительность, а искривлять ее.

Влияние эмоций на память иногда настолько сильное, что может видоизменить или запомнившуюся информацию. Фантазии становятся частью реальности, воспринимается как абсолютная действительность.

К сожалению, не существует метода, помогающего в точности отличить правдивые воспоминания от ложных, а значит ложные занимают свое место на ряду со всеми воспоминаниями.

Конфабуляция

В психологии явление ложных воспоминаний иногда проявляется в виде конфабуляции. Конфабуляция – видоизмененные воспоминания, факты, которые отличаются от реальности либо переносятся в другой период времени, сопутствуя несуществующим событиям.

В психиатрии такое явление принято относить к расстройствам. Лечение таких нарушений происходит посредством приема необходимых для правильной работы памяти витаминов, либо когнитивными способами.

Воспоминания – зеркало нашей индивидуальности. Они бывают приятными и появляются, чтобы мотивировать, вселять надежду. Они бывают неприятными, чтобы напомнить о прошлом опыте или предостеречь от глупых ошибок. Но все же воспоминания – это индивидуальная пластинка души, которую можно и стоит иногда проиграть.

Знания и навыки запоминаются по-разному

Многие из нас замечали, что забыть решение квадратного уравнения сравнительно легко, а вот разучиться плавать или ездить на велосипеде практически невозможно. Это связано с тем, что теоретическое знание и практические навыки хранятся в памяти по-разному. Процедурная память, связанная с запоминанием действий, использует более древние участки мозга, отвечающие за координацию, реакцию на визуальные раздражители (когда мы, например, видим преграду и объезжаем ее) и автоматические моторные рефлексы. Когда мы осваиваем новый навык, разные отделы мозга работают в команде: предфронтальная кора управляет постановкой задач и их распределением, базальное ядро запоминает модели интерактивного взаимодействия и помогает оперативно реагировать на визуальную информацию, а мозжечок отвечает за более тонкую координацию моторных действий. В результате они формируют очень сложную и устойчивую систему, которая позволяет крепко запоминать полученные навыки. Процедурная память развивалась сотни миллионов лет и существует у всех животных.

А за абстрактные знания, вроде правил решения квадратных уравнений, отвечает декларативная память, которую контролирует только один участок - кора головного мозга. Поэтому абстрактные воспоминания меньше «закреплены» и быстрее стираются, если их не использовать регулярно. Этот вид памяти - относительно новый и знаком только приматам.

Судьба нейрона зависит от эмоций

Пока что основная гипотеза работы долгосрочной памяти такова: воспоминания сохраняются в гиппокампе - трехслойном участке, расположенном в глубине височных долей мозга и являющемся частью лимбической системы. Это один из двух участков мозга, где новые нейроны возникают в течение взрослой жизни (второй - обонятельная луковица). Нейроны образуются в субгранулярной зоне, откуда клетки впоследствии мигрируют на короткие дистанции, чтобы закрепиться в слое гранулярных клеток.

Если с вами произошло какое-то значимое событие, эта часть памяти сохраняется в новом нейроне. Но из всех новых нейронов, образовавшихся в гранулярном слое, 98% умрут естественным путем в срок от нескольких месяцев до года. Они могут выжить (и заключенные в них воспоминания сохранятся как долгосрочная память), только если человек будет периодически возвращаться к этому воспоминанию в течение данного периода.

Обычно «выживают» воспоминания, имеющие аффективную нагрузку - они возвращаются, как только вы переживаете что-то, что ассоциируется с прошлым событием, оставившим яркий эмоциональный след. Мозг все время дополняет «рабочую память» с связанными событиями из прошлого, поэтому память часто работает по свободной ассоциации.

Ученым удалось «поймать» в мозгу конкретное воспоминание

Наука до сих пор не может однозначно ответить на вопрос, фокусируются ли воспоминания точечно в конкретных нейронах или распределяются по разным участкам мозга. Гипотеза распределения гласит, что каждое воспоминание сохраняется с помощью тысячи синапсов и нейронов, а каждый синапс или нейрон вовлечен в тысячи воспоминаний. Так что если один нейрон гибнет, остаются сотни других, отвечающих за сохранение того же воспоминания - но в то же время с исчезновением каждого нейрона тысячи воспоминаний немного блекнут. При этом не существует такого критического числа нейронов, гибель которых вызывает стирание воспоминания.

Но, согласно другой теории, каждое воспоминание оставляет в мозге вполне конкретный след - энграмму. И если отследить эту энграмму, теоретически можно ее удалить или изменить. Доказательства этой гипотезы недавно представил нобелевский лауреат Сусуму Тонегава, профессор Института Пиковера обучения и памяти при MIT. Тонегава и его коллеги из института показали, что им удалось обнаружить клетки, которые отвечают за часть энграммы определенного воспоминания и активировать их, используя технологию оптогенетики - методику изучения нервных клеток с помощью световых импульсов. Ученым удалось реактивировать энграмму в новых условиях и с помощью этого вживить ложное воспоминание в мозг мыши.

Исследователи вначале поместили мышей в незнакомую им клетку А, после того как они к ней привыкли, их клетки памяти были помечены каналродопсином - чувствительным белком, который в ответ на облучение синим светом может пропускать ионы внутрь клетки и таким образом позволяет точечно стимулировать участки мозга. На следующий день мышей поместили в новую клетку Б, не похожую на А. Через некоторое время мышей ударили средним разрядом электрошока. В то же время ученые использовали свет, чтобы активировать клетки, кодировавшие воспоминания о комнате А. На третий день мышей опять поместили в клетку А, где они застыли в страхе, ожидая удара током. Ложные воспоминания прижились: грызуны ассоциировали разряд, полученный в комнате Б, с комнатой А.

Впрочем, внедрять ложные воспоминания можно и без изощренного хирургического вмешательства: американский психолог Элизабет Лофтус провела эксперимент, в котором участникам, бывавшим в Диснейленде, показывали фото парка, на котором один из посетителей обменивался рукопожатием с кроликом Багзом Банни. После этого где-то треть респондентов вспомнили, что они тоже встречали Багза Банни в Диснейленде - хотя это было невозможно, потому что это персонаж не диснеевского мира, а вселенной Warner Brothers.

Неприятный опыт можно редактировать

Можно изменять и уже существующие воспоминания - этот метод помогает лечить фобии, посттравматический стресс и другие синдромы, связанные с повышенной тревожностью. Правда, пока это прерогатива психологов, а не нейрофизиологов. Один из самых перспективных методов «перезаписи» разработали гарвардский профессор Роджер Питман и профессор психиатрии Университета Макгилла Ален Брюне. Он выглядит так: вначале специалисты стимулируют воспоминание , побуждая человека вновь испытать эмоции, которые он ощутил когда-то в момент травматического переживания. Человек предварительно записывает свои неприятные переживания из прошлого и перечитывает их перед каждым психотерапевтическим сеансом, предварительно приняв пропранолол - лекарство от гипертонии, подавляющее частое сердцебиение, потливость и другие симптомы страха. В результате прежнее травматичное воспоминание перестает ассоциироваться с неприятными ощущениями.

Обсессия помогает развить суперпамять

Для невероятно острой памяти на события собственной жизни существует отдельный термин - «гипертимезия». Правда, тут имеются в виду не абстрактные мнемонические способности, а именно автобиографическая память - попытки заставить гипертиметика выучить наизусть словарь Брокгауза и Эфрона вряд ли увенчаются успехом, а вот гардероб гостей и плейлист на своем шестнадцатилетии он вспомнит в подробностях.

Первый зафиксированный официальной медициной случай гипермнезии произошел относительно недавно - в 2000 году бродвейская актриса Марилу Хеннер написала нейрофизиологу Калифорнийского университета в Ирвайне Джеймсу МакГафу, утверждая, что все автобиографические воспоминания хранятся в ее голове как картинки на DVD. Она могла запоминать тысячи лиц и в деталях помнила каждый день своей жизни начиная с 11 лет. Проведенные МакГафом и его коллегами исследования подтвердили ее необычные способности, которые оказались весьма редкими - с тех пор было обнаружено всего 20 человек с подобным синдромом «суперпамяти».

Магнитно-резонансная томография показала, что невероятно острая память Марилу может быть связана с особенностями мозга: височная доля и хвостатое ядро увеличены в размерах, что характерно для людей с обсессивно-компульсивным расстройством. И, действительно, в поведении Марилу наблюдались некоторые признаки ОКР: она стремилась к тому, чтобы в ее жизни все было упорядочено, в том числе и события прошлого.

Со стороны такая способность выглядит как невероятный дар, но стоит учитывать и ее оборотную сторону: люди с гипертимезией не только ярко помнят лучшие моменты своей жизни, но и не могут забыть ни одного плохого события, которое с ними произошло.

Мы лучше запоминаем незаконченые действия

Это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник, ученицы Курта Левина. Согласно «теории поля» Левина, воспоминания живут дольше, если сохранить некую энергетическую напряженность, возникающую в начале любого действия. Это можно сделать, не дав действию завершиться. Левин проводил эксперименты с детьми, где ребят прерывали в середине творческого процесса и предлагали им заняться чем-то другим. Но неоконченное дело причиняло детям беспокойство, и при первой возможности они старались его завершить.

Зейгарник продолжила исследовать этот феномен и провела еще ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти - другими словами, незавершенные . Оказалось, что в среднем участники вспоминали незавершенные действия на 90% лучше, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что эта особенность связана с мотивацией - люди с психическими расстройствами, затрагивающими мотивационную сферу, не проявляли подобного внимания к незаконченным действиям.

Воспоминание — это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей , от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание?

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня , что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлеченность личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными , то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

Похожие статьи