Презентация на тему "функционально - смысловые типы речи". Характеристика функционально-смысловых типов речи

МКОУ«Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» учитель Ружбеляева Л.С. 2015


  • Дать представление о функционально-смысловых типах речи
  • Познакомить с композиционными и языковыми особенностями типов речи

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение

Повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Велики, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности


Повествование

Композиционные особенности:

  • В структуре повествования выделяют: экспозицию, завязку, развитие действия, развязку
  • События передаются в прямой ил обратной хронологической последовательности
  • Повествование ведется от 1 или 3 лица

Языковые особенности :

  • Ведущая часть речи – глагол:
  • Глаголы сов. вида передают смену событий, их последовательность.
  • Глаголы несов. вида прош. времени подчеркивают длительность действия
  • Формы буд. времени сов. вида с частицей КАК передают неожиданность действия
  • Использование слов и выражений со значением времени

Описание

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений животных, человека

Пример:

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.


Описание

Языковые особенности:

  • Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные
  • Употребляются глаголы несов. вида в форме наст. времени, это придает описанию особую выразительность и «приближает» объект описания к предмету.
  • Используются выразительные средства языка(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения…)

Композиция:

  • Общее представление о предмете
  • Его характерные признаки
  • Авторская оценка предмета

Рассуждение

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт.

Пример:

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.


Рассуждение

Композиция:

Языковые особенности:

  • Тезис (мысль, требующая доказательств)
  • Аргументы (доказательства или опровержения)
  • Вывод (заключение по поводу тезиса)
  • Использование отвлеченных существительных
  • Употребление вводных слов с порядковым и итоговым значением (во-первых, итак, следовательно…)
  • Использование предложений с противительными, следственными союзами(но, однако, так как потому что…); местоимениями, указывающими на причину, следствие или итог(потому, поэтому…)

  • Сегодня мы познакомились с типами речи.
  • В будущем на практике вы должны показать умения различать типы речи на основе языковых и композиционных особенностей.

Домашнее задание

  • Создайте тексты разных типов на одну тему или подберите из разных источников.
  • Например, сочинения-миниатюры на тему «Гроза», «Черный лебедь», «Ландыши».

Желаем вам успехов в работе!

Библиотека
материалов

Когда порою не дается слово,

Григорий Кукарека

Цель:

Оборудование:

Метод обучения

Форма проведения

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения

Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,

В котором чувств моих и мыслей суть,

К словам отцов я обращаюсь снова,

Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь «к словам отцов», прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I .Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

    Запишите словосочетание «зимняя степь» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

    Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

    Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам

Распутан по степи ночной

Пушистый клубок снегопада

Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета

Лишь крыльями тени взмахнет -

Проснусь на меже тьмы и света,

Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:

Над белой равниной полей

Румяное яблоко-солнце

На дымчатых ветках лучей.

Замела метелица ложбинки,

Разметала руки, сладко дремлет.

Белые созвездия снежинок

Снова опускаются на землю.

И в селе намного стало тише,

Загрустил о лете старый сад.

А на плечи зябнущие вишен

Все летят снежинки и летят.

А за садом звонкий скрип полозьев -

Кони снег взметают на бегу.

И так пахнет молодым морозом,

Что вкусней представить не могу!

Г. Кукарека

    Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

    Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

    Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II . Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

- Какого типа речи получились тексты?(Описание)

    Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

    Это тема сегодняшнего урока.

IV

    Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся .

    Сравните ваши высказывания с планом на доске.

    Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

.

    Виды текстов-описаний.

    1. композиционные;

      лексические;

      морфологические;

      синтаксические.

V

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

« Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

    Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

    Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

    Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).

    Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

    Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

    А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

    Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

    Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является «данным» в этом тексте?(Лес, человек)

    Что является «новым»?(Признаки леса, чувства человека)

    Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется?

(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.

общая тема

    Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым».

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

    Общее представление о предмете. (Предложение 1)

    Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

    Это слова одной тематической группы «лес зимой» - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

    Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

    Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

    А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

    Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

    Это основные морфологические особенности текстов описаний.

    Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

    Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

    Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

    Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI . Этап рефлексии.

Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание».

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО - СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Повествование

Описание

Рассуждение

Сообщить о развивающихся действиях.

Раскрыть связанные между собой явления

действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Дать представление о внешних сторонах объекта путем перечисления его характерных

Признаков.

Сообщить о причинах или следствиях.

Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.

Углубить знания об окружающем мире.

Пространственно-временное представление ситуации.

Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи

Аргументация признаков, состояний; отношений; передача хода развития мыслей.

Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий

Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними

Для получения нового знания о предмете, объекте

Соотноше-ние

С миром «вещей», предметов

С миром «вещей», предметов

С миром понятий, суждений

Иерархия

Первичный

Вторичный по отношению к повествованию

Субъект по-вествования

Проявление незаметно (но может быть, например, сказ)

Большие возможности проявления

Обязательно эксплицирован

Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало

Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается - процесс ретардации). Средоточие образности.

Хронотоп

Время + пространство

Пространство (сосуществование признаков во времени)

Нет ни времени, ни пространства (объекты в причинно-следственных связях)

Композиция

Эпизод; фабула (совоку пность эпизодов)

Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер)

Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренние монологи, потоки сознания, обращенные к читателю)

Грамматика

Конструкции последовательности действии.

Обычно предложения не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры: соблюдается повествовательный порядок слов, когда сказуемое стоит после подлежащего и обозначает конкретное действие (чаще глаголы соверш. Вида)

Конструкции описания, перечисления (чаще

глаголы несов. Вида, настоящего и прошедшего времени) Важны слова, обозначающие свойства, качества предмета

Констру кции доказательства: абстрактная

лексика, связанная не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений; сложные предложения, которые могут передавать различные логические отношения

Повеств.= событие 1 + событие 2 +событие 3

Опис.= признак1 + признак 2 + признак 3 . .

Рассужд. = тезис-суждение1-суждение2 – суждение 3

    Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?

Слово учителя : Очень важно, ребята, чтобы ваши творческие работы (стихи, сочинения, пейзажные этюды) были не просто красивой фотографической карточкой картины природы, а главное, чтобы каждая строчка, написанная вами, дышала любовью к родной земле, ее, может быть, неброской красоте, которая живет в сердце каждого из нас.

VII . Д.З . Вопрос по теме урока (устно):

Чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.

Упражнение 309 - по учебнику - (базовый уровень);

- *творческая работа «Нетленная краса родной земли» (жанр работы, тип речи по выбору уч-ся) – индивид. задание.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Функционально-смысловые типы речи.

Особенности текстов описательного характера.

Когда порою не дается слово,

Григорий Кукарека

Цель:

Систематизировать знания об описательном типе речи;

Продолжить работу по формированию умений логически мыслить, сравнивать сходные и отличительные черты текстов - описаний;

Содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова – Микитова, Г.Кукареки.

Метод обучения : проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно – исследовательская лаборатория).

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения : анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,

В котором чувств моих и мыслей суть,

К словам отцов я обращаюсь снова,

Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь «к словам отцов», прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I .Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

- Запишите словосочетание «зимняя степь» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию. - Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение «вербального облака» смысла словосочетания «зимняя степь».

- Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам

Распутан по степи ночной

Пушистый клубок снегопада

Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета

Лишь крыльями тени взмахнет -

Проснусь на меже тьмы и света,

Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:

Над белой равниной полей

Румяное яблоко-солнце

На дымчатых ветках лучей.

* * *

Замела метелица ложбинки,

Разметала руки, сладко дремлет.

Белые созвездия снежинок

Снова опускаются на землю.

И в селе намного стало тише,

Загрустил о лете старый сад.

А на плечи зябнущие вишен

Все летят снежинки и летят.

А за садом звонкий скрип полозьев -

Кони снег взметают на бегу.

И так пахнет молодым морозом,

Что вкусней представить не могу!

Г. Кукарека

- Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

- Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

- Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. «Вбирание» впечатлений через зрительный канал восприятия.

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II . Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III . Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

- Какого типа речи получились тексты?(Описание)

- Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

- Это тема сегодняшнего урока.

IV . Этап актуализации имеющихся знаний.

- Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся .

- Сравните ваши высказывания с планом на доске.

- Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске )

Функционально-смысловые типы речи. Описание .

1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.

2. Виды текстов-описаний.

3. Особенности текстов-описаний:

3.1 композиционные;

3.2 лексические;

3.3 морфологические;

3.4 синтаксические.

V . Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

«Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов».

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

- Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

- Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

- Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).

- Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

- Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

- А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

- Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

- Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является «данным» в этом тексте?(Лес, человек)

- Что является «новым»?(Признаки леса, чувства человека)

- Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется?

(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.


Н1



Д Н2

Общая тема

- Что характерно для этого вида связи? (В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым».

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

1. Общее представление о предмете. (Предложение 1)

2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

- Это слова одной тематической группы «лес зимой» - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

- Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

- Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

- А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

- Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

- Это основные морфологические особенности текстов описаний.

- Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

- Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

- Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

- Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI . Этап рефлексии.

Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание».

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

  1. Русский язык

Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.

Тренировать речемыслительные умения позволяют уроки-коммуникации, методика проведения которых была предложена Е.С.Антоновой в журнале “Русский язык в школе”.

Начинается урок с мобилизующего этапа (сформулированы тема и цель урока). Методический приём (акцентно-смысловое чтение стихотворения “Последнее свидание”) становится этапом предпонимания художественного текста. Вопросы “Какими вы представляете участников свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей?” являются началом герменевтического анализа художественного текста, продолжением которого станет работа в группах. Задания, направленные на выполнение аналитических процедур, предлагаются в соответствии с индивидуальными особенностями групп. Для работы в группе создаются необходимые условия (группы формируются с учётом психологической совместимости детей, приготовлены раздаточный материал и словари.). Работа в группах требует от каждого участника диалога умения ставить перед собой задачу и добиваться её осуществления, общаться, сотрудничать с одноклассниками, быть коммуникабельным и самодисциплинированнным, а также уметь выполнять поисковые задания (работа со словарями, вопросы-“зацепки”).

На этапе интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур (в устной форме) дети должны продемонстрировать рецептивно-аналитические текстовые умения, умение аргументированно говорить, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов, определять функционально-смысловую характеристику текста.

Упражнение аналитико-синтетического характера (“псевдотекст”) принуждает каждого ученика (индивидуальная работа) проанализировать “псевдотекст”, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом. Такое задание предполагает наличие у ребят умений анализировать текст с точки зрения функционально-смыслового и герменевтического подхода и даёт возможность обрести более устойчивую базу знаний и умений.

Заключительным этапом урока становится рефлексия собственной учебной деятельности с использованием речевого клише. Этот вид задания побуждает ученика мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы.

Домашнее задание (синтетическое упражнение) ориентировано на актуализацию опорных знаний и умений и применение их в новой ситуации.

Урок-коммуникация.

Тема урока: “Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”)”.

Образовательная цель:

совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить полный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения.

Повторить основные речеведческие понятия (тип и стиль речи, средства и способы связи предложений в тексте);

Закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

Совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи, речевых клише.

Развивающая цель:

Воспитательная цель:

воспитание субъектности.

Оборудование:

– картина И.Н.Крамского “Некрасов в период “Последних песен”;

– П.И.Чайковский “Осенняя песня”;

толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Примерное содержание урока.

1 Самоопределение

(цели и задачи).

Продолжаем разговор о типах речи, и тема сегодняшнего урока “Типы речи в структуре произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”. Нам необходимо определить тему, идею и типологическое строение данного текста, последовательность расположения типовых частей и их влияние на выбор языковых средств.

2.Актуализирующие задания.

(Акцентно-смысловое чтение: заранее подготовленный ученик декламирует стихотворение И.С.Тургенева под аккомпанемент музыки П.И.Чайковского “Осенняя песня”). Предварительно перед детьми ставится задача: определить, какова тема произведения “Последнее свидание”?

3.Этап предпонимания

(начальный этап герменевтического анализа текста).

Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?

4.Групповая работа по карточкам-заданиям.

Вопросы “Каково типологическое строение данного текста? Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?” являются общими для всех групп, образованных на базе данного класса.

Но каждая группа имеет и индивидуальные задания (см. Приложеие1).

5. Отчёт групп о проделанной работе

(этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур).

(Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом., находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги . Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими ”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие ” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг !” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохший худая, словно обглоданная рука измождённая грудь – съеженные зрачки ”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть ”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились ” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить ) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал , порывисто протянул, заколыхалась, скатились ) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы ). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает ), о себе – в разговорном (почудилось ). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Говоря о произведении И.С.Тургенева, нельзя не вспомнить картину Крамского “Некрасов в период “Последних песен”.

Сначала художник задумал её в своеобразной композиции: Некрасов “на подушках”. В письме к П.М.Третьякову 16 февраля 1877г. Крамской писал: “все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдёт, что Некрасова даже в халате представить нельзя…”. Так Крамской начал другой портрет и сделал его: бюст Некрасова со скрещенными на груди руками. Однако прежняя идея не была отвергнута. Более того, она была поддержана поэтом. “Нужно сказать ещё, - делится своими планами Крамской с Третьяковым, - что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал; в малом виде вся фигура на постели и некоторые детали в аксессуарах”. Художник дежурил около Некрасова неделями, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками. Творческий порыв поэта стал лейтмотивом картины. Портрет экспонировали на литературном вечере, на сороковой день после смерти Некрасова.

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, в конце признаваясь:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

6.Аналитико-синтетическое задание.

Весь ли текст И.С.Тургенева прочитан? Ознакомьтесь со вторым вариантом стихотворения “Последнее свидание” (см. Приложение 2). Выразите своё отношение ко второму тексту.

(Это псевдотекст. Есть инородные части. Взгляд со стороны не соответствует позиции автора, “тайный психологизм” несовместим с прямым называнием человека трупом.)

7.Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише (я понял.., я принял (к сведению) и усвоил.., я согласен…).

8.Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (рассуждение на тему: “Что лучше: мир или вражда?”).

Приложение 1

Карточка №1.

– Найдите в первой части текста предложения с прямым порядком слов. На чём хотел сосредоточить внимание читателей автор, используя в этой части прямой порядок слов?

– Найдите и выпишите из текста антонимы. С какой целью они используются в произведении?

– Проследите по тексту за употреблением видовременной формы глаголов. Когда видовременная форма глаголов меняется, с какой целью?

– И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты. Какие двойные эпитеты и с какой целью использует автор в “Последнем свидании”? Уточните лексическое значение найденных эпитетов по словарю.

– Инверсия придаёт высказыванию экспрессивный характер и поэтому является одним из наиболее выразительных средств. Найдите в первой части текста инверсию, определите цель её употребления.

– И.С.Тургенев лишь единожды использует риторическое обращение и восклицательное предложение. Какова их роль в этой части текста?

Карточка№2.

– В стихотворении есть словосочетания наречия + глагол. Какова роль таких сочетаний в понимании смысла текста?

– И.С.Тургенев – мастер “тайного психологизма”. “Тайный психологизм” - это меткое слово, точная интонация, позволяющие раскрыть сложные отношения между людьми, не прибегая к пояснению и прямым оценкам. Найдите приёмы “тайного психологизма” в стихотворении “Последнее свидание”.

– Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Градация строится на нагнетании синонимов. Найдите синонимы к слову “высохший” и выпишите их в тетрадь. Определите по словарю лексическое значение этих слов. Можно ли считать их отрицательной градацией? С какой целью они (синонимы) употребляются в тексте?

– Приставка за-, обозначающая начало действия, любимая приставка И.С.Тургенева. Как часто использует автор эту приставку в “Последнем свидании” и с какой целью?

Карточка №3.

– Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Докажите свою точку зрения. Найдите синонимы к слову болезнь.

– Самым распространённым эпитетом в фольклоре является белый цвет. Древнейшее значение его – “светить, сиять, блестеть ”. Даже сейчас слово белый вызывает ассоциации с понятиями “чистый, радостный, праздничный, успокаивающий ”. Белый цвет – символ радости, благодати, красоты. Слово белый – стилистически нейтральное слово. Почему И.С.Тургенев использует слово белый, а не седой при упоминании о смерти?

– Синтаксический параллелизм предполагает соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях или их частях. Найдите в произведении примеры употребления синтаксического параллелизма, определите его роль в тексте.

– И.С.Тургенев создаёт образность простыми средствами, используя стилистически нейтральные слова. Но есть и исключения. Найдите в стихотворении слова высокого стиля, какова их функция в тексте?

– Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как они соотносятся? Что даёт такое построение (приём обрамления) текста для понимания идеи произведения?

Приложение 2.

Последнее свидание.

1.Мы были когда-то короткими, близкими друзьями…

2.Но настал недобрый час – и мы расстались как враги.

3. Прошло много лет…

4. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадёжно болен и желает видеться со мною.

5.Я, с цилиндром в руках, бодрый, высокий, представительный, отправился к нему, вошёл в его комнату…

6. Взоры наши встретились.

7. Я едва узнал его.

8. Боже! что с ним сделал недуг!

9.Он казался почти трупом.

10. Жёлтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе…

11.Он не мог сносить давление самого лёгкого платья.

12.Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрёк ли – кто знает?

13.Странно было видеть, что такой труп говорит, шевелит губами.

14. Измождённая грудь заколыхалась – и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

15.Сердце во мне упало…

16.Я сел на стул возле него – и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

17.Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

18.Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина.

19.Длинный покров облекает её с ног до головы…

20.Никуда не смотрят её глубокие, бледные глаза; ничего не говорят её бледные, строгие губы…

21.Эта женщина соединила наши руки…

22.Она навсегда примирила нас.

23. Да… Смерть нас примирила…

Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



Конспект урока «Функционально-смысловые типы речи. Текст» 10 класс
Учитель Бокатая В.А.
14.12 2016г.
Цели урока: обобщить знания по темам «Текст. Типы речи», привести в систему ранее изученное по данной теме, совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверить степень готовности класса к уроку, наличие необходимых учебных материалов и принадлежностей, рекомендации по использованию учебного пособия и тетрадей, сообщение о том, что в ходе урока будет составляться краткий конспект изучаемого материала.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление и запись темы урока.
2)Реализация мотивационных и метапредметных задач урока:
-Все ли в объявленной теме урока понятно? Как следует понимать во взаимосвязи понятия «функция» и «смысл»? (Деятельность и содержание деятельности)
-При изучении каких предметов вам приходилось применять данные понятия? (Физика, химия, математика, литература)
-Сегодня на уроке литературы вы получили творческое задание по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Какие затруднения вы ощутили перед выполнением этого задания? (Необходимость тщательного изучения художественных текстов, их интерпретация и создание на этой основе собственных аналитических текстов).
Запись на доске: интерпретация – восприятие и истолкование чужого текста с целью создания текста вторичного, собственного)-Так каковы же цели вы видите в рассмотрении сегодняшней темы урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили? (Систематизировать знания о тексте, подходах к его анализа и совершенствовать умения создавать собственные тексты не только на уроках русского языка и литературы, но и других уроках, а также в будущей жизни)
3)Слово учителя.
Несколько лет назад в США проводился конкурс среди старшеклассников, ваших ровесников, представлявших страны Америки, Европы, Азии, Австралии, на лучшее понимание и интерпретацию текстов. Текст же представлял собою обычную инструкцию по использованию холодильной установки для дома. Конкурсанты должны были на время изучить инструкцию, включить установку и написать свой отзыв о прочитанной ими инструкции.
Как вы думаете, ребята из какой страны были лучшими? (Таиланд, Индия, Китай)
Этот пример говорит о том, что текст необходимо не только умело читать, но и вникать в его смысл для того, чтобы быстро и правильно извлекать из него необходимую информацию, выделять главное, эффективно использовать эту главную информацию и уметь оценить как достоинства, так и недостатки чужого текста посредством своего собственного текста любого стиля и типологии.В нашей школьной практике – это сочинение.
Отсюда вытекает еще более прагматичная для нас с вами задача: подготовиться к написанию сочинения по заданному тексту на ЕГЭ по русскому языку в следующем году, поскольку КИМы такую работу на экзамене и предусматривают.
-Помните, какое это задание в КИМ? (25-е)
4)Беседа с классом по материалу учебного пособия, просмотренного учащимися дома.
-Что такое текст? (Несколько предложений, соединенных общей мыслью и темой и связанных грамматически)
По ходу формулировки ответов производится краткая запись положений на доске и в тетрадях
-Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, логическая и грамматическая связь между частями и предложениями)
-Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий).
Учитель: Помните, ребята, что единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Именно темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывая ее.
-Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор, ради чего он и создал текст)
Учитель: Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль (идею) нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
-Примеры: название изученных нами произведений выражают тему или идею произведений? («Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, «Обломов» Гончарова)
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные для понимания проблематики и идеи текста)
-Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста).-Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложений с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора, местоименной или синонимической замены, перифразы, ассоциации, одинаковых форм членов предложения. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому могут служить одинаковый порядок слов, анафора, антонимы, одинаковая цель высказываний и даже интонация).-Переведите данные схемы в словесную форму:

Повтор местоим. синоним

==========

Какие типы речи вам известны? (Повествование, рассуждение, описание)
-Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры из упражнений учебника.
Учитель: типы речи: описание, повествование, рассуждение – могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях. Попытаемся представить себе, какие картины запечатлены в памяти после прочтения любого текста. Что вы можете мысленно представить, обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые вы можете описать, перед нами описание.
-Где функционирую описания (При создании портрета, пейзажа, создания психологического портрета персонажа, интерьера, трудовых процессов, движений и стихий в природе и т.д.)
Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, а как последовательность во времени каких-то событий. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.- А что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки или фото? Ход мыслей. Речь идет о рассуждении. Надо помнить, что рассуждение бывает нескольких видов: просто размышление (обычно в жанре эссе), объяснение (инструктаж), доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свою точку зрения, доказывает (Аргументирует, иллюстрирует свои доводы), делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением. Композиция рассуждения классическая:
Тезис (высказывание, утверждение какой-либо мысли);
Доказательство или опровержение мысли с помощью определенных доводов, аргументов, фактов, примеров;
Вывод, который следует из всего сказанного или написанного выше. Любое сочинение рассуждение можно представить в образе «конфеты», «вкус» и «начинка» которой и есть структура рассуждения: вступление- тезис, основная часть – аргументы, заключение-выводНа доске:

Особенности каждого типа речи мы подробнее рассмотрим на следующем уроке, которое пройдет в форме практического занятия.
А сейчас мы попытаемся поработать с текстами и определим их типологии.
3. Закрепление изученного (практические задания) Работа с раздаточным материалом (см. на отдельном листе), который размещается на каждую парту. Вопросы и задания к текстам – под текстами.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что необходимо знать о тексте?
-Как связаны между собой тема, идея и проблематика текста?
-Какова композиция рассуждения?
-Полезны ли были вам те сведения, которые вы получили в ходе урока.
6.Оценка учителем работы класса.
Домашнее задание по группам: 1 группа – описание, стр.156-167, упр.299; 2 группа – повествование, стр.152-156, упр.199; 3 группа – рассуждение, стр.167-176, упр.311\s

Похожие статьи