Как проходило следствие авиакатастрофы над боденским озером. Отец уфимца, погибшего над Боденским озером: «Боль не может утихнуть, она всегда со мной

«МК» выяснил, как сложились судьбы родственников жертв страшной авиакатастрофы

Им не хватило всего 1,6 секунды для того, чтобы разминуться в небе с американским «Боингом». Это меньше, чем нужно, чтобы произнести «раз-два-три»…

10 лет уже живут родители без них.

Дети рейса 2937 «Башкирских авиалиний», что закончил свой последний полет над Боденским озером в ночь с 1 на 2 июля 2002 года.

В то лето над Уфой стояла страшная жара. Ровными рядами похоронные автобусы шли через весь город; аккуратно приклеены к каждому лобовому стеклу листочки с фамилиями — Савчук Вероника, Савчук Ирина, Савчук Владислав. Григорьева Жанна. Биглов Булат. Нелюбина Елена…

71 фамилия. Большинство погибших — талантливые школьники, гордость республики и родителей, по линии ЮНЕСКО Башкирии поехавшие отдохнуть в Барселону.

«…Я живу, как будто лечу» — 8 апреля 2002 года, за три месяца до трагического полета, написала в своем стихотворении Даша Козлова. Сейчас эти строки — поминальная эпитафия на ее памятнике.

Давно расставлены все точки над «i». Жизнь и смерть как пункты последнего назначения. Исследована цепочка случайностей, приведшая к одной из самых знаменитых и печальных авиакатастроф начала ХХI века.

Умер — был убит Виталием Калоевым, потерявшим в небе над Боденским озером всю семью, — тот самый злополучный швейцарский диспетчер авиакомпании «Скайгайд» Петер Нильсен, что, от усталости или по рассеянности перепутав право и лево, стал невольной причиной столкновения в воздухе двух авиалайнеров: нашего «Ту-154М» «Башкирских авиалиний», бортовой номер RA-85816, следовавшего по курсу Москва—Барселона, и «Боинга-757», летевшего в Брюссель...

— Я помню только, что проснулась от того, что внезапно среди ночи зажгли свет, и комната наполнилась незнакомыми людьми, — говорит сегодня 14-летняя Катя Кулешова, дочь погибшей стюардессы Татьяны Кулешовой. — Стало плохо бабушке. Пахло лекарствами. Дедушка взял меня на руки — мне было всего четыре года тогда, — я спросила его: «А где мама?» Он ответил: «Мама на работе. Но она очень скоро придет». Он сказал это как-то ТАК, что я сразу поняла: мамы больше нет...

Самолет вне расписания

Я упала с месяца, с его острого края.

Я летела долго

И долетела до рая...

Зоя Федотова, 14 лет, пассажирка рейса 2937

Они вообще не должны были оказаться в ту ночь в небе. Уфимские школьники, по вине взрослых накануне опоздавшие на свой самолет в Барселону.

Сопровождающие привезли группу в «Шереметьево» вместо «Домодедово». Ошибка оказалась роковой. Первый самолет улетел без них.

Будь эти дети обычными, рядовыми детьми — расстроились бы да и вернулись себе домой, но они, на свою беду, почти все оказались из семей высокопоставленных. Глава администрации президента Башкирии Ильдар Гимаев, самый молодой чиновник в башкирском Белом доме, отправлял в Испанию свою 15-летнюю дочь Лейсан. (Позже именно он возглавит правительственную комиссию, выяснявшую обстоятельства трагедии, в 2003 году напишет добровольное прошение об отставке, а в 2008-м, спустя шесть лет после трагедии, умрет после операции по удалению легкого.)

Шептались в городе злые языки: путевки-то были предназначены для детдомовцев, многодетных, а полетели-то сплошь «золотые» девочки и мальчики.

Впрочем, ребята были действительно как на подбор: юные поэты, художники, спортсмены и даже одна королева красоты...

Хорошие дети из хороших семей. Просто опоздавшие на свой самолет.

И начались звонки в Уфу с просьбой повлиять на ситуацию, снарядить срочно чартер и отправить его в Москву...

Конечно, для рядовых подростков вряд ли бы кто так расстарался, но в этом случае...

— Спешно вызвали резерв. Это был слетанный экипаж Александра Гросса. Они буквально накануне вышли из отпуска, и им предложили отвезти детей, — вспоминает Юрий Евстратов, на тот момент сотрудник авиакомпании «Башкирские авиалинии». — Сам Гросс летал по этому маршруту в Барселону 5 раз, но — вторым пилотом. По этой причине с экипажем отправился проверяющий Олег Григорьев, который должен был по инструкции помогать командиру корабля на всем маршруте следования.

Александра Гросса «вытащили» на внеплановый рейс с огорода.

Самого первого пилота Гросса на внеплановый рейс вытащили с огорода: вчерашний отпускник поливал помидоры. Второй пилот, Мурат Иткалов, Мурик, как все его называли, пообещал на прощание жене: «Смотаюсь быстро и поеду на рыбалку!»

Отработали по схеме на тренажере заранее трассу. Перелетели в Москву — забрали детей, к тому времени прекрасно размещенных в общежитии и уже даже не сильно вроде бы переживавших из-за случившегося.

Но на чартере все еще оставались свободные места. И тогда было решено пустить в продажу лишние билеты.

Закручивалась невидимая спираль случайностей, вероятностей, трагических совпадений...

Дополнительных билетов продали семь.

— Белорусская семья Шисловских должна была лететь в Испанию из Москвы вместе с тургруппой, из Белоруссии они ехали на поезде Прага—Москва, и по дороге в их состав врезался «УАЗ», — рассказывают мне. — В результате они тоже опоздали в Москве с получением визы — группа улетела без них... И тут, на несчастье, подвернулся чартер 2937.

Светлана Калоева с детьми Костей и Дианой отправлялись в Испанию к мужу Виталию, который работал строителем. В первоначальном списке пассажиров, опубликованном сразу после катастрофы, напротив этих семи человек нет даже имен, только инициалы — семеро случайных людей.

«Хлебный» кусочек неба

«В ту ночь, дочка, время в нашем доме остановилось навсегда», — 83-летний Геннадий Харлов, отец штурмана Сергея Харлова, достает из целлофанового пакета разрозненные детали часов погибшего сына: циферблат, ремешок и — почти нетронутый, только чуть помятый — загранпаспорт. «Самолет ведь не взорвался в воздухе, так что все его бумаги уцелели, пожара не было».

Геннадий Семенович Харлов знает, о чем говорит. Он сам отдал нашей авиации 37 лет. Парторг, командир эскадрильи, с орденом Ленина на груди — за выслугу лет и, вероятно, особые, о которых он не хочет говорить, заслуги.

Жена его, мать Сергея, вот уже много лет после катастрофы не встает с постели — она тут же, в соседней комнате, мы слышим ее слабое дыхание.

— О чем рассказывать? Все уже давно закончено и забыто, — как отрезает младший сын Харловых.

Только бы старик не заплакал. Он такой старенький, сгорбленный, весь трясущийся.

Мы переводим разговор на то, что ближе и дороже, понятнее ему, бывшему летчику.

О советских «тушках», на которых он начинал совсем молодым, пересев с военного «Ми-2».

И о том, как был счастлив, когда его первенец, Сережка, тоже поступил в летное училище...

13 тысяч часов налета сына — против 12 500 отца.

Дети всегда должны быть лучше своих родителей.

И не уходить первыми. Не оставлять отцов одних на этой земле.

«Я покажу вам то, что еще никому не показывал, — старик достает листы бумаги, на которых написаны его стихи. — Это, скорее, проза жизни в рифму, вот начал сочинять на старости лет», — пытается пошутить он.

— Мы очень боялись, что виновным признают, как это часто бывает, человеческий фактор, то есть экипаж, — с трудом произносит Харлов. — То говорили, что пилоты не владели английским в достаточной степени, хотя это была явная неправда, то еще что... Конечно, в вине и невнимательности швейцарцев разобрались быстро, но разве это вернет человеческие жизни?..

Свести два самолета вместе, в одну точку, может только диспетчер.

Уставший швейцарец в далеком Цюрихе подменял отошедшего на перерыв коллегу, трудясь сразу за двумя терминалами. Несмотря на то что оба столкнувшихся самолета летели над немецкой территорией, вела их швейцарская компания «Скайгайд». Эта проблема между Швейцарией и Германией существовала давно: нехватка кадров, загруженность трассы и всего один диспетчер в ночной смене, — но кто же отдаст другой стране свой «хлебный» кусочек неба?

В небе Европы в ту ночь было много опасных сближений. Много работы. Внимание рассеяно. И так хочется спать...

Петеру Нильсону звонил коллега из Мюнхена, пытался предупредить об опасности: два самолета находятся слишком близко друг от друга, — но телефонная линия все время оказывалась занята, занята, занята...

Это на земле все решают часы.

В воздухе время исчисляется минутами, секундами и даже долями секунды. 1,6... Меньше мига.

Расследованием столкновения занимались немцы. В отчете основным виновником была все-таки признана компания «Скайгайд». Она до последнего отпиралась и отказывалась платить компенсации русским. В мае 2006-го все же начался судебный процесс. Троих менеджеров компании приговорили к условному заключению, одного — к штрафу, еще четверо были оправданы.

2 миллиона 600 тысяч евро получили близкие погибших. Мнения разделились.

Часть родителей была готова смириться с потерями и получить компенсации на предложенных условиях, часть — требовала нового расследования.

«Башкирские авиалинии» так и не оправились от удара. Несмотря на то что все понимали: вины летчиков нет, билеты на рейсы в то лето почти не раскупались, и очень скоро этот региональный перевозчик приказал долго жить...

Были и другие причины банкротства, конечно, не только эта.

«Ребята, летчики, персонал не пропали — разошлись кто куда, — говорит Рашид Мустафин, бывший замкомандира летного отряда по организации летной работы. — Мы собираемся вместе, пожалуй, только раз в год — прилетаем из разных мест, на поминки на кладбище...»

Кладбище бумажных самолетиков

Они так и лежат — как сидели в салоне лайнера. Друг за другом. Черные кресла памятников. На обратной стороне могильных плит — строки детских и родительских стихов.

«Мир достаточно жесток, но я научусь, чтобы мне было не страшно жить», — написала 15-летняя Жанна Григорьева, пассажирка рейса 2937.

— Могилы тогда по приказу сверху выкопали очень быстро, на подмогу согнали солдат из ближайшей части, — говорит могильщик Эмиль. — Здесь был лес, так его сразу выкорчевали, буквально за один день. Да, заказ был не маленький...

Сохранились фотографии, снятые в те дни у здешнего Белого дома, Дома правительства, — вереницы «скорой помощи», белое на белом. Очень долго не давали некрологи в газетах. Никто не решался отдать распоряжение. Только спустя две недели пошли они сплошными траурными квадратиками на страницах: соболезнуем замминистру культуры, начальнику финансово-хозяйственного управления, ректору вуза...

В день похорон приехал на совещание президент Путин. К тому времени на кладбище все траурные мероприятия уже закончились. Детей закопали. Но родители, узнав, что первое лицо государства все же прибудет, и надеясь, что только Путин может приказать расследовать эту катастрофу как следует, вернулись на погост. Рыдали и ждали главу государства над свежими холмиками. Шесть часов ожидания.

Время на земле долями секунд не измеряется.

«Охрана замучилась по кустам сидеть: в тот год комаров было! — так они фэсэошников так закусали, а Путина все не было и не было...»

Похороны-2 все же состоялись, но только поздним вечером. Президент появился, пожал всем руки, пособолезновал.

За десять лет на кладбище мало что изменилось. Разве только старые мраморные плиты сменили на новые. И в небе по кругу по-прежнему летят бумажные самолетики из металла — памятник пассажирам погибшего рейса.

Разорванная жемчужная нить

Некоторые семьи, чьи дети погибли над Боденским озером, не выдержав горя, распались. Большинство, слава богу, смогли начать новую жизнь, родились новые малыши, которые, вероятно, не появились бы на свет, если бы не та страшная ночь с 1 на 2 июля 2002 года.

Однозначно безнадежного в этом мире не бывает ничего.

О погибших над Боденским озером детях тогда (да и потом) писал весь мир. Были сняты документальные фильмы, по мгновениям реконструированы те страшные события. «Ту-154» и «Боинг-757», столкнувшиеся почти под прямым углом. Удар попал по фюзеляжу, «Ту» развалился в воздухе на несколько частей и упал в окрестностях уютного немецкого Юберлингена.

Да, об уфимских детях тогда писали все...

Немного в стороне шел погибший экипаж — их дети остались сиротами.

Сына стюардессы Ольги Багиной усыновил вскоре немецкий полицейский, работавший на месте катастрофы. Сейчас парню уже двадцать лет, он получил сертификат летчика и мечтает, как это ни странно, приехать учиться летному мастерству в Россию.

Сын второго пилота Денис Иткулов уже примеряет отцовскую летную форму.

Николай Феоктистович Кулешов ради внучки Кати заставил себя забыть страшную ночь, когда погибла его дочь-стюардесса.

Кате Кулешовой — дочери стюардессы Татьяны Кулешовой — пока только четырнадцать. Ее воспитывает один дедушка. Бабушка умерла вскоре после гибели дочери. Кроме дедушки, у девочки никого нет.

Николаю Феоктистовичу Кулешову — 76 лет. Он очень крепится, говорит, что ради единственной внучки — красавицы и умницы — все-таки заставил себя забыть ту страшную ночь. «Я стар и поэтому знаю совершенно точно: мы всегда теряем тех, кого слишком сильно любим. Поэтому нельзя любить слишком... Для меня Танюшка была светом в окошке. Помню, жена, Любочка, в детском садике работала, и как-то зимой, ночью, в метель, она оставила дочку на ночь в группе. Я так на нее рассердился и, несмотря на мороз, пошел в сад. Хотя бы одним глазком глянуть — как она там. Возле окна рос куст сирени — обдирая руки, я полез по голым ветвям вверх. Танечка не спала. И, увидев в окне мое лицо, закричала громко: „За мной папка пришел!“ Господи, если бы вы только знали, как я всегда боялся ее потерять!..» — старик не может сдержать слез. И только подошедшая внучка Катя, как две капли воды похожая на свою погибшую маму, только в два раза ее тогдашней моложе, может его успокоить.

Я вижу, как старик трясется над единственной внучкой. Как мечтает дожить до того дня, когда Катя станет совершеннолетней. И как понимает, что даже очень большая любовь — не клетка с цепями. Девочка растет. Она должна лететь...

«Я отпустил Катю с мамой погибшего Кирилла Дегтярева на Мальту учить английский язык. Я понимаю, что это нужно для ее будущего, для учебы. И как бы я ни боялся за нее, я не должен думать о том, что она всегда будет рядом».

Кулешовы собрались в Германию в канун катастрофы. Это традиция. Родственники погибших, как обычно, в июле ездят почтить память на место крушения лайнера. Там тоже установлен памятник — в виде разорванной жемчужной нити.

Но с каждым годом отправляющихся в Германию все меньше. Больше десятка человек, родителей и близких родственников погибших, уже умерли, так и не смогли перенести утрату.

Сидя перед телевизором, в своем кресле, скончался отец 14-летнего Булата Биглова, 45-летний Ирек Биглов. Он как раз смотрел передачу об убийстве швейцарского диспетчера.

Сам Виталий Калоев вышел на свободу из швейцарской тюрьмы, так и не отсидев до конца свой срок. Он стал чиновником в родной Осетии. Его там все знают и уважают за содеянное.

А в субботу, накануне скорбной даты, он был задержан немецкими властями: несмотря на то что Калоеву выдали шенген, чтобы лететь на 10-летие трагедии в Юберлинген, швейцарцы заявили свой протест. Они не хотят видеть убийцу Петера Нельсена, этого дикого русского горца, даже поблизости от своей страны. Они боятся его, видимо, и не знают, что от него еще ждать.

10 лет — вполне достаточный срок для цивилизованного человека, считают на благополучном Западе, чтобы забыть и простить.

Утром 1 июля не наш, немецкий самолет забрал всех родных и близких погибших и вылетел на панихиду в Юберлинген. Виталию Калоеву тоже разрешили посетить место трагедии.

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед.

В августе 2016-го в Альпах разбился истребитель швейцарских ВВС. Англоязычная Wikipedia пишет, что причиной катастрофы стало не соответствующее нормативам оборудование аэродрома воздушной базы в Майрингене, входящего в юрисдикцию «Скайгайд».

Сарик Андреасян)

  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф
  • Михайлов Андрей 02.07.2012 в 7:00

    2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские службы Швейцарии. Виталий Калоев отомстил за гибель семьи, убив диспетчера "Скайгайд".

    10 лет назад, 2 июля 2002 года, в небе над Германией столкнулись Ту-154М российской компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские наземные службы Швейцарии.

    До сих пор помнится, что эта авиакатастрофа потрясла не только Европу, но и весь мир. Еще бы - 26000 пассажирских и грузовых лайнеров летают каждый день над Европой, причем около четырех тысяч над Швейцарией. Эта катастрофа поставила много вопросов о безопасности авиаперевозок над Старым Светом. Много в ней было эдакого мистического и непонятного…

    В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 метров столкнулись Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", летевший из Москвы в Барселону, и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство - дети, летевшие в Испанию из Башкирии на отдых. Кстати, катастрофа, весьма мистическим образом произошла ровно через год после трагической гибели Ту-154 под Иркутском.

    По горячим следам власти Германии возложили вину за столкновение на пилота российского авиалайнера. Представитель швейцарской авиадиспетчерской службы "Скайгайд" тогда лихо сообщил, что машины находились на встречных курсах, и летчик Ту-154 лишь на третий раз отреагировал на указание диспетчеров начать экстренное снижение.

    Затем диспетчер предупредил пилота летящего встречным курсом "Боинга-757" об опасном сближении с российским самолетом. Но пилот грузовика не успел среагировать. В общем, русские плохо владели английским языком, да и техника на Ту-154, сообщающая об опасном сближении, наверняка устаревшая. По другой германской версии, экипаж Ту-154 не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли.

    Однако, по "отечественной" версии, экипаж российского самолета был очень опытным и такой грубой ошибки не допустил бы. Наш самолет в эксплуатации находился всего семь лет, что, по авиационным меркам, достаточно мало. Лайнер был полностью исправен.

    Российская сторона сразу же после заявления германцев и швейцарцев заняла довольно спокойную и взвешенную позицию, чувствуя за собой силу фактов. Ведь в момент столкновения Ту-154 и "Боинга-757" их вели именно наземные авиадиспетчеры!

    Очень скоро даже иностранным сторонам стало ясно, что без ошибок диспетчеров катастрофа не обошлась. Тем более, что в диспетчерских службах Швейцарии царила если не неразбериха, то хотя бы некая неопределенность. Буквально за сутки до гибели Ту-154 над южной Германией глава службы авиадиспетчеров Швейцарии "Скайгайд" признался в неизбежности катастрофы во вверенном ему воздушном пространстве, так как авиадиспетчерская компания находится на грани банкротства. Ни больше, ни меньше!

    Встает проблема "демотивации персонала". Проще говоря, диспетчерам нечем платить, средства технического контроля безнадежно устарели. Все это, естественно, может отразиться на безопасности полетов. Заметьте - это было озвучено швейцарской стороной всего за сутки до катастрофы!

    Потом швейцарцы вынуждены были признать, что за несколько часов до столкновения в диспетчерском центре цюрихского аэродрома Клотен была отключена для профилактических работ система автоматического предупреждения диспетчеров об опасном сближении самолетов. Будучи извещены об этом, в данных обстоятельствах диспетчеры должны были проявлять особое внимание к работе по контролю воздушной обстановки в ручном режиме.

    Кроме того, в работе швейцарской службы было выявлено грубое нарушение должностных инструкций. Во время подобных отключений за пультом должны находиться как минимум два диспетчера. Дежурил один, некто Петер Нильсен, разрешивший напарнику поспать, - благо в момент катастрофы в зоне их ответственности было лишь пять самолетов. В конце концов и даже с телефоном возникли проблемы - швейцарский диспетчер долго не мог связаться со своими немецкими коллегами.

    Летчики "Башкирских авиалиний" до последнего момента сомневались в правильности команд диспетчера, но, строго следуя его инструкциям, продолжали выполнять их. А всего за 1,8 секунды до столкновения пилот Ту-154 увидел стремительно приближающийся "Боинг" - но сделать что-либо было уже невозможно. Благодаря сохранившимся "черным ящикам", специалистам удалось восстановить записи переговоров двух экипажей и диспетчера швейцарской фирмы "Скайгайд".

    Собственно, именно из распечатки переговоров экипажей с диспетчером совершенно ясно, что вина последнего несомненна. В точку столкновения "Боинг" и Ту-154 летели около 12 минут на одной и той же высоте - 36000 футов. Но даже в последние 50 секунд катастрофу можно бы предотвратить - если бы не путаница в командах диспетчера.

    В конце концов и швейцарцы признали, что система контроля полетов "Скайгайд" работает с сильной задержкой, и диспетчер слишком долго разбирался, куда направить российский самолет…

    Похожие статьи