Вем начальная форма и лексическое значение. Ведать понятное лексическое значение понятия в словаре синонимов даля. Что такое лексическое значение

ВЕДАТЬ, ниж. вести, церк. ведети; ведывать что, знать, иметь о чем сведение, весть, ведомость, знание. И не знавали и не ведывали мы такой напасти. | Заведывать или править, управлять, распоряжаться по праву. Голова ведает волость. Кто как ведает … Толковый словарь Даля

Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Аминем квашни не замесишь; молитву твори, да муку клади! Боже, поможи, а ты на боку не лежи! Богу молись, а сам трудись! Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! С …

Толковый словарь Даля

Муж. названье шестой буквы церковной и русской азбуки, е. | Есть, 3 лицо, наст. вр., гл. быть, опускается, подразумеваясь, в русском языке там где употр., на др. языках, напр. он есть добр, он есть сердит и пр.; но есть свойственно языку,… … Толковый словарь Даля

Ем, а дела не вем. Едим, едим, а работа впереди. См. РАБОТА ПРАЗДНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Писатель Петровского времени, род. под Москвой в 1652 или 1653 г., умер 1 го февраля 1726 г. в Петербурге. Отец его был оброчным крестьянином подмосковного дворцового села Покровского, которое теперь входит в черту города Москвы. Село это… …

- (в иночестве Феодосий; ум. 17 февраля 1650 г.) пользовался большим влиянием среди Московского боярства и в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Феодоровича Романова. В первые годы правления Михаила Феодоровича, в 1613 1619 гг … Большая биографическая энциклопедия

Фёдор Иванович Шереметев (в иночестве Феодосий; ум. 17 (27) февраля 1650) русский военный и государственный деятель Смутного времени и царствования Михаила Фёдоровича Романова; боярин из старинного дворянского рода Шереметевых В 1598 году… … Википедия

ЗОСИМА И САВВАТИЙ - Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

Боярин и воевода, писатель, род. в 1528 г., ум. в 1583 г. В первый раз имя кн. Курбского встречается в 1549 г., когда он сопровождал царя Иоанна IV в Казанский поход в звании стольника, и находился в есаулах вместе с братом царицы Анастасии… … Большая биографическая энциклопедия

Французскому писателю и журналисту Альфреду Капю принадлежит такой афоризм:

"Слово подобно мешку: оно принимает форму того, что в него вкладывают".

Эти слова помогут нам ответить на вопрос, что же такое лексическое значение слова?

Образ мешка, хоть и достаточно приземлённый, напоминает нам о том, что не каждое слово имеет единственное значение, поэтому мешок может оказаться очень тяжёлым, ведь:

  • слова бывают как однозначными, так и многозначными;
  • их можно использовать либо в прямом, либо в переносном значении, что полностью зависит от контекста, в котором они используются.

А ещё мы просто можем не знать, что обозначает слово, и ошибочно приписывать ему совершенно другой смысл. Поэтому нужно почаще заглядывать в толковые словари, чтобы наша устная и письменная речь была точной, максимально понятной и не пестрила ошибками.

Слово науке!

В учебнике русского языка читаем:

Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Не очень понятно? Тогда воспользуемся таким определением:

Лексическое значение - это содержание слова, позволяющее получить представление о различных явлениях, процессах, свойствах, предметах и так далее.

Каким же бывает лексический смысл слова?

Основная часть слов выполняет так называемую номинативную функцию , то есть называет предметы, а также их различные свойства, выполняемые действия, процессы, явления. Эти слова характеризуются как полнозначные и самостоятельные.

Выполняя номинативную функцию, каждое слово может обретать либо прямое, либо переносное значение .

Прямое - предполагает непосредственную связь слова с вполне конкретным явлением реальной жизни, которое оно обозначает. Например, строить означает возводить здания (в прямом значении), но это же слово будет обозначать мысленное намерение (строить планы), если его использовать в переносном значении.

Переносное значение считается вторичным, так как в процессе его появления название и свойства одного явления переносятся на другое. Переносное значение основано на ассоциативных связях: общих признаках, сходстве, функциях и так далее.

Ещё один пример.

Болото

Прямое - топкое место.

Переносное - застойные процессы в обществе, застойное время.

Лексическая сочетаемость

Ещё одним важным понятием, которое стоит упомянуть, когда речь идёт о лексическом значении, является сочетаемость . Не каждое слово можно присоединить к другому. К тому же есть такие слова, которые можно назвать "несвободными", накрепко связанными с другими и не используемые без этих слов.

Среди последних выделяют синтаксически или конструктивно обусловленные и фразеологически связанные .

Синтаксически обусловленные - разновидность переносного значения, появляющегося в определённом контексте. В данном случае слово начинает выполнять не свойственные ему функции.

Например:

Эх, ты, дуб непонятливый!

Уже справился? Ну ты и молоток!

Фразеологическую связь можно обнаружить лишь в устойчивых выражениях и словосочетаниях. К примеру, прилагательное "каштановый", имеющее значение "цвет", сочетается исключительно со словом "волосы", а закадычным может быть только друг .

Обделённые слова

Однако существует группа слов, у которых нет лексического значения. Это

  • междометия;
  • частицы;
  • союзы;
  • предлоги.

Тренируйтесь!

Чтобы постоянно пополнять свой словарный запас и точно знать, что обозначают те или иные слова, можно привить у себя привычку анализировать слова по следующему алгоритму:

    1. Выясните лексическое значение слова, которое оно имеет в контексте предложения, и запишите его.

    2. Определите, сколько значений у этого слова: много или одно.

    3. Установите, какое значение: прямое или переносное, - имеет анализируемое слово.4. Подберите синонимы.

    5. Подберите антоним.

    6. Определите происхождение слова.

    7. Установите, насколько широко оно употребляется (общеупотребительное / ограниченное в употреблении, например, профессионализм).

    8. Определите, относится ли слово к устаревшим.

    9. Узнайте, входит ли это слово в состав устойчивых выражений и фразеологизмов.

Лексическое значение и орфография

В заключение отметим, что зачастую только знание лексического значения и контекст, в котором оно используется, препятствуют появлению ошибок.

Классический пример:

В мягком кресле было удобно сИдеть.

Он начала рано сЕдеть.

То же самое можно сказать о правописании корней -равн- и -ровн- , -мак- и -мок- . Чтобы не допускать ошибок при их написании, необходимо знать значение слов, в которых они пишутся.

-равн- = одинаковый, равный // -ровн- = гладкий, ровный

-мак- = опускать в жидкость // -мок- = пропускать влагу

Будьте внимательны со словом и наполняйте каждый словарный мешок верным содержимым!

ниж. вести, церк. ведети; ведывать что, знать, иметь о чем сведение, весть, ведомость, знание. И не знавали и не ведывали мы такой напасти.

Заведывать или править, управлять, распоряжаться по праву. Голова ведает волость. Кто как ведает, тот так и обедает. Кабы я ведал, где ты ныне обедал, знал бы чью ты песню поешь. Кабы знал, так бы ведал. Дедушка и не ведает, где внучек обедает. Кабы знать да ведать, где ныне обедать! Знать не знаю, ведать не ведаю, а дело мое. Не чаяно, не ведано, а беда на дворе. Что сам ведал, то и тебе поведал. Ем, а дела не вем. И глух и нем, греха не вем. Чье пью да ем (чей хлеб ем), того и вем. Хозяин не ведал, что гость не обедал. Кто у нас обедает, тот нас и не ведает. Ведать ся с кем, знаться, делаться, разделываться. Ведайся свой со своим. Ведайся с ним как знаешь. Ведать ся с кем судом, разбираться судом, искать, тягаться. Волость ведается головою, заведывается.

А ну, давай ведаться, кому ехать, кур. конаться, метать жеребий, брать низ и верх палки. Веду, ведашь, вместо ведаю, ведаешь, знаю, знаешь. А меня, ведашь ты, дома не лучилось. Ведь, союз, ведай, знай, понимай, не так ли, разумеется, разве не так; произн. вить. Ведь я тебе говорил наперед, не говорил ли, разве, нешто не говорил? Выведай у него, зачем он едеть. Доведайся, куда он уехал. Заведывать делом, управлять. Он заведался, зазнался. Глуби моря не изведаешь. Наведай брата, навести; наведайся о здоровье его. Отведай пивца. Поведай мне правду, скажи. Переведай дело это получше, разузнай снова. Он предведал смерть свою. Проведай его, посети. Проведаль я о том-то, узнал. Ходит по домам, да разведывает. Сведаю, так скажу, узнаю. Уведал, да поздно, узнал,. Ведомить употреб. только с предлогом. Безведомить, обезведомить кого, безвестить. Обведомить, обвестить. Предведомить кого, предуведомить. Осведомиться о чем. Уведомь о приезде своем. Ведение [ _ср. род ] длит. или церк. ведение, знание, познание, разумение, сведение, понимание, состояние ведающего.

Ведомство, управление, круг действия, заведыванье чем; в этом знач. употреб. и ведание. Дела эти не в моем ведании.

Ведение, бумага от равного в степени подчиненности места к равному; сношение, то же что отношение между должностными лицами. Больной лежить без веданья, вологодск. без памяти, сознания. Ведомый, вестимый, известный, знаемый;

кому, подведомый, подчиненный. Ведомо нареч. известно; знамо; вестимо; само собой, разумеется, конечно так, бесспорно. Употреб. также в родит. падеже. Это сделано без моего ведома, без веданья, ведения моего. Ехала кума, неведомо куда, о причудах. Спать без ведома, вологодск. без памяти и сознания, крепко. Ведомство [ _ср. род ] отрасль, часть государственного управления, составляющая нечто целое. Каждое министерство составляет особое ведомство. Ведомственный, относящийся до ведомства. Ведомость [ жен. род ] ведение; знание, сведение, известие.

Роспись на бумаге, сведение в графах и цифрах;

стар. ведомство, круг подчиненности и действия. Ведомостца, умалит. Ведомости мн. газета, поденное, повременное издание. Ведомостный, относящийся до ведомостей. Веглас, ведомец [ муж. род ] стар. ведец церк. ведчик, дока, мастер, знаток, искусник. Ведатель [ муж. род ] ведающий что, знающий;

заведываюший чем. Он тому гласа не весть, стар. ничего не смыслит. Невеглас, невежда. Ведство [ _ср. род ] стар. знание, сведение, опытность, бывалость;

иногда то же, что ведунство. Ведун [ муж. род ] ведунья [ жен. род ] колдун, волшебник, знахарь, ворожея. Ведунство, ведовство [ _ср. род ] стар. волшебство, колдовство, волхвованье, знахарство, ворожба и пр. Ведовский стар. к колдовству, ведству относящийся. Ведьма [ жен. род ] южн. или выдёма новг. ниж. и др. колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверью народа, с нечистою силою, злодейка, у которой бывает хвостик. Умеючи и ведьму бьют, наотмашь от себя. Ученая ведьма хуже прирожденной; по поверью, есть ученые, и прирожденные. Ну его на Лысую гору, к ведьмам! На Силу (30 июля) ведьмы обмирают, опившись молока, выдаивая чужих коров. Ведьмы месяц скрали, затменье [от затмеватьбудет затмеванье, а от затмить, затменье]: поверье Украины и севера. Ведьмин, ведьмовский, ведьме свойственный, принадлежащий. Ведьмовать, колдовать на зло другим, злыдарить, вредить. Ведьмак [ муж. род ] южн. зап. кур. вор. колдун;

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Рубрика (тематическая категория) Лексикология

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Лексика совокупность всœех слов данного языка.

Лексикология – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

В лексикологии слова изучаются с точки зрения: 1) их смыслового значения; 2) места в общей системе лексики; 3) происхождения; 4) употребляемости; 5) сферы применения в процессе общения; 6) их экспрессивно-стилистического характера.

В понятие ʼʼлексикологияʼʼ входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).

Слово – основная единица языка, это звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, признак, действие, свойство и т.д.

Слово как основная единица языка имеет разные стороны: фонетическую (звучание), лексическую и грамматическую.

Фонетическая сторона слова: молоко [мъл ко’ ].

Со стороны смысловой каждое слово характеризуется определённым лексическим значением.

Лексическое значение это содержание слова, соотнесённость его с явлением действительности, то есть то, что обозначает отдельное самостоятельное слово.

К примеру, есть предмет ʼʼмостʼʼ и есть слово ʼʼмост ʼʼ, обозначающее данный предмет.

Лексическое значение слова ʼʼмост ʼʼ следующее; ʼʼсооружение для перехода, переезда через реку, овраг, желœезнодорожный путьʼʼ.

Хотя понятие лежит в базе лексического значения слова, однако знак равенства между значением и понятием поставить нельзя. Лексическое значение слова многогранно. Помимо понятия, в его состав может входить эмоционально-экспрессивная окраска. Это объясняется тем, что язык является не только средством выражения и формирования мысли, но и средством выражения чувств и настроений. К примеру, слова солнце и солнышко выражают ласковое, любовное отношение говорящего к называемому предмету.

Слова хороший и замечательный , большой и огромный , красивый и прекрасный , удивляться и изумляться , бережливость и скупость выражают одно понятие и различаются лишь наличием или отсутствием эмоционально-экспрессивной окраски.

Лексическое значение слова тесно связано с грамматическим. Нет ни одного слова, обладающего лексическим значением и не имеющего социального грамматического оформления. Для выражения грамматических значений имеются особые материальные показатели, которые и придают слову грамматическую оформленность. Так, к примеру, в глаголе решать, употреблённом в разных формах (решал, решала ), лексическое значение дополнительно осложняется грамматическими значениями прошедшего времени, единственного числа, мужского и женского рода, что выражается с помощью окончания –а – для женского рода, нулевого окончания – для мужского рода и суффикса -л - прошедшего времени.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА" 2017, 2018.

  • - Лексическое значение слова. Типы лексических значений слова в современном русском языке.

    План. 1. Семасиология и ономасиология – два раздела лексической семантики. 2. Факторы, определяющие значение лексических единиц. 3. Виды лексического значения. 4. Единицы и категории лексической системы языка. 5. Смысловая структура слова. 1. Семасиология и... .


  • - Лексическое значение слова. Типы лексических значений

    Лексическое значение - соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а... .


  • - Лексическое значение слова.

    Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования. Слова указывают на реальные предметы, на наше отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира, на понятия об этих предметах, возникающие у нас в сознании. Эта связь... .


  • - Лексическое значение слова и понятие

    Основная функция слова - называть вещи, действия, свойства. Например, книга, бежать, красный - названия предмета, действия и признака. Эта функция слова называется номинативной(от лат. nomen «имя»). Слово может называть конкретные предметы, т.е. объекты материального мира,... .


  • - Вопрос 50. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. КОМПОНЕНТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

    Слово есть сложное, исторически закрепленное единство знака с обозначаемым, то есть единство лингвистических и социальных факторов. Наиболее важными являются социальные – внелингвистические факторы: 1)связь значения слова с явлениями действительности; 2)связь...

  • Слова в русском языке имеет 2 значения: лексическое и грамматическое. Если второй тип является абстрактным, то первый носит индивидуальный характер. В данной статье мы приведём основные типы лексических значений слова.

    Лексическое значение или, как его иногда называют, смысл слова, показывает, как звуковая оболочка слова соотносится с предметами или явлениями окружающего нас мира. Стоит отметить, что оно не содержит в себе всего комплекса признаков, свойственных тому или иному предмету.

    Вконтакте

    Что такое лексическое значение слова?

    Смысл слова отражает только признаки, которые позволяют отличить одни предметы от других. Его центром является основа слова.

    Все виды лексических значений слова можно разделить на 5 групп в зависимости от:

    1. соотнесенности;
    2. происхождения;
    3. сочетаемости;
    4. функции;
    5. характера связи.

    Данную классификацию предложил советский учёный Виктор Владимирович Виноградов в статье «Основные типы лексических значений слова» (1977). Ниже мы подробно рассмотрим данную классификацию.

    Типы по соотнесенности

    С номинативной точки зрения (то есть по соотнесенности) все смыслы слова разделяются на прямые и переносные. Прямое значение является основным. Оно напрямую связано с тем, как та или иная буквенная и звуковая форма соотносится с концептом, сложившимся в сознании носителей языка.

    Так, словом «кошка» обозначают хищное животное небольших размеров из семейства кошачьих, относящегося к отряду млекопитающих, которые истребляют грызунов. «Нож» - это инструмент, который используется для резания; состоит из лезвия и ручки. Прилагательное «зелёный» обозначает цвет растущей листвы.

    Со временем смысл слова может изменяться, подчиняясь течениям, характерным для того или иного времени в жизни народа. Так, ещё в XVIII веке слово «жена» использовалось в смысле «женщина». Для обозначения «супруги» или «женщины, которая состоит в браке с мужчиной» оно стало употребляться гораздо позднее. Аналогичные изменения произошли и со словом «муж».

    Переносное значение слова является производным от основного. С его помощью одну лексическую единицу наделяют свойствами другой на основании общих или сходных признаков. Так, прилагательное «тёмный» используется для характеристики пространства, которое погружено во тьму или в котором отсутствует свет.

    Но в то же время эта лексема довольно часто используется в переносном значении. Так, прилагательным «тёмный» можно охарактеризовать что-то неясное (например, рукописи). Также оно может употребляться по отношению к человеку. В таком контексте прилагательное «тёмный» будет указывать на то, что человек, о котором идёт речь , необразован или невежествен.

    Как правило, перенос значения происходит по одному из следующих признаков:

    Как видно из приведённых примеров, переносные значения, развившиеся у слов, так или иначе связаны с основным. В отличие от авторских метафор, которые широко используются в художественной литературе, переносные лексические значения носят устойчивый характер и встречаются в языке гораздо чаще.

    Стоит отметить, что в русском языке нередко встречается явление, когда переносные значения утрачивают свою образность. Так, сочетания «носик чайника» или «ручка чайника» тесно вошли в русский язык и являются для его носителей привычными.

    Лексические значения по происхождению

    Все существующие в языке лексические единицы имеют свою этимологию. Однако при тщательном их рассмотрении можно заметить, что смысл одних единиц выводятся легко, а в случае с другими довольно сложно понять, что означает то или иное слово. На основе этого различия выделяют вторую группу лексических значений - по происхождению .

    С точки зрения происхождения выделяют два вида значений:

    1. Мотивированное;
    2. Немотивированное.

    В первом случае речь идёт о лексических единицах, образованных путём прибавления аффиксов. Смысл слова выводится из значения основы и аффиксов. Во втором случае значение лексемы не зависит от значения его отдельных составляющих, то есть она является непроизводной.

    Так, к категории немотивированных относят слова: «бег», «красный». Мотивированными являются их производные: «бежать», «побег», «краснеть». Зная смысл лексических единиц, лежащих в их основе, мы с лёгкостью можем вывести значение производных. Однако далеко не всегда смысл мотивированных слов можно так легко вывести. Иногда требуется провести этимологический анализ .

    Лексические значения в зависимости от сочетаемости

    Каждый язык накладывает определённые ограничения на использование лексических единиц. Некоторые единицы могут употребляться только в определённом контексте. В таком случае речь идёт о сочетаемости лексических единиц. С точки зрения сочетаемости выделяют два типа значений:

    1. свободные;
    2. несвободные.

    В первом случае речь идёт о единицах, которые могут свободно сочетаться между собой. Однако такая свобода не может быть абсолютной. Она весьма условна. Так, с глаголом «открыть» могут свободно употребляться такие существительные, как «дверь», «окно», «крышка». В то же время с ним нельзя употребить слова «упаковка» или «преступление». Таким образом, смысл лексемы «открыть» диктует нам правила, по которым те или иные понятия могут или не могут с ним сочетаться.

    В отличие от свободных, сочетаемость единиц с несвободным значением сильно ограничены. Как правило, такие лексемы входят в состав фразеологических оборотов или же синтаксически обусловлены.

    В первом случае единицы связаны фразеологическим значением . Например, в словах «играть» и «нервы», взятых по отдельности, отсутствует семантический компонент «намеренно раздражать». И только когда эти лексемы соединяются во фразеологизме «играть на нервах», они обретают этот смысл. Прилагательное «закадычный» не может употребляться вместе со словом «враг» или «товарищ». Согласно нормам русского языка, это прилагательное сочетается только с существительным «друг».

    Синтаксически обусловленное значение приобретается словом лишь тогда, когда оно выполняет в предложении несвойственную ему функцию. Так, существительное иногда может выступать в предложении в качестве сказуемого: «А ты шляпа!»

    Функциональные типы лексических значений

    Каждое лексическое значение несёт в себе определённую функцию. При помощи одних единиц языка мы просто называем предметы или явления. Другие же мы используем для выражения какой-либо оценки. Выделяют два типа функциональных значений:

    • номинативное;
    • экспрессивно-семантическое.

    Лексемы первого типа не несут в себе дополнительных (оценочных) признаков. В качестве примера можно привести такие языковые единицы, как «смотреть», «человек», «пить», «шуметь» и др.

    Лексемы, относящиеся ко второму типу, наоборот, содержат в себе оценочный признак. Они являются отдельными языковыми единицами, выделяются в отдельную словарную статью и выступают в качестве экспрессивно окрашенных синонимов к их нейтральным эквивалентам: «смотреть» - «пялиться», «пить» - «бухать».

    Лексические значения по характеру связи

    Ещё одним важным аспектом смысла слова является его связь с другими лексическими единицами языка. С этой точки зрения выделяют следующие виды лексических значений:

    1. соотносительные (лексемы, которые противопоставлены друг другу на основании какого-либо признака: «большой» - «маленький»);
    2. автономные (независимые друг от друга лексические единицы: «молот», «пила», «стол»);
    3. детерминативы (лексемы с экспрессивным значением, обусловленные смыслом других лексических единиц: «огромный» и «здоровенный» являются детерминативами для прилагательного «большой»).

    Приведённая В.В. Виноградовым классификация довольно полно отражает систему лексических значений в русском языке. Однако учёный не упоминает другой не менее важный аспект. В любом языке встречаются слова, которые имеют более одного значения. В таком случае речь идёт об однозначных и многозначных словах.

    Однозначные и многозначные слова

    Как уже упоминалось выше, все слова можно разделить на две большие группы:

    • однозначные;
    • многозначные.

    Однозначные лексемы используются для обозначения только одного конкретного предмета или явления. Нередко для их обозначения используют термин «моносемантические». К категории однозначных слов относятся:

    Однако таких лексем в русском языке существует не так много. Гораздо большее распространение получили полисемантические или многозначные слова.

    Важно отметить, что термин «многозначность» ни в коем случае нельзя путать с «омонимией». Различие между этими языковыми явлениями заключается в наличии связи между значениями слов.

    Например, слово «побег» может означать:

    1. оставление места отбывания наказания (заключения) по собственному желанию, благодаря хорошо разработанному плану или по воле случая.
    2. молодой стебель растения с почками и листьями.

    Как видно из этого примера, приведённые значения не связаны между собой. Таким образом, речь идёт об омонимах.

    Приведём другой пример - «бумага»:

    1. материал, который изготавливают из целлюлозы;
    2. документ (перен. ).

    Оба значения имеют один семантический компонент, поэтому эта лексема относится к разряду многозначных.

    Где можно найти лексическое значение слова?

    Для того чтобы узнать, что значит то или иное слово, необходимо обратиться к толковому словарю. В них даётся точное определение слова. Обратившись к толковому словарю, можно не только узнать смысл интересующей лексической единицы, но и найти примеры её употребления. Кроме того, описание смысла слова помогает понять разницу между синонимами. Вся лексика в толковом словаре расположена по алфавиту.

    Такие словари, как правило, предназначены для носителей языка. Однако иностранцы, изучающие русский язык, также могут их использовать.

    В качестве примера можно привести следующие словари:

    • «Толковый словарь живого великорусского языка» - В.И. Даль;
    • «Толковый словарь русского языка» - С.И. Ожегов;
    • «Толковый словарь русского языка» - Д.Н. Ушаков;
    • «Словарь русской ономастической терминологии» - А.В. Суперанская.

    Как уже говорилось выше, в толковом словаре можно найти лексические значения слов в русском языке и примеры их употребления. Однако это далеко не вся информация, которую предоставляет этот тип словарей. В них также приводится информация о грамматических и стилистических особенностях лексических единиц.

    Похожие статьи