История государственного управления в россии. Новая экономическая политика в советской россии. образование ссср

История государственного управления в России охватывает множество веков. Рассмотрим ее вкратце.

Государственное управление в России сложилось еще во времена Киевской Руси. Во стоял князь, который принадлежал к роду Рюриковых. В отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя была ограничена вече, т.е. не была монархической. Когда умирал князь, вся лестница государственного управления поднималась на одну ступеньку вверх.

Князь должен был обеспечивать внутренную безопасность, издавать законы, управление высшим судом, он являлся главой администрации. Также в его обязанности входили сборы и формирования дружины. Население платило дань, полюдье. В городах находились чиновники, которые назывались численники. Они делали перепись населения для выплачи дани. В каждом княжестве были свои особенности государственной организации и управления. Здесь сложилось новое звание, бояре, которые все чаще стали оспаривать права князей. История государственного управления в России очень интересна. В 12-13 веках князья очень часто менялись - 68 раз, при этом князь был незаменимым элементом социально политической системы. После того, как произошло объединение русские земель в 15в. образовалось единое государство, которое называлось Россией. В связи с этим изменяется социально-экономическая структура государства. История государственного управления в России немалое место отводила и думе. Во главе государства стоял Великий Князь. Дума состояла из дух частей - бояры и окольничие. Также в государственной структуре были Дворец, который занимался землями князя, и Казна, где хранились государственные деньги, драгоценности, также важные документы. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления в России. В следствии его реформ, создается Ближняя дума, система приказов… В деревнях должность руководителя называлась Губные старосты, и Излюбленные головы в городах. В 1549г. был создан а в 1551г. был собран которые ввел реформы в церковном правлении. Иван IV поделил всю страну на земщины и опричнины. Уже начиная с 17в в России замечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Произошли также изменения в военном строе России. Усилились вооруженные силы России. Во времена правления Петра реформы реализовались в по отношению к Его преобразования в основном были направлены в сторону европеизации, модернизации социально-экономическому и государственному строю России. Его реформы касались и крестьян, которые разделились на государственных и крепостных крестьян. В середине 18века были государственные перевороты, а после смерти Петра, были созданы органы, функцией которых было ограничение власти царя. Такими органами являлись (1725-1730), кабинет министров (1730-1740), конференция при высочайшем дворе (1740-1762). Были созданы также гражданский и уголовный суды. Такие реформы совершались постоянно в течении нескольких веков. В начале 20в была создана Государственная Дума. Республика была провозглашена 1-ого сентября 1917г.. Государством управляло временное правительство. В 1918г 10 июля была провозглашена первая конституция, конституция РСФСР. Согласно ей законодательным органом был ВЦИК.. 31-ого января 1924г была провозглашена просуществовал до 1991г. после его разрушения образовалась Российская Федерация, президентом которого стал Борис Ельцин.

История государственной службы в России охватывает несколько столетий. В Киевской Руси не было служебной повинности. Серьезные изменения в этой сфере произошли после объединения северо-восточных земель Руси под власть московского князя. Начиная с любой служилый человек не могу выехать за границы московского княжества - это считалось государственной изменой.

История государственной службы неразрывно связано с история гос управления в России. Мы попытались вкратце изложить тему "История государственного управления в России".

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

По своему типу государства весьма разнообразны.

Форма государства (англ. form of state) - понятие, которое характеризует систему организации и способы осуществления государственной власти. Включает в себя: а) форму правления, б) форму государственного устройства, в) государственный режим, а также г) связи между ними.

По форме можно судить о внутренней организации государства, порядке образования, структуре и статусе органов государственной власти, специфике их территориальной организации, характере взаимоотношений друг с другом и с институтами гражданского общества, а также о формах, методах и ресурсах, которые используются государственными структурами в процессе реализации своих властно-управленческих полномочий.

В различных странах государственные формы имеют свои отличительные черты, которые по мере исторического развития наполняются новым содержанием. На форму государства влияют природные условия и геополитическое положение страны, способ производства, уровень развития экономики и ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, менталитет и культурный уровень народа, конфессиональная и национальная структура общества. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства с негосударственными организациями, политическими партиями, церковью, другими общественными институтами.

В последние годы ученые помимо классических предлагают немало новых подходов к анализу различных типов государства и характера их влияния на систему государственного управления. Тем не менее, наиболее распространенным остается давно сложившийся апробированный общественной практикой анализ форм государств по трем основным критериям: по форме государственного устройства, форме правления и государственному режиму.

По форме государственного правления, характеризующей порядок формирования высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними, государства со времен Аристотеля подразделяют на:

а) монархии, способные, говоря словами Аристотеля, «извращаться в тиранию». В условиях такого государства верховная власть принадлежит наследственному монарху. Монархических государств в чистом виде, а тем более абсолютистских, в современном мире практически не существует. Сохранившиеся монархии, как правило, превратились в конституционные (парламентарные или дуалистические), сочетающие в себе в разных пропорциях монархические, аристократические и демократические начала;

б) аристократии, способные «извращаться в олигархию». В аристократическом государстве верховная власть принадлежит элите - лучшим, наиболее опытным и разумным представителям общества;

в) демократии, способные «извращаться в охлократию». Специфика демократического правления обозначается термином «республика», что предусматривает построение государственной власти от народа снизу доверху посредством различных форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государственной службы. Республики также бывают разными - президентскими, парламентскими, смешанными. Особый тип республиканского правления представляет государство советской (народной) демократии.

В данном контексте следует учитывать, что каждая форма власти предусматривает свою логику организации и функционирования системы государственного управления. При монархическом принципе - это единоличное господство монарха с соответствующими наместниками на местах. Монархия, образно выражаясь, - это центр государственного организма, и от того, как он организован, во многом зависит состояние и качество функционирования всех остальных составных частей этого организма. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «горизонтали». Республиканский принцип основан на коллегиальности, сменяемости, выборности и подотчетности органов власти. Поэтому общенациональные политические процессы и решение вопросов государственного строительства в большинстве случаев сосредоточиваются вокруг выбора формы правления и персонально-кадрового наполнения властных структур.

По форме государственного устройства (англ. state organization), т.е. по способу административно-территориального (и/или национально-территориального) деления территории страны с соответствующим разделением власти, государства бывают унитарными или федеративными. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое определение трудно признать корректным: конфедерация - это не государство, а союз суверенных государств, создаваемый для реализации вполне конкретных общих задач. Понятно, что характер построения государства как сложной, многоуровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирующей общество в единую целостность, определяет многие качественные характеристики государственного управления.

Форма государственного устройства показывает, как структурирована и из каких частей состоит система государственного управления; каково социально-правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения между ними; как строятся отношения между центральными и местными органами каждой властной вертикали; в какой политико-правовой форме выражаются интересы территорий, каждого народа и каждой нации данного государства.

По господствующему политическому режиму, т.е. по содержанию методов, приемов и способов практической реализации государственной власти в стране и на международной арене, государства характеризуются демократическим или антидемократическим (деспотическим, тоталитарным, авторитарным, фашистским, военно-полицейским и др.) режимом.

Главными принципами реализации государственной воли в условиях демократии являются: а) выборность власти; б) законность, проведение в жизнь всеобщей воли народа в строгих рамках материального и процессуального права; в) разделение власти; г) парламентаризм; д) экономический, политический и идеологический плюрализм, е) свобода слова, ж) гарантированность прав и свобод человека.

Для недемократических режимов, наоборот, характерными являются укомплектованность аппарата по номенклатурному строго классовому признаку, игнорирование общепринятых демократических институтов и ценностей, приоритетность администрирования, психологического, идеологического и даже физического принуждения, тотальный контроль. Права и свободы человека в лучшем случае декларируются. На протяжении многих десятилетий из документа в документ переходили формулировки о недопустимости подмены и командования Советами, о необходимости борьбы с бюрократизмом и безответственностью, утверждалось, что «смешивать функции партийных коллективов с функциями государственных органов... ни в коем случае не следует», что такое смешение «даст гибельный результат».

Так оно, в конце концов, и получилось. Демократические ориентиры превратились в лозунги и пустые слова. Практика командования сверху, заложенная с первых дней советской власти, стала системой. А начало было следующим: только за период с ноября 1917 по февраль 1918 года из ЦК на места было направлено 1056 директивных писем. Около 200 из них касались работы партийного и государственного аппарата, 30 - вопросам укрепления партийной дисциплины, 20 - хозяйственно-политическим задачам, 40 - рассмотрению фактов смешения функций партийных и советских органов. Эта простая статистика свидетельствует о стремлении центра все взять в свои руки, установить строгую подчиненность сверху вниз посредством партийной и государственной дисциплины. Так складывалась административно-командная система. Тем более, что экономическая (государственная собственность и плановая система хозяйствования) и социально-политическая (монопольно руководящая партия и огосударствление человека) база существовала. В политике процветали монополизм одной партии в лице партийно-государственного аппарата; в идеологии - догматизированные со сталинских времен идеи и концепции; в социальной сфере - уравнительность «в бедности» и привилегии; в духовной сфере - двойная мораль и лицемерие; в управлении - не наука и законность, а волевой нажим и администрирование.

В каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных форм государственной организации. Поэтому необходимо знание конкретных типологических характеристик государства, которое способно обеспечить адекватное понимание существа государственного управления.

Хотя справедливо и другое суждение: не существует строгой зависимости между формой государственной власти и системой государственного управления. Правовое и полицейское государство в равной мере допускают республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное государственное устройство. Истории известны не только демократические, но и-аристократические республики. Далеко не всегда парламентарная республика в постиндустриальном обществе обеспечивает реальное участие в управлении делами общества большинства населения. Вряд ли в условиях тоталитарного режима может быть в полной мере реализован принцип федерализма. Тоталитарные системы всегда сверхцентрализованы и другими быть не могут. Тоталитаризм способен лишь имитировать республиканские демократические институты. В этом смысле «советская федерация - нонсенс, ибо федерализм - это форма децентрализации государственной власти». Конституционно СССР был федеративным государством, но с точки зрения реально существующей системы государственного управления это было совсем не так. Государственный статус КПСС как центрального властно-руководящего и политически направляющего института советского общества, по сути дела, превращал советское федеративное государство в унитарное. И с этим утверждением трудно спорить. Рухнула КПСС - рухнула и федерация, на территории СССР возникло более десятка самостоятельных государств.

С точки зрения конституционного строя и формы государства нынешняя Россия является демократическим федеративным правовым социальным светским государством с республиканской формой правления. На эти характеристики и их определяющее влияние на содержание, принципы и методы государственного управления мы обращаем особое внимание. При этом подчеркиваем, что Российская Федерация в своем социально-политическом и экономическом развитии указанных качественных параметров пока не достигла. Страна прошла лишь первый этап на длинном пути построения современного цивилизованного государства, соответствующего вышеуказанным характеристикам.

Россия - демократическое государство. Демократизм российской государственности базируется на конституционном закреплении народовластия, гарантированности прав и свобод человека, разделении власти, выборности высших государственных органов, политического, экономического и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. В трактовке демократического характера нашего государства особо важное значение играет положение о том, что первоосновой и первоисточником власти в стране является не отдельный класс или отдельная социальная группа, не партия или элита (хотя от нее очень многое зависит), а весь многонациональный российский народ. Всякие попытки захвата или незаконного удержания власти, присвоения властных полномочий и использования власти в корыстных целях преследуются законом. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя также рассматриваются как тяжкое преступление против народа, против основ конституционного строя и безопасности государства.

Формы реализации власти народа могут быть различны, но главное заключается, как писал в свое время Г. Бокль, в другом - «ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее постепенно не увеличивает свою власть, не расширяет своих прав и не внедряется в жизнь государственной машины». Каналы прямого волеизъявления народа - это референдумы и свободные выборы, собрания, сходы и конференции граждан, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения к президенту и парламентариям, в другие органы власти. В отличие от прямой представительная демократия, это форма осуществления народовластия через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Существенную роль в реализации власти народа играют политические партии, общественные палаты, неправительственные организации, различного рода политические движения.

Но демократизм государства заключается не только в господстве народа, а, прежде всего, в рациональной организации социума на основе законности, многопартийности, гласности и свободы - свободы слова, совести, передвижения, выбора форм экономической жизни, места жительства и т.д.

Россия - федеративное государство. Российская Федерация, как сложное союзное государство, состоит из 86 относительно самостоятельных и юридически равноправных субъектов, для решения общих задач объединенных по административно-территориальному и национально-территориальному принципу. Наша федерация отличается следующими чертами:

Она является конституционной, а не договорной;

Территория страны состоит из территорий отдельных субъектов: республик, краев, областей и автономий. На огромных просторах страны проживает более сотни наций и народностей, объединившихся вокруг русского народа, являющегося «ядром и главной цементирующей силой многонационального российского государства»;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Конституцией Российской Федерации, а также отдельными договорными документами;

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти - прерогатива федеральных органов. При этом субъекты федерации наделены учредительными полномочиями, имеют самостоятельную правовую и судебную систему, обладают правом принятия собственных конституций и уставов, формирования своих высших законодательных, исполнительных и некоторых судебных органов;

Наличие единого союзного гражданства;

Федеральная законодательная власть представлена двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации;

Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органы под непосредственным руководством Президента Российской Федерации, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

В основу российской федеративной системы положены принципы государственной целостности; законности; конституционного разграничения сфер деятельности и компетенции центральных и местных государственных органов; гарантированности прав и свобод граждан; равноправия и права на самоопределение народов; равноправия субъектов федераций; демократизма при самых широких возможностях граждан активно участвовать в федеральных и региональных политических процессах. Федеративное устройство, тем самым становится важнейшим фактором обеспечения равновесия между центробежными и центростремительными силами на основе закона и компромисса.

Соблюдение изложенных принципов позволяет успешно реализовать две основные функции федерализма: с одной стороны, децентрализации и разделения государственной власти по вертикали и интеграции национальных и территориальных сообществ в единое российское государственно-правовое сообщество равноправных народов и территорий.

Рациональное сочетание и взаимодействие этих факторов является непременным условием стабильности и устойчивости государственного управления, залог сохранения многообразия субъектов федерации при сохранении общенационального единства и неделимости государства, гарантом решения множества непростых проблем, которые накопились за последние десятилетия.

Тем не менее, следует признать, что далеко не все проблемы федерализма в нашей стране решены удачно. В январе 1998 года по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Проблемы и перспективы развития российского федерализма», которая дала нелицеприятные, но обоснованные оценки сложившейся в стране ситуации. С большой тревогой говорилось о кастово-бюрократической системе управления; приоритетности региональных, а подчас этнических интересов над интересами общенациональными; стремлении к дележу общественного богатства по национально-региональному принципу; ограничении свободы передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и информации; господстве в некоторых регионах этнического кланово-группового принципа формирования местной власти.

Конференция предложила комплексные рекомендации по преодолению накопившегося негатива. Прозвучала идея принятия федеративного кодекса, в котором были бы упорядочены правовые основы и согласованы технологии регулирования федеративных отношений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Целый ряд высказанных рекомендаций уже реализованы либо находятся на стадии активной проработки и реализации.

Россия - правовое государство. Правовое государство - это реальное воплощение принципов законности, права и свободы, реализуемых преимущественно в правовых формах и строго ограниченных законом пределах. Главное для правового государства - законность; стремление оградить человека от произвола, тотального государственного контроля и мелочной опеки; гарантированность индивидуальных свобод и основополагающих, прежде всего естественных прав личности.

Конечно, это идеал, который в реальной практике государственного строительства (даже в условиях развитой демократии) достичь крайне сложно. Тем более в условиях России с ее многовековым опытом господства абсолютизма и тоталитаризма. Но вектор движения российского государства избран правильный и дает достаточно четкое представление о будущем России как правового государства, главные отличительные черты которого:

Суверенитет народа. Российский многонациональных народ - вот основной источник и первооснова власти в стране, государство лишь представляет, защищает и гарантирует интересы нарда, каждой социальной группы и каждого отдельного гражданина;

Господство права и верховенство закона, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений строго на правовой основе. Отсюда верховенство Конституции РФ и законодательства, гарантирующего свободу в соответствии с принципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничивающего государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом»;

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Это означает, что в случае, если международным правовым актом, к которому присоединилась Россия, установлены иные нормы, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются нормы международного права;

Приоритет прав и свобод личности, ее свободное развитие. Современное российское государство исходит из того, что в иерархии его ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и главной целью государственной политики, что чрезмерное вмешательство властей в жизнь общества и граждан неизбежно превращает государство в деспотическое;

Последовательное проведение в жизнь а) принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви на основе соответствующих «сдержек и противовесов» и б) принципа федерализма, предусматривающего конституционное разграничение предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

Самостоятельность и независимость судебной власти - именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих решениях и действиях следовали закону. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на государственные и общественные институты, касается всех физических и юридических лиц;

Взаимная ответственность и доверие государства и личности. Эти отношения строятся не только на формально-нормативной основе, а прежде всего на прочной основе морально-этических обязательств друг перед другом: государство создает необходимые правовые условия для честной жизни и плодотворного труда человека. Человек, в свою очередь, добросовестно исполняет нормативно закрепленные предписания - соблюдает законы, платит налоги, бережет памятники истории и культуры, охраняет природу, заботится о детях и нетрудоспособных родителях, защищает Отечество.

В России сейчас идет активный процесс формирования правового государства: в 1993 году принята конституция, содержащая принципиально новую для нашей страны концепцию демократического государства; проведена приватизация и разгосударствление; сложилась многопартийность и постоянно совершенствуется избирательный механизм; реформируется система правосудия; усиливается борьба с коррупцией и бюрократизмом. Тем не менее, следует констатировать, что этот процесс протекает крайне сложно, трудно и противоречиво.

Россия - социальное государство. Конституция Российской Федерации в ст. 7 устанавливает, что наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство - это государство, высшей ценностью которого является человек, его жизнь и личное достоинство. Внутренняя и внешняя политика такого государства направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпоративных и групповых интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных частных интересов человека. Каждое его управленческое решение носит правовой характер, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики. Важнейшими признаками социального государства также являются: сильная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности власти, общества, бизнеса и гражданина; забота об экологической безопасности жизни человека; нетерпимость к бюрократизму, коррупции и иным антиобщественным теневым отношениям; забота о развитии гражданского общества и авторитете каждого его института.

Социальное государство решает две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы создать условия, материально обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека - максимально возможное сокращение безработицы, установление минимального размера заработной платы, охрана труда и здоровья людей, обеспечение реального доступа граждан к образованию, здравоохранению, достижениям науки, культуры и искусства и т.д. Вторая - поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, забота о семье, материнстве и детстве, инвалидах и пожилых гражданах. Мощь государства обеспечивают не те деньги, которые отпускаются чиновникам, а те, которые остаются в карманах граждан.

Базовые принципы социального государства: социальная справедливость, демократизм, гуманизм, нравственность и законность. Эти принципы носят основополагающий системообразующий характер. При этом следует оговориться, что в Конституции РФ речь не идет об абсолютном праве человека на социальные блага, гарантирующие его достойное существование, а только лишь об обязательствах государства содействовать решению социально-бытовых проблем человека, если эти проблемы он сам по каким-либо объективным причинам решить не в состоянии. В этой связи напомним позицию профессора М.В. Баглая: социальным «называется то государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности». Социальное государство - это механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации свободы, права, социальной ответственности и социальной справедливости.

Россия - светское государство. Это один из базовых его принципов, который характеризует взаимоотношения государства и церкви, определяет их взаимные права и обязанности, устанавливает пределы возможностей законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации принадлежащих им полномочий по регламентации порядка образования, деятельности и упразднения различных религиозных объединений. Положение о светском характере российской государственности, согласно ст. 14 Конституции РФ, означает, что никакая религия в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А значит, церковь не является частью государственного аппарата, а религия не может быть основой его политики и повседневной управленческой деятельности.

Провозглашение Российской Федерации светским государством органически увязано с конституционно-правовым закреплением свободы совести и вероисповедания, права исповедовать (индивидуально или совместно с другими) любую религию или не исповедовать никакой. В полной мере это право позволяет свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование в нашей стране также носит светский характер, школа отделена от церкви. Тем самым подтверждается светский, а не атеистический характер российского государства.

Российское государство и церковь взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство не ведет атеистической пропаганды, гарантирует свободу религиозных объединений и вероисповедания, не вмешивается во внутреннюю каноническую деятельность религиозных структур. Церковь же в свою очередь не участвует в политике, не может создавать свои организации в государственных структурах, органах местного самоуправления и войсковых частях, не претендует на осуществление государственных функций и воздерживается от всего, что может способствовать насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности государства, подрыву его безопасности и т.д. Она вправе производить, тиражировать и распространять религиозную литературу, осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую работу, устанавливать и поддерживать международные религиозные связи. Священнослужители могут избираться в выборные органы власти, но только как граждане, а не священнослужители.

Россия представляет собой многоконфессиональную страну, в которой наряду с православным христианством и исламом существуют и другие вероисповедания, в том числе католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др. В этих условиях важное значение имеет равенство религиозных объединений перед законом. Отсюда запрет государственным структурам, всем органам законодательной, исполнительной и судебной власти предоставлять какие-либо преимущества и привилегии одним из религиозных объединений по сравнению с другими. Другое дело, что государство может и должно оказывать помощь церкви в содержании, реставрации и охране зданий, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять определенные налоговые льготы, не препятствовать в организации воскресных школ и др.

И самое главное: российское законодательство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Это важнейший императив государственного управления и всей политики российского государства.

Россия - президентская республика. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой, что означает конституционное закрепление в России принципа народного суверенитета, того, что все высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканская форма правления распространяется также на все субъекты Федерации. Главным признаком российской республиканской формы правления являются выборность и сменяемость главы государства, участие народа (непосредственно или в опосредованных формах) в осуществлении государственной власти.

Не менее важной характеристикой является и то, что Россия фактически является президентской республикой. Это утверждение справедливо, несмотря на то, что в нашей стране глава государства не возглавляет исполнительную власть, что наше государство характеризуется некоторыми чертами, которые присущи только парламентарной республике. В Российской Федерации в руках всенародно избираемого главы государства сосредоточены огромные полномочия. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, стоит на страже суверенитета и целостности страны, координирует взаимодействие органов различных ветвей власти. Президент утверждает структуру исполнительной власти, формирует правительство и по своему усмотрению отправляет его в отставку, самостоятельно назначает и освобождает министров, заслушивает отчеты правительства и федеральных министров. Может по своей инициативе проводить заседания правительства. Кроме того, он непосредственно осуществляет руководство министерствами и службами силового блока, являясь при этом Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Его указы и распоряжения обязательны для всех властных структур.

Представленный перечень полномочий свидетельствует об особом месте и об определяющей роли Президента Российской Федерации в управлении страной. Все это позволяет квалифицировать форму правления в Российской Федерации не только как президентскую, а скорее «как суперпрезидентскую республику», в которой президент обладает широкими дискреционными полномочиями и может действовать по собственному усмотрению, вправе действовать независимо от правительства и полностью контролирует его.

Мы проанализировали основные характеристики, принципы, признаки и особенности российского государства с точки зрения его формы, которые самым активным образом влияют и учитываются в государственном управлении. Далее рассмотрим влияние федеративного устройства страны ее национальной конфигурации и политического режима на характер государственного управления. Для России все это весьма актуально и значимо.

Советская система управления и государственный аппарат: этапы развития, принципы организации и структура (октябрь 1917 - декабрь 1991 г.)

Введение в раздел

Основные проблемные комплексы советской системы управления. Этапы и логика формирования

В значительной мере логику развития советской политической системы, структуру и специфику механизма государственного властвования и управления определило то обстоятельство, что его формирование и функционирование происходило в условиях форсированного "построения социализма в одной отдельно взятой стране" и чрезвычайных обстоятельствах (гражданская война и постоянные внешние угрозы, отсутствие достаточных условий для нормального развития экономики и социальной структуры, перманентное соревнование и военное противостояние с развитыми странами Запада).

Все это сформировало политическую систему мобилизационного типа и командно-административную модель управления, которые обычно эффективны в ситуации догоняющего развития и ориентированы на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств (принуждение, насилие, подавление классовых врагов) и чрезвычайных организационных форм (авторитаризм и тоталитаризм).

Советская система управления прошла в своем развитии ряд этапов:

  • – этап формирования основ советской системы и складывания модели партийного государства (1917–1921 гг.);
  • – этап утверждения тоталитарного режима и формирования командно-административной системы управления (конец 1920-х – начало 1950-х гг.);
  • – период утверждения авторитарной модели государства и совершенствования командно-административной системы (1953–1964 гг.);
  • – период стабилизации авторитарной модели и ее последующая стагнация (1965–1985 гг.);
  • – этап модернизации авторитарной модели и демонтаж советской системы (1985–1991 гг.).

В 1991 г. Советский Союз распался на отдельные государства и вместе с ним перестала существовать и советская государственная система власти и управления.

Следует отметить, что во многом облик советской государственной системы был задан начальным этапом формирования (1917–1922 гг.), когда закладывались ее основы, и периодом ее окончательного утверждения в 1930-х гг. В дальнейшем на различных этапах происходило лишь совершенствование исходной модели.

После Октябрьской революции (1917 г.) набор угроз и вызовов, с которыми столкнулась страна в результате общенационального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма и обостренного Первой мировой войной, требовал немедленного адекватного ответа со стороны управляющей системы в лице нового – Советского государства. Форсированная модель модернизации 1930–1940-х гг., вызванная "построением социализма в одной отдельно взятой стране", лишь укрепляла гегемонию государства и командно-административные методы управления.

Формирование советской модели управления происходило иод влиянием ряда факторов, которые определили антикапиталистическую направленность пролетарского государства, жестко централизованную структуру его органов и авторитарные методы управляющего воздействия.

1. Советское государство создавалось большевиками в соответствии с марксистской доктриной.

Марксизм, которым руководствовались основатели советского государства, ориентировал их на классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Марксистское учение о государстве опирается на тезис о том, что государство есть орудие классового господства.

В связи с этим Советское государство понималось как новый тип государственности, поскольку это государство трудящихся и для трудящихся.

Однако любая власть, которая учреждается как власть нового типа и в интересах новых классов, начинается с установления своей диктатуры над свергнутым классом. Таким путем утверждала свое господство буржуазия, не стеснявшаяся применять диктаторские меры против свергнутых феодалов. Так и в России предполагалось установить диктатуру пролетариата против свергнутых помещиков и буржуазии.

Для В. И. Ленина власть Советов и была организационной формой диктатуры пролетариата "в самой суровой форме" .

Моделью пролетарского государства, по его мнению, должно стать государство-коммуна, совмещающее в одном органе функции законодательной и исполнительной властей: депутаты сами принимают законы, сами организуют и контролируют их исполнение, сами отвечают за них перед своими избирателями.

Единство власти – вот основной конституционный принцип, которому было отдано предпочтение. В соответствии с ним государственная власть по своей сущности и форме едина и неделима. Этот принцип – принцип полновластия Советов – являлся основой подчинения исполнительного аппарата представительным органам и означал верховенство Советов всех уровней, их право отменять решения, принятые подчиненными им исполнительными органами.

Преимущество системы слияния властей в противовес разделению В. И. Ленин видел еще и в открывающейся возможности раз и навсегда покончить с чиновником, во все времена бывшим в России бичом и камнем преткновения. По замыслу, будучи органами народовластия, Советы одновременно являлись и органами народного самоуправления. Принцип полновластия Советов обеспечил на первых порах эффективность и быстроту принятия политических решений, что при наличии кризисных ситуаций открывало большие возможности.

Забегая вперед, заметим, что идеальная модель советского государства в соответствии с марксистским учением претерпела весьма существенную трансформацию, обусловленную исторической реальностью.

2. На практике конкретный облик нового государства формировался не столько учением К. Маркса, сколько ожиданиями основной массы общества – непролетарских слоев населения, втянутых в политику самим фактом революции, их постоянной радикализацией. Партия большевиков, пришедшая к власти на волне массовых движений и в результате национального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма, обостренного Первой мировой войной, ослабившего традиционную российскую государственность и идеологию, оказалась заложником этих ожиданий и вынуждена следовать им.

Стремительное крушение самодержавия и первые месяцы революции привели к небывалой по глубине радикализации масс. Требования безотлагательного решения тех или иных вопросов звучали все настойчивее. В силу целого ряда причин решить эти вопросы в рамках закона не представлялось возможным, а несбывшиеся надежды многомиллионной толпы грозили толкнуть страну в полный хаос.

Одновременно среди части интеллигенции, в торгово- промышленной среде, у военного командования явно проявились тенденции силой восстановить порядок и общественное спокойствие в стране, предотвратить полную анархию и распад государства. К осени альтернатива развития России выглядела так: "Корнилов или Ленин".

Тем более что в период между февралем и октябрем 1917 г. не удалось создать блок левых партий, в пользу которого неоднократно высказывался В. И. Ленин, т.е. блок, который мог бы стать единственным серьезным шансом избежать кровопролития. Правые эсеры и меньшевики предпочитали блокироваться с кадетами, но позднее их хватило лишь на то, чтобы раскачивать Гражданскую войну в том или ином регионе, а затем уступать место генералам и монархистам.

Состояние общества не терпело уже длительных словопрений в духе "чистой" демократии. Речь шла о выживании страны.

Народные низы, неграмотные и полуграмотные, политически непросвещенные и неопытные, измученные многолетней войной и обещаниями политиков всех мастей, свергнув прежний режим, желали получить новый – в соответствии со своим утопическим сознанием – немедленно, причем в неусеченном виде, прежде всего в виде абсолютного социального равенства, и главным образом, с учетом продовольственного кризиса и приближающегося массового голода, при равенстве в потреблении. Формой реализации ее стал "военный коммунизм" – грубый, примитивный, казарменный коммунизм.

М. Горький вспоминал слова В. И. Ленина, сказанные осенью 1918 г.: "Русской массе надо показать нечто очень простое, очень доступное ее разуму. Советы и коммунизм – просто..." . Вводя "военный коммунизм", больше вики действовали не строго по К. Марксу, а в соответствии с реальной обстановкой, с учетом состояния экономики, настроения народных масс, невозможности иным способом спасти от голода городское население.

3. Первая мировая война и разорение потребовали усиления роли государства, его доминирующего и всепроникающего влияния на все без исключения стороны жизни.

В октябре 1917 г. противостояние различных политических сил Временному правительству еще более усилилось на фоне углубления хозяйственной разрухи.

Продукция фабрично-заводской промышленности за 1917 г. сократилась на 36–40% по сравнению с 1916 г. Упадок производства наблюдался во всех отраслях промышленности, в том числе в машиностроении и металлообработке. Добыча угля в Донбассе в октябре была меньше, чем в феврале на 1/4. В целом по добыче угля страна откатилась на уровень 1911 г. На 1/4 сократилась выплавка чугуна. Валовая продукция текстильной промышленности в 1917 г. по сравнению с 1916 г. уменьшилась на 33%.

С марта по октябрь в стране закрылось около 800 предприятий и выросла безработица.

Накануне Октябрьской революции из-за разрыва экономических связей города и деревни в 20 из 43 губерний Европейской России ощущалась острая нехватка продовольствия. Особенно критическим стало положение Петрограда и Москвы, где запасов муки хватало лишь на несколько дней .

В полное расстройство пришли в 1917 г. финансы страны. Непомерно разбухшие расходы Временное правительство покрывало за счет выпуска бумажных денег.

За восемь месяцев своего правления оно выпустило кредитных билетов почти на 9 млрд руб. (царское правительство за 32 месяца войны – 8,3 млрд руб.). Страна была переполнена бумажными деньгами, а покупательная способность рубля снизилась к концу октября до 6–7 копеек. Реальная заработная плата упала к октябрю до 40–50% от довоенного уровня.

Правительство все глубже влезало в долги к иностранному капиталу.

Внешний долг России в октябре составил 11,2 млрд руб.

Открывая заседание Временного Совета Российской республики (Предпарламента), А. Ф. Керенский признал: "Мы накануне великого экономического и финансового кризиса" .

4. В России сложился минимум условий для социалистического строительства, что возлагало именно на государство и его государственный аппарат решение всех социально- экономических задач. Государство было призвано компенсировать недостающие условия путем их достаточно быстрого формирования.

При этом следует заметить, что хотя государство является наиболее концентрированной формой организации политической власти, однако является лишь одним из элементов политической системы, наряду с партиями, заинтересованными группами. Наиболее характерной чертой этого периода было поглощение государством всех других элементов политической системы.

Для анализа политических процессов этого периода не подходит термин "военный коммунизм", так как он принадлежит к сфере экономической и социальной. Не подходит и термин "диктатура пролетариата", так как он указывает только на социальную базу системы власти, да и то более желательную, чем действительно существующую. Недаром большевики в годы гражданской войны чаще говорили не о диктатуре пролетариата, а о диктатуре партии.

5. В России сложилась социально-классовая структура, где рабочий класс составлял такое меньшинство, которое не имело шансов победить в революции. По этой причине для создания социальной базы новой власти – диктатуры пролетариата – рабочий класс выбрал себе в союзники крестьянство, как позже было уточнено – беднейшее крестьянство.

В отечественной науке принято считать, что в 1917 г. рабочие составляли 11% населения, т.е. около 18 млн человек . Но если руководствоваться ленинским определением, – рабочий это тот, кто простоял у станка не менее десяти лет, то перед началом Первой мировой войны в России было по одним источникам 2,5 млн рабочих, по другим – 3,5 млн рабочих .

Это делало актуальной задачу формирования социальной базы нового власти.

1. Структура партийно-государственной модели управления и ее черты. Непременным условием построения социализма большевики считали диктатуру пролетариата, подразумевая под этим государственный аппарат, сформированный из рабочих и осуществляющий социалистические преобразования.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 213.
  • Бакулин В. Ленин и стихийный социализм в России // Коммунист. 1990. № 15. С. 31.
  • См.: Республика. 1991. № 1. С. 5.
  • См.: Русское слово. 1917. 8 окт.
  • См.: Октябрьская революция: вопросы и ответы. М., 1987. С. 23.
  • См.: Там же. С. 23.

ЛЕКЦИЯ № 33
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России.
Образование СССР.
Причины новой экономической политики (нэпа). В ходе Гражданской
войны были повержены политические противники большевиков. Однако страна
находилась в глубочайшем кризисе. Хозяйственная жизнь была в упадке. Объем
промышленного производства в 1921 г. составлял 12 % от довоенного. Созданные в
ходе Гражданской войны органы были неспособны эффективно управлять
национализированными предприятиями.
Еще более сложной оказалась ситуация в сельском хозяйстве. Крестьянам
было невыгодно производить продукты для города, который не мог обеспечить
потребностей села. Продразверстка лишала крестьян стимула производства, ибо
любые излишки тут же изымались.
Кризисные явления сказались на положении в РКП (б), где все больше
проявлялись разногласия. Заметными стали бюрократизация партии, отрыв
партийной верхушки от масс.
Свидетельством недовольства политикой большевиков стали крестьянские
восстания. На Украине действовали петлюровцы и махновцы, в январе 1921 г.
вспыхнуло восстание в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С.
Антонова, прокатилась волна выступлений по Сибири. Но наиболее опасным для
большевистского руководства стало восстание в феврале 1921 г. на кораблях
Балтийского флота в Кронштадте. Матросы, выходцы из крестьянской среды,
требовали переизбрания Советов на основе демократических выборов,
политических свобод, предоставления неограниченных прав крестьянам в
распоряжении «своей землей». Военные действия против кронштадтцев длились 10
дней. Продолжение политики «военного коммунизма» грозило обернуться новой
гражданской войной.
8 марта 1921 г. начал свою работу X съезд РКП (б). В центре его внимания
стояли два основных вопроса: о запрещении фракций внутри партии и о замене
продразверстки продналогом.
C введения продналога началась новая экономическая политика (нэп).
Сущность нэпа. Суть новой экономической политики состояла в
возрождении в экономике рыночных отношений. Гарантией от реставрации
капиталистических порядков являлись полновластие РКП (б), сохранение
государственного сектора в экономике, монополия внешней торговли. Нэп был
призван вывести страну из разрухи.
Продразверстка заменялась продналогом с фиксированной ставкой. Это
позволяло крестьянам, выполнив свои обязательства перед государством, свободно
распоряжаться излишками продукции, в частности реализовывать их на рынке.

Размер продналога в среднем был вдвое меньше размера продразверстки.
Разрешались также аренда земли и наем рабочей силы.
В промышленности частные лица могли открывать мелкие и брать в аренду
средние предприятия. Создавались предприятия с участием иностранного капитала
- концессии.
Отменялись жесткое регулирование и централизация в снабжении
предприятий сырьем, в распределении готовой продукции. Деятельность
государственных предприятий строилась на основе самофинансирования и
хозрасчета. Изменилось управление промышленностью. В 1922 г. была отменена
всеобщая трудовая повинность, вводился свободный наем рабочей силы. Для
стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении
производительности была проведена реформа системы оплаты труда. Денежная
реформа 1922 г. укрепила национальную валюту и покончила с инфляцией.
Однако если в социальной и экономической сфере нововведения были
существенными, то в политической системе они были незаметны.
X съезд РКП (б) запретил создание фракций и групп внутри партии. В 1922 г.
деятельность сохранившихся социалистических партий была свернута. В 1922 г.
состоялся громкий политический процесс (суд) над руководителями партии эсеров.
Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей культуры
(«философский пароход»).
Господство большевистской идеологии утверждалось воинствующей
пропагандой атеизма, разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору
средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные
ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был
арестован.
Укрепление единства партии, разгром политических противников
усиливали однопартийную политическую диктатуру.
Итоги нэпа. Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут
довоенный уровень развития промышленности. Возродилось сельское хозяйство.
Резко оживилась торговля.
Однако наряду с достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли
социальное неравенство, безработица. Усилилась коррумпированность чиновников.
Экономическое развитие страны в годы нэпа сопровождалось постоянными
кризисными явлениями. В целом развитие Советской страны в 20­е гг. шло
недостаточно высокими темпами.
B этот период передовые страны мира совершили серьезный скачок
вперед, а Россия лишь восстановила свой довоенный уровень.
Перед партийным и государственным руководством стояла проблема
совершенствования методов экономической политики.

Образование СССР. После окончания Гражданской войны на территории
бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные
советские республики и Дальневосточная республика. В составе крупнейшей
республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с
неопределенным государственным статусом.
К началу 1922 г. ряд советских республик заключили договоры, по которым в
ведение РСФСР передавались их вооруженные силы, управление промышленностью,
финансы, связь, транспорт и международные отношения. Причиной та­ кого
решения явилось не только признание ведущего вклада РСФСР в победу в
Гражданской войне, но и слабость правительств других республик, их зависимость
от российского руководства, фактически поставившего их у власти.
В августе 1922 г. в ЦК РКП (б) была создана комиссия по изучению
предложений советских республик об «усовершенствовании» их отношений между
собой. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин, ставший в
1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП (б), выступил с идеей придания советским
и народным республикам прав автономий в рамках РСФСР. Когда республики
Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и
Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное образование в будущем
станет частью РСФСР. Однако подобные планы вызвали протест у большевиков
Советской Грузии.
Заместитель председателя Совнаркома Л.Б.Каменев по поручению Ленина
составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав
государства на основе договоров. Проект этот был поддержан пленумом ЦК.
Несмотря на то, что в Договоре и Декларации об образовании Союза
Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов
СССР 30 декабря 1922 г., указывалось, что Союз образован по свободному
волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода
предусмотрено не было. В ведение Союза передавались вооруженные силы,
международные дела и торговля, финансы, сообщение и связь.
Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов,
Центральный
избиравший на время между своими заседаниями
исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и
Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал М.И.Калинин.
Внешняя политика. Первые международные договоры были заключены со
странами, боровшимися за свою независимость. В 1921 г. - с Ираном и
Афганистаном, затем с Турцией, которая получила военную помощь и ряд
территорий бывшей Российской империи, а также с государствами, возникшими на
окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. В течение
1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией,
Великобританией, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения международной
конференции для урегулирования всех спорных вопросов между Советской Россией
и странами Антанты. Это предложение было принято Антантой, которая пригласила
РСФСР на международную конференцию в Генуе (1922). Советскую делегацию
возглавил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин.
Представители ряда стран потребовали от РСФСР возвратить долги царского
и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные
предприятия либо оплатить их стоимость, отменить монополию внешней торговли и
т.д. Советская сторона выдвинула встречное требование - возместить ущерб,
причиненный иностранной интервенцией и экономической блокадой. Одновременно
советское руководство соглашалось признать часть довоенных долгов, если
европейские правительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые
займы. Эти предложения были отвергнуты.
Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако
Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля
1922 г. он заключил договор между РСФСР и Германией в Рапалло (предместье
Генуи). Германское правительство отказывалось от претензий по возмещению
стоимости национализированных предприятий. В свою очередь, РСФСР
предоставляла Германии большие торговые преимущества.
Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией,
западные державы приступили к созданию «санитарного кордона» против
большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В
мае 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей
ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании антибританской кампании и
потребовал отозвать советских уполномоченных из Ирана и Афганистана. Однако
идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Британское
правительство вынуждено было отступить.
В 1924 - 1925 гг. советское правительство установило дипломатические
отношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией,
Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в
историю под названием полоса признаний.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова была обстановка в Советской России после окончания ­
Гражданской войны?
2. В чем состояли причины перехода к нэпу?
­ В чем состояла сущность нэпа?

Похожие статьи