Правописание падежных окончаний имен существительных. "правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

В этом уроке узнаем, как не допустить ошибку в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

Обратимся к тексту:

Рассмотрим слова с выделенными окончаниями. Все они отвечают на вопрос «кто?» «что?» и являются именами существительными. Гласная буква в их окончании обозначает звук в безударном положении. Формы существительных разные, это подсказывает нам, что они относятся к разным склонениям. Чтобы не ошибиться, какую букву написать в безударной позиции в окончании этих существительных, нужно подобрать существительное в том же склонении, но с ударным окончанием.

Существуют универсальные слова-помощники для каждого из склонений.

Для первого склонения: существительные луна, земля.

Для второго склонения: существительные конь, окно.

Для третьего: существительные печь, степь.

Используя данные слова-помощники, определим верное правописание выделенных окончаний у слов из нашего текста.

Например, возьмем слово (в) цирке.

1.Определим его склонение. Для этого ставим слово в начальную форму (И.п., ед.ч.): что? цирк. Это существительное 2-го склонения.

2.Возьмем слово-помощник того же склонения - конь. Ставим его в ту же форму: о ком? - о коне́. Ударение падает на окончание, где отчетливо слышится гласная - е.

3.Следовательно, в слове (в) цирке пишем такое же окончание, как у слова-помощника - е.

Данный подход используем для определения правильного написания безударных окончаний у существительных других склонений из приведенного выше текста.

К существительным первого склонения относятся слова: мартышке, акробатки.

К существительным второго склонения слово: (в) номере.

К существительным третьего склонения относятся слова: (в) роли, (на) лошади.

Подберем соответствующие им слова-помощники, поставим их в ту же форму и по их ударному окончанию определим нужное нам безударное.

Подводя итог урока, вспомним, что правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных может вызывать затруднения. В этом случае безударные гласные в окончаниях имен существительных проверяют с помощью ударных окончаний слов-помощников.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «А
  5. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Учебные цели:

· систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

· совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

· развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

· развивать различные виды внимания;

· совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

· формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательные цели:

· воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

· способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

· способствовать воинскому и патриотическому воспитанию суворовцев;

· воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

· дидактический материал;

· ноутбук, документ-камера, плазменная панель.

Учебные вопросы:

1. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2. Правописание окончаний имен собственных.

3. Правописание некоторых форм существительных множественного числа .

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока.

II. Правописание падежных окончаний имен существительных. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

1. «Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа ». (Сообщение по слайдам суворовца).

Комментарии к слайдам.

1 слайд. Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);

Ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

2 слайд. Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.


3 слайд. Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, - ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т. е. ИИ). Исключение: на остриЕ.


4 слайд. Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.


Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

1) поставить существительное в начальную форму (ед. ч. Им. п.), выделить окончание;

2) определить склонение существительного;

3) определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

4) помнить о склонении отдельной группы существительных.

2. Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл. Р.п.) к деревнЕ (Д. п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл. Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл. П.п.) ДмитриевнЕ (1скл. П.п.).

3. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже .

font-size:16.0pt">- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания.

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование.

font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.

font-size:16.0pt">5. Работа по слайду «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных.

Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.

font-size:16.0pt">font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

font-size:16.0pt">6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… .

2 вариант

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк.., на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

3 вариант

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

3). Наиболее активно работавшие на уроке суворовцы получают оценку на основе выполнения тестов обучающей программы-тренажера «Фраза».

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Список использованной литературы

1. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2. , Шамнин язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2004.

3. Коновалова язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Кудинова к итоговой аттестации по русскому языку . Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. и др. ЕГЭ. Русский язык. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Текучева язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005

7. Хлебинская язык. 10 кл. Орфография и морфология : Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: дом ОНИКС 21 век»; Мир и Образование»,2003.

8. Репетитор 2008 по русскому языку. Мультимедийное издание серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия». - и Мефодий», 2008 с изменениями и дополнениями.

9. Сдаём ЕГЭ 2008. Серия «1с: Репетитор». Контрольные измерительные материалы ЕГЭ (программно – техническое сопровождение).

Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

Общие сведения

Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

Что такое склонение? Типы склонений

Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

  1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
  2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
  3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

Падежные окончания существительных единственного числа

Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

Имена существительные 1-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
  6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

Имена существительные 2-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
  6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

Имена существительные 3-го склонения


Безударные падежные окончания имен существительных

Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

  • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
  • о кни́ге, (о руке́);
  • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
  • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
  • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
  • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
  • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

Имена существительные множественного числа

О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
  3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
  4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
  6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
  2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
  3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
  4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
  5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
  6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

Разносклоняемые слова (имена существительные)

Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

  • бремя;
  • знамя;
  • племя;
  • время;
  • стремя;
  • вымя;
  • темя;
  • пламя;
  • семя.

Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

Примечание

Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

  • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).

Похожие статьи