Платон ученый философ. Платон: биография жизнь идеи философия: платона

Имя: Платон (Plato)

Дата рождения: 427 г. до н. э.

Возраст: 80 лет

Дата смерти: 347 г. до н. э.

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Платон: биография

Античность – период в человеческой истории, наполненный реформами и открытиями, которые серьезно повлияли на дальнейшее развитие человечества. Знания, полученные в те годы, стали прочным фундаментом для развития науки и техники, а античная культура стала плодородной основой для формирования культуры европейской.


Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Базовые принципы философии, как и других наук, также были сформулированы в период античности. , Архит, Платон… Эти люди - выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые и философы своего времени. Все они внесли свою лепту в развитие философии, а по поводу Платона британский логик и математик Альфред Уайтхед даже выразился, что вся европейская философия, по сути, примечание к произведениям древнего грека.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето - Аполлона.


О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако, есть и другой вариант. Согласно ему, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» - в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул позднеантичный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа был потомком царя Аттики Кодра, а мать – афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди – Критий и Хармид, они оба являлись членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.


Дети получили классическое мусическое образование – так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названо в честь муз). Учителем Платона в то время был философ-досократник Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время обучения лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее философ участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения были широко распространены трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом (под руководством Афин) и Пелопонесским (под руководством Спарты).


Аристон был политическим деятелем, пытающимся наладить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но у самого Платона были совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

Однажды, в 408 году до нашей эры, юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.


В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После смерти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.


После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ .


В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона - правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона - «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

Смерть

После убийства Диона Сиракузского, в 354 году до нашей эры, Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца своих дней. В последние дни жизни Платон начал работу над новой книгой – «О благе как таковом». Основа труда уже была сформирована, Платон делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу было не суждено.


На свой день рождения в году 348 (или 347) до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам – от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова:

«Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».

В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). Как персонаж философ появился в кино: «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодня художественный фильм, в котором фигурирует Платон, - «Смерть Сократа».

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно истинно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.


С Платоном часто спорил киник из Синопа (тот, что жил в бочке, и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал, что человек – это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «…с плоскими (широкими) когтями».

Платон - противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Свое мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами выразил в произведениях. Отсюда и берет начало термин «платоническая любовь».

Чтобы собирать учеников на занятия, Платон на основе водяных часов соорудил приспособление, подающее сигнал в заданное время. Так появился первый будильник.

Цитаты

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное - это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».

Имя: Платон

Годы жизни: около 429-427 годов до н. э. - 347 год до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Был учеником Сократа, и стал учителем Аристотеля. Его труды дошли до нас полностью сохранившись

Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) — выдающийся греческий философ, известный своими знаменитыми диалогами, а также созданной в Афинах Академией — прообразом первого в мире университета.

Платон родился в очень богатой и могущественной семье. Многие из его родственников были связаны с афинской политикой, хотя самого будущего философа политические вопросы не увлекали. В течение какого-то времени были центром Пелопоннесской войны, и Платон несколько лет сражался за победу как обычный солдат.

Когда Платон был молодым, он решил послушать лекции Сократа. Платон многое узнал из уст Сократа: о том, как управляться со своими мыслями, строить умозаключения и о чем думать.

Когда в 399 году до н.э. Сократ был убит, Платон был разбит горем. В скором времени молодой человек (Платону было около 30-ти лет) стал вспоминать диалоги, которые он вел со своим учителем, и воспроизвел их на бумаге.

Практически все сведения, которые мы знаем о Сократе, сохранились только в записях Платона.

Идеи Платона

Спустя какое-то время Платон начал записывать свои собственные философские взгляды, отойдя от идей своего учителя

Одной из ранних работ Платона является «Республика». В ней Платон изложил свои взгляды на государственное управление в Афинах и предложил иную форму правления. Философ считал, что право выбирать и голосовать нельзя давать всем, так как большинство населения — это необразованные люди, не имеющие понятия о том, как должно развиваться государство.

Так появилась идея о том, что народ должен выбирать своих представителей из знати и ученых мужей, а те в свою очередь — должны решать государственные вопросы.

Напомним, что Платон сам происходил из очень богатой семьи, поэтому, вероятно, и думал о том, что право принимать важные решения могут иметь только выходцы из знатных семей.

Аллегория пещеры

Платон также много рассуждал об устройстве мира. Он думал, что всё имеет своего рода идеальную форму. Например, стул — это некая имитация идеального образа — мягкого кресла (однако образ этот существует только в голове человека).

Свои воззрения Платон объяснял через метафору пещеры: «Предположим, в пещере к стене прикованы несколько мужчин, они могут видеть только противоположную стену, друг друга и больше ничего.

Но они замечают тени предметов, которые находятся снаружи пещеры. То есть прикованные могут в своем воображении создать образ предмета, вещи или живого существа, чью тень увидят».

Если бы один из мужчин сбежал, вышел из пещеры и увидел, что за пределами пещеры существуют другие люди, растут деревья и трава, светит солнце. Если он вернется в пещеру и скажет другим людям, что он видел, поверят ли они ему или сочтут сумасшедшим?

Платон утверждает, что люди похожи на тех, кто сидит в пещере: мы думаем, что понимаем реальный мир, но поскольку мы ограничены своим телом, нам видны только тени.

Одна из главных целей Платона состояла в том, чтобы помочь людям познать окружающий мир, найти способы предсказать события, появление и строение вещей и предметов, даже не имея возможности физически увидеть их.

С этой точки зрения мир познают математики и физики.

Платон, индуизм и буддизм

Вполне возможно, что идеи Платона о различии между реальностью и иллюзией, которая существует в умозаключениях людей, связаны с индуистскими и о нирване, которые оформились в Индии примерно в то же время.

Философ очень много путешествовал по Италии, Сицилии, и Кирине.

Историки утверждают, что Платон вернулся на родину в возрасте 40 лет и организовал свою знаменитую Академию, площадь которой была сравнима с шестью стадионами.

В учебном заведении обучались различным наукам юноши из знатных семей. Академия была уничтожена Луцием Корнелием Суллой в 84 году до нашей эры.

Неоплатоники возродили Академию в начале 5-го века, и она действовала до 529 года н.э., пока ее окончательно не закрыл Юстиниан I из .

Смерть Платона

Существует несколько мнений о том, как именно умер Платон: кто-то говорит о том, что философ умер в своей постели, пока молодая фракийская девушка играла ему на флейте; другие историки придерживаются теории о том, что Платон умер на свадебном пире.

Тертуллиан же говорит о том, что Платон умер во сне.

Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.)

Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона - Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя -знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире.

Сократ всегда был для Платона непререкаемым авторитетом, а позже стал непременным участником всех его диалогов. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал из Афин и отправился в долгое путешествие. Он гостия в Кирене у философа Аристиппа, у математика-пифагорейца Феодора, а также побывал в Египте, Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г. до н.э. он оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. Сначала правитель приблизил к себе философа, но затем разгневался и продал в рабство. Выкупил Платона философ Аннекерид.

Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу - отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.

Согласно теории Платона, идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; все вещи представляют собой подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис -воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Любовь к идее - побудительная причина духовного восхождения.

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (Средние века), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. Это высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах.

В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира.

В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь - благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти.

Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда-то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогины столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в
поисках своих половинок.

Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.

Платон (428 – 348 до Р. X.)

Греческая философия до Сократа и Платона

Смерть Платона и его завещание

В отсутствие Платона, между его учениками в Академии начались несогласия и раздоры. Говорят, что Аристотель, бывший до сих пор учеником Платона, но всегда отличавшийся своею самостоятельностью, воспользовался отсутствием учителя, чтобы основать свою собственную школу и завладеть Академиею для своих лекций. Когда Платон возвратился и снова начал преподавать, своими неприязненными выходками, вмешательством и нападками вынудил его оставить Академию и удалиться со своими учениками в собственный свой сад. Но друзья Платона, Тимофей и Хабрий, бывшие в то время стратегами, старались своим влиянием оградить его права. По другому рассказу, во время борьбы Аристотеля с своим старым учителем Спевсипп был болен, а Ксенократ халкедонский, бывший впоследствии преемником Спевсиппа по Академии, находился в путешествии, так что оба они не могли оказать Платону никакой помощи. Когда Ксенократ, бывший в отсутствии три месяца, возвратился на родину, он, во главе приверженцев Платона, выгнал Аристотеля из Академии, и опять отвел ему прежнее место. Но Аристотель выбрал для своих занятий Ликей , другую гимназию, на восток от города. Эти анекдоты о враждебных отношениях между Аристотелем и Платоном справедливо отвергались почти всеми новейшими учеными, так как из слов самого Платона и Аристотеля видно, что они относились друг к другу с уважением, и что Аристотель при жизни своего учителя не основывал своей особенной школы. Страсть к анекдотам и склонность к злословию, издавна присущая аттическому обществу, особенно сказалась в биографиях философов, в среде которых рано стали замечаться раздоры и взаимное соперничество между школами.

Ученик Платона, Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Занимаясь своим обычным делом, Платон спокойно и безболезненно дожил до глубокой старости. Он умер на 82-м году от рождения, в 348 г. до Р. X. Смерть застигла его, как рассказывают, на свадебном пиру, или за письменными занятиями, или во время сна. Под подушкой у него нашли начало его сочинения о республике с многочисленными поправками, а также экземпляр «Мимов» Софрона сиракузского – книгу, которую он любил читать; живость в изображении характеров, отличающая это сочинение, служила, как говорят, образцом для диалогов Платона. Он был погребен близ Академии, где Павзаний видел еще его могилу, недалеко от старой башни, служившей жилищем для мизантропа Тимона. Биографы сообщают нам несколько эпиграмм, служивших, будто бы, надгробными надписями Платону; но действительно ли одна из этих надписей была вырезана на его гробнице – сомнительно. Следующая эпиграмма приписывается Спевсиппу:

«Тело Платона земля сокрыла в своих недрах; дух же его обитает в стране блаженных».

Платон оставил завещание, сообщаемое Диогеном Лаэрцием в следующей форме: «Следующее остается после Платона, и вот его распоряжения на этот счет: участок земли в гефестиадском округе, границею которого с севера служит дорога, ведущая от храма в округ кефисский, а с юга – храм Геркулеса в гефестиадском округе; восточный порубежник – Архестрат из округа фреаррийскаго, западный – Филипп из округа холлидского. Да не будет кому-либо дозволено продавать или променивать этот участок; он должен принадлежать мальчику Адиманту. Далее, участок земли в эресиадском округе, который я купил у Каллимаха, где соседи (такие-то). Серебра 3 мины; одна серебряная чаша, весом в 165 драхм, один кубок в 45 драхм, одно золотое кольцо и одна золотая серьга, весом вместе в 4 драхмы и 3 обола. [Вес обола = 16,4 долей; драхмы = 98,3 долей; мины = 102,4 золотника. Ценность мины – около 30 русских дореволюционных рублей серебром.]

Торговец мясом Эвклид должен мне 3 мины. Рабыню Артемиду отпускаю на волю. Рабов оставляю четверых: Тихона, Бикта, Аполлониада, Дионисия. Списки с оставшихся сочинений находятся у Деметрия. Я никому ничего не должен. Душеприказчиками будут: Сосфен, Спевсипп, Деметрий, Гегий, Эвримедонт, Каллимах, Фрасипп».

Так как Платон никогда не был женат, то упоминаемый в завещании мальчик Адимант был, вероятно, его родственник; может быть, это был внук Платонова брата Адиманта. Этот мальчик, по-видимому, умер вскоре после того, так как участок земли впоследствии достался племяннику Платона, Спевсиппу, который был главою Академии и оставил это имение в наследство академической школе. Академики хранили завещание Платона не только как воспоминание, но и как юридический документ, так что нет основания сомневаться в его подлинности.

Личный характер Платона

Взаимная вражда между древними философскими школами пыталась унизить и очернить характер великого учителя Академии. Враги рассказывали о нем много анекдотов и приводили разные его изречения, с целью доказать, что он относился к своим товарищам – ученикам Сократа – неоткровенно, гордо и заносчиво, что он вообще был честолюбив и завистлив по отношению к другим; но этим рассказам мало кто верил. Вообще же древние превозносят благородный характер и высокую нравственность Платона. Он провел всю жизнь с полным достоинством, спокойно и серьезно. Еще будучи мальчиком и юношей он, как говорят, держался замечательно строго и серьезно, так что говорили, что даже и в юности его никогда не видали особенно веселым и смеющимся. Все страсти были ему чужды. «Если бы я не рассердился на тебя, сказал он однажды своему рабу, ты был бы тотчас же наказан». Однажды, когда пришел к нему его ученик Ксенократ, он сказал ему: «Накажи этого раба; сам я не могу этого сделать, потому что я сердит на него». Как мало было у него гордости, показывает следующий анекдот: Однажды он, будучи в Олимпии, поселился в одной палатке с людьми, ему неизвестными и его не знавшими. Он ел с ними за простым столом и обращался с ними чрезвычайно любезно, так что они были очень рады, что встретились с таким человеком. Он не упоминал ни об Академии, ни о Сократе, и сказал только, что его зовут Платоном. Впоследствии эти люди прибыли в Афины, были им приняты очень любезно и просили его, чтобы он показал им своего знаменитого тезку Платона, ученика Сократа, чтобы он свел их в Академию и познакомил с этим великим человеком. Платон улыбнулся и – к величайшему их изумлению – сказал им, что этот великий человек – он сам.

До сих пор мы не имеем ни одного достоверного изображения Платона, хотя несколько бюстов и признаются за таковые.

Диалоги Платона

Платон, философия которого представляет богатейший плод аттической образованности и мудрости, развил важнейшие пункты своей системы в отдельных диалогах , изложенных в драматической форме, в которых главную роль играет Сократ. Этих диалогов мы имеем 41, хотя подлинность некоторых из них заподозрена. Ученые новейшего времени занялись подробным исследованием времени их составления и их внутренней связи и пытались соединить их в отдельные группы; но результаты различных исследований не во всем согласуются между собою. В этих диалогах вас изумляет богатство идей , глубина и проницательность умозрения, в соединении с благородным, богатым фантазиею, одушевлением поэтического ума, привлекательное изложение и прекрасный аттический язык. Кроме диалогов, с именем Платона дошло до нас несколько философских определений и 13 писем; но новейшие ученые считают эти произведения подложными.

Платон (Πλάτων)

427 – 347 г. до н.э.

Платон — замечательный человек во всех отношениях: в культурном, философском, педагогическом, эзотерическом и религиозном.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко — религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Все идеи, которые разрабатывает впоследствии Европейская философия, в том числе несут на себе отпечаток, отблеск, свет идей Платона.

О ФОРМИРОВАНИИ СУДЬБЫ ПЛАТОНА

В кругу своих современников ученик Сократа и учитель Аристотеля был известен под именем Аристокла . И только после ухода в тонкий мир шутливое прозвище Платон данное ему за широкую грудь, или по другим преданиям — за широкий лоб, приобрело большую популярность и вытеснило родное имя.

Платон родился в 427 году до н.э. 27 мая. Семья, к которой Платон принадлежал, была одной из древнейших и влиятельнейших в стране. Его отец Аристон был потомок знаменитого царя Кодра, который не задумываясь пожертвовал собой, когда узнал от оракула, что победит в войне та сторона царь которой лишится царства.

Мать Платона звали Периктионой или Потоной.

Знатность происхождения обеспечила Платону блестящее образование . Он учился много и прилежно. Способности его стали обнаруживаться рано, и во всех предметах он делал успехи. В гимнастике он так отличался, что его учитель Аристон и дал ему ставшее историческим прозвищем Платона. Выдающимися были его успехи в музыке и поэзии.

Все обстоятельства складывались таким образом, чтобы открыть Платону блестящую политическую карьеру. Платон стремился к вершинам эзотерических знаний. В этом оказало огромное влияние встреча с Сократом, когда ему было двадцать лет. Он не сразу «осел» у ног учителя и не сразу сдружился с ним. Даже познакомившись с Сократом Платон продолжал изучение существовавших тогда философских систем. Потом Платон должен был часто отлучаться из города – нести воинскую повинность. В то время был самый разгар пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины. Но известно, что к концу жизни Сократа он был с ним в наилучших отношениях и считался одним из любимейших учеников . Когда его учителя судили, Платон приготовил защитительную речь, но во время ее

произнесения был согнан с трибуны дикими криками толпы. В своих диалогах он с величайшей любовью рисует портрет своего учителя, и даже то, что он делает Сократа главным героем своих диалогов, показывает всю степень обожания его. Сократ оказал громадное влияние на Платона. В его душе и жизни молодого мыслителя произошел подлинный переворот. Прощаясь со светским образом жизни, Платон устроил для своих друзей пир, на котором объявил о своей решимости следовать примеру Сократа.

«Этот пир последний, в котором я участвую с вами. С этого часа я отказываюсь от радостей жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать учению Сократа. Знайте, что я отрекаюсь даже от поэзии, ибо я понял ее бессилие выразить истину, как я понимаю истину отныне. Я не напишу более ни одного стиха и сейчас в вашем присутствии сожгу все, что написал до сих пор». Платон оставался в Афинах до самой смерти Сократа, после чего начинаются его странствия.

Сперва он посетил остров Мечары, где подвизался философ Эвклиид — одним из благороднейших людей своего времени. Встреча эта была полезна для Платона в смысле увеличения знаний. Затем Платон направляется к знаменитому геометру Феодору, где берет уроки математики. Впоследствии, как рассказывают, Платон на воротах своей школы сделал надпись, гласившую, что доступ в школу открыт только людям, знающим геометрию. Побывал Платон и в Египте , где процветали математические науки тоже. Здесь все поражало человеческое воображение. И астрономические предсказания, и инженерные сооружения, каналы, мосты, шоссе и многие другие механические изобретения. Самыми таинственными, конечно, были жрецы. К ним то и стекались пытливые личности, жаждущие знания.

Они учились геометрии, математике, астрономии, механике, они добивались посвящения в эзотерические знания, и готовы были потратить годы, чтобы приобрести хоть крупицу сокровенных познаний. Платон пробыл в Египте целых 13 лет. Рассказывают, что далее Платон отправился в Индию, где изучал премудрости Зороастра и Будды, халдеев и браминов. Но наибольшее впечатление на него произвела цельная философия Пифагора , почерпнувшая изо всех мировых источников и взявшая все самое ценное. Эта школа подготовила человечество к восприятию учение Великого Христа.

В самой Греции влияние пифагорейцев была столь огромно, что это учение часто популярности превосходило философию самого Платона. Кратко о философии пифагорейцев можно сказать, что они учили о бесконечности Вселенной в пространстве и во времени, что ею правит единое божество, везде царствует гармония, что Земля движется вокруг своей оси, а Солнце есть центр Солнечной системы. Сама душа есть живая гармония, приводящая в движение тело – ее темницу. Она бессмертна. Человек, в сущности, есть душа, тело лишь оболочка – темница для души. Пифагорейцы жили коммунистическими общинами, царила суровая дисциплина. Только после ознакомления с учением Пифагорейцев окончательно стало складываться мировоззрение Платона. Учение пифагорейцев о числах могло подтолкнуть Платона к учению об идеях, как реальных сущностях видимых и невидимых предметов познания. Во многом другом учение Платона близко к пифагорейскому: о строении Космоса, о всеобщей гармонии, о душе и ее перевоплощениях. И сама общественная организация пифагорейцев с ее коммунистическими принципами и аристократическими тенденциями оказала влияние и на общественно-политические идеалы Платона.

Зрелым мужем вернулся Платон на родину. Он отправляется на Сицилию, где правил тиран Дионисий старший, энергичный, суровый, честолюбивый. Он объединил почти всю Сицилию, основал морскую торговлю, обложил народ поборами. Вместе с тем он был широко образованным человеком и культивировал науки и искусство, строил блестящие храмы и другие общественные здания.

Он-то и пригласил к себе Платона. Тот охотно принял приглашение, тем более, что при дворце тирана жил шурин того – Дион, восторженный поклонник Платона. Однако Дионисию пришлись не по душе непрошенные советы и замечания Платона, который требовал, чтобы тиран ограничил свою власть в интересах народа. Дионисий хотел тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран отдал философа спартанскому послу Поллиду, тот же продал его в рабство . Здесь некий Анникирит выкупил мыслителя и отпустил на свободу. Платон хотел вернуть деньги Анникириду, но тот отказался. На возвращенные деньги Платон купил прекрасный уголок на окраине Афин с садами и тенистой роще. Здесь основал философскую школу, получившую название Академия, которая называлась так в часть героя Академа .

Еще дважды Платону вновь довелось побывать на Сицилии. Он лелеял мысль осуществить свой проект совершенного политического строя. Но на месте все иллюзии рассеялись. Философ быстро убедился, что добивается невозможного. Последние 14 лет Платон прожил в тиши своей школы, занимаясь разработкой своей философии. Здесь обучали различным наукам. Главным преподавателем ее был сам Платон. В Академии Платон написал большую часть своих сочинений.

После ухода из жизни своего основателя «Академия» просуществовала еще почти 1000 лет.

Платон какое-то время был учеником Сократа, но в то время, как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон же сделался Великим Посвященным.

До нас дошло 36 произведений Платона . Начиная с 17 века, корпус текстов его подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их истинности и хронологии.

И если рассказывать каждое из них – можно углубиться в потрясающие открытия и высоты.

Манера Платона писать диалогами “есть единственная в своем роде; никогда ни прежде, ни после него ни одинфилософ не достигал ничего подобного”.

Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров,они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

В этой статье мы расскажем о главных темах, отраженных в его произведениях: о происхождении Вселенной, о Началах, половинчатых душах, о мире идей, о душе, о типах государства, о классах, населяющих их, и демонстрации идеального государства.

О СОТВОРЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ

В диалоге «Тимей», Платон рассказывает о сотворении вселенной, и в первую очередь, он рассматривает вот какой вопрос:

— Есть вечное, не имеющее возникновение бытие (или как мы называем его непроявленный Космос или Абсоют).

— Есть вечно возникающее, но никогда не сущее бытие. (Проявленный Космос, Вселенная).

— Космос, или небо, которое мы видим, имеет ли оно начало своего возникновения?

Ответ даётся – оно возникло, ведь оно зримо и ощущаемо.

А если Космос возник, то должна быть Причина (или некий первообраз будущей Вселенной, Божественная мысль, которая покоится в непроявленном Космосе).

— взирая на какой первообраз работал тот, кто устроил Вселенную?

— если Космос прекрасен, а его Демиург благ, то Он взирал на вечное. А если наоборот – то взирал на возникший образ.

Теперь рассмотрим вопрос по какой причине возникла Вселенная.

Платон говорит, что Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в непрестанном и беспорядочном движении. Он привёл их из беспорядка в порядок (т.е. материя всегда находится в движении, и даже во время Маха-Пралайи есть некое движение, которое никогда не прекращается).

Та же идея содержится в Тайной Доктрине, которая говорит нам о двух видах движения:

— Интракосмическое движение – которое вечно и беспрерывно;

— Космическое движение – видимое и то, что подлежит познаванию.

Проявленный Космос периодически возникает, а затем снова растворяется.

Тайная Доктрина также говорит нам о Великом Дыхании, которое не прекращается и пульсирует даже во время Маха-Пралайи.И это Великое Дыхание мы можем назвать причиной возникновения Вселенной.

Она состоит из 3 частей:

— из той, которая неделима и вечна (имеет отношение к Абсолюту);

— та, которая претерпевает разделение в телах (имеет отношение к Мулапракрити);

— третий вид, который Бог создал путём смешения первых двух.

И, взяв эти три начала, Бог слил их в единую идею. (Та же идея имеет сходство с Троицей Христианства или тремя Логосами Тайной Доктрины).

Когда весь состав Души был рождён, творец устроил внутри души всё телесное и соединил одно к другому в центральных точках.

Платон говорит, что видимым ничто не может быть без участия огня, и осязаемым без чего-то твёрдого, т.е. земли. Однако эти два начала не могут быть хорошо сопряжены между собой без некой объединяющей их связи.

И между огнём и землёй Творец поместил воду и воздух, а после этого установил между ними более точные соотношения.

На этих основаниях и из таких составных частей, числом 4 родилось тело Космоса, упорядоченное благодаря пропорции.

Все мы слышали о таком понятии, как «». Платон писал о них в своём трактате Тимей , где сопоставил каждую из четырёх стихий определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух - октаэдру, вода - икосаэдру, а огонь - тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца» (возможно здесь Платон дал намёк на существование эфира).

Наш Космос есть живое существо . Но, Платон говорит, что мы не должны умалять Космос, говоря о неком частном существе. Речь идёт о Едином существе, которое объединяет в себе множества других.

Итак, как только появился Космос, возник вопрос, что же такое время?

Время представляет собой вечный образ движущийся от числа к числу, который является неким движущимся подобием вечности.

Не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо.

Проще говоря, время возникает с момента возникновения Вселенной. А такие понятия, как «было» и «будет» относится лишь к моменту начала и завершения Вселенной. Но если рассуждать более правильно, то времени подобает быть только «есть.

Но первообразом для времени послужила вечная природа. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем, как отображение (его) возможно, есть и будет в продолжение целокупного времени.

Чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и ещё 5 других светил, именуемых планетами, дабы определить и блюсти числа времени.

Он поместил их числом 7 на 7 кругов. Они стали вращаться, одни по малым кругам, другие – по большим.

Но, в отличие от современной гелиоцентрической модели вращения планет, Платон говорит, что вращение планет имеет спиралеобразный изгиб, по причине противоположности 2-х главных движений.

Иными словами, одно из движений представляет собою круговое движение или центробежное, а другое центростремительное, которое пересекает первое и подчиняет себе. В результате взаимодействия двух сил получается спиралеобразное движение планет.

Но, кроме того, хотелось бы рассказать об одном эксперименте, который был проведён в космосе на борту МКС.

В специальной вакуумной камере была создана плазма, которая была свободна от действия земной гравитации, и, постепенно в эту камеру вводили пылевые частицы.

И, попадая в камеру, эти частицы закручивались в спираль.

В диалоге Тимей, Платон также даёт намёк на то, что в Космосе существуют не только известные и видимые нам планеты, но и ещё множество других, движения которых можно вычислять. Но это уже наука будущего.

Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.

Это попытка в области человеческого разума объяснить «тонкую реальность», или мир «горний». Такие понятия как БОГ, человек, эволюция, Вселенная. Эти категории помогали рассматривать внутреннего человека.

О МИРЕ ИДЕЙ И ДУШЕ

До Платона мысль о том, что видимый мир не совпадает с настоящей реальностью уже высказывали некоторые философы, например, Анаксимен, Гераклит. Но развил эту мысль именно Платон.

Согласно Платону, мир представляет собой становление перехододного состояния в другое.

Но при этом должносуществовать нечто неизменное, то, что лежит в основе этого становления. Реально и сначала существуют понятия или идеи вещей. И существуют они не в нашем уме, а вне нас, в высшем, недоступном для наших органов чувств мире, а все вещи, которые нас окружают – это всего лишь порождения этих «идей» и являются их отражениями или тенями. Мир «идей» вечен и неизменен, мир вещей изменчив и непостоянен . Эта мысль – главная в учении Платона.

Итак, «идеи» существуют самостоятельно, отдельно от вещей и независимо от наших мыслей.

Свойства вещей в действительности являются свойствами «идей». «Идея» есть бытие, живое воплощение всех родовых, видовых и индивидуальных признаков вещей.

По отношению к вещам «идея» играет такую же роль, как концепция художника или ремесленника по отношению к его произведению или изделию. Но концепция художника существует в его уме, а «идеи» существуют в реальности.

В представлении Платона Вселенная распадается на два мира: один – высший, невидимый мир идей, реальный, неизменный, вечный, и другой – низший, воспринимаемый нами, бренный, изменчивый мир вещей. Первый мир порождает второй.

Внешний мир вещей мы познаем с помощью наших органов чувств, разум же служит для познания сверхчувственного мира идей.

В произведениях Платона мы находим разные значения понятия «идея»:

1) причина, или источник бытия;

2) образец,взирая на который демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее; и наконец,

4) значение,с мысл, который вкладывают в это слово и современные люди – это замысел, руководящий принцип, мысль.

Наиболее полная характеристика «идеи» была развитаПлатоном при исследовании сущности прекрасного в его диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».Он определяет прекрасное как нечто безотносительно прекрасное, доброе, как нечто безотносительно доброе и так далее. В диалоге «Федон» он заявляет: «Я начинаю с положения, что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее».

В своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших «идей». Но наивысшая «идея», по Платону, есть «идея блага». В диалоге «Государство» читаем: «Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности. Оно – «непредполагаемое» «начало всяческих благ».

Учение Платона об идее блага, как о высшей идее чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение становитсяучением о целесообразности: поскольку над всем главенствует, возвышается идея блага, то это значит,что господствующий в мире порядок является целесообразным – ведь все направляется к благой цели. Все временное и относительное имеет целью нечто объективное и постоянное. И это нечто, являясь целью, одновременно является благом («Филеб»). И это есть сущность всех вещей, их образец («Политик», «Теэтет»). Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя в нашем физическом мире это невозможно.

Для всех живых существ высшей целью, предметом устремлений является счастье. Но счастье, как разъясняется в ряде диалогов,состоитименно в обладании благом. Поэтому, всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.

Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.

Так как критерием всякого относительного блага является благо безусловное, то и наивысшим из всех философских учений является учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны («Государство»).

Человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она связывает его сневидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда , пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами «идеи» и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-либо тело, забывает о своем знании. Однако, в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождаясь, уже все знает, но только потенциально. Поэтому, познание, по Платону,- это припоминание души . Позже это воззрение получило название «Теория врожденных идей».

Как человек одухотворяется душой, также точно и вся Вселенная имеет свою душу. Наше тело – часть мирового тела, душа наша – часть мировой души. Все приводится в движение только душой.

Платон разделял идеи о перевоплощениях души . Душа человеческая вынуждена воплощаться на Земле до тех пор, пока не отрастит себе небесные крылья. Лишь тогда она сможет вернуться на свою небесную родину.

Согласно учению Платона, душа, обреченная на блуждание во тьме, то есть в оболочке телесного, в сфере чувственных иллюзий, в определенный момент вырывается из темницы и устремляется в совершенно иные измерения и пространства. Как же описывает Платон странствия души до ее заключения в темницу тела. В трактате «Федр» душа представлена в образах двух крылатых лошадей, запряженных в одну упряжку. Одна белая, стремится к славе, величию, добру, символизирует наши благородные устремления, жажду красоты и совершенства. Другая лошадь темная, уродливая, у нее короткая шея, налитые кровью глаза, спутанная грива. Она склонна к буйству и с трудом повинуется узде. Это наши низменные инстинкты, порождающие зло и несправедливость.

Есть у этой символической пары и возница, который олицетворяет лучшее в человеке – разум, управляющий двумя крылатыми существами.

Следуя за божественными устремлениями, мы можем вознестись к небесным сферам, к Абсолюту, где царствуют вечные идеи, красота, справедливость. Однако, большинство человеческих душ лишь на короткий миг способно заметить подлинную мудрость. Подтяжестью земных материальных сил они постоянно теряют крылья и падают вниз. Но если вспомнить о том, где, в каких высотах находилась ранее душа, то можно снова подняться на вершину собственного величия.(100 знаменитых мудрецов).

Отсюда следует значение добродетели, ибо благо души состоит в приближении к Божеству и возвращению на небеса.

Страсти или стремления к чувственным наслаждениям Платон считал противонравственными, мешающими в достижении гармонии. Платон не отрицал обычную любовь, но выше физиологической любви ставил духовное слияние, совместное стремление двух натур к достижению философского знания, т. е. знания идей: для такого союза высшей целью является истина, а восторги его заключаются в сознании этого общего стремления к божественной цели. Таким образом, платоническая любовь не отрицает физической, но вместе с тем она вырастает на духовной красоте, а не на телесной , и ищет не плотского, а духовного, не бренного, а бессмертного.

О ПОЛОВИНЧАТЫХ ДУШАХ

В своём произведении «Пир» Платон рассказывает нам о том, что когда-то природа человека была не такой, как теперь, а совсем другой. И с тех пор она претерпела некоторые изменения.

Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как сейчас, — мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя – «Андрогин».

Итак, каждый из нас половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину .

Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время.

Причина этому то, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.

Платон говорит, что если кто хочет избрать верный путь в сближении половинок, то вот каким путём нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от прекрасных тел к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное.

В понятие правильного сочетания входят следующие элементы: сочетаться должны половинчатые души, тысячелетиями объединявшиеся на земном плане великим сердечным и духовным чувством. Эти души должны принадлежать одной стихии , потому, что каждая стихия имеет своего Владыку, иначе говоря, они должны иметь Единый Фокус своего устремления. Вооружённые единой идеей, направленные к Единому Фокусу притяжения, такие половинчатые души будут обладать полной возможностью направлять страсть на высшее творчество и таким образом овладевать ею совместными усилиями. Развивая между собой чувство высокой, самоотверженной любви, они обретут контакт с Фокусом самоотверженности и приобщатся к Неиссякаемому Источнику высокой творческой энергии, и как творческая батарея они утвердят сотрудничество с Высшим.

Елена Ивановна Рерих пишет, что объединение сознаний и сердец не совершается за одну жизнь и даже в течение нескольких жизней, именно, нужны тысячелетия, чтобы накопить энергии, сплетающие эти неразрывные узы.

В книге «Мир Огненный» говорится, что Платон с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил её красиво.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О СОВЕРШЕННЫХ И НЕСОВЕРШЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА

Наилучшее государство, по Платону, должно:

  1. Обладать силой и средствами его защиты;
  2. Осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
  3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Государственное устройство зависит от нравов людей, от их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства Платон усматривает прямое соответствие. Он выделяет следующие типы государства:

  1. Аристократия.
  2. Тимократия.
  3. Олигархия.
  4. Демократия.
  5. Тирания.

При аристократии государством правят мудрецы – философы. Если их несколько – это собственно аристократия, если правитель один – это монархия. Этот тип государства был наиболее близок Платону, он считал его идеальным.

Идеальному типу государства Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства. Главным двигателем поведения людей при этом являются материальные заботы и стимулы. Это тимократия, олигархия, демократия и тирания. Платон даёт им характеристику и показывает переход одного типа в другой путём деградации. Ближе всего к приемлемой форме государства он ставит тимократию – власть нескольких личностей, основанную на военной силе, то есть на добродетели средней части души. Это правление сходное с аристократической Спартой V-IVвеков до н.э. При этом типе государства правят хотя и не мудрейшие, но всё-таки одно из высших сословий – стражи государства. При таком правлении военные качества преобладают над другими. Однако, со временем развивается честолюбие, а стремление к власти рождает стремление к богатству. Накопление имущества в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних при одновременном обнищании других. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела. Бедные исключаются из участия в политической жизни, лишаются политических прав, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, т.е власть богатых.

Олигархия – это государство расточителей, богачи подобны трутням в пчелином улье. Со временем они превращаются в духовных бедняков. В конце концов, такой человек становится совершенно бесполезным членом общества. При этом проявляются низменные стремления человека, такие как алчность. Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству. Олигархия держится на запугивании и применении военной силы. У неимущих зреет ненависть к алчным богачам, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия – это власть и правление большинства. При демократии все граждане делятся на три класса, которые находятся между собой во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучителя мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом.

Второй класс – богачи, представители ложной умеренности. Это трутни без жала.

Третий класс – бедняки, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым. Платон уподобляет их рабочим пчёлам.

Из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: наглость будет называться просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает, что ему всё дозволено, в государстве воцаряется беспорядок. Сдерживаемые прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство властвуют в обществе. В правление возводятся люди, которые льстят толпе. Исчезает уважение к власти и закону. Дети ровняют себя с родителями, ученики с наставниками, рабы с господами. Самый избыток свободы подрывает её основы, ибо одна крайность вызывает другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою и богатством, знатностью или способностями. Отсюда следуют новые беспрерывные раздоры. Богатые составляют заговоры, чтобы защитить своё достояние, а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу, забирает в свои руки власть; он окружает себя наёмными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания.

Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений Платона — «Тимея» и «Крития». Этому непреложному правилу следуют как сторонники существования древнейшей легендарной страны в Атлантике, так и их противники. Тема идеального государственного устройства была близка философу. Согласно одной из версий, Атлантида была выдумана им для иллюстрации своих взглядов. Защитники Атлантиды, напротив, считают, что Платон искал подтверждения своим теориям в реальных фактах, весть о которых могла дойти до египетских жрецов.

Сначала поговорим о том, по какому случаю Платон обратился к легенде об Атлантиде. Эта задача не отличается сложностью, поскольку “Критий” не стоит особняком, а завершает триаду диалогов, связанных между собой общностью участников и близостью времени, к которому они отнесены.

Первый и самый знаменитый из них, “Государство”, является, вероятно, и первым в истории научно-политологическим исследованием. В нем Сократ анализирует пороки существующих государственных систем и конструирует некое идеальное государство (как известно, Платон в диалогах никогда не выступает от собственного имени, а вкладывает свои мысли в уста беседующих).

Следующий диалог, “Тимей”, посвящен устройству мира, который по законам гармонии творит демиург. Как явствует из реплик участников, этот диалог происходит на другой день после беседы о государстве. В “Тимее” кроме Сократа участвуют философ пифагорейского толка Тимей, полководец Гермократ и афинский философ и политик, ученик Сократа Критий.

В начале “Тимея” помещено что-то вроде предисловия к “Критию”. Там Сократ напоминает собеседникам вчерашний разговор об идеальном государстве.

Наконец, в последнем диалоге Критий выполняет свое обещание и начинает перед теми же собеседниками рассказ об Атлантиде. Итак, эта легенда всплывает в связи с образом идеального государства, причем для ее подтверждения.

Описывая прекрасную утонувшую страну, Платон рассчитывал поразить воображение современников, и это ему удалось. Древняя цивилизация, не имеющая себе равных по развитию и богатству, описана настолько достоверно, что невольно завораживает читателя, и на этом фоне меркнут высказывания о политике и военном конфликте, заявленном в качестве основной темы сочинения.

Здесь Платон упоминает гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Холм, где жила Клейто, заботливый бог укрепил “по окружности, отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами… проведенными на равном расстоянии от центра, словно бы циркулем”. Потомки Посейдона не жалея сил продолжили его начинание: “Пользуясь… дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну… Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем… все более его украшали, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (100 метров) шириной… а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань”. Кольцевых каналов было три: внутренний имел ширину один стадий (200 метров), следующий - две, а наружный - три (600 метров); он и служил главной гаванью. Город был окружен грандиозной круглой стеной, отстоявшей от наружного канала на 10 километров. “Она смыкалась, - пишет Платон, - около канала, входившего в море. Пространство возле нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук”.

Богатства столицы были непомерны. Например, каменные стены вокруг каналов атланты облицевали “медью, нанося металл в расплавленном виде”, литьем из олова и таинственным “орихалком”, “испускавшим огнистое блистание”. В огромном храме Посейдона стояло золотое изваяние бога на колеснице, правящего шестеркой крылатых коней, а вокруг него также золотые скульптуры ста Нереид на дельфинах. В этой пышности убранства и архитектуры храма, по словам Платона, даже “было нечто варварское”.

Дальше, вслед за уже приведенным описанием Атлантиды, Критий рассказывает и о ее государственном устройстве. Он говорит, что этот остров был разделен на десять областей, в каждой из которых правил свой царь, причем: “Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большею частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает”. То есть во внутренних делах они были совершенно автономны. Зато их отношения между собой строго регламентировались и “ни один из них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь вознамерился свергнуть в одном из государств царский род…”

Необходимо отметить, что на острове строго соблюдалось всеобщее равенство перед законом даже царей и строжайший запрет всякого междуусобия.

Правителем острова–государства, рожденного Посейдоном, стал Атлант, первенец Посейдона и Клейто . Платон подробно описывает в «Критии» это знаменательное событие: «Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных – архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной. Старшему и царю он дал то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант».

Атлант проявил себя великодушным правителем и вместе с братьями создал на Атлантиде цивилизацию благоденствия. Островная нация ни в чем не испытывала недостатка и обрела такие богатства, каких не было ни до нее, ни после.

Согласно Платону, от Атланта произошел многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал трон старшему из сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду.

В те далекие времена цари правили под благословением богов. Вот как пишет Платон в «Критии» о мудрости и порядочности потомков Атланта:

«В продолжении многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпимостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства».

Но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне и их царствованию пришел конец.

В описанной Платоном Атлантиде раннего периода и периода расцвета мы видим идеальное государство – монархию — по мнению Платона, наилучший тип, в котором правит царь–мудрец, опирающийся на божественные законы.

Таким образом, основные положения, на которых построена «Тайная Доктрина», фактически включены в классическую философию Платона. Эзотерическая философия содержит в себе «ключ» к истории философии. Она позволяет глубже раскрыть исторически развившуюся философию, выявить скрытое в ней и недостаточно осознанное пока знание о мире, смысле жизни и эволюции человека, а Мыслетворчество Платона, Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих осуществлялось в едином проблемном поле, придающем ему единство и преемственность. Они являются как бы вечными духовными спутниками и собеседниками, их мировоззренческие позиции с исключительной систематичностью и доказательностью предложили решение мировых проблем, которые космические события ставили перед ними и их современниками.

«Мы будем называть Христа Великим Путником, также назовем Платона Летящим Светом, назовем Кришну
Совершенным Певцом».

(Из Писем Е.И.Рерих )

«Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был: Творите героев» (Агни Йога, 290).

Похожие статьи