Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени. Арбитражная практика. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов Зачет и возврат излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но ст. 78 НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Отметим, что значение сверки - это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в ст. 78 НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в НК РФ.

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Новая редакция п. 5 ст. 78 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 ст. 78 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10 , п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Переходные положения

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. п. 2 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в Письме от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет

1. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм.

2. Зачета и возврат излишне взысканных сумм.

Вопросам зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм посвящена глава 12 НК.

В соответствии со ст. 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченногоналога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика должна быть проведена совместная сверкарасчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, в случае если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или, производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога должна быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возвратесуммы излишне уплаченного налога (точно так же как и о зачете) принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. До истечения срока, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (1 месяца со дня получения заявления), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В соответствие со ст. 79 НК сумма излишне взысканногоналога подлежит возврату налогоплательщику.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счёт погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока (10 дней со дня получения письменного заявления) поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога должна быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд должна быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет" 2017, 2018.

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Комментарий к статье 78

В пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. При зачете сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам или по погашению недоимки. Возврат предполагает выплату налогоплательщику суммы излишне уплаченного им налога.

Комментируемая статья допускает зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней таможенными органами, которые в этом случае обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены ими.

Переплата образуется, если налогоплательщик уплатил большую сумму налога, пеней, штрафа, чем требуется согласно законодательству.

На практике такая ситуация встречается часто. Причины возникновения переплаты могут быть самые разные:

во-первых, неправильный расчет налогов: неточность при исчислении налоговой базы, применение неправильной ставки налога и т.п. Причем платеж признается излишне уплаченным, если налогоплательщик сам, без участия налогового органа, неверно исчислил сумму платежа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О <143>, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2012 года N 16551/11, от 27 июля 2011 года N 2105/11 <144>);

во-вторых, ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налога, пеней, штрафов, которые повлекли перечисление их в бюджет в излишней сумме. Например, к этому может привести указание налогоплательщиком в платежке завышенной суммы к уплате, неверного кода бюджетной классификации;

в-третьих, внесение изменений в налоговое законодательство, действие которых распространяется на прошлые периоды. Например, переплата по налогу может образоваться при введении льготы, которая применяется с начала текущего года;

в-четвертых, по итогам налогового периода исчислена сумма налога к уменьшению;

в-пятых, изменение режима налогообложения и др. <145>.

——————————–

<143> Собрание законодательства РФ. 2006. N 8. Ст. 945.

<144>

<145> См. подробнее: Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов) // Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.

Обнаружить факт излишней уплаты налогов (пеней, штрафов) может как налогоплательщик, так и налоговая инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне уплаченные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 года N ММ-3-1/683@ <146>.

——————————–

<146> Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.

НК РФ установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика за зачетом или возвратом излишне уплаченных сумм налога посредством обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Налоговый орган, обнаруживший факт излишней уплаты налога, обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

На практике налоговые органы крайне редко сообщают о таких фактах. Однако если у налогоплательщика имеются доказательства того, что налоговый орган знал о факте излишней уплаты налога или сбора, а налогоплательщику об этом не сообщил, то последний может обжаловать такие действия (бездействие) налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о чем составляется соответствующий акт совместной сверки, подписываемый налогоплательщиком и налоговым органом. Сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

– возвращена налогоплательщику.

НК РФ предусматривает возможность или зачета (в счет предстоящих платежей или в счет погашения недоимки/задолженности), или возврата излишне уплаченного налога.

При этом при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или возврат излишне уплаченного налога налогоплательщику производится налоговым органом только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) налогоплательщика <147>.

——————————–

<147> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” // Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.

Таким образом, НК РФ предусматривает последовательно зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), а потом оставшаяся излишняя сумма налога подлежит или зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, или возврату налогоплательщику <148>.

——————————–

<148>

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи зачет или возврат излишне уплаченного налога производится на основании письменного решения налогового органа в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Совместная сверка уплаченных в бюджет налогов, пеней, штрафов и процентов проводится налогоплательщиком и налоговым органом.

В ходе сверки данные о расчетах по налоговым платежам, которыми располагает инспекция, сопоставляются со сведениями организации или индивидуального предпринимателя об уплате налогов, пеней, штрафов. Это позволяет выявить переплату, а также задолженность по платежам в бюджет.

Порядок сверки изложен в разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 года N САЭ-3-01/444@ <149>.

Инициировать сверку расчетов может как организация (индивидуальный предприниматель), так и налоговый орган (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ).

При получении от налогоплательщика заявления с просьбой о сверке расчетов инспекция обязана ее провести (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента).

Чаще всего налоговый орган предлагает сверить расчеты в случаях:

– обнаружения фактов, указывающих на вероятную переплату налогов (пеней, штрафов) в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ);

– перевода налогоплательщика на учет в другую налоговую инспекцию (п. 3 Регламента);

– реорганизации или ликвидации организации (п. 3 Регламента);

– отнесения организации к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае сверка проводится ежеквартально (п. 3 Регламента).

Если сверку инициирует налоговый орган, то для вас участие в ней является правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Общий срок сверки расчетов – 10 рабочих дней, если расхождений в данных об уплате налогов не выявлено. Если они есть, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней. При этом время на пересылку акта сверки между налоговым органом и налогоплательщиком не учитывается (п. 3.1.2 Регламента). Однако на практике инспекция нередко затягивает проведение сверки.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи возврат сумм излишне уплаченного налога, пени может производиться только по заявлению налогоплательщика. Однако в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление на возврат сумм излишне уплаченных налоговых платежей, подаваемое в налоговый орган организацией, должно содержать следующие реквизиты:

– наименование заявителя;

– наименование платежа;

– соответствующее подразделение бюджетной классификации доходов, по которому образовалась переплата;

– сумму, подлежащую возврату или зачету.

Если такое заявление подается в налоговый орган физическим лицом, то в нем должны быть указаны:

– фамилия, имя и отчество заявителя;

– адрес его местожительства;

– номер паспорта или заменяющего его документа и кем он выдан;

– наименование платежа, по которому образовалась переплата;

– сумма, предъявленная к уплате, и номер платежного извещения;

– фактически внесенная сумма, подлежащая зачету или возврату.

В п. 7 комментируемой статьи закрепляется срок давности, в течение которого налогоплательщик вправе подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Такой срок составляет три года со дня уплаты указанной суммы. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 июня 2001 года N 173-О указал, что данное правило не препятствует налогоплательщику обратиться за судебной защитой своих прав в случае пропуска данного срока с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. При этом действуют общие правила исчисления сроков исковой давности – три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав <150>.

——————————–

<150> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2002. N 1. С. 27.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть произведен путем:

– зачета излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки;

– зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей;

– возврата излишне уплаченных сумм налога.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки производится налоговыми органами самостоятельно. При этом налогоплательщик не лишен права представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается налоговым органом в течение десяти дней:

– со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога;

– со дня вступления в силу решения суда;

– со дня получения заявления налогоплательщика;

– со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Для зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей требуется или заявление налогоплательщика (излишняя уплата налога обнаружена налогоплательщиком самостоятельно), поданное по месту учета налогоплательщика, или акт совместной сверки уплаченных налогов, подписанный налоговым органом и налогоплательщиком (излишняя уплата налога обнаружена налоговым органом).

Налоговый орган принимает решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с п. 10 комментируемой статьи в случае, если зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется с нарушением сроков, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не зачтена в соответствующий срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока зачета. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока зачета.

Данная позиция была отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 года N СА-4-7/15431 <151>, а также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года N 2046/04 <152>.

<152> Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Возврат излишне уплаченных сумм налога производится или на основании заявления налогоплательщика (излишняя уплата налога обнаружена налогоплательщиком самостоятельно), подаваемого по месту учета налогоплательщика, или на основании акта совместной сверки уплаченных налогов, подписанного налоговым органом и налогоплательщиком (излишняя уплата налога обнаружена налоговым органом). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика должна быть возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика. В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением вышеуказанного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации <153>.

——————————–

<153> См. подробнее: Чулкова Л., Ковалевская Д. Зачет и возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов // Налоговый вестник. 2014. N 3.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

Комментарий к статье 79

В комментируемой статье устанавливается обязанность налогового органа возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму налога. Возврату подлежат суммы налога, зачисленные в бюджет или во внебюджетный фонд за счет общих поступлений в них налогов и сборов (источник возмещения), с начислением пеней.

Под излишне взысканной суммой налога понимается сумма налога, необоснованно уплачиваемая налогоплательщиком или взыскиваемая налоговым органом с налогоплательщика на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога разъяснен в комментируемой статье НК РФ и применяется в отношении возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяется на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Возврат может происходить как по заявлению налогоплательщика, для которого требование о возврате является правом, так и по инициативе самого налогового органа, на котором лежит соответствующая обязанность.

В п. 3 комментируемой статьи определены предельные сроки на истребование налогоплательщиком излишне взысканных с него сумм налога – один месяц для обращения в налоговый орган со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания; три года для обращения с исковым заявлением в суд, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. При пропуске указанных сроков налогоплательщику должно быть отказано в возврате излишне взысканных сумм налога. Следует отметить, что суд вправе отказать налогоплательщику в возврате излишне взысканных налоговых платежей только при условии, что представитель налогового органа сделает заявление об истечении срока исковой давности.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего взыскания налога в течение 10 дней со дня установления этого факта. С момента такого уведомления начинают течь указанные выше сроки.

Основанием, препятствующим исполнению обязанности по возврату излишне взысканного налога, является наличие у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету или внебюджетному фонду.

В этом случае возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) по правилам ст. 78 НК РФ.

Излишне взысканная сумма возвращается только после погашения недоимки и задолженности. Проведенный налоговыми органами зачет недоимки и задолженности возобновляет право налогоплательщика на истребование излишне взысканного налога полностью или в части, превышающей зачтенную сумму, в зависимости от ситуации.

Кроме этого, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате излишне взысканной суммы налога в суд. При этом НК РФ не установлен обязательный административный (досудебный) порядок обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган за зачетом или возвратом излишне взысканных сумм налога.

Тем не менее установлены различные сроки для обращения в налоговый орган и в суд. Если в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога, как уже было отмечено, может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, то исковое заявление в суд согласно п. 3 комментируемой статьи может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, исчисляемыми со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

При этом, как отмечается в письме ФНС России от 21 сентября 2011 года N СА-4-7/15431 <154>, для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога – путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на уплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная комментируемой статьей обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.

Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.

Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции уплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Подобная правовая позиция выражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 10848/04 <155>, от 29 ноября 2005 года N 7528/05 <156>, от 6 июня 2006 года N 1363/06 <157>.

Территориальный орган федерального казначейства после осуществления возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов уведомляет налоговый орган о дате совершения операции и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Таким образом, основаниями к возврату излишне взысканных сумм налога служат.

В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:

· предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;

· погашения недоимки по иным налогам и сборам;

· погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течениетрехлет со дня уплаты указанной суммы.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течениетрехлет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Зачет или возврат производятся в валюте РФ.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы

Похожие статьи