Влияние церкви на жизнь средневекового человека. Московская сретенская духовная семинария. Роль церкви в средневековом обществе

Религия в средние века приобрела всеобъемлющий характер. Религиозные представления стали основой всякого мышления. «Богооткровенные истины», авторитет священного писания ставились выше всего. Согласно христианскому убеждению, все в руках Господа, а Божья воля неисповедима.

Важная черта средневекового религиозного сознания - восприятие земного существования человека как краткого мига испытаний перед вечным загробным блаженством. Отсюда - отречение от «мирской суеты», от всего того, что украшает земную жизнь: физического здоровья, телесной красоты, чувственной любви. «Помни о смерти!» - постоянный рефрен средневековых проповедей.

Очень популярной становится идея подвижничества, жертвенного аскетизма. Распространяется монашество - добровольный «уход от мира», то есть лишение себя жизненных радостей во имя приближения «царства Божьего». Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником монашества и канонизированным католической церковью, был Антоний Великий (251-356). Строгими аскетами являлись и многие византийские василевсы (Никифор Фока, Михаил IV и другие).

Христианства вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство, новый эстетический идеал , противоположный идеалу античности. Гармония внутреннего и внешнего, души и тема, типичная для идеальных образов античности, более неприемлема. У средневекового художника иное понимание красоты и совершенства: видя свою главную задачу в воплощении божественного начала, он утверждает превосходство духа над плотью. Вот почему изобразительное искусство Средневековья подчеркнуто условно в передаче реального мира. Оно не стремится к точному правдоподобию, ведь внешний облик человека - это всего лишь бренная оболочка бессмертного духа. Пропорции человеческих фигур произвольны, складки одежд подчас не согласуются с формами и движение тела, нет ощущения объемности, вещественности, пространственности. Вокруг изображений развертывается беспредельный золотой или цветной фон, погружая всякое единичное существо в бесконечность.

Средневековье отвергло круглую скульптуру - ее объемность казалась слишком «телесной» и напоминающей о языческих богах. Византия почти совсем оказалась от круглой пластики, оставив ее только в декоративно-прикладном искусстве. На Западе статуя уступила место скульптурному рельефу, который только в период готики стал приближаться к круглой скульптуре.

Поистине огромен интерес средневекового искусства к нравственному облику человека, к тому, что определяется обобщенно словом духовность . «Не блуждай вовне, но войди вовнутрь себя» , - писал на заре Средневековья величайший христианский мыслитель Августин Блаженный .

Воспринимая каждое жизненное явление как отблеск «божественного прототипа», искусство стремилось изображать не единичный предмет, а лежащую в его основе божественную идею. Отсюда - замена всего индивидуального типического и огромная роль канона - твердо установленных правил изображения тех или иных сюжетов, персонажей. Средневековый мастер работал «по образцам», стараясь сохранить верность принятой иконографии.

Отсюда же - огромная роль символов , способных за видимой оболочкой скрыть намек на тайное и сущее. Язык символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией, и тайным его приверженцам нужно было скрыть от язычников смысл изображений. В настенной живописи римских катакомб - погребальных камер ранних христиан - искупительную жертву Христа и покровительство Святого Духа символизировали виноградная лоза, голубь и крест. Иисус Христос как спаситель человеческих душ изображался в облике юноши-пастуха с ягненком на плечах, и так далее.

В минувшую пятницу министром образования России была назначена Ольга Васильева. Предлагаем вам интервью с ней, посвящённое итогам 2009 года в церковно-государственных отношениях и церковно-исторической науке. Тогда Ольга Юрьевна была заведующей кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Ольга Юрьевна, 2009 год - первый год патриаршества Святейшего Кирилла. Поменялся ли вектор церковно-государственных отношений в связи с приходом нового Предстоятеля Русской Церкви?

Я считаю, что Патриарх Кирилл - политик огромного масштаба. Равных ему политиков очень мало. Конечно, всем хотелось бы, чтобы первоиерарх был только святителем и молитвенником, но это иллюзия. История показывает, что Предстоятель Церкви всегда возлагал на свои плечи большие проблемы. Вспомним не только митрополита Алексия, Патриарха Филарета, Патриарха Никона, но и первоиерархов XX-го века: политика и церковное служение всегда шли бок о бок.

Нельзя резко сравнивать личности Патриархов. Патриарх Алексий остался в истории как миротворец, он управлял Церковью в годы острых конфликтов 90-х годов, выполнял свою духовную и политическую миссию в переходный период. Сейчас начался новый этап.

С приходом Патриарха Кирилла с его ораторским талантом и тем явным уважением, которое ему оказывают представители различных элит, в СМИ и в частных высказываниях в интернете, в радиоэфире всё чаще стало звучать клише о том, что Церковь срастается с государством, происходит слияние церковной и государственной власти...

Надо успокоить боящихся, объяснить им, что такого в принципе не может быть, потому что меньше всего это нужно самой Церкви. Во-первых, периоды симфонии, и в нашей истории, и в византийской были очень краткими. Симфония в том смысле, в каком её понимал Юстиниан, уже невозможна в наши дни.

Во-вторых, напомню слова митрополита Антония (Вадковского), сказанные им незадолго до кончины государю Николаю II: «Ваше Величество, менее всего Русская Церковь хочет быть идеологическим оформлением Вашей политики».

Третий момент, который пугает многих - активность религиозных структур, не только Русской Православной Церкви. Я считаю, что влияние Церкви на общество будет усиливаться. Время, в которое мы живём - непростое со всех точек зрения, и люди нуждаются в духовном утешении, в ответах на свои вопросы.

Один из немногих институтов после президента, который по результатам всех опросов пользуется доверием, - это Церковь. Я думаю, что и Церковь, и власть прекрасно видят перспективу усиления её влияния.

Другой вопрос, как выстраивать отношения. Церковь отделена от государства, но постоянно идут дискуссии о том, возможно ли считать государство светским при таком высоком проценте граждан, называющих себя верующими.

Все наши конфессии, в первую очередь - Русская Православная Церковь, приняли свои социальные концепции, где чётко определено, в каких сферах жизни может вестись совместная с государством деятельность. Напомним читателям, что она возможна во всех сферах, особенно - тех, которые касаются гуманитарной деятельности в широком смысле: науки, психологического здоровья народа, демографических проблем и так далее. Исключение составляют те сферы, которые подразумевают вмешательство Церкви во внутренние дела государства, а государства - во внутренние дела Церкви.

Сформировалось поколение воцерковленных мирян, которые могут и хотят участвовать в работе общественных институтов и идти во власть. Существуют даже организации, которые собираются «выращивать» таких политически активных мирян. При этом мы знаем, что все попытки создания христианских партий в России провалились. В Германии, где «христианско-демократическая партия» вполне успешна, христианской она называется просто исторически. Возможно ли формирование какого-то православного политического блока?

Сразу возникает вопрос, а надо ли это? На мой взгляд, если человек состоит в любой политической или властной структуре, даже в бизнесе, и имеет мировоззренческие, нравственные основы, нравственный маяк в душе, то к чему ему участие в специальных партиях? Партия должна быть реальной.

Основная повестка дня церковно-государственных отношений в последние годы состояла из трёх тем - введение в школах предметов о религии, введение в армии института военных священников и целый комлекс экономических вопросов, связанных с церковной собственностью, налогообложением религиозных организаций. Сегодня по всем трём темам достигнуто взаимопонимание или, во всяком случае, чётко определены позиции. Какие следующие темы этой повестки дня? Что нужно регулировать между Церковью и государством?

Я думаю, что важные вопросы, которые должны решать религиозные организации и власть, - это вопросы благотворительности, её правовой основы, и вопросы миссионерской деятельности.

Вот, например, религиозная группа может жить без регистрации. Но если она о себе никак не заявляет, собирается, чтобы изучать доктринальные основы вероучения или ещё что-то, то может ли она заниматься миссионерской деятельностью? Что вообще включает в себя понятие «миссионерская деятельность». Можно ли проповедовать среди подростков без разрешения родителей? Ведь в этом возрасте дети впитывают всё, как губка, а осознания, осмысления не происходит. Эти проблемы должны решаться.

То же и с благотворительностью: что входит в понятие благотворительности? Будут ли религиозные организации относиться к организациям, ведущим социально значимую деятельность, или не будут? Ведь это не их основная задача. С этим связан ещё один важный вопрос: отдельные миряне - представители крупных религиозных организаций, которые много сил вкладывают в благотворительную работу, должны, на мой взгляд, получать какое-то поощрение от государства. Это должны быть знаки уважения - награды, публикации в прессе, чтобы люди знали про кропотливый труд в хосписах, детских домах, бесплатных столовых. Самим благотворителям, может быть, и не нужно признание общества, но обществу нужны ориентиры.

Давайте поговорим об истории, ведь вы - доктор исторических наук. Значимое событие этого года, связанное с исторической наукой - создание комиссии по противодействию фальсификации истории. Как вы его оцениваете?

Противодействовать фальсификации надо прежде всего в школьных и вузовских учебниках и учебных пособиях. Самое главное - социальная ответственность автора, который пишет для подрастающего поколения, какие у него мировоззренческие и нравственные ориентиры, когда он излагает факты. У меня вызывают много вопросов учебники, в которых о Великой Отечественной войне написано так, что не упомянуты факты злодеяний немцев на советской территории.

- А в церковной истории есть попытки фальсификации?

Примеров прямой фальсификации фактически нет, есть разные взгляды. Жупел в истории Церкви у нас - митрополит Сергий (Страгородский). Будто других имён нет. Вот о нём и пишут, кто во что горазд - и красные, и белые, и зелёные, и какие угодно.

И ещё мне кажется, что какие-то моменты мы до конца и не понимаем, не знаем. Очень мало работ о 1980-х годах. Собор 1988 года мы знаем только по официальным публикациям. А сколько мартирологов ещё не написано! Ведь говорят, что война идет, пока не похоронен последний солдат. Вот она и идёт.

Сейчас многие пользуются сравнением, что нынешнее общество едет в машине, где зеркало заднего вида больше лобового стекла...

Я считаю, что страна, которая отторгает прошлое, не имеет будущего. В прошлом было много плохого. Но если мы будем сравнивать с любой другой страной, то везде есть светлое и тёмное, взять хотя бы историю европейских государств. Вопрос в другом. Посмотрите, как чтут те же европейцы историю своих стран, как они чтут патриотические примеры и примеры гражданского мужества. А если ты все очернил, то ребёнок вырастет и будет чернить все, что делаешь ты.

- Но если столько белых пятен в истории Церкви даже за последние десятилетия, то можно ли двигаться вперёд?

Дело в том, что в отношении истории Церкви дело обстоит проще. Мы ведь изучаем историю церковной организации в тот или иной отрезок времени. А Церковь как сакральное Тело Христово силы ада не одолеют.

- Какие книги по истории Церкви, выпущенные в этом году, вы бы отметили?

Пять лет мы работали в архивах России, Украины и Белоруссии, и результатом этой работы стала книга «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которая вышла в этом году в издательстве Крутицкого подворья. Это уникальный труд, объёмом более 600 страниц. К сожалению, цена этой книги в магазинах довольно высокая. Много выходит интересных исследований на региональном материале. Я бы отметила еще изданную в Петербурге книгу Татьяны Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.».

Беседовала Ксения Лученко

1.Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?
2.Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки.В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?
3.Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу 15 века?
4.Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?
5.Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?
6.Как вы считаете, разъединение или сплачивало средневековое общество сословное деление?
7. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе?Почему люди нуждались в таких объединениях?
8.В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?
9. В чем состояли влияние церкви на жизни средневекового человека?
Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?
10. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя?
11. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какие фактами можно доказать эту точку зрения?

1.Наука о народонаселении.

2.Большие группы людей со своими правами и обязанностями. 3.Система
мероприятий, направленная на изоляцию какого
– либо государства. 4. Государство, владеющее колониями. 5. Стремление
обеспечить первенствующую роль церкви и религии в жизни общества. 6.
Освобождение от предрассудков, угнетения, отмена ограничений, уравнение женщин
в правах с мужчинами. 7. Создание крупной, тяжёлой промышленности. 8.
Противодействие, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо
другой политике.9. Рост городского населения. 10. Въезд иностранцев в
какую-либо страну на постоянное место жительства. 11. Перемещение, переселение,
связанное со сменой места жительства. 12. Ограничение влияния церкви на все
сферы жизни общества.

Решите кроссворд.1) Наиболее распространённый злак, который сеял средневековый человек. (5 букв)

2) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого рыхлили землю. (4 буквы)
3) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого средневековый человек мог глубоко вспахивать землю. (5 букв)
4) Сельскохозяйственная культура, распространение которой в Европе началось с Испании. (3 буквы)
5) Сельскохозяйственная культура, завоевавшая симпатии земледельцев в Европе только к концу 8 века. (4 буквы)
6) Сельскохозяйственная культура, выращиваемая в Европе до распространения пшеницы. (4 буквы)
НУ БЛИН ОТВЕТЬТЕ ХОТЬ НА 1 ВОПРОС

ПОМОГИТЕ!!!ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!

1.Где обитали финноугорские племена?Как повлияли природно-климатические условия мест обитания на занятия, быт и верования финноугорских племён?
2.Каковы были взаимоотношения между славянскими и финноугорскими племенам?В чём выразилось влияние друг на друга?
3.Расскажите о возникновении Волжской Булгарии.В чём вы видите свойство и различия Волжской Булгарии и Хазарского каганата?
4.Чем привлекала восточпых славян Византия?

Похожие статьи