«Власть земли. Святые отцы о земной власти

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ О ВЛАСТИ ИМЕЕТ В ВИДУ ПОДЧИНЕНИЕ НЕ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ, А ТОЛЬКО ТОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ СПРАВЕДЛИВО И РАЗУМНО ИСПОЛНЯЕТ ЗАКОН, НЕ ПРОТИВИТСЯ ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ, СООТВЕТСТВУЕТ БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ, ПОВЕЛЕНИЯМ И НАСТАВЛЕНИЯМ.

Так, например, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но О САМОЙ ВЛАСТИ (выделено - П.Д.). Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19: 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу».

Иеросхимонах Ефрем пишет: «...установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что “всякая власть от Бога”, необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: “Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены” (Рим.13:1); “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим. 13:4).

Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня” (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5: 29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. “Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6: 12). Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель ».

ДОПОЛНЕНИЕ: дословный перевод Рим. 13:1 с греческого текста: «не ведь есть власть, если не от Бога, - однако существующие от Бога установлены есть» (Рим. 13:1). Синодальный перевод: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1). Следует отметить, что греческий предлог, переведённый на русский язык, как «от», имеет и другие значения, в том числе и «под». Вообще, власть (как возможность что-либо совершать), с одной стороны, установлена Богом, т.е. получена от Бога, попущена Богом. С другой стороны, все мы ходим под Богом, в том числе и власть (начальствующие). Здесь «под» - признак подчиненности, поскольку Бог - «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2: 10) и является «властвующим над всякою властью» (3 Мак 7:7). В связи с этим «земная власть» и от Бога, и под Богом (т.е. получена от Бога и находится под Его властью)!

Вопрос: Здравствуйте! В последнее время в христианских СМИ часто можно встретить статьи и высказывания уважаемых христианских деятелей о политических событиях в стране, в целом о власти и ее решениях. Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины, но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители. Возможно это мое субъективное мнение, я конечно не вижу сердец авторов, но складывается впечатление будто в Библии не существует учения о почитании и уважительном отношении к Богом поставленной власти. В статьях заметно открытое неуважение, и даже поношение на правящих в стране. Не станет ли это соблазном для многих неокрепших верующих, которые могут сформировать собственное отношение к власти на основании таких статей. Есть ли в Библии границы, которые нельзя переступать, когда мы беремся критиковать власть? Спасибо.

Ответ: Приветствую вас уважаемый брат Денис. Слава Богу за всё. Прекрасная тема. Спасибо вам, брат Денис за вопрос.

Вопрос очень важный. Взаимоотношения христианина и власти. Христианин, как гражданин. Как примирить законы Небесного Царства и законы земного царства. Это вопросы, которые даже не обсуждаются в нашем обществе. В обществе не обсуждается вопрос прав и свобод личности. Нет в нашем историческом опыте, нет в нашей исторической религии и общественном устройстве места личности. Нет и культуры отношения гражданина и человека власти. Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ». Еф.4:29.

Не прошли бесследно десятилетия революционного террора. Разгул насилия, через который прошла вся страна, деформировал личность. Деформировал язык. Надо признать сей факт. Основная причина такого морального распада кроется в атеизме, в воинствующем безбожии. В историческом буйстве ненависти, коренится наша безнравственность. Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти. Достойно. Но в таком непочтении к народу замечены и люди власти. Вопрос правомочный. Имеет ли право человек, облечённый властью лгать? Имеет ли право человек власти воровать? Имеет ли право человек власти совершать насилие? Вот к примеру, вы как христианин, обличаете во грехе воровства своего соседа. Мол, нельзя, Господь дал заповедь: «Не кради»! И вдруг узнаёте, что сосед ваш, председатель городской Думы. Что делать? Вспомните Чехова. «Хамелеон». «Чья собачка. Почему без поводка. Почему одна, почему кусает человека»? «Собака губернатора, вроде…». И вот уже поворот. «Кто ты? Почему на площади. Почему собачку обижаешь»?

Мы не сомневаемся, что человек обязан соблюдать нормы общественного порядка, законы страны. И сомневаемся, что эти самые нормы также властны над людьми, наделёнными властью. Это неверно. Верховенство Закона над всеми социальными группами общества, города или страны является непреложным. Я не нашёл в Библии предписания об особом отношении к людям власти. Напротив, Бог устами апостола Иакова показывает греховность такого отношения. Возвышение одних, неизбежно ведёт к унижению других. Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи! Христос и Его апостолы строго обличали лицеприятие. «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями »? Иак.2:2-4. Пиетет перед земной властью не есть заповедь Бога. Вот, что например, говорит святой апостол Пётр. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ». 1Пет.2:17. Прекрасное, ёмкое наставление. Почитание, как выражение признания то же, что и почтение, во-первых, апостол предписывает оказывать всем , и лишь в последнюю очередь царю. Вот слова Закона в устах Иисуса Христа.

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ». Матф.22:36-40.

Я для верности прочитал весь Закон. Удивительно. Поклоняться нужно только Богу. Почитать отца и мать. И ни слова о людях во власти. Я намеренно отделяю власть как институт, от людей исполняющих властные полномочия. Замечено. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть возникает как раз тогда, когда люди смешивают понятия власти, которая от Бога, с людьми наделёнными полномочиями.

Возникает вопрос. Если люди власти должны, соблюдать закон, как и все прочие, кто контролирует этот процесс? Перед кем отчитываются люди власти? Кто правомочен предъявить людям власти обвинение, потребовать отчёт, и вменить наказание, когда люди власти используют полномочия не по назначению? Российская Конституция декларирует основополагающий принцип устройства Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

При таком положении дел, о ком ваше беспокойство, брат Денис? Ведь если стать рассматривать положение вещей, как следует из Конституции РФ, окажется, что критика власти, есть право и обязанность человека в России. А люди власти обязаны исполнять указания народа. Народ вручает некоторым людям полномочия, и народ лишает этих полномочий. Если следовать нашей Конституции, то чиновник должен уступить дорогу народу, и полицейский должен бежать на помощь человеку, попавшему в беду, и судья должен судить по закону невзирая на лица. Чиновник не имеет права обижаться на критику. Чиновник не имеет права критиковать народ. Чиновник обязан служить народу. Народ не обязан служить чиновнику. Когда народ выражает своё возмущение, даже если выходит на площадь, он просто следует норме Конституции. Когда полицейские избивают народ, они совершают преступление.

Оставим Конституцию. Её всё равно никто не читает. У христиан есть высшая Конституция, Слово Божье. Замечу, что это не фигура речи. Апостолы в своё время были чутки к голосу Духа Святого, и почитали за честь пострадать за свидетельство о Христе. Почему пришлось пострадать? Потому что проявили непослушание власти. «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога »? Деян.4:19. Вот где пролегает граница дозволенного и недозволенного. Слушаем ли мы Бога? Послушны ли мы Богу – даже если при этом нарушаем запреты власти земной. Давайте честно взглянем правде в лицо. Мы безгласны, потому что нам покой милей, чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений. И власть уже без стеснения определяет границы Царства Божьего, место Церкви. Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.

Господь Иисус Христос даёт нам наилучший пример святой жизни на земле. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ». Матф.23:24,25. Попробуйте выслушать их, как будто они обращены к вам. Для нежного слуха святого начальника, это богохульство. Эти слова так возмутили высоколобых чекистов в Иудее, что они убедили Пилата распять Иисуса. Но эти слова есть Истина, их произносит «Бог, пришедший во плоти»! Или вот Его слово, обращённое к начальникам. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну »? Матф.23:33. И ещё: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне ». Иоан.8:43-45. Такие слова произносятся в определённом состоянии. И о Христе так сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит… ». Мар.3:5. Приводя такие тексты Писания, я нахожу для себя, и для моих братьев христиан, естественным выражение критики, естественным проявление несогласия, в том числе и мирного протеста, в случае насилия, преследования, угнетения ближнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ». Иоан.15:13.

Почему мы, воины Христовы сдаём позиции там, где нам не дозволено сдавать, даже если для этого придётся сложить головы? Мы христиане, не претендуем на территорию государства. Мы не политическая партия. Мы не боремся за власть. Но готовы ли мы отстаивать свою власть на территорию духа? Ведь именно такое поручение нам дал наш Господь. «Идите по всем миру! Проповедуйте Евангелие царства Божьего»!

Замечу, что наша речь, наши слова, не должны быть бездумным выражением эмоций, проявлением гнева, тем более ненависти. Христианина отличала и отличает трезвость ума, свобода ото лжи, от власти временной, греховной, земной. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» . Кол.4:5,6. Как мы понимаем это пасторское наставление: «Со внешними обходитесь благоразумно»? Не кажется ли вам, что нам и в голову не приходит наша активность в отношении со внешними? И благоразумие наше скорее приспособленчество. «Моя хата с краю, я ничего не знаю». А как вам такое слово святого апостола.

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:15,16. Имея ум Христов, и имея право судить обо всём, мы естественно обязаны такие суждения выносить в публичное пространство. Или ум Христов помогает нам найти норку, в которой нам уютно и подобно «пескарю премудрому» безопасно?

Как же нам при такой мудрости исполнить повеление Господа. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ». Иез.33:8.

Человек Божий обязан рассказать людям, в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона. Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи. Кто же расскажет им об этом? Это поручение Христа. Всякий исполняющий Его поручение, есть Его ученик.

При этом, рассуждая с вами о важнейшем вопросе, о месте христианина в гражданском обществе, перед глазами моими, в сердце моём Христос, посвятивший Себя за нас, призывающий нас достигать совершенство, постигая его святой Закон.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме .

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . Матф.5:9-16.

Кто имеет власть над всей землёй и почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Библия разоблачает того, кто управляет человеческими правителями и мировыми державами. Книга — Думай и Богатей!

Стоит ли кто-то за всем злом?

«Я пожимал руку дьяволу»,- эти слова произнёс командующий войсками Организации Объединённых Наций в Руанде, вспоминая о том, что ему не
удалось остановить резню, произошедшую в той стране в 1994 году.

Другой очевидец тех ужасающих жестокостью событий сказал: «Если кому-то всё ещё не верится, что Сатана существует, то я хотел бы встретиться с этим человеком у одного из массовых захоронений в Руанде».

Действительно ли такие зверства дело рук Дьявола?

Большинство людей не верит, что за бессмысленным насилием стоит злое духовное создание. Многие думают, что к жестокости людей побуждает зло,
свойственное человеческой природе, и что главная причина зла - наша эгоистичная сущность.

Некоторые полагают, что группа богатых и влиятельных людей, образующих своего рода теневую сеть, уже десятилетия правит миром. Есть и те, кто во всех страданиях и несправедливости обвиняет

А что думаете вы? Почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Почему человечество упрямо идёт по пути самоуничтожения, не задумываясь о последствиях своих действий? Стоит ли кто-то за всем этим? Кто на самом деле правит землёй? Ответ может оказаться для вас неожиданным.

Кто правит этим миром?

Вам, скорее всего, не доводилось встречаться ни с одним из глав преступных организаций. Означает ли это, что таких людей нет? Авторитеты криминального мира мастерски скрывают, кто они на самом деле, и даже могут руководить преступной деятельностью, находясь в тюрьме.

Однако, читая в газетах о войнах между наркоторговцами, проституции, торговле людьми и многом другом, мы понимаем: Видя вред, который причиняют обществу руководители преступного мира, мы убеждаемся, что они существуют.

Поэтому, прежде чем мы подробно рассмотрим, что в Библии сказано о Дьяволе, давайте обсудим некоторые ошибочные мнения, которые мешают многим
поверить в то, что Дьявол - реальная личность.

1. Разве мог любящий Бог создать Дьявола?

Поскольку в Библии говорится, что Бог добрый и совершенный, кажется нелогичным, что он создал злую и порочную личность.
Вот что в ней сказано о Боге: «Он - Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он - Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4; Псалом 5:4).

Однако стоит подумать вот над чем: может ли совершенная личность, созданная Богом, поступить неправильно? Бог никого не сделал роботами, напротив, он наделил свои разумные создания свободой воли - способностью самостоятельно принимать решения.

Таким образом, они могут выбирать между добром и злом. По сути, если бы разумные создания, люди или ангелы, не имея возможности самим решать, как себя вести, всегда поступали правильно, то их поступки не имели бы никакого нравственного значения.

Разумно заключить, что Бог не стал бы давать своим созданиям свободу воли и в то же время удерживать их от злых дел, если бы они захотели их совершить. Иисус, говоря о Дьяволе: «[Он] не устоял в истине», дал понять, что тот злоупотребил даром свободы воли (Иоанна 8:44).

Как видно из слов Иисуса, тот, кто стал Дьяволом, изначально был совершенной духовной личностью и «[стоял] в истине».

Следовательно, Иегова Бог не создавал Дьявола. А то, что он наделил свои создания свободой воли, свидетельствует о его любви и доверии к ним.

Может ли совершенное создание утратить совершенство?

Совершенство, дарованное Богом разумным творениям, относительно. Хотя Адам был создан совершенным, он должен был считаться с физическими
ограничениями, установленными Творцом. Например, он не мог есть землю, камни или древесину, не причинив вреда своему здоровью. А если бы он
пренебрёг законом притяжения и спрыгнул с высокой скалы, то он бы разбился насмерть или получил серьёзные травмы.

Подобным образом ни одно совершенное создание - ни человек, ни ангел - не может выйти за рамки нравственных норм, установленных Богом, не испытав при этом пагубных последствий. Если разумное создание злоупотребляет свободой воли, (Бытие 1:29; Матфея 4:4).

2. Дьявол - слуга Бога?

По мнению некоторых, об этом говорится в библейской книге Иов. Согласно одному труду, слова Дьявола «Я бродил по земле» наводят на мысль о персидских разведчиках, которые, путешествуя, собирали сведения и доносили их царю, у которого они состояли на службе (Иов 1:7).

Но если Дьявол действительно разведчик Бога, то зачем ему нужно было объяснять Богу, что он «бродил по земле»? В повествовании об Иове Дьявол
назван Сатаной, что означает «противник», а это указывает на то, что он главный враг Бога, но никак не его слуга (Иов 1:6).

Где же берёт начало представление о том, что Дьявол - Божий слуга?

В I веке н. э. в некоторых апокрифических книгах - например, в книгах Кумранской общины «Устав» и «Книга Юбилеев» - Дьявол изображается как тот,
кто торгуется с Богом и при этом подчиняется его воле.

Историк Джеффри Бартон Рассел написал в своей книге «Князь тьмы», что, по словам протестантского реформатора Мартина Лютера, «Дьявол является
инструментом Бога, подобно ножницам или мотыге, которыми Бог обрабатывает свой сад».

Рассел пояснил, что «мотыга испытывает наслаждение, разрубая сорняки», однако она находится в руках Бога и исполняет его волю. Учение Лютера,
позднее принятое французским богословом Жаном Кальвином, задевало чувство справедливости многих верующих. Они недоумевали: как может любящий Бог не просто допускать зло, но и желать, чтобы оно происходило? (Иакова 1:13).

3. Дьявол не более чем олицетворение зла

К примеру, с кем говорил Бог, как об этом написано в Иове 2:3-6? Обращался ли он к какому-то абстрактному злу внутри Иова или он разговаривал сам с собой? Более того, стал бы Бог сначала хвалить Иова за его добродетели, а затем подвергать его испытаниям?

Приписывать это Богу - всё равно что называть его беспринципным, а не тем, в ком «нет неправедности» (Псалом 92:15).

В противоположность этому Бог не стал слушать Дьявола, который, говоря: «Протяни, пожалуйста, руку», просил его причинить Иову вред. Совершенно
очевидно, что Дьявол - это не олицетворение зла или темная сторона Божьей личности, а духовное создание, ставшее противником Бога.

Кто на самом деле правит миром?

Сегодня многие считают, что верить в Дьявола старомодно. Однако засилье зла в нашем мире иначе как существованием Дьявола не объяснить.

Кроме того, отвергнув идею о существовании Дьявола, многие отвергли и веру в Бога, а вместе с ней и

«Самая лучшая из всех выдумок дьявола,- написал Шарль Пьер Бодлер, поэт XIX века,- убедить нас в том, что его не существует». Дьявол, пытаясь заставить людей поверить в то, что его нет, поставил под сомнение существование Бога.

Если Дьявола нет, то ответственность за всё зло ложится на Бога, из-за чего многие теряют в него веру. Разве не этого добивается Дьявол?

В Библии объясняется: «Бог этой системы вещей ослепил умы [неверующих], чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе, который есть
образ Бога» (2 Коринфянам 4:4).

Остался один важный вопрос: как Бог поступит с Дьяволом, который стоит за всем злом и страданиями?

Тайный правитель мира разоблачён

Согласно многим переводам Библии, выражение «злые духовные силы» указывает не на какое-то абстрактное зло, а на могущественных нечестивых
духовных личностей.

В некоторых переводах это выражение передано как «злые духи на небесах» (перевод епископа Кассиана) и «духовные силы зла в небесном мире» (Радостная Весть).

Следовательно, Дьявол правит миром посредством других мятежных ангелов, «покинувших подобающее им жилище» (Иуды 6).

Из пророческой книги Даниила видно, как эти «правители мира» с древних времён осуществляют свою власть. Беспокоясь о благополучии соплеменников, которые в 537 году до н. э. вернулись в Иерусалим из вавилонского плена, пророк Даниил три недели молился о них. Ангел, посланный Богом утешить пророка, объяснил, почему не смог прийти раньше. Он сказал: «Князь царских владений Персии противостоял мне двадцать один день» (Даниил 10:2, 13).

Кем был этот «князь» Персии? Очевидно, что ангел не говорил о персидском царе Кире, который благосклонно относился к Даниилу и его народу. Более того, разве мог обычный человек противостоять духовному созданию три недели, если однажды ангел всего лишь за ночь уничтожил 185 000 воинов? (Исаия 37:36).

Этим враждебным «князем» Персии мог быть только приспешник Дьявола, то есть демон, которому была дана власть над Персидской империей. Затем Божий ангел сказал, что ему предстоит снова сразиться с «князем Персии», а также с другим демоном, «князем Греции» (Даниил 10:20).

Какой из этого можно сделать вывод? Невидимые «правители мира», демоны-князья, на самом деле существуют. Они подчиняются своему повелителю,
Сатане Дьяволу, и правят миром, поделённым между ними. Какую цель они преследуют?

Правитель мира показывает своё истинное лицо

В последней книге Библии, Откровении, апостол Иоанн описывает, как Иисус, архангел Михаил, одерживает победу над Дьяволом и демонами. Далее он
объясняет, какими ужасными последствиями для земли оборачивается их изгнание с неба: «Горе земле… потому что к вам сошёл Дьявол в сильном гневе,
и он знает, что у него остаётся мало времени» (Откровение 12:9, 12).

В чём проявляется сильный гнев Дьявола?

Подобно тому как многие закоренелые преступники следуют принципу «властвуй или губи», Дьявол и демоны, обречённые на уничтожение, настроены погубить землю и людей.

Зная, что его время коротко, Сатана пользуется одной из основных составляющих нынешней системы вещей, большим бизнесом, чтобы насаждать
потребительский настрой, который ведёт к истощению природных ресурсов и разрушению окружающей среды, а это угрожает существованию человечества
(Откровение 11:18; 18:11-17).

Кроме того, , присущая Дьяволу, отражается в политике и религии. В книге Откровение политические
державы изображаются зверями, которым Сатана дал «великую власть».

С тех пор Дьявол знает, что до его уничтожения осталось мало времени. Хотя весь мир лежит в его власти, миллионы людей не введены в заблуждение его отчаянными попытками подчинить их своей воле.

Библия открыла им глаза на его истинную сущность и умыслы (2 Коринфянам 2:11). Они черпают утешение в словах апостола Павла: «Бог же, дающий мир, вскоре сокрушит Сатану под вашими ногами» (Римлянам 16:20).

«О прежнем больше не будут вспоминать»,- написано в Библии (Исаия 65:17).

Какое облегчение испытают все, кто освободится от власти тайного правителя этого мира!

Смотрите полезное видео

«Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее», — заметила как-то Ханна Арендт, немецко-американский философ и политолог.

В России это выражение связывается прежде всего с 1917 годом и нередко приписывается Ленину. Первое верно — так стали у нас говорить именно после Февраля 17-го. Однако Ленин, хотя и подобрал бесхозную власть, выражением этим не пользовался. Зато к нему неоднократно прибегали эсеры. Их лидер Виктор Чернов вспоминал: «Очень часто даже от министров (Временного правительства) приходилось слышать: если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть».

Это выражение было заимствовано из французского языка («Le pouvoir est dans la rue»). В XIX веке власть не раз и не два лежала на улицах Парижа — в июле 1830-го, в феврале и июне 1848-го, осенью 1870-го. Последний раз это случилось — так, во всяком случае, казалось участникам событий, — в 1968 году, когда парижская «Фигаро» от 15 мая вышла под шапкой «ВЛАСТЬ ЛЕЖИТ НА УЛИЦЕ».

Можно вспомнить предсказание Гитлера: «Национал-социализм станет хозяином улицы, а потом и хозяином государства» («Моя борьба», 1925-1927). Геббельс превратил эту мысль в лозунг: «Кто овладеет улицей, овладеет и государством» (речь на съезде нацистской партии в Нюрнберге, август 1927 г.).

Но вернемся в XIX век. Родион Раскольников, русский студент 60-х годов, восклицал: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» («Преступление и наказание», 1866). Раскольников, как известно, равнялся на Наполеона: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Менее известно, что фраза Раскольникова о власти, которую нужно поднять с земли, тоже восходит к Наполеону. В декабре 1804 г. Бонапарт возложил на себя императорскую корону. Наследственные монархи объявили его узурпатором, однако сам он считал иначе: «Я нашел корону Франции на земле и поднял ее». Так передает слова нового императора мадам де Сталь в «Размышлениях о Французской революции». Другой вариант этой фразы приводит граф де Сегюр в своих мемуарах: «Разве мы бандиты, и я — не более чем узурпатор? Я никого не свергал с трона; я нашел корону в сточной канаве и поднял ее, а народ возложил ее на мою голову». В изгнании, на о-ве Св. Елены, Наполеон повторял: «Я не узурпировал корону: я поднял ее из сточной канавы» (запись Э. Лас Казеса 14-18 сентября 1815 г.).

В 1888 г. той же метафорой воспользовался Энгельс в своем знаменитом прогнозе хода будущей всемирной войны. В предисловии к брошюре С. Боркхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» он предсказывал «крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны». Энгельс, можно сказать, перекидывал мостик от 1800-х годов к 1917-му и 1918-му.

Но и метафора Наполеона принадлежит ему лишь отчасти: в поисках ее истоков мы приходим к античности. Полководец Александра Македонского Селевк, который в 321 г. до н.э. стал царем Сирии, говорил: «Тот, кто знает, как тяжел царский скипетр, не стал бы его поднимать, когда бы нашел его валяющимся на земле». Во всяком случае, так передает его слова Плутарх в трактате «Должен ли старец вмешиваться в государственные дела».

Другой вариант этого изречения приписывался македонскому царю Деметрию Полиоркету (ок. 327 — 283 до н.э.): «Если бы я знал, чего стоит царская власть, я не наклонился бы поднять упавшую диадему». Царская диадема, напомню, — предшественница королевской короны.

В 1991 году власть валялась на улицах Москвы. Лет десять спустя Юрий Шевчук написал песню «Мама, это рок-н-ролл», в которой не без ностальгии вспоминал:

«Были времена и получше
Были и почестней,
Догорали дожди да веселые путчи,
Умирали ночи без дней (...)
Когда власть валялась на улице
На глазах у трезвых бичей».

В 2004 году власть лежала на улицах Киева, совсем недавно — на улицах Каира. Но, как говорил Станислав Ежи Лец, «если власть лежит на улице, стоит поинтересоваться, в каком она состоянии».
Есть у него и другой афоризм на ту же тему: «В некой стране литератор C. сообщил мне: «Власть лежит на улице». — «Спешить некуда, — ответил я, — здесь не убирают улиц».

Константин Душенко.

В дни Иисуса очень часто задавался вопрос, как Божий народ должен относиться к гражданским властям. Однажды враги Иисуса спросили Его: «Позволительно ли нам давать подать кесарю или нет?» (Лк. 20:22). Иудеи ненавидели римлян и считали неприемлемым платить им налоги, но в данном случае их вопрос был ловушкой. Если бы Христос ответил «позволительно», то Он бы оттолкнул от Себя Своих иудейских последователей. Если бы ответил «непозволительно», то Его враги тут же донесли бы на Него римскому правителю (ст. 20).

Иисус показал динарий и спросил: «Чьё на нём изображение и надпись?» (ст. 24а). «Они отвечали: “Кесаря”» (ст. 24б). Тогда Иисус сказал: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (ст. 25).

Иудеи не хотели «отдава[ть] кесарево кесарю». Римляне сделали много уступок им и их вере, но в их сердцах всё равно тлело негодование. Ненависть нарастала, пока в 64 г. не вылилась в иудейское восстание, результатом которого стало разрушение Иерусалима в 70 г.

Когда Павел писал римской церкви, а это было в 57 или 58 году, негодование приближалось к точке кипения. Как уже отмечалось ранее, в церкви этого города были иудеи (2:17), которые, несомненно, таили злобу на римское правительство. Язычники в римский церкви, возможно, разделяли чувства своих иудейских
братьев в этом вопросе. Несколькими годами ранее Рим изгнал из своей столицы иудеев и христиан. Возможно, среди прочих и эти факторы побудили Павла включить изучаемый нами текст в своё письмо в Рим. Ещё одним фактором может быть то, что некоторые христиане могли думать, что благодаря своей свободе во Христе (Гал. 5:1) они были свободны от всякого закона, в том числе и от законов Рима. Кроме того, Павел, вероятно, ожидал гонений вроде того, что развязал Нерон всего через несколько лет, и заранее старался определить, как это повлияет на отношение христиан к государству.

Какими бы ни были его мотивы, Павел, вдохновлённый Духом, счёл необходимым включить в своё письмо указания о том, как спасённый благодатью человек должен относиться к земному правительству. Эта тема затрагивается также в 1 Тим. 2:1, 2; Тит. 3:1 и 1 Пет. 2:13, 14, 17, но в Рим. 13:1–7 содержится самое длинное обсуждение этого предмета во всём Новом Завете.

Наш текст не разбирает каждый аспект этого отношения и не отвечает на каждый возможный вопрос. Тем не менее, это важное откровение по данной проблеме, которое воздействует на всю нашу жизнь.

Становясь христианами, мы избавляемся от власти тьмы и переходим в царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13). Но мы по-прежнему остаёмся гражданами земного царства/государства. Как нам относиться к гражданским властям? Каковы наши обязанности? Какими гражданами хочет нас видеть Бог? Эти вопросы и поднимает Павел в Рим. 13:1–7.

ПРИЗНАВАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Отрывок начинается с такого предписания: Прежде чем приступить к обсуждению этой и других заповедей в 13:1–7, нам нужно сделать краткий обзор этого отрывка, чтобы установить, почему Павел дал такое обобщённое повеление.

Общий принцип

Павел начинает с основания для нашего послушания: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б). Словами «власть» и «власти» переведено греческое эксусиа, что означает «право применять силу». Павел иногда употреблял слово эксусиа, говоря об ангелоподобных существах (Еф. 6:12), поэтому некоторые считают, что апостол и здесь имеет это в виду. Однако в других местах эксусиа относится к земным властям (Лк. 12:11). В Рим. 13:6, 7 Павел говорит об уплате налогов этим властям, поэтому он наверняка имел в виду человеческое правительство. В СЖ сказано: «Каждый человек должен подчиняться правящей власти». Приняв, что Павел говорит здесь о гражданском правительстве, давайте продолжим чтение: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б).

«Установлены»-от тассо, что значит «помещать в порядке, упорядочивать, назначать, предписывать», а также «поставлять» (см. РБО и СЕО). Взглянув на стих 4, мы видим, что земной начальник дважды назван «Божьим слугой». В стихе 6 гражданские начальники названы «Божьими служителями». Если вы никогда не изучали Рим. 13, эти высказывания могут вам показаться странными или даже чрезмерными.

Однако ещё в главе 9, говоря о фараоне, Павел подчёркивал, что Бог осуществляет контроль над земными правителями (ст. 16–18). Павел не первый библейский писатель или провозвестник, заявлявший, что земные правители подчинены Божьему всевластию. Говоря от имени Бога, Соломон писал: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду» (Прит. 8:15, 16а). Кир, персидский правитель, язычник, был назван Божьим «пастырем» и Божьим «помазанником» (Ис. 44:28; 45:1). Даниил сказал вавилонскому царю Навуходоносору, что Бог «низвергает царей и поставляет царей» и что «Всевышний владычествует над царством человеческим»
(Дан. 2:21; 4:14). Когда Иисус предстал на суд перед Пилатом, Он сказал римскому прокуратору: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин. 19:11а).

Общие замечания

Когда читаешь эти вдохновенные стихи, в голове возникает масса вопросов. А как быть со злыми правителями прошлого и настоящего? Бог их тоже назначал? Их правления тоже были установлены Богом? Мы не можем ответить на все возникающие вопросы, но можем высказать кое-какие замечания о Боге и земных
правительствах.

1. Бог учредил гражданскую власть для блага человечества. Бог учредил дом, семью (Быт. 3) и церковь (Деян. 2), и, как утверждает Рим. 13, Он же является учредителем земного правительства. Он основал гражданскую власть, потому что люди нуждаются в ней.

В стихе 4 говорится, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Наши городские, областные и государственные власти, помимо своей главной функции защиты, для нашего благополучия делают то, что нам
самим было бы сделать трудно или даже вовсе невозможно.

2. Всякая гражданская власть существует потому, что Бог позволяет ей существовать. Мы не можем сказать, что Бог ответствен за каждый конкретный земной режим, зато можем утверждать, что он существует только с Божьего изволения.

В прошлом тираны злоупотребляли Рим. 13:1–7, стараясь принудить своих подчинённых к беспрекословному послушанию. Они заявляли, что их режимы угодны Богу. Они приводили цитаты из Рим. 13 и говорили, что
руководители церкви должны публично поддерживать их безбожные планы. Павел учит, что Бог установил принцип земного управления, но не учит, что Бог даёт силу персонально каждому государственному руководителю.

Если Бог учредил земное правительство, означает ли этот факт, что Он одобряет любое правительство? Бог учредил также и семью. Означает ли это, что Ему нравится всякая семья? Нет. Бог учредил церковь. Означает ли это, что Он с одобрением смотрит на каждую общину? Нет (см. Отк. 2:4, 14, 20). Так и не всякое правительство имеет Божью личную печать одобрения.

Всякий государственный деятель, который будет настаивать на слепом повиновении, основываясь на Рим. 13:1–7, должен понимать, что этот текст представляет собой обоюдоострый меч. Он также говорит ему, что он должен быть «Божьим слугой». Слуга имеет обязанности, а особенно слуга Господа!

В Дан. 2:21 сказано, что Бог не только «поставляет царей», но и «низлагает» их. Эта мысль должна отрезвить каждого правителя.

3. Бог даже нечестивое правительство может использовать для осуществления Своих целей. Иногда Бог использует нечестивые народы для осуществления Своих целей. Ассирия была жезлом Божьего гнева для наказания Израиля (Ис. 10:5). Господь использовал Вавилон для наказания Иудеи за её греховность (Иер. 25:9–11). В положительном случае Бог использовал персидского царя Кира, чтобы освободить Иудею из плена (Ис. 44:28-45:7; Езд. 1:1–4). Эти примеры показывают, что Бог может использовать негодные гражданские власти и иногда использует их. Дальше этих утверждений мы идти не имеем права. Всё, что мы знаем, это что Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены.

  • «Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены»…

Пытаясь уйти от силы учения Павла, люди иногда различают «хорошие власти» и «плохие власти». Они говорят: «От нас требуется подчиняться только хорошим правительствам». Изучая Рим. 13:1–7, мы должны помнить о правящей силе в дни Павла: о Римской империи.

Римская империя была «хорошей властью»? Некоторые её аспекты были хорошими, но если вы знакомы с историей Рима, то знаете, что римское правительство было в огромной степени порочным и коррумпированным. Когда Павел писал эти строки, императором был Нерон, которого Р. Белл называет «бесчеловечным чудовищем», виновным в «матереубийстве». И всё же апостол говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (13:1а).

Высказывается мнение, что, когда Павел писал Рим. 13, он симпатизировал римскому правительству, потому что был римским подданным и римские власти обращались с ним по справедливости, но что позже он изменил свои взгляды. Такое предположение есть отрицание богодухновенности и искажение фактов.
Оно игнорирует то, что ещё до написания Послания к римлянам Павел был несправедливо брошен в тюрьму и принял много ударов палками по приказу римских властей (Деян. 16:22–24). Сказать точнее, его три раза били палками (2 Кор. 11:25), что являлось римской формой наказания.

Кроме того, это предположение игнорирует тот факт, что даже после того, как Павел около четырёх лет незаслуженно провёл в заключении по приказу римских властей, он всё равно написал следующие строки: …Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1, 2). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3:1а).

В самый разгар гонений другой апостол писал: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:13–17).

Новый Завет последовательно учит, что христианин должен стремиться быть добропорядочным гражданином независимо от того, кто держит бразды политической власти.

УВАЖАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Правление

Памятуя о том, что человеческое начальство установил Бог, давайте рассмотрим текст. Стих 1 начинается так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (ст. 1а).

«Покорна»-это перевод слова гипотассо, которое, в первую очередь, является военным термином и означает «быть рангом ниже» (гипо [«под»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это слово предполагает покорность, но его значение шире. Оно включает в себя «взаимодействие, верность и готовность повиноваться».

Перевод «подчиняться» (ВП, СЕО, СЖ и др.), пожалуй, лучше передаёт смысл этого слова. Как люди стремятся провести различие между «хорошими властями» и «плохими властями», так они пытаются разграничить «хорошие законы» и «плохие законы». Под «плохими законами» они обычно понимают
законы, которые кажутся им бессмысленными или причиняют им неудобство, возможно, даже трудности.

Они утверждают: «Бог не хочет, чтобы мы подчинялись плохим законам». Время от времени большинство из нас возмущают правительственные правила и директивы. Нас выводят из себя дорожные правила, строительные законы, налоговые инструкции и медленное делопроизводство. Мы чувствуем, как нас душит политическая бюрократия. Тем не менее, нам не дано право проводить различие между «хорошими законами» и «плохими законами». Если это закон, мы должны повиноваться ему.

Есть ли исключение из этого основного принципа? Единственное известное мне исключение-то, что озвучил Пётр. Иудейский синедрион запретил ему и Иоанну учить и проповедовать во имя Иисуса (Деян. 4:18), но они проигнорировали этот приказ. Когда их снова притащили в синедрион, Пётр произнёс вот эти классические слова: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). Как применить этот принцип к нашей теме? Мы должны повиноваться законам страны, если они не противоречат Божьим законам. На ум приходит несколько примеров. В Ветхом Завете Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану (Дан. 3), а Даниил проигнорировал царский указ молиться только ему и никому больше (Дан. 6). В новозаветные времена Антипа был умерщвлён за то, что отказался отречься от веры (Отк. 2:13).

Прежде чем завершить эту мысль, нужно выделить две истины. Во-первых, когда мы повинуемся «больше Богу, нежели людям», то должны приготовиться к негативным последствиям. Вспомните, что произошло с апостолами, с Седрахом, Мисахом и Авденаго, с Даниилом и с Антипой. Во-вторых, если мы не будем скрупулёзно следовать закону, то, когда мы начнём повиноваться «больше Богу, нежели людям», наши действия будут рассматриваться не как выражение позиции совести, а как дополнительное доказательство того, что мы смутьяны.

Пётр писал: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15, 16).

Значит, правило таково: если местный, областной или государственный закон не нарушает никакого Божьего указания, тогда подчиняйтесь ему. Он нелогичен? Подчиняйтесь ему. Он непоследователен? Подчиняйтесь ему. Он демонстрирует фаворитизм по отношению к одному слою общества? Подчиняйтесь ему.

Джимми Аллен пишет: «Прежде всего мы должны задумываться не над тем, плох ли тот или иной закон, а над тем, нарушает ли этот закон Божье слово? (Деян. 4:19). Если только учеников силой не заставят совершить зло, они должны подчиняться закону, который им самим приносит неприятности».

Причины

1. Потому что Бог учредил земную власть.

Почему мы должны быть «покорны высшим властям»? Мы уже отметили первую причину: земную, человеческую власть учредил Бог. «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению» (13:1б, 2а)».

Не повиноваться земным властям - значит фактически противиться Самому Богу. Словом «противящийся» переведено греческое антитассо (анти [«против»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это третье употребление
Павлом слова тассо («устанавливать») в главе 13. Бог «установил» человеческое правительство. В случае гражданских властей мы должны быть под тассо (Божьим «установлением»). Если мы отказываемся делать это, значит мы против тассо (Божьего «установления»).

Коффман отмечает: Христос никогда не возглавлял мятеж, не организовывал подполье, не критиковал
правительство, не принимал сторону иудеев против Рима… Хотя не подлежит сомнению, что Его святые учения оказали глубочайшее влияние на ход истории, оно всегда действовало подобно закваске, а не динамиту.

2. Чтобы избежать наказания.

Павел приводит вторую причину для покорности гражданским властям: чтобы избежать наказания.
«А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (ст. 2б) . Словом «осуждение» переведено
обычное греческое слово со значением «суд»: крима. В СП сказано «…навлекут на себя наказание» (выделено мной-Д.Р.). Следующий стих указывает на то, что Павел прежде всего имел в виду наказание гражданскими властями, но, конечно же, нельзя исключать и божественное наказание, поскольку непокорные выступают против богоданного установления.

Свою мысль Павел продолжает в стихе 3: «Ибо начальствующие страшны [фобос] не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться [фобеомай] власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё». Как правило, даже плохие правительства любят хороших граждан.

Павел добавляет: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (ст. 4а) . «Слуга» - это диаконос-то же слово, которое употреблялось для описания дьяконов, евангелистов и других работников в церкви (Рим. 12:7; 1 Тим. 3:10, 13; 4:6). Конечно, гражданское правительство не «Божий слуга» в том смысле, о котором мы только что сказали. Дьяконы и другие работники в церкви знают, что они служат Богу, и делают это охотно. А гражданские власти обычно не осознают себя Божьими служителями и не принимали никакого решения функционировать в этом качестве. Тем не менее-охотно или неохотно, осознанно или неосознанно-человеческое начальство, как утверждает вдохновенный апостол, есть слуга Господа, «Божий слуга, тебе на добро».

Можно высказать множество возражений: «Разве Павел не знал, какими несправедливыми могут быть гражданские власти, как часто они бывают слугами не добра, а зла?» Не сомневайтесь: Павел прекрасно знал, что отправляющие правосудие могут быть и часто бывают непоследовательными.

В Коринфе римский проконсул Галлион поступил с ним справедливо (Деян. 18:12–16), а вот ранее, в Филиппах, римские власти обошлись с ним жестоко (Деян. 16:19–39).
Позже, в Иерусалиме, римские воины спасли его от разъярённой толпы иудеев (Деян. 21:27–36), но он провёл два года в римской тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), потому что отказался подкупить продажного римского чиновника (Деян. 24:26).
Ещё позже, когда он подал апелляцию кесарю, его римское гражданство спасло его от выдачи иудеям и несомненной в таком случае смерти (Деян. 25:9–12). Однако (согласно невдохновенному преданию) его жизнь закончилась, когда римский меч обезглавил его. (Его мученическая смерть была предсказана во
2 Тим. 4:6–8).

Почему же после таких испытаний Павел говорит, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро»? Потому что это общая истина. Как правило, власти вознаграждают хорошее поведение и наказывают плохое; это им выгодно. Правительство, которое пытается действовать на каком-либо ином основании,
долго не продержится.

В главе 12 подчёркивалось, что мы не должны мстить, но должны передать дело в Божьи руки (см. 12:19).
Один из способов наказания Богом зла в этой жизни-через государственные суды. Слова «не напрасно носит меч» означают, что свои мечи правоохранители носили не для виду. (Один из моих преподавателей говорил: «Они носили их не для того, чтобы намазывать ими масло на хлеб»). Меч мог использоваться и
использовался для борьбы со злом. Это указывает на то, что использование так называемой «смертоносной силы» согласуется с Божьим установлением для гражданских властей. Закон без средств принуждения-всего лишь добрый совет.

Здесь возникают другие сложные вопросы. Бог дал право гражданскому правительству использовать силу для наказания зла, но может ли христианин применять эту силу? Иными словами, может ли христианин занимать политическую должность? Может ли христианин быть полицейским или военным? Что касается последнего вопроса, то в прошлом многие христиане сказали бы «нет». Сегодня же многие (или даже большинство) ответили бы «да».

Подозреваю, что на большинство из нас оказали влияние современные события, причём влияние не меньшее, чем всё, о чём говорит или не говорит Новый Завет. Этот вопрос принято считать делом совести, и
каждый христианин сам решает, какова Божья воля в отношении него. (То, как мы должны вести себя с собратьями христианами, которые не согласны с нами в вопросах мнения, рассматривается в Рим. 14).

Дискуссиям по этим и подобным вопросам можно посвятить бессчётное количество страниц, но всё это практически не имеет отношения к главной мысли Павла в Рим. 13:4. Павел подчёркивает, что одна из причин, почему нужно повиноваться законам страны, такова, что за неповиновение вы будете наказаны.

3. «По совести» .

А что если вы уверены, что можете нарушить закон и не попасться, избежав тем самым наказания? Об этой возможности Павел говорит в стихе 5: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Совесть-это богоданная способность внутри каждого из нас, которая помогает отличать правильное от неправильного.

Некоторые не превышают скорость только потому, что боятся штрафа; некоторые платят подоходные налоги лишь потому, что боятся судебного преследования. Павел говорит, что мы должны повиноваться властям не просто потому, что так безопаснее, но и потому, что так правильно,-потому что это то, чего хочет от нас Бог. Подобно Павлу, мы должны стремиться «иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

ОТНОСИТЕСЬ К ВЛАСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

В стихах 1–4 Павел установил общие принципы отношений христианина с земным правительством: мы должны повиноваться законам страны; мы должны быть добропорядочными гражданами. В стихах 6 и 7 апостол даёт конкретные указания, что значит быть добропорядочными гражданами.

Платите налоги

Стих 6 говорит: «Для этого [поскольку земные власти установлены Богом] вы и подати [от форос] платите, ибо они Божии служители, именно этим постоянно занятые».

«Служители»-в греческом другое слово, нежели то, что в стихе 4 переведено как «слуга». Это множе-
ственное число от лейтургос-«слова, которым обычно называли тех, кто исполнял работу священника» (Брискоу). Это слово подчёркивает тот факт, что «земные правители, которые, хотя и не все действуют сознательно как Божьи слуги, всё же исполняют функции, предписанные Богом» (Вайн).

Фраза «именно этим постоянно занятые» означает то, что Павел сказал (прямо или косвенно) об обязанностях человеческих властей: защищать своих граждан и предоставлять им услуги, которые они сами себе предоставить не могут. Потому, что земное правительство было установлено Богом, и потому, что государственные работники (в определённом смысле) осуществляют Божье предназначение, мы должны платить налоги. Джон Стотт отмечает, что люди спорят о том, сколько правительства нам
нужно (что влияет на объем налогов, которые мы платим), но «все согласны… что есть некоторые услуги, которые должно предоставлять государство, что за них нужно платить и что это делает налоги необходимыми».

Наставление платить налоги в этом разговоре не попутная мысль. В предыдущих стихах Павел заложил основание для такого вывода. Как отмечалось во вступлении к этому уроку, иудеи терпеть не могли платить налоги Риму. Тем не менее, Павел настаивает, что это нужно делать. Если мы не платим налоги, мы не только обманываем государство, не внося свою честную долю, но и не повинуемся Богу.

Часто можно услышать и другое возражение: «Но если я плачу налоги, то я финансирую нечестивые дела, в которых участвуют власти!». Позвольте мне напомнить вам слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (Лк. 20:25). К тому же не забывайте, что Павел, прежде всего, говорил об уплате налогов языческой Римской империи, высшие власти которой погрязли в политической коррупции, а чиновники использовали государственные деньги не по назначению. И всё же Иисус и Павел говорили, что платить налоги нужно. Наша обязанность-платить налоги, а обязанность чиновников-мудро расходовать деньги. Если они не выполняют своих обязанностей, это не освобождает нас от наших.

В стихе 7 Павел усиливает свою мысль. Вот начало стиха: «Итак, отдавайте всякому должное». Учитывая контекст, «всякому» здесь означает гражданские власти-от низших до высших, от самых незначительных до самых важных. «Отдавайте»–в греческом то же самое слово, что употребил Иисус, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю». «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать-подать; кому оброк-оброк» (ст. 7а, б).

«Подать»-по-гречески форос. Это слово встречается в стихе 6, а также в вопросе, заданном Иисусу в Лк. 20:22. Форос означает «дань, которую платил покорённый народ» (Вайн). «Оброк», телос, «в своём втором значении означает “то, что платится для общественных нужд, сбор, налог, таможенная пошлина”» (Вайн).

Между этими двумя греческими словами трудно увидеть разницу. Возможно, Павел употребил оба эти слова, чтобы с их помощью охватить все налоги, как официальные, так и скрытые. Весть ясна: христиане должны платить налоги.

Проявляйте уважение к государственным служащим

Затем Павел добавляет требование, которое для некоторых труднее, чем уплата налогов: «Кому страх-страх; кому честь-честь» (ст. 7в). «Страх»-это по-гречески фобос, слово, имеющее много смысловых оттенков. Оно употреблено в стихах 3 и 4, где говорится о страхе наказания, но в стихе 7 оно подчёркивает нечто другое. «Уважение» лучше выражает заложенную здесь мысль (см. РБО; СП). «Честь» (тимэ), означает то, что считается ценным. Не забывайте, что в данном контексте Павел говорит о государственных служащих.

И, наконец, последнее возможное возражение: «Но я не могу проявлять уважение к определённому чиновнику и отказываюсь оказывать ему честь. Он бесчестный и аморальный человек!» Я снова напоминаю вам, что Павел говорил о чиновниках в римском правительстве, многие из которых были чрезвычайно коррумпированы и аморальны. Когда Пётр сказал: «Царя чтите [от тимэ]» (1 Пет. 2:17),-он имел
в виду нечестивого римского императора Нерона. Как говорится, если вы не можете уважать человека, уважайте хотя бы должность.

Прежде чем распрощаться со стихом 7, хочу заметить, что сказанное применимо и к другим лицам, наделённым определёнными полномочиями,-к родителям, руководству учебных заведений, начальникам на работе, старейшинам и мужьям. В каждом обществе есть люди, которые почти или совсем не уважают власти. Им бы Павел сказал: «Отдавайте каждому должное… кому-уважение, кому-почёт» (СП;
выделено мной-Д.Р.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как подвести итог учению Павла в Рим. 13:1–7? Уильям Баркли делает это так: В государстве Павел видел инструмент в Божьих руках, оберегающий мир от хаоса. Те, кто управлял государственными делами, играли свою роль в грандиозном деле. Знали они это или нет, но они выполняли Божью работу, и долгом христианина было помогать, а не мешать.

Конечно, в Рим. 13:1–7 Павел не исчерпал тему отношения христианина к земным властям. Например, в этом отрывке он ничего не говорит о молитве за стоящих у власти, как делает это в 1 Тим. 2:1, 2.19 Прибавив 1 Тим. 2 к Рим. 13, можно сказать, что основные обязанности христианина перед властями-это
«платить налоги, молиться и повиноваться». А что сверх того, то дело личной совести.

Сатана и власти

Относительно земных правительств, думаю, будет к месту высказать несколько конкретных замечаний. Во-первых, нам нужно знать, что сатана часто использует власти для собственных целей. Но даже в таком
случае Бог контролирует ситуацию и осуществляет Свои замыслы. Например, дьявол использовал иудейские и римские власти, чтобы умертвить Иисуса. Тем не менее, Бог не утратил контроля над ситуацией, поскольку Распятие было важнейшей частью Его предвечного плана. Таким же образом сатана использовал римские власти, чтобы бросить Павла и Силу в темницу, подвергнув их порке, но Бог использовал этот случай, чтобы обратить темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:16–34).

Рассмотрим ещё один, последний, пример: дьявол, несомненно, думал, что нейтрализует Павла, когда с помощью римских властей на многие годы заключил его в тюрьму. Однако заключение апостола дало ему возможность проповедовать правителям и царю (Деян. 24:24, 25; 25:23; 26:1–29). Затем Павла доставили в Рим, где он, будучи в узах, учил и проповедовал, в результате чего евангелие достигло даже кесарева дома (Фил. 4:22). В Рим. 13:1–7 Павел не ставил перед собой цель разбирать сложные вопросы, как Бог использует дьявольские власти, чтобы всё обратить ко благу, или как Он может, вопреки их желаниям, осуществлять Свои планы. Апостол просто утверждал общий принцип, что Бог установил земное правительство и использует его для осуществления Своих замыслов.

Я живу в стране, где сравнительно легко уважать государственные власти и подчиняться им, но мне известно, что в некоторых странах трудней исполнять указания Павла. Я бы очень хотел ответить на все вопросы, которые могут у вас возникнуть, но не могу. Всё, что я могу, это сделать учение Павла как можно яснее. А дальше вы сами применяйте его к своей ситуации. Да пребудет с вами Бог в этом стремлении.

Дэвид Ропер

Advertisements

Похожие статьи