Строительные леса своими руками: делаем строительные леса из дерева и металла, изучив чертежи и инструкции. Cтроительные леса своими руками для небольших высот

Это поистине универсальная строительна конструкция, предназначенная для высотных работ. Основное отличие вышки туры от других лесов это ее высокая мобильность и достаточно компактные размеры. Все это позволяет не только работать на больших высотах, но и в короткие сроки перемещать ее с одного рабочего места на другое. Порой вышка-тура является практически незаменимой, но что делать если возможности ее купить на данный момент нет? В таком случае есть только одни выход, изготовить ее самостоятельно.

Какие материалы понадобятся для изготовления вышки-туры?

Самодельная тура может быть изготовлена в двух вариантах: разборном и не разборном. Разборной вариант лучше как с точки зрения транспортировки, так и с точки зрения хранения. Ведь гораздо проще разобрать туру и занести в помещение, когда она не нужна, а затем, снова собрать, когда она понадобится, чем хранить ее на улице. Для изготовления разборной вышки понадобятся следующие материалы:

Труба профильная диаметром в 30мм - из этой трубы впоследствии будут изготовлены стойки для вышки;

Труба обычная диаметром в15мм - данная труба будет выступать в качестве косых стяжек для вышки, которые придадут ей более высокую прочность и надежность;

Труба профильная диаметром 25мм - данной трубы понадобится совсем немного и вся она пойдет на создание перемычек;

Колеса для вышки-туры - собственно, именно они придадут туре высокую мобильность;

С чего начать изготовление вышки?

Первым делом следует нарезать 15мм трубу на отрезки по 2м, количество данных отрезков будет зависеть от количества возводимых секций вышки. На одну секцию будет уходить 4 таких отрезка. Затем эти отрезки нужно сплюснуть на концах, это нужно для того, чтобы их было удобнее крепить к вышке. Для того чтобы они лучше сминались можно сделать небольшие продольные порезы.

Следующим шагом будет изготовление стоек для вышки, для этого следует порезать 30мм профильную трубу на отрезки 1.5м и 0.74м. Нарезки длиной в 1.5м (по 2 на стойку) будут ногами стойки, а длиной в 0.74м (по 4 на стойку) ступеньками. Затем все это нужно сварить в единую конструкцию так, чтобы расстояние между ступеньками не превышало 30см. Также на этом этапе следует приварить к стойкам колеса.

Следующим шагом будет изготовление перемычек для вышки, для этого нарезаем профилированную трубу диаметром 25мм на отрезки по 20-25см, а также профилированную трубу диаметром 30мм на куски по 4-6см. После чего продеваем 25мм отрезки в 30мм примерно до середины и скрепляем их сваркой. Последним штрихом перед сборкой вышки является просверливания отверстия под анкерный болт, который будет скреплять между собой стяжки и стойки.

Стоит также отметить, что самодельная вышка-тура - это достаточно плохая альтернатива заводской. Она более тяжела и менее прочна и надежна. Самодельные вышки не позволяют работать на значительных высотах и это скорее временное недолговечное средство, на котором можно работать только на свой страх и риск. Поэтому при возможности все же стоит купить туру заводского производства, благо уже они и стоят не так дорого как раньше.

Рост человека меньше высоты дома, поэтому выполнить кладку стен или отделку фасада без лесов или подмостей невозможно. Эти конструкции позволяют безопасно вести работы на высоте и дают возможность всегда иметь под рукой запас расходных материалов.

У строителей есть собственная терминология, используемая для обозначения подобных приспособлений.

Лесами они называют сооружения достаточно протяженные и высокие. Подмостями «козликами» обычно именуют невысокие переносные столы, на которых могут разместиться не более двух человек.

Если вам предстоит кладка стен, утепление, ремонт или отделка фасада, то заранее подумайте о том, какие леса или подмости потребуются для работы. Мы со своей стороны расскажем о том, как сделать строительные леса своими руками прочными и устойчивыми, сэкономив немалые деньги на их аренде.

Варианты конструкций строительных лесов

Несмотря на большое разнообразие видов строительных лесов, их конструкции содержат одинаковые по назначению элементы:

  1. Вертикальные стойки (воспринимают рабочую нагрузку и передают ее на грунт).
  2. Стяжки диагональные и горизонтальные (обеспечивают пространственную жесткость каркаса).
  3. Перемычки (короткие боковые элементы лесов, на которые укладывается настил).
  4. Настил (сбитые между собой доски, служащие рабочий площадкой для строителей).
  5. Упорные укосы (предохраняют леса от опрокидывания).
  6. Перила (защищают рабочих от падения).
  7. Лестницы (служат для подъема и спуска с рабочих площадок).

Материалом для сборки подмостей и лесов традиционно служит древесина или металл . Деревянная конструкция дешевле стальной, но выдерживает не более двух-трех повторных сборок. После этого она годится только на дрова.

Строительные леса из металла в несколько раз дороже деревянных, но не имеют ограничений по количеству циклов использования. Они легко демонтируются и переносятся на новое место. Их конструкция позволяет по ходу работы наращивать дополнительные ярусы, увеличивая рабочую высоту.

Если в ваши планы входит строительство нескольких жилых зданий и хозпостроек, то лучше сделать самодельные леса из профильного металла. Если же высотные работы будут вестись только один раз и на одном объекте, то выгоднее собрать конструкцию из брусьев и досок.

Особенности изготовления деревянных и металлических лесов своими руками

Перед началом заготовки деталей для сборки, следует сделать схематический чертеж и проставить на нем основные размеры конструкции.

Фантазировать здесь не нужно, поскольку строительной практикой уже определены оптимальные габариты лесов:

  • максимальная высота конструкции — 6 метров;
  • расстояние между стойками от 2,0 до 2,5 метров;
  • ширина рабочего настила – 1 метр.

Эргономикой установлено, что максимальная производительность достигается в том случае, когда руки строителя во время работы находятся на 30-40 см ниже уровня груди. Поэтому перемычки для установки первого настила нужно разместить на высоте 40-50 см от уровня земли. Это избавит вас от необходимости сколачивать низкие строительные подмости.

Крепления под настил второго уровня лучше предусмотреть на высоте 180-200 см. Третий настил ставится на уровне 360-400 см.

Если вы решили сделать конструкцию из досок, то заранее купите следующий набор пиломатериалов и крепежа:

  • Для нарезки стоек и упорных раскосов – брус сечением 10х10 см или доски шириной не менее 10 см и толщиной 5 см.
  • Распорки, стяжки и перила можно изготовить из обрезной доски «тридцатки».
  • Для настила и перемычек, на которых он будет лежать, потребуются доски толщиной 4-5 см.

Выбирая между гвоздями и саморезами, следует помнить о том, что гвозди труднее вынимать при разборке лесов. Саморезы, напротив, быстро выкручиваются из древесины шуруповертом. Однако, они хуже гвоздей работают на излом, поскольку изготовлены из хрупкой каленой стали. Поэтому для изготовления небольших лесов можно порекомендовать использование гвоздей, а для протяженных и высоких конструкций – саморезы.

Строительные леса из досок собирают в таком порядке:

  • на ровной площадке параллельно друг другу раскладывают 4 стойки из бруса или доски, обрезанных «в размер» по высоте лесов;
  • стойки связывают горизонтальными перемычками, на которых будет уложен рабочий настил;
  • две полученные рамы «лесенки» ставят вертикально одну против другой и соединяют их диагональными и горизонтальными стяжками;
  • на горизонтальные перемычки ставят настил из досок и крепят его;
  • леса фиксируют на двух боковых укосах-упорах;
  • на стойки прибивают перила, приставляют и фиксируют лестницу для подъема.

Если есть необходимость в установке двух и более секций деревянных лесов, то между собой их можно связать широкими отрезками досок, набив их на соседние стойки. Для того, чтобы гвозди не раскололи короткие доски, просверлите в них отверстия перед забивкой.

Строительные леса из профильной трубы по своей конструкции схожи с деревянными. Разница между ними заключается в использовании переходников. Их применяют для наращивания «этажности» металлической конструкции.

Набор заготовок для сборки одной секции включает следующие элементы:

  1. Профильную трубу 30х30 или 40х40 мм для стоек и перемычек (4 отрезка по 1,5 м и 4 отрезка по 1 метру).
  2. Тонкостенную круглую трубу диаметром 20 мм (4 отрезка по 2 метра для диагональных стяжек).
  3. Профильную трубу 25х25 мм или 35х35 мм (8 отрезков по 10 см для изготовления переходников и подпятников). Для изготовления перил можно взять такую же трубу – 1 отрезок длиной 2 метра.
  4. Стальные пластины 10х10 см толщиной 2-3 мм (4 штуки) для подпятников;
  5. 10 болтов с гайками и шайбами для соединения диагональных стяжек между собой и крепления их к стойкам каркаса.

Сборка одноуровневой секции металлических лесов состоит из нескольких операций:

  • к сборочному щиту (лист OSB) струбцинами жестко фиксируют стойки лесов (высокая точность при работе с металлом — очень важный фактор);
  • к стойкам приваривают горизонтальные перемычки;
  • в верхние торцы стоек на 5 см заводят переходники из обрезков труб и фиксируют их сваркой;
  • сняв со сборочного щита стойки с перемычками, их переворачивают на 90 градусов и в таком положении снова фиксируют к щиту струбцинами;
  • концы и середину тонкостенных труб, предназначенных для диагональных растяжек, расплющивают молотком и сверлят в них отверстия под болты;
  • затянув болтом две диагональные стяжки посередине, их накладывают на стойки и размечают места для сверления отверстий;
  • стяжки фиксируют к стойкам болтами и затягивают гайками;
  • на стойках и перилах сверлят отверстия под болтовые соединения;
  • к отрезкам труб приваривают пластины (подпятники);
  • собранную конструкцию ставят вертикально и вводят в нижние концы труб подпятники;
  • на боковые перемычки укладывают настил из доски «сороковки».

Полезный совет: для исключения продольного смещения настила к его нижней части в месте контакта с перемычками нужно прикрутить стальные уголки 30х30 мм.

Диагональные стяжки нужно крепить на одной боковине лесов, а горизонтальные на другой, чтобы при сборке они не мешали друг другу.

Если монтаж строительных лесов выполняется с наращиванием секции третьего яруса (4,5 метра), то в ее стойках нужно сделать отверстия для крепления профильной трубы упорного укоса, предохраняющего конструкцию от падения.

В нижней и верхней части стоек каждой секции необходимо просверлить отверстия под болтовые соединения с другими секциями (при наращивании строительных лесов в длину).

Вот так выглядел проект. Смотровая площадка на столбе. Давайте посмотрим как он реализовался и как выглядит сейчас.

Блестящая смотровая башня из стекла и металла со смотровой площадкой в форме пончика выросла на горизонте приморского города Брайтон в Англии. Официальное открытие самой тонкой в мире смотровой башни состоялось совсем недавно.

Фото 2.

Прозванная "вертикальным пирсом" башня имеет официальное название The British Airways i360, или просто i360. Её высота составляет 162 метра, а ширина всего 3.8 метра. Смотровая платформа также функционирует как лифт, поднимая до 200 пассажиров на вершину, где они могут наслаждаться потрясающими видами города и пролива Ла-Манш. Все это делает i360 самой высокой в мире движущейся смотровой башней, а так же высочайшим сооружением Сассекса.

Фото 3.

Проект башни был разработан архитектором Марксом Барфилдом, который также разработал гигантского колесо обозрения Лондонский глаз. Смотровая платформа башни в 10 раз превышает размеры капсулы Лондонского глаза. 18-метровая смотровая площадка также содержит ресторан.

Фото 4.

Башня построена на побережье у знаменитого Восточного Пирса, отсюда и возникло прозвище "Вертикальный Пирс". Как объясняет архитектор, башня выполняет те же функции, что и пирс — открывает людям обзор окружающих красот и дает возможность посмотреть на город и море с другой точки зрения. По своему дизайну, это одна из самых необычных башен в мире.

Фото 5.

Строительство башни i360 обошлось в $56.2 миллиона, большая часть из которых была выделена местным муниципалитетом в качестве займа. Если все пойдет по плану, то на продаже билетов башня будет зарабатывать около 1 миллиона в год, не считая доходы от ресторана.

Фото 6.

Башня British Airways i360, которая откроется уже 4 августа, установила сразу два мировых рекорда: высочайшего обзорного аттракциона с движущейся смотровой платформой и самой тонкой капитальной постройки (соотношение толщины к высоте равно 1:8, толщина – 3,9 м). На обзорных экскурсиях остекленная кабина-капсула будут медленно поднимать посетителей на высоту 161 м, откуда откроется панорама радиусом почти 42 км (26 миль) – берега и отделяющего Англию от Франции Английского канала. Кабина способна вместить до 200 человек одновременно.

Фото 7.

Примечательно, что i360 появилась на месте другой достопримечательности южного побережья – Западного пирса (Пирс Брайтона был построен в 1866 году, ровно 150 лет тому назад), в разное время служившего концертным залом, театром, рестораном и кафе-чайной. В 1970-х годах постройка из чугуна и стали оказалась заброшена, а весной 2003 её окончательно разрушили пожары.

Тогда национальное агентство по охране памятников «Английское наследие» (English Heritage) постановило, что восстановить сооружение викторианской эпохи не получится: реставрация обойдётся казне чересчур дорого. Однако фонд The West Pier Trust, созданный в 1978 специально для сохранения Западного пирса, не теряет надежды когда-нибудь его воскресить. Возможно, футуристичный «гигантский леденец» смотровой вышки, появившийся сейчас на месте исторического аттракциона, поможет в этом, тем более что бывшие будки билетёров, стоявшие у входа на пирс, теперь воссозданы у подножия новой постройки и вмещают «Чайную Западного пирса» и билетную кассу.

Фото 8.

Конструкция i360, позволяющая «гулять по воздуху» (в отличие от пирса, приглашавшего публику XIX столетия «прогуляться по воде»), была спроектирована Дэвидом Марксом и Джулией Барфилд, основателями бюро Marks Barfield Architects. По всей видимости, чета архитекторов решила повторить успех другого своего детища, колеса обозрения «Лондонский глаз», открытого в столице Британии в 2000 году. Именно «Глаз» принёс супругам деньги и мировую славу.

В случае с брайтонской постройкой архитекторы рассчитывают получить доход через компанию-застройщика, основными акционерами которой они и являются. В свою очередь, бюджет города пополнится на £1 млн в год, часть из них вкупе с добровольными пожертвованиями планируется потратить на возрождение Западного пирса. Также в проекте поучаствовала авиакомпания British Airways, что отражено в названии смотровой башни.

Фото 9.

Отметим, что стоимость проекта оценивается почти в £50 млн. Билеты на посещение нового аттракциона уже в продаже: для взрослых – за £15, и от £7,50 для детей старше четырёх лет (тех, кто младше, пустят бесплатно). В дневное время длительность «полёта» составит 20 минут, а после шести вечера, когда капсула трансформируется в бар, целых полчаса.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

источники

Потребность в строительных лесах часто возникает как во время строительства, так и во время ремонта, будь это обшивка или покраска фасада либо другие работы на высоте больше трех метров. Использование стремянок или приставных лестниц во время проведения работ на такой высоте неудобно и не безопасно, а выполнение некоторых видов работ со стремянки и вовсе невозможно.

Покупка строительных лесов, монтаж которых проводится на месте работы, потребует дополнительных расходов, по завершении работ понадобится место для их складирования. Окончательная сумма расходов по транспортировке, аренде, установке и демонтажу таких строительных лесов может быть больше, чем стоимость работ, проведение которых потребовало установки такой конструкции. Также следует помнить, что минимальный срок аренды строительных лесов составит неделю - а вполне возможно, что работы по продолжительности займут значительно более короткий отрезок времени.
Вполне возможно изготовить строительные леса своими руками . Для этого можно использовать доски, толщина которых должна быть от 25 до 50мм. Завершив работы, леса можно разобрать, а все материалы использовать по прямому назначению.
Так как работы будут проводиться на высоте, леса строительные своими руками требуют серьезного подхода, чтобы обеспечить безопасность работающих на них людей. Не следует использовать доски старые, прогнившие. Последствия могут быть плачевными.

Если строительные леса нужны для больших высот, но у вас небольшой бюджет, тот как вариант заменить леса передвижной вышкой-турой или взять строительные леса в аренду , не на всем можно сэкономить.

Порядок проведения работ

Для стоек используется доска 50х100, расстояние между стойками не может превышать 2.5 метров, ширина лесов должна составить не менее одного метра, иначе будет неудобно проводить работы.

Стойки скрепляются досками более тонкими, толщиной 25-30мм, накрест. Для крепления требуется использовать гвозди не менее 100мм. Саморезы менее прочные на излом, их использование нежелательно.

На требуемом уровне из досок 50 мм крепятся перемычки, из таких же досок делают настил. С внешней стороны прибивается доска для ограждения.
Чтобы увеличить устойчивость лесов, надо с внешней стороны устроить наклонные упоры либо прикрепить стойки к стенам здания.

Своими руками можно сделать не только строительные леса, может быть изготовлена и вышка тура своими руками .
Если уделено внимание прочности конструкции, работы на высоте можно проводить спокойно и не беспокоясь за безопасность. А экономия может быть значительной.

Вышка тура, описание устройства.

Передвижная вышка представляет собой пространственную конструкцию башенного типа из плоских рам, имеющих три ступени.

Параллельные рамы устанавливаются в патрубки гантелей и образуют секцию. Для обеспечения жесткости самой конструкции секции соединяются между собой стяжками, которые крепятся на замках гантелей. Нижние секции устанавливаются на два основания, которые соединены между собой объемной диагональю.

Основания имеют четыре винтовых опоры и четыре колеса. Колеса служат для передвижения вышки. Винтовые опоры компенсируют неровности опорной поверхности. Вышка с помощью винтовых опор должна быть установлена так, чтобы колеса не касались опорной поверхности на 2 мм.

Вышка имеет комплект настилов, который состоит из двух типов – сплошного и с люком.

Для обеспечения устойчивости вышка может быть снабжена стабилизаторами, которые крепятся хомутами к основной конструкции вышки.

Меры безопасности при эксплуатации.

Вышка должна устанавливаться строго вертикально при помощи винтовых опор. Настил вышки должен иметь ровную поверхность.

Вышка может быть оборудована стабилизаторами для обеспечения ее наибольшей устойчивости. Если существует опасность опрокидывания ветровой нагрузкой или другими факторами, вышку требуется укрепить к зданию растяжками как можно ближе к верхнему ярусу. Необходимо выполнять требования СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и ГОСТ 24258-88.

Инструкция по сборке вышки тура.

Вариант 1.

1. Чертеж рамы (на выноске показан флажковый замок). 2. Чертеж рамы ограждения.

3. Чертеж горизонтальной связи. 4. Чертёж диагональной связи.

5. Чертёж основания (основной габаритный размер).

6. Чертёж настила с люком. и 7. Чертеж настила без люка.

8. Чертеж опоры стабилизатора.

9. Чертёж пробки-анкера и кронштейна (поставляется в комплекте начиная с высоты 14 метров).

Вариант 2.

Похожие статьи