Скончался король фахд. Эпоха короля фахда. основные достижения королевства в период правления короля фахда

1 августа с.г. скончался саудовский монарх Фахд бен Абдель Азиз. Время его правления, начавшееся 13 июня 1982 г., можно с полным основанием назвать одним из наиболее важных периодов в жизни его страны. Саудовская Аравия, которая ранее была, если использовать выражение местного политолога, не более чем «феноменом культуры и цивилизации», последовательно обретала черты «государства институтов». Движение в этом направлении не было безоблачно: руководимая королем Фахдом страна преодолевала вызовы и внутреннего, и внешнего (прежде всего регионального) характера. В 1990-е гг. она была поставлена перед необходимостью найти подобающее ей место в радикально изменившейся системе международных отношений.

Фахд был четвертым из занимавших трон в королевстве сыновей основателя саудовского государства короля Абдель Азиза Ибн Сауда. Как и для его предшественников (Сауда, Фейсала и Халеда), условием его прихода к власти было достижение консенсуса не только между различными фракциями потомков Ибн Сауда, но и между иными, не менее многочисленными внутрисаудовскими «центрами силы», представленными прежде всего семейством Аль Аш-Шейх, возводящим себя к реформатору аравийского ислама М. Абдель Ваххабу. Тем не менее в ряду своих коронованных предшественников (исключение, но только в определенной мере, представлял, быть может, король Фейсал) Фахд занимал особое место. Его положение определялось в первую очередь тем, что он значительно лучше, чем первые наследники короля - основателя государства, знал окружавший его страну мир и строил внутреннюю и внешнюю политику своей страны в соответствии с основополагающими тенденциями развития этого мира. Впрочем, приход Фахда к власти положил начало правлению той группы королевской семьи, представители которой инициировали процесс реформ и саудовского государства, и саудовского общества.

Этот мир открылся недавнему саудовскому королю еще в 1945 г., когда он как член делегации королевства представлял свою страну на учредительной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Узнавание мира продолжалось и в дальнейшем, этому способствовали посты, которые занимал Фахд в правительственных структурах королевства – министр просвещения, министр внутренних дел и, наконец, наследник престола в эпоху правления короля Халеда. Однако, представляя себе расстановку сил в мире, Фахд отстаивал собственное видение роли и места своей страны в нем, предполагавшее прежде всего сохранение ее внутренней стабильности, немыслимое без решения наиболее принципиальных проблем развития ближневосточного региона. Кроме того, это был период серьезных политических осложнений внутри страны. Необходимо было не только преодолеть последствия шиитских волнений, прошедших в 1970-х гг. в Восточной провинции, но и противостоять той части внутренней оппозиции (захват Главной мечети в Мекке в 1979 г. был наиболее ярким проявлением активности местных исламских группировок), которая действовала под традиционными для официальной саудовской идеологии религиозными лозунгами. Действия соседних стран – одной из них был постшахский Иран, вносили весомую лепту в процессы дестабилизации ситуации в королевстве.

Более того, конец 1970 – 1980-х гг. отличался все большей нестабильностью в региональном арабском, ближне- и средневосточном пространстве, рассматривавшемся Саудовской Аравией в качестве зоны ее непосредственных внешнеполитических интересов. Советское военное вмешательство во внутренние дела Афганистана создавало, как считали в королевстве, возможность коренного изменения соотношения сил в региональном масштабе. Гражданская война в Ливане, одной из активных сторон которой выступала ООП, и вмешательство в нее Израиля, стремившегося найти решение проблем безопасности своих северных границ, создавали угрозу вспышки новой арабо-израильской войны. Иракская же агрессия против Кувейта в августе 1990 г. несла в себе уже прямую угрозу безопасности Саудовской Аравии и ее доминированию в Совете сотрудничества арабских государств Залива.

Видение Фахдом системы международных отношений должно было учитывать как реалии внутренней ситуации в Саудовской Аравии, так и резкое возрастание уровня конфликтности в прилегающих к ее территории регионах. В воззрениях Фахда мусульманский мир оставался в центре системы международных отношений. Но этот мир, по его мнению, «страдал от распада моральных ценностей, роста притеснений, экономического и социального дисбаланса». В этом мире, как он говорил, «потеряны принципы права и утрачена справедливость. В нем распространяются насилие, безнравственность и тирания. Он стал миром, где правит лишь коварство, использующее язык… насилия ради господства над слабыми народами, захвата их земли и попрания их прав».

Преодоление внутренней и региональной нестабильности требовало от Саудовской Аравии, как не раз после 1982 г. говорил ее монарх, усиления роли королевства в интересах сплочения арабского и исламского мира. Стремясь к развитию более широких контактов «между арабскими и мусульманскими братьями», подчеркивал Фахд, «королевство будет содействовать укреплению их связей с дружескими государствами всего мира». Залогом этого становилась «все возрастающая роль королевства на международной арене благодаря нефти и участию в мировой валютной политике». Саудовская Аравия должна была стать основным финансовым донором для стран мусульманского региона. Но речь шла не только об этом - саудовское стремление играть ведущую роль в арабо-мусульманском регионе в конечном итоге было направлено на то, чтобы содействовать созданию прочного взаимодействия между этим регионом и ведущими центрами мирового развития – «дружественными» государствами, в ряду которых были прежде всего США. Если королевство уже стало неотъемлемым элементом мирохозяйственных связей и частью глобального миропорядка, то в равной мере в эти связи и миропорядок должны были включиться и страны, видевшие, как считал Фахд, в Саудовской Аравии государство, где располагались святыни ислама, «служителем» которых выступал саудовский монарх. В свою очередь, включение этих стран в современный миропорядок было немыслимо без активного участия королевства в поддержании стабильности в сфере производства и потребления нефти. Саудовское королевство все более осознавало себя гарантом этой стабильности.

Еще до того, как Фахд взошел на саудовский трон, он выступил едва ли не с самой принципиальной для арабского регионального сообщества инициативой решения арабо-израильского конфликта. 8 августа 1981 г. в марокканском Фесе в ходе ХП саммита ЛАГ будущий король представил саудовский план ближневосточного мирного урегулирования, впервые поставивший вопрос о возможном общеарабском признании Израиля. Последовательность саудовского курса, превращавшего королевство в посредника между Западом и арабо-мусульманским миром, была очевидна. Активное неприятие советского военного присутствия в Афганистане и поддержка движения моджахедов, настойчивые действия в направлении урегулирования внутриливанского конфликта (23 октября 1989 г. в саудовском Таифе противоборствующими ливанскими сторонами было подписано соглашение, прекращавшее гражданскую войну) были наиболее яркими проявлениями саудовской политики в тот период.

В равной мере это относилось и к саудовской позиции в период ирано-иракской войны – первого, по сути дела, серьезного внешнеполитического испытания, с которым столкнулся Фахд и которое потребовало от монарха проведения реалистичной политики, способной не только обезопасить его государство, но и не допустить распространения военных действий на страны - члены Совета сотрудничества. Наконец, позиция королевства в период кувейтского кризиса (включая и ее финансовый аспект, в том числе касавшийся и Советского Союза) четко доказывала, что руководимое Фахдом государство готово стать союзником тех членов мирового сообщества, которые полны решимости внести свой вклад в дело освобождения жертвы иракской агрессии.

Курс Фахда на последовательную защиту национальных интересов и сохранение стабильности королевства был бы неэффективен без активизации усилий возглавлявшегося им государства, направленных на осуществление экономической модернизации королевства. Время правления короля Фахда – это в первую очередь эпоха создания инфраструктуры, необходимой для этой модернизации. Наиболее серьезные достижения этой эпохи: несомненно, строительство комплекса нефтехимических предприятий в Джубейле и Янбо, создание современной сети морских портов, шоссейных дорог и аэропортов на территории всей страны. Одновременно эпоха Фахда знаменовала собой начало серьезного поворота к «саудизации», то есть к все большему использованию национальной рабочей силы в развитии промышленности, сельского хозяйства, системы здравоохранения и образования.

Но наивысшей точкой модернизационных реформ времени Фахда стали преобразования в политической сфере. В начале 1990-х гг. в королевстве были введены в действие четыре важнейших закона - Основной закон правления, Закон о Консультативном совете, Закон об управлении провинциями и Закон о Совете министров, ставших, по сути дела, конституционными актами королевства. Страна последовательно менялась, в ней возникали предпосылки для создания парламентской монархии, появлялись реально действующие институты исполнительной власти, закладывались основы регионального самоуправления. Но, быть может, введение этих конституционных актов подтверждало все более последовательно проявлявшую себя тенденцию во внутренней жизни Саудовской Аравии – введение в систему государственной власти и (хотя на консервативно-охранительной основе) в процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений нового «образованного класса», развитие которого все более усиливалось в результате широкого комплекса модернизационных преобразований.

Саудовская политическая система более не выглядела как застывшая, опирающаяся только на два «центра силы» - королевское семейство и институционализированную страту улемов, представленную семейством Аль Аш-Шейх. В нее активно и целенаправленно входили поощряемые государством и его высшим руководством новые и, по сути дела, разночинные элементы, полем деятельности которых становился Консультативный совет. Официально провозглашенный в начале 2000 г. курс на реформирование государства и общества сделал тенденцию на введение этих элементов в систему государственного управления устойчивой и необратимой, что доказало проведение в 2005 г. первых в истории королевства муниципальных выборов. Этот курс во многом усиливал новые группы влияния в саудовском обществе, представленные в первую очередь его предпринимательскими кругами, ставившими и реализовывавшими идею диверсификации национальной экономики и на этой основе - расширение круга внешнеполитических партнеров королевства. Менялась как внутренняя, так и внешняя политика Саудовской Аравии, действительно становившейся едва ли не ведущим государством арабо-мусульманского мира, активно проводящим собственный курс в процессе развития взаимоотношений с ведущими акторами (США, ЕС, Россия, Китай, Япония) мирового сообщества.

Этот реформаторский курс последних лет правления Фахда (проведение которого тесно связывается с именем в то время наследного принца Абдаллы бен Абдель Азиза) проходил в условиях коренного изменения и региональной, и международной ситуации. При этом саудовское руководство не всегда верно оценивало последствия крушения биполярной системы международных отношений. Напротив, в его деятельности сохранялась инерция старого, определявшегося сложившейся ранее ориентацией на США, мышления и практики действия. Эта инерция проявляла себя в первую очередь в расширении системы религиозной благотворительности, направленной на поддержку сил, открыто апеллировавших к исламским лозунгам как средству изменения сложившейся системы политических отношений. Отношения с режимом движения Талибан в Афганистане, финансирование групп палестинских экстремистов, как и «специфическая» деятельность саудовских фондов в России, на постсоветском и постюгославском пространстве, - все это было наиболее ярким проявлением инерции этого мышления и практики. Ее естественным итогом стало присутствие саудовских граждан среди тех, кто осуществил акции 11 сентября 2001 г. в городах США, а также появление значительной группы «арабских афганцев», действовавших в Кашмире, Чечне и Боснии. В течение нескольких последних лет эта деятельность была перенесена на территорию королевства.

Были ли успешны последние годы правления короля Фахда? Иными словами, смогло ли саудовское руководство преодолеть эту инерцию прошлого? Ответ на эти вопросы, несомненно, положителен.

Саудовская Аравия не только член антитеррористической коалиции, в которой представлены ведущие «центры силы» современного мира. Она является эффективным участником, вносящим свой позитивный вклад в дело реконструкции послевоенного Афганистана и Ирака, как и в процесс арабо-израильского урегулирования, включая и его палестинский аспект. Однако главное, видимо, в другом, - королевство смогло сохранить (и даже упрочить) свою роль ведущей державы арабо-мусульманского региона, последовательно содействующей его вхождению в систему глобальных международных отношений и мирохозяйственных связей. Естественно, что, содействуя этому процессу, Саудовская Аравия (это связано в первую очередь с проблемой арабо-израильского урегулирования) стремится реализовать собственные национальные интересы, среди которых прежде всего сохранение роли ведущего «центра силы» в границах ближневосточного геополитического пространства. Наконец, королевство осталось принципиально важным актором мирового рынка нефти, где оно последовательно выступает в качестве поборника его стабильности.

Иными словами, эпоха короля Фахда окончательно сформировала саудовскую внутреннюю и внешнюю политику. Ее содержание – продолжение консервативно-охранительного курса на развитие модернизации и реформ в общественно-политической сфере. В области же взаимодействия с окружающим миром этот курс, традиционно оформляемый указаниями на его «умеренность» и стремление к «достижению консенсуса», предполагает укрепление региональной стабильности как неотъемлемого элемента стабильности международных отношений в целом. При этом в качестве важнейшей части этого курса выступает противодействие международному терроризму и реалистичность в подходах к решению проблем, связанных с поставками энергоносителей на мировые рынки.

Изменится ли этот курс с приходом к власти нового саудовского монарха Абдаллы бен Абдель Азиза? Ответ на этот вопрос не может не быть отрицательным, что связано в первую очередь с тем, что новый король является во многом архитектором этого курса.

Но, быть может, проведение этого курса будет замедленно? В конце концов, саудовская королевская семья многочисленна, она состоит из различных, конкурирующих между собой фракций и кланов. Действительно, после смерти короля-основателя Саудовской Аравией последовательно правили выходцы из той фракции семьи Абдель Азиза Ибн Сауда, которые традиционно рассматриваются в качестве представителей клана Судейри. Теперь же к власти в королевстве (впервые) пришел выходец из клана Шаммар. Не возникнут ли в этой связи серьезные межклановые противоречия, которые затруднят (если не сведут на нет) реальность этого курса?

Разумеется, противоречия между фракциями саудовского королевского семейства - серьезный вопрос. Более того, эти противоречия – неотрицаемая реальность. Но было бы абсолютно бесплодно, рассматривая потенциальную возможность преемственности саудовского курса, ограничиваться только указанием на их существование. В конце концов, это ограничение предполагает, что Саудовская Аравия - застывший «цивилизационный феномен», абсолютно неспособный эволюционировать. Предшествовавшие же годы доказали абсурдность этого предположения.

Конечно, появление Абдаллы на вершине саудовского политического истеблишмента в качестве наследного принца (он был назначен на эту должность указом короля Фахда от 13 июня 1982 г.) было итогом достижения консенсуса между различными фракциями королевской семьи, одобренного кланами Аль Аш-Шейх. Более того, сама возможность его выдвижения к вершине политической власти определялась более ранним этапом борьбы группировок внутри королевской семьи.

Родившийся в 1924 г., принц Абдалла в 1964 г. указом короля Фейсала был назначен главой Национальной гвардии и стал таким образом руководителем военной опоры королевского режима. В 1974 г. на основе указа короля Халеда Абдалла, сохранивший пост главы Национальной гвардии, стал заместителем председателя (им был тогда король Халед) Совета министров королевства, то есть фактически вторым лицом в государстве. Не стоит ли предположить, что союз кланов Судейри и Шаммар (а в дальнейшем и возвышения Абдаллы) оказался итогом внутренних раздоров в самом клане Судейри, связанных с возникновением в 1960-х гг. ориентированной на «революционный» Египет Г.А. Насера группы саудовских «красных принцев» во главе с Талялем бен Абдель Азизом? Однако что это меняет в нынешней саудовской ситуации?

Указом теперь уже короля Абдаллы бен Абдель Азиза от 2 августа 2005 г. назначен новый саудовский наследник престола. Им стал Султан бен Абдель Азиз, представитель все того же клана Судейри, с 1962 г. занимающий пост министра обороны и авиации, а также генерального инспектора королевства. Сохранилась традиционная структура соотношения сил на вершине политической власти, на этот раз юридически оформленная Основным законом правления. Саудовская королевская семья принесла присягу верности новому королю и назначенному им наследнику престола. Будет ли это соотношение сил в обозримом будущем нарушено? В этом также приходится сомневаться.

Саудовский «правящий класс» (включая королевскую семью и семью Аль Аш-Шейх) объединен сегодня необходимостью противостоять действующей под исламскими лозунгами оппозиции. Он объединен и общим видением необходимости дальнейшего проведения курса на реформирование государства и общества, что не раз подчеркивалось принцем Султаном. Этот «класс» не кажется внутренне раздробленным и в связи с решением задачи, которую он считает в настоящее время насущно важной для искоренения исламской оппозиции, – борьбы с бедностью. Существование бедности официально признано истеблишментом, содействовавшим разработке «Стратегического плана» ее ликвидации. Более того, все фракции заинтересованы в достижении взаимопонимания с приходящими во власть представителями третьего «центра» внутренней саудовской политики – образованными разночинцами, для которых нынешний король остается «знаменем» осуществления реформаторских перемен.

Этот «класс» ни в коей мере не раздроблен в связи с проблемой продолжения участия королевства в деятельности международной антитеррористической коалиции. Напротив, заявив о поддержке предстоящего чрезвычайного саммита ЛАГ в Шарм-аш-Шейхе, в повестку дня которой вынесен вопрос о борьбе с международным терроризмом, Саудовская Аравия вновь выступила в качестве государства, объединяющего арабский мир (важный элемент мусульманского мира) на основе этой борьбы и таким образом включающего его в деятельность всего мирового сообщества. Резкое осуждение саудовским руководством террористов, расправившихся с работавшими в Багдаде алжирскими дипломатами, заставляет предполагать, что королевство в ходе работы этого саммита вновь подчеркнет необходимость активизации региональных усилий в интересах прекращения насилия в Ираке. И скорее всего, при саудовском участии этот саммит выдвинет новые инициативы в отношении палестино-израильского противостояния в свете курса А. Шарона на вывод израильских поселений из сектора Газы и поддержки администрации М. Аббаса в ее конфликте с «Хамасом» и «Исламским джихадом». Наконец, последние заявления короля Абдаллы и наследного принца Султана заставляют предполагать, что наиболее существенным вкладом королевства в деятельность антитеррористической коалиции станет все та же взвешенная саудовская позиция по вопросам, касающимся энергоносителей и мирового рынка нефти.

Движение, инициированное эпохой короля Фахда, будет продолжено. В определяющий это движение внутри- и внешнеполитический курс будут, несомненно, вноситься коррективы. Это естественно, поскольку будет меняться и региональная, и международная ситуация. Тем не менее основополагающие элементы этого курса останутся неизменными, прежде всего потому, что они определяются задачами развития королевства и его национальными интересами, сегодня в значительно меньшей мере, чем раньше, испытывающими зависимость от воли того или иного представителя высшего эшелона политического истеблишмента страны.

ФАХД ИБН АБД АЛЬ-АЗИЗ АС-САУД

(род. в 1922 г.)

Король Саудовской Аравии.

Сегодня Саудовская Аравия обладает четвертью мировых запасов нефти. Она является не только крупнейшим экспортером топлива в мире, но и наиболее мощным производителем натурального газа и нефтепродуктов, что дает саудовцам право уверенно смотреть в будущее. Трудно поверить, что еще в 30-е гг. XX в. керосин в страну ввозили на верблюдах, а казна королевства, избранного Аллахом в качестве колыбели ислама, была пуста. Все золото основателя династии Абдель Азиза умещалось в небольшом деревянном сундуке, который его казначей на ночь прятал под кроватью. Страна тогда не имела гражданской администрации, люди жили в племенных кочевьях и немногочисленных оседлых поселениях, раздираемых междоусобицами. Только принадлежность к большой семье и сильному племени обеспечивала успех в обществе, которое еще не было единым и признавало лишь авторитет силы и старшинства, по-всякому трактуя даже заповеданные предками религиозные каноны.

В 1932 г. Абдель Азиз объединил страну, создал королевство и стал его первым королем. Он умер в 1953 г., оставив большое потомство. 44 его сына составили основу правящего и поныне дома Саудитов. Самому младшему тогда не было семи лет. В целом же в семье Аль Сауд свыше 5 тыс. человек. После смерти основателя королевства его девятый сын Фахд стал патриархом могущественного рода.

Биографы приводят разные даты рождения Фахда. По одним данным, он родился в 1920 г., по другим – в 1922 г. Молодость его, впрочем, как и других детей Абдель Азиза, прошла в бездорожной, не знавшей ни грамоты, ни порядка стране. Достаточным уровнем образования считалось знание религиозных догм и исламских обрядов. Кроме жен пророка Мухаммеда, в Саудовской Аравии мало известных женщин. Исключением стала мать Фахда. Она была причислена к великим представительницам саудовского общества. Ее звали Хусса бинт Ахмед ас-Судейри. Она родила 7 сыновей и 4 дочерей.

Фахд – лидер по натуре – рано посвятил себя политике. С детства он отличался спокойствием и уравновешенностью, сторонился забав, любил слушать и вникать, общаться со старшими, интересовался всем, что происходило вокруг. Видя это, отец приблизил его к себе, позволял присутствовать на советах со старшими сыновьями и государственными деятелями. Образование молодой принц получил в школе, созданной королем специально для своих сыновей, затем посещал местное учебное заведение – «Саудовский научный институт», где главное внимание уделялось религии и арабскому языку (уже в зрелом возрасте, в 40 лет, он стал брать уроки английского языка, готовя себя к большому политическому будущему). Фахд много читал, изучал работы по международным и религиозным проблемам, интересовался биографиями известных людей: Черчилля, Рузвельта, Аденауэра. Самостоятельно изучил жизнь Сталина, познакомился с его взглядами.

Хорошая подготовка дала возможность принцу Фахду представлять короля на совещаниях шейхов племен при решении междоусобных проблем. Он входил в состав саудовской делегации на учредительной конференции ООН в Сан-Франциско в 1945 г., был посланцем отца на церемонии коронации королевы Великобритании Елизаветы II. Первой официальной должностью, доверенной ему, был пост министра просвещения. Это вполне совпадало с интересами молодого принца и отвечало потребностям страны. Своей деятельностью на этом посту Фахд впоследствии очень гордился. Он заложил основы современного образования в стране, где не хватало школ и некому было учить детей, где население даже не понимало необходимости образования. Уже став королем, Фахд говорил: «Я полностью убежден, что наука – главная основа, на которой расцветают нации». Почти 10 лет он был министром просвещения, и за это время количество школ увеличилось в несколько десятков раз, был создан первый на Аравийском полуострове университет с факультетами литературы, естественных наук, фармакологии, торговли, инженерного дела. Сегодня в стране семь университетов. Студентам предоставляются бесплатно жилье, одежда, книги, медицинское обслуживание, безвозмездно вручается компьютер и дается стипендия в размере 300 долларов. По окончании университета каждый имеет право взять из государственного фонда беспроцентный заем в 85 тыс. долларов.

Следующим постом, занятым Фахд ом в 1962 г., был пост министра внутренних дел. И здесь новый министр начал с образования. Был создан ряд учебных заведений для подготовки рядового и сержантского состава, колледж сил внутренней безопасности на университетском уровне. Король Фейсал, пришедший к власти в 1964 г., принимая во внимание заслуги Фахда, назначил его вторым заместителем премьер-министра. Фахд проводил большинство заседаний кабинета министров, его слово имело огромное значение в определении внешней и внутренней политики. После гибели от пули фанатика короля Фейсала Фахд в 1975 г. был объявлен наследным принцем, а через 7 лет стал королем.

Еще в 70-е гг. в стране, где 1/2 территории занимает пустыня, было принято решение – приспособить пески Аравии под пшеничные поля. Пустыню пронизали оросительные каналы. Всем подданным бесплатно и на длительные сроки были предоставлены под зерновые культуры земельные наделы. Крестьянам выдавались беспроцентные кредиты. На сотни миллионов долларов закупалась сельхозтехника, продаваемая земледельцам за полцены. Государство установило очень высокую закупочную цену на пшеницу. В результате в 1984 г. было достигнуто продовольственное самообеспечение страны. Производство пшеницы выросло на 1000 %. При урожайности 40 центнеров зерна с гектара Саудовская Аравия поставляет пшеницу не только в соседние страны, но и в Европу и Латинскую Америку.

При восшествии на престол в 1982 г. Фахд торжественно заявил: «Я клянусь, что буду отцом молодым и братом взрослым, потому что я один из вас и переживаю ту же боль, что и вы, и испытываю ту же радость, что испытываете вы!» И он вполне оправдал надежды народа. Саудовская Аравия стала экспортером не только нефти: в 60 государств мира экспортируются промышленные товары, в том числе изделия нефтехимии, удобрения, ковры, мебель, электротовары. Широко применяется ядерная технология. Страна лидирует по использованию солнечной энергии. Два вида собственности мирно уживаются вместе, хотя ведущая роль в индустриализации принадлежит государственному сектору. Поощряется создание совместных предприятий. Государство предоставляет частному сектору беспроцентные кредиты, которые могут достичь 50 % стоимости проекта. Саудовцы открыли свой бизнес в Нью-Йорке и Токио, а американцы и японцы – в Эр-Рияде. Если в совместном предприятии доля саудовца не менее 25 %, то он освобождается от налогов сроком на 10 лет. Промышленники не платят таможенных пошлин за ввоз техники и необходимого сырья. Государственные средства направляются на создание самой современной инфраструктуры. Проложены шоссейные дороги, пробурены артезианские скважины.

Между тем король считает себя ответственным, прежде всего, перед Аллахом, а уже потом – перед народом. «Я – один из вас. Перед Аллахом мы все равны». Он верит, что его королевство создано для того, чтобы нести знания ислама. На пятом году правления Фахд отказался от титула «Ваше величество», заменив его другим: «Служитель двух благородных святынь». Речь идет о служении Дому Аллаха – главной мекканской мечети – и мечети Пророка в Медине. Большое внимание уделено и третьей по значению мусульманской святыне – иерусалимской мечети аль-Акса. Отсюда и призывы Фахда к объединению всех арабов для борьбы за возвращение святыни и создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме.

Политический вес короля Фахда весьма высок. Его отличает спокойствие и уравновешенность. Он всегда аккуратен при обсуждении чужих внутренних дел и с равным уважением относится как к руководителям соседних монархий Персидского залива, так и к другим лидерам исламского мира, представителям великих держав и малых стран. Во многом благодаря его усилиям были сорваны планы передела Аравийского полуострова и военная авантюра Саддама Хусейна, направленная против Кувейта, которая могла иметь тяжелые последствия для всего мира. Тогда, в 1991 г., объединенными арабскими силами, принимавшими участие в операции «Буря в пустыне», командовал внук Фахда – принц Халед.

После окончания этого кризиса король стал проявлять желание перейти от абсолютизма к форме просвещенной монархии. Он ввел фиксированные регламенты, определяющие порядок правления в стране, и объявил о создании нового государственного органа – Совета Шуры, который стал зачатком будущей парламентской структуры. Были существенно расширены права граждан при строгом соблюдении законов шариата. Но при этом любая попытка критики королевской семьи немедленно пресекается. Сами критики исчезают, и их судьба остается тайной для близких. Даже за самые незначительные преступления применяются жестокие наказания. Так, например, разговор по сотовому телефону на борту самолета карается 20 ударами бичом. Экзекуции проводят в торговых центрах и на площадях. Женщина не имеет права водить машину, появляться на улице без чадры и сопровождающего ее мужчины. За нарушение этих запретов она может быть избита и заключена в тюрьму. Правда, получать образование женщины могут, тем более что компьютерное обучение в стране является обязательным. А в марте 2002 г. весь мир узнал об ужасной трагедии: в Саудовской Аравии в огне пожара погибли 15 девочек школьниц, учившихся в Мекке. Их можно было спасти, но религиозная полиция не позволила им выскочить на улицу из горящего здания, поскольку на них не было паранджи. По той же причине не были туда допущены и спасатели-мужчины.

Являясь исламским государством, королевство провозгласило священную книгу Коран и Сунну пророка Мухаммеда своей конституцией, определяющей принципы и каноны, которым должно следовать общество. Король Фахд, которому уже перевалило за 80, совместно с наследным принцем Абдаллой продолжает уверенно править страной.

Саудовская Аравия погрузилась в траур. Утром в понедельник стало известно, что после тяжелой и продолжительной болезни, в возрасте 80 с лишним лет, скончался король Фахд бин Абдельазиз аль-Сауд. В 1995 году монарх перенес тяжелый инсульт, после которого фактически отошел от управления страной. С тех пор вся власть была сосредоточена в руках наследного принца Абдуллы, который уже объявлен преемником покойного.

"С печалью и грустью Королевский двор от имени наследного принца, заместителя премьер-министра и командующего Национальной гвардией Абдуллы бин Абдельазиза, от имени всех членов семьи, а также от имени нации, объявляют о смерти Хранителя двух Святых Мечетей короля Фахда бин Абдельазиза", - говорится в опубликованном обращении Королевского двора.

Мирная смена власти

О смерти монарха стало известно рано утром. Одним из первых зарубежных правителей, которого проинформировали о случившемся, стал президент США Джордж Буш. Саудовская Аравия обладает огромными запасами нефти и является ее крупнейшим мировым экспортером. Кроме того, для США королевство - один из ключевых партнеров в арабском мире. На территории страны размещены американские военные базы, которые сыграли значительную роль при подготовке вторжения в Ирак.

С конца мая Фахд находился в госпитале имени короля Фейсала. По некоторым данным, у монарха была острая форма воспаления легких с дальнейшими осложнениями. Периодически официальные источники заявляли, что здоровье Фахда идет на поправку и его вот-вот выпишут. Но все понимали, что дело идет к неизбежной развязке.

Ожидавшегося дележа обширного семейного наследства не случилось. Фактический правитель Саудовской Аравии Абдулла официально стал королем. Наследным принцем теперь назначен министр обороны принц Султан.

Королевская участь

Фахд был одним из семи сыновей первого короля Саудовской Аравии Абдельазиза и его любимой жены Хассы - одной из 22 жен основателя династии аль-Саудов. Королями также были трое братьев Фахда, один из которых был свергнут в ходе государственного переворота, а другой - убит в результате заговора. У самого Фахда было всего пять жен, которые родили ему шесть сыновей и четырех дочерей.

Фахд взошел на трон в 1982 году. Он стал пятым королем Саудовской Аравии в трудное для монархии время. Страна начала терять свое влияние в мусульманском мире после появления в 1979 году Исламской республики Иран. Консервативные круги обвиняли правящую семью в том, что она слишком либеральна и подвержена западным ценностям, чтобы руководить государством, на территории которого расположены важнейшие мусульманские святыни.

На рубеж 1970-80-х годов пришлось зарождение современного исламского экстремизма. Это явление дополнительно подпитывалось противостоянием СССР и США в регионе. И одним из главных дестабилизирующих факторов стала война в Афганистане. Именно там сделал себе имя в качестве идеолога экстремистов Осама бин Ладен - выходец из богатой саудовской семьи.

Фахд, как сказано в его официальной биографии, активно поддерживал моджахедов, боровшихся с советскими войсками. Саудовская Аравия перечисляла на поддержку воинов джихада крупные суммы денег, а в стране был объявлен призыв добровольцев, желающих постоять за честь истинной веры.

На протяжении всей своей карьеры Фахду приходилось лавировать между местными религиозными консерваторами, с одной стороны, и западными союзниками - с другой. Для укрепления своего авторитета саудовский монарх добавил себе титул Хранителя двух Святых мечетей - наиболее почитаемых в исламском мире усыпальниц, находящихся в Мекке и Медине. Ежегодно миллионы мусульман совершают паломничество-хадж, чтобы побывать в месте упокоения пророка Магомета - основателя ислама.

Кроме того, Фахд учредил в стране полицию нравов, которая следит за соблюдением законов шариата (эти законы, в частности, предписывают женщинам в обязательном порядке носить паранджу и не общаться с мужчинами вне пределов семьи. Также королевский двор начал передавать многомиллионные пожертвования различным религиозным фондам и спонсировать крупные исламские университеты.

В то же время Фахд согласился разместить на территории королевства американские военные базы после иракского нападения на Кувейт в 1990 году. Этот шаг вызвал резкие протесты радикалов, которые не утихают до сих пор. Все это стало питательной средой для формирования террористических ячеек на территории королевства.

Король-реформатор?

Между тем Абдулла, фактически, как уже говорилось, пришедший к власти в 1995 году, занимает более жесткую позицию по отношению к экстремистам. Он также продолжил развивать партнерские отношения с Вашингтоном, выстроенные Фахдом. Свою приверженность борьбе с терроризмом Абдулле пришлось доказывать после терактов 11 сентября 2001 года в Америке. Тогда пятнадцать из девятнадцати террористов, угнавших пассажирские самолеты и направивших их на здания Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, оказались гражданами Саудовской Аравии.

По мнению Белого дома, немалая доля вины за рост исламского экстремизма лежит на ваххабитах, которые являются приверженцами наиболее консервативной разновидности суннитского направления в исламе. Это течение является в Саудовской Аравии официальной религией.

Абдулле в итоге пришлось возглавить борьбу с радикалами уже в собственной стране. В мае 2003 года террористы взорвали бомбы в жилых кварталах столицы страны Эр-Рияда, где проживали западные специалисты. Вслед за этим по стране прокатилась целая волна нападений, совершенных последователями бин Ладена.

В ответ саудовские спецслужбы провели ряд карательных операций против экстремистов. Кроме того, Абдулла развернул кампанию против тех проповедников, которые выступают с оправданиями терактов.

Абдуллу считают одним из основных инициаторов реформ в королевстве, где за время правления Фахда накопилось большое количество социальных и политических противоречий. Однако против серьезных изменений выступают как мусульманские священнослужители, так и многие члены королевской семьи. Именно они настояли на том, чтобы Фахд оставался на троне до самой смерти, чтобы юридически не передавать бразды правления Абдулле раньше времени.

Новому королю предстоит продолжить борьбу с исламским экстремизмом, представители которого придерживаются не только антизападных, но и антимонархических взглядов. Также Абдулле придется найти способы противостояния все возрастающей коррупции среди членов постоянно прибывающей королевской семьи. Ведь Саудиты, как известно, привыкли распоряжаться национальными богатствами страны, как своими собственными.

ахд появился на свет уже в независимом Неджде. Образование он получил в спецшколе, основанной его отцом специально для принцев королевской крови. В 1945 году вместе с братом он присутствовал на открытии сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1953 году Фахд был назначен министром образования. В том же году он совершил первый официальный зарубежный визит, посетив коронацию . В 1962 году Фахд занял пост министра внутренних дел, что говорило о возрастании его роли в королевской семье.

После убийства короля в 1975 году трон занял его брат , а Фахд был провозглашён наследником. Однако из-за слабого здоровья фактическим правителем государства был именно Фахд. Именно благодаря его решительным действиям удалось справиться с беспорядками 1979-1980 годов.

13 июня 1982 года умер , и Фахд уже официально стал главой государства. Наследником был объявлен его брат . Фахд в целом продолжил осторожную политику, которую он проводил при , но всё же был вынужден пойти на некоторые либеральные реформы. Так ещё при жизни он объявил о начале работы над созданием Основного закона.

При Фахде Саудовская Аравия продолжала тесно сотрудничать с США: Америка оставалась основным импортёром саудовской нефти и поставщиком оружия для королевства; вклады саудовских принцев хранились в американских банках; саудовские студенты учились в американских ВУЗах. Объём саудовских инвестиций в экономику США, по некоторым данным, достиг 233 миллиардов долларов.

Фахд продолжал укреплять свои позиции в арабском мире. После захвата власти в Пакистане Зией уль-Хаком были установлены тесные отношения Эр-Рияда с Исламабадом. Занимая двусмысленную позицию в арабо-израильском конфликте, Саудовская Аравия оказывала финансовую помощь , и Палестине. Во время Ирано-Иракской войны Саудовская Аравия спонсировала , поставляя туда оружие, а Фахд поддерживал дружеские отношения с Саддамом Хусейном. В ответ не раз угрожал перекрыть Ормузский пролив; иранская террористическая группа "Исламский джихад" взорвала бомбу в центре Эр-Рияда; имело место крупное столкновение иранских паломников с саудовскими полицейскими во время хаджа 31 июля 1985 года, во время которого погибло 405 человек.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году Саудовская Аравия служила плацдармом для вооружённых сил антииракской коалиции. По окончании войны были восстановлены дипломатические отношения между Саудовской Аравией и СССР, прерванные в 1938 году.

За десятилетия, прошедшие с момента обретения независимости, государственный механизм Саудовской Аравии вырос и модернизировался. Король по-прежнему оставался центральной фигурой власти - верховным судьёй, военачальником и имамом. Он формально не был законодателем, так как считалось, что все законы уже прописаны в Коране, но издавал декреты, трактовавшие ситуации, не учтённые шариатом. Разумеется, король был вынужден делегировать те или иные полномочия государственным учреждениям и отдельным личностям. Прочность власти обеспечивалась многочисленностью королевской семьи: число мужчин в клане Саудидов доходило до пяти тысяч человек. Члены семьи помнили, к чему привела вражда между отдельными группировками при короле . А потому был сформирован узкий круг лиц - не более ста человек - который решал важнейшие государственные вопросы, в том числе о престолонаследии. Несмотря на это, в правящей верхушке всё равно существовали группировки: сыновья были рождены от разных матерей и, естественно, родные братья тяготели друг к другу, а их, в свою очередь, поддерживали племена, из которых происходили их матери. Наиболее сильной была так называемая "Судайрская семёрка" – семь братьев ( , Султан, Абдуррахман, Найеф, Турки, и Ахмед), рождённых от Хуссы из клана Судайри. Особую группу образовывали внуки - молодые люди, получившие западное образование, занимали технократические должности. Были среди Саудитов и недовольные - это дети свергнутого короля и "араифы" - потомки , правившего в Эр-Рияде в 1870-х годах, а после реставрации отодвинутые от власти. Из-за многочисленности королевской семьи ещё при пришлось уменьшить размеры дотаций принцам крови, но большинство из них занималось бизнесом, а потому к 1980-м годам Саудиты стали самой богатой семьёй в мире.

По-прежнему высокой оставалась роль духовенства, как в политике, так и в общественной жизни, хотя за время "нефтяной эпохи" влияние улемов, несомненно, уменьшилось. В руках духовенства находилась Лига общественной морали - религиозная полиция, следившая за соблюдением норм шариата в общественной жизни. Понимая важность роли религии, в 1986 году Фахд изменил свой титул, и стал именоваться не "Его величеством", а "Служителем двух святынь", тем самым подчеркнув духовный, а не светский характер своей власти. (Под святынями подразумеваются мечеть аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине).

Хотя в своей стране Фахд придерживался строгих исламских законов, во время зарубежных поездок он имел возможность сполна насладиться своим богатством. Ему принадлежали роскошная 147-метровая яхта и самолёт Боинг-747. Рассказывали, что Фахд мог за одни раз проиграть в казино несколько миллионов долларов, а однажды, в Лондоне, чтобы обойти запрет на игру в ночное время, привёз в свой гостиничный номер рулетку и карточный стол.

В 1992 году Фахд впервые решился на крупные реформы. Он издал Основной закон правительства (не путать с Конституцией, коей для Саудовской Аравии является Коран), утвердивший существующую структуру власти. Государство обязывалось защищать исламскую религию и своих граждан. Король был провозглашён главой правительства, верховным главнокомандующим. Судебная власть была провозглашена независимой: её решениям должен был подчиняться даже король. Был определён порядок функционирования Консультативного совета (Маджлис аль-Шура).

В 1995 году Фахд перенёс инсульт, после чего передал значительную часть своих полномочий наследному принцу . Фахд всё ещё присутствовал на совещаниях и принимал посетителей, но во всех официальных поездках саудовскую делегацию возглавлял его брат.

Король Фахд скончался 27 мая 2005 года в больнице Эр-Рияда, по официальной версии - от воспаления лёгких.

Новым королем Саудовской Аравии был объявлен единокровный брат Фахда, наследный принц эмир Абдалла ибн Абдель Азиз, который фактически управлял страной последние десять лет. Он принес присягу на королевском совете. Согласно действующим в Саудовской Аравии правилам наследования, власть переходит от брата к брату по старшинству. Наследным принцем стал министр обороны принц Султан, следующий по старшинству за Абдаллой.

Серьезные проблемы со здоровьем у короля Фахда начались еще десять лет назад. И все эти годы состояние здоровья короля неизбежно ухудшалось. В 1995 году его разбил инсульт и Фахд фактически оказался прикован к постели. Тогда же он официально делегировал полномочия на управление государством наследному принцу Абдалле. Таким образом, значительно облегчив процесс преемственности власти в королевстве и дав понять, что Саудовская Аравия и дальше будет развиваться по тому пути, который определил его отец, основатель государства Абдель Азиз Аль Сауд.

Мало кто знает, что своим названием королевство обязано династии Саудитов, потомком которой и был скончавшийся король. Но еще меньше известно о том, что Фахд являлся не просто королем Саудовской Аравии. С 1986 года он изменил обращение "Ваше величество" на официальный титул "Хранителя двух священных городов - Мекки и Медины".

Входивший в тройку самых богатых людей мира, Фахд ибн Абдель Азиз Аль Сауд родился в Эр-Рияде в 1923 году. В Мекке прошло его первое знакомство с основами ислама. Фахд учился в частной школе для членов королевской семьи. А свою карьеру начал в МИДе. Занимал посты министра образования, министра внутренних дел. Возглавлял высший совет национальной безопасности, высший совет по делам нефти, высший совет по вопросам образования Саудовской Аравии. В марте 1975 года после смерти короля Фейсала и прихода к власти его сводного брата, короля Халеда Фахд объявили наследным принцем. На монарший трон после смерти короля Халеда в 1982 году он, как раз в силу специфики наследственности, пересел из кресла второго вице-премьера Саудовской Аравии. Фахд одновременно возглавил правительство страны, стал Главнокомандующим вооруженными силами и Верховным судьей. У короля было три жены и тринадцать детей: 6 сыновей и 7 дочерей.

В полной мере представить масштаб этой утраты можно, зная то, каким авторитетом пользовался Фахд в Саудовской Аравии и арабском мире. Именно при Фахде Саудовская Аравиия стала крупнейшим в мире производителем "черного золота". К слову, известие о смерти короля вызвало резкий рост цен на нефть в мире. В то время, как Фахд последние годы выступал сторонником политики сдерживания цен на нефть.

Именно при Фахде самое большое по площади государство Персидского залива превратилось в настоящий региональный политический "колосс", без учета мнения которого не принималось ни одно из ключевых решений в арабском мире. Во многом благодаря его личному участию в саудовском городе Эт-Таиф был подписан договор, положивший конец гражданской войне в Ливане. В 1991 году он был назван самым выдающимся арабским политическим деятелем, в 1995 году признан "человеком ислама". Король был награжден высшим палестинским орденом "Звездой почета" за вклад в решение палестинской проблемы.

В последние годы из-за тяжелой болезни Фахд не выезжал за рубеж и практически не занимался внешней политикой страны, целиком отдав ее на попечение принца Абдаллы. Вместе с тем, он не упускал из поля зрения внутренние проблемы государства.

В Саудовской Аравии существуют свои "подводные" политические потоки, в свое время умело "разруливаемые" королем Фахдом. Еще год назад западная пресса, ссылаясь на источники, близкие к саудовской оппозиции в Лондоне, сообщила, что в случае смерти короля Фахда не исключена серьезная борьба за власть - против правящей династии Саудитов.

Впрочем, за несколько дней до смерти короля один из самых могущественных политиков Саудовской Аравии был отправлен в долгосрочную командировку за океан. Принц Турки аль-Фейсал, создатель и многолетний руководитель саудовских спецслужб, брат главы МИДа принца Сауда аль-Фейсала, был назначен послом королевства в США. Некоторые аналитики полагают, что за этим решением вполне может стоять желание Абдаллы, согласованное с королем, на некоторое время попросту "отдалить от королевских палат" человека, пользующегося колоссальным влиянием в силовых структурах страны. Тем более в период политической сумятицы, неизбежно вызванной смертью монарха, единолично державшего в своих руках бразды управления королевством.

Кстати

Абдалла имеет репутацию умеренного и адекватного политика. При нем в стране были проведены первые муниципальные выборы, расширены состав и полномочия в Маджлис аль-Шура - саудовский аналог парламента. В прошлом году он пытался разрешить женщинам водить автомобиль.

Похожие статьи