Портрет толерантной личности. Психологический портрет толерантной личности. Опросник Бойко В.В., академик, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, профессор, доктор психологических наук

  • учитель биологии
  • МБОУ «Школа № 54»
  • г.Прокопьевска
  • Кемеровской области
  • Материал к классному часу по толерантности
  • Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, т.к. каждый человек в своей жизни совершает как те, так и другие поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
  • Толерантность – это
  • терпение
  • сотрудничество, дух партнерства
  • отказ от доминирования, причинения кому-либо вреда
  • терпимость к чужому мнению
  • признание своего равенства с другими.
  • Основные черты толерантной личности:
  • Расположенность к другим людям
  • Снисходительность
  • Терпение
  • Чувство юмора
  • Чуткость
  • Доверие
  • Альтруизм
  • Терпимость к различиям
  • Умение владеть собой
  • Доброжелательность
  • Умение не осуждать других
  • Гуманизм
  • Умение слушать собеседника
  • Любознательность
  • Способность к сопереживанию
ОТЛИЧИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ОТ ИНТОЛЕРАНТНОЙ СЛЕДУЩИЕ:
  • Знание самого себя
  • Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях обвинить окружающих.
  • Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
  • Защищенность
  • Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится инстинктов, чувств, живет с постоянным ощущением угрозы для себя.
  • Толерантный
  • человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
  • Ответственность
  • Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне.
  • Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
  • Потребность в определении
  • Интолерантные люди делят мир на две части – черную и белую. Для них нет полутонов. Есть только два сорта людей – хорошие и плохие. Они делают акцент на различия между своими и чужими. Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет.
  • Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  • Ориентация на себя – ориентация на других
  • Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих, им не нужно за кого-то прятаться.
  • Способность к эмпатии
  • Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Эмпатия (сопереживание) – черта толерантной личности.
ЧУВСТВО ЮМОРА
  • Это важная черта толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками.
  • Авторитаризм
  • Для интолерантной личности важна общественная иерархия.
  • Таким образом, существует 2 пути развития личности:
  • Интолерантный – характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.
  • Толерантный – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ
  • Возьмите чашу терпения,
  • Влейте в неё полное сердце любви,
  • Добавьте две горсти щедрости,
  • Посыпьте добротой,
  • Плесните немного юмора,
  • Добавьте как можно больше веры.
  • Всё это хорошо перемешайте.
  • Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни,
  • Предлагайте каждому, кого встретите на своём пути!
  • Использованная литература:
  • Толерантность.С. Г. Ильинская: Праксис, 2007г.
  • Интернет- ресурсы:
  • 1. http://informpskov.ru/
  • 2. http://www.murzilka.org/
  • 3.http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti
  • 4. http://img-fotki.yandex.ru
  • 5. http://www.spas-extreme.ru/upload/iblock

Кахраманова Оксана Владимировна,педагог-психолог

КГУСШ № 42,г.Петропавловск,СКО

Психологическое мероприятие для старшеклассников

«Что такое толерантная личность?»

Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.

Подготовка к мероприятию: проводится тест «Уровень конфликтности личности» и его анализ (см. дополнительный материал).

Эпиграф на доске:

Если ты горяч, как чайник,

Или вспыльчив, как ковер,

Попроси, чтоб остудили

Или выбили тебя.

Г. Остер

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

Психолог. Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия (обращается к плакату):

Т – терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О – отказ от причинения вреда и насилия;

Л – лучшее качество человека;

Е – единство, взаимопонимание, дружба;

Р – равноправие народов и рас;

А – альтруизм;

Н – небезразличие к окружающим людям;

Т – творческое общение;

Н – наш мир;

О – ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С – соблюдение прав человека;

Т – терпимость к различиям;

Ь – чуткость и снисходительность.

  1. Лекция-беседа о толерантности

Психолог . Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий

(по Г. Оллпорту) довольно много.

  1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолеран-тные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «я – идеальный» (представление о том, каким я хотел бы стать) и «я – реальный» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но потенциал саморазвития у них выше.
  2. Защищенность . Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения, боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
  3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
  4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  5. Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. к. им не нужно за кого-то прятаться.
  6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.

  1. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.
  2. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные – имена ученых, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке и власти.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

III. Практическая часть

Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее

Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Процедура проведения: каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем (комплимент), а тот соглашается с ним, произнося слова: «Да, а еще я…», и говорит что-то хорошее о себе.

Упражнение 2. Волшебная лавка

Задача: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью.

Процедура проведения: ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи (таблички с названиями висят на доске): терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько вещей, которых у него нет. В качестве платы продавец просит взамен то, что у этого человека имеется в избытке. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Покупатель в качестве оплаты предлагает чувство юмора, которого у него в избытке.

Упражнение 3. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Правило 5. Переформулируйте аргументы оппонента, переведите их на понятный вам язык, выделяя главное.

Правило 6. Проявляйте достаточную активность, сохраняя при этом спокойный эмоциональный тон общения.

Участники объединяются в пары: один выступает в роли обиженного, другой – в роли обидчика. Участники разыгрывают предложенные ситуации. Используя предложенные правила, обиженный пытается достойно выйти из ситуации.

Примеры ситуаций для разыгрывания

  1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Как ему поступить?
  2. Вы поделились секретом со своим лучшим другом, а позже узнали, что он рассказал обо всем знакомым. Как вы себя поведете?
  3. Мама не отпускает вас на улицу, а друзья уже ждут. Вы им давно обещали помочь. Как вы поступите?
  4. Вас несправедливо наказал учитель и вызывает родителей в школу. Какой будет ваша реакция?

Образец. Ситуация 1

1 – Начните разговор с конкретного описания ситуации, которая вас не устраивает: «Когда мама накричала на меня при друзьях…»

  1. Выразите чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам: «…я почувствовал себя неудобно».
  2. Скажите человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложите ему другой вариант поведения, устраивающий вас: «Пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей…»
  3. Скажите, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение: «.. .тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

В процессе обсуждения участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным. Группа приходит к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать другую сторону, с уважением относиться к иной точке зрения.

Упражнение 4. Датский бокс

Задача: научить конструктивно выражать агрессию при отстаивании интересов в споре.

Процедура проведения: участники разбиваются на пары и встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак, отогнув большой палец, и прижимают его к кулаку своего партнера. Стоят так, словно привязаны друг к другу. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх, затем начинают бокс. Побеждает тот, чей большой палец прикоснулся к руке партнера хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд. IV. Подведение итогов беседы

Психолог. В заключение нашей беседы мне хотелось бы прочитать вам советы известного педагога В.А. Сухомлинского. Надеюсь, они помогут вам в жизни правильно строить взаимоотношения с другими людьми.

Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – это очень важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и не выставляй напоказ перед ним свое счастье и благополучие. Скромность и мера в радости и благополучии – очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Дополнительный материал

Тест «Уровень конфликтности личности»

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

б) когда как;

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

б) ответить затрудняюсь;

  1. Кто вы в большей степени?

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

б) периодически;

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач, какое состояние для вас характерно?

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

б) скорее всего, да;

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

б) скорее всего, да;

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпимость критики других.

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый;

в) генератор идей.

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью;

б) с бюрократизмом;

в) с эгоизмом.

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности объективно;

в) переоцениваю свои способности.

  1. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) излишняя инициатива;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования . Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А 1 3 1 3 3 2 3 3 2 3 2 3 2 1
Б 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2
В 3 1 2 1 1 1 1 1 3 2 3 1 3 3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов – очень низкий; 18-20 баллов - низкий;

21-23 балла – ниже среднего;

24-26 баллов – ближе к среднему;

17-29 баллов - средний;

30-32 балла – выше среднего;

33-35 баллов – выше среднего;

36-38 баллов – высокий;

39-42 балла – очень высокий.

Цель:

  • дать определение толерантности;
  • определить качества толерантного человека;
  • содействовать воспитанию у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям.

Форма проведения: проектная деятельность.

Ход занятия.

Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш сибирский городок. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Как вы его понимаете?

Определение толерантности

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. (снимают определения с информационного поля, прикрепляют к плакату)

В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Смысловая поддержка

Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Передайте эти мысли своими словами.

Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.

Образ толерантности (работа в группах)

Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать фотографии, мягкие игрушки.

После выполнения задания каждая группа защищает свой образ толерантности.

Ученики рассматривают свои плакаты, высказывают свое мнение.

- На земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь договариваться между собой.

Качества толерантности (работа в группах)

Образ толерантности мы составили. Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1 : снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт 4 : поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат.

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.

Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе. А напоследок вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.
-Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
-Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.

В конце занятия должен появиться проект.

«Я не толерантен – мне не все равно», – звучат строки из песни небезызвестного отечественного музыканта. Не могу не согласиться. Толерантность – не синоним равнодушию. Толерантность предполагает умение и способность уважать, принимать и признавать права других людей, их интересы, вкусы, свободу. Но нельзя быть толерантным к таким понятиям, как агрессия, насилие, жестокость.

Общечеловеческими ценностями являются жизнь, свобода, здоровье, семья. Но имеет ли право на жизнь тот, кто разрушает или забирает другие жизни? Где проходит граница толерантности? Есть ли она? Как ее найти? Давайте разберемся.

Термин «толерантность» заимствован из медицины, где он значит привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости, снижение защитной функции. Например, в контексте рассмотрения проблемы алкоголизма используется понятие «рост толерантности организма к алкоголю» – повышение дозы, переносимой организмом без тяжелых последствий. То есть ослабление реакций иммунитета на какой-то агрессор.

В медицине постоянный рост толерантности неизбежно ведет живой организм к смерти из-за полностью утраченной способности бороться с раздражителями, вырабатывать защитные антитела. Дословно «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, привыкать».

С медициной все ясно: толерантность не сулит ничего хорошего, это плохое явление. А что говорит на этот счет психология? Почему мы так любим воспитывать толерантность в детях и что вкладываем в это понятие? В психологии и социологии под толерантностью подразумевается терпимость к иному образу жизни, иным людей, иному мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, привычкам, вере. «Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.

На современном этапе развития общества толерантность трактуется уже не так однозначно:

  • Умение смиряться с неприятными, расхожими с нашими, убеждениями и поступками других людей.
  • Психологическая устойчивость в .
  • Признание, уважение, понимание и принятие культурного многообразия общества, индивидуально-личностных особенностей людей (классическое представление о толерантности в рамках множества наций, культур, вер, здоровья и так далее).
  • Терпимость ко всему, что происходит в обществе.
  • «Это его жизнь. Пусть делает, что хочет. Меня не трогает и ладно».

К сожалению, толерантность в современном представлении все больше подбирается к термину «равнодушие» (снижение или полное исчезновение эмоционального и поведенческого психического реагирования на внешние неблагоприятные факторы). Мы настолько хорошо научились признавать права других людей, принимать любой образ жизни, что стали толерантны к маньякам, алкоголикам, дракам под окнами дома, бродяжничеству детей, хамству, хулиганству.

Я понимаю, что своя жизнь всегда дороже. Тем более, как правило, она связана еще с несколькими жизнями. Но на мой взгляд, медицинское представление о толерантности применимо теперь и в психологии. Что интересно, даже в официальных документах федерального и национального уровня в последнее время встречается замена термина «толерантность» на термин «терпимость». Не опасно ли быть толерантным?

Виды и уровни толерантности

Толерантность может быть:

  • политической;
  • гендерной;
  • педагогической (уровень образования, интеллектуального развития);
  • возрастной (но «он же ребенок» не оправдание жестокости);
  • религиозной;
  • по отношению к людям с особыми потребностями.

Вспомните, с какой легкостью дети заводят знакомства (им не важен возраст, пол, раса, статус), конечно, если родители не успели внушить ребенку разницу. Почему это происходит? С рождения нам всем дана способность к толерантности, так называемая натуральная толерантность, но с возрастом мы ее утрачиваем. Такая особенность связана с функционированием психики в раннем возрасте: ребенок не отделяет себя от внешнего мира.

Среди уровней толерантности можно выделить:

  1. Личностная толерантность. Подразумевает широкое мировосприятие, уважение и понимание ценности права каждого человека реализовывать свой потенциал любым путем.
  2. Социальная толерантность. Создание личностью соответствующего круга общения, разделяющего ее взгляды на толерантность и поддерживающего общественный баланс. Внутренние убеждения переходят в систему поведения, направляют активность личности.
  3. Моральная толерантность. Человек учится сдерживать свои эмоции и поведение в ситуации, когда этого требуют общественные нормы или внутренние убеждения, несмотря на негативно раздражающие внешние условия. Помогает в этом мудрость, логика и саморегуляция. Противодействовать можно, но социально приемлемым путем, а не уподобляясь внешним раздражителям.
  4. Нравственная толерантность. Человек старается войти в положение другого («внешнего раздражителя»), понять мотивы его поведения. Если это удается, то самоконтроль приобретает внутреннюю базу, а не условное следование нормам. Предыдущий уровень помогает избегать (трудных ситуаций), а этот уровень позволяет разрешать конфликты, находить точки соприкосновения («Я тебя понимаю, но и ты меня пойми»).

Толерантность бывает низкой (раздражение от всего мира), средней (терпение к достоинствам и недостатка некоторых людей, стремление к общению), высокой (полное принятие тех, с кем человек общается, удовольствие от общения, комфорт от жизни). Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда мы ненавидим и не понимаем все вокруг, то нас «все бесит» – какое уж тут удовольствие. Когда мы слепо принимаем все, то можем лишить себя комфорта, создавая опасные условия вокруг, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению мы живем счастливо, в ладу и комфорте с собой, обществом.

Таким образом, быть толерантным – это хотеть понять, разобраться, найти общие точки с другим человеком; интерес к неизвестному. И только в процессе анализа человек решает: принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Хороший пример толерантности – стремление понять традиции других культур, интерес к обычаям, сравнение со своей культурой.

Нужна ли толерантность

На мой взгляд, нужно быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Да, мы должны признавать права других культур и наций, особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы не должны быть терпимы к безусловному злу. Под этим я подразумеваю любой образ жизни, мешающий другим людям и самой , то есть асоциальный образ жизни.

И да, нужно быть устойчивым к трудностям жизни, но нельзя быть терпимым. Нужно занимать активную толерантную позицию, если так можно выразиться:

  • У нас не должна отсутствовать реакция на что-то противоречащее нормам общества или нашим личным убеждениям.
  • Полная толерантность – это смерть, в нашем случае – моральная, нравственная, психологическая. В отдельных случаях, возможно, и физическая смерть.
  • Толерантностью можно добиться того, что человек совсем перестанет противостоять внешним раздражителям, а будет слепо вбирать в себя, принимать в свой все, что ему дают, или регулярно занижать необходимые условия жизни. Это мы и наблюдаем в современном обществе.

В технических науках «толерантность» значит «допустимое отклонение, не влияющее на функциональность и ценность». Думаю, это и можно взять на вооружение. «Ты никого этим не удивишь» – назвала бы я основную мысль нашего общества. Потому и предлагаю рассматривать толерантность как допустимое, не влияющее на функциональность, отклонение: делай с собой что хочешь, но так, что бы это не лишало тебя личностной ценности, общественной значимости и не мешало обществу. Мы уже не реагируем на татуировки, пирсинг, экстремальные развлечения. Это всего лишь оболочка. Куда важнее толерантность к внутреннему миру людей.

Мы стали настолько открыты всему новому, что забыли об избирательности. Нельзя принимать все, что встает на твоем пути. Нужно анализировать, нужно иметь устойчивую систему ценностей и взглядов. Нужно выстраивать личностные границы. Должно быть что-то, что вы никогда не примите в людях. Но речь ни в коем случае не о нации, вере или особенностях здоровья, речь о личностных качествах.

Например, я не приемлю оскорбления и крики. В моем доме их нет и не будет, иначе из него уйду я. В моем окружении нет людей, которые питаются этим. Во-первых, я не приемлю это, а значит, так не веду себя, во-вторых, пресекаются попытки или отсекаются люди. Кто-то расценит такую позицию как холодность или грубость. Будем толерантны: у каждого есть право на свое мнение. Но с человеком, для которого ценность и норма жизни – оскорбления, нам не по пути. «Я толерантен, но мне не все равно» – перефразирую мысль, с которой начала эту статью:

  • Я не толерантна к тем, кто обижает животных, но я толерантна к психическим особенностям этих людей и их детства или педагогической запущенности.
  • Я смогла бы понять и принять их боль, но не последствия и не нежелание бороться со своими проблемами.

Быть толерантным и быть терпимым, равнодушным – это разные вещи. Примеры можно продолжать до бесконечности. Например, нужно быть толерантным к вкусовым предпочтениям в музыке (кто-то слушает рок, кто-то классику, кто-то реп). Не важно, какой жанр дарит человеку внутреннюю гармонию, если он не влияет на социальное поведение, то почему бы нет. Можно не понимать, как это слушают, но просто принять. А вот если музыка орет под окнами и не дает спать, то тут уже совсем не важно, что это за жанр, важно асоциальное поведение людей. Тут о принятии не может идти речь, ибо в этом контексте оно рождает вседозволенность.

Как быть толерантным

Если ваша проблема в классическом представлении толерантности, то есть вы не умеете признавать права других людей на жизнь, веру, стиль музыки, нацию и так далее, то вот несколько советов о том, как быть толерантным:

  1. Толерантность формируется как . Чем чаще мы чему-то подвергаемся и одинаково реагируем на раздражитель, тем крепче в нашем сознании, а затем подсознании фиксируется этот стереотип поведения.
  2. В каждом человеке при детальном анализе можно найти следы множества рас. Тесты эти, конечно, дорогие, но как альтернативу им можно найти книги, статьи, видео по этой теме. Гены, народности, расы и нации настолько смешались, что невозможно найти 100 % русского человека или турка, немца, украинца. Начните с себя.
  3. Осознайте, что толерантность нужна вам, а не кому-то другому. Она обеспечивает психологически комфортную жизнь. Вы не сможете изменить весь мир так, как это нужно вам. Так не проще ли для собственного душевного благополучия принять особенности других людей?
  4. Был ли бы наш мир таким же, если бы все люди были одинаковыми? Нет. Люди, создающие историю, уникальны. Среди них немало людей с особыми потребностями здоровья (Стивен Хокинг, Людвиг ван Бетховен, Алексей Маресьев) или разных наций (известный и непревзойденный педагог Шалва Амонашвили). Про страны и нации можно говорить бесконечно. Например, множество зарубежных теорий легли в основу отечественной психологии. У науки, а значит, и жизни нет понятия «наши» и «ваши». Есть понятие общего прогресса, сознания, опыта, культуры. Займитесь изучением литературы, особенно научных изданий, истории. Осознайте ценность «разношерстного» общества.
  5. . Именно она помогает понимать других людей, вставать на их место, сравнивать себя с ними.
  6. Росту толерантности способствует личное общение с иными людьми, проживание в другой стране, работа в коллективе. Самое сложное – заставить себя вступить в такие группы, познакомиться с иными людьми, заслужить их расположение и положительно зарекомендовать себя. Сначала придется надеяться только на моральную толерантность и , но чем больше вы будете проводить время в условиях неизвестного и непонятного, тем проще это будет удаваться, а толерантность плавно перейдет на нравственный уровень.
  7. Не исключено, что вы просто с людьми и грешите . Тогда нужно бороться с этим.
  8. Избавляйтесь от стереотипов, предрассудков. Сами получайте и обрабатывайте информацию о других людях. Наш уровень толерантности определяется и средой, в которой мы выросли. Если во взрослом возрасте мы замечаем пробоину в этом месте, то приходится начинать все с начала посредством самовоспитания.
  9. Не критикуйте, а интересуйтесь. Возьмите за правило не судить, не разобравшись, не задав вопрос «почему?».
  10. Принятие других начинается с . Возможно, вас в детстве не принимали, а во взрослости вы не может принять себя.

Итак, толерантный человек:

  • Знает себя, адекватно оценивает себя и окружающих людей, свои достоинства и недостатки, умеет их признавать, принимать, а при необходимости – исправлять.
  • и уверен в собственных силах. Знает, что справится с любыми трудностями.
  • Несет ответственность за свою жизнь, поступки и их последствия. Не перекладывает ответственность на других людей или обстоятельства.
  • Стремится к самореализации в работе, обществе, творчестве, то есть всех аспектах жизни.
  • Имеет развитое .

В то время как человек, не отличающийся толерантностью:

  • В себе видит достоинства, а в других только недостатки. Обвиняет людей за это.
  • , . Постоянно пребывает в чувстве , боится самого себя, мира, окружения (хоть и не всегда это осознает, признает).
  • Перекладывает с себя ответственность за неудачи.
  • Безынициативен, пассивен, не стремится к самореализации.
  • Болезненно реагирует на шутки, особенно в свой адрес. Сам использует черный юмор.

Очевидно, что прийти к толерантности можно только через самопознание и саморазвитие, а также с помощью активного практического взаимодействия с миром.

Тренинг на развитие толерантности

Предлагаю вашему вниманию тренинг Е. С. Арбузовой на развитие толерантности. Упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Подойдут они для взрослых и старших подростков. Рекомендуется проводить тренинг в группе.

«Приветствие»

Участникам тренинга предлагается здороваться друг с другом так, как это принято в разных странах. Например, рукопожатие и взгляд глаза в глаза из Германии, трение носами от эскимосов и так далее.

«Что в имени моем»

Это упражнение позволит нестандартно взглянуть на самого себя и научит общаться с другими. На листе нужно написать свое имя, но задом наперед. Теперь на каждую букву нужно подобрать слово, но так, чтобы вместе получилось какое-то напутствие, послание. Если букв в имени не хватает, то можно попросить у кого-то лишнюю букву. Но нельзя просить конкретную, нужно брать ту, что дают.

«Телеграмма»

Желательно проводить упражнение в группах минимум по 6 человек. В каждой группе записываются инициалы участников (имя и фамилия). Задача – составить послание из всех инициалов.

«Презентация»

Участники разбиваются на пары. Задача – пообщаться друг с другом, после чего представить (презентовать, описать, рассказать) своего партнера по общению.

Альтернативный вариант – сначала один участник пары рассказывает историю про выдуманного героя со своим реальным именем. Потом партнер старается угадать реальные факты о предыдущем рассказчике. Предположить, как тот видит мир, что для него ценно, что его тревожит и так далее. Наши фантазии, выдуманные истории точнее всего передают актуальное состояние внутреннего мира. Хотим мы того или нет, но подсознание возьмет бразды правления. Особенно, когда у героя сказки имя такое же, как у нас. Так что остается лишь слушать внимательно собеседника.

«Детектив»

Упражнение проводится в парах. Участникам запрещено разговаривать. Разрешено лишь показать друг другу 6 (больше или меньше) личных предметов. Задача второго участника пары – составить описание личности его партнера по этим предметам. Партнер опровергает или подтверждает утверждения.

«Опиши меня»

Участники в парах общаются друг с другом в течение 5 минут. После этого отворачиваются друг от друга и пишут мини-статью (описание), где фиксируют внешние, индивидуально-личностные, поведенческие особенности партнера. Партнер опровергает или подтверждает утверждения. Упражнение развивает наблюдательность, интуицию, память, эмпатию; улучшает взаимоотношения, взаимопонимание участников.

«Солнце светит для тех, кто …»

Один из участников выходит в центр круга и говорит «Солнце светит для тех, кто …» (называет свое достоинство или недостаток, пристрастие, симпатию или антипатию и так далее). Если в группе кто-то находится с таким же утверждением, то он выходит в круг и произносит свое утверждение. В конце проводится рефлексия (что стало неожиданностью, что между нами общего, рад ли я этому).

Альтернативный вариант: участник называет факт про себя, но в форме «те, у кого есть сестра, хлопнут в ладоши». Хлопает сам и смотрит, у кого еще есть сестры. Утверждения могут быть самыми разными, как и последующие действия. Цель – лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, принять недостатки, подчеркнуть достоинства.

«Правда и ложь»

Каждый участник пишет на бумаге 3 утверждения про себя (два правдивы, одно – ложное). Задача других участников – отгадать, что является ложью.

Упражнений на развитие толерантности существует множество. Можно даже самим придумывать. Как видите, их основа одна: подчеркнуть сходства, найти и понять прелесть различий, научиться понимать других, принять себя и других.

Толерантность (здоровая, адекватная) – признак зрелой личности. Именно умение отделить терпимость (равнодушие) от толерантности (избирательность, уважение, понимание, принятие) и нужно в себе воспитывать. В противном случае личный уровень притязаний может упасть настолько низко, что сам человек не заметит, как окажется на социальном дне. Нельзя всегда терпеть, нужно бороться за свое и комфорт.

Толерантность обуславливает сотрудничество, взаимодействие людей, комфортное и продуктивное сосуществование, жизнь в одном обществе. Нельзя подменять понятие толерантности терминами «равнодушие», «жалость», «принуждение», «чувство долга». Толерантным нужно быть осознанно, не приравнивая это к манипуляциям или показухе.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет толерантное отношение к людям. Вы узнаете значение данного понятия. Вам станет известно, кем является толерантная личность. Выясните, в чем ценность толерантности. Сможете узнать, какие виды данного определения существуют. Вам станет известно, чем это понятие отличается от интолерантности.

Общие сведения

Толерантностью называется правильное отношение к поведению, мировоззрению и мнению других людей. С данным определением часто сравнивают терпимость, терпеливость и принятие. Толерантный человек — это индивид, имеющий моральные и духовные качества и ценности. Пример ситуации, обратной толерантности — это случай, когда малыш пытается отстоять личные интересы, наплевав на мнение других людей, применяет силу, пытаясь решить конфликты.

Например, толерантным будет отношение к образу жизни определенного племени из Африки, с учетом отказа людей от цивилизации. Но нельзя быть терпимым к каннибализму, который у них процветает. Толерантностью называют доброжелательный настрой, направленный на определенное явление, если оно не противоречит общечеловеческой морали.

От терпимости отдельно взятого индивидуума зависит моральное развитие целого общества и его культура.

Есть приверженцы толерантности, а есть и те, кто видят в данном понятии негатив.

К положительным сторонам данного явления относят:

  • преодоление способствует развитию коммуникативных навыков;
  • индивид приобретает гуманность, учиться понимать других членов общества;
  • повышение личностного роста и общественного развития;
  • помогает правильно относиться к другим личностям, понимать их взгляды.

К положительным примерам относят:

  • вариант с религиозной толерантностью, например, когда христианин общается с мусульманином, собеседники выслушивают мнение каждого;
  • общение людей, имеющих различные политические взгляды, когда они не пытаются привить собеседнику собственную точку зрения, готовы признавать его правоту.

Что примечательно, чем культурнее личность, тем более высокая толерантность у нее наблюдается.

Люди, которые видят в толерантности отрицательные стороны, рассматривают следующие моменты:

  • в мире современных технологий настоящие ценности заменяются подставными;
  • индивид может держаться на расстоянии от людей, имеющих иные взгляды;
  • в настоящее время проблемы не решаются, вместо этого демонстративно декламируется лицемерие и уважение прав других культур, наций, вероисповедания;
  • разрушение традиционного уклада, подмена значения терпимости;
  • некоторые личности при помощи толерантности манипулируют человеческим сознанием;
  • грань между терпимостью и рабским терпением, которая наносит ущерб человеческой личности, очень тонка.

Негативное проявление толерантности — переселение людей из нецивилизованных стран в высокоразвитые города Европы. Они пришли с низкими ценностями, со своими взглядами. Требуют, чтобы к ним толерантно относились, при этом совершенно не воспринимают ценности и традиции страны, в которой живут.

Классификация

Рассматривая социологический тип, выделяют определенные виды:

  • образовательный — одинаковое отношение ко всем, без учета наличия высшего образования;
  • расовый — терпимое отношение к иной расе;
  • религиозный — принятие людей, имеющих другое вероисповедание;
  • политический — нетерпимое отношение к различным политическим течениям;
  • гендерный — правильное отношение к противоположному полу;
  • терпимость по отношению к инвалидам;
  • национальный — терпимость к представителям другой национальности;
  • сексуально-ориентационный — принятие людей с нетрадиционной ориентацией, терпимое отношение к ним;
  • межклассовый — уважительное отношение ко всем без учета их финансового благосостояния.

В психологии рассматривают три вида толерантности.

  1. Условный, также называют моральным видом. Подразумевают агрессию отсроченного действия. Случай, когда индивид якобы соглашается с тем, что происходит вокруг. Однако, внутри себя ощущает сильную злость и недовольство.
  2. Естественный вид. Характерен для детей, которые могут одинаково, без предвзятости относиться к разным взрослым, в том числе и к своим родителям.
  3. Нравственный тип. Осознанное восприятие реального мира.

Человек может рассматриваться, как личность, выделяя коммуникативную толерантность, которая делится на четыре типа.

  1. Типологический. То, как индивид относится к определенным группам людей, например, к тем, кто имеет нетрадиционную ориентацию, другие политические взгляды или инвалидность.
  2. Ситуативный тип, который представляет собой отношение к определенным людям. Например, о высоком уровне толерантности свидетельствует фраза «мне так легко с ней общаться», о среднем – «иногда ее так трудно понять», о низком уровне – «она меня ужасно бесит».
  3. Профессиональный тип, который представляет собой отношение определенного индивида к людям, с кем он вынужден общаться по долгу своей службы, например, к ученикам, пациентам, коллегам, клиентам.
  4. Общий тип, который представляет собой соединение всех предыдущих видов, является коммуникативной терпимостью.

Отличия толерантности от интолерантности

На то, что рядом оказалась действительно толерантная особа, могут указывать определенные доводы.

  1. Толерантный индивидуум открыт для общения с людьми, он любознателен, может прийти на помощь. Интолерантная личность не способна переживать за других, не проявляет к ним сострадание.
  2. Умение смеяться над своими недостатками указывает на толерантную личность. Такая особа адекватно реагирует на шутки, а также на критические высказывания.
  3. Несмотря на проблемы современности, в частности терроризм, разгул преступности, толерантная особа чувствует себя защищенной в обществе. Тогда, как интолерантные люди во всем видят реальную угрозу.
  4. Толерантная личность всему дает адекватную оценку, знает свои недостатки, стремиться их исправить. Он определяет необходимость во внутренней гармонии . Интолерантная личность обвиняет в своих бедах всех окружающих, превозносит свои достижения.
  5. Толерантный индивид не будет убеждать собеседника в своей правоте, но сохранит и свое мнение. Интолерантная особа является по сути диктатором. Ей важно, чтоб другие люди подчинялись ее стремлением и понятиям.
  6. Толерантные индивидуумы не бояться брать на себя ответственность. Они ищут реальный смысл и истинные причины. Они не боятся нести ответственность за собственные поступки, а также за чужие действия.

Теперь Вы знаете, что собой представляет толерантный мужчина или женщина. Данное понятие включает в себя терпимость, уважение к человеческому достоинству, ко мнению другого индивида, сострадание, стремление к равноправию и партнерству, милосердие. Данное определение нельзя ставить на один уровень с равнодушием. Тут речь не идет о безразличном отношении к поведению другой особы, а о возможности воспринимать образ жизни другого человека, который отличается от его собственного, при этом не осуждать его.

Похожие статьи