План - конспект урока по окружающему миру «природные богатства и труд людей - основа экономики», фгос. Тема урока: Животные леса

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

ТЕМА:
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ -
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.

Цели: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты : научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека

Оборудование : схема «Потребности», тест, диск, презентация, коллекция «Полезные ископаемые»

Ход урока.

Организационный момент.

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
- Как, ребятушки, живёте?
- Как здоровье, как животик?
- Одолела вас дремота?
- Шевельнуться неохота?
- Всем командую: “Подъём!”
- Мы уроки проведём.

I I . Проверка домашнего задания.

С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

Вспомним, что такое экономика? (Экономика - это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

Какие бывают потребности?

Демонстрирует схему:

Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека - главная цель экономики.)

«Все во имя человека, все для блага человека».

Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)

На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги.

III .Сообщение темы и целей урока.

1.Актуализация знаний

а) Беседа по презентации.

Что изображено на иллюстрациях? Слайд 1

(Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые)

А как это можно назвать одним словом?

(Природные богатства) слайд 2

б) А какая тема нашего урока?

(Природные богатства)

2. Объявление темы урока.

Тема нашего урока: «Природные богатства и труд людей - основа экономики» слайд 3

3. Объявление задач урока.

Сегодня на уроке вы узнаете:

Что такое природные богатства;

Какие бывают природные богатства;

Значение природных богатств

Что такое труд людей;

На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.

III. Изучение нового материала.

П риродные богатства - основа экономики.

Природные богатства. Слайд 4

а) Природные богатства - природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) слайд 5

Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.

Ветер - движение воздуха.

Какое значение имеет воздух?

(Воздух - ветер используется для выработки энергии)

Одним из природных богатств вы назвали воздух . Слайд 6

Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха - ветер - во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения - ветряные установки.

Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

Посмотрим, а была бы жизнь без воды . Слайд 7

Вода- прозрачная бесцветная жидкость.

Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

Природным богатством вы назвали почву . Слайд 8

Что такое почва?

Почва- это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля - наша кормилица.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз - два, раз - два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

Назовите полезные ископаемые . (коллекция «Полезные ископаемые») (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране ещё много залежей полезных ископаемых.)

Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

Какую же роль в экономике играет растительность ? Что даёт растение для экономики?

Растительность - один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. Слайд 9

Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, - из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. Слайд 10

А сейчас послушайте (включаю диск) Что нового вы здесь услышали?

2. Без капитала нет экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

Вторым фактором развития экономики является капитал - это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.

Физкультминутка для глаз

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» -

За окном у нас видна.

3. Труд людей - основа экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удаётся производить всё больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)

Последним фактором («китом») в экономике является труд .

Природные богатства сами по себе не обеспечивают человека товарами и услугами. Для того чтобы получить товар, нужно трудиться.

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной - работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые - физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Слайд 11

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а)Д а ; б) нет; в) не знаю; г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.

К опилка интересных фактов (сообщение учителя).

Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5-7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.

V . Рефлексия.

Закончить фразу:

Я не знал …, а теперь я знаю…

У меня не получалось …, а теперь получается…

Я не понимал …, а теперь понимаю слайд 12

VI . Домашнее задание

Стр. 42-45 пересказать слайд 13

V II . Итог урока.

С какой темой мы познакомились на уроке?

Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?(Природные?)

От чего зависит успех людей в экономике?

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А.А. Кулешова

Разработка плана-конспекта урока в 1 классе по курсу "Человек и мир"

Выполнила: студентка 3 курса "В" группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев, 2014 г.

Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: " Домашние животные зимой. Труд людей зимой".

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І. Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость - карточка зелёного цвета.

Неуверенность - карточка красного цвета.

Тревога - карточка синего цвета.

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер). Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

конспект урок охрана природа

1Игра "Рассели животных.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2. Открывается тема "Домашние животные"

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (Лошадка)

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий. (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

"+" - это я знал

"-" - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных " … "
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов." … "
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой." … "
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку." … "
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. "… "
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. "…"

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Корова

Часто коровы общаются друг с другом "мычанием". Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам - каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде - для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме:? →размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

ІV. Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра "Верно - неверно"

  1. Кролик живёт в лесу. "-"
  2. У коровы ребёнок - жеребёнок. "-"
  3. Коза даёт молоко. "+"
  4. Кролик любит косточку. "-"
  5. Собака ловит мышей. "-"
  6. Свинья любит купаться в грязи. "+"

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка - волка. Крупные и сильные овчарки - отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки - очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты - хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей - щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.

План-конспект урока по учебному предмету «Человек и мир» в 3 классе

Белозорова А.В. ,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 12 г. Орши»

На данном уроке учителем использованы компетентностно- ориентированные заданияи, что позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменить характер их работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учениками.

Деятельность учащихся обеспечена необходимым материалом (карточки с тестовыми заданиями, карточки с заданиями для групп), используется наглядность.

На этапе проверки домашнего задания организована самостоятельная работа, учащиеся выполняют тестовые задания, таким образом, используются индивидуальные и групповые формы работы. При проверке теста организован взаимный контроль. При изучении нового материала используются индивидуальные, фронтальные и групповые формы деятельности. Работа по новому материалу направлена на формирование у учащихся умения работать самостоятельно с учебной литературой, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

На уроке создавались жизненно важные для учащихся ситуации, которые в дальнейшем найдут отражение в их социальном опыте. В конце урока учащиеся рефлексируют свою учебную деятельность.

Тема : «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Цель: овладение учениками знаниями о значении сердца для организма человека, о роли здорового образа жизни в укреплении сердца.

Задачи:

организовать ситуации для

— формирования представления об органах кровообращения, их роли в жизни человека;

— осознания роли здорового образа жизни в укреплении сердца;

— развития рефлексивных способностей учащихся;

создать условия для

— усвоения знаний о способах увеличения работоспособности сердца;

— развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;

содействовать

— осознанию учащимися особой роли сердца в жизнедеятельности человека;

— осознанию роли здорового образа жизни и положительных эмоций для укрепления сердца человека;

— воспитанию доброты и гуманности в отношении к людям;

— формированию чувства восхищения удивительными способностями сердца.

Тип урока: комбинированный

(с использованием компетентностно-ориентированных заданий)

Название этап

слайда

Организационно-мотивационный этап

Друг к другу повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня

В нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня всё удастся,

Да. Непременно всё

Получится у нас.

И.Корчевская.

2

Стимул.

— Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым…»

— А как вы думаете, что делает человека счастливым? Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

— Да, действительно для того, чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым.

«Здоровый нищий счастливее больного короля».

— Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а для этого знать свой организм.

Усвоение материала по теме «Органы дыхания» и есть первая ступенька на пути к здоровью.

Задачная формулировка: выполни тестовые задания (приложение 1).

Источник: статья в учебнике.

3

4

5

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На прием к врачу пришёл пациент. Он жаловался на сильную боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку, или на спину в области лопатки.

— Как вы думаете, на какой орган человеческого тела жаловался пациент?

1. Практическая работа №1.

Прикоснись ладонью к груди с левой стороны.

Что ты чувствуешь?

Прощупай пульс на левой руке.

Что это за удары?

А что это за синие прожилки просвечиваются сквозь кожу на руке?

2. Определение темы и принятие задач урока.

— Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке.

— О чём бы вы хотели узнать, чему научиться сегодня на уроке?

(Ответы детей — целевые установки).

6

7

8

1. Знакомство со словарем темы.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы познакомимся с основными понятиями, которые необходимо усвоить: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения.

Стимул. Знаете ли вы значение этих слов? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам (приложение 2).

Задачная формулировка.

Источник: толковый словарь.

2. Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование.

Заполни 3-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

3. Самостоятельное изучение нового материала. Работа в группах.

Стимул.

1группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему (приложение 4 ).

Расскажите о роли крови в организме, используя схему.

Источник. Статья в учебнике. Стр.118-119, 1абзац.

Кровь - самая важная жидкая ткань твоего организма. В ней растворен особый сахар - глюкоза. Он служит «топливом» для твоих клеток. Его-то вместе с газом кислородом и разносит по всем закоулкам твоего тела кровь.

Без анализа крови порой сложно поставить точный диагноз, к тому же это часто помогает предупредить развитие многих заболеваний (например, диабета).

Чем может обернуться для человека потеря большого количества крови?

Сообщение о донорах.

Некоторые люди сдают свою кровь, которая может понадобиться тем, кто потерял много крови (например, в аварии).

2 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 2 ,3 абзацы, заполните схему (приложение 5 ).

Расскажите об органах кровообращения.

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 2 и 3 абзацы.

Кровеносная система организма -очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта- крупный сосуд. Затем он разделяется на сосуды помельче- артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры- тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды-вены.

Артерии выдерживают большое давление. В тех местах, где артерии лежат под кожей неглубоко, можно прощупать ритмичные расширения их стенок - пульс.

Точки измерения пульса.

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы (приложение 6 ).

Источник.

4. Дополнительная информация учителя (в руках муляж).

Сердце-это удивительный орган, который способен работать в течении всей жизни человека без остановки и ремонта. Размер сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. При сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении — отдыхает. Сердце разбито на две части: правую и левую.

Сердце имеет две половинки, которые разделены перегородкой, поэтому кровь не смешивается, а бежит по своей дорожке.

Сердце – мотор нашего организма. Мы живы, пока оно работает.

Эта сильная мышца заставляет кровь бежать по артериям и венам.

Пульс-количество ударов сердца в минуту.

Сердце выталкивает за 1 раз полстакана крови.

В минуту делает 70 – 80 ударов, прокачивая по всему

телу 5 литров крови. В сутки делает 100 тысяч ударов

и прокачивает 10.000 л крови. За год — 40 миллионов ударов

К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов.

На один удар оно затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр.

А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.

5. Практическая работа (фронтальная работа).

Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.

Практическая работа №2.

Измеряют пульс в спокойном состоянии.

Что произойдёт с пульсом после выполнения физических упражнений?

Измеряют после выполнения 15 приседаний.

Что произошло с пульсом?

Какой вывод можно сделать?

Пульс увеличился. Почему?

Количество ударов сердца увеличилось из-за нагрузки. Сердце стало работать учащённее, перегонять больше крови.

За одну минуту через сердце проходит более

5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое - твое работящее сердце!

У людей, занимающихся спортом, сердце хорошо развито. Они могут выполнять физическую работу, не уставая. У людей, которые не занимаются спортом, сердце более слабое. При физической нагрузке оно бьётся чаще. Человек быстро устаёт.

Что нужно делать для того, чтобы сердце было здоровым?

Работа в парах. Выбери 10 продуктов, которые «любит» сердце. Продукты, оказывающие положительное влияние на его работу.

Овощи, хлеб, мёд, чипсы, газированные напитки, орехи, соки, алкогольные напитки, каши, мясо, молочные продукты, фасоль, рыба.

Самооценка

9

10

11

12

13

14-16

17

18

19

20

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Работа в парах

Стимул.

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения (приложение 7 ).

Источник. Карточка с заданием

Надо тренировать сердце: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя!

Положительные эмоции.

Смех укрепляет сердце. Укрепляют сердце и хорошие поступки.

Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. Хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце.

А вот вредные привычки наносят сердцу непоправимый вред.

31-32

33

34

35

Работа в группах.

Стимул.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

Источник.

36

Этап контроля и самоконтроля

37-38

Стимул. Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Заполните 4-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Сравните ваши ответы. Все ли ответы совпадают?

Задачная формулировка.

Заполни 4 колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Инструмент проверки. Взаимооценка.

За каждый правильный ответ- 1балл.

За неправильный ответ-0 баллов.

Почему ответы на некоторые вопросы не совпали?

8.

Этап информации о домашнем задании

39

Подготовить памятку на тему «Программа здорового сердца».

Подведение итогов и рефлексия

Самооценка работы на уроке по таблице на слайде №40

Притча:

В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
-Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
-Ты возможно шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое – мешанина шрамов и слез!
-Да, – ответил старик, – твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше.

— Считаете ли вы. Что сердце старика было прекрасно? Почему?

— Почему сердце молодого человека стало более красивым, чем было, не смотря на то, что было в шрамах и ранах?

— Что же означает истинная красота?

40

41

42

Приложение 1

Этап проверки домашнего задания

Задачная формулировка: выполни тестовые задания.

Источник: статья в учебнике.

1. Закончи предложение .

Органы дыхания- нос, гортань,трахея, бронхи,___________________.

2. Дополни схему.

Значение дыхания

Снабжает организм____________________________

Удаляет вредные вещества и __________ _______________________________

_____________________________________

3. Закончи предложение

В носу воздух очищается от микробов, пыли, увлажняется и __________________________________________________________.

4. Найди правильные ответы.

Чтобы дышать чистым воздухом, надо:

а) регулярно проветривать помещения;

б) совершать прогулки по тротуарам вдоль улиц, где движется много транспорта;

в) регулярно делать влажную уборку в помещениях;

г) стараться гулять в парке, лесу, где растёт много деревьев.

5. Ответь на вопрос.

Почему полезно гулять в зимние солнечные и морозные дни?

Модельный ответ.

1. Лёгкие.

2. Кислородом. Углекислый газ.

3. Согревается.

4. А, в, г.

5. Нет возбудителей заболеваний.

Инструмент проверки.

Неправильный ответ0 баллов.

Правильный ответ-2 балла. Взаимооценка.

Приложение 2

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап изучения нового материала

Стимул. Знаете ли вы значение следующих понятий: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам.

Задачная формулировка.

1гр. Найди значение слова «кровь».

2гр. Найди значение слова «сердце».

3гр. Найди значение слова «кровообращение».

Источник: толковый словарь.

Инструмент проверки:

Принимал активное участие-2 балла.

Самооценка.

Кровь- обращающаяся в организме жидкость, обеспечивающая питание всех клеток обмен веществ.

Сердце- центральный орган кровеносной системы, обеспечивающий жизнедеятельность организма.

Символ переживаний, чувств, настроений человека.

Кровообращение-движение крови в организме.

Кровеносные сосуды- сосуды, по которым движется кровь в организме.

Приложение 3

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование

Предлагаю выяснить, что вам уже известно по данной теме.

Заполни 3-ю колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Утверждения

До изучения

После изучения

Сердце и кровеносные сосуды- это органы кровообращения.

Сердце двигает кровь по кровеносным сосудам.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и углекислый газ.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и уносит из организма углекислый газ, защищает от микробов.

Алкоголь и курение разрушают сердце, делают его больным.

От алкоголя и курения сердце становится более работоспособным

Потеря половины крови грозит человеку смертью.

9 .

Добрые дела и поступки укрепляют сердце.

Приложение 4

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Стимул. Ребята, сейчас перед вами стоит очень сложная задача, но вы с ней справитесь. Вам необходимо самостоятельно познакомиться с новым материалом и объяснить его своим одноклассникам.

1 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему.

Роль крови в организме

Сердце

Кровеносные сосуды

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Приложение 6

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Самостоятельное изучение нового материала

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы.

1)Что заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам?

2)Сколько ударов в минуту делает сердце у здорового человека?

3)Что означает количество ударов сердца?

4)С чем можно сравнить сердце?

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 4 абзац.

Модельный ответ.

1)Сердце.

2)70-80 ударов.

3)Сколько раз сердце наполнилось кровью и вытолкнуло её.

4)С насосом.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.

Приложение 7

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Стимул. Что же помогает сохранить сердце здоровым, а что наносит непоправимый вред?

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения.

С охранить сердце здоровым, физкультура, спорт, подвижные игры

укрепить помогают… курение, алкоголь

доброта, хорошее настроение, поло

Разрушают сердце, жительные эмоции

делают его больным… гнев, плохое настроение

физический труд

переедание, жирная пища

Источник. Карточка с заданием

Инструмент проверки. Самооценка.

Неправильный ответ-0 баллов.

Частично правильный ответ-1 балл.

Правильный ответ-2 балла.

Приложение 8

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Стимул.

К нам за помощью обратились мальчики Коля и Дима. Нужно помочь им разобраться в сложившейся ситуации и дать им советы.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

1гр. Почему Коля устал быстро? Почему у него появились боли в сердце?

2гр. Что можно сказать о Диме? Почему он почти не устал?

3 гр. Как выдумаете, у кого из мальчиков пульс был более частым

(увеличился больше)? Почему?

—Какой совет вы бы дали Коле?

Источник.

Два мальчика Коля и Дима помогали родителям на дачном участке. Коля очень быстро устал и стал себя плохо чувствовать. Появились боли в сердце. Дима работал с родителями долго и почти не устал.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.

Похожие статьи