Петровская табель о рангах способствовала. История создания табели о рангах российской империи. Чины Императорской Военно - медицинской Академии

Довольно часто в моей переписке возникает ситуация, когда человек пишет: "Мой прапрадед был офицером (или чиновником), а значит, наверняка дворянином". Поскольку это утверждение далеко не всегда правильно, настало время написать о "Табели о рангах", о том, кто имел право на дворянство, а кто нет. Тем более, что и вопрос актуальный, сейчас тоже собираются вводить что-то типа этой "табели". Государственная служба будет у нас делиться на государственную гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах, создадут единый реестр должностей, квалификационные разряды заменят на "классные чины". Сегодня у нас 15 квалификационных разрядов: от референта государственной службы до действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса. 19 воинских званий приравняют к 15-ти квалификационным разрядам госслужащих. Разница нивелируется тем, что единый квалификационный разряд получат все сержантские звания, а также звания прапорщиков. Но вернемся к прошлому:
Сначала можете посмотреть, как выглядили чиновники различных классов, фотографии очень много добавляют к восприятию прошлого -http://geg.chem.usu.ru/tagil_museum/Home.htm , и приступим.

Что это такое?

Итак 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Это была таблица и поясняющий текст.
Все чины подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. При создании эта таблица включала в себя и чины, и должности (262 должности), в конце XVIII века там остались только чины.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие.
Чины в гвардии считались до 1884 на два класса выше чем в армии, с 1884 - на один класс выше. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний, например, гвардейский прапорщик становился армейским поручиком. Перевод из гвардии в армию "прежним чином" - наказание и понижение.
Собственно чины непосредственно почти не давали материальных выгод их обладателям, за исключением того, что в XIX в. по чинам назначались прогонные, суточные и квартирные деньги и лишь в весьма редких случаях - жалование. Однако, согласно чинам, делались подарки по службе, причем обладатели чинов первых пяти классов получали такие подарки с изображением вензеля императора.
От чинов следует отличать звания (флигель-адъютант, генерал-адъютант, статс-секретарь и др.), так как они являлись только почетными наименованиями, обычно связанными с предоставлением лицу, их имеющему, определенных прав и преимуществ (в частности, прав на соответствующий мундир, участие в придворных церемониях). Как правило, звания согласовывались с рангами чинов и должностей, но непосредственно с ними не были связаны.
Первым законодательным актом, вводящим ученые степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах: если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр - IX (титулярный советник), доктор - VIII (коллежский асессор). В середине XIX века было законодательно оформлено соответствие между ученой степенью и сословным положением: например, кандидат из мещанского сословия становился "личным почетным гражданином", а магистр или доктор получал "личное дворянство". В университетском уставе 1884 зафиксировано соотношение чинов и должностей для обладателей ученых степеней: "ректор - IV класс (действительный статский советник), декан и ординарный профессор - V класс (статский советник), экстраординарный профессор - VI класс (коллежский советник); преподаватели низшего ранга - VII-VIII классы (надворный советник, коллежский асессор)". Вообще к этой табели все привязывалось, например аптекари пользовались чином 9-го класса, провизоры - 10-го, а гезели - 14-го.
От положения в табели о рангах зависело и обращение людей друг к другу, хотя не только от него, еще и от должности и происхождения. Ну и от того, кто к кому обращается, вы же не думаете, что генерал-фельдмаршал обращался к какому-нибудь фендрику "Ваше благородие"? Так что сначала напишем, как положено было обращаться к человеку по чину, а в конце рассылки - про всякие тонкости. Это, конечно, не генеалогический вопрос, но праздник надвигается, легкомыслие, я считаю, уместно.

I класс

К чинам I-II класса обращались "Ваше высокопревосходительство".
Гражданские чины 1 класса (в 1722-1917)- Канцлер, Действительный тайный советник 1-го класса. В Армии (пехота) чин 1 класса в 1722, 1730, 1798 и 1884-1917 - Генерал-фельдмаршал. Во флоте чин 1 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - генерал-адмирал.

II класс

Гражданский чин 2 класса (в 1722-1917) - Действительный тайный советник. Придворные чины в 1722 - Обер-маршал, с 19 века по 1917 - Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер. В Армии (пехота) чин 2 класса в 1722 - Генерал от инфантерии, 1730 - Генерал-аншеф, 1798 и 1884-1917 - Генерал от инфантерии. В Армии (кавалерия) чин 2 класса в 1730 - Генерал-аншеф, в 1798 и 1884-1917 - Генерал от кавалерии. У казаков чин 2 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал от кавалерии. Во флоте чин 2 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Адмирал.

III класс

К чинам III-IV класса обращались "Ваше превосходительство".
Гражданский чин 3 класса в 1722-1917 - Тайный советник. Придворные чины в 1722 - Обер-шталмейстер, с 19 века по 1917 - Гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер. В гвардии (пехота и кавалерия) чин 3 класса с 1748 - полковник. В Армии (пехота) чин 3 класса в 1722 - Генерал-лейтенант, 1730 - Генерал-поручик, в 1798 и 1884-1917 - Генерал-лейтенант. В Армии (кавалерия) чин 3 класса в 1798 и 1884-1917 - Генерал-лейтенант. У казаков чин 3 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал-лейтенант. Во флоте чин 3 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Вице-адмирал.

IV класс

Гражданский чин 4 класса в 1722-1917 - Действительный статский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-камергер, Обер-гофмейстер, с 19 века по 1917 - Камергер. В гвардии (пехота) чин 4 класса в 1722 и 1730 - полковник, в 1748 подполковник. В гвардии (кавалерия) чин 4 класса в 1748 - подполковник. В Армии (пехота и кавалерия) чин 4 класса во все периоды - Генерал-майор. У казаков чин 4 класса в 1798, 1884-1917 - Генерал-майор. Во флоте чин 4 класса в 1722, 1764 - Шаутбенахт, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Контр-адмирал.

Лирическое отступление - ордена

Орден Белого Орла , включенный в состав российских орденов в 1831 (девиз - "За веру, царя и закон"), могли получить чиновники и военные, которые в Табели о рангах были не ниже IV класса. Так что, если у ваших предков такой был, то они, наверняка, дворяне.
Кстати об орденах.
Орден Святого Георгия (не георгиевский крест, который был солдатским, а именно орден) давался только офицерам, не так уж много людей им награждено, все они были дворянами.
Орден Александра Невского мог получить лишь генерал-майор, причем награжденный сразу становился генерал-лейтенантом (если он им не был), гражданский же деятель приобретал чин тайного советника.
Орден Святого Владимира , "предприявшаго многие труды ради просвещения России святым крещением", разделялся на четыре степени. Жаловали его (девиз - "Польза, честь и слава") преимущественно за заслуги на гражданском поприще, однако не исключалось награждение им и за подвиги военные. Любая степень ордена до 1900 года давала награжденному потомственное дворянство, но затем 4-я степень из этого правила была изъята.
Орден Святой Анны (в России в 1797, девиз - "Любящим правду, благочестие и верность", лента красная с желтой каймой) третьей степени мог получить поручик (на гражданской службе - коллежский секретарь), а вторую степень (Анну на шею) - кто числился в чинах не ниже VIII класса. Чин статского советника (V класс) и Анну второй степени, украшенную алмазами, получил в 1828 году Александр Сергеевич Грибоедов, вернувшийся из Персии и Туркманчайским мирным договором. Знаки первой степени (крест, ленту и звезду) имел Николай Михайлович Карамзин, пожалованный ими в 1816 году за "Записку о древней и новой России". Четвертую степень ордена учредил в 1815 Александр I. До 1845 все степени ордена давали права потомственного дворянства, а позже - лишь первая степень, остальные степени даровали кавалеру только личное дворянство.
Орден Святого Станислава (девиз - "Награждая поощряет") вошел в состав российских орденов в 1831. Сначала орден имел четыре степени, но в 1839 года Николай I низшую степень упразднил: с 1845 десять лет не производилось награждение второй и третьей степенью, чтобы перекрыть низшим чиновникам "легкий путь к приобретению потомственного дворянства".
Ордена жаловались строго в порядке старшинства (кроме Св. Георгия). Тот, кому вручали Андреевский орден, становился одновременно кавалером орденов Александра Невского, Белого Орла, первых степеней Св. Анны и Св. Станислава; далее награждать его было просто нечем. Один и тот же орден можно было получить лишь однажды. Полагалось носить только одну, высшую степень каждого, снимая знаки низших степеней (вначале их даже сдавали в орденский капитул). Исключение составляли ордена Св. Владимира и Св. Георгия - их владелец обязан был носить кресты всех классов, а также ордена Св. Анны и Св. Станислава с мечами, которые носились "при всех старших орденах и при высших степенях сего ордена".
Но вернемся к Табели о рангах.

V класс

К чинам V класса обращались "Ваше высокородие".
Гражданский чин 5 класса в 1722-1917 - Статский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер, с 19 века по 1917 - Камер-юнкер, церемониймейстер. В гвардии (пехота) чин 5 класса в 1722 - Подполковник, 1730 - Подполковник, 1748 - Премьер-майор. В гвардии (кавалерия) чин класса в 1748 - Премьер-майор. В Армии (пехота) чин 5 класса в 1722 и 1730 - Бригадир. В Армии (кавалерия) чин 5 класса в 1730 - Бригадир. Во флоте чин 5 класса в 1722 - Капитан-командор, 1764 - Капитан бригадирского ранга, 1798 - Капитан-командор (до 1827).
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса. Военные этого класса уже дворяне.

VI класс

К чинам VI, VII, VIII класса обращались "Ваше высокоблагородие".
Гражданский чин 6 класса в 1722-1917 - Коллежский советник. Придворные чины в 1722 - Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус, с 19 века по 1917 - Камер-фурьер. В гвардии (пехота) чин 6 класса в 1722 - Майор, 1730 - Майор, 1748 - Секунд-майор, 1798-1917 - Полковник. В гвардии (кавалерия) чин 6 класса в 1748 - Секунд-майор, 1798 - Полковник, 1884-1917 Полковник. В Армии (пехота и кавалерия) чин 6 класса во все периоды - Полковник. У драгунов чин 6 класса в 1798 полковник. У казаков чин 6 класса в 1798, 1884-1917 - полковник. Во флоте чин 6 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Капитан 1 ранга.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

VII класс

Гражданский чин 7 класса в 1722-1917 - Надворный советник. Придворные чины в 1722 - Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер. В гвардии (пехота) чин 7 класса в 1722 , 1730, 1748 и 1798-1917 - Капитан. В гвардии (кавалерия) чин 7 класса в 1730, 1748, 1798 и 1884-1917 - Ротмистр. В Армии (пехота и кавалерия) чин 7 класса во все периоды - Подполковник. У драгунов чин 7 класса в 1798 - Подполковник. У казаков чин 7 класса в 1798 - Подполковник, в 1884-1917 - Войсковой старшина. Во флоте чин 7 класса в 1722, 1764, 1798, 1884, 1907, 1912-1917 - Капитан 2 ранга.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.

VIII класс

Гражданский чин 8 класса в 1722-1917 - Коллежский асессор. Придворные чины в 1722 - Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант. В гвардии (пехота) чин 8 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, в 1730 и 1748 - Капитан-поручик, 1798-1917 - Штабс-капитан. В гвардии (кавалерия) чин 8 класса в 1730 и 1748 - Секунд-ротмистр, в 1798 и 1884-1917 - Штабс-ротмистр. В Армии (пехота) чин 8 класса в 1722 - Майор, 1730 - Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор, 1798 - Майор, 1884-1917 - Капитан. В Армии (кавалерия) чин 8 класса в 1730 - Майор, 1798 - - Майор, 1884-1917 - Ротмистр. У казаков чин 8 класса в 1798 - Войсковой старшина, 1884-1917 - Есаул. Во флоте чин 8 класса в 1722 - Капитан 3 ранга, 1764 - Капитан-поручик, 1798 - Капитан-лейтенант, 1907 - Капитан-лейтенант (до 1911), 1912-1917 - Старший лейтенант.
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.

IX класс

К чинам С IX по XIV класс обращались "Ваше благородие".
Гражданский чин 9 класса в 1722-1917 - Титулярный советник. Придворные чины в 1722 - Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер, с 19 века по 1917 - Гоф-фурьер. В гвардии (пехота) чин 9 класса в 1722 - Лейтенант, в 1730, 1748, 1798-1917 - Поручик. В гвардии (кавалерия) чин 9 класса в 1730, 1748, 1798, 1884-1917 - Поручик. В Армии (пехота) чин 9 класса в 1722, 1730, 1798 - Капитан, в 1884-1917 - Штабс-капитан. В Армии (кавалерия) чин 9 класса в 1798 - Ротмистр, в 1884-1917 - Штабс-ротмистр. У драгунов чин 9 класса в 1798 - Капитан. У казаков чин 9 класса в 1798 - Есаул, 1884-1917 - Подъесаул. Во флоте чин 9 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, 1764 - Поручик, 1798 - Лейтенант, 1884 - Лейтенант, 1907 - Лейтенант и ст. лейтенант, 1912-1917 - Лейтенант.
Закон от 9 декабря 1856 г. установил личное дворянство - всем видам служб с IX класса.

X класс

Гражданский чин 10 класса в 1722-1917 - Коллежский секретарь. В гвардии (пехота) чин 10 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, в 1730, 1748, 1798-1917 - Подпоручик. В гвардии (кавалерия) чин 10 класса в 1730 и 1748 - Подпоручик, в 1884-1917 - Корнет. В Армии (пехота) чин 10 класса в 1722 - Капитан-лейтенант, 1730 - Капитан-поручик, 1798 - Штабс-капитан, 1884-1917 - Поручик. В Армии (кавалерия) чин 10 класса в 1798 - Штабс-ротмистр, в 1884-1917 - Поручик. У драгунов чин 10 класса в 1798 - Штабс-капитан. У казаков чин 10 класса в 1884-1917 - Сотник. Во флоте чин 10 класса в 1722 - Лейтенант, в 1884, 1907, 1912-1917 - Мичман.

XI класс

Гражданский чин 11 класса в 1722-1917 - Корабельный секретарь. Во флоте чин 11 класса в 1722, 1764 - Корабельный секретарь.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".

XII класс

Гражданский чин 12 класса в 1722-1917 - Губернский секретарь. Придворные чины в 1722 - Гоф-юнкер, надворный лекарь. В гвардии (пехота) чин 12 класса в 1722 - фендрик, в 1730 - прапорщик. В гвардии (кавалерия) чин 12 класса в 1798 - корнет. В Армии (пехота) чин 12 класса в 1722 - Лейтенант, в 1730, 1798 - Поручик, 1884-1917 - Подпоручик. В Армии (кавалерия) чин 12 класса в 1798 Поручик, 1884-1917 - Корнет. У драгунов чин 12 класса в 1798 - Поручик. У казаков чин 12 класса в 1798 - Сотник, 1884-1917 - Хорунжий. Во флоте чин 12 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, 1764, 1798 - Мичман.
По указу Правительствующего Сената от 16 января 1721 г. и Табелю о рангах 1722 г. (пункты 5, 11 и 15) все строевые командиры флота, достигшие чина унтер-лейтенанта (XII класс) получали потомственное дворянство.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".

XIII класс

Гражданский чин 13 класса в 1722-1917 - Провинциальный секретарь. В Армии (пехота) чин 13 класса в 1722 - Унтер-лейтенант, 1730 - Подпоручик, 1798 - Подпоручик, 1884-1917 - Прапорщик запаса. У драгунов чин 13 класса в 1798 - Подпоручик. Во флоте чин 13 класса в 1758-1764 мичман, в 1860-1882 - гардемарин.
По указу Правительствующего Сената от 16 января 1721 г. и Табелю о рангах 1722 г. (пункты 5, 11 и 15) все штурмана достигшие чина шкипер 2-го ранга (XIII класс) получали потомственное дворянство.
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".

XIV класс

Гражданский чин 14 класса в 1722-1917 - Коллежский регистратор. Придворные чины в 1722 - Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк. В Армии (пехота) чин 14 класса в 1722 - Фендрик, в 1730, 1798 - Прапорщик. В Армии (кавалерия) чин 14 класса в 1798 - Корнет. У казаков чин 14 класса в 1798 Хорунжий.
При Петре уже 14-й класс "Табели" для армии (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).
Законом от 9 декабря 1856 чины с XIV по X класс получили звание "почетных граждан".

А теперь, как я и обещала, об обращении.

При письменном обращении низших лиц к высшим употреблялись все 3 титула, например: "Его превосходительству, товарищу министра финансов, тайному советнику (имярек)". С середины 19 в. чин и фамилия стали опускаться.
При обращении к низшим чинам указывалась лишь должность.
Лица одного ранга обращались друг к другу, указывая только должность, либо по имени и отчеству, проставляя на полях документа титул и фамилию; например, на полях "Его превосходительству (имярек)", а в тексте "Милостивый государь N" или "Ваше превосходительство N.".
Почетные звания сенатора и статс-секретаря Его Величества включались в обращение, а чин опускался.
К лицам, не имевшим чинов, но обладавшим почетным званием, обращались соответственно классу чина, к которому оно приравнивалось.
При устном обращении высшие гражданские чины титуловались низшими в соответствии с классом чина или должностью. При обращении к низшим или равным назывались имя и фамилия или должность. На военной службе генералы титуловались по чину ("Ваше превосходительство") в т.ч. и при общении между равными чинами. Штаб- и обер-офицеров младшие по чину офицеры и подпрапорщики именовали по чину, добавляя слово "господин" ("Господин капитан"); подполковника, штабс-капитана, штабс-ротмистра и подпоручика при этом называли полковником, капитаном, ротмистром и поручиком.
Нижние чины офицеров именовали "Ваше благородие", "Ваше высокоблагородие".
Солдаты обращались к подпрапорщикам и унтер-офицерам по званию, добавляя слово "господин": "Господин фельдфебель".
Старшие обращались к младшим, именуя их по чину или по чину и фамилии: "Поручик Иванов". Нижних чинов называли просто по фамилии и только старших боцманов и кондукторов именовали по званию и фамилии: "Старший боцман Петров".
Придворных дам титуловали в соответствии с классом, к которому приравнивалось их звание. Женам и дочерям сообщался титул мужа или отца, вдовы сохраняли титул умершего мужа.
К титулованному дворянству обращалась в соответствии с титулом, баронов и нетитулованных дворян простолюдины называли "Ваше благородие".
Титулы по происхождению заменяли для титулованных дворян все прочие формы обращения: старшие именовали таких лиц "князь", "граф", "барон", а младшие "Ваша светлость", "Ваше сиятельство". Дамы обращались к титулованным дворянам как старшие к младшим. Но вообще в хорошем обществе титулы, особенно по чину, чаще опускались и обращались по имени и отчеству, делая, однако, исключение для пожилых лиц и генералов.
Особые формы обращения, в соответствии с саном, употреблялись к духовенству. Архиереев чаще титуловали "Владыко".
Членов Императорской фамилии титуловали в соответствии с их положением: "Ваше Императорское Величество", "Ваше Императорское Высочество", "Ваша светлость"; к Императору и Императрице обращались также в длительной беседе: "Государь" и "Государыня".
При обращении к лицам, чин, звание и титул которых не были известны, говорили "сударь" или "господин", более официально - "Милостивый государь".
Простолюдины обращались ко всем, имевшим дворянский облик со словом "господин" или "Ваше благородие", а к тем, кто походил на купца - "Ваше степенство".
Господа обращались к простолюдинам, например, прислуге: "милейший", "любезнейший" и т.п.

Табель о рангах Петра 1 — это один из ключевых документов царствования этого императора, которые потомки нарекли великим. Несмотря на то, что необходимость его принятия была осознана в начале царствования, сам документ был окончательно сформулирован и опубликован лишь в 1722 году. Разберем кратко этот документ.

Характеристика

Документ начал составляться в 1719 году. Окончательно был принят царем 24 января (4 февраля) 1722 года, такого дата его публикации. Источником для него послужили аналогичные законы в тогдашней Пруссии и Дании. Причины его принятия просты: и без того неповоротливая система государственных должностей Московского государства еще пуще усложнилась в годы правления Петра, и особенно . Не последнюю роль в этом сыграла Северная война, когда недостающие должности попросту придумывались впопыхах.

Император Петр Великий. Годы царствования 1689 — 1725

Кроме того, как вы знаете, в 1682 году было отменено местничество — система содержания должностных лиц государства на основе родовитости. Требовалась новая система, причем преимущественно учитывавшая не только родовитость, но и личную выслугу. А личная выслуга, как известно, зависит, кроме всего прочего, еще и от личных качеств человека.

Табель представляет собой список из 14 рангов. Каждому рангу соответствуют свои чины. В самом документе не раскрыто понятие чин. Поэтому не совсем понятно, соответствует ли оно только должности, или есть некая система чинопроизводства. Наиболее дальновидные, понятно, видят в нем и то и другое.

Все чины делятся на четыре вида: гражданские, военные, морские и придворные. Если вы сравните петровскую Табель с более поздними версиями, то поймете, что и должности и виды служения Отечеству увеличивались с каждым императором.


Табель о рангах. Оригинал документа

Начиная с 14 ранга при Петре, служащие получали личное , а с 8 — потомственное. Ниже мы приводим две версии Табеля: первую на момент принятия, вторую — более справедливую для второй половины XIX — начала XX века.

Значение этого документа трудно переоценить. Он не только создал новую государственную иерархию чинов, должностей, но и сформировал новый социальный слой — чиновничество. Кстати, слой это был не податный.

Текст

Более позднюю версию документа смотрите здесь=>>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

табель правовой ранг исторический

Для становления государственной службы Российской империи особенно важным был ряд событий, из которых нужно выделить принятие привнесенного с Запада 24 января 1722 года закона «Табель о рангах», который упорядочивал иерархию должностей, делал сопоставимыми гражданские, воинские и придворные чины, создавал стройную систему службы государю, а также Ништатский мир, в соответствии с которым в состав Российской империи вошли прибалтийские (остзейские) провинции, сохранившие свой способ управления, что положило начало формированию федерализма в его современном российском понимании.

Развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Особенностью организации государственной службы в сословном обществе было то, что на ее высшие должности принимались только дворяне (за редкими исключениями, которые лишь подчеркивали это правило), а также по повелению императора - иностранцы, которые в своей карьере доходили до самых высоких постов, зачастую концентрировали в своих руках огромную административную власть. Особенно много иностранцев, немцев, прежде всего, было на придворной службе, а также в армии. С середины XIX века все больше выходцев из германских княжеств занимает статские должности.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных (приложение 1). Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Еще с отменой местничества (1682) личной заслуге и служебной годности дано было предпочтение перед породой и знатностью происхождения. Местничество, однако, сие жило в понятиях общества, и на практике с ним продолжали считаться. Но если прежде оно противоречило интересам государства, то теперь, сверх всего, оно резко разошлось с новым взглядом, который Петр усиленно прививал своим поданным, а именно: право на первое место и почет принадлежит тем, кто исполняет первейшую свою обязанность - ревностно служит государству. Решительный удар местничеству нанесен был Табелью о рангах (1722, 24 января). Она создала 14 классов - 14 различных чинов в военно-морской, гражданской и придворной службе, новую лестницу восхождения по заслугам. С этих пор грань между служащим и неслужащим определилась еще резче: знатность стала добываться выслугой, а не породой. Недворянин, дослужившись до офицерского чина и, следовательно, ставший потомственным дворянином, становился выше служилого человека, не получившего звания офицера. Новый порядок имел ту хорошую сторону, что, сделав выслугу доступной каждому, обновлял дворянский класс постоянно свежими силами и не допускал его замкнуться в обособленную касту.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Необходимо отметить, что Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

Исаев И.А. отмечает, что воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. Была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул «благородие» получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как «благородное» в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов.

С введением 24 января 1722 года Табели о рангах принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступал место принципу личной выслуги, что привело к упрощению системы вассалитета и превращению дворян в прямых подданных монарха. Социальная структура высшего сословия отныне выстраивалась не по коленам генеалогии родовых фамилий, а в соответствие с рангами и милостью императора, который упразднил боярское звание, собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Чин, в качестве главного показателя успешной службы и благорасположения монарха, приобретал чрезвычайную значимость, подчиняя своему влиянию все социальные сферы существования личности, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина и т.д. - все определялось его бюрократическим статусом. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами, титулами. В условиях низкой грамотности даже в среде дворянства Петр I вынужден был объявить получение образования также неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии, определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». В то же время именно Табель о рангах давала шанс выходцам из купечества, разночинцев, посадских людей получить личное или даже потомственное дворянство, что также чрезвычайно поднимало престиж государственной службы.

Смысл обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания, из которых центральной был образ монарха, персонифицирующего власть, государство и его возрастающую внешнеполитическую силу.

Мурашев Г.А. отмечает, что строгая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, и служить стимулом, создающим условия продвижения по служебной лестнице в соответствии со способностями и заслугами перед Отечеством, с другой. Больше того, во времена Петра I существовала небывалая демократия в вопросах присвоения очередного звания. Так, архивы рас сказывают о том, что коллектив при обсуждении кандидатуры на присвоение очередного воинского звания из двух кандидатом выбрал не того, за которого выступал царь. Петр I был в негодовании и тем не менее звание присвоил именно тому, за коя выступил коллектив.

В государстве, особенно в армии, было установлено определенное количество высоких должностей, и занять их можно было только при наличии вакансии. Сегодня, вспоминая эпизод из недавнего прошлого, когда Президент одним Указом присвоил 500 полковникам звание генералов, приходится только разводить руками. Подобного тысячелетняя история не знает. Согласно «Табели о рангах», военные, гражданские и придворные чины подразделялись на 14 классов. Высшим был I класс. Воинские чины состояли из четырех разрядов: сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При этом в гвардии чины были на класс выше. Например, звание полковника гвардии приравнивалось званию генерала пехоты, артиллерии, позже - кавалерии.

Под чинами гражданской службы имелись в виду должности, которые были предусмотрены в государственных учреждениях, а также немногочисленные почетные звания, не связанные прямо ни с должностями, ни с определенными обязанностями. В частности речь идет о званиях тайного и действительного тайного советников.

В каждом классе необходимо было прослужить определенный минимальный срок. В низших классах - 3-4 года. При этом за особые заслуги, а также при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Поскольку высших должностей всегда было гораздо меньше, чем низших, разрешалось по истечении срока присваивать очередное звание с оставлением в прежней должности. Во все времена и во всех государствах существовало понятие протежирования, когда родственнику, хорошему знакомому влиятельный человек помогал занять вышестоящую должность или добивался присвоения ему очередного звания, будь то в армии или в аппарате государственной службы. Однако во времена Петра I, Екатерины II ответственные начальники следили за тем, чтобы назначение и присвоение проводились справедливо. По этому поводу 15 февраля 1742 г. даже был принят закон, обязывающий «…производить в чины по старшинству и по заслугам». 13 января 1753 г. этот закон был обновлен и подтвержден. Видимо, ситуация с присвоением званий была не всегда нормальной, если за полтора десятка лет закон о справедливости принимался дважды. Правда, в обоих случаях делалась оговорка в том смысле, что лица, имевшие исключительные заслуги перед Отечеством, могли получить очередной чин в обход тех, кто выслужил срок. Этот закон, кстати, действует и по сей день. И сегодня, и это справедливо, за боевые заслуги офицер может получить внеочередное воинское звание, повышение в должности. Делается это, как и в далекие времена, по «высочайшему» усмотрению. Петр I столкнулся с фактом, что с введением реформ вынужден был назначать на должности лиц, не успевших выслужить срок. Но, назначая на высокую должность, он тем не менее не предоставлял тех преимуществ, которые получало лицо, выслужившее установленный срок.

Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII класс - потомственное.

Постепенно сложилась система титулования. Так, лица IX-XIV классов назывались «ваше благородие», лица VI-VIII классов - «ваше высокоблагородие», лица V класса - «ваше высокородие», III-IV классов - «ваше превосходительство», I-II классов - «ваше высокопревосходительство».

Чин в России, будь то воинский, гражданский или духовный, со временем стал основой успеха. Получение очередного чина позволяло рассчитывать на продвижение по службе, получение ордена. Особенно это стало широко применимо при Павле I. Журнал «Русская старина» за 1899 г. прямо говорит, что в царствование Павла I «…все зависело от чина…». При этом не спрашивалось, что человек может сделать или что уже сделал. Главное - какой у него чин. Каков чин - таково и положение в обществе. Причем если со службы, имеется в виду гражданской, начальник мог уволить подчиненного без объяснения причины, то чин мог быть отобран только по суду.

Рассмотрим некоторые нормы, закрепленные в Табели о рангах 1722 года.

«Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским» (ст. 2).

«Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из дворян; то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, а отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне» (ст. 15).

Таким образом, Табель о рангах закреплял строгую иерархию чинов государственной службы, которая способствовала дисциплине и организованности.

Рассмотрим наиболее подробно гражданские, придворные, воинские чины.

Введение «Табели о рангах» явилось прогрессивной мерой, создав стимул для чиновников к примерной службе и открывшей возможность для продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. В целом «Табель о рангах» носила классовый характер, она способствовала укреплению феодально-крепостнического строя в России, отвечала интересам дворянства и нарождающейся в стране буржуазии. «Табель о рангах» раскрывает нам систему не только чинов, но и званий. Между ними есть разница. Чин происходит от слова «чинить» - делать. Звание присваивалось членам Свиты государя. И хотя чин и звание близки сами по себе, все-таки это не одно и то же, поэтому поговорим чуть подробнее о чинах и отдельно о званиях. Надо заметить, что «Табель о рангах» родилась не на голом месте. Петр, бывая за границей, присматривался, изучал организацию войск, особенности устройства подразделений, системы подчиненности младших старшим. К 1672 г. в Российской армии уже были введены некоторые чины для всех родов войск, а именно: полковник, подполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик (знаменосец, от слова «прапор» знамя) и подпрапорщик (помощник прапорщика, не офицер).

Чин генерала в Российской армии впервые был присвоен в 1667 г. командиру Московского выборного полка А.А. Шепелеву. А в 1698 г. с разделением полков на батальоны появились новая должность и новый чин - командир батальона, майор. Этот чин закрепился в 1711 г. Петр I уже имел представление о чинах, их пользе в армии.

Перейдем к рассмотрению придворных чинов, закрепленных в Табели о рангах 1722 года.

Придворные чины, как военные и гражданские, подразделялись на 14 классов. Важнейшим преимуществом придворных чинов считалось что их обладатели имели возможность постоянного и тесного общения с представителями царской семьи и нередко были с ними дружеских отношениях. Они принимали участие во всех придворных церемониях, им 6 ли присвоены особые нарядные мундиры, а некоторым чинам кроме того давались специальные знаки различия. Так, обер-камергеры и мергеры получали ключи: первые из них - золотые, осыпанные бриллиантами, которые носили на боку - «на правой стороне, на шнуре золотом», вторые - золотые, носимые на андреевской голубой лек связанные бантом на левой стороне подле клапана.

Рассмотрим организацию гражданских чинов по Табелю о рангах 1722 года.

С опубликованием «Табели о рангах» от 24 января 1722 г. в гражданской службе возникли осложнения. Должностей было много, а людей, успевших к моменту присвоения чина выслужить установленные сроки, было мало. К тому же считалось, что чиновник гражданской службы должен прослужить дольше военного, что справедливо. Но как быть в ситуации, когда за счет значительного расширения гражданского ведомства понадобилось множество чиновников? И Петр I разрешил присваивать чины тем, кто их заслужил. Причем даже тем, кто до этого никакого чина не имел. Это была настоящая революция, но Петр смело пошел на нее, понимая, что в противном случае реформы затянутся на долгие годы. Он отдавал себе отчет в том, что при этом могут правдами и неправдами проскочить на высокие должности и бездарные личности. Но время требовало смелого решения, и он принял его. И надо сказать, что в основном решение оправдало себя. На чиновные должности пришли талантливые молодые руководители, которые значительно продвинули вперед в целом все государство.

Естественно, что новое дело не стояло на месте, и Петр от 7 мая 1724 г. вносит изменения в соответствующее положение о гражданской службе. Так, он предписывает тайных советников повысить до III класса, V классу повысить чин. Императрица Елизавета Указом от 23 июня 1745 г. узаконивает чины коллежского советника, надворного советника, коллежского асессора; переводит чин надворного советника из VI класса в VII; подтверждает последовательность выслуги в каждом чине. 13 сентября 1760 г. было принято решение присваивать очередные чины тем, для кого не нашлось вакансии по выслуге лет. И это было мудро. Гражданское лицо могло находиться в одной должности десятилетиями. Ходить десятки лет в самом низшем звании до старости было просто неприлично. Но получив очередной чин, человек успокаивался и продолжал так же добросовестно трудиться в прежней должности.

До Указа Екатерины II от 16 декабря 1790 г. для получения чина лицам недворянского происхождения требовалось прослужить от 10 до 12 лет. И только потом, да еще при определенных заслугах, недворянин мог получить чин XIV класса. Екатерина разрешила присваивать чин уже через три года, и в дальнейшем также через каждые три года до VIII класса включительно VIII класс, как сказано ранее, давал право на потомственное дворянство. При Павле I высокие чины присваивались по усмотрению императора. Но, разумеется, все-таки за особые заслуги. Хотя прямо скажем, что особыми заслугами могли быть подслушивание, наушничество и т.п. Но. своя рука владыка. Что хочу, то и ворочу. При Павле I, да и при Екатерине II, в дело присвоения очередного чина нередко вмешивался Сенат. Когда требовалось назначить на вышестоящую должность лицо, имевшее чин на два-три класса ниже, чем предполагала новая должность, решением Сената присваивался соответствующий чин. И получалось так, что человек, имея, к примеру, чин VIII класса, получал чин V класса. Тем не менее 2 июня 1808 г. подобной практике был положен конец. Император усмотрел в решениях Сената покушение на его монархическую власть. Но дабы не закрыть совсем продвижение талантливых руководителей вне установленных сроков, он разрешил представлять ходатайства о награждении чинами, опять же за особые заслуги, на его усмотрение.

Со временем встал вопрос о наименовании чинов. Статские чины назывались унтерштатгальтерами, экономиигальтерами, регирунгсратами, обер-директорами и им подобными. Эти чины напоминали воинские. И население охотно ими пользовалось, потому что авторитет армейского чиновника был высок во все времена. Забегая вперед, скажу, что впоследствии отдельные гражданские чиновники требовали именовать себя генералами, хотя по гражданскому ведомству они числились советниками. Например, действительным тайным советником, тайным советником, действительным статским советником. Особенно этого придерживались те, кто перешел в гражданскую службу из офицеров.

Юшков С.В. отмечает, что преобразования в рамках дворянского сословия повлияли на изменения в генеалогии и системе социального этикета. Генеалогия до 1682 г. строилась на местничестве. Вместо старых титулов (князья) вводятся новые. К сиятельным князьям и князьям добавились графы и бароны. Система социального этикета, заложенная Петром I, просуществовала в России до конца 1917 г.

Таким образом, в 1-й четверти XVIII в. сформировалась социальная опора абсолютизма, предопределившая необратимость петровских преобразований. Сформировалось единое российское дворянство - привилегированное сословие, которое качественно и количественно отличалось от служилых людей конца XVII в. (после смерти Петра 1 насчитывалось свыше 100 тыс. дворянских семей). Сформировался профессиональный офицерский корпус и чиновническая бюрократия.

Таким образом, Табель о рангах 1722 года сыграл важную роль в развитии государства и права. Необходимо отметить, что Табель о рангах устанавливал чины и классы воинские, придворные и статские. Каждый чин и класс имели свои особенности, которые отражались как на самом служащем, так и на его семье. Необходимо отметить, что правовое положение служащего зависело на прямую от класса и чина государственного служащего.

Цитата : «Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ» — Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского , прусского , шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года , но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената . Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам , об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов .

Рис. 1. Фрагмент документа Табели о рангах.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) – 28 января (8 февраля) ) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке .

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы . По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада».

Рис. 2. Портрет Петра I. Август Толяндер (1835-1910 гг.) Холст, масло. 140 х 115. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. В 1703 г. Пётр Великий приказал построить пушечнолитейный завод в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Он получил название Петровского. Благодаря заводу явилась Петровская слобода, в 1777 году преобразованная в город Петрозаводск .

КОММЕНТАРИЙ:

В таблице 1. показаны названия чинов в зависимости от номера чина в «Табеле о Рангах» утвержденном 24 января 1722 года Царем Петром I:

Таблица 1.

Военные должности Штатские должности
1 Генералиссимус, Фельдмаршал 1 Канцлер
2 Генерал-аншеф 2 Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант 3 Тайный советник
4 Генерал-майор 4 Действительный статский советник
5 Бригадир 5 Статский советник
6 Полковник 6 Коллежский советник
7 Подполковник 7 Надворный советник
8 Майор 8 Коллежский асессор
9 Капитан 9 Титулярный советник
10 Штабс-капитан 10 Коллежский секретарь
11 Поручик 11 Сенатский секретарь
12 Подпоручик 12 Губернский секретарь
13 Прапорщик 13 Сенатский регистратор
14 Фендрик 14 Коллежский регистратор

На рисунке 3. показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов » с расположением этой лестницы в матрице Мироздания.

Рис. 3. На рисунке показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов », утвержденная 24 января 1722 года Царем Петром I. «Табель о Рангах», которая представлена в виде ступенчатой пирамиды, совмещенной с «энергетической матрицей мироздания ». У пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов » отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала » вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням — от первого высшего — Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня — Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера » должности в «Табеле о Рангах» — растет и количество носителей данной должности также как и элементов в матрице Мироздания.

До сегодняшнего дня в военных должностях в основном сохранен аналогичный порядок должностей.

Фактически мы рассмотрели графический пример принципа соподчиненности от высшего к низшему уровню, который присутствует как в построении Мироздания, так, в частности, и в нашей жизни.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Справочный материал:


Рис. 4.
«Новых солдат набирали ежегодно , а то и по нескольку раз в год. В общей сложности при Петре I в армию ушли около 300.000 рекрутов, то есть каждый десятый молодой парень. Рекрут должен был быть не ниже 2 аршин и 4 вершков (около 160 сантиметров), но во время войны требования снижались до 2 аршин 2 вершков – чуть больше полутора метров. Чтобы стать настоящими солдатами, они должны были научиться держать строй, стрелять и действовать штыком. А еще совершать долгие переходы, осаждать и штурмовать крепости, лить пули и шить мундиры, строить переправы, наконец, «варить кашу из топора», когда есть было нечего. И армия решала все эти проблемы, приучая крестьянских детей к новой жизни. Русские солдаты старательно учились побеждать. Как описывает в своем дневнике драгунский капитан Семен Курош, после боев воины упражнялись сами и заставляли пленных шведов себя учить: те дрались друг с другом тупыми шпагами, позволяя русским изучать приемы ближнего боя».

Описание табели о Рангах

«Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин , однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность .

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь », «коллежский асессор », «коллежский советник » и «статский советник » первоначально означали должности секретаря коллегии , члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник » означало председателя надворного суда ; надворные суды были отменены уже в 1726 году , а название чина сохранялось вплоть до 1917 года .

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий . «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре , окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия . Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь », порода, потеряла в этом отношении всякое значение . Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство . Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах — Уставное обращение соответственно классу

I — II Ваше высокопревосходительство

III — IV Ваше превосходительство

V — Ваше высокородие

VI — VIII Ваше высокоблагородие

IX — XIV Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

1. Названия статуса (не должности) сотрудников в МИДе РФ – «Посланник 1, 2, 3… ранга»

2. Соблюдение протокола Вежливости при обращении:

— Посол — Your Excellency (Ваше Превосходительство)

— Посланник — Your Highness (Ваше Высочество)

— Советник — Your Serenity (Ваша Светлость)

— Генеральный консул — Your Honour (Ваша честь)

— Первый/Второй/Третий секретарь -Your Worship (Ваша Милость)

— все нижестоящие сотрудники — Sir (сэр, господин, сударь)

— работники обслуживающего персонала дип. корпуса — Mister (мистер, господин).

3. В соответствии с табелем о рангах нижестоящий ранг не может напрямую общаться с рабочими вопросами с представителями вышестоящих рангов, если их не связывают прямые служебные зависимости.

4. В соответствии с табелем о рангах вышестоящий ранг может дать рабочее распоряжение любому нижестоящему рангу, даже если их не связывают прямые служебные зависимости.

  • 8. Правовое положение населения по рп
  • 9. Гос. Строй Псковской и Новгородской республик.
  • 11. Право собственности, обязательственное право, наследование по псг.
  • 12. Преступление и наказание по псг.
  • 14. Образование единого гос-ва. Гос. Строй в XV – I половины XVI вв. Боярская Дума. Приказы.
  • 16. Преступление и наказание по судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 17. Суд и процесс по Судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 18. Право феодальной собственности на землю в XV – XVIII вв. Вотчина и поместье, их правовой статус.
  • 19. Закрепощение крестьян: причины и юр. Оформление в XV – XVIII вв.
  • 20. Гос. Строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.
  • 22. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
  • 23. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
  • 24. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.
  • 25. Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. Аппарат при Петре I
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I
  • 28. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Предпосылки дворцовых переворотов
  • 3. Борьба за власть после смерти Петра 1
  • 4. “Затейка верховников”
  • 5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
  • 6. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)
  • 7. Правление Петра III
  • 8. Итоги
  • 29. Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
  • 30. Завершение формирования сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам Екатерины II.
  • 31. Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.
  • 32. Государственное право по Своду Законов 1835г.
  • 33. Гражданское и брачно-семейное право по Своду Законов.
  • 34. Уголовное право по Своду Законов. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 35. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 36. Земская и городская реформы II половины XIX в.
  • 37. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.
  • 38. Судоустройство по Судебным Уставам 20 ноября 1864 г.
  • 40. Процессуальное право по своду Законов и Судебным уставам 1864 г.
  • 41.Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 42. Изменения в государственном строе в годы I русской революции. Советы. Государственная Дума. Реорганизация Совета Министров.
  • 43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.
  • 44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. Впк, Земгор.
  • 45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.
  • 46. Возникновение советского государства. 2 всероссийский съезд рабочих, солдатских депутатов, его декреты.
  • 47. Слом старых и создание высших и местных органов гос. Власти и управления. Учредительное собрание.
  • 48. Создание Красной Армии, милиции, вчк, суда(1917-1918).
  • 49. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Правоохранительные органы в период нэПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.
  • 52. Кодификация законодательства в период нэПа.
  • 53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование ссср.
  • 54. Конституция ссср 1924 года
  • 55. Конституция ссср 1936.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 57. Изменения в государстве и праве в период вов. Чрезвычайные гос. Органы.
  • 58. Изменения в праве в период 1945- 1960.
  • 59. Изменения в органах гос. Власти и управления в 1945-60.
  • 60. Изменения в государстве и праве 60-2000гг.
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

    В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

    Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия ≪недвижимость≫. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731 г.). Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне . Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

    Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

    Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

    В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

    Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

    Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

    Руководящие должности занимали крупные купцы.

    Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

    Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

    Табель о рангах

    Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

    ВИДЫ ЧИНОВ: военный, морской, придворный, гражданские(штатский). «Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство.

    Похожие статьи