Особенности преподавания английского языка взрослым, состоявшимся людям при индивидуальных занятиях. Может ли взрослый человек выучить английский язык с нуля? Преподавание английского взрослым с нуля

Решили освоить английский «с нуля» в зрелом возрасте? Отличная идея! Сомневаетесь в собственных силах? Зря. Мы расскажем, на какие особенности обучения обратить внимание и избавим вас от психологических ограничений. Поверьте в себя, английский вам по плечу!

Верьте в себя, иначе у других не будет повода поверить в вас. Английский язык все больше проникает в нашу жизнь. Если раньше им пользовались только путешественники и переводчики, то теперь ситуация изменилась. Без знания языка сложно не только получить высокооплачиваемую должность, но и научиться работать на компьютере, прочитать инструкцию к бытовой технике и т. п.

Школьники и студенты, как правило, вынуждены заниматься английским на курсах или в учебном заведении. Но тех, кто достиг 25-летнего возраста и не овладел английским, сложно убедить взяться за учебу. Мы находим миллион отговорок, вспоминая, как бездарно потратили 10 лет в школе на изучение английского! Спешите записать себя в «негуманитарии»? Конечно, опустить руки легче всего. Но мы предлагаем эффективный подход к решению этой проблемы.

Для начала нужно разрушить мифы и избавиться от воображаемых преград, которые мешают нам приступить к изучению английского. О некоторых из них можно почитать в статье « ». Меняем деструктивные мысли на конструктивные! Давайте выясним, какие установки мешают нам изучать английский во взрослом возрасте.

Негативные установки, которые мешают учить английский взрослому человеку

1. Языки легче изучать в детстве

Распространенное заблуждение, которое с раннего возраста вбивают нам в голову. Некоторые учителя английского запугивают школьников: «Не будешь учить язык в школе, вообще никогда не выучишь. Старайся, пока есть возможность что-то понять. Ты же не хочешь быть дворником?». Согласитесь, совсем не воодушевляющая мотивация. Но, тем не менее, в голове откладывается: учиться надо, пока молодой, в зрелом возрасте ничего не получится.

На самом деле : Все получится! И в 20 лет, и в 30, и в 80. Забудьте о том, что слышали в школе. По всему миру люди доказывают: учиться никогда не поздно. Хотим привести пример из нашей практики: около 80% студентов - взрослые люди в возрасте от 25 до 50 лет. А самому старшему студенту 86 (!) лет, он захотел улучшить свой английский для общения с внуками, проживающими в США. Дети не знали русский, поэтому дедушке пришлось спешно изучать английский. И он достиг своей цели! Конечно, наш ученик не сдавал экзамены, не овладел языком в совершенстве, но научился разговаривать на общие темы без особых затруднений.

Взрослые замечательно справляются с изучением английского, свободно общаются с носителями языка и сдают международные экзамены на отлично. В чем их секрет? Они обычные люди, просто взрослому человеку проще сконцентрироваться на занятии, понять сложные правила . Современные методики обучения учитывают все особенности нашей памяти и позволяют овладеть английским языком в любом возрасте. Пока есть желание, есть возможность.

2. Что обо мне скажут окружающие?

Люди, которые считают что-то невозможным, не должны мешать людям, которые делают это возможным. (китайская пословица) К сожалению, друзья и близкие не всегда поддерживают наши стремления к знаниям. Одни начинают говорить о потерянном времени, другие - о пустой трате денег, самые вредные - о том, что у нас ничего не получится. Чужое мнение порой играет для нас решающую роль, мы отказываемся от своих желаний в угоду чьим-то капризам.

На самом деле : Для того вы и взрослый человек, чтобы принимать решение самостоятельно. Не всегда стоит слушать близких и идти по течению. Объясните родным, что знание английского позволит вам больше зарабатывать, даст почувствовать себя другим человеком . Все возможно, пока вы этого хотите!

3. Я буду самым старшим/старым на курсах

Звучит смешно, но так размышляют люди в возрасте 25-30 лет. Такие мысли часто возникают у тех, кому предстоит начинать осваивать английский язык с первой ступени. Они думают, что придут на занятие, а их соучениками будут 8-9-летние школьники, юные и активные.

На самом деле : Учеников в группы набирают согласно возрасту и уровню знаний. Поверьте, среди начинающих полно ваших сверстников . Если вы испытываете некоторое смущение от сравнения с другими студентами, рекомендуем учить английский с персональным преподавателем. Заниматься наедине с учителем комфортно и эффективно.

4. У меня нет склонности к языкам

Мы не устаем напоминать: нет людей, неспособных учить английский, есть те, кто не желает это делать по каким-то причинам. Почему-то некоторые считают, что человеку нужно иметь особенный склад ума, иметь лингвистические способности, быть филологом по образованию, чтобы хорошо знать язык.

На самом деле : И «технари», и гуманитарии отлично справляются с изучением английского языка. Более того, среди полиглотов много людей с математическим складом ума, они умеют анализировать информацию, способны усваивать большие объемы материала. Нужно подобрать правильный подход, использовать интересные методы обучения.

5. Я работаю, у меня нет времени на учебу

Это одна из самых популярных установок. Мы привыкли жить в спешке, куда-то опаздывать, ругать быстро текущее время. Да, работа отнимает у нас много сил, но ведь есть еще и выходные дни. Можно выделить немного времени на обучение в субботу и воскресенье. Конечно, в выходной хочется отдохнуть, но мы не задумываемся о том, что, достигнув необходимого уровня знания языка, получим возможность занять более перспективную должность, сменить сферу деятельности, улучшить условия труда.

На самом деле : Каждый человек может уделять английскому языку 3-4 часа в неделю. Советуем заняться тайм-менеджментом, в Интернете можно найти много статей и книг по этой теме. Для начала почитайте интересную статью на нашем блоге «Управление временем, или Trying to find time for… time », она кратко расскажет вам об основах тайм-менеджмента. Можно попробовать простой метод: в течение недели записывайте все дела в ежедневник. По прошествии семи дней посмотрите, куда утекают драгоценные минуты. Возможно, вы непродуктивно используете свободное время, и ваше расписание нуждается в доработке? Думаем, у каждого найдутся свои «поглотители времени», от которых можно избавиться. Замените бесполезные дела изучением английского языка.

6. Учиться скучно

При слове «учиться» многие вспоминают, как засыпали на лекциях в университете. Мы даже не можем допустить мысли, что учеба может быть не только полезной и нужной, но и увлекательной. Наши стереотипы часто совсем не обоснованы, вы можете в этом убедиться самостоятельно.

На самом деле : Действительно, зубрить словарь и часами сидеть над грамматикой очень скучно. Неинтересные учебники, сухие формулировки, разучивание оторванных от реалий диалогов и текстов - все это осталось в далеком прошлом. Современный подход в обучении предполагает использование разнообразных материалов. На занятиях английским студенты говорят на интересные им темы, смотрят видео, слушают песни, изучают увлекательные тексты. Девиз современного учителя английского: учеба в радость, а не в тягость.

7. Я не знаю с чего начать, вдруг ничего не получится

Отпустите свои предрассудки на волю и будьте открыты новым знаниям. Вас ждет успех! Неофобия (страх перед всем новым) живет в каждом человеке. Мы боимся учить язык, поехать в путешествие, поменять работу. Задумайтесь, много ли вы потеряете, если попробуете? А если не воплотите свою мысль в действие, рискуете потерять способность мечтать и верить в мечту.

На самом деле : В изучении английского языка нет ничего сложного. Миллионы людей во всем мире учат и будут учить его. Не знаете, за что взяться в первую очередь? Для вас мы составили подробную пошаговую инструкцию « » и написали статью « ». А если вы хотите, чтобы грамотный преподаватель помог вам быстрее достичь поставленной цели, предлагаем в нашей школе. Не бойтесь воплощать мечты в реальность.

Неоспоримые преимущества изучения английского языка взрослыми

1. Хорошая мотивация

Взрослый человек понимает, чего и зачем он хочет. Вас не нужно уговаривать делать домашние задания (о том, почему это так важно, читайте в статьях « » и « »), объяснять, зачем учить английский, как он вам поможет в жизни, вы и так все знаете. Вряд ли плохое настроение или дождь за окном заставят вас не явиться на урок. Вы не бросите занятия «просто так», ведь прекрасно понимаете, для чего пошли по этой дороге и почему стоит идти до конца.

Мотивированные ученики ВСЕГДА добиваются успеха в изучении английского.

2. Самодисциплина

В юности человека трудно усадить за парту и заставить слушать, из-за этого и возникают пробелы в знаниях. Взрослого никто не отвлекает, на занятии вы занимаетесь английским, а не посторонними делами. Вы легко концентрируетесь на учебе, умеете планировать свое время, понимаете необходимость самостоятельной работы.

3. Способность к обучению

Мнение о том, что язык легко дается в возрасте до 13-15 лет, ошибочно. Ученые выяснили, что с возрастом у человека начинают формироваться нейроны, отвечающие за лингвистические способности высшего уровня . То есть вам легче обобщить информацию, установить семантические связи, понять грамматику. Кроме того, у взрослых в процессе обучения работает долговременная память, а у детей кратковременная. Ваши знания хорошо усваиваются и надолго закрепляются.

4. Работа над ошибками

Детей не особо расстраивает сильный акцент или грамматические ошибки, они редко работают над их исправлением. Взрослые относятся к этому ответственно, с завидным рвением стремятся писать и говорить грамотно . Но не впадайте в крайность: ошибки совершают все, ничего страшного в этом нет, главное, вовремя исправлять все недочеты.

5. Хорошие аналитические способности, жизненный опыт

Вы умеете анализировать информацию, знаете свои слабые и сильные стороны . Жизненный опыт позволяет вам четко сформулировать требования к преподавателю и процессу обучения.

6. Учимся правильно с самого начала

К счастью, за последние 20 лет методика преподавания английского претерпела значительные изменения в лучшую сторону. Поэтому сегодня вы можете заниматься с опытными преподавателями (в том числе с носителями языка) так, как вам удобно. Вы самостоятельно выбираете время уроков, учитель подбирает интересные материалы, хорошее учебное пособие. Вы совершенствуете одновременно навыки говорения, аудирования, чтения и письма.

7. Финансовые возможности

Вы можете заниматься на лучших языковых курсах или с персональным преподавателем английского. Вы не ограничены школьной программой, старыми учебниками или финансовыми возможностями родителей. С каждым годом английский язык становится все более доступным как по методике преподавания, так и по цене.

Вы можете себе позволить погружение в языковую среду. Совершите путешествие за рубеж, приятные впечатления и использование английского на практике воодушевят вас. Можно отправиться учить английский за границей по специальной программе, это довольно дорого, но эффективно.

8. Понимание собственных сил и возможностей

В зрелом возрасте вы уже все о себе знаете, понимаете, какая нагрузка вам подходит, можете точно пояснить преподавателю, что хотите получить в результате обучения. У вас нет страха перед личностью учителя . Вы не боитесь, что он назовет вас неспособным, порвет вашу тетрадь, будет отчитывать за ошибки (как бывает в школе), поэтому можно заниматься спокойно и плодотворно.

Полезные рекомендации для тех, кто учит английский «с нуля» в зрелом возрасте

  • Попробуйте управлять своим временем, тогда у вас появятся свободные часы не только для занятий языком, но и для отдыха, спорта, самосовершенствования.
  • Самостоятельное изучение английского «с нуля» нежелательно. Найдите наставника, он поможет составить программу обучения соответственно вашим склонностям, предпочтениям и ритму жизни.
  • Используйте разные методы в обучении: занимайтесь с преподавателем, слушайте музыку, читайте аутентичную литературу, смотрите фильмы и видеоролики с субтитрами на английском.
  • Не бойтесь делать ошибки. Даже коренные жители Америки и Великобритании не всегда говорят и пишут грамотно. Пусть вас не смущают мелкие оплошности, их легко исправить, а вы приобретаете ценный опыт.
  • Главный секрет успеха - полюбить то, чем занимаешься. Научитесь получать удовольствие от занятий английским.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что изучение английского языка во взрослом возрасте эффективно . Это шанс вновь почувствовать себя энергичным студентом, потренировать память и получить яркие впечатления. Английский откроет вам дверь в новый мир, где вас ждут интересные знакомства и путешествия, работа над собой и самореализация. Сделайте первый шаг!

Некоторые взрослые считают, что начинать учить английский с нуля могут только дети. Кто-то считает, что взрослому стыдно начинать с азов и учить элементарные правила и слова, кто-то полагает, что только дети могут успешно изучать иностранные языки, ведь у них прекрасная память и способности к обучению. И первое, и второе мнение ошибочно. Нет ничего постыдного в том, что вы начинаете учить язык, будучи взрослым, даже наоборот: тяга к знаниям всегда вызывает уважение.

Так что неважно, сколько вам лет, важно ваше желание учиться и готовность совершенствовать свои знания. Многие задаются вопросом: «Как лучше начать учить английский язык?».

Ниже описаны основные 9 шагов, которых стоит последовательно придерживаться при изучении.

1. Изучите правила чтения английского языка

Театр начинается с вешалки, а английский язык - с правил чтения. Это базовая часть знаний, благодаря которой вы сможете научиться читать по-английски и произносить звуки и слова правильно.

2. Уточните, как произносятся слова

Даже если вы назубок знаете правила чтения, при изучении новых слов проверяйте, как они правильно произносятся. Хитрые английские слова не хотят читаться так, как пишутся. А некоторые из них и вовсе отказываются подчиняться каким-либо правилам чтения. Поэтому мы советуем уточнять произношение каждого нового слова в онлайн-словаре, например, Lingvo.ru или на специальном сайте Howjsay.com. Прослушайте несколько раз, как звучит слово, и постарайтесь произнести его точно так же. Заодно потренируете правильное произношение.

3. Начните формировать словарный запас

Возьмите на вооружение визуальные словари, например, воспользуйтесь сайтом Studyfun.ru. Яркие картинки, озвученные носителями слова и перевод на русский облегчат вам процесс изучения и запоминания новой лексики.

С каких слов начать учить английский? Мы рекомендуем начинающим ориентироваться на список слов на сайте Englishspeak.com. Начните с простых слов общей тематики, вспомните, какие слова вы используйте чаще всего в своей речи на русском языке. Кроме того, советуем уделить больше времени изучению глаголов английского языка. Именно глагол делает речь динамичной и естественной.

4. Учите грамматику

Если представить речь в виде красивого ожерелья, то грамматика - это нить, на которой вы располагаете бусины-слова, чтобы в итоге получить красивое украшение. Нарушение «правил игры» английской грамматики карается непониманием собеседника. А выучить эти правила не так уж сложно, достаточно заниматься по хорошему учебнику.

Мы рекомендуем взять первую книгу из серии пособий Grammarway в переводе на русский язык. Считаете учебники скучными? Не беда, к счастью, в Интернете найдется все, в том числе блоги преподавателей английского языка. Там можно найти понятное объяснение грамматических нюансов и получить совет от экспертов в этой области.

5. Слушайте подкасты своего уровня

Как только вы начали делать первые шаги, сразу нужно приучать себя к звучанию иностранной речи. Начните с простых подкастов длительностью от 30 секунд до 2 минут. Найти простые аудиозаписи с переводом на русский можно на сайте Teachpro.ru.

6. Смотрите новости на английском

После того как вы сформируете начальный словарный запас по английскому языку, самое время начинать смотреть новости. Рекомендуем ресурс Newsinlevels.com. Тексты новостей для первого уровня простые. К каждой новости есть аудиозапись, так что обязательно послушайте, как звучат новые для вас слова, попытайтесь повторить их за диктором.

7. Читайте простые тексты

Во время чтения вы активируете зрительную память: новые слова и фразы будут легко запоминаться. А если вы хотите не просто читать, но и изучать новые слова, совершенствовать произношение, слушайте тексты, озвученные носителями языка, а потом читайте их. Простые короткие тексты вы можете найти в учебниках вашего уровня, например New English File Elementary, или в Интернете.

8. Установите полезные приложения

Как начать учить английский с нуля самостоятельно, если под рукой есть смартфон или планшет? Приложения для изучения английского языка - это мини-самоучители, которые всегда будут у вас в кармане. Известное приложение Lingualeo идеально подходит для изучения новых слов: благодаря технике интервального повторения новая лексика не выветрится у вас из памяти через месяц. А для изучения структуры, принципа «работы» языка советуем установить Duolingo. Это приложение позволит вам, помимо изучения новых слов, потренировать грамматику и научиться строить предложения на английском языке, а также поможет вам вырабатывать хорошее произношение.

9. Занимайтесь онлайн

Если вы спросите у Гугла, с чего начать учить английский язык самостоятельно, заботливая поисковая система тут же подкинет вам пару сотен сайтов с различными уроками, онлайн-упражнениями, статьями об изучении языка. У неискушенного студента сразу же возникает соблазн сделать себе 83 закладки «ну очень нужных сайтов, на которых я буду заниматься каждый день».

Мы хотим предостеречь вас от этого: в обилии закладок вы быстро запутаетесь, а заниматься нужно систематично, не прыгая с одной темы на другую. Добавьте в закладки 2-3 действительно хороших ресурса, на которых вы будете заниматься. Этого более чем достаточно. Мы рекомендуем выполнять онлайн-упражнения на сайтах Correctenglish.ru или Wonderenglish.com.

Мы предлагаем Вашему вниманию наиболее популярные и эффективные методики обучения английскому для взрослых . В каждой из них есть свои недостатки и свои преимущества, хотя вполне реально совмещать некоторые из особенностей разных методов для получения конечного положительного результата.

На сегодняшний день наибольшего распространения получили такие методы: аудиолингвальный, системный и коммуникативный. Так давайте рассмотрим каждый более детально.

Аудиолингвальный как способ решения фонологической проблемы

Мы уже упоминали про необходимость приобретения и развития навыков фонологии.
Этот метод основывается на прослушивании аудиозаписей и воспроизведении собственной речи и предназначен для развития таких навыков:

  1. Понимание работы слухового и речевого аппарата и принципов его работы;
  2. Приобретение возможности анализа произношения, как носителей языка, так и своего собственного, а также различий между ними;
  3. Возможность нормального и в полном объеме восприятия английской речи;
  4. Улучшение акцента.

Но, к сожалению, этот метод не позволит Вам правильно выражать свои мысли на современной речи без возникновения трудностей психологического характера.

Современный коммуникативный

На сегодняшний день на большинстве курсов предпочитают использовать коммуникативный метод. Этот способ приобретения языковых навыков осуществляется посредством занятий с играми, мультимедийными приложениями, видеокурсами, дебатами на темы, вызывающие наибольшие трудности, ознакомление с культурой, традициями и бытом англоязычных стран. Главный лозунг, применимый к этой методике - “Мы не учим английскому, мы учим им пользоваться!”.

Основные положительные особенности:

  1. Интерес взрослых учащихся, так как занятия проходит в занимательной и легкой для восприятия форме;
  2. Задействования всех возможностей организма: слуха, зрения, речевого аппарата;
  3. Повышение информативности учащихся, так как при таком подходе дается очень много познавательной страноведческой информации;
  4. Развитие ситуативного общения, что очень положительно сказывается на улучшении возможности мыслить на английском языке.

Системный

Согласно такой методике изучения, нужно давать язык за минимально короткие строки целиком и сразу, чтобы у взрослого учащегося появилась общая цельная система. При таком подходе не возникнет страха отсутствия своих возможностей. А уже после этого можно детально рассматривать и улучшать отдельно взятые навыки.

Что же такое - преподнести весь язык и сразу за короткий термин? Под этим подразумевается занятия с неадаптированным учебным материалом, то есть изучение на нем лексических, грамматических и фонетических областей английского. Главное в этом методе - набор, так называемой, “критической массы” необходимой информации. А уже после ее приобретения можно давать основные грамматические конструкции и правила, проводить уроки по фонетике речи, улучшить и увеличить лексический запас.

Но главным требованием в этом методе является занятия в группах с преподавателем или с репетитором. Самостоятельную работу можно начинать только после постановки правильного произношения и изучения грамматического строя английского языка.

Существует много способов выучить иностранный язык с нуля самостоятельно. Первое, что необходимо сделать: ответить на вопрос — зачем. Знать ответ на этот вопрос суперважно. Речь как инструмент общения предполагает регулярное применение – если знаниями и навыками не пользоваться, они забываются. Память человека устроена так, что ненужные знания она прячет как можно дальше. Все, что успел хорошо узнать, быстро забудется — потом придется начинать все с нуля.

Перед тем, как начинать зубрить алфавит, важно осознать цель:

  • общаться со служащими аэропорта, менеджерами в магазинах, обслуживающим персоналом во время туристических поездок и хорошо понимать собеседника (разговорная разновидность);
  • вести деловые переговоры с партнерами (деловая разновидность);
  • иметь возможность читать научную (или художественную) литературу (технический и литературный варианты);
  • свободно общаться с жителями другой страны (читать, писать, говорить).

Важный совет! Для достижения успехов важна мотивация. При правильной постановке цели легко овладеть нужными знаниями с нуля самостоятельно и бесплатно.

2 основных способа в обучении

Быстро освоить чужой способ лингвистического общения можно двумя способами.

Первый практикуют в школе: сначала учат слова, затем складывают их в предложения, из фраз – конструируют текст. Фразы строят по законам русской грамматики – это ошибка. По этой причине выпускники средних школ знают набор отдельных существительных и глаголов, а вот быстро соединять словоформы в предложения им сложно, опыта свободного общения у них маловато.

Второй подход учит, что иностранное наречие лучше изучать фразами, а учиться говорить — сразу полноценными конструкциями. Дело в том, что слово в контексте приобретает новое значение – описать все нюансы сводом жестких правил нельзя. Любая речь фразеологична: смысл отдельного предложения не равен сумме значений отдельных словоформ.

За свою, более чем 25-тнюю практику преподавания английского языка, я регулярно работаю со взрослыми людьми, имеющими хорошее образование, высокий социальный статус. Естественно, за это время я вывела для себя несколько характерных особенностей сотрудничества с такими учениками.

Первое. Самое главное в данном случае — это личностная совместимость людей. Репетитор и ученик проводят довольно много времени вместе. Как правило, это 90 минут, два раза в неделю. Если вдуматься, то ученик проводит с преподавателем иногда больше времени, чем с друзьями. Ведь, при нашей сегодняшней занятости, нам редко удается видится с близкими друзьями регулярно каждую неделю. Зачастую, мы ограничиваемся простым телефонным разговором. Такое положение дел накладывает на репетитора дополнительные функции. Просто необходимо сделать так, чтобы ученику
не стало скучно на занятии, чтобы он не ушел от Вас к другому преподавателю, необходимо постоянно поддерживать интерес, мотивировать человека на дальнейшие занятия, держать внимание слушателя в течение всего занятия. Сделать так, чтобы клиент не заметил, как прошли полтора часа.

Второе. Я стараюсь быть в курсе основных интересов ученика, и говорить с ним
на эти темы. Предоставляю студенту высказаться по теме, стараюсь больше слушать, чем говорить, направляю беседу, задавая наводящие вопросы.
Не стоит ограничивать общение исключительно вопросами, поставленными в учебнике. Можно переставлять уроки по порядку, привлекать дополнительный материал, или вообще, иногда забыть об учебнике, а обсудить что-то очень животрепещущее, использую при этом лексику и грамматику, намеченную Вами для отработки на сегодняшний урок.

Третье. В случае с индивидуальными занятиями, как мне кажется, очень важна импровизация. Безусловно, у репетитора должен быть план урока, ему необходимо знать перед уроком его цели и задачи, но, если возникает ситуация, когда надо отступить от плана, чтобы отработать
лучше прошлый материал, или заменить одно задание, или упражнение другим, стоит это сделать без колебаний.

Четверное. Учитывая, что взрослые, состоявшиеся ученики — это люди самостоятельные, с хорошим образованием, имеющие сильную замотивированность на обучение, им можно смело делегировать выполнение некоторых заданий, давать их для самостоятельной работы. Например,
Прослушивание аудиоматериала, рочтение и перевод текста. Поиск нужного материала по теме, и многое другое.

На мой взгляд, изучение английского языка — это в большой степени совместная работа преподавателя и слушателя. Основные функции репетитора — это объяснить новый материал так, чтобы не возникало дополнительных вопросов о его сути, проконтролировать выполнение домашнего задания, и качество его выполнения, грамотно прокомментировать задание, еще раз объяснить какое-то упражнение,
задание, если оно вызвало затруднение, отработать данный материал на уроке, дать ученику возможность говорить на английском языке.

Все это делает мои уроки разными, интересными и результативными, о чем мне неоднократно говорили, и говорят мои ученики. За мою практику могу смело сказать, что у меня не было ни одного слушателя. Который не заговорил бы, не говоря уже обо всем остальном.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме, пишите, пожалуйста.
Посмотрите , узнайте немного, в моем расписании еще есть время!

Похожие статьи