Основные положения протокольной практики. Государственный протокол Российской Федерации и Русская Православная Церковь. Небольшая справка. Президент Российской академии наук

Протокол по самой своей природе иерархичен. Любая государственная церемония или дипломатический раут связаны с необходимостью соблюдения определенного протокольного порядка или, другими словами, протокольного старшинства, которое есть у каждого государства и прописывается в законодательстве.

Приглашенным на государственный акт или официальное мероприятие главам дипломатических представительств предоставляется в соответствии с этим принципом приоритетное почетное место в непосредственной близости от главы государства или правительства, если они участвуют в этой церемонии.

Вопрос о том, кто занимает более высокое положение, имеет первостепенное значение для протокольной службы любого государства. В советские времена эта проблема стояла особенно остро, поскольку какого-либо официального норматива, с одной стороны, здесь не существовало, а с другой - при проведении любого мероприятия всегда приходилось учитывать особую иерархию партийной номенклатуры.

Иностранные послы, будучи в соответствии с международным правом, представителями главы своего государства, всегда ревностно относились к вопросам протокольного старшинства и весьма болезненно реагировали на все случаи, когда считали, что их права в какой-то степени ущемлены. Поскольку никакого официального документа о протокольном старшинстве при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц не существовало, от дипкорпуса постоянно поступали запросы о порядке старшинства членов правительства и ответственных работников НКИД.

Из устных разъяснений, которые давал на этот счет шеф протокола, протокольное старшинство применительно к международной деятельности выглядело в первые годы после революции следующим образом: Председатель ЦИК, Председатель Совнаркома, Народный комиссар по иностранным делам, прочие наркомы, секретарь ЦИК, зам. Наркоминдел СССР, наркомы РСФСР, другие замнаркомы СССР, члены коллегии наркоматов СССР, члены Реввоенсовета, замнаркомы РСФСР. Среди заведующих отделами Наркоминдела приоритет отдавался зав.политическим отделом, зав. делами данной страны, зав. протокольным отделом, а для остальных руководителей протокольное старшинство определялось длительностью пребывания в соответствующей должности.

Вопрос о протокольном старшинстве, о месте иностранных послов и посланников в церемониальном плане стоял достаточно остро, и до конца 30-х годов здесь возникали постоянные трения между протоколом Наркоминдела и дипкорпусом из-за амбиций ряда глав миссий. Дуайен дипкорпуса германский посол граф Ранцау в 1927 году, ссылаясь на 300-летнюю практику, отстаивал, в частности, точку зрения, что “послы в силу своего исключительного положения” обязаны наносить первые визиты лишь главе государства, главе правительства и руководителю иностранного ведомства, а остальные “даже самые важные сановники страны, включая министров”, должны, мол, первыми наносить визит послам. Такой же принцип, считал он, должен быть положен и в основу рассадки на протокольных мероприятиях. Однако при этом дипкорпус в Москве не всегда учитывал другое правило, закрепленное в протокольной практике, в соответствии с которым, исходя из принципа международной вежливости, послы добровольно уступают свое место главе правительства, министру иностранных дел, а в ряде случаев и другим высшим должностным лицам страны своего пребывания.

В этом отношении представляет интерес прецедент во время поездки наркома Чичерина в Берлин. Протокольный отдел германского МИД в связи с обедом у министра Штреземана в неофициальном порядке запросил советского посла Крестинского, не согласится ли он “уступить свое место наркому и сидеть не справа, а слева от хозяйки”, поскольку имеет право на место перед Министром иностранных дел”.

Тем не менее разный подход к этой норме международной вежливости со стороны глав иностранных миссий в Москве в 30-е годы стал причиной протокольного конфликта. Тот же Крестинский пять лет спустя, возвратившийся к этому времени в Москву и занявший пост заместителя Наркоминдела, оказался “протокольной жертвой” амбициозных представителей московского дипкорпуса. В 1932 году на обеде в британском посольстве ему было предоставлено место за столом только после четырех послов.

Аналогичные казусы возникали не только с послами, но и с иностранными посланниками. В ряде случаев они заявляли протест, если члены коллегии НКИД занимали по сравнению с ними более высокое место, мотивируя это тем, что члены Коллегии представляют только “одно ведомство”, в то время как посланники - свое правительство. Так называемая обеденная проблема к середине 30-х годов приобрела такую остроту, что шеф протокола НКИД поставил перед дуайеном вопрос о ненормальности сложившегося положения с точки зрения норм международной вежливости, когда официальных представителей НКИД в иностранных представительствах в буквальном смысле слова “загоняют в конец стола”.

В этой связи зав. протоколом обратился к дуайену с просьбой не приглашать его на обеды, устраиваемые в иностранных миссиях, “на которых представителю НКИД не может быть предоставлено удовлетворительное место, ибо нынешнее отношение дипкорпуса ставит меня, как шефа протокола, в определенно неудобное положение”.

Отстаивая престиж ведомства иностранных дел и достоинство его руководящих сотрудников, зав. протоколом НКИД обосновывал свой демарш тем, что в столь деликатной проблеме необходимо руководствоваться в первую очередь нормами международной вежливости, а не чисто формальным подходом. “Правила куртуазии” исходят из общепринятого принципа различного отношения к вопросу старшинства между лицами, занимающими одно и то же положение (соответственно дипломатический ранг) при проведении протокольных мероприятий в “своем доме” и в “чужом доме”. “С точки зрения общепринятой практики в иностранных домах при равенстве чинов представителей местного правительства садят во всяком случае выше иностранных, напротив, в местных домах лучшие места предоставляются иностранным дипломатам. В обоих случаях исходят из принципа куртуазии”.

Эту точку зрения отстаивал и признанный авторитет в области протокола Ф.Ф.Молочков, который дважды возглавлял протокольный отдел Министерства иностранных дел. Со ссылкой на автора книги “Дипломатический протокол” Ж. Серре, он в одной из своих работ приводит примеры из протокольной практики Франции и Германии, подтверждающие правомерность именно такого подхода к проблеме старшинства в протокольной практике.

С первых шагов на международной арене НКИД СССР весьма щепетильно относился ко всем вопросам, связанным с соблюдением протокольного старшинства в отношении советских дипломатических представителей за рубежом. Так, например, в феврале 1924 года внимание советского полпреда в Италии было обращено на необходимость строгого соблюдения протокольного правила, в соответствии с которым “послы делают визиты послам, но не посланникам, ожидая визитов последних. Если Вы первыми сделаете им визиты, Вы этим самым до известной степени уменьшите свой ранг в глазах Ваших коллег и Мининдела”.

В ноябре 1933 года в связи с установлением дипломатических отношений с США советским полпредам в Англии, Франции, Германии и Польше было направлено указание завязать контакты с американскими представителями, содержавшие одновременно и практический совет, касающийся соблюдения норм протокола: “Рекомендуем нанесение первого визита разрешать в зависимости от старшинства, а именно, нашим Полпредам и Поверенным в делах надлежит сделать первый визит в тех случаях, когда они младше американца. В противном случае должны ожидать его визита. Если бы, однако, со стороны представителя САСШ такого визита не последовало, целесообразно в зависимости от обстановки дать ему в деликатной форме намек о своевременности подобного визита”.

Таким образом, в отношении одного из важнейших принципов протокола, - теории протокольного старшинства - протокольная практика советского государства с самого начала строилась на основе неукоснительного и строгого соблюдения этой общепризнанной международной норм.

ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(согласно указам Президента РФ от 12.11.2008 № 1600
и от 06.08.2011 № 1056)

1. Президент РФ

2. Вновь избранный и не вступивший в должность Президент РФ

3. Председатель Правительства РФ

4. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ

5. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ

6. Лица, занимавшие должность Президента РФ

7. Председатель Конституционного Суда РФ

8. Председатель Верховного Суда РФ

9. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ

10. Генеральный прокурор РФ

11. Патриарх Московский и всея Руси

12. Руководитель Администрации Президента РФ

13. Секретарь Совета Безопасности РФ

14. Первые заместители Председателя Правительства РФ, первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

15. Заместители Председателя Правительства РФ, Заместители Руководителя Администрации Президента РФ

16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства РФ

17. Первый заместитель Председателя СФ ФС РФ, Первый заместитель Председателя ГД ФС РФ

18. Заместители Председателя СФ ФС РФ, заместители Председателя ГД ФС РФ

19. Помощники Президента РФ, помощники Президента РФ – начальники управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ

20. Федеральные министры*

21. Председатель Центральной избирательной комиссии РФ

22. Председатель Счетной палаты РФ

23. Председатель Центрального банка РФ

24. Президент Российской академии наук

25. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

26. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

26 .1 Председатель Следственного комитета РФ

27. Руководители фракций в ГД ФС РФ, председатели комитетов и комиссий палат ФС РФ

28. Высшие должностные лица субъектов РФ

29. Советники Президента РФ

30. Руководители федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

31. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам

32. Уполномоченный по правам человека в РФ

32.1 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

33. Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ при международных организациях*

34. Члены СФ ФС РФ, депутаты ГД ФС РФ

35. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий – члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

36. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, кавалеры орденов Св.ап.Андрея Первозванного, Св.Георгия, лица, удостоенные звания Героя РФ, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве

37. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ, первые заместители Председателя Центрального банка РФ

38. Заместители Председателя Верховного Суда РФ, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Генерального прокурора РФ, заместители Председателя Центрального банка РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ

39. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

40. Лица, занимающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте РФ

41. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

42. Аудиторы Счетной палаты РФ

43. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве

ПРИМЕЧАНИЕ:

* Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся
к международным контактам, занимает позицию после пункта 12

* Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ
при международных организациях применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19

Протокол президента

Дипломатический протокол имеет богатую историю. Он зародился в античные времена и первоначально был непосредственно связан с мировоззрением древних народов, их верованиями и культами. Древние римляне в ходе церемонии заключения мира совершали ритуальное жертвоприношение. Поскольку власть императора была священной, в древности придавали особое значение признанию этого священства послами чужих государей. В противном случае чужеземец выказывал непочтение не только к власти, но и к местным богам. Для этого было придумано множество громоздких церемоний с паданием ниц, подношением подарков и проч. В Византии, например, для произведения особого эффекта во время церемонии принятия иноземных послов специальный механизм приподнимал трон императора под грозное рычание золоченых механических львов.

На Руси также существовал особый порядок заключения договоров с иноземцами. После обязательного молебна придворный священник зачитывал положения договора о мире, слова которого повторял за ним великий князь. По окончании чтения текста договора великий князь передавал документ главе делегации государства, с которым заключался мир. Договор считался нерушимым только после того, как глава делегации скреплял достигнутые договоренности особой присягой в виде «крестного целования», причем Иван Грозный, например, сам внимательно следил за тщательностью выполнения этой церемонии.

В 1774 году был разработан «Церемониал для чужестранных послов при Императорском российском дворе», явившийся, по сути, первой попыткой систематизации и законодательного оформления протокольных норм в России. В 1827 году протокол получил свое развитие в «Высочайше утвержденных этикетах при Императорском российском дворе». Эти документы и были основой русского дипломатического протокола вплоть до Октябрьской революции.

В Советском Союзе все функции по обеспечению дипломатического протокола возлагались на протокольный отдел Министерства иностранных дел. Советский протокол имел определенную специфику, во многом продиктованную идеологией. Отсутствие должности президента и фактическое исполнение его обязанностей генеральным секретарем ЦК КПСС, имевшим статус лидера политической партии, но не руководителя государства, приводили к трудностям в соблюдении принципа паритета при проведении встреч с главами западных государств. Советское протокольное старшинство было следующим: генеральный секретарь, а затем по алфавиту члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, члены ЦК КПСС и так далее вплоть до секретарей райкома. С позиций сегодняшнего времени советский протокол кажется чересчур официозным. Возможно, это происходило отчасти потому, что советские лидеры сравнительно редко принимали участие в международных мероприятиях или выезжали с визитами за рубеж.

С началом перестройки все изменилось. Президент СССР М. С. Горбачев много времени уделял международным вопросам, часто встречался с зарубежными лидерами. Изменилась и внешняя политика страны, став более открытой, что, в свою очередь, привело к изменению протокольных норм. В мае 1990 года в управлении делами президента СССР был создан протокольный отдел, который занялся разработкой президентского протокола в соответствии с требованиями времени.

В конце 1991 года, когда СССР распался, Россия стала выступать как самостоятельное государство. 20 января 1992 года Б. Н. Ельцин принял решение о реорганизации управления протокола в службу протокола администрации президента Российской Федерации. Были подготовлены и утверждены «Положение о службе протокола администрации президента Российской Федерации» и «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов руководства России». В 1993 году глава администрации президента утвердил «Порядок приема и обслуживания иностранных делегаций, командирования за границу делегаций на высшем уровне и работников администрации президента Российской Федерации». Летом 1995 года указом президента было утверждено «Положение об управлении протокола президента Российской Федерации», которое в декабре 1998 года было дополнено в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Эти документы являются нормативной базой для работы подразделения.

Главная задача управления протокола - осуществление всего комплекса протокольных норм в отношении главы государства и его супруги, содействие в организации визитов лидеров зарубежных стран, проведении крупных конференций и других официальных мероприятий на высшем уровне. Управление протокола работает в тесном контакте с департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел, иностранными посольствами, коллегами за рубежом. Ведется досье всех состоявшихся встреч и визитов.

Дипломатический протокол изменяется под влиянием времени. Международная интеграция привела к увеличению количества контактов глав государств; к государственному, официальному и рабочему визитам прибавилась «встреча без галстуков», во время которой лидеры разных стран в неофициальной обстановке обсуждают важнейшие внешнеполитические проблемы. Проводится множество международных конференций и встреч на высшем уровне, в которых одновременно принимают участие руководители нескольких держав.

Протокол требует самого пристального внимания к мельчайшим деталям, знания политики и географии, экономики и культуры, национальных и религиозных традиций различных государств.

Когда шло формирование протокольной службы президента СССР, главной задачей было определить приоритетные направления работы и уже в соответствии с ними подбирать людей. С одной стороны, нужны были люди, хорошо знакомые с дипломатией, имевшие практический опыт. С другой - они должны были обладать качествами, присущими далеко не всякому дипломату: обширными разносторонними познаниями, скромностью и умением быть незаметным, чувством локтя и предельным вниманием.

С тех пор прошло чуть более десяти лет. Сегодня протокольные подразделения созданы в министерствах, ведомствах, крупных промышленных корпорациях, банковско-финансовых группах. А потому многие уверены, будто хорошо понимают, что такое протокол. Мне немало доводилось встречаться с людьми, которые работают на этих направлениях. В ходе таких встреч родилась пока еще нереализованная идея создать ассоциацию или сообщество протоколистов, дабы иметь возможность постоянно обмениваться мнениями, вырабатывать единые правила игры на всем поле протокольной службы. Речь не идет об унификации, это было бы неверно, поскольку у всех заинтересованных сторон разные возможности и разные подходы. Но было бы неплохо приблизить их работу к единым международным правилам.

Кстати, сегодня часто путают протокол и этикет. По этикету, например, издано море книг, но если их все собрать и прочесть, голова пойдет кругом. Многие авторы этих книг основываются на этикете зарубежном. Кто-то составляет из зарубежных материалов сборники, называя их чуть ли не энциклопедиями. То же сегодня происходит и с протоколом. Книги по протоколу издают теперь не только крупнейшие центральные издательства, но и российские губернии. Возможно, это хорошо: они, безусловно, нужны как пособия для местной администрации. Беда заключается в том, что в таких изданиях содержится много неверной, пафосной информации, так как при отборе материала составители не учли специфику государственного протокола, протокола президента и протокола губернатора или крупного предприятия. Излишняя напыщенность не будет способствовать улучшению работы, а временами и вызовет улыбку у приглашенных на то или иное мероприятие. При выработке протокола, имеющего локальный характер, необходимо учитывать специфику своей области, уважительно относиться к национальным традициям своего края. Нельзя по одной схеме проводить мероприятия на юге и севере нашей страны. Но уходить от шаблонов, искать что-то новое мы обязаны.

Протокол - это кропотливая совместная работа многих служб. Если ставить во главу угла только протокол и не считаться с теми задачами, которые стоят перед другими службами, плодотворной работы не получится. И в то же время такое взаимодействие должно быть незаметным для непосвященных. О нем должны знать лишь те, кто готовит мероприятие.

Президентский протокол появился в нашей стране после того, как на заседании Верховного Совета первым президентом Советского Союза был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Нужно было создавать администрацию президента, которая отличалась бы от администрации генерального секретаря ЦК КПСС. Во всех странах, где есть президент, есть президентский протокол, и хотя в целом такой протокол уже унифицирован международной практикой, в каждой стране обязательно выделяются чисто национальные его особенности, опирающиеся на историческую традицию. Во всех крупных государствах протокол вырабатывался долгими годами.

У американцев главное место проведения многих мероприятий - лужайка возле Белого дома. Здесь могут одновременно находиться полторы - две тысячи человек - помимо делегации, которую принимает президент. Именно здесь играют гимны, перед высоким гостем проходят солдаты в униформе времен образования США. Американский президент приветствует своего гостя на глазах широкой общественности.

То же и с инаугурацией. В США все фиксировано: каждые четыре года 4 ноября проходят выборы президента, а 20 января, через два с половиной месяца, проводится церемония вступления в должность вновь избранного главы государства. В январе в Вашингтоне довольно тепло, так что весь церемониал проходит на Капитолийском холме при большом стечении народа. А потом организаторы успешной предвыборной кампании разъезжаются по 10–15 гостиницам и одновременно проводят там инаугурационный прием. Президент объезжает почти все эти гостиницы, фотографируется с теми, кто пришел на его праздник. Билеты на такой прием стоят от одной до двух тысяч долларов. Уговаривать купить билет никого не надо: элита стремится выпить шампанского с человеком, который четыре года будет осуществлять высшую исполнительную власть в стране.

Когда мы решали, как провести инаугурацию первого советского президента, мы изучили множество документов, но это мало что дало. Нам не хотелось резкого перехода от советского периода истории назад, к царскому прошлому, да это было бы и непонятно нашим современникам. После долгих размышлений мы остановились на простом и строгом варианте: президентская клятва на конституции в Кремлевском дворце съездов и прием в банкетном зале на 1100 человек, с присутствием представителей всех политических партий и движений, а также молодежных организаций.

Так была заложена традиция, которая продолжения не получила: наступил 1991 год, произошло ГКЧП, и Михаил Сергеевич Горбачев стал президентом несуществующей страны.

Работая в протоколе, следует прежде всего уважать себя. Здесь нельзя заниматься политиканством, нельзя допускать малейшей тени высокомерия. Необходимо внимательно выслушивать просьбы и требования зарубежных коллег, настаивать на выполнении всех наших протокольных позиций, но и стараться идти навстречу. Какими бы сложными отношения ни были, гость всегда должен чувствовать прежде всего доброжелательность принимающей стороны. В своей протокольной практике я всегда ставил это во главу утла.

За столом переговоров я всегда начинаю с того, что стараюсь понять, какая у моего собеседника позиция. И знаю наверное, что навязать ему свою точку зрения не смогу. Зато могу выделить ключевые проблемы, растолковать коллеге свою позицию и добиться понимания в принципиальных вопросах.

В протоколе главное быть откровенным со своим партнером. Вопросы возникают порой самые неожиданные и на первый взгляд простые. Например, цвет платья супруги президента. Если модным был, к примеру, зеленый, нам следовало быть начеку: нельзя было допустить, чтобы обе супруги появились в одеяниях одинакового цвета. Я говорил: большая просьба, узнайте, в чем будет супруга вашего президента. И коллеги мне сообщали, и если надо было, мы эту ситуацию координировали. Когда было тяжело находить общие решения, я так и говорил: мне тяжело. Когда начались проблемы со здоровьем у Бориса Николаевича, мне приходилось считать ступеньки: высоких лестниц нашему президенту было не одолеть. Я просил найти другой въезд, другой проход, где ступеней поменьше.

К примеру, была у нас еще одна протокольная проблема: фраки. Когда Горбачев находился с визитом в Испании, принимающая сторона предложила нам надеть на прием фраки. И хотя они настаивали, мы отказались, так как Михаил Сергеевич был категорически против, и сошлись на темном костюме. Когда в Испанию с визитом приехал Ельцин, к тому времени мы уже начали носить смокинги, впервые надев их в Москве во время визита королевы Великобритании. В Испании нам снова предложили надеть на прием к королю фрак. Мы, в свою очередь, предложили смокинг, но, как оказалось, смокинг король не признает, и мы вновь сошлись на темном костюме.

Единственное мероприятие, на которое Михаилу Сергеевичу непременно пришлось бы надеть фрак, - это церемония вручения ему Нобелевской премии мира в Стокгольме. Но так сложилось, что он туда не поехал, и вместо него фрак надел Анатолий Гаврилович Ковалев, первый заместитель министра иностранных дел, который был уполномочен получить премию вместо него.

Языком протокола всегда был французский, но постепенно, когда весь мир заговорил по-английски, английский стали признавать и в протоколе, иначе получается много путаницы. Например, при рассадке. Обычно мы оговариваем, по какому алфавиту будем рассаживать гостей. К примеру, если «восьмерка» проходит во Франции - это один порядок, если в Денвере, в Америке - другой. Но обязательно по алфавиту, поскольку все участники встречи равны.

Первое место отводится хозяину, потом, по алфавиту, гостям.

Подготовкой визитов, помимо управления протокола, всегда занимались Министерство иностранных дел, 9-е управление (ныне ФСО), управление правительственной связи, управление делами. Когда мы принимали гостей у себя, наибольшая нагрузка падала на МИД. Нужно отдать должное руководителям протокола МИДа, в том числе Д. С. Никифорову и руководителю 9-го управления ныне покойному Ю. С. Плеханову. Они всегда находили между собой общий язык, а взаимоотношения руководителей у нас обычно становятся эталоном для подчиненных. Если в верхах все нормально, рядовые сотрудники понимают друг друга с полуслова. Никифоров работал недолго, в 1986 году ушел, и на его место был назначен В. И. Чернышов, к тому времени дважды побывавший послом и только что вернувшийся из Бразилии. Почти десять лет мы работали с ним душа в душу. Всякое приходилось переживать. В протоколе, как у минеров, если все в порядке, протоколиста никто не замечает, ну а если что не так - кого винить, как не его? Бывали моменты, что и защищаться приходилось, когда одна из служб пыталась свои огрехи свалить на нас.

Когда мы приезжали с официальными визитами в другие страны, мы всегда с восхищением смотрели, как там организовываются протокольные мероприятия, как прекрасно используются великолепные залы, изысканных форм столы, стулья, изготовленные под старину. Одетые в ливреи вышколенные официанты, великолепная именная посуда. Если это прием у монарха, то, естественно, с его вензелями. Если в президентской стране, то с президентской символикой. Поначалу все это нас даже удивляло.

В свое время в Советском Союзе была изготовлена посуда с советской символикой - для Кремля, наших посольств. Герб Советского Союза красовался на чашке, блюдце, тарелке, чайнике. На большее воображения не хватило. Выглядел тот сервиз более чем скромно. Во времена Ельцина стало возможным проводить протокольные мероприятия в отреставрированных залах, появились новая посуда, мебель.

Приятно было видеть, как протокольная служба вместе с управлением делами президента В. В. Путина подготовилась к празднованию 300-летия Петербурга: был восстановлен ряд роскошных залов в Петербурге и окрестностях; для приемов использовались новые формы столов и скатертей. Выглядели проводимые мероприятия действительно парадно. Пресса моментально нашла словечко: «по-царски». А пусть бы и по-царски, чем слишком просто и безвкусно. Раньше, кроме двух залов, Георгиевского и Грановитой палаты, нам негде было проводить приемы. Фуршеты еще можно было организовывать в Кремлевском дворце съездов, но для приемов это помещение не годилось.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Путин, Буш и война в Ираке автора Млечин Леонид Михайлович

ТОСТ ЗА ПРЕЗИДЕНТА 5 октября 1990 года Саддам принял в Багдаде Примакова. Он говорил московскому гостю, что Кувейт - исторически часть Ирака, поэтому он никогда не выведет свои войска. Саддам согласился отпустить на родину только тех советских специалистов, срок контракта

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

На манер президента - Брежнев уже давно подписывается на манер президента от имени партии, - говорит Молотов.- Помните, американцы сомневались, имеет ли он право подписывать как Генеральный секретарь?- Нас буржуазия иностранная заставила нарушить свою Конституцию

автора

Протокол супруги президента В системе российского государственного протокола особое место отводится протоколу супруги президента, роль которой в нашей стране стала намного заметнее и ответственнее. Эту сферу регламентируют соответствующие указы и распоряжения

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА Термин «президент» происходит от лат. praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Однако в его нынешнем понимании как главы государства этот термин начали употреблять с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США. Первые

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

ТРАНСПОРТ ПРЕЗИДЕНТА Наземный Транспорт президента - это целый парк всевозможной техники: автомобили - от лимузинов до автобусов, самолеты, спецвагоны, яхта, катера.Прежде в Кремле была царская конюшня, где стояли кареты и первые автомобили, которыми, как известно,

Из книги Тегеран 1943 автора

Лосось для президента Стол на девять персон был накрыт в небольшой гостиной, примыкавшей к залу заседаний. На белой скатерти ярким пятном выделялись миниатюрные флажки трёх держав. Между приборами были небрежно разбросаны красные гвоздики. Когда я вошёл в гостиную, там,

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

8.2. «Записки президента» 8.2.1. Именно так, «Записки Президента» назвал Ельцин свою вторую книгу. Писательский зуд у известных политических деятелей не удивляет. Однако, обычно, делается это либо когда они уходят в отставку, либо когда собираются это сделать в ближайшее

Из книги Терроризм. Война без правил автора Щербаков Алексей Юрьевич

Убить президента В задачу этой книги не входит рассказ о дальнейших перипетиях Алжирской войны. Она была долгой, кровавой, отмеченной бесчисленными зверствами с обеих сторон. К 1958 году повстанческие отряды были рассеяны, так сказать, в первом приближении. Казалось – «еще

Из книги Как Зюганов не стал президентом автора Мороз Олег Павлович

Гиря на шее Президента Одной из главных причин непопулярности Ельцина в ту пору была Чечня. Общество в большинстве своем реагировало на кровавую бойню совершенно здраво и адекватно.Как подумаешь: что с ним, с обществом, случилось потом, при Путине? Как быстро могут

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

ЛОСОСЬ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА Стол на девять персон был накрыт в небольшой гостиной, примыкавшей к залу заседаний. На белой скатерти ярким пятном выделялись миниатюрные флажки трёх держав. Между приборами были небрежно разбросаны красные гвоздики. Когда я вошёл в гостиную, там,

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Смерть президента На следующий день, 12 апреля, в Уорм-Спрингз штат Джорджия умер Рузвельт. Он позировал портретисту, когда вдруг внезапно скончался от инсульта.Весь Лос-Аламос был в шоке. Многие оплакивали уход любимого лидера нации, отеческой фигуры, того, кто был

Из книги Глобальный треугольник. Россия – США – Китай. От разрушения СССР до Евромайдана. Хроники будущего автора Винников Владимир Юрьевич

Бомба для президента Утром 9 октября 2006 года сейсмические датчики зафиксировали, что на территории КНДР произошел подземный взрыв, эквивалентный 15 килотоннам тротила. После чего в Пхеньяне было официально заявлено об испытании ядерного устройства. И это событие можно с

Из книги Полиция России. История, законы, реформы автора Тарасов Иван Трофимович

Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 254 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» 1. Признать утратившими силу:Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание

Из книги Горбачев и Ельцин. Революция, реформы и контрреволюция автора Млечин Леонид Михайлович

Август без президента 19 августа 1991 года страна проснулась и узнала, что президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев по состоянию здоровья отставлен от должности, а бразды правления взял на себя государственный комитет по чрезвычайному положению.По прошествии лет

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации - утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183.

Раздел V. Протокольное старшинство при проведении в Российской Федерации официальных мероприятий

1. Президент Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
10. Патриарх Московский и всея Руси.
11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
13. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощники Президента Российской Федерации.
14. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
19. Помощники Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
20. Федеральные министры.
21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
28. Советники Президента Российской Федерации.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях.
32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий - члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
34. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
41. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.

Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О Государственном протоколе Кыргызской Республики

Настоящий Закон устанавливает правовую основу Государственного протокола Кыргызской Республики, определяет его цели и задачи, порядок подготовки и проведения мероприятий государственного значения.

Государственный протокол Кыргызской Республики в соответствии со сложившейся международной практикой регулирует процедурные правила проведения в Кыргызской Республике официальных мероприятий.

Статья 1. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:

Государственный протокол - это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых в официальных мероприятиях на государственном уровне на территории Кыргызской Республики с другими государствами.

Протокольное старшинство - это перечень старшинства высших должностных лиц Кыргызской Республики, применяемый при проведении внутригосударственных и международных мероприятий.

Государственный визит - высший вид визита в Кыргызскую Республику, проводимый с целью обозначения высокого политического уровня достигнутых двусторонних отношений с иностранным государством, который может осуществляться главой иностранного государства один раз за период непрерывного исполнения им властных полномочий. По объему церемониальных почестей, предусматриваемых настоящим Законом, государственный визит является наиболее полным.

Официальный визит - основной вид визита, отражающий официальные дипломатические отношения с иностранным государством, второй по статусу вид визита в Кыргызскую Республику для глав иностранных государств и высший вид визита в Кыргызскую Республику для глав правительств, внешнеполитических ведомств, а также спикеров парламентов иностранных государств.

Рабочий визит - визит, имеющий определенное целевое значение: прибытие в Кыргызскую Республику глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных государств на переговоры, для консультаций, подписания договоров и соглашений, открытия национальных выставок, дней культуры, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики и министром иностранных дел Кыргызской Республики.

Частный визит - визит в Кыргызскую Республику глав государств, глав правительств иностранных государств для участия в конференциях и совещаниях по общественной линии, присутствия на спортивных соревнованиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или в целях туризма.

Визит проездом - краткое пребывание в Кыргызской Республике иностранных делегаций, следующих транзитом через ее территорию.

Визит на высшем уровне - визит в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на уровне глав государств, глав правительств, спикеров парламентов и оказываемые в соответствии с их статусом церемониальные почести.

Визит на высоком уровне - визит в Кыргызскую Республику глав внешнеполитических ведомств, специальных представителей глав государств и правительств иностранных государств, руководителей международных организаций и приравненных к ним лиц.

Формат визита - совокупность мероприятий делового и протокольного характера, отражаемых в программе визита, их церемониал и уровень персонального участия в них лиц.

Официальный прием - мероприятие, посвященное приезду главы делегации.

Памятные подарки - сувениры и подарки, символизирующие Кыргызскую Республику, вручаемые в ходе визитов главе и членам официальной делегации.

Статья 2. Правовая основа осуществления Государственного протокола

Правовую основу осуществления Государственного протокола составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Цели и задачи Государственного протокола

Основными задачами Государственного протокола являются:

Координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в целях проведения единой протокольной практики Кыргызской Республики в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

Протокольное обеспечение визитов высшего руководства Кыргызской Республики в иностранные государства, а также визитов в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на высшем и высоком уровнях;

Подготовка и организационное обеспечение рабочих поездок первых лиц по регионам республики;

Подготовка и организация переговоров, проведение мероприятий многостороннего формата, подписание международных договоров;

Организация вручения послами иностранных государств верительных и отзывных грамот Президенту Кыргызской Республики;

Осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 4. Осуществление Государственного протокола

1. Государственный протокол осуществляет Министерство иностранных дел Кыргызской Республики совместно с протокольными службами Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

2. Общая координация единой протокольной практики на территории Кыргызской Республики осуществляется Департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

3. Решение вопросов организационно-протокольного характера по подготовке и проведению визитов высшего руководства Кыргызской Республики в зарубежные государства, а также визитов в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на высшем и высоком уровнях обеспечивается заинтересованными ведомствами Кыргызской Республики при координирующей роли Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

Статья 5. Обеспечение координации и взаимодействия

1. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики при реализации внешнеполитического курса обеспечивает координацию и взаимодействие органов исполнительной и законодательной ветвей власти в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики Кыргызской Республики.

2. Министерства, административные ведомства, местные государственные администрации Кыргызской Республики при организации внутриреспубликанского мероприятия с участием дипломатического корпуса, аккредитованного в Кыргызской Республике, в обязательном порядке должны согласовывать данный вопрос с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики за 30 дней до его проведения.

Статья 6. Визиты иностранных делегаций в Кыргызскую Республику

1. Стороны заблаговременно договариваются о сроках, характере и формате предстоящего визита высокого гостя (делегации). Прибытие высокого гостя (делегации) в Кыргызскую Республику в выходные и праздничные дни не практикуется, за исключением приглашения на юбилейные, праздничные и торжественные мероприятия. При согласовании сроков визита данное положение доводится до сведения иностранной стороны.

2. В случае прибытия высокого гостя в выходные и праздничные дни, а также во внерабочее время уровень протокольных мероприятий снижается.

3. Протокольные церемонии и почести оказываются иностранной делегации в соответствии с форматом визита, статусом лица, возглавляющего делегацию (глава государства, правительства, парламента, внешнеполитического ведомства или другое высокопоставленное лицо), уровнем двусторонних отношений, а также с учетом принципа взаимности.

4. Планирование, подготовка и осуществление визитов глав государств, правительств, парламентов и приравненных к ним лиц в Кыргызскую Республику находятся в компетенции Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики, визитов глав внешнеполитических ведомств - в ведении Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

5. По характеру визиты подразделяются на государственные, официальные, рабочие, частные и визиты проездом. Визит в Кыргызскую Республику начинается с момента приземления самолета (специального самолета) высокого гостя (делегации) в аэропорту столицы Кыргызской Республики.

Статья 7. Протокольные мероприятия с участием иностранных делегаций в Кыргызской Республике

1. Протокольные мероприятия с участием иностранных делегаций в Кыргызской Республике включают официальные встречи и проводы гостей на высшем/высоком уровне, подписание совместных международных договоров, пресс-конференции, официальные приемы, возложение венков к памятным местам Кыргызской Республики (Площадь Победы или историко-мемориальный комплекс "Ата-Бейит").

2. В соответствии с международной практикой Министерство иностранных дел Кыргызской Республики разрабатывает совместно с Аппаратом Президента Кыргызской Республики, Аппаратом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппаратом Правительства Кыргызской Республики протокольные мероприятия.

3. Соответствующее подразделение Министерства иностранных дел Кыргызской Республики организовывает согласование, подготовку, установление аутентичности и подписание международных договоров.

Статья 8. Программы визитов иностранных делегаций в Кыргызскую Республику

1. Программы визитов иностранных делегаций на высшем/высоком уровне в Кыргызскую Республику разрабатываются Министерством иностранных дел Кыргызской Республики совместно соответствующими подразделениями Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики и предусматривают церемонии встречи и другие протокольные мероприятия, связанные с пребыванием делегаций. Во время разработки программы по дипломатическим каналам уточняются предпочтения высокого гостя.

2. Обязательным условием программы является соблюдение последовательности мероприятий с указанием времени, места проведения, состава участников и другой информации, необходимой для организации и осуществления визита.

3. Программа визита иностранной делегации на высоком/высшем уровне вносится Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и утверждается руководителями Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики либо их заместителями, курирующими внешнеполитическую деятельность соответствующих аппаратов. С момента утверждения программа визита является официальным документом.

4. Если с высоким гостем следует супруга (супруг), то для нее (него) составляется и согласовывается отдельная программа.

Статья 9. Визиты специальных представителей глав государств и правительств, руководителей международных организаций

Специальные представители глав государств, правительств и руководители международных организаций принимаются в качестве гостей Правительства Кыргызской Республики.

Статья 10. Визиты наследников престола и других членов королевских семей

Наследники престола и другие члены королевских семей принимаются в качестве гостей Правительства Кыргызской Республики.

Статья 11. Поездка иностранных делегаций по стране

Программа визита может предусматривать поездку главы иностранной делегации по регионам Кыргызской Республики.

Статья 12. Обеспечение протокольных мероприятий

1. При визитах иностранных делегаций в Кыргызскую Республику предусматривается обмен подарками, обеспечение автотранспортом, вывешивание флагов и лозунгов.

2. Подарки, полученные руководством государственного органа в ходе встреч с иностранными делегациями, являются государственным имуществом, выставляются в предназначенном для этого месте здания соответствующего органа для всеобщего обозрения либо в музейном фонде Кыргызской Республики, а подарки, представляющие особую ценность, - в Национальном банке Кыргызской Республики.

Статья 13. Вручение верительных и отзывных грамот Президенту Кыргызской Республики послами иностранных государств

1. Вручение верительных и отзывных грамот послами иностранных государств производится Президенту Кыргызской Республики.

2. Соответствующая (протокольная) служба Аппарата Президента Кыргызской Республики совместно с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики обеспечивает подготовку и проведение церемонии вручения верительных грамот. Дата вручения верительных грамот согласовывается по дипломатическим каналам, не менее чем за один месяц. В день вручения верительных грамот кыргызская сторона предоставляет послу иностранного государства транспорт для передвижения от резиденции до места вручения и обратно.

Статья 14. Подготовка верительных и отзывных грамот для вручения Чрезвычайными и Полномочными Послами Кыргызской Республики

1. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики после издания указа Президента Кыргызской Республики о назначении Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики, Постоянного Представителя Кыргызской Республики при международных организациях подготавливает верительные и отзывные грамоты.

2. Верительные и отзывные грамоты подготавливаются на государственном языке на гербовой бумаге с приложением официального перевода.

Статья 15. Зарубежные визиты высшего руководства Кыргызской Республики

1. Сроки зарубежных визитов высшего руководства Кыргызской Республики согласовываются по дипломатическим каналам. Для подготовки и проведения зарубежного визита высшего руководства Кыргызской Республики в страну визита направляется передовая группа. Соответствующее посольство Кыргызской Республики обеспечивает необходимое содействие работе передовой группы. При отбытии высшего руководства Кыргызской Республики с визитом за рубеж и по возвращении из-за рубежа, как правило, его провожают и встречают руководители Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики и другие официальные лица.

2. Одновременный визит в зарубежные страны Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики не допускается.

3. Визиты Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики в одну и ту же зарубежную страну в течение короткого периода времени, за исключением случаев планового многостороннего мероприятия, не допускаются.

Статья 16. Участие высшего руководства Кыргызской Республики в мероприятиях в иностранных государствах

1. Участие высшего руководства Кыргызской Республики в праздничных мероприятиях иностранных государств, инаугурации глав иностранных государств, международных конференциях и симпозиумах производится по приглашению иностранного государства или международной организации и по соответствующему решению высшего руководства Кыргызской Республики.

2. Порядок и уровень участия Кыргызской Республики в траурных мероприятиях в связи с кончиной главы иностранного государства, в мероприятиях почтения памяти в иностранных государствах определяются по соответствующему решению высшего руководства Кыргызской Республики.

Статья 17. Участие высоких гостей в государственных мероприятиях Кыргызской Республики

Участие высоких гостей или их представителей в государственных мероприятиях Кыргызской Республики, международных конференциях и симпозиумах осуществляется по приглашению Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики.

Статья 18. Использование государственных символов Кыргызской Республики

1. При осуществлении протокольных мероприятий используются изображения Государственного герба Кыргызской Республики, Государственного флага Кыргызской Республики, штандарта Президента Кыргызской Республики и исполняется Государственный гимн Кыргызской Республики.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, могут использоваться также ленты с текстом от имени высшего руководства Кыргызской Республики для памятных венков и корзин с цветами, визитные карточки для памятных сувениров.

Статья 19. Международные договоры

Если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, установлены иные нормы, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются нормы международных договоров.

Статья 20. Основные положения Государственного протокола Кыргызской Республики, Протокольное старшинство должностных лиц Кыргызской Республики

В целях регламентации порядка приема глав иностранных государств, правительств, парламентов и других приравненных к ним лиц, а также зарубежных визитов высшего руководства страны, устанавливаются "Основные положения Государственного протокола Кыргызской Республики" (приложение 1) и Протокольное старшинство должностных лиц Кыргызской Республики (приложение 2).

Статья 21. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики:

1) не позднее шестимесячного срока принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Закона;

2) при необходимости внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательных актов в соответствие с положениями настоящего Закона.

1. Президент Кыргызской Республики.

2. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Премьер-министр Кыргызской Республики.

4. Председатель Верховного суда Кыргызской Республики.

4 1 . Кыргыз Республикасынын Жогорку сотунун Конституциялык палатасынын төрагасы.

5. Экс-президенты Кыргызской Республики.

5 1 . Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

6. Заместители Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в алфавитном порядке).

7. Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры Кыргызской Республики (по дате назначения на должность).

8. Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в алфавитном порядке).

9. Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики(*), Руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Руководитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

10. Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики.

11. Генеральный прокурор Кыргызской Республики.

12. Председатель Национального банка Кыргызской Республики.

13. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

14. Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики.

15. Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики.

16. Директор Государственной кадровой службы.

17. Министр иностранных дел Кыргызской Республики(**).

18.(Утратил силу в соответствии с Законом КР от 22 марта 2016 года № 22)

19. Министр внутренних дел Кыргызской Республики.

20. Министры Кыргызской Республики (в алфавитном порядке министерств на государственном языке).

21. Председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, председатель Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики.

21 1 . Председатель Государственной пограничной службы Кыргызской Республики.

22. Заместители Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики (по дате назначения на должность), заведующие отделами в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики(***), советники и помощники Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики.

23. Руководители государственных комитетов Кыргызской Республики.

24. Руководители государственных агентств при Правительстве Кыргызской Республики.

25. Руководители государственных служб при Правительстве Кыргызской Республики.

26. Руководители структурных подразделений Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

27. Полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях и мэры городов Бишкек и Ош (в алфавитном порядке названий областей и мэрий городов на государственном языке).

28. Руководители фондов при Правительстве Кыргызской Республики.

29. Руководители государственных комиссий при Правительстве Кыргызской Республики.

30. Руководители иных государственных органов, учреждений, организаций при Правительстве Кыргызской Республики.

31. Чрезвычайные и полномочные послы Кыргызской Республики(****).

32. Управляющий делами Президента Кыргызской Республики.

33. Управляющий делами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

34. Руководители других государственных органов Кыргызской Республики (не упомянутых выше).

35. Заместители министров и руководителей государственных органов, члены Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов, аудиторы Счетной палаты Кыргызской Республики.

36. Главный муфтий Духовного управления мусульман Кыргызстана, архиепископ Бишкекский и Среднеазиатский.

37. Лица, удостоенные высшей степени отличия "Кыргыз Республикасынын Баатыры", кавалеры ордена "Манас" I, II и III степени; лица, удостоенные медали "Данк", не занимающие должностей, указанных настоящим Протокольным старшинством.

38. Руководители государственных предприятий (в алфавитном порядке названий на государственном языке).

39. Иные политические государственные служащие.

40. Руководители политических партий и иных общественных объединений.

41. Видные представители деловых кругов, деятели науки и культуры (в алфавитном порядке фамилии на государственном языке).

Примечание: супруга (супруг) имеет старшинство своего мужа (жены).

(*) Применительно к мероприятиям внутриреспубликанского значения с участием Президента Кыргызской Республики занимает позицию после пункта 3.

(**) Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 3.

(***) Заведующий отделом внешней политики - в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам с участием Президента Кыргызской Республики, занимает позицию после министра иностранных дел Кыргызской Республики.

(****) Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после заведующего отделом внешней политики - в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О протокольной практике Республики Башкортостан

(с изменениями на 5 сентября 2011 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента РБ от 2 апреля 2007 года №УП-135
Указом Президента РБ
Указом Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288
Указом Президента РБ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития и совершенствования протокольной практики Республики Башкортостан, содействия развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан:

1. Установить, что:

протокольная практика Республики Башкортостан применяется при подготовке и проведении официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан (далее - официальные мероприятия); (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

протокольная практика Республики Башкортостан основывается на международных договорах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, общих принципах и нормах международного протокола, основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации, опыте проведения органами государственной власти Республики Башкортостан официальных мероприятий, в том числе в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан; (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

республиканским органом исполнительной власти, координирующим деятельность в сфере протокольного сопровождения официальных мероприятий, является Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан;

совокупность протокольных мероприятий, церемония их проведения и уровень участвующих в них лиц определяются в соответствии с характером международного, внешнеэкономического и межрегионального мероприятия и протокольной практикой участвующих в нем сторон.

2. Утвердить прилагаемое протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288)

3. Органам государственной власти Республики Башкортостан осуществлять официальные мероприятия в соответствии с протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Башкортостан при осуществлении официальных мероприятий руководствоваться протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов

Приложение. Протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан

Приложение
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 16 июня 2006 г. N УП-270
(в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

1. Президент Республики Башкортостан

2. Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

3. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан

4. Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан

5. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан

6. Государственный советник при Президенте Республики Башкортостан

7. Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан

8. Заместитель Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

9. Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

10. Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

11. Полномочный представитель Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации (в ред. Указа Президента РБ от 05 сентября 2011 года №УП-450)

12. Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

13. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

14. Руководитель Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

15. Руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан - министр Республики Башкортостан

16. Министр Республики Башкортостан

17. Председатель государственного комитета Республики Башкортостан

18. Председатель Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

19. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

20. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

21. Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

22. Заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

23. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан

24. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан

25. Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан

26. Заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан

27. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

28. Начальник управления Администрации Президента Республики Башкортостан

29. Заведующий пресс-службой Администрации Президента Республики Башкортостан

30. Помощник Президента Республики Башкортостан

31. Глава администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан

32. Председатель представительного органа муниципального образования

33. Руководитель ведомства Республики Башкортостан

34. Старший референт, референт Администрации Президента Республики Башкортостан

35. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

36. Первый заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

37. Первый заместитель министра Республики Башкортостан

38. Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

39. Заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

40. Представители Республики Башкортостан в субъектах Российской Федерации и за рубежом

41. Заместитель министра Республики Башкортостан

42. Заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

43. Председатель Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан

44. Заместитель руководителя Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

45. Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан

46. Заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

47. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

48. Заместитель начальника управления Администрации Президента Республики Башкортостан

49. Заведующий отделом Администрации Президента Республики Башкортостан

50. Заведующий отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

51. Заведующий отделом Аппарата Правительства Республики Башкортостан

52. Заведующий отделом Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

53. Помощники Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан, Секретаря межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, помощники и советники Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, помощники Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, помощники Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан

54. Управляющий делами Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

55. Начальник отдела Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

56. Начальник управления министерства (государственного комитета) Республики Башкортостан

57. Заведующий отделом центрального аппарата Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

58. Помощники министров Республики Башкортостан, председателей государственных комитетов Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, глав администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан

59. Лица, замещающие государственные должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан

Примечания:

1. При равенстве должностей приоритет имеют члены Президиума Правительства Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, должностные лица, курирующие вопросы в соответствии со спецификой мероприятия. Также протокольное старшинство определяется исходя из наличия:

государственных наград,

классного чина,

стажа работы и т.д.

В иных случаях должностные лица располагаются пофамильно в алфавитном порядке.

2. Супруга (супруг) имеет протокольное старшинство мужа (жены).

3. Протокольное старшинство духовных лиц, руководителей республиканских общественных организаций и объединений, видных общественных деятелей, представителей деловых кругов, деятелей науки и культуры, отдельных лиц, приглашенных на мероприятие, определяется исходя из его специфики.

4. Протокольное старшинство должностных лиц федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" , с протокольным старшинством, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года N 1183 "Об Основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации", а также с учетом специфики проводимого мероприятия.

Похожие статьи