Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (мади). Архангельский леонид михайлович Александр Архангельский: биография

Кафедра «Теплотехника и автотракторные двигатели» | Архангельский Владимир Митрофанович

В.М. Архангельский родился 23 июля 1915 года в г. Симферополе. В 1931 году он окончил 9-и летнюю школу в г. Симферополе и поступил в автомобильный техникум, который окончил в 1935 году. Работал техником на Симферопольском авторемонтном заводе. В 1936 году поступил в Московский автомобильно-дорожный институт.

После окончания института в 1941 году был направлен на работу в Гушосдор НКВД, где проработал до 1944 года. В 1944 году поступил в аспирантуру на кафедру "Автотракторные двигатели" МАДИ.

С 1947 года находился в МАДИ на педагогической работе. В апреле 1957 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме "Некоторые случаи работы карбюраторного двигателя на неустановившихся режимах". Утвержден в звании доцента по кафедре "Автомобили и автотракторные двигатели" 22 марта 1964 года. В.М.Архангельскому 12 марта 1976 г. после защиты диссертации на тему "Исследование и оптимизация работы автомобильных карбюраторных двигателей на неустановившихся режимах" присуждена ученая степень доктора технических наук.

С 16 октября 1957 года В.М. Архангельский исполнял обязанности заместителя декана механического факультета МАДИ, а с 6 февраля 1961 года назначен деканом факультета "Автомобильный транспорт".

С 1 сентября 1986 года В.М. Архангельский по его просьбе по состоянию здоровья завершил работу декана факультета "Автомобильный транспорт" и перешел на должность профессора кафедры АТД МАДИ.

Под руководством В.М. Архангельского 7 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации.

Владимир Митрофанович награжден орденом "Знак почета", медалями: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "В память 800-летия Москвы", "За трудовую доблесть","За освоение целинных земель", "За доблестный труд".

В.М. Архангельский удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации.

Он являлся депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся 10 и 11 созывов.

В.М. Архангельский обладал высокими организаторскими способностями, его отличала большая целеустремленность и профессионализм. Он был веселым и добрым человеком.

Умер Владимир Митрофанович Архангельский в 1989 году.

Александр Архангельский, биография которого вмещает сразу две эпохи, - известный ведущий телепередач, литературный критик, писатель и публицист. Его мнение считается авторитетным в широких кругах - от культуры и просвещения до политики.

Детство

Архангельский Александр Николаевич родился в Москве 27 апреля 1962 г. Его мать, Людмила Тихоновна, разошлась с отцом и воспитывала единственного сына вместе с дожившей до глубокой старости прабабушкой. Мама работала машинисткой на радио, прабабушка - учительницей начальных классов. Не смотря на жизнь в самой простой советской семье, он в раннем возрасте определился со своей будущей судьбой. Сам Александр называет это «найти хомут по шее», ссылаясь на русского писателя М. Пришвина.

Найти себя

Свой «хомут» он нашел достаточно быстро, в школьные годы активно проявлял интерес к предметам, связанным с литературой. Решающую роль в его жизни сыграли занятия в литературном кружке в Доме пионеров, где Александр приобрел единомышленников и друзей. Огромное влияние на него оказала руководитель кружка - Зинаида Новлянская, воспитавшая в простом школьнике настоящего литературного человека. Окончив школу, он поступает в Московский педагогический институт имени Ленина на факультет русского языка и литературы. Там же получил степень кандидата филологических наук, защитив диссертацию, посвященную поэту и писателю А. С. Пушкину.

Работа

Несмотря на учебу в педагогическом институте, карьера учителя не привлекала будущего литератора. Обучаясь на первом курсе, Александр устроился в Дворец пионеров руководителем литературного кружка, где трудился около 4-х лет. После чего была нелюбимая работа на Гостелерадио СССР в детской редакции "Пионерской зорьки", откуда он ушел спустя 9 месяцев, руководствуясь, помимо все прочего пониманием, что нужно заниматься тем, что действительно нравится.

В период перестройки Александр Архангельский работал в журнале «Дружба народов». Уже в 24 года он занимал должность главного редактора, много времени проводил в разъездах и командировках. Непростая политическая ситуация того времени позволила ему сформировать свою точку зрения на историю в целом и понять из чего она состоит.

Затем Александр Архангельский был приглашен в качестве научного консультанта в журнал «Вопросы философии». Примерно в то же время прошел стажировку в Бременском университете и Свободном университете Берлина. После чего в качестве приглашенного профессора вел лекции в университете Женевы и преподавал историю культуры в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Также работал в качестве обозревателя и заместителя главного редактора журнала «Известия» и колумниста журнала «Профиль». Известны его статьи в журналах «Знамя», «Новый мир», а также в «Независимой газете», «Литературной газете», «Литературном обозрении». В начале 90-х годов Александр Архангельский начинает свою работу на телевидении.

Телевидение

Его первым телевизионным проектом стала авторская телепередача «Против течения», выходившая на канале РТР. Затем вел программу «Хронограф». С 2002 г. и по сей день выступает автором, ведущим и руководителем информационно-аналитического телешоу «Тем временем» на канале «Культура». Телепередача посвящена основным культурным, экономическим и политическим событиям в формате информационно - аналитического обзора. Именно этот проект принес ему победу во IV Всероссийском конкурсе работников СМИ и неоднократную премию ТЭФИ.

С 2007 г. Александр Архангельский вошел в члены Академии Российского телевидения. Позже в 2013 г президентским указом ему был присвоен орден Дружбы "За большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу".

Авторству Александра Архангельского принадлежит серия интереснейших документальных фильмов «Фабрика памяти: Крупнейшие библиотеки мира» на канале «Культура». В рамках проекта рассказывается о самых значимых библиотеках четырех континентов, их истории и месте в современном мире.

Также под его руководством были сняты документальные фильмы: «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен», «Идеалист. Владимир Короленко», «Отдел», «Жара».

Литературная деятельность

Начиная с 1991 г. Александр удостоен членства в российском Союзе писателей. Он является автором более десятка книг. Среди них посвященные творчеству А. С. Пушкина: «Стихотворная повесть А. С. Пушкина "Медный Всадник"» (1990 г.), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999 г.). Есть литературно-критические и научно-популярные произведения: «У парадного подъезда» (1991 г.), «Беседы о русской литературе. Конец 18 - первая половина 19 века» (1999 г.). Посвященная российскому императору книга «Александр I» была несколько раз переиздана и переведена на несколько языков.

Избранные статьи Александра Архангельского, опубликованные в разное время в журнале «Известия», вошли в книги-сборники «Политкоррекция» (2001 г.) и «Гуманитарная политика» (2006 г.). Еженедельные колонки с сайта РИА-Новости стали основой произведения «Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды» (2008 г.), которое называют летописью современности. А беседы в стенах телестудии легли на страницы книги Александра Архангельского «Тем временем» (2009 г.)

Лирическая повесть «1962. Послание к Тимофею», адресованная сыну, принесла Александру Архангельскому премию "За лучшую книгу, написанную журналистом в 2007 году". А роман «Музей революции» - победу в конкурсе «Книга года - 2013».

Семья

Александр Архангельский (фото см. в статье) живет в браке, воспитывает четверых детей - двух дочек и двух сыновей от разных жен.

Первая его жена - Юлия. Ее работа связана с церковной деятельностью. От этого союза осталось двое детей - сын Тимофей и дочь Лиза. Сейчас Тимофею 25 лет, он преподаватель высшей школы экономики. Лизе 22 года, после окончания экономического факультета МГУ учится в магистратуре, работает в агентстве новостей.

Нынешняя жена Александра, Мария, по профессии журналист. Их дочери Софье исполнилось 14 лет, сыну Тихону - 2 года. Со всеми детьми у Александра сложились хорошие доверительные отношения, несмотря на строгость их воспитания. По его мнению, выбор рода занятий, будущей профессии, вероисповедания должны быть сделаны самим ребенком без давления со стороны родителей, чтобы они самостоятельно нашли свой "хомут".

Религия

Религия занимает особое место в жизни Александра. В его роду были священнослужители, но со сменой поколений эта связь разорвалась. Кроме того, жизнь в советской атеистической семье наложила свой отпечаток. Александр пришел к церкви самостоятельно после увлечения восточными религией и философией. В 1981 г., будучи уже студентом, он принял крещение в храме Пророка Илии, где на священных литургиях часто встречал известных в культурной и научной среде людей. Тема поиска Бога интеллигенцией советской эпохи отражена в фильме Александра Архангельского "Жара".

В 1916 году общественность Саратова и других городов России отмечала 25-летие творческой деятельности известного журналиста, редактора “Саратовского вестника” Николая Михайловича Архангельского.

В адрес редакции “Саратовского вестника” потоком шли поздравительные телеграммы, письма, открытки из Петрограда, Москвы, Киева, Новороссийска, Екатеринослава, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Пензы, Астрахани, Красноярска, с Кавказа, из Австрии, Венгрии, Германии, Франции, от друзей и товарищей по профессии и многолетней совместной работе, от театров и музыкальных обществ, от врачей и офицеров, профессоров и солдат, рабочих и студентов.

Николай Михайлович родился в Варшаве 31 марта (старого стиля) 1862 года на улице “Фрета”, главной улице Нового Города. "Здесь все было рядом: и грузная громада Кафедрального собора Св. Яна, куда я ходил вместе с матерью, Валерией Капитоновной, которая была католичкой, и улица Иезуитская, сходящаяся за задней стеной Кафедрального собора с солнечным “заливом” улицы Канонии, и Первое Варшавское реальное училище, в котором я учился…"

Красавица Варшава: Великий Театр, Саксонский Сад, Иерусалимские Аллеи, Маршалковская улица, Университет, Висла - все это вместе с детством и юностью, как самое нежное и теплое в памяти, пройдет через всю оставшуюся жизнь.

Н.М. Архангельский - потомок двух древних русских родов: Архангельских и Хитрово. Его отец - Михаил Иванович Архангельский - был майором Новогеоргиевского полка русской армии, стоявшего в Варшаве, командиром батальона. Выходец из дворян Московской губернии, он окончил Московский кадетский корпус, служил в Псковском пехотном полку генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского, в Бородинском полку его величества. Скончался Михаил Иванович в 1875 году в возрасте 47 лет, похоронен в Варшаве.

После смерти отца и замужества старшей сестры Николай жил с матерью - Валерией Капитоновной, дочерью русского полковника и польки. Она была женщиной образованной, набожней и доброй. Невысокого роста, живая, Валерия Капитоновна умела сделать скромное жилище привлекательным и гостеприимным.

В 1881 году по окончании Варшавского реального училища Николай поступает на медицинский факультет Варшавского университета. Он ждал настоящей деятельности, хотел помочь матери, товарищам, которым жилось еще хуже. Одновременно Архангельский сдает экзамены на право преподавания в реальном училище: при достижении совершеннолетия (21 год) его матери убавили пенсию за отца.

В это же время он прикоснулся к “политике”: в училище Степан Ульрих дал почитать произведения К. Маркса, а студент университета Николай Разумейчик через кружок Марии Богушевич ввел его в партию “Пролетариат”. Николай стал поздно приходить домой: расклеивал по ночам листовки, прятал дома нелегальную литературу, собирал средства для революционного Красного Креста. Выполняя партийное поручение, Архангельский организовал кружок политобразования среди "реалистов". По доносу провокаторов Архангельский был арестован и осужден к четырем годам ссылки в Красноярский край.

В Москве с вокзала ссыльных отправили пешком под конвоем в знаменитую “Бутырку”, Архангельский попал в Пугачевскую башню. В “Башне” Николай Михайлович познакомился со Львом Пиком (будет убит во время “Якутской истории”) и его женой Софьей Гуревич (она тоже погибнет в Якутске: солдаты поднимут ее, беременную, на штыки). Из Москвы - до Нижнего Новгорода по железной дороге, от Нижнего до Перми - на барже, от Перми до Тюмени - по “железке”, от Тюмени до Томска - вновь на барже. От Томска партия ссыльных двинулась этапным порядком вместе с уголовниками. Проходили обычно в день 20-22 версты, от этапа до этапа…

Долгая пыльная дорога с многочисленными остановками заканчивалась: Ачинск. Здесь несколько человек из “политических” заболели тифом. Сыпняк подцепил и Архангельского. Три месяца больницы. Затем вместе с другими “политиками” Николая отправили в село Ужуру - центр золотопромышленности. В Ужуре Архангельский попал в гущу народников. Колония политических ссыльных была немногочисленная, но крепко сплоченная. После двух лет пребывания в Ужуре, где он занимался переплетным делом, по разрешению иркутского генерал-губернатора был переведен в Минусинск.

В Минусинске по разрешению министерства внутренних дел Архангельский сдал экзамены на звание фельдшера и два года проработал в городской больнице. В Минусинске Архангельский повстречался с самородком-философом Тимофеем Михайловичем Бондаревым, сочинившим “Тунеядство и труд, или Торжество земледельца”. Бондарев вел переписку с. Л.Н. Толстым, и тот написал статью, посвященную учению мыслителя.

“Я ценил в нем выдающийся ум, - напишет Николай Михайлович, - несокрушимую веру в истинность своего учения и святую тревогу о судьбах трудового народа” .

За четыре года ссылки Архангельский многое передумал, перестал преклоняться перед героями террора. Арест, ссылка, а главное - быстрая гибель “Пролетариата” заставили его по-другому взглянуть на прежние революционные постулаты. Николай Михайлович пришел к выводу о том, что необходимо много работать для просвещения крестьян и рабочих, избавления их от безграмотности, предрассудков.

Ссылка закончилась 1 апреля 1891 года. Перед Архангельским встал вопрос: куда ехать? По приговору ему воспрещено было проживание в течение трех лет в университетских городах и в Варшаве. Как-то в Красноярске один из товарищей упомянул о Саратове, сказав, что город хороший, есть две газеты и большая колония бывших “политиков”. Архангельский решил ехать в Саратов. И снова та же дорога, но теперь уже из Сибири: Томск, Тюмень, Пермь, Нижний и вниз по Волге до Саратова.

“Когда в 1891 году я из сибирской ссылки приехал “на жительство” в Саратов, - вспоминал Николай Михайлович, - “столица Поволжья” - как саратовцы называли свой город - ничего столичного в себе не имела. По внешности это был типичный губернский город царской России, только больше других.

Пыльные улицы в центре были плохо замощены булыжником и еще хуже освещены керосиновыми “десятилинейными” коптилками; окраина тонула летом в клубах пыли, осенью и весной - в грязи и в кромешной тьме”.

Бывшему политическому ссыльному трудно было получить какую-нибудь “службу”. Архангельский решил попытать счастье в газете.

Тогда в Саратове кроме казенных “Губернских” и “Епархиальных” ведомостей издавались две частные газеты: “Саратовский листок” и “Саратовский дневник”. Николай Михайлович решил пойти в “Дневник”.

После голодного 1891 года грянул 1892 холерный год. Имея за плечами два года работы в Минусинске, Николай Михайлович подал заявление в холерный отряд. “Я не чувствовал ни малейшего страха. Так, впрочем, бывало в моей жизни в минуты величайшей опасности. Я был совершенно спокоен” , - скажет он на склоне лет.

В декабре 1892 года Архангельский стал постоянным сотрудником “Саратовского дневника”. Пестрой вереницей потянулись дни и годы журналистской работы Николая Михайловича. Журнальные обозрения, фельетоны, обозрения, “Литературные заметки о произведениях А. Чехова”...

В 1895 году во время губернаторства князя Б.Б. Мещерского “Саратовский дневник” был закрыт на четыре месяца за публикацию корреспонденции из Нижнего Новгорода о деятельности охранки. Николай Михайлович вновь остался не у дел.

В 1898 году в жизни Архангельского произошло счастливое событие: он женился на Антонине Васильевне Титовой, классной даме Мариинской женской гимназии. Шел 1902 год. Архангельский уговорил Н.Н. Львова, председателя земской управы (впоследствии члена Государственной думы первого созыва) взять газету в свои руки - она чуть-чуть не потерпела крах при предыдущем издателе. Львов давно мечтал об издании газеты.

Редактором стал А.А. Корнилов - историк, будущий профессор Петроградского университета, помощником редактора - Н.М. Архангельский. В редакцию вошли: В.С. Голубев - редактор “Саратовской земской недели”, Н.Д. Россов - народник, И.В. Жилкин - журналист, М.А. Ракачев - журналист (погибнет на войне 1914 года), В.К. Самсонов (позже редактор “Камско-Волжской речи”), К.И. Качаровский - исследователь крестьянской общины, П.П. Подъяпольский - врач-гипнолог, Б.X. Медведев - городской агроном (основатель Саратовского краевого сельскохозяйственного института), С.А. Сергеев, А.А. Герасимов - фельетонист. По политическим взглядам редакция была пестрой, но всех объединяло стремление к совершенствованию Саратова и губернии, к защите народных интересов.

В 1903 году Львов отказался от издательства “Саратовского дневника”, чтобы не портить свою политическую карьеру, передав газету В.К. Самсонову. Редакция распалась. Тогда же “Саратовский коммерческий вестник” был преобразован в “Приволжский край”. В 1904 году Архангельского приглашают редактором этой газеты. В это время в состав редакции входили исключительно социал-демократы, члены Саратовского комитета РСДРП, многие из которых стали видными партийными работниками: И.М. Ляховецкий (Майский), И.П. Гольденберг (Роман), П.А. Лебедев, В.К. Сережников, К.Э. Генрих...

В эти годы “Приволжский край”, редактируемый Николаем Михайловичем, вел борьбу с реакцией, черносотенными изданиями (“Братский листок”, “Волга”) и погромами за создание Советов и придание газетам больших свобод. С начала 1905 года “Приволжский край” становится рабочей газетой, которая благодаря Н.М. Архангельскому поддерживает твердую социал-демократическую линию, за что ее неоднократно закрывали, а Николая Михайловича подвергали арестам.

За период 1904-1907 годов Николай Михайлович напечатал в “Приволжском крае” фельетоны “Дикие помещики”, “Гастролеры”, “Жестокий урок”, “Обновления”, “Торжествующие”, “Роковой шаг”, “Трудовое дворянство” и ряд других, посвященных борьбе с черносотенными бандами всех мастей, разоблачению массовых расправ в Белостоке, безделья членов правительства, получающих астрономические суммы из казны, японской войны.

После выхода “манифеста 17 октября 1905 года” газета ушла из-под контроля цензуры и более широко освещала революционные события 1905 года. За такой путь редакция “Приволжского края” подверглась разгрому со стороны "Черной сотни", а Н.М. Архангельский, находясь в это время в редакции, чуть не стал ее жертвой. После событий 1905 года начались еврейские погромы, во главе которых стоял архиерей Гермоген, поощряемый губернатором и вице-губернатором.

Наряду с фельетонами на политические события Архангельский выступает со статьями о низком санитарном состоянии улиц Саратова, водопровода, о плохой работе лечебных заведений. С увлечением пишет он о литературе и искусстве.

На сценах саратовских театров появляются одна за другой постановки пьес М. Горького, и Архангельский отстаивает все прогрессивное в его драматургии. Почти в каждой рецензии Николай Михайлович отмечал молодые таланты, поддерживал их игру.

В эти годы Николай Михайлович становится редактором “Саратовского вестника”, а издателем - известный в Саратове фельетонист Иван Парфенович Горизонтов .

Николай Михайлович принимает активное участие в работе Саратовского театрального общества, является председателем литературного общества, часто посещает заседания Саратовского музыкального общества. Он бывает в обществе известных музыкантов, писателей, актеров, анализирует историческую и философскую литературу, не пропускает ни одного симфонического концерта. Музыка приносит ему радость и удовлетворение.

Архангельский постоянно в движении, среди разных людей, от генерал-губернатора до крестьянина; его все интересует, он обо всем должен знать, на все реагировать - такова доля журналиста.

В 1913 году Николай Михайлович узнает о бедственном положении Зинаиды Николаевны Некрасовой , жены великого русского поэта Н.А. Некрасова, проживающей в Саратове, и помещает гневную статью в “Саратовском вестнике”. Сам он вспоминал: “Когда о положении 3. Некрасовой и о проделке с нею баптистских жрецов появились сообщения в. газетах, впечатление получилось ошеломляющее. Со всех концов России посыпались запросы и пожертвования деньгами; заволновался литературный фонд. “Саратовский вестник” стал центром, куда стекались письма, телеграммы, деньги” .

Сама Зинаида Николаевна вспоминала: “Да и потом немало тяжелого пришлось перенести. Вот совсем недавно дела такие случились, что если б не помощь Николая Михайловича (Архангельского) - истинно добрый человек! - Христовым именем пришлось бы питаться. Я за последние годы привыкла встречать к себе только жестокое и лицемерное отношение; поэтому я вначале, когда заговорили обо мне в газетах, отнеслась к этому с недоумением, мне даже было больно, но то общее сочувствие, какое теперь вижу, тронуло меня, и я сердечно благодарю всех” .

Еще не улеглись волнения и переживания за вдову Н.А. Некрасова, как город потрясла “оглушительная какофония, рекламность, развязная шумиха, за которой скрывалось новое отражение искусства” . В зале консерватории выступают “футуристы из Москвы”: Василий Каменский, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский . Сначала - доклад, в котором определялись границы и задачи “футуристической поэзии”, обещавшей “аэропланно-автомобильную литературу - футуристическую”.

Все выходившие в городе газеты так или иначе откликнулись на гастроли “футуристов из Москвы”. Архангельский писал в “Саратовском вестнике”: “Речь г. Маяковского, связанная с большим ораторским мастерством, красиво построенная, ясная и содержательная, произвела впечатление на слушателей, и они покрыли ее дружными и продолжительными аплодисментами” .

Д. Бурлюк был старше В. Маяковского и вел себя не столь вызывающе, был скромнее одет, публика более старшего возраста выказывала ему симпатии. Архангельский решил с ним ближе познакомиться, чтобы лучше проникнуться новым, революционным направлением в искусстве. Он хорошо помнил, как в начале века братья П. и В. Перцовы выпустили сборник стихов "Молодая поэзия" со стихами Надсона, Минского, Лебедева, Бальмонта, Тулуба, Будищева, Сафонова, Дрентельна и Лилечкина. Казалось бы, в большинстве стихов звучали упаднические настроения, но зато обновлялась форма поэзии. Потом появились отдельные сборники Бальмонта, Будищева, Надсона, Сафонова и других, и почти на каждый из них Архангельский написал обзорную рецензию.

В тот вечер состоялась встреча Архангельского и Бурлюка, на которой художник рассказал о себе, о новых принципах в живописи, об авангардных выставках, организатором которых он был. Бурлюк рассказал о выпускаемом им “журнале русских футуристов”, Бурлюк принял предложение Николая Михайловича сотрудничать с журналом.

25 октября 1917 года в Саратов пришло известие о победе Октябрьского вооруженного восстания. 27 октября создан Военно-революционный комитет, возглавляемый большевиками. В этот же день все газеты были закрыты.

С 1918 года Николай Михайлович работает корреспондентом “Красной газеты” Петроградского Совета, “Петроградской правды”, саратовской “Красной газеты”, “Саратовских известий”. Читает лекции в Петроградском коммунистическом университете имени Зиновьева, на Саратовских пехотно-пулеметных курсах РККА, в отделе искусств Саратовского обкома профсоюзов, в Саратовской консерватории, является председателем репертуарной комиссии в театре имени Н.Г. Чернышевского. Его богатый опыт и знания использует журнал “Жизнь искусств” (Петроград).

Бурные события строительства новой жизни захватывают Николая Михайловича. Он сотрудничает со многими литературно-общественными журналами. В одном из них - “Россия”, возглавляемом И. Лежневым и В. Таном (Богораз), Архангельский встречается с М. Кузьминым, О. Мандельштамом, Н. Тихоновым, Б. Пильняком, О. Форш, М. Шагинян, выступает с рассказами о революции. В конце 1922 года Николай Михайлович выезжает в Москву для встречи со старыми друзьями и знакомыми - Ю. Мархлевским, А. Лежавой, И. Майским и другими, которые в эти трудные годы предлагают ему содействие в лучшем трудоустройстве - в центральных изданиях Москвы и Петрограда.

Но Николай Михайлович остается в Саратове: для устройства на работу в Москве и Петрограде нужно было вступить в члены ВКЩб). Он все силы отдает на строительство печати и искусств Советской Республики, но шестидесятилетний журналист считает, что вступление в партию в этом возрасте - неприкрытое приспособленчество ради получения льгот, чего он старался избегал всю жизнь.

Круг друзей Архангельского не уменьшается, многие обращаются к нему за помощью, за содействием. Верны старой дружбе И. Славатинская, Ф. Мухтарова, И. Ростовцев, А. Пасхалова, И. Слонов , Л. Колобов, А. Мозжухин, К. Карини, Ю. Соболев, Б. Пильняк, К. Федин и многие другие артисты, режиссеры, писатели, критики, люди самых разных профессий.

Безработица и голод в эти годы гнали многих литераторов, музыкантов, художников, актеров из Петрограда и Москвы на юг не только ради работы, хлеба, но и чтобы переждать сумятицу, жестокость администрации. Надо было держаться, чтобы “голосистые революционеры” с необыкновенной легкостью не выбросили “за борт” всю “старую” культуру.

Столпы русской культуры - Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Куприн, И. Бунин выезжают за границу, М. Горький бросает им вслед: “Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам. Они не пошли со своим рабочим народом и вот - разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции” .

В числе многих “старых” интеллигентов Николай Михайлович продолжает служить своему народу. Николай Михайлович с большим интересом включается в новое для него дело - радиожурналистику. В те годы передача по радио шла не более трех часов в день, приемники (репродукторы) были у незначительного количества жителей, но зато они были установлены в цехах заводов и фабрик, на площадях. Он работает в редакции крайрадиоцентра, который выпускает ежедневную радиогазету “Нижневолжский пролетарий”.

В конце 1926 года губисполком и губком ВКП через газету “Саратовские известия” поздравили Архангельского с 35-летием журналистской деятельности: “Блестящий журналист, с огромной выучкой и культурностью, он становится с первых дней революции ценным сотрудником в газетах и журналах Саратова и других городов. Молодежь приветствует в лице Николая Михайловича одного из старейших русских журналистов, отдавшего все свои силы передовой и революционной публицистике” .

В эти юбилейные дни Николаю Михайловичу вспомнились товарищи по совместной работе: И. Горизонтов, Б. Маркович, К. Сараханов, С. Марковский, А. Корнилов, В. Самсонов, Н. Россов, В. Сережников, К. Качаровский, Д. Топуридзе, В. Голубев, И. Жилкин, М. Ракачев, П. Подъяпольский, С. Сергеев, А. Герасимов, И. Ляховецкий, П. Лебедев, И. Иванов, А. Стечкин, которые многому его научили, были в трудные минуты рядом, поддерживали его начинания, радовались его успехам.

Невероятное количество газетных номеров выпущено за эти годы, они включили в себя газеты “Саратовский дневник”, “Уралец”, “Приволжский край”, “Черноземный край”, “Московский час”, петербургские “Нашу жизнь” и “Товарищ”, “Саратовский вестник”, “Красную газету”, “Петроградскую правду”, “Саратовские известия” и др.

Сколько фельетонов, обозрений, статей, рецензий, стихов, басен, рассказов, пьес и работ исторического характера напечатано за эти годы!

Работая заведующим театрального техникума и преподавая там “Историю театра”, Архангельский задался целью открыть в Саратове театр юного зрителя и обращается за советом и поддержкой к известному в стране режиссеру и организатору первых театров для юношества А А. Брянцеву.

А.А. Брянцев откликнулся на его просьбу:

“18 мая 1927 г.
Глубокоуважаемый Николай Михайлович!
...Помню не только Вас, но и Ваши критические отзывы. Вообще, не мыслю Саратова без Николая Михайловича Архангельского и очень рад, что Вы ко мне обратились, да еще по такому хорошему делу.
Ваш проект: утвердить дело молодежного театра на производственной практике техникума - идея, несомненно, жизнеспособная и “чреватая” благими последствиями.
Не говоря уже о том, что она ускоряет организацию театра для детей, она одновременно дает возможность театральной молодежи опираться на первых шагах своих на здорового зрителя, что, несомненно, дает ей больше шансов стать здоровыми актерами...
А театр юных зрителей в Саратове должен быть.

С сердечным приветом А. Брянцев”.

И в конце 1927 года театр начал работать. В его постановке дети Саратова и губернии увидели пьесы “Догоним солнце”, “Конек-горбунок”, “Похитители огня”... Успех был на виду у всех. Но Николай Михайлович не успокаивается. По его инициативе организуется профилированная театральная школа при гороно; Николай Михайлович становится ее заведующим. В этот же год огромные афиши по городу возвещали о том, что в зале Народного дворца выступит поэт Владимир Маяковский.

28 января 1927 года “Саратовские известия” выходят с портретом Маяковского и большой статьей Архангельского “Маяковский в Саратове”.

“Маяковский - один из крупнейших русских поэтов нашего времени, - пишет Николай Михайлович. - Своеобразный, как никто другой. Он отличный оратор, превосходный чтец, особенно своих произведений, и едкий, остроумный и находчивый полемист... он оказался большим мастером слова, умеющим подняться до настоящего художественного пафоса” . Подводя итог выступлениям Маяковского в Саратове, Николай Михайлович писал: “Выступления Маяковского - событие в местной культурно-художественной жизни. Мы имели возможность лично слышать крупнейшего и оригинальнейшего поэта нашего времени, большого мастера слова, прокладывающего новые пути в поэзии” .

“Новое”, чувство нового в развитии социалистического общества постоянно захватывают его. Но из его поля зрения не ускользают и отрицательные явления, которые тормозят развитие нового общества. В 1936 году семидесятидвухлетний Архангельский преподает в театральном училище имени И. А. Слонова, заведует литературной частью ТЮЗа, готовит к изданию книгу об истории театра, читает лекции в Немецком театре города Энгельса, во многих клубах города Саратова, обследует учебные заведения искусств, участвует в комиссии по созданию курсов иностранных языков, выступает в печати.

До последних дней своей жизни Николай Михайлович работал - над воспоминаниями, очерками по истории театра и саратовской печати, не позволял себе расслабиться. Он торопился передать богатый опыт журналиста, литератора, критика и общественного деятеля молодежи. Знаменательно, что в 1939-1941 годах Архангельский работает корреспондентом саратовской молодежной газеты “Молодой сталинец”, где выступает со статьями о А. Радищеве, Н. Чернышевском , Л. Толстом, М. Глинке, М. Мусоргском, П. Чайковском, о выдающихся музыкантах, поэтах и актерах других стран. Он многое сделал, чтобы передать эстафету преемственности идеалов прогрессивной русской интеллигенции молодежи нового обновленного государства...

Использованные материалы: - Савельев-Архангельский О. "Не мыслю Саратова без Николая Михайловича". - Годы и люди. Вып.5. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.

Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. В прошлом - автор и ведущий телевизионных программ «Против течения», «Хронограф». С 2002 года - автор и ведущий программы «Тем временем». Соучредитель Академии русской современной словесности. Автор научных и научно-популярных книг «Стихотворная повесть А. С. Пушкина „Медный Всадник“» (1990), «Беседы о русской литературе. Конец ХVIII - первая половина XIX века» (1998), «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии» (1999), сборников литературно-критических («У парадного подъезда», 1991), публицистических статей. Автор книг прозы «1962. Послание к Тимофею» (последнее издание - 2008), «Цена отсечения» (2008), «Музей революции» (2012) и др. Книга «Александр I» выдержала несколько изданий в России, переведена на французский и китайский языки. Автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Автор фильмов «Фабрика памяти: библиотеки мира», «Отдел», «Жара», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и др.

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Возвращение философии

Кто, как и почему в сталинское время стал заниматься философией - спустя четверть века после того, как ее традиции были уничтожены

Дворец под колпаком

Как выпускники философского факультета МГУ создали территорию свободы в журнале - рупоре коммунистических партий в начале 1960-х годов

Невероятный институт

Как в советском академическом институте читали передовые буржуазные газеты, изучали театр, движение хиппи и современную западную философию

Удавка сжимается

Как советские танки, вошедшие в Прагу в 1968 году, положили конец существовавшим прежде возможностям заниматься гуманитарной наукой

Перед шлагбаумом

Что сделали философы для школьников, слепоглухонемых людей, для литературы, кинематографа и для изменения мира

Победа и разочарование

Что подарили миру советские философы: осознание невозможности изменить действительность или возрожденный язык философствования?

Заболоцкий. «Прохожий»

Как поэт растянул мгновение, преодолел смерть и написал самыми простыми словами загадочное стихотворение

Трифонов. «Дом на набережной»

Как Трифонов переступил через совесть, затем беспощадно осудил себя, а заодно осмыслил механизмы политического террора

«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».

Александр Андреевич Архангель-ский - выдающийся русский духов-ный композитор и хоровой дирижер. Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петер-бургской композиторской школы конца XIX в.

В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Александр Андре-евич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармо-нические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних рас-певов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.

По оценкам исследователей, составить пол-ную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.

«Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспри-нимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору бо-лезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разреше-нию. Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"» (из воспоминаний современников).

Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской гу-бернии, в семье священника Андрея Иванови-ча Архангельского. Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.

Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра - к музыке.

В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епи-скоп Пензенский и Саранский Варлаам (Успен-ский). Певческие способности юного Алексан-дра привлекли внимание Владыки - осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного оконча-ния училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. Архангельский быстро приобрел необ-ходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевше-го регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний. Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым. Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургическо-го отделения Военно-медицинской академии. Но не забывал и о музыке, параллельно нака-пливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания. Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Техно-логический институт. Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент подал прошение ди-ректору Певческой капеллы Николаю Ивано-вичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом - Конногвардейского полка и наконец - Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регент-ство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.

С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора. Благодаря помощи своего земляка, министра путей сооб-щения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. соз-дает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его вы-ступление, которое сразу привлекло к себе вни-мание публики и музыкальных деятелей.

В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение - произвел пере-мены в хоре, заменив мальчиков женским со-ставом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений. Это позво-лило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.

С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как компо-зитора. В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место. Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки. Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве - около ста) от-личались высоким профессиональным уров-нем.

Концертная деятельность хора Архан-гельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Благодаря таланту и организаторским способностям Ар-хангельский руководил хором 43 года - явле-ние уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расши-рять и обогащать репертуар.

Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира. Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией... Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».

Революционные события Александр Андре-евич принял как православный христианин - со смирением, разделяя скорбный удел своего народа. В 1918 г. небольшое имение композито-ра в костромском селе Каликино было разгра-блено. «Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. Несмотря ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему - первому из хоровых ди-рижеров - присвоили звание заслуженного ар-тиста республики.

О своей жизни в Петрограде ничего осо-бенного не могу сказать; хор мой (в уменьшен-ном составе) функционирует, но все окружа-ющее до того тяготит... А что делать? Разруха полная и общая...»

В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государствен-ную академическую капеллу было сочтено «не-совместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную ка-пеллу в Москве. Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.

В 1923 г. через Александра Гречанинова ком-позитор получил приглашение поработать в Праге. Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию. Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденче-ским русским хором7. Репетиции вновь создан-ного коллектива прерывались в связи с болез-нью руководителя. Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию. Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе компо-зитора. 16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось...

В октябре 1925 г. прах Александра Анд-реевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали по-гребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».

Наталия Кузина, руководитель таллинн-ского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Анд-реевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясно-стью, теплотой в музыке, молитвенностью».

По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся оча-ровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным ре-лигиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора...»

Похожие статьи