Мощи святой матроны московской. Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы. Донской ставропигиальный монастырь, святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого Храм Вид хранения
преподобный Сергий Радонежский Троицкий в раке
преподобный Максим Грек Духовская в раке
преподобный Антоний (Медведев) Духовская в раке
святитель Иннокентий Московский Успенский в раке
святитель Макарий (Невский) Успенский в раке
святитель Серапион Новгородский Никоновская под спудом
святитель Иоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобный Дионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобный Михей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви , а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану , который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года , через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского . Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы , а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека , который открыто высказывал сомнения в святости Сергия . Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин , настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично» . Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского .

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому , профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву , члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого . Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.

18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.

1. Успенский Патриарший кафедральный собор Московского Кремля

Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.

В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563) . В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568) . Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.

В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.

Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.

Был ярым противником Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Умер в заточении от голода, не дожив до освобождения Москвы.

2. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.

14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.

Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378) . Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.

Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг.
Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

Митрополит Филарет был одним из образованнейших людей своего времени. Неслучайно ему пришлось стать главным участником великих исторических событий в жизни не только Церкви, но и всей Российской Империи. Так митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Еще в июле 1823 г. по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 г. манифест был утвержден и, спустя 11 дней, получен святителем в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». При подготовке крестьянской реформы в России и освобождения крестьян от крепостной зависимости император Александр II настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана митрополитом Филаретом.

Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.

Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении было основано девять новых монастырей и четыре скита, в том числе и единоверческие. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к Православию. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев, было утверждено чинопоследование по «старым обрядам» с поминанием действующей Церковной иерархии – единоверие, что по мысли святителя, должно было убрать препятствия для желающих достигнуть церковного единства староверов.

4. Троице-Сергиева лавра

10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.

В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.

Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.

Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Макарий – последний Московский митрополит – находился на Московской кафедре с 1912 по 1917 гг. до Поместного собора, на котором был избран патриарх Московский и всея России святитель Тихон. Последний год жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких в 1926 г. Похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.

5. Донской Монастырь

В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий ; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).

Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Утопающий в зелени греческий остров Корфу ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Но не только чистое море, песчаные пляжи и удивительная природа острова привлекают многочисленных гостей.

Одной из основных достопримечательностей и главной святыней Корфу, вне всяких сомнений, является собор святого Спиридона Тримифунтского.

Ведь именно здесь хранятся святые мощи Божьего угодника, по молитвам которого постоянно совершаются многочисленные чудеса.

Двери храма всегда открыты и любой желающий может прийти со своими молитвами к святому Спиридону - святителю, чудотворцу и небесному покровителю Корфу.

Четыре раза в год - в Вербное воскресенье, Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября чудотворные мощи выносят для литании (крестного хода).

Тысячи паломников собираются в эти дни на Корфу, чтобы принять участие в торжественном шествии и испросить помощи у святого Спиридона.

Обладавший при земной жизни великим состраданием к обиженным, страждущим, а больше всего - к нищим, он и после своего отшествия на небо не изменил себе, помогая тем людям, кто взывает к нему за помощью в нуждах, бедах и болезнях, выполняя их молитвенные просьбы, а также наполняя сердца миром и радостью.

Десятки тысяч паломников ежегодно посещают место, где источают благоухание его святые мощи, и каждый получает от сострадательного святителя просимое, особенно те, кто находится в тяжёлом финансовом положении.

Житие святителя Спиридона из Тримифунта

На северной части острова Кипр, недалеко от населённого пункта Тримитусы (Тримифунта) расположена деревенька Аския.
Здесь, в конце III столетия, родился будущий святитель.

О его родителях и отрочестве сведений очень мало. Известно лишь, что избранник Божий отличался простотой, послушанием, благочестием и состраданием к бедным, а занятием его была пастьба коз и овец.

Женившись на благочестивой девушке, он недолго жил с ней. Спустя некоторое время после рождения их дочки Ирины, супруга умерла, и святой Спиридон был вынужден один растить маленького ребёнка.

Преподобный Симеон Метафраст пишет в своих трудах, что чудотворец Спиридон проводил время, подражая в кротости псалмопевцу Давиду, в простоте сердца - патриарху Иакову, а в странноприимстве - Аврааму.

За богоугодную жизнь христиане Тримитусы убедили Спиридона стать их епископом.

Будучи избранным на почётное место, святитель продолжал свои прежние занятия: он пас овец и обрабатывал землю, отдавая значительную часть средств в помощь нуждающимся, оставляя себе лишь скудное пропитание.

За смирение и чистоту сердца Бог наградил святителя множеством благодатных даров: прозорливостью, чудотворениями, величайшим дерзновением в молитвах.

До последних дней святой Спиридон находился во здравии и работал вместе с крестьянами.

Умер чудотворец в очень преклонном возрасте, после восьмидесяти лет.

Великие чудеса по молитвам епископа Спиридона Тримифунтского

Невозможно перечислить всех чудес, которые сотворил Бог по смиренным просьбам святителя: об этом следует написать отдельную книгу.

Приведем два ярких примера из его жизни .

Приглашенный на Никейский собор императором Константином Великим, святитель по дороге был вынужден заночевать в деревне, где находились ариане. Ночью они отрубили головы лошадям, запряженным в повозку, на которой епископ добирался до Никеи.

Проснувшись еще до восхода солнца и обнаружив коней обезглавленными, святитель попросил ямщика приставить головы к туловищам лошадей, а сам помолился Христу Спасителю.

Каково было изумление, когда лучи солнца осветили саврасок: у гнедого коня голова оказалась чёрной, у вороного - белой, а у светлого - коричневой: в темноте ямщик перепутал соответствие цветов лошадиных голов и туловищ, но Бог даже в этом случае исполнил просьбу своего угодника!

Прибыв на собор, святитель для подтверждения истины единства Бога в трёх лицах потряс души всех присутствующих великим чудом: он взял в руки глиняную плинфу (кирпич), из которой вышел огонь, в его ладони осталась глина, а вниз потекла вода.
Святитель, будучи малословным, произнёс, что как плинфа одна, а из трёх стихий составлена, так и у Пресвятой Троицы - Три Ипостаси, но Божество Едино.

Так и запечатлён святой Спиридон Тримифунтский на иконе: в ладони он держит сухую глину, из которой исходит огонь, а вниз стекает вода.
На голове пастушья шапка из овечьего руна, а в руке - посох из финиковых ветвей.

Святитель Спиридон - покровитель и защитник Корфу

Тело святителя, оставшееся после смерти нетленным, до восьмого века покоилось в Тримифунте, потом очень долго находилось в Царьграде, а после его падения в середине XV века было тайно вывезено на остров Керкиру, где впоследствии для угодника Божьего был возведён собор.
С тех пор мощи святого Спиридона хранятся в одноименном храме в столице острова Корфу- Керкире.

Жители Корфу очень благодарны своему небесному покровителю: это единственный остров Греции, который за всю историю не был покорён могущественной Османской империей.

11 августа совершается особое богослужение, на котором вспоминается великое чудо, сотворённое святителем после его смерти: страшный ливень, столь редкий здесь в конце лета, сильнейший ураган и многометровые волны, разметали османскую армаду, штурмовавшую остров.

В те трагические дни, когда неоткуда было ждать помощи, все христиане, собравшиеся в собор, со слезами вопили молитву святому Спиридону Тримифунтскому :

О преблаженный святитель Спиридон! Умоли благосердного Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по Своей милости. Испроси нам, недостойным рабам Божиим, у Христа Бога мирную и безмятежную жизнь, душевное и телесное здравие. Избавь нас от всяких душевных и телесных болезней и бед, от всех томлений и наветов дьявола. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа Иисуса Христа, да подаст нам прощение многих наших беззаконий, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончину жизни непостыдную и мирную и сподобит нас в грядущем жизни вечного блаженства, да постоянно воссылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И Господь, по молитвам Своего угодника, не допустил на остров османские войска - они так и не смогли приблизиться к Корфу!

Мощи святителя, имеющие все свойства живого человека, покоятся в особой раке.
Она раскрывается в торжественных случаях и обязательно - двумя священниками.

Если «домик», в котором живёт святой, не открывается (а такое случается достаточно часто), то, говорят, что святитель ушёл помогать нуждающимся.

Подтверждают эти слова бархатные тапочки-башмачки святого Спиридона, надетые на ноги святого отца, которые постоянно необъяснимым образом изнашиваются.

Поэтому всякий раз, открывая раку, священники вначале переобувают святителя, а потрёпанную обувь разрезают на кусочки и раздают богомольцам.

До настоящего времени не оставляет милосердный епископ людей, призывающих его на помощь: помогает найти жильё, работу, исцеляет больных, утешает в скорбях.

Авиабомба, сброшенная фашистами на собор во время Второй мировой, взорвалась в воздухе, не повредив здания. Так дивный угодник Спиридон продолжает охранять место своего пребывания и людей, почитающих его.

Милосердный угодник Божий не может не откликнуться на молитву любого человека, с верой и болью обращающегося к нему.

Находясь в Греции, не упустите редкий шанс! Обязательно побывайте в гостях у святого Спиридона Тримифунтского на острове Корфу и получите благословение от небесного покровителя города, которое пребудет с вами всю жизнь.

Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в Даниловом монастыре.

Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения в 1983 году. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Верующие восприняли открытие Данилова как первую весть о наступлении благоприятнейших для Церкви времен. Со всех концов страны, из действующих храмов, светских организаций, от архиереев, священнослужителей, благочестивых мирян в монастырь стали поступать святые мощи угодников Божиих, древние и новые иконы, другие священные предметы. Многие святыни были переданы как пожертвования. В обитель также вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову, и частицы мощей его основателя благоверного князя Даниила. В настоящем очерке даются краткие сведения лишь о главных монастырских святынях.

Мощи святого князя Даниила

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого Даниила были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году этот храм также был закрыт, и мощи святого князя исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Рака с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.

Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Иконы святого князя Даниила с частицами мощей

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма - для поклонения.

Мощи других святых

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского

Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Иконы с частицами мощей

Иконы преподобного Серафима Саровского

В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.

Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.

Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.

Икона блаженной Матроны Московской

Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.

Икона святителя Иоанна Суздальского

Находится в Покровском храме на южной стене.

Чтимые иконы

Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона - благоверного князя Даниила.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом

Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве конце 17 – начале 18 века, издревле хранилась в Даниловом монастыре. В настоящее время находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. В 19 веке дважды в год накануне дня празднования иконы «Троеручица» при огромном стечении народа прямо на улице совершалось всенощное бдение. Икона вернулась в нашу обитель в 1980-е годы с большими повреждениями красочного слоя. Кроме того был утрачен первоначальный оклад, состоявший из серебряных венцов и убора из жемчуга и полудрагоценных камней. При возвращении в обитель икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней восстановилось зрение. Позже было явлено и еще одно чудо исцеления: во время совершения акафиста перед Троеручицей у одной женщины исцелилась высохшая рука, которой больная не могла ничего делать.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.

Другие чтимые иконы - пожертвования монастырю

Икона Святой Троицы

Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.

Казанская икона Божией Матери

Икона середины XVIII века, с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Помещается в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На обороте иконы надпись: «Собств. митрополита Нестора, бывшего экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии. (Крестовая церковь.) 1959 г.». Митрополит Нестор – выдающийся миссионер, просветитель Камчатки (1885–1962), похоронен в ограде церкви Спаса Преображения в Переделкине.

Икона великомученика Георгия Победоносца

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На оборотной стороне ее сохранилась надпись: «Сия икона сооружена в память войны <...> с Японией на доброхотные средства православных воинов, сражающихся на поле брани, из прихожан села Пущина, в 1905 году. Матвей Климентьев. Алексей Роганов. Тимофей Прокофьев. Савва Павлов. Николай Бычков. Степан Спиридонов. Иван Спиридонов. Иван Климов. Тимофей Дьяков. Дмитрий Кокарев. Иван Дьяков. Терентий Сафонов. Яков Дьяков. Василий Климов. Петр Климов. Яков Дьяков. Григорий Дьяков. Андрей Дьяков. Леонид Дьяков. Александр Жабин».

Икона великомученика Пантелеимона

Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Другие святыни

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского

Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.

Похожие статьи