Латентный человек - это личность скрытая или скрытная. Хэмминг. «Вы и ваши исследования Латентная гуманность

Применяется в медицине и юриспруденции. Поэтому совершенно неудивительны термины - «латентный» туберкулез, «…» диабет, «…» гепатит, «…» сифилис или «латентная» преступность. Этому слову можно найти десятки синонимов и словосочетаний, объясняющих его значение - дремлющий, невидимый, находящийся в потенции, недоступный внешнему наблюдению и, наконец, тайный.

Современное значение и применение понятия «латентность»

Но если это «модное словечко», то ним можно обозвать что угодно, имеющее место быть, но не наблюдаемое явно. Отсюда, латентный с двойным дном, ведущий двойную жизнь, имеющий второе «я». Можно сказать - шарлатан, а можно - латентный человек.

Сейчас это прилагательное чаще всего встречается в сочетании с существительным «гомосексуализм». Латентный гомосексуалист - это тот, который не знает или не уверен в наличии у себя тайных наклонностей. Хотя при таких «красочных» гей-парадах, какое «латентное» не станет явным.

Латентный человек - это чаще всего человек несчастный, и его двойная жизнь может быть вынужденной окружающими обстоятельствами, его собственной нерешительностью, неспособностью поменять условия существования, так сказать, конфликт между личностью и обществом. В небольшом рассказе «Латентный человек» герой воспринимал ненавистную реальность как сон, а сон - как прекрасную жизнь.

Собственно говоря, латентный человек - это и разведчик, и партизан, любой, «заброшенный в тыл врага».

Слово «латентный», значение которого на данный момент абсолютно заменяет в модной тусовке слово «тайный», вошло в быт недавно, но распространилось практически повсеместно. С новыми временами приходят новые слова. Приходят и уходят. То есть остаются, но уже не встречаются на каждом шагу. К примеру, «креативный». Совсем недавно разве что только поросенок не обзывался этим словом. Туда же - «пафосный» и «рудиментарный».

Долговечность модных понятий

Наверное, понятие «латентная личность», можно трактовать и как «загадочная» или «неизученная», а изучить нет возможности. Тогда «латентный йети» тоже имеет право быть.

Встречается термин «латентная интеллектуальность», которая применяется к человеку, не желающему выделяться из общества. Интеллектуально латентный человек - это личность, которая либо усилием воли скрывает наличие ума, либо не подозревает о его наличии.

Понятие «латентное научение» толкуется как причинно-следственная связь между двумя индифферентными стимулами, неподкрепленными явно. Все это используется для усиления образности языка, зачастую при отсутствии собственного

Модные слова

Значение слова «латентный» толкуется как что-то временно не наблюдаемое, но которое при соответствующих обстоятельствах обязательно проявится в будущем. профессиональный термин. В физике он характеризует конкретные процессы, здесь существуют понятия - «скрытая (латентная) теплота плавления» и «латентная теплота парообразования».

А вот «латентный мизантроп» - словосочетание, которым обозвали Чубайса, - звучит интригующе, здорово и непонятно. А чего стоит реклама - «Талантливый человек по определению латентный шизофреник». В момент, когда слово становится ультрамодным, тошнота его использования в речи превосходит все рамки допустимого, его настоящий смысл теряется и становится действительно латентным.

Не исключено, что учёные скрывают правду о предках человечества, потому что она ставит под сомнение теорию Дарвина . О том, что это может быть за правда, рассуждает путешественник Виктор Мельников .

Скелеты в шкафах

В ходе своих путешествий по миру я много раз наблюдал археологические раскопки, где имелись следы людей-гигантов, остатки их скелетов. Особенно много их в Южной Америке - в Перу, Эквадоре, Чили...

Что же это за кости? Больших древних животных? Однако местные учёные говорят, что проводимые ими исследования это не подтверждают.

Для начала перечислим лишь несколько случаев удивительных находок, упомянутых в исторических хрониках. В 1821 г. в США, в штате Теннесси, нашли развалины древней стены, под которой лежали два человеческих скелета ростом 215 см. В 1885 г. в Пенсильвании в могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет такого же роста. На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.

В 1899 г. в Германии, в Рурской области, шахтёры обнаружили окаменелые скелеты людей от 210 до 240 см. Примерно в то же время в Египте археологи нашли саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором лежали мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и телосложением мумии значительно отличались от древних египтян. Похожие мумии с рыжими волосами были обнаружены в Неваде.

А вот факты, подтверждающие, что в далёком прошлом на планете обитали люди ещё более высокого роста. Археологи и местные жители регулярно находят отпечатки огромных стоп. В Южной Африке местный фермер обнаружил «след левой ноги», впечатанный в горную породу. Его длина - 128 см. Другой пример - огромный камень в Голубых горах (Австралия) над поверхностью ручья. На нём виднеется отпечаток части огромной стопы с пятью пальцами. Поперечный размер пальцев - 17 см. Можно подсчитать, что рост существа, оставившего такой отпечаток, - 6 м.

В 1950-е гг. на Аляске рабочие обнаружили в могильном холме два черепа, позвонки и кости ног. Высота черепов достигала 58 см. Их обладатели располагали двойным рядом зубов и непропорционально плоскими головами. Позвонки, как и черепа, имели размер в три раза больший, чем у современного человека.

Легенда инков

Не менее любопытны легенды и предания, оставшиеся у разных народов мира. Аборигены Южной Африки рассказывают о живших в их местах гигантах. Они были наделены невероятной силой. На охоте за день проходили сотни километров, а убитых животных легко вскидывали на плечи и относили домой. Когда кто-то из великанов кашлял, птиц словно ветром сдувало.

Существует древняя легенда инков (я сам её слышал в Перу от местных жителей), согласно которой во времена царствования Инки XII Аятарко Кусо на громадных камышовых плотах прибыли люди столь огромного роста, что даже самый высокий индеец доставал им лишь до колен. Они возводили постройки, которые были не под силу мест-ным жителям. Инки считали этих пришельцев потомками древних цивилизаций. (Кстати, в Перу на камнях часто изображали больших людей, которые ростом были выше мамонтов.) Аналогичные легенды мне рассказывали и в других частях света. Вообще в мифах и преданиях многих народов говорится, что предками современного человека были гигантские существа.

Предания о гигантах есть у разных народов мира. Фото: Commons.wikimedia.org

Наконец, сохранились свидетельства путешественников, и не только их. Ибн Фадлан, арабский путешественник , живший тысячу с лишним лет назад, видел 6-метровый скелет человека, который ему показывали подданные хазарского царя. Скелет того же размера наблюдали русские писатели Тургенев и Короленко в музее швейцарского города Люцерна. Им рассказали, что эти громадные кости обнаружены в XVI в. в горной пещере.

А испанцы, завоёвывая Америку, якобы обнаружили в одном из храмов ацтеков скелет ростом аж в 20 метров! И это уже исполинский масштаб.

В научной среде есть группа независимых исследователей, которая вот уже много лет пытается сформировать истинную картину того, что было на Земле 12-20 тыс. лет назад и какие существа на ней обитали. Их выводы таковы: в те времена рост гигантов составлял от 4 до 12 м. И помимо большой физической силы они обладали феноменальными умственными способностями.

Возникает вопрос: не это ли загадочная цивилизация атлантов, которую одни считают мифической, а другие - реально существовавшей и погибшей? Высказывается мнение, что именно эта цивилизация гигантов построила пирамиды не только в Египте, но и на территории всей планеты. Они возвели более 600 подобных сооружений, и их строительство велось по строго заданным правилам геометрии.

Почему в далёком прошлом было возможно существование людей-гигантов? Как Верховный суд США велел одному из институтов обнародовать засекреченные ранее данные на эту тему? Окончание - в ближайших номерах «АиФ».

Гуманность [от лат. humanus - человечный] - одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной системы социальных установок индивида и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию в рамках общения и взаимодействия со всем живым и "природным", которое при этом имеет для субъекта глубокий содержательно-личностный смысл. Психологическое наполнение гуманности проявляется в обстоятельствах реальной поведенческой активности и в системе переживаний личности, прежде всего, в форме действенной групповой эмоциональной идентификации, альтруизма, феноменов сочувствия и сорадования, готовности взять на себя избыточный груз ответственности в условиях совместной деятельности, сверхнормативной активности. Гуманность как стержневая личностная черта обусловливает проявление субъектом так называемого "поддерживающего поведения", задает логику недвусмысленного принятия общечеловеческих моральных норм и ценностей как своих индивидуальных ориентиров в жизнедеятельности. Гуманность в самом широком смысле этого термина предполагает признание реальной субъектности и соответственно своеобразной "личностности" не только за другими людьми вне зависимости от их возраста, национальности, расы, пола, вероисповедания и т. д., но и за всем живым, "природным". Несколько десятилетий назад вряд ли можно было бы подтвердить подобный вывод конкретными экспериментальными данными, но сегодня целый ряд проведенных в рамках экологической психологии эмпирических изысканий может служить доказательством справедливости этого ранее гипотетического положения (С. Д. Дерябо, Н. В. Кочетков, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.). Еще на одном моменте в этой связи следует остановиться особо. Достаточно длительное время психологические исследования гуманности и гуманных отношений в рамках малой группы строились по схеме изучения механизмов, прежде всего, сочувствия и даже, более того, сострадания. Практические психологи в этом плане отталкивались от конструкта обыденного сознания "друг познается в беде". Правда, мало кто допускал в своей исследовательской схеме возможность, например, таких мотивов, как "хорошо, что это произошло не со мной", "посмотрите, какой я хороший" и т. д. личности, проявляющей деятельное сострадание. Конечно, сорадование существенно более наглядное, а в экспериментальном плане более "чистое" проявление гуманности. Другое дело, что несомненно именно будничное, обыденное, повседневное соучаствование в условиях совместной деятельности и общения является самым верным признаком подлинно гуманных взаимоотношений между людьми. Имеет смысл подчеркнуть, что гуманность и гуманное отношение по-разному проявляются на поведенческом уровне и по-разному содержательно насыщенны, когда речь идет о группах разного уровня социально-психологического развития. Свою психологически наиболее насыщенную форму и глубокое содержание гуманность получает в группах высокого уровня развития типа коллектива и в поведенческом плане проявляется как коллективистская (действенная групповая эмоциональная) идентификация, а в группах низкого уровня развития, например, в диффузных, ограничивается отношениями типа "симпатия - антипатия". Представление о гуманности как о важнейшей детерминанте прогрессивного развития личности и общества не только отчетливо рефлексировалось в психологии, но и послужило идейной основой для создания целого ряда самостоятельных психологических школ. В классической социальной психологии наибольшее внимание уделялось такой форме проявления гуманности, как альтруизм. Под альтруизмом традиционно понимается "...мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами"112. Данный критерий - отсутствие сознательных эгоистических интересов - является определяющим и для иных форм проявления гуманности. Оказание помощи, поддержки, сочувствия "ближнему", основанное на правиле "взаимного обмена", либо ожидании вознаграждения от третьих лиц, не может рассматриваться как проявление подлинной гуманности, даже если оно носит масштабный характер (например, крупное пожертвование в благотворительный фонд) и, более того, связано с угрозой для жизни того, кто такую помощь оказывает (сотрудник правоохранительных органов, добровольно вызвавшийся вести рискованные переговоры с террористами, захватившими заложников в расчете на то, что данный поступок будет способствовать продвижению по службе, руководствуется эгоистическими мотивами, хотя это отнюдь не снижает объективной социальной ценности его действий). Надо сказать, что в современной социальной психологии достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой даже за внешне бескорыстным и совершенно неизбирательным оказанием помощи обычно кроется эгоистический мотив, связанный с внутренним самовознаграждением, либо снижением дистресса и избеганием чувства вины. Д. Майерс иллюстрирует данную точку зрения историей, рассказанной биографом А. Линкольна Ф. Шарпом. Как-то, путешествуя в карете и разговаривая со своими спутниками, А. Линкольн, "после того, как... привел доводы в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков, ... обратил внимание на то, что свинья, мимо которой как раз проезжала карета, производит ужасный шум. Ее поросята упали в пруд и тонули. Линкольн попросил кучера остановиться, выпрыгнул из кареты, бросился к пруду и вытащил поросят. Когда он вновь уселся на свое место в карете, его собеседник заметил: “Ну, Эйб, скажите-ка, какое отношение имеет эгоизм к тому, что только что произошло?” “Да что ты, Бог с тобой, Эд, самое прямое. Я бы целый день не смог успокоиться, если бы проехал мимо и оставил бы бедную свинью волноваться за своих крошек. Я сделал это, чтобы успокоиться. Неужели ты этого не понимаешь?”"113 Безусловно, скрытые эгоистические мотивы оказывают существенное влияние на поведение в целом ряде ситуаций. Однако, как показывает целый ряд социально-психологических исследований, подлинный альтруизм все-таки существует. Обычно он тесно связан с еще одним проявлением гуманности, а именно с сопереживанием другому человеку - эмпатией. Как отмечает Д. Майерс, "когда мы испытываем эмпатию, мы обращаем внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Такая эмпатия возникает естественным путем. Даже младенцы одного дня от роду начинают плакать сильнее, когда слышат, как плачет другой ребенок. ... Похоже, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии"114. В начале 80-х гг. прошлого века в США под руководством Д. Батсона была проведена серия экспериментов, направленная на выявление "удельного" веса гуманистических и скрытых эгоистических мотивов поведенческого акта: "Чтобы отделить эгоистическое стремление к уменьшению собственного дистресса от альтруистической эмпатии, исследовательская группа Батсона провела изучение того, что вызывает эмпатию. Затем исследователи обратили внимание на то, будут ли встревоженные люди уменьшать собственный дистресс путем уклонения от ситуации или же придут на помощь другому человеку. Результаты последовательно свидетельствовали об одном: эмпатия людей в этом случае увеличивается, они обычно идут на оказание помощи. Во время одного из экспериментов Батсон со своими коллегами заставлял студенток Канзасского университета наблюдать за молодой женщиной, страдающей от якобы полученного удара электрическим током. Во время паузы в эксперименте явно расстроенная жертва заявила экспериментатору, что в детстве упала на электрифицированную ограду и с тех пор стала чувствительной к ударам электрическим током. Сочувствуя, экспериментатор предложил одной из наблюдавших студенток (истинных объектов опыта) занять место испытуемой и принять на себя оставшиеся удары током. ... Других же заставили поверить, что их участие в эксперименте закончилось, поэтому им в любом случае наблюдать за страданиями женщины не придется. Тем не менее эмпатия возросла. По существу, все эти студентки-наблюдатели готовы были занять место жертвы"115. Хотя работы Д. Батсона подвергались критике со стороны, в частности, Р. Чалдини и некоторых других социальных психологов, справедливость его выводов находит подтверждение в проявлениях альтруизма в реальных ситуациях, попросту исключающих влияние эгоистических мотивов. Например, в многочисленных случаях самопожертвования солдат ради спасения жизни своих товарищей, имевших место практически во всех армиях мира, или в действиях людей, принадлежавших к разным национальностям и социальным группам, с риском для собственной жизни укрывавших евреев от нацистов. С точки зрения социально-психологической практики, большое значение имеет тот факт, что подлинно гуманное отношение в целом ряде случаев оказывает сильнейшее позитивное воздействие как на отдельных индивидов, так и на целые группы. Яркий пример такого рода мы находим в известном романе Г. Сенквича "Камо грядеши". Римский трибун Марк Виниций сообщает в письме своему другу Гаю Петронию о следующем, поразившем его случае, произошедшем с ним по возвращении домой после длительного отсутствия. "Когда я...возвратился к себе, дома меня не ждали. Думали, я в Беневенте и вернусь не скоро, поэтому я застал беспорядок, пьяных рабов за пиршеством, которое они себе устроили в моем триклинии. Явился я неожиданно, как внезапная смерть, и, пожалуй, ее они бы меньше испугались. Ты знаешь, дом я веду твердую рукой, и вот все, как один, упали на колени, некоторые от страха потеряли сознание. И знаешь, как я поступил? В первую минуту хотел потребовать розги и раскаленное железо, но тут меня обуял стыд и - веришь ли? - жалость к этим несчастным; меж ними есть и старые рабы, которых еще мой дед М. Виниций во времена Августа привел с берегов Рейна. Я заперся в библиотеке и там у меня появились еще более странные мысли, а именно: после того, что я слышал и видел у христиан, мне не подобает поступать с рабами как прежде, они ведь тоже люди. А челядь моя несколько дней была в смертельной тревоге - они думали, что я медлю для того, чтобы придумать более жестокое наказание, а я их так и не наказал - потому что не мог! Третьего дня созвал их всех и сказал: "Я вас прощаю, а вы постарайтесь усердной службой искупить свою вину". Они бросились на колени, обливаясь слезами, с воплями простирая ко мне руки, называя меня владыкой и отцом, так что я - говорю это тебе со стыдом - тоже был растроган. ... А что до рабов моих, меня удивило одно. Полученное ими прощение не только не возбудило в них наглость и не расшатало послушание - напротив, никогда страх не принуждал их служить столь усердно, как это сделала благодарность"116. Хотя в данном отрывке и присутствует некоторая гиперболизированность, свойственная художественному произведению, с подобными явлениями, пусть и не в столь яркой форме, сталкивался едва ли не каждый человек, включенный в иерархические отношения, вне зависимости от занимаемой им статусной позиции. Практический социальный психолог, имея целью максимально повысить уровень социально-психологического развития вверенной его попечению группы, должен учитывать, что ни социально-психологический климат, ни эффективность групповой деятельность не могут быть оптимизированы без учета степени гуманности отношений в реально функционирующем сообществе. 112 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 587. 113 Там же. С. 590. 114 Там же. С. 591. 115 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 592-593. 116 Сенкевич Г. Камо грядеши. Л., 1990. С. 224.

Для того чтобы понять, что такое гуманность, проанализируем данный термин. Несмотря на экономические преобразования, которые происходят в настоящее время в нашей стране, данное понятие не утратило своей востребованности и актуальности.

Гуманность

Принцип гуманности предусматривает формирование оптимальных условий для социального и интеллектуального развития подрастающего поколения страны. Он подразумевает развитие уважительного отношения к людям, признание права отдельной личности на свободу, социальную защиту, развитие индивидуальных способностей, совершенствование психического и физического потенциала.

Гуманизм предполагает создание некого психологического фильтра против негативного воздействия социальной и природной среды, формирование у молодежи чувства милосердия.

Особенности менталитета

Такие качества, как гуманность и справедливость, всегда были отличительными характеристиками и русского народа. Младшее поколение всегда с трепетом и уважением относилось к родителям, пожилым людям.

Слово «гуманность» применяется жителями России как характеристика уважительного и доброжелательного отношение к другим людям. А для развития данного качества в полной мере необходима совместная комплексная деятельность дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений с семейным воспитанием.

Принцип непрерывности

Гуманность человека формируется при непрерывном воспитательном процессе. Он определяется многими факторами, считается многогранным явлением, не ограничиваемым временными, возрастными рамками. Воспитание начинается с момента появления человека на свет, осуществляется на протяжении всей жизни.

На личность, ее качества, в разной степени воздействует социальная среда, природные условия. Воспитание осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной работе.

Некоторые родители считают, что ребенок воспитывается лишь в тех случаях, когда с ним проводятся определенные беседы, осуществляется работа учителей дошкольных учреждений и образовательных учреждений.

Но Макаренко говорил о том, что важнейшим аспектом непрерывного воспитания является семья. Старшее поколение должно брать на себя обязанность через разные институты: дошкольные заведения, семью, профессиональные учебные заведения, целенаправленно заботиться о гуманизации подрастающего поколения.

Объяснение термина

Рассуждая о том, что такое гуманность, отметим, что в переводе с латинского языка это слово означает «человечность». Гуманизм состоит в признании любого индивида личностью, обладающей правами на полноценную жизнь. Он предполагает у всего общества в целом и у каждого гражданина в отдельности способность признавать ценность человека, уважать его достоинство.

Что такое гуманность в современном мире? Она вытекает из Конституции РФ, является правом любого гражданина нашей страны. В качестве принципа юридической ответственности гуманизм проявляется в сочетании принуждения и убеждений, защиты и охраны благ гражданина, признания высшей ценностью его свобод и прав.

В настоящее время можно выделить несколько основных аспектов проявления подлинного гуманизма. И основной подразумевает требования о запрете использования насилия, пыток, унижения человеческого достоинства.

А в качестве нравственно-юридической категории гуманизм предполагает человеколюбивое, уважительное отношение к различным субъектам юридической ответственности, без учета правомерности (неправомерности) поведения самого субъекта.

Юридические нормы гуманности

Можно проследить тесную связь между справедливостью и гуманизмом, отмечаемую в уголовном кодексе страны. Реальный гуманизм выражается в отношении и к потерпевшему, и правонарушителю, и ко всему обществу. Данный принцип реализуется в защите человека, его интересов и прав от правонарушений. Существует система норм, которая устанавливает юридическую ответственность в виде базы для деятельности полиции, прокуратуры, судебных органов по выполнению такой задачи.

Гуманность проявляется в наделении определенными правами не только жертвы, но и виновника преступления. В данном случае она сливается с принципом юридической ответственности, отталкивается от уважения, человеколюбия, нравственности.

Еще один аспект гуманизма состоит в специфике его соотношения с формальным равенством и неизбежностью юридической ответственности. А в этическом и нравственном плане предполагается милосердие в отношении других людей. Например, в юридической практике существует практика помилования и амнистирования в отношении отдельных субъектов правонарушения.

Принцип гуманизма состоит в основополагающей идее, которая направлена на милосердное, человечное, уважительное отношение к другим людям. В качестве основных его требований выделяют: запрет использования пыток, насилия, обращения, направленного на уничижение достоинства человека.

Гуманность по отношению к природе

Рассуждая над тем, что такое гуманность, обратимся и к взаимоотношениям человека и окружающей природы. Современный человек оторван от нее, используя ресурсы для своих нужд. С древних времен существовало два подхода к исследованиям природным явлений. Первый путь заключался в потреблении ее даров, а не приобщении к истокам. Второй подход является проявлением гуманного отношения человека к природным явлениям и связан с поиском оптимального использования природных объектов без негативного воздействия на них.

Именно экологическое воспитание, которому стали уделять особое внимание во всех отечественных дошкольных учреждениях, является первой ступенью на пути формирования гуманного отношения человека к природе. Для того чтобы ребенок с малых лет бережно относился к окружающей среде, рационально использовал природные ресурсы, необходимо его учить этому.

Гуманность проявляется и по отношению к другим людям, например, к старшему поколению. Патриотическое воспитание, получившее популярность в настоящее время, позволяет формировать в подрастающем поколении гордость родным краем, страной.

Похожие статьи