Иммануил Кант — подданный Российской империи. Иммануил Кант — подданный Российской империи Домик пастора Даниэля


«Быть опровергнутым - этого опасаться...

Аэропорт в Калининграде по итогам конкурса «Великие имена России» назвали в честь Елизаветы Петровны. Императрица обошла философа Иммануила Канта, имя которого долго лидировало в голосовании. В конце ноября неизвестные облили памятник Канту краской, прозвучали заявления, что называть его именем аэропорт непатриотично. Каким был «русский» период жизни философа?

В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Жители города принесли присягу на верность Елизавете Петровне. Философ направил императрице прошение о зачислении на должность ординарного профессора Кёнигсберского университета:

«С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии, который он занимал. Эти науки всегда были предпочтительным предметом моих исследований.

С тех пор как я стал доцентом университета, я читал каждое полугодие по этим наукам приватные лекции. Я защитил публично по этим наукам 2 диссертации, кроме того, 4 статьи в Кенигсбергских ученых записках, 3 программы и 3 других философских трактата дают некоторое представление о моих занятиях.

Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечительство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня на вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в рассуждении наличия у меня необходимых к сему способностей сопроводит мою верноподданнейшую просьбу благоприятными свидетельствами»

Желаемую должность Иммануил Кант тогда не получил. Российским подданным он оставался до июля 1762 года. Вокруг философа сложился кружок русских офицеров, среди его гостей был и Григорий Орлов. Взгляды Иммануила Канта тогда стали предметом дискуссий. Вот некоторые из его высказываний о жизни и нравственности:

«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине"

«Страдание - это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности»

«Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает»

«В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям»

«Человек редко думает при свете о темноте, в счастье - о беде, в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке»

«Взывать к мужеству - это уже наполовину значит внушить его»

«Женщины даже мужской пол делают более утончённым»

«Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым»

«Счастье есть идеал не разума, а воображения»

«Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру»

«Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись»

«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни»

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства»

«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики»

«Относись к человеку всегда как к цели и никогда - как к средству»

«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений»

«Работа - лучший способ наслаждаться жизнью»

«С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед»

«Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность»

https://diletant.media/articles/44583328/

Знаете, чем схожи Гегель и Кант? И того, и другого мало кто читал, - утверждает директор ГУП «Кафедральный собор» Игорь Одинцов. - А знаете, чем они отличаются? Благодаря марксистско-ленинской теории, люди, воспитанные в СССР, знают все ошибки теории Гегеля, но не видят ни одной в трудах Канта. Хотя ошибки в его работах, безусловно, есть. Например, в одной из монографий он утверждал, что осетр - донная рыба, питающаяся камнями. В другой - что под Оренбургом живут карликовые люди с небольшими хвостиками.

Однако все эти забавные нелепости либо забыты, либо списаны на простительную для мыслителя чудаковатость. О великом кенигсбержце Одинцов говорит с нескрываемым пиететом.

Кант - гений, прописавший все нормы человеческой морали, - считает историк.

Биографы же философа констатируют: Кант был не только образцом нравственности, но и пунктуальности. По его ежедневной прогулке кенигсбержцы сверяли часы.

В судьбе выходца из бедной семьи случались времена, когда на хлеб приходилось зарабатывать игрой в карты и на бильярде, в чем Кант не видел ничего дурного. Однако, от перспективных брачных союзов отказывался. Существует довольно характерный пример. В 1847 году в поисках заработка молодой Кант, подвизавшийся на ниве репетиторства, подался в деревеньку Юдшен. Местный пастор увидел в юном педагоге большие перспективы и начал сватать за него свою дочь. Настолько активно, что Кант вынужден был бросить преподавание и вернуться в Кёнигсберг.

Когда же в зрелом возрасте философ получил признание и достиг соответствующего состояния, то не решился неволить браком с собой, стариком, местных прелестниц, хотя от желающих не было отбоя. Однако женской красотой кенигсбергский затворник всегда восхищался. Будучи уже в пожилом возрасте, во время званных ужинов, ослепший на левый глаз Кант всегда настоятельно просил посадить самую красивую даму вечера по правую от себя сторону.

Интересно отношение Канта к религии, - продолжает Игорь Одинцов. - Его никто не мог упрекнуть в атеизме. Однако будучи верующим, Кант оставался адептом науки. Он так и заявлял своим студентам, не боясь попасть в опалу: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может».

А вот еще один парадокс из жизни самого известного в мире кенигсбержца.

Почему-то мало кто отмечает, что Кант жил и умер Российским гражданином, - говорит Игорь Одинцов. - Во время Семилетней войны Восточная Пруссия добровольно вошла в состав Империи. Тогда же каждый житель Кёнигсберга принес присягу на верность государыне Елизавете Петровне. Когда же политическая ситуация изменилась, и провинция вышла из состава России, Кант отказался от новой присяги, заявив, что клятвы и обеты даются только раз. И это тоже было проявлением его кантовской морали.

Он так и умер подданным Российской империи, которого в последний путь в течение нескольких дней провожал весь Кёнигсберг.

Домик пастора Даниэля

В юбилейном для философа году калининградские власти предприняли попытку спасти один из немногих объектов, непосредственно связанных с именем Иммануила Канта. Речь идет о домике пастора Даниэля Эрнста Андерша, того самого, который хотел выдать свою дочь за подающего надежды репетитора.

Всем известно, что философ был домоседом, никогда не выезжал за пределы Восточной Пруссии, за что еще при жизни его называли кенигсбергским затворником, - рассказал «Культуре» губернатор Калининградской области Николай Цуканов. - Сегодня в области, а значит и в мире, не так много мест, связанных с Кантом. Здание в поселке Веселовка (прежние названия Юдшен, а позже Кантхаузен) - как раз одно из таких мест. От прежнего строения остались только цоколь и фундамент, тем не менее, мы уверены, что этот домик необходимо сохранить для потомства.

Чтобы получить в собственность разваливающееся частное здание, областным властям пришлось включить административный ресурс. Теперь же, когда тонкий юридический вопрос оказался решенным, региональные власти планируют в самое ближайшее время превратить Веселовку в настоящую мекку для поклонников Канта и любителей философии. Завершившаяся в конце марта государственная экспертиза в очередной раз подтвердила: дом в Веселовке напрямую связан с именем гения.

Реставрацией здания займутся специалисты, - пояснил «Культуре» известный кантовед Вадим Чалый. - Его разберут по кирпичикам, их пронумеруют, потом все восстановят. Вокруг будет создан необходимый антураж - дом творчества с жилыми комнатами и читальным залом, летняя столовая для студентов.

В самом же домике пастора решено сделать музей Канта, здесь же будет и конференц-зал, где планируется проводить философские чтения.

Станет ли Веселовка, благодаря этому проекту, еще одним туристическим центром региона, покажет время. Однако следует заметить, что в целом потомки благодарностью Канта не баловали. Уже через полгода после смерти философа дом, где он жил, был снесен, а на его месте построен… шляпный салон. Так что сегодня только два места в регионе связаны с самым известным уроженцем Кёнигсберга- здание в Веселовке и собственно могила Канта.

«Империя как путь России к европеизации». С таким докладом на семинаре Русской Христианской Гуманитарной Академии выступил известный историк, философ и писатель Владимир Карлович Кантор. Видеоролик с выступлением можно посмотреть внизу поста.

Приведу наиболее интересные мысли участников дискуссии.

Советский Союз не был империей!

Европейская цивилизация это мутация азиатских структур.

Деспотия родилась в Азии.
Деспотия – когда правит один, но и он не свободен (он раб власти, как и остальные).

Путь Европы это имперский путь.
Империя возникла в Греции.
Греция – первая морская цивилизация и ответ Востоку.

Первым ответом восточной деспотии стала империя Александра Македонского.
Империя Александра Македонского это система примирения различных культур.

Классическая империя возникает в эпоху Рима. В древнем Риме было соединение трёх основных аристотелевских структур власти: 1 монархия 2 аристократия 3 полития

Империя это правовое пространство. В деспотии права только у деспота, остальные – рабы.

Грамотность – завоевание империи. Деспотия грамотность не любит.

Империя объединяет много народов, и задача ввести эти народы в пространство правовое и цивилизационное.
Империя наднациональна и надконфессиональна.

Идея Рима не умерла вместе с римской империей.

Европа это идея, волевое решение, в отличие от Азии.
Одно – когда народы равно подчинены императору. Другое – одному титульному народу!

Россия стала нацией, не включив в нацию народ. От этого и погибла Российская империя.

В своём государственном строительстве Россия ориентировалась на опыт Англии.
Струве хотел построить Россию по образцу Великобритании.

Столыпин был против введения патриаршества. «Мы оставляем Синод как надконфессиональное учреждение».

Националисты никогда не создадут империю, потому что начнут подавлять другие народы.

РСДРП – российская партия, но не русская.
Большевики хотели восстановить империю. Но их методами это было невозможно, так как требовалось правовое поле. И таким образом, они построили деспотию.

СССР был не имперская структура, а деспотия!

Империя – это открытая система.

Христианство как наднациональная религия могла возникнуть и распространиться в римской империи – наднациональной структуре.

Для создания империи не важно, какая именно используется монотеистическая религия.

В Европу нельзя проситься, в Европу можно входить «под грохот пушек и строящихся кораблей», – как писал Пушкин.

Пётр не просто построил империю, а создал матрицу, в том числе и город Санкт-Петербург.
Всякий город структурирует сознание живущих в нём людей.
Санкт-Петербург – имперский город.

Большевики, сломав империю, переносят столицу в Москву. Вместо российской империи появилась московская деспотия.

Деспотия не терпит людей, которые предлагают что-то от себя, а требует лишь подчинения.

Современная Россия не империя.

Православие сейчас реально скрепляет государство Россия.

В истории нет точного знания. Философия истории это некая форма ложного сознания.

России присущи имперские качества.

Сегодня Россия создаётся как национальное государство с этнической русской идентичностью и с типичной этнической религией – православием. Это изолирующая идентичность, не имперского типа, отторгающая всех остальных.

В конце двадцатого века началась экспансия народов. Народы, культуры стали выходить за пределы государственных границ. Стали образовываться мировые диаспоры, которые не ассимилируются, а изолируются от местного населения, образовывая собственные фактории («чайнотауны»).

Мировые диаспоры, связанные с метрополией, образуют имперские структуры, выходящие за пределы национальных границ. Это новый тип государства, основанный не на совокупности территорий, а на совокупности граждан. Главным становится гражданство. Это новый вариант имперского существования.

Налицо экспансия диаспор.
В Европейском Союзе 8 миллионов русских – самая большая диаспора.

Важна критическая масса имперских составляющих, когда империя может возникать и без императора, при поликонфессиональности или большой массе населения.

Демократическое государство это идея механической государственности равных индивидов.

Империя принадлежит к органической государственности, суть которой в связи с трансцендентным.

Смысл существования империи в том, что есть всегда некое начало, ради которого стоит жить, не извлекая из этого практической пользы – нечто обращённое в вечность.

Я ЗАДАЛ ДВА ВОПРОСА:
1 Сегодня мы видим две империи: Европейский Союз и Соединённые штаты Америки. Каково место России между этими двумя империями – между «молотом» и «наковальней»?
2 Если город структурирует сознание, то как изменилась власть с присутствием в ней петербуржцев?

МОЁ МНЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Сразу после развала Советского Союза, который был назван «империей зла», гегемоном в мире стали США, и отношение к понятию империя изменилось на положительное.

Можно спорить, был ли Советский Союз империей или не был, но важно, что народы жили в мире, не было ксенофобии. И в этом смысле СССР для простого человека был благополучной страной.

Что для простых людей означает империя? Это отсутствие границ и таможен, единое пространство распространения информации и культуры, единый рынок труда, свобода перемещения, единые для всех правила.

Национальные элиты развалили страну СССР. Теперь у каждого своё министерство иностранных дел, свои посольства, свои послы. И кормить всех этих нахлебников должен простой человек.

Национальные государства это выдумка национальных элит для осуществления своего господства внутри своего государства.
Воюют элиты, а гибнут люди!

В своё время Ленина предупреждали, что право наций на самоопределение приведёт к развалу страны. Так оно и случилось.

Чтобы избежать печального опыта развала СССР, Россию строят как национальное государство. Этому служит и деление на семь федеральных округов, и партия «Единая Россия».

Римская империя безусловно дала толчок развитию завоёванных народов. Римские дороги до сих пор существуют, уже более двух тысяч лет.
Римское право послужило катализатором развития правового сознания на окраинах империи.
Важной особенностью римской империи было то, что она не подавляла национальных культур и уважала чужих богов, не боролась с национальными традициями.
Очевидно, что если бы не было римской империи, то и христианство не стало бы всемирной религией.
Если бы не было римского права, то Иисуса из Назарета убили бы без суда и следствия.

Все империи держались на веротерпимости. Но и в римской империи была религиозная вражда. Это хорошо показано в новом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора».

Мир стремится к единству. Но на основе чего это единство возможно? Либо на основе силы, либо братства. Идея личного обогащения не сможет сплотить людей!
Невозможно объединиться, более других любя себя самого. Душа испытывает потребность в жертвенном служении, а не в себялюбивом обогащении. Поэтому закономерно, что объединение возможно только на чувстве братства как выражении равенства и любви.

Какой будет всемирная империя будущего?

Идея глобализма есть идея объединения мира. Вот только на каких принципах он будет построен?
Неприятие принципов глобализации приводит к обратному эффекту – глоКАлизации.

Никто сам не откажется от своих преимуществ в угоду другим. Неравенство сохранится и будет всегда. Всегда будут обслуживающие и всегда будут управляющие, как всегда будут те, кому легче исполнять, чем думать и принимать решения. И никогда работа руководителя не будет стоить меньше работы исполнителя. Отсюда и неравенство. Это, однако, не означает, что все захотят стать руководителями.
Так что всё опять упирается в индивидуальные различия, которые были, есть и будут всегда.

Вопрос лишь в том, как сделать эту систему справедливой, чтобы она не приводила к конфликтам и войнам. Чтобы каждый получал по заслугам и не считал себя при этом обиженным. Хотя, смею предположить, обиженные будут всегда.

Экономически мир, возможно, и будет един, а вот духовно вряд ли. И это хорошо. Потому что именно многообразие есть источник развития.

Нужна новая парадигма как альтернатива потребительской экономике; альтруистическое потребление в противовес «симулятивному» потреблению.

Фактически речь идёт о будущем справедливом устройстве мира, основанного на справедливых социальных сообществах.

Вопрос в том, кто предложит более справедливую и удовлетворяющую как можно более разные слои общества социальную модель, имеющую наибольший потенциал развития. Модель, в которой общемировые цели будут связаны с индивидуальными целями и смыслами существования, учитывая религиозные и этнические особенности.

Или это очередная утопия, и война за господство одних над другими разведёт человечество по этническим «углам»?

Либо модель господства–подчинения, приводящая к неминуемому самоуничтожению; либо модель солидарности и сотрудничества.
Разумеется, будущее за сотрудничеством. Но жажда господства и подчинения в природе человека, и этого нельзя не учитывать.
Солидарность может быть только на основе справедливости.

Патриотизм это любовь к своим, а национализм это ненависть к чужим.
Любить надо всех людей, а не выборочно русских или американцев.

Оставаясь гражданином своей страны, в душе надо быть гражданином мира.
Я русский гражданин мира!

С 11 по 15 декабря в подмосковном Голицыно проходила зимняя сессия Московской школы гражданского просвещения (до августа 2013 года проект назывался Московской школой политических исследований). В заключительный день школы с лекцией об империях и имперском состоянии гражданского сознания выступил доктор философских наук Сергей Никольский, занимающий пост заместителя директора Института философии Российской академии наук.

По мысли Никольского, тип государства влияет на правовое сознание его населения.

Империя — один из типов государственного устройства, альтернативой которому может быть, например, национальное гражданское государство. Отличить его от других типов можно с помощью некоторых признаков, которые становились общими для самых разных имперских режимов, существовавших в истории человечества.

Никольский выделил основной признак имперского состояния государства: «Первая и главнейшая цель такого государства — это максимизация территориального расширения. Империи стремились к максимальному расширению. При этом качество, состав населения и благополучие населения всегда были вторичными вещами. Самое главное — территориальное расширение». В современном мире, добавил философ, такие цели для государства являются архаическими и тормозящими развитие, поскольку теперь страны конкурируют между собой не территориями и даже уже не столько природными ресурсами. По словам Никольского, теперь государства в основном конкурируют качеством жизни и «качеством человека», то есть тем, насколько граждане образованы, профессиональны, моральны и законопослушны.

Идея, которая служит обоснованием для необходимости экспансий, может звучать как набор спорных тезисов (имперцы в них, впрочем, не сомневаются). Как пример такого обоснования Никольский процитировал слова современного исследователя, неназванного апологета имперскости России: «Присоединяем мы к себе народы или даже силой оружия покоряем для их же блага, потому что с нами Бог. А если они с нами, то и с ними Бог. Россия потому и Россия, что она всегда права. Россия всегда на стороне Бога; если она не права, то это уже как бы и не Россия». «Вот такой интересный набор идей, который предполагает идеологическое верховенство русскости», — заключил Никольский.

Сергей Никольский. Фото: iph.ras.ru

Расширение территорий Российской империи было сложным процессом: ассимиляция шла мирно лишь при движении на Восток, где Россия не встречала развитых культур. Однако там, где она сталкивалась с какой-то степенью развитости государственности и культуры — как, например, на Кавказе, в западных регионах, или на северо-западе, — процесс сопровождался войнами и конфликтами. Платой за привнесенные технологии, повышение уровня культуры и образования было «тотальное уничтожение несогласных и тотальное подчинение общественно-экономической жизни интересам центрального государства».

Экономика советской империи рождала уродливые, абсурдные схемы, при которых потребители собирались в одном месте, производители — в другом, а поставщики ресурсов — в третьем. В итоге создавалась искусственная ситуация, при которой из Сибири лес доставлялся, например, на деревообрабатывающий завод в Средней Азии, а конечную продукцию отправляли в Центральную Россию. Однако подобные схемы помогали создавать и поддерживать видимость экономических связей между частями империи.

Другой пример связан с политикой раскулачивания, которая проводилась по отношению к казакам и башкирам в годы коллективизации, напомнил Никольский. «Поскольку среднее потребление мяса на душу населения в целом было х , а у башкиров и казаков это было, например, , то, соответственно, у них отбирался скот, который, конечно же, не доходил потом до Центральной России, он умирал с голоду по дороге. Тем не менее "справедливость торжествовала", и за это казаки и башкиры заплатили 40—50% своего населения. Это исторический факт, и таких фактов очень много. Советская идеология запретила об этом помнить», — рассказал он.

Никольский напомнил о скандале вокруг недавно установленного памятника чеченским девушкам, оказывавшим сопротивление армии генерала Ермолова (это стало поводом для в Госдуме депутатов Алексея Журавлева и Адама Делимханова. — РП ).

«Произошла коррекция народной памяти. И таким образом был положен первый камень в фундамент так называемой советской дружбы народов. На незнании формировалось некое единство. Насколько это единство было прочным, показал 91-й год и те оценки, которые даются сегодня», — сказал лектор. Сейчас, когда некоторые государства вновь обрели свою независимость от советской империи, годы пребывания в ее составе воспринимаются как «колониальный период». Такие отзывы Никольский слышал на недавнем заседании историков стран бывших республик СССР и стран, входивших в состав Российской империи.

По его мнению, нормальной реакцией на попытку восстановления исторической памяти было бы признание государством проведения в прошлом ошибочной политики, однако сделано этого не было.

Другой пример: недавний скандал вокруг российских дипломатов, которых правительство США уличило в мошенничестве с медицинскими страховками, показывает, что в российской практике вообще не принято давать однозначную моральную оценку своим очевидным ошибкам. Вместо официальных извинений и признания недопустимости поведения дипломатов министр иностранных дел Сергей Лавров лишь заявил о том, что американцы собирали информацию об этом в течение десяти лет, напомнил Никольский, подчеркнув, что считает такой ответ крайне странным. «Здесь логика такая: на скамейке сидели два человека, один в кепке, другой узбек. Вам говорят, что вы воровали, а вы отвечаете: "А вы долго собирали информацию"», — заключил Никольский.

Империи всегда стремились к закрытости от мира и самодостаточности, причем помимо экономической и общественной самодостаточности в таких обществах возникал культ «миссии», «сверхидеи».

Для Российской империи такой сверхидеей было православие, при зарождении СССР культивировалась идея пролетарского социализма, в самом же Советском Союзе центральной стала вера в «оплот мирового коммунизма».

Для таких типов государств также обязательно наличие сакральной фигуры верховного правителя, наместника бога, императора, отца народов, генерального секретаря и т. д.

Еще один признак имперского сознания — стремление к отсутствию гражданственности у населения, которое должно принять вид покорной гомогенной массы верноподданных. «Это отчасти вписывается в главный принцип: принцип управления волей первого лица и его ближайшего окружения, — добавил Никольский, пояснив, что именно поэтому в империях так часто управление ручное. Естественно, что в этой структуре человеческая личность и индивид — это ничто. Как говорил пролетарский поэт, певец империи СССР Владимир Маяковский, «единица — ноль».

Антисоветский плакат, 1918 год. Источник: historydoc.edu.ru

Как объяснил Никольский, под «гомогенизацией населения» понимается снижение уровня культуры, просвещения и образования в целях повышения управляемости массами. По мнению докладчика, черты этого явления наблюдаются и в современной России, где власть делает ставку на бюджетников: ими начинают манипулировать в период выборов, они зависимы и потому легко управляемы.

Другой пример гомогенизации населения Никольский находит в недавней реформе Российской академии наук, которая окончательно убьет науку в России. «Речь идет о том, что наука должна прийти в региональные вузы, но на самом деле это попытка вообще ее уничтожить. Я знаю, что такое региональные вузы, я там бываю. Сопоставить уровень развития людей, которые постоянно должны преподавать и транслировать знания, с теми, кто должен добывать знания, невозможно. А сейчас, когда поставлена задача увеличения оплаты преподавательского состава, речь идет об увеличении нагрузки. Средний преподаватель-гуманитарий должен иметь в неделю примерно 12 лекций, то есть каждый день он должен прочитать две лекции, это четыре часа. Скажите, пожалуйста, какую науку он сможет производить?!» — возмущался замдиректора института философии РАН.

Другие примеры развала профессиональных самостоятельных структур Никольский находит в недавней ликвидации РИА «Новости», а также в объединении Книжной палаты и агентства ИТАР-ТАСС (которое он называет «развалом»). «Единственное объяснение, которое я могу найти происходящему, — то, что власти не нужны самостоятельные структуры, не нужны свободные мозги, нужна легко управляемая масса. Нужны подданные», — считает он.

Политика колонизации, политика гомогенизации — это всегда политика деградации, потому что культура — это всегда увеличение разнообразия,

подчеркивает эксперт. Точно так же, как и в биологии, где по мере развития происходит усложнение, увеличение разнообразия. В случае, когда культура и общество идет в обратном направлении, происходит варваризация и деградация. В конечном счете государство лишает себя будущего.

Для имперских режимов характерно переформатирование сознания народа, который со временем приучается быть подданным, жить в зависимости, быть безответственным и надеяться на верховного правителя.

Если в стране не развито право, то общественные отношения начинают подчиняться воле начальства. Но поскольку начальство далеко не всегда обладает достаточным авторитетом, общественные отношения регулируются с помощью насилия, которое становится главным инструментом управления — вместо авторитета и закона.

«Что делать на руинах советской империи? Я думаю, что сейчас ответа на этот вопрос у нашей власти нет, поскольку мы наблюдаем хаотичное шараханье в разные стороны. С одной стороны, призывы к росту модернизации, культуры, многообразия, образования. С другой — ведется такая политика, которая ведет к уничтожению культуры, образования, науки, многообразия и т. д.», — полагает Никольский. Надежда российского общества на выход из затяжного имперского состояния связана с гражданами, которые даже в таких сложных обстоятельствах не могут позволить себе быть непрофессионалами, поступать аморально и слепо полагаться на волю начальников. На них, по мнению Никольского, государству и нужно опираться.

В начале ХХ века, когда перед Россией стояла серьезная проблема модернизации экономики, премьер-министр Петр Столыпин говорил: «Нам нужны не пьяные и слабые, а трезвые и сильные, на них мы должны сделать ставку». Теперь столыпинская метафора принимает вполне конкретные реальные очертания, считает Николький. Философ напоминает, что сейчас, согласно официальным данным, в России 8 млн наркозависимых и 20,5 млн алкоголиков. «Даже если эти 20 млн пересекаются с 8 млн — это уже население средней европейской страны. Это тот ужас, в котором мы сегодня пребываем», — говорит он. Недоумение Никольского вызывает то, что у государства не нашлось двух миллиардов рублей на создание реабилитационных центров для наркозависимых, притом что Россия сумела найти средства на амбициозные проекты: Олимпиаду, саммит АТЭС и т. д.

«Я это говорю не для того, чтобы сказать, что мы плохие, а вокруг нас все хорошие. Я говорю это для того, чтобы представить ту пропасть, которая перед нами есть. Я тут выступал в одной аудитории, и мне один человек сказал: „Почему вы так не любите Россию?“ Вопрос сродни тому, как когда кто-то приходит к врачу, у него обнаруживают раковую опухоль и врач говорит: "Вы знаете, у вас клетки раковые, надо заниматься тем, тем и тем", а ему пациент отвечает: "Ты меня не любишь, ты мне сказал плохую вещь". Я думаю, люди должны знать плохие вещи для того, чтобы знать, что делать», — сказал Никольский.

Конфликт интересов, раскол в коллективе и странный набор заместителей: уже вторую неделю ректор Тверского медуниверситета Леся Чичановская является антигероем публикаций в СМИ

Похожие статьи