DWN: Война в Сирии идет не против ИГ, а за превосходство на рынке нефти и газа. Кому нужен газопровод из катара через сирию

Расхожий сегодня сюжет: связать события в Сирии с проектом газопровода, который должен пройти из Катара в Европу как раз через сирийскую территорию.

Теория А: Саудовцы и катарцы ополчились на Асада за то, что тот в 2009 году отверг идею такого газопровода и предпочел в 2012 году подписать с Тегераном меморандум о намерениях организовать сирийский транзит иранского газа в Европу через Ирак, минуя Турцию, — имелся в виду завод по сжижению газа на берегу Средиземного моря.

Теория Б: Российские самолеты бомбят трассу планировавшегося газопровода, чтобы тот не создавал конкуренции «Газпрому» на европейском рынке. Именно эту цель, по утверждениям комментаторов, преследует решение Москвы оказать поддержку сирийскому режиму.

Посмотрим на факты, которые доказывают несостоятельность обеих теорий.

1. Не стоит считать султанов и эмиров на Аравийском полуострове глупцами, способными разжечь длительную гражданскую войну на территории, через которую им не терпится проложить безопасную трассу стратегического магистрального газопровода.

2. Европейский газовый рынок не имеет приоритета в экспортных планах Катара и Ирана, и выход на него никак не оправдывает строительство чрезвычайно дорогостоящего газопровода, проходящего через территорию нескольких стран с труднопредсказуемыми режимами. Последние четыре года нетто-импорт газа в Евросоюз неуклонно падает, несмотря на сокращение собственной добычи: с 299 млрд кубометров в 2010 году до 219 млрд в 2014 году, — и главным направлением сбыта ближневосточного газа остается развивающаяся Азия.

Это определило, кстати, стратегию Ирана, который сорвал три раунда переговоров о транзите с капризной в требованиях Турцией о поставках газа в Европу и вместо этого сосредоточился на трассе в Пакистан и Индию и на планах производства сжиженного природного газа для азиатских рынков. В западном направлении иранцы ограничились контрактами на поставки газа в Ирак и Кувейт. Сжижение иранского газа на сирийском берегу Средиземного моря после его доставки туда по трубе лишено всякого коммерческого смысла, свидетельствуют источники в Тегеране и экономические эксперты в Европе.

3. Катар, для которого экспорт сжиженного газа по существу стал лишь выгодным «приварком» к реализации нефти, тоже не имеет практических планов дотянуться трубой до Европы с ее стагнирующим спросом на энергоносители. Более того, у катарцев вообще нет намерения увеличить экспорт газа: на добычу газа из гигантского «Северного купола» (продолжения иранского «Южного Парса») наложен мораторий ввиду отсутствия уверенности в безопасности разработки и из-за отсутствия перспектив достаточного спроса на мировом рынке. Ожидающийся уже в следующем году выход на арену больших объемов австралийского газа, будущий газ из США, Канады и Африки делают рынок перенасыщенным, а затратные трубопроводные проекты — неконкурентоспособными.

4. Газопровод от Катара до, например, газораспределительного хаба в австрийском Баумгартене протянется почти на 4000 км. Он будет короче, чем трасса с Ямала (5070 км), но все равно проиграет по экономике и логистической гибкости поставкам сжиженного газа морскими судами. У газовозов нет привязки к определенному рынку, они движутся туда, где текущие цены выше, и легко конкурируют с трубами, если транспортировка занимает более двух тысяч морских миль.

5. У газопровода с Аравийского полуострова в Европу будут и другие препятствия, помимо охваченной военными действиями Сирии. Турки, как показывает их бесплодный торг с иранцами, настаивают на покупке чужого газа по дешевке и перепродаже его потом в Европу как своего собственного. Роль транзитной территории их не устраивает. К тому же европейским трейдерам и потребителям придется строить дорогостоящую газотранспортную инфраструктуру, чтобы забрать газ из Турции, а слабеющий спрос в Старом Свете никак не способствует инвестициям в проекты магистральных трубопроводов, пересекающих границы сразу нескольких стран внутри Евросоюза.

К слову сказать, некоторое сближение, наметившееся в последнее время между Саудовской Аравией и Израилем на почве антииранских сантиментов, тоже можно рассматривать как предпосылку к возможному сотрудничеству в газотранспортной области. Теоретически, газопровод с Аравийского полуострова мог бы пройти по старой трассе Иран-Эйлат-Ашкелон или в Ашкелон напрямик через Иорданию. Вот только дальнейший путь катарского газа должен лежать либо через Турцию с ее проблемами, либо через сжижение — а зачем строить мощности по сжижению в чужой стране, когда можно расширить имеющиеся предприятия в самом Катаре?

Досужие комментаторы в анализе коммерческой целесообразности и политических препятствий не нуждаются.

Для них достаточно карт и глобусов, чтобы чертить мифические трассы. Так появляются то судоходный канал из Каспия в Персидский залив, то нефтепроводы и газопроводы из России через Гималаи в Индию...

В целом же обстоятельства таковы, что все старые заявления о намерениях по поводу катарских труб можно отнести в категорию политических деклараций, не имеющих реальной перспективы. Свежие рассуждения на эту тему тоже приходится рассматривать как пустословие.

Эксперт Джеймс Дюрсо о том, как газовая геополитика Катара привела к самым серьезным последствиям для Ближнего Востока.

В 2009 году Катар, ведущий производитель природного газа, предложил Сирии провести через провинцию Алеппо трубопровод длиной 2,4 тыс. км, который должен был стать основным каналом поставок катарского газа на европейские рынки. У Катара было только два способа транспортировки газа - танкерами, преимущественно в Азию с редкими спотовыми поставками в Европу, и через трубопровод Dolphin в Объединенные Арабские Эмираты и Оман, поэтому страна очень хотела получить прямой канал поставок в страны ЕС. Трубопровод должен был идти на север через территории Саудовской Аравии, Иордании и Сирии и оканчиваться в Турции.

Однако Сирия отклонила предложение Катара, поскольку строительство трубопровода привело бы к падению доли на европейском рынке для ее давнего партнера, России. Вместо этого страна согласилась участвовать в прокладке «Трубопровода дружбы» между Ираном и Ираком, который многие называли «шиитским трубопроводом» и мишенью для суннитских монархий залива. Катар не учел или проигнорировал давние связи Сирии с иранским режимом, особенно укрепившиеся в годы в ирано-иракской войны 1980−1988 годов, и ее прочные отношения с Россией, которые длились с 1944-го. А ведь это недвусмысленно показывало, кто может появиться на арене, если обстановка начнет накаляться.

В 2010 году Израиль и Сирия неофициально вели переговоры, в ходе которых Израиль якобы пообещал вернуть Сирии Голанские высоты в обмен на гарантии безопасности. Переговоры сильно затянулись, поскольку каждая сторона подозревала другую в нежелании выполнять условия соглашения.

К началу 2011-го по всему региону развернулась Арабская весна, и лидеры обеих стран обратились к более насущным проблемам. Тогда у Америки появилась возможность нанести удар по союзнику Исламской Республики, режиму Асада. В 2011 году Турция предоставила убежище оппозиционному Сирийскому национальному совету, а в августе 2011-го США, их союзники и ООН призвали Башара Асада уйти в отставку.

Тогда Сирия, Иран и Ирак договорились о строительстве трубопровода, который должен соединить иранское месторождение Южный Парс с Европой. Трубопровод протянется от иранского города Эселуйе в Европу через территорию Ирака, Сирии и Ливана, причем за основные работы будет отвечать Сирия.

Остается неясным, почему, когда Сирия отклонила его первоначальное предложение, Катар не попытался претворить в жизнь другой маршрут трубопровода: Саудовская Аравия - Кувейт - Ирак. Вероятно, на такое решение повлияли сложный ландшафт Ирака, открытие огромных запасов газа в восточной части Средиземного моря и нежелание Саудовской Аравии строить трубопровод через Кувейт.

К тому же если бы контроль над Сирией оказался в руках более дружественного к Катару режима, у последнего появилась бы возможность получать более высокую прибыль и даже влиять на сирийскую политику - чего точно не удалось бы проделать с Саудовской Аравией, которой очень не нравилось, что Катар поддерживает организацию «Братья-мусульмане», Иорданию (союзника США), и Ирак (союзника Ирана). Позиция Катара была очевидной: ничего личного, просто бизнес, но Асад должен уйти.

Поэтому для Катара было сложно выбрать более подходящий момент, чтобы попробовать повлиять на дела в регионе. Коренное население страны ничтожно - гастарбайтеры составляют почти 90% от 2,2 млн населения Катара, - так что от некоторых (читай - военных) методов воздействия пришлось отказаться. Зато у Катара хватало денег, и он не стеснялся финансировать сирийские оппозиционные силы.

Чтобы лучше понять предпосылки войны в Сирии, вспомните, как много газовых месторождений было открыто в Восточном Средиземноморье начиная с 2009 года. Крупные месторождения обнаружили Израиль, Кипр и Египет; по оценкам, значительные запасы залегают и у побережья Ливана. Израиль вполне мог бы экспортировать газ в Египет, Иорданию, Палестинскую автономию и Турцию (Тель-Авив и Анкара обсуждали прокладку газопровода в Турцию, но столкнулись с возражениями со стороны Кипра, который не имеет дипломатических отношений с турецким режимом).

Если бы трубопровод из Ирана в Сирию был построен, Сирия стала бы важным узлом мировой энергетики и могла бы блокировать продажи катарского газа в Европу - при том, что экспорт газа из Катара в США упал до нуля, в основном за счет роста внутреннего производства в Штатах. Таким образом, Катару пришлось бы довольствоваться азиатским рынком СПГ - ведь за рынок ЕС конкурировали бы Иран, Ирак, Сирия и Россия. И все может стать еще хуже: по прогнозам, к 2020 году Европа будет покупать более половины экспорта американского СПГ.

Поэтому Катар, Саудовская Аравия и их союзники собирались выиграть любой ценой, а основные боевые действия в Сирии развернулись вдоль маршрутов будущих трубопроводов. В провинции Алеппо, через которую мог бы пройти катарский трубопровод, Турция хочет создать буферную зону, чтобы поддержать «умеренные» повстанческие силы. Если Анкара сможет контролировать эту территорию, это укрепит шансы Катара на строительство трубопровода и обеспечит Турции первенство в качестве энергетического узла южной Европы, куда поступала бы нефть и природный газ из России, Центральной Азии, Каспийского бассейна, Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

К тому же страна стала бы менее зависима от российского газа, на долю которого в 2014 году пришлось более 50% турецкого импорта. Но и Россия не стоит на месте: она окружила Турцию с трех сторон, заняв Крым, увеличив численность своих войск в Армении и развернув систему ПВО С-400 в Сирию. Фактически Россия создала бесполетную и, возможно, «беспокупочную» зону для потенциальных клиентов Катара.

Однако чем авторитарнее ведет себя Эрдоган, тем более вероятно, что Европа попытается хеджировать свои риски, например, частично восстановив отношения с Путиным и завершив строительство российского газопровода Nord Stream, а также заключив более выгодные сделки с ключевыми поставщиками Норвегии и Алжира, увеличив импорт СПГ из США или разрешив добычу сланцевого газа. Уже сейчас Турция вертит Европой как хочет, то запуская, то останавливая поток беженцев; кому понравится мысль о том, что однажды она так же будет распоряжаться энергией?

А Катару, возможно, придется еще не раз раскошелиться в дополнение к тем суммам, которые он выделяет сирийской оппозиции. У Турции есть серьезные политические и инфраструктурные проблемы, которые могут не дать ей стать серьезным энергетическим узлом в ближайшее время: слабое законодательство в области использования бытового газа, государственные субсидии, монопольный контроль над газотранспортной сетью, только два терминала СПГ, а также отсутствие складских мощностей.

Сирия слишком пострадала от войны, чтобы стать таким узлом, а Турции для этого не хватает инфраструктуры. Инвестировать в увеличение пропускной способности турецких транспортных каналов может захотеть Россия, а Турция, жаждущая восстановить отношения с Москвой, вполне способна взять у Катара деньги на строительство трубопровода, который никогда не будет построен. К тому же хорошие отношения России с Кипром и Израилем могут помочь убедить Кипр уступить в старом споре, и газопровод из Израиля в Турцию станет реальностью, что впоследствии может привести к резкому росту внешних инвестиций в Турцию.

Чтобы добиться успеха в своих целях, Катару придется серьезно вложиться в «турецкий конец» своего проекта, а также сопротивляться политическому давлению со стороны России. До тех пор ему придется довольствоваться поставки СПГ в Европу танкерами. А тем временем эта газовая геополитика приводит к самым серьезным последствиям для Ближнего Востока.

Расхожий сегодня сюжет: связать события в Сирии с проектом газопровода, который должен пройти из Катара в Европу как раз через сирийскую территорию.

Теория А: Саудовцы и катарцы ополчились на Асада за то, что тот в 2009 году отверг идею такого газопровода и предпочел в 2012 году подписать с Тегераном меморандум о намерениях организовать сирийский транзит иранского газа в Европу через Ирак, минуя Турцию, - имелся в виду завод по сжижению газа на берегу Средиземного моря.

Теория Б: Российские самолеты бомбят трассу планировавшегося газопровода, чтобы тот не создавал конкуренции «Газпрому» на европейском рынке. Именно эту цель, по утверждениям комментаторов, преследует решение Москвы оказать поддержку сирийскому режиму.

Посмотрим на факты, которые доказывают несостоятельность обеих теорий.

1. Не стоит считать султанов и эмиров на Аравийском полуострове глупцами, способными разжечь длительную гражданскую войну на территории, через которую им не терпится проложить безопасную трассу стратегического магистрального газопровода.

2. Европейский газовый рынок не имеет приоритета в экспортных планах Катара и Ирана, и выход на него никак не оправдывает строительство чрезвычайно дорогостоящего газопровода, проходящего через территорию нескольких стран с трудно предсказуемыми режимами. Последние четыре года нетто-импорт газа в Евросоюз неуклонно падает, несмотря на сокращение собственной добычи: с 299 млрд кубометров в 2010 году до 219 млрд в 2014 году, - и главным направлением сбыта ближневосточного газа остается развивающаяся Азия.

Это определило, кстати, стратегию Ирана, который сорвал три раунда переговоров о транзите с капризной в требованиях Турцией о поставках газа в Европу и вместо этого сосредоточился на трассе в Пакистан и Индию и на планах производства сжиженного природного газа для азиатских рынков. В западном направлении иранцы ограничились контрактами на поставки газа в Ирак и Кувейт. Сжижение иранского газа на сирийском берегу Средиземного моря после его доставки туда по трубе лишено всякого коммерческого смысла, свидетельствуют источники в Тегеране и экономические эксперты в Европе.

3. Катар, для которого экспорт сжиженного газа по существу стал лишь выгодным «приварком» к реализации нефти, тоже не имеет практических планов дотянуться трубой до Европы с ее стагнирующим спросом на энергоносители. Более того, у катарцев вообще нет намерения увеличить экспорт газа: на добычу газа из гигантского «Северного купола» (продолжения иранского «Южного Парса») наложен мораторий ввиду отсутствия уверенности в безопасности разработки и из-за отсутствия перспектив достаточного спроса на мировом рынке. Ожидающийся уже в следующем году выход на арену больших объемов австралийского газа, будущий газ из США, Канады и Африки делают рынок перенасыщенным, а затратные трубопроводные проекты - неконкурентоспособными.

4. Газопровод от Катара до, например, газораспределительного хаба в австрийском Баумгартене протянется почти на 4000 км. Он будет короче, чем трасса с Ямала (5070 км), но все равно проиграет по экономике и логистической гибкости поставкам сжиженного газа морскими судами. У газовозов нет привязки к определенному рынку, они движутся туда, где текущие цены выше, и легко конкурируют с трубами, если транспортировка занимает более двух тысяч морских миль.

5. У газопровода с Аравийского полуострова в Европу будут и другие препятствия, помимо охваченной военными действиями Сирии. Турки, как показывает их бесплодный торг с иранцами, настаивают на покупке чужого газа по дешевке и перепродаже его потом в Европу как своего собственного. Роль транзитной территории их не устраивает. К тому же европейским трейдерам и потребителям придется строить дорогостоящую газотранспортную инфраструктуру, чтобы забрать газ из Турции, а слабеющий спрос в Старом Свете никак не способствует инвестициям в проекты магистральных трубопроводов, пересекающих границы сразу нескольких стран внутри Евросоюза.

К слову сказать, некоторое сближение, наметившееся в последнее время между Саудовской Аравией и Израилем на почве антииранских сантиментов, тоже можно рассматривать как предпосылку к возможному сотрудничеству в газотранспортной области. Теоретически, газопровод с Аравийского полуострова мог бы пройти по старой трассе Иран-Эйлат-Ашкелон или в Ашкелон напрямик через Иорданию. Вот только дальнейший путь катарского газа должен лежать либо через Турцию с ее проблемами, либо через сжижение - а зачем строить мощности по сжижению в чужой стране, когда можно расширить имеющиеся предприятия в самом Катаре?

Досужие комментаторы в анализе коммерческой целесообразности и политических препятствий не нуждаются.

Из года в год Россия на Ближнем Востоке проводит политику исключительно в интересах российского ГАЗА и российской НЕФТИ.

В чем же заключается ближневосточная политика Москвы?

В интересах ГАЗПРОМА российские руководители горой стоят на защите Асада в Сирии, поскольку как только его скинут, тут же будет построен по территории Сирии газопровод Катар-Турция-Европа. Этот газопровод для ГАЗПРОМА смерти подобен. Однако, если Асад одержит однозначную победу, то для Москвы будет ничуть не лучше. Ведь в этом случае будет построен Трубопроводистан (Исламский газопровод с гигантского иранского месторождения "Южный Парс") и дешевый иранский газ хлынет в Европу. По большому счету, Москву не устраивает никакой мирный вариант развития событий в Сирии. Москве выгодна бесконечная гражданская война.

Война в Сирии стала неизбежной в 2009 году, когда во время визита эмира Катара шейха Хамада Аль Тани в Турцию, была достигнута договорённость о строительстве по территории Сирии смертельно опасного для «Газпрома» трубопровода. Он должен начаться в Катаре и пройти через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, дойдя до Турции присоединиться к «Набукко» или другим газопроводам в Турции. Дважды неизбежной войну в Сирии сделал аналогичный план Ирана по строительству через Сирию «Исламского газопровода» с месторождения «Южный Парс», которое содержит 8% мировых запасов газа.

Газ Ирана и Катара находится ближе к Европе, чем газ в России. Поэтому газ из Ирана и Катара в Европу, если проложить трубопроводы через сирийскую территорию, будет дешевле во много раз, чем газ, поступающий из России в Европу. После такого двойного прорыва конкурентов в Европу от «Газпрома» могли уйти почти все потребители, - сообщает сайт Витьки .

Снижение цен на газ и растущая конкуренция на европейском рынке газа никак не снижают привлекательность строительства новых газопроводов из Ирана и Катара. Ведь построить их нужно фактически только до Турции, а дальше можно использовать в основном существующую газопроводную сеть просто замещая российский газ катарским и иранским. Турция давно готова стать европейским газовым хабом. Кроме того, Европейские страны выступают категорически против строительства «Газпромом» «Северного потока-2» и поддерживают строительство трубопровода Eastring, который позволит объединить газовые сети Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции и Турции, а также подключить к нему Южный газовый коридор, а в перспективе – получать газ из Ирана и поставки СПГ из США.

Война в Сирии имеет общие причины с российско-грузинской войной августа 2008 года, настоящей причиной которой стали сразу 2 удара по газовым и нефтяным интересам России:

Газопровод «Баку - Тбилиси - Эрзурум» (Южно-Кавказский трубопровод) был официально открыт 25 марта 2007 года.

13 июля 2006 года официально открыт нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джейхан», предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря.

С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу Баку - Новороссийск, теперь производится в обход России, что снизило её влияние в регионе. Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в $200 млн в год. В ходе южно-осетинского конфликта 2008 года трубопровод несколько раз подвергался атаке со стороны осетино-российских войск.

Гражданская война в Сирии вспыхнула в 2011 году ровно через 2 месяца после подписания Асадом программы «четырех морей» - программы строительства по территории Сирии газопроводов в Европу из Персидского залива - т.е. программы вытеснения «Газпрома» из Европы газопроводным газом из Ирана и Ирака. Меморандум о строительстве «Исламского газопровода» был подписан Ираном, Ираком и Сирией в июле 2011 года.

Для маскировки главной политической роли Москвы в разжигании гражданской войны в Сирии российская пропаганда стала везде внедрять сомнительный и ничем не доказанный тезис о спонсировании сирийских террористов Катаром и Саудовской Аравией. Катар, столкнувшись с противодействием Ирана, быстро отказался от трубопроводного проекта через Сирию и сосредоточил основные усилия на развитии танкерного флота СПГ, а также на строительстве совместных с Саудовской Аравией и ОАЭ трубопроводов в обход Ормузского пролива, который грозился перекрыть Иран.

Войну, которая выгодна только крупнейшему поставщику газа в Европу - «Газпрому», удалось поджечь. Вдобавок, неадекватная кровавая реакция Асада на докатившуюся до Сирии «арабскую весну» привела к формированию нерелигиозной светской вооруженной оппозиции.

В эфирме программы Владимира Соловьева 4 октября 2016 года генерал Леонид Ивашов откровенно сказал , что "сирийский конфликт" был развязан ради "трубы трех стран", ради выживания Газпрома. Ивашое ни одной секунды не подвергает осуждению ни саму эту войну, ни целиЮ которые в ней поставлены руководством РФ.

Второй этап войны в Сирии начался в 2013 году после обнародования 1 апреля 2013 года результатов геологоразведки гигантских залежей нефти и газа на шельфе Сирии.По запасам обнаруженных месторождений газа Сирия может выйти на 4-е место в мире и на одно из первых мест по нефтедобыче, что может обрушить нефтегазовые доходы России, Ирана и ряда других стран.

Это эпохальное событие резко изменило весь смысл, ход и развитие Московско-Сирийской войны.

Уже 9 апреля 2013 года организация «Исламское государство Ирак» (ИГИ) стала называться «Исламское государство Ирака и Сирии» (по другой версии «… и Леванта», «… ва Шам»), поскольку боевики «ИГИ» включились в гражданскую войну в Сирии в качестве самостоятельной силы - ИГИЛ ((запрещенное в России).

Ещё год назад всё было примерно так:

Сирия — это драка за газ в Европе между Россией и Катаром. Перспектива падения режима Асада — в Европе появится газ из Катара. Эксперты в области газа хорошо понимают — Асад никогда не пропустит через свою территорию недружественный Ирану катарский газопровод. Как только к власти в Сирии придут сунниты, газопровод Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия-Турция будет немедленно построен. Конечная цель этого маршрута — Южная и Центральная Европа.

Первой от этого пострадает Россия.

Европейцы играют в сложную игру со своим интересом.

Его имя — цена на газ в горелках европейцев.

Игроки — Россия и конкурирующие газопроводы, среди которых каспийский Баку-Эрзерум, который через Австрию движется на рынок Германии, североафриканский, Nabucco (Иран+Ирак) и, наконец, газопровод из Катара. Именно с этой целью Катар затеял игру в войну с Ираном.

Сначала, если помните, был изолирован Иран — санкции и эмбарго на поставки нефти и газа, в результате чего добыча газа на совместном с Катаром месторождении Южный Парс существенно снизилась.

Затем последовал конфликт в Сирии, которая стоит на пути труб из Катара в Европу. Конфликт, в значительной степени оплачиваемый Катаром.

Катар имеет подтвержденные запасы природного газа в 25 трлн кубометров, что при нынешних темпах добычи хватит на 160 лет.

У катарского газа имеется существенное преимущество над российским — значительно более низкая себестоимость, что позволит Катару так снизить цены на газ в Европе, что тягаться с ним будет очень трудно.

И европейцы, не смотря на высокий и безупречный уровень обслуживания Газпромом своих контрактов в Европе, будут играть на понижение цены, размахивая катарским газом «от Аль-Каиды» (структура запрещена в РФ — ред. ).

Но что-то, где-то и у кого-то пошло «не так» и внезапно всё изменилось…

Как стало известно в пятницу, «Новатэк» хотел бы заниматься маркетингом СПГ совместно с катарской компанией. Новак: «Наша известная компания «НОВАТЭК» заинтересована в том, что бы совместно с катарской компанией участвовать в рынках, скажем так реализации сжиженного природного газа, в маркетинге этого газа».

Момент, чтобы обнародовать пожелания и сделать практически официальное предложение был выбран удачно: в Москве проходит российско-катарский форум.

В чём смысл этого предложения? Если стороны договорятся, катарские объёмы, предназначенные для Европы, пойдут в Азию, в счёт обязательств «Ямал СПГ», и наоборот — газ с «Ямал СПГ» пойдёт в Европу в счёт катарских продаж.

Судя по сегодняшним новостям, стороны договорились…

P.S.

И ещё на тему дня: Катар пустят под нож по общему согласию

Есть версия, что арабы дружно и все сразу объединились против Катара не только по собственной воле, но и при тихом одобрении США и России.

Дело в том, что Катар на сегодня является лидером по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) в Европу и в этой нише является раздражающим конкурентом, как для американцев, так и для России, которая сейчас строит сразу несколько мощных комплексов по сжижению газа.

Примечательно, что отношения с Катаром разорвали как арабы, «крышуемые» американцами (Саудовская Аравия и ОАЭ), так и Египет с Ливией, находящиеся под влиянием Москвы.

Создается впечатление, что Россия и США договорились оставить Европе доступ только к «русскому» и «американскому» газу. А может и к нефти тоже. Европейцы, конечно, будут пытаться сопротивляться и в меру сил гадить в ответ, к примеру, судебными процессами и т.д. Но все это Москве и Вашингтону, что слонам дробина, а на большее Европа не способна.

У ЕС возникает реальная проблема — либо русская нефтегазовая игла, либо, «американская» и других вариантов не будет. На одной зелёной энергетике Европа не выживет. Кстати, отказ США спонсировать зеленую энергетику и объявленный Трампом выход из Парижского соглашения — это как раз из той же оперы.

У Европы была последняя надежда на поставки энергоносителей из Ирана и Катара. В интересах же как американцев, так и русских взять эти потоки под свой контроль. И похоже, по этому вопросу уже договорились. Россия, как минимум, не будут мешать американцам и арабам зачистить Катар «под ноль».

Кроме экономического интереса, у Москвы на Катар давно зуб наточен за поддержку бандформирований на нашем Кавказе.

Так что вполне возможно, что в какой-то момент на Катар одновременно полетят «Томагавки» из Персидского залива и «Калибры» с Каспия и Средиземноморья.

И последний штрих: судя по всему, Чемпионата мира по футболу в 2022 году в Катаре уже не будет. Не факт, что и сам Катар к этому времени сохранится.

Глава российского МИД Сергей Лавров, комментируя решение ряда арабских стран разорвать дипломатические отношения с Катаром, заявил, что Россия в дела других государств не вмешивается.

«Насчёт решения ряда арабских государств разорвать отношения с Катаром - это их дело. Это двусторонние отношения этих государств. Мы в эти решения не вмешиваемся. Хотя нас подозревают в том, что за любым событием в мире стоим мы, но заверяю вас: это не так. <…> Мы никогда не радовались трудностям, которые возникают в отношениях между другими странами», - заявил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с белорусским коллегой Владимиром Макеем.

Российский министр подчеркнул, что Москва заинтересована в поддержании добрых отношений со всеми странами.

Юлия Витязева, специально для News Front

Похожие статьи