Что такое Вселенная? Что такое Астрономия

Изу-ча-ю-щая небес-ные тела и си-сте-мы, ко-то-рые они об-ра-зу-ют. Само слово «аст-ро-но-мия» про-ис-хо-дит от двух гре-че-ских слов: «аст-рон» - звез-да и «номос» - закон. Таким об-ра-зом, это слово озна-ча-ет «закон звезд».

Аст-ро-но-мия - одна из самых древ-них наук. Пер-вых аст-ро-но-мов на-зы-ва-ли звез-до-че-та-ми (рис. 1).

Наблюдения древних за небесными телами

Из-вест-но, что даже пе-щер-ные люди на-блю-да-ли звезд-ное небо, по-то-му что на сте-нах пещер най-де-ны ри-сун-ки Солн-ца, Луны, звезд-но-го неба (рис. 2).

Рис. 2. На-скаль-ный ри-су-нок «Два Солн-ца» (Ис-точ-ник)

Изобретение телескопа и его совершенствование

Ко-неч-но, на-блю-де-ний нево-ору-жен-ным гла-зом было недо-ста-точ-но, чтобы от-ве-тить на мно-же-ство во-про-сов, ко-то-рые воз-ни-ка-ли у людей. По-это-му был со-здан спе-ци-аль-ный при-бор для на-блю-де-ний за кос-ми-че-ски-ми те-ла-ми - те-ле-скоп (рис. 3).

Ита-льян-ский аст-ро-ном Га-ли-лео Га-ли-лей (рис. 4) из-го-то-вил пер-вый те-ле-скоп.

Это был очень несо-вер-шен-ный ин-стру-мент, тем не менее с его по-мо-щью Га-ли-лео Га-ли-лей сде-лал мно-же-ство от-кры-тий: уви-дел кра-те-ры на Луне (рис. 6), пятна на Солн-це (рис. 7), на-блю-дал фазы Ве-не-ры (рис. 8) и об-на-ру-жил, что во-круг Юпи-те-ра вра-ща-ют-ся че-ты-ре спут-ни-ка (рис. 9).

Есте-ствен-но, с того вре-ме-ни наука шаг-ну-ла да-ле-ко впе-ред, из-ме-ни-лись и внеш-ний вид, и точ-ность те-ле-ско-пов (рис. 10).

Рис. 10. Ком-пью-те-ри-зи-ро-ван-ный те-ле-скоп (Ис-точ-ник)

Самые мощ-ные те-ле-ско-пы уста-нов-ле-ны в об-сер-ва-то-ри-ях (от лат. observo - на-блю-даю) - на-уч-ных учре-жде-ни-ях, где про-из-во-дят на-блю-де-ния и ис-сле-до-ва-ния по-го-ды, ат-мо-сфе-ры, аст-ро-но-ми-че-ских тел (рис. 11).

Рис. 11. Об-сер-ва-то-рия Апа-че-Пойнт (Ис-точ-ник)

Стоунхендж

Пер-вая об-сер-ва-то-рия, по пред-по-ло-же-нию уче-ных, еще в ка-мен-ном веке на-хо-ди-лась в Бри-та-нии. Это место на-зы-ва-ет-ся Сто-ун-хендж , по-ло-же-ние кам-ней в ко-то-ром свя-за-но с аст-ро-но-ми-че-ски-ми яв-ле-ни-я-ми (рис. 12).

Образование Вселенной

Для аст-ро-но-ма мир - это Все-лен-ная или кос-мос. По мне-нию уче-ных, 15 мил-ли-ар-дов лет назад про-изо-шел мощ-ный взрыв, после ко-то-ро-го об-ра-зо-ва-лась Все-лен-ная.

В кос-мо-се огром-ное ко-ли-че-ство небес-ных тел: комет, ме-тео-ри-тов, звезд, пла-нет, спут-ни-ков. Во Все-лен-ной мно-же-ство га-лак-тик (рис. 13).

Рис. 13. Га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь (Ис-точ-ник)

Галактика Млечный путь

Одна из них - га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь , со-сто-я-щая из 200 мил-ли-ар-дов звезд, из ко-то-рых Солн-це - не самая боль-шая (рис. 14).

Солнечная система

Солн-це и 8 пла-нет, дви-жу-щих-ся во-круг него, об-ра-зу-ют Сол-неч-ную си-сте-му (рис. 15).

Рис. 15. Сол-неч-ная си-сте-ма (Ис-точ-ник)

Пер-вая пла-не-та от Солн-ца - Мер-ку-ри й, вто-рая - Ве-не-ра , тре-тья - Земля , чет-вер-тая - Марс , пятая - Юпи-тер , ше-стая - Са-турн ,седь-мая - Уран , вось-мая - Неп-тун . Дол-гое время счи-та-лось, что Плу-тон - де-вя-тая пла-не-та Сол-неч-ной си-сте-мы. Од-на-ко со-вре-мен-ные ис-сле-до-ва-ния дали ос-но-ва-ния при-сво-ить Плу-то-ну ста-тус кар-ли-ко-вой пла-не-ты.

Представления древних о Солнце

Еще в глу-бо-кой древ-но-сти люди по-ни-ма-ли, что наша жизнь воз-мож-на толь-ко бла-го-да-ря Солн-цу, и по-чи-та-ли его как бо-же-ство. У бо-же-ства Солн-ца было много имен: в Древ-ней Гре-ции Солн-це на-зы-ва-ли Ге-лиос, в Егип-те - Ра, древ-ние скан-ди-на-вы - Соль, а наши пред-ки сла-вяне - Ярило.

Характеристики Солнца

Солн-це - бли-жай-шая к Земле звез-да. Это огром-ное рас-ка-лен-ное кос-ми-че-ское тело (рис. 16). Солн-це имеет форму шара. Диа-метр Солн-ца в 109 раз боль-ше диа-мет-ра Земли. Масса Солн-ца в 330 тысяч раз боль-ше массы нашей пла-не-ты. Рас-сто-я-ние от Земли до Солн-ца - 150 мил-ли-о-нов ки-ло-мет-ров. Тем-пе-ра-ту-ра на по-верх-но-сти Солн-ца - 6 тысяч гра-ду-сов, а в его цен-тре - 15-20 мил-ли-о-нов гра-ду-сов.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma?seconds=0&chapter_id=1826

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=hc7Y3tgPUS4

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/07/mir-glazami-astronoma

1. Интересно ли тебе узнавать о звёздах и планетах? Если да, то почему? Напиши.

Мне интересно узнавать о планетах потому, что там может быть найдена жизнь подобная нашей или животные, которых у нас нет. А звезды так красиво светят и находятся так далеко, что мне узнать о них как можно больше.

2. С помощью учебника запиши определения.

Астрономия - это наука о небесных и космических телах.
Вселенная - это пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела.
Солнечная система - это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.

4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.

5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов , а в центре Солнца предположительно 15 - 20 миллионов градусов .

6. Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 8).

Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы - кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Открытие Плутона
  2. На поверхности Плутона
  3. Размеры Плутона
  4. Почему Плутон не планета а астероид?
  5. Новые загадки

Важная информация для сообщения:

Плутон - астероид, который десятилетиями считали планетой

18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон - в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.

И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом - газами непригодными для дыхания человека.

Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны - спутника Земли.

Споры учёных продолжались почти 30 лет. Кто-то считал Плутон планетой, кто-то астероидом, а кто-то карликовой планетой. В результате 24 августа 2006 года Международный астрономический союз представил новое точное определение понятию «планета». Оказалось, что Плутон совершенно не подходит это новое определение и его сразу же переклассифицировали в малую планету или, как их ещё называют, астероид.

Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.


Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.

В этой статье мы посмотрим на мир глазами астронома. Узнаем, что такое вселенная, и какое место в ней занимает наша планета Земля. Мы рассмотрим, какие еще небесные тела есть в Космосе, и как они могут повлиять на нас. В данном материале вы найдете ответы на вопросы по окружающему миру для 4 класса.

Что такое Астрономия?

Небо интересовало людей во все времена. Первые ученые, сформировавшие знания о звездах, назывались звездочетами. Позже их начали именовать астрономами, а науку о небесных телах – астрономией.

Ученые изучают, как устроена вселенная, с помощью телескопов. Первый прибор, похожий на современный, изобрел Исаак Ньютон, использовав вместо линз зеркала. Самый большой в мире телескоп в России находится на Кавказе. Диаметр его зеркал достигает 6 метров.

Рис. 1. Телескоп БТА – самый большой не только в России, но и в Евразии

Вселенная – что это?

Все, что может представить себе наше воображение, – это вселенная. Это огромное пространство, не имеющее конца и края за пределами нашей Земли. У Вселенной нет границ. Она состоит из множества галактик, планет, звезд, черных дыр. Ее невозможно измерить и тяжело продемонстрировать, но это, мир, в котором мы живем.

Рис. 2. Галактика Млечный путь

Вселенная состоит из галактик. Галактика – это скопление звездных систем, подобно нашей Солнечной системе. Вокруг звезд есть и другие планеты, но человечеству пока не известно, есть ли там разумная жизнь, подобно нашей. Мы находимся в галактике под названием Млечный путь.

В ясную погоду на небе можно наблюдать узенькую светлую дорожку, состоящую из множества меленьких звездочек. Это и есть очертания нашей галактики, хотя во вселенной она выглядит как спираль.

Виды звезд

Ученые выделяют такие типы звезд:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • белые карлики;
  • желтые карлики;
  • голубые гиганты;
  • гиганты;
  • супер гиганты.

Наше Солнце – это желтый карлик, ему всего 5 миллиардов лет. По приблизительным подсчетам, оно проживет еще столько же, прежде чем превратится в красную звезду и поглотит Землю.

Планеты Солнечной системы

Считается, что Солнце, вместе с окружающими его планетами, сформировалось из большого холодного облака газа и пыли. Вокруг него вращаются восемь планет, каждая из которых имеет свою орбиту и скорость движения.

Рис. 3 Солнечная система

Четыре планеты, которые расположены ближе всего к звезде называются внутренними. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Это единственные тела в нашей системе, имеющие твердую поверхность.

Другие четыре планеты называются внешними. К ним относятся гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они имеют небольшую плотность из-за скопления газов.

Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Он находится ближе всего к звезде. Самая большая – Юпитер. Планета, у которой больше всего спутников – Сатурн. Их насчитывается 18 штук. Сатурн окружен кольцами, состоящими из обломков льда и камней.

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами астрономов – это вселенная, которая находится вокруг нас. Мы являемся частью необъятного космоса, в котором остаются неразгаданными миллиарды тайн. Все, что удается изучать ученым – это галактика Млечный Путь и Солнечная система, входящая в ее состав.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 8.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;
  • формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей.

Мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

3. Вселенная или Космос

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

Что Вы можете сказать о Солнце?..

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5. Планеты Солнечной системы.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Кто уже догадался, как он называется?

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. Итог урока.

  • Над чем вас заставил задуматься урок?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

Похожие статьи