Что такое анализ и синтез в логопедии. Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза материал на тему. Деление на слоги

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) - сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Не сформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым , когда звук выделяется на фоне слова, и сложным , заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1.Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по обеззвученной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2.Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием персонажей. Дети учатся считать количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, и т.д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

ЗАДАНИЯ.

1.Цель: учить узнавать звук на фоне слова.

Взрослый называет слово, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2.Цель: развивать фонематический слух. (цветные фишки - красные, синие).

Взрослый произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

3.Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Взрослый читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.

4.Цель: учить определять наличие звука в слове. (предметные картинки)

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5.Цель: учить определять первый звук в слове (предметные картинки).

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный или согласный звук.(первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

6.Цель: учить определять первый звук в слове (фишки красного и синего цвета).

Взрослый называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю фишку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7.Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Взрослый называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа КОТ, МОХ, СОК, КУСТ, БАНАН.

8.Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У каждого ребенка на столе карточка - полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки определенного цвета (красные, синие, зеленые) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.

9.Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.(цветные фишки)

Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе.

(слоги сначала берутся закрытого типа (ОХ,АМ), а слова односложные, из трех звуков (ДОМ,БЫК)

10.ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове.

Выбрать картинки в названии которых: три звука, четыре звука, пять звуков.

ИГРЫ.

- «Брось мяч».

ЦЕЛЬ: учить выделять первый и последний звуки в словах, последовательность их в слове.

1.Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? Взрослый бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему-взрослому.

- «Где спрятался звук?»

ЦЕЛЬ: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Детям раздаются картинки, ее надо назвать и сказать где стоит заданный звук в слове.(можно определить позицию звука фишкой).

- «Помоги проводнику».

ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове. (вагончики, сделанные из бумаги с окошками-прорезями, в каждом вагончике по три окна; предметные картинки с изображением зверей.

Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором - 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (картинки для игры: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь, корова, барсук, медведь.

ЗАГАДКИ.

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Методы и приемы формирования звукового анализа.

ПЕРВЫЙ БЛОК.

1.Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.Развитие зрительно-моторной координации.

3.Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.Развитие пространственно-временных представлений.

ВТОРОЙ БЛОК.

1.Развитие слухового внимания.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование фонологического структурирования.

Развитие слухового внимания.

Расширение рамок слухового восприятия.

Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

Совершенствование фонематического восприятия.

Осознание звуковой стороны речи.

Привлечение внимания к звучащему предмету.

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

Определение местонахождения и направленности звука.

Знакомство с характером звучащих предметов.

Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.

Различение и запоминание цепочки слогов.

Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Формирование фонологического структурирования.

Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

Анализ слогов и слов.

Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.

Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.

Упражнения в повторении слоговых цепочек.

Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

Определение первого, второго, третьего слога.

Определение лишнего слога в ряду одинаковых.

Упражнение на добавление недостающего слога.

Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

Определение наличия заданного звука в слове.

Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

Определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова).

Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

Выделение первого звука в слове.

Угадывание слова, произнесенного по звукам.

Определение количества звуков в слове.

Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

Различение слов, отличающихся ударением.

Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Разделы: Логопедия

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, страдающих общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада").

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи я отвожу формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Проведя логопедическое обследование детей пятилетнего возраста поступающих в речевую группу, я пришла к выводу, что только 30 % из них обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. У остальных детей этой готовности нет. Отсюда приходим к выводу, что для детей, имеющих недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением звукового анализа, должны быть применены дополнительные средства обучения, обеспечивающие специальные условия формирования фонематических представлений. Средства эти выражаются в коррекции произношения и систематических упражнениях по звуковому анализу.

Коррекционную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза я начинаю со старшей группы. Эта работа проводится в несколько этапов и занимает два года обучения.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например, выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки. Поэтому коррекционную работу я начинаю с подготовки детей к звуковому анализу. Я использую разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда на основе художественных произведений: тема "Предметный ряд" – с использованием русской народной сказки "Репка"; тема "Ряд по величине" – сказки JI.H. Толстого "Три медведя"; тема "Ряд по цвету" – сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски"; тема "Ряд по форме" – русской народной сказки "Колобок".

Параллельно с этим ведется работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. На занятиях мы играем в такие игры, как "Угадай, кто кричит", "Где позвонили?", "Угадай, на чем играю", "Кто тебя позвал?", "Близко или далеко" и другие.

Активно используется в работе картотека по формированию фонематического восприятия, которая включает специальные упражнения:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Одновременно с этим начинается работа по уточнению правильно произносимых звуков, постановке и первоначальному закреплению отсутствующих.

На первом году обучения изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки и некоторые согласные (м, п, т, к, х и др.). Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.

Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином "гласный звук", учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ", "Бегите ко мне" и другие. Кроме этого, дети учатся выделять сначала первый ударный гласный звук, а позже безударный.

Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы ("птички") для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, "птички" нужны для занятий в старшей группе. В подготовительной группе необходимость в них отпадает, так как дети уже хорошо ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без "птичек".

На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У –маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга. Они располагаются на красном фоне. Символы согласных звуков содержат какой-либо элемент, подсказку, из картинки-символа, например, К – капля (капает дождик), М – рога (мычит бычок) и т.д. Они располагаются на синем фоне. Символы звуков можно изготовить на разных геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал и др.), чтобы дети не зацикливались на одной форме.

Дети, как правило, очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе "читать" слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы: выложить на коврографе, построить из кубиков, посадить звуки в вагончики, поселить в домики, одеть человечков и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина "согласный". Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д. Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове (дом) и анализ и синтез обратного слога (aп ). На этом этапе обучения широко используем игры: "Звук заблудился", "Подскажи Петрушке звук", "Живые звуки", "Звуки рассыпались", "Звук потерялся", "Добавь звук" и др.

По мере прохождения звуков, усложняются формы звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак), слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог (са), выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивается на уровне односложных слов типа сук, суп, мак.

В конце первого года обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций.

На протяжении всех периодов обучения я использую методику, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным. Согласно этой теории при обучении соблюдается следующая последовательность этапов формирования умственных действий в процессе обучения:

  1. Этап разъяснения ориентировочной основы действия.
  2. Этап предметного материального (или "материализационного" действия).
  3. Этап действия в плане громкой речи.
  4. Этап внутреннего, умственного действия.

Так, например, на 1 этапе задание выполняет логопед, дети смотрят и учатся, а затем пытаются сами выполнить аналогичное задание. На 2 этапе дети выполняют задания сами по образцу, используя пространственные модели (схемы, фишки, символы и т.д.). На 3 этапе дети выделяют звуки без помощи материальных средств, но прибегая сначала к громкому, а позже к шепотному проговариванию слов с интонированием нужного звука. На 4 этапе дети выделяют звуки без вспомогательных средств и без проговаривания.

Таким образом, к концу обучения в старшей группе дети овладевают навыком анализа и синтеза односложных слов.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако я ввожу с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Дети выкладывают из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

В начале обучения основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания.

Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:

  1. Выделение гласного звука из начала слова(Аня, утка).
  2. Выделение согласного звука из конца слова(мак, кот).
  3. Выделение согласного звука из начала слова(мак, дом).
  4. Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного(дом, мак, танк).
  5. Выделение гласного звука из конца слова(окно, вода).
  6. Выделение согласного звука из середины слова(банка).

В этом же периоде обучения дети закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных – и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения. Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак, а если мягкий – расслаблена. Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами "гласный", "согласный", "твердый", "мягкий", "звонкий", "глухой". Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука, так как детям с ОНР трудно удержать в голове всю последовательность рассказа, я предлагаю им табличку-схему для характеристики звуков.

Привожу ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:

  • отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
  • подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;
  • называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;
  • нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;
  • отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  • выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);
  • название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
  • выделение из предложений слов с заданным звуком;
  • выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук(мак, машина, мама);
  • выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком(жук, кот, каша);
  • игра "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;
  • игра "Домашние животные и их детеныши". Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.

Аналогично проводятся игры "На чем люди ездят" (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С : самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); "Вооружи солдата" (в названии оружия должен быть, например, звук Т : автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; "Обставим комнату" ; "Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук..."; "Построим дом" и другие.

Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак) , используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:

  • односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных(ус, ау);
  • односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных(мак);
  • двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного(осы);
  • двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов(луна);
  • двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый(замок);
  • двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый(пушка);
  • двусложные слова из закрытых слогов(ландыш);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);
  • двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге(крыша);
  • двусложные слова разной звуковой структуры(утка, звезда, свисток);
  • трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием(канава).

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.

При обучении я соблюдаю принцип строгой последовательности работы над звуками. Он заключается в том, что при введении в анализ и синтез слов с определенным изучаемым звуком, временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению. Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С , то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ .

Вот некоторые приемы работы, дополнительно к тем, которые использовались ранее:

  • придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемого слова(жук – ура, утка);
  • придумывание слов из определенного количества звуков (из 4-х: окно, утка);
  • придумывание слов, состоящих из 2-3-х звуков, с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
  • определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из 3-х, 4-х, 5 звуков;
  • придумывание слов на указанный звук;
  • придумывание слов из трех звуков, в котором второй и третий известны(ом – дом, том, ком, сом, лом);
  • нахождение одинаковых и разных звуков в словахмак ирак и т.д.

Игровые приемы:

  • перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове;
  • покажи столько пальцев, сколько звуков в слове;
  • пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла;
  • пусть подойдет к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3-Оля, 4-Миша и т.д.);
  • игра "Начало слова за тобой" (назови первый звук слов сак – рак, мак, лак и т.д.);
  • найди и опусти в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук гласный (У) (жук, кукла и т.д.);
  • игра "Конец слова за тобой" (добавь третий звук слова:ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т.д.);
  • нарисуй предмет, в названии которого: 2 звука(он, уж), 3 звука(дом, мяч), 4 звука(бант, шкаф, стол) и т.д.

Знакомя детей с двусложными словами, я ввожу понятие "слог". Учу детей делить слова на слоги. Сначала с опорой на тактильные и слуховые ощущения (нажим подбородка на руку, хлопки в ладоши), а потом – с опорой на слух (определение гласных в слове).

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов мы используем длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, я использую такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова. Приведу примеры некоторых упражнений и игр, применяемых на этом этапе обучения:

  • отобрать картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех и т.д. слогов;
  • найти картинку, обозначающую двусложное слово с ударением на 1-м слоге, на 2-м слоге;
  • отбери картинки, которые обозначают слова с ударением на 1-м слоге;
  • подсчитать количество слогов в слове, составить графическую схему и выложить слово из букв;
  • игра "Назови часть слова";
  • игра "Добавь часть к слову" (ка-ша, Ка-тя, ка-ра-ул и т.д.);
  • игра "Предметы вокруг нас" (называние детьми слов, состоящих из 2-х слогов:ва-за, сто-лы, лам-па и т.д.);
  • игра "Кто быстрее украсит елку" (игрушками, в названиях которых 2-3 слога);
  • игра "Почтальон принес письмо" (письмо вручается лишь тому, кто правильно определил количество слогов в названии предмета, изображенного на открытке);
  • игра "Угадай, что изменилось"(кожа – коса – коза и т.д.);
  • загадки ("Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик" ,подсказка: в ответе 3 части) и другие.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии наряду с использованием других приемов:

  • построение букв из полочек;
  • лепка из пластилина;
  • угадывание букв наощупь;
  • письмо цветными буквами;
  • построение цветных цепочек;
  • ребусы и другие.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организовываю работу, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой К . Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в большой кассе, третьему – написать эту букву на доске маркером.

Если анализируется, например, слово кот , то в начале оно анализируется на слух, т.е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук (К) – согласный, глухой, твёрдый, звук (О) – гласный, звук (Т)) – согласный, глухой, твёрдый.

Затем даются задания для одновременного выполнения уже следующим детям: одному ребенку – выложить это слово из цветных полосок на коврографе, второму – выложить его на доске буквами, третьему – написать маркером на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность выполнения заданий.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. А я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

На протяжении всех этапов обучения я провожу работу по коррекции звукопроизношения: постановке и дифференциации звуков, автоматизации их в речи.

Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте: вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Опыт показывает, что данная система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогашается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

Задачи: закреплять умение правильно делить на слоги слова разной слоговой структуры, самостоятельно составлять схему слова, развивать самоконтроль.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно разделить слово на слоги (части) и в окошке записать схему слова. После того, как карты будут заполнены, учитель-дефектолог просит детей еще раз самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Ведя указкой по схеме, ребенок «читает» слово и соотносит произносимую часть с «написанной». Затем учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: .

Задачи: закреплять умение определять наличие заданного звука в слове, его позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять гласные в слове; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятан» звук «О», определить его место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Оставшееся слово разделить на части и определить в нем гласные звуки. В окошке записать схему. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель:

Задачи: закреплять навык дифференциации парных согласных по звонкости, глухости, образования сущ. множественного числа, определения последнего слога в слове и соотнесения его с написанием.

Ход упражнения

1 вариант. Детям раздаются предметные картинки содержащие парные согласные в конце слова. На наборное полотно выставляются слоги. Учитель-дефектолог просит прочитать слоги. «У каждого из вас один предмет. Вам нужно изменить слово так, чтобы получилось множество таких предметов, и услышать какой в новом слове последний слог» . Дети изменяют слова, определяют последний слог и выставляют картинку под соответствующим слогом на наборном полотне.

2 вариант. Детям раздаются карточки с написанными слогами. Учитель-дефектолог читает слова, не произнося в них последний слог. Дети добавляют подходящий слог и показывают соответствующую карточку. В зависимости от подготовленности детей, можно только показывать соответствующую карточку, не произнося добавленный слог.

Например. Покажи ВЫ или ФЫ Шка… сли… тык… штра… кана… голь… гра… жира… бук… шар… заба… ми… тари… взры.. припе… ри.. уда… тра…

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: закреплять умение определять наличие заданных звуков в слове, их позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять твердость, мягкость согласного; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятаны» звуки «М», «Мь», определить их место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Затем обвести букву на схеме зеленым карандашом, если звук мягкий и синим, если звук твердый. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: .

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия звука в слоге, слове, развивать произвольное и слуховое внимание.

Необходимо соединить точки последовательно как указано на образце. Соединять их можно тогда, когда услышишь кодовый (заданный) звук (слово).

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.

Задачи: учить выделять гласные звуки из слова, определять их последовательность. Соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

На игровом столе предметные картинки, названия которых содержат гласные звуки. Произношение гласных звуков совпадает с написанием. Разрезная или магнитная азбука. Нужно определить какие гласные звуки спрятались в словеи соотнести их с буквами. Затем, произнося слово, голосом выделяя гласные доказать правильность своего выбора. Проверяющие все игроки. Они согласны или не согласны с доказательством.

Цель: .

Задачи: формировать представление о слоге, как части целого (слова); учить детей соотносить произношение слогов с одновременным выполнением механического действия (вести указкой); закреплять понятия начало, середина, конец слова; учить находить заданный слог в слове.

Ход упражнения

Детям раздаются веревочки. Сообщаем детям о том, что веревочка – это слово. «По сколько слов у каждого из вас?» - «По одному». «Покажите где у слова начало, конец, середина. Сегодня мы будем делить слово-веревочку на части. Сколько сейчас вы видите частей?» - «Одну». « Сколько частей в слове ЛУК?» - «Одна». «Прочитайте слово ЛУК, ведя указкой от начала к концу слова. Сейчас завяжите узелок на веревочке. На сколько частей он разделил наше слово?» - «На две». «Сколько частей в слове ЛИСА?»- «Две». «Прочитайте» слово. До узелка ЛИ, а затем СА. Покажите, где «живет» часть ЛИ, где «живет» часть СА. Сколько частей в слове КУБИКИ?» - «Три». «Поделите слово-веревочку на три части. Прочитайте слово. Покажите, где живет часть БИ, КУ, КИ». Далее детям раздаются предметные картинки с различным количеством слогов (от 1-го до 4-х), состоящие из открытых слогов и предлагается выполнить задание самостоятельно. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: формирование представления о правиле слогового деления (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задачи: формировать представление о правиле слогового деления; закреплять умение делить слова на слоги; выделять гласные из слога, слова; соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

Данное упражнение выполняется после того, как у детей сформировано умение выделять гласные звуки из слога, слова. Детям раздаются веревочки и слова с изученными гласными звуками. Предлагается разделить слово-веревочку на части. «Читая» слово по частям, определить, какие гласные звуки спрятались в каждой части. Соотнести звук с буквой и выложить ее на веревочку. Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в слове столько гласных, сколько слогов и наоборот.

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи: закреплять умение определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Ход упражнения

Детям говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: закреплять кинестетические образы гласных звуков; учить определять последовательность звуков; развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения

1 вариант. Учитель-дефектолог беззвучно артикулирует ряд гласных звуков, состоящий из3-4-х звуков. Ребенок должен произнести эти звуки в той же последовательности. Затем, по заданию определить и назвать 1-4-й звук.

2 вариант. Повторить за учителем-дефектологом 3, 4 слова отличающихся гласными звуками. Затем назвать слово с заданным звуком. Например:

Лук лак люк бак бок бык ток так тик

Рык рак рок мыл мал мол мок Мук мак

Сам сом семь назови слово со звуком «А»

Бал бил бас ныл нос Нил кит кот кат

Рис рос рысь мил мул мал пол пил пел

вол вал вил назови слово со звуком «И».

Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Практическое пособие

г. Николаевск-на-Амуре

2018г.

Методическое пособие по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО: Практическое пособие сост. Н. А. Полюх – Николаевск – на – Амуре 2018г. – 27с.

В пособии изложена авторская система игр и упражнений по развитию сложного звукового анализа и синтеза, начиная с определения первого и последнего звука в слове и заканчивая определением позиционного положения звука в слове.

Разнообразный материал пособия поможет педагогам сделать сложный процесс развития звукового анализа и синтеза интересным и занимательным для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие может быть использовано студентами дошкольного и школьного отделений учреждений НПО, СПО, логопедами, воспитателями, а так же родителями.

Введение

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что ребенок овладеваетосновными навыками звукового анализа (мысленногорасчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза(сочетания звуковых элементов в единое целое). И толькопотом происходит знакомство с обозначением звуковсоответствующими буквами. На основе звукового анализа исинтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям устной и письменной речи (дислексии и дисграфии).

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1. Элементарный (простой) звуковой анализ - выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

    Определение первого и последнего звука в слове.

    Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Определение последовательности звуков в слове.

    Определение количества звуков в слове.

    Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакойнеобходимости – реб ё нок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отвед ё н так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий, поэтому если реб ё нок прид ё т в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать реб ё нка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности - игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6 – 7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Хорошо бы иметь план работы (например, на неделю), чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Подсказка, поправки по ходу выполнения заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам, оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Данное методическое пособие может быть использовано воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учителями при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, и с учащимися ОВЗ.

Последовательность формирования умственных действий при развитии звукового анализа и синтеза.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

4. И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С».

«Поймай мяч» - 2

Задание для ребенка: «Ты будешь бросать мяч, называя слово со звуком «Ш» в конце слова.

«Секретное слово»

Задание для ребенка: «Я буду называть слова, в которых отсутствует первый звук(ак: рак, мак, бак, лак). Вы должны отгадатьслова, показать картинку и правильно произносит все слово».

«Жетончик»

Задание для ребенка: «Те, кто придумает слово на звук «Р», получит жетончик. В конце игры мы посчитаем, у кого больше жетончиков». Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой. Например, «Овощи», «Животные» и т. д.

«Узнай слово»

Задание для ребенка: Я назову слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Выдобавьте последний звук и произнесите полученное слово.

«Цепочка»

Задание для ребенка: Придумайте слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: носок - кошка – арбуз – зонт – танк.


«Пирожки»

Задание для детей: Угости гостей только теми пирожками, в названии которых первый, (последний) звук «А», «О», «М» и т. д.

«Наряди ёлочку»

На шарах с обратной стороны наклеены картинки.

Задание для детей: назови первый (последний) звук в слове и повесь шар на елку.

«Дорожка ёжика»

Задание для ребенка: Определи место звука в слове (начало, конец),передвигая ежика по дорожке. Педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или кокоСС). Если звук слышится в начале слова,ежик идет в начало дорожки, если звук слышится в конце слова,ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу иконцу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например,земляничкой и грибом.

«Что хотела сказать кукла?»

Задание для детей: «К нам из Африки приехала кукла, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с куклой в руках по группе и говорит, опуская в словах первый или последний звуки: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д.

«Потерянный звук»

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

«Речевое лото»

У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.

«Речевое лото» - 2

У ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.

«Волшебный коврик».

Перед каждым ребёнком набор звуковых символов: синего, зелёного, красного цветов.

Задание для детей: Ребята, когда вы услышите в слове первый звук, то кладете соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов.

«Дежурный звук»

Задание для детей: Педагог произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком в начале слова. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.


Упражнение

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на заданный звук, например на звук [з].

Упражнение «Светофоры».

На доску выставляются три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

«Кто лучше слушает?»

Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля сразу стал угощать ослика.

«Сороки»

С использованием прищепок. Прищепкипревращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком «С». Дети выбираюткартинки со звуком «С» в начале и в конце слова .

«Отгадай слово»

Задание для детей:По первым звукам названий картиноксоставьте слово

Упражнение

Задание для детей: обозначь место звуков в словах соответствующим цветом на схемах: звук «к» - синим, «кь» - зеленым.

«Логопедическое домино»

Перед началом игры выкладываются из коробки карточки-домино на стол картинками вниз, тщательно их перемешивают и предлагают участникам игры брать по столько-то карточек-домино. Например, по 4,6,7 и т.д. в зависимости от количества играющих. Если в процессе игры у играющего нет нужной картинки, он берет карточку из запасных, пока не достанется нужная карточка. Играющий четко и правильно называет первый и последний звук на карточке. Если при этом нужный звук определен и произнесен неправильно, то он штрафуется или теряет свой ход.

Выигравшим считается тот, кто раньше выставил свои карточки-домино.

Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Цветочная полянка»

Задание для ребенка: «Сорви цветок и назови гласный звук в середине слова». «Сорви цветок и определи, где находится звук «П» в начале, середине или в конце».

«Пчелка»


Задание для ребенка: «Пчелка труженица готовится к зиме. Помогите пчелке в улей собрать мед. Для этого необходимо определить,(место звука в слове)где находится звук, в начале, середине или конце.

«Фантазеры»

На столе разложены картинки, например, со звуком «Ш». Ребенокговорит: «Я шел в детский сад, и по дороге увидел…», называет 2 или 3 картинки, где звук «Ш» находится в начале, середине или конце слова.

Угощенье для друзей»

Задание для ребенка: «К белочке придут гости, она готовит для них угощенье. Разложите по тарелкам угощенье, определив место звука «М» или «Г» в слове».

«Чудесная удочка»

Использовать удочку с магнитом вместо крючка. Опускатьудочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы.

Задание для ребенка: Удочкой поймайте рыбку и определите место звука «Л» или любой другой заданный звук в слове (начало, середина, конец).

«Чудо-дерево» - и, - о, - э, - а, - у) выпавшему на кубике.

«Этажерка»

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

«Пчелка Майя», «Зайчонок»

Педагог произносит слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает картинку в начало (середину или конец дорожки).


«Лото»

Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры педагог называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

«Почта»

Задание для детей: Опусти в почтовые ящики письма, в названии которых звук «с» слышится в начале слова в первый ящик, в середине – во второй ящик, в конце в третий ящик.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………..………………...……. 3

1. Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове............6

2. Игры и упражнение на определение места звука в слове

(начало, середина, конец)………………………………………………………….....12

3. Определение последовательности звуков в слове………………………………..15

4. Определение количества звуков в слове …………………………………………19

5. Определение позиционного положения звука в слове ……………………….....22

6. Твердые и мягкие звуки……………………………………………..………......…23

Похожие статьи