Центральный институт политической системы. Государство как центральный институт политической системы (слайд)

Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.

Общая информация

Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?

Развитие понимания ситуации

Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.

Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?

Разбираемся в нюансах

Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.

Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.

Функции

Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:

  1. Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
  2. Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.

Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.

Процесс эволюции

Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.

Заключение

Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

На протяжении всей истории существования человеческого общества политические знания и культура каждого конкретного индивидуума и массовая политическая грамотность и образованность отдельных человеческих групп и сообществ являются существенными факторами предохраняющими общество вцелом от деспотии и тирании, негативных и экономически неэффективных форм существования и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей - забота всего современного общества. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, гдеполитеское образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное влияние. ненужным же оно не будет никогда." (1).
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического овладевания ими соответствующих знания и опыта, в частности, посредством изучения политологии, систематизирущей весь предыдущий опыт человеческого общества в области политической и общественной деятельности.
Одна из важнейших практических категорий, определяемой и анализируемой методами и инструментарием политологии является государство, являющееся центральным институтом политической системы общества. В его деятельности полно и показательно концентрируется основное содержание политики В
В широком смысле "государство" понимается как территориально устойчивая общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно практически всегда тождественно понятию "страна" и политически организованному народу. И в этом смысле говорят, например, росссийское, американское, немецкое государство. Следует отметить, что существование развитого государственного устройства известно ешё за 3...5 тысяч лет до н.э. (государство инков, ацтеков, Мессопотамия, Египет, Урарту, Греция и т.д.). Примерно до середины 17 в. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства ыыиспользовался большой спектр конкретных терминов: "полития", "княжество", королевство, "империя", "республика", "деспотия) и др. Однм из первых, кто отошёл от этой традиции стал Макиавелли, который ввёл обозначение любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика. При этом ввёл специальный термин "stati". В дальнейшем, на основании конкретных исследовании факитческого материала, чёткое разграничение государства и общества было обосновано в конкретных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо.Ими понятия разделяюься не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале организовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путём создали специальный орган, ставший органом и орудием публичной власти и важнейшим институтом политической системы общества.
В современной политологии государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих высшей властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государства различных исторических эпох и народов мала схожи между собой. Однако внимательный анализ позволяет выделить ряд общих и существенных признаков.
1. Отличие от родо-племенной организации, основанной на самоуправлении. Отделение публичной власти от общества, несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Построение не кровнородственному или религиозному признаку, а на основетерриториальной и этнической общности людей. Наличие законов и полномочий, распространяющихся на население предприятий.
3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определённой територии, что отличает её от проиводственной, партийной, семейной власти.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишать граждан высших ценностей: жизни и свободы. Этот признак (а так же приведенный ниже) и делает государство собственно орудием публичной власти. При этом, непосредственно для выполнения функции принуждения имется как правило публичные органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения для обеспечения служащих и служб государственной политики: оборонной, экономической и социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве, что отличает эту форму организации от других (например. партий, где членство добровольное).
7. Претензии на полномасштабное предствление общество как целое и защиту общих интересов и общего блага.
Отмеченные выше признаки отличают государство от любых других организаций и объединений, но не раскрывают полностью его связи с обществом, а атк же факторов, лежащих в основе его становления и развития.
Вместе с тем в указанных выше общх признаках в том или ином виде показаны функциональные задачи, реализуемые государством. Характер и совокупность функций госудаства изменялась в ходе исторического развития института государственности. с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности выделяют два глобальных этапа: традиционный и государственный.
Традиционный этап связан с имституционально неограниченной властью над подданными, отсутствие равноправия, непризнанием личности как источника госудаственной власти. Типичным воплощением такого государства являлась монархия. Исходя из типичной формы государственного уклада этого периода в качестве основных функций следует выделеить функции: защита государственного строя и суверена лично; взимание налогов, защита внешних границ и т.д.
Более интересным с точки зрения задач и функций государства представляется более поздний конституционный этап. Этот этап связан с подчинённостью государственности обществу и гражданам, с ююридической очерченностью полномочий и сфер государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и в конечном счёте связан с появлением конституции.Термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, введенное Аристотелем, обозначается как "реальная конституция". Она предтавляет собой устойчивую модель государственной деятельности, определямой теми или иными ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно имеет форму свода законов, но может иметь характер, например, религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций.
Во втором значении конституция является сводом законов, представляющим собой юридически зафиксированные в специальных документах стабильные правила, определяющие основания, цели, устройство, принципы организации и функционирования государства. Т.е конституция регламентирует деятельность государства. Завершённость процесса формирования конституционного государства характеризует понятие "правовое государство".
В правовом государстве основой является ограждение человека от террора государства, насилия над совестью, от мелочной опеки со стосроны органов власти, гарантия индивидуальной свободы, и основополагающих прав личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим, свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества и способствовало появлениюсоциального государства, основной задачей которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования. социальной защищённости, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направленно на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Деятельность современного государства многогранна. Это перерапределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения, обеспечение занятости и охраны труда на производстве, социальное страхование, поддержка материнства и семьи, забата о безработных, престарелых, инвалидов, молодёжи, развитие образования, медецины, культуры и т.д. Современное состояние общества выдвигает перед демократическими (социальными) государствами задачу обеспечения экологической безопасности, предотвращения ядерной угрозы.
Качество и полнота выполнения государством своих функций в достаточной степени определяется устройством и формой правления государства.
Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству, независимо от избирателей. Разновидностью монархии являююся: абсолютная монархия (Катар, Оман) - полная власть монарха, конституционная монархия - монархия, ограниченная конституцией. В своя очередь конституционная монархия делится на дуалистскую. при которой монарх обладает преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания. Кувейт) и парламентской, при которой монарх обладает фактически представительской властью. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Разновидностей республик в современном мире существуют три:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (полупрезиденткая).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе. При этом парламентом осуществляется по отношению к прави тельству ряд функций:
- формирует и поддерживает его;
- издаёт законы принимаемые правительством к исполнению;
- принимает бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;
- осуществляет контроль над правительством и вслучае чего может высказать ему вотум едоверия (отправить в отставку или провести досрочные выборы парламента);
Правительство обладает исполнительной властью и частично закондательной инициативой. Так же обладает правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое президент обычно удовлетворяет.
Президент фактически обладает только представительскими функциями.
При парламентской форме государственного устройства глава правительства (премьер-министр, канцлер), официально не являсь главой госудаства, фактически является первым лицом. Такая форма государственной власти существует в целом ряде европейских стран (Италия, Германия, Чехия и т.д.).
При президентской республике президент одновременно выступает главой государства и главой правительства. Он руководит внешней и внутенней политикой государства и является главнокомандущим вооружённых сил. Президент чаще всего избирается прямыми всенародными выборми.
При президентской республике парвительство отличается стабильностью, имеет две жёстко разделённые ветви - исполнитель-ную и законодательную.
Отношения между президентом и парламентом основывается на системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. И только в случае очень серьёзных антиконституционны действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент- он досрочно отстраняется от власти. Но процедура импичмента очень громоздка и затуднена. Примером прездентской формы правления является госудаственное устройств в США и Россия, а так же распространена в странах с продолжительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Афика, Азия.
При смешанной республике, существущей в большинстве стран Европы, сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем правительства парламентом. При этом не имеет устойчивых традиционных черт и, как правило, тяготеет к преимуществу одной из ветвей власти. Классический образец полупрезидентской формы является Франция. В ней президент и парламент избиратся независимо. парламент не ожет сместить президента, а президент может распустить парламент только при назначении срока досрочных президентских выборов.
Разнообразие республиканских и монархических форм государства не исчерпывают всех возможных механизмов правления. Одним из них является институт референдумов, имеющие свои истоки в гречиких ареопагах и новгородских вече. Он предусатривает решение наиболее актуальных и ключавых проблем посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательно для исполнения вскми государственными органами.
По территориальному устройству различают две основные формы: унитарну и федеративную.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородну организацию, остоящую из административно-территориальных единиц (области, земли и т.д.), не обладающих собственной государственностью. Все госдарственные органы составлят единю систему и действуют на основе единых нормативных актов.
Унитарные государства могут быть централизрванными (Великобритания, Дания, Швеция), в которых средние и ниже органы управления не обладают достаточной автономией и направлены на реализацию решения центральных органов, и децентрализаванными (Франция, Испания, Италия), предоставляющие отдельным регионам права широкой автономии.
Федеративная форма стройства прдставляет собойстойчивый союз государств, самостоятельных в предела распределённых между ними и центом компетенций. Федерация обепечивает свободное объединение и равноправное сосуществованиеобщностей, обладающихзначительными этническими, историко-кльтурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. Члены федерации - соучастники общегосдарственного суверинитета и обладают правом одностороннего выхода из федерации.
Ещё одной формой стойчивого соза самостоятельных госдарств является конфедирация, которая создаётся для достижения конкретной цели. Её члены сохраняют собственный госдарственный суверинитет делегируют в компитенцию союза лишь некоторые полномочиядля решения ограниченного круга вопросов. чаще всего в области обороны, внешней политики. транспарта и связи. Конфедерации ограниченное время существовали в Германии, Швейцарии, США и в дальнейшем либо преобразовывались в федерацию, либо распадались.
В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создания Содружества Независимых Государств (СНГ), союза суверенных государств. координирующих свои действия в различных областях.
Знание каждым членом современного общества приведенных выше сведений из политологии гарантирует ему получение навыков ориентации в современной бурной жизни. Особенно необходимы такие политические знания современному подрастающему поколению, отличающемуся повышенным радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Литература:

1. Meyer T. Wie entbehrlich ist politisce Bildung?//Friedrich-Eben-Info, 1994. № 1;
2.Аристотель.Политика.М.,1865. С.8;
3. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И.. Введение в политологию. "Аспект-Пресс". М.,2002

"Государство как институт политический системы"


Происхождение и сущность государства

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Око - центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.

Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции.

Теократическая теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.

Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.

Все указанные теории находят подтверждение в истории цивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук в руки, на смену одним завоевателям приходили другие. Первые государства облекались в религиозные формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной властью. Отношение к государственной власти, как к отеческой, прочно утвердилось в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.

Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.

Марксистская теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.

Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетиям до н.э. в Месопотамии, в Горном

Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупностью людей, объединенных неприродными связями, в условиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного, социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменном обществе, власти - власти с органами управления, контроля.

История становления и развития государства - сложный, многообразный процесс, протекавший своеобразно в разных регионах земного шара. Тем не менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства у большинства народов в основном совпадает.

На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной организации общества с элементами прямой демократии. Уже на ранних этапах государственности возникают различные формы правления - республиканские и монархические. Основным социальным различием является деление на свободных и рабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная, имущественная дифференциация. Государство выполняет две основные функции:

1) обеспечивает господство свободных над порабощенным населением и 2) ведает устройством "общих дел" свободных граждан (ХIII-ХVI вв).

Средневековье и начало Нового времени были для европейских стран периодом усиления и централизации государственной власти. Фундаментом этого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидация полицентризма власти, объединение провинций вокруг единого центра. Постепенно возникает государственно-территориальная организация общества с организованным государственным аппаратом управления, со свойственными ему служебными отношениями и функциями, заменившими вассальные связи, отношения личной зависимости, свойственные раннему Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавелли термин "государство" (stato) заменяет применявшуюся дотоле терминологию - "республика", "княжество", "городская община" и т.д. В XVII в. окончательно складывается понятие "государство", абстрагированное от конкретных форм правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).

В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляются централизованные национальные государства и создаются условия формирования гражданского общества и правового государства. Процесс разграничения государственной власти и саморегулирующегося гражданского общества занял длительное время и у многих народов не завершен и поныне.

Структура и функции государства

Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино все многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:

в обязательности ее решений для всего населения;

в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;

в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

Важнейшими институтами государства являются:

представительные органы (парламент);

исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

надзорно-контрольные органы;

судебная система;

органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

вооруженные силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

Формы государственного правления

С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень участия населения в их формировании.

Основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

Принадлежность верховной власти одному лицу, которое пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов).

Власть передается по наследству. Наследование верховной власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую возможности легально влиять на ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах политической борьбы Средневековья так распространены убийства неугодных аристократии монархов?

Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления. The king can not wrong - ("Король не бывает неправ") - гласит средневековая английская юридическая максима.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.

Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).

В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").

Выполнив свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание и превратился в тормоз естественно развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом, которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась трансформацией абсолютных монархий в конституционные.

Конституционные монархии свойственны буржуазному обществу. Для них характерно конституционное ограничение власти короля, существование рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей законодательную функцию.

Конституционная монархия имеет две разновидности:

Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.

Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.

Монархии сохранились в тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом компромиссов между сторонниками "старого порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.

Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.

Для республики характерны:

выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

В зависимости от объема властных полномочий, принципов отношений между ветвями власти, республики бывают президентскими (США, Бразилия, Аргентина и др.), парламентскими (ФРГ, Италия, Испания), смешанными - президентско-парламентскими (Франция, Австрия, Украина, Россия), парламентско-президентскими (Швейцария).

Формы государственного устройства

Государство расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц. Способы их объединения, формы отношения между верховной государственной властью и властью на уровне провинций, областей, кантонов и т.д. описываются в политологии через понятие "форма государственного устройства".

Форма государственного устройства представляет собой способ организации территориально-административного единства государства, механизм взаимосвязи между его составными частями. Форма государственного устройства отражает степень централизации (децентрализации) между верховной властью и местными органами власти.

Наиболее распространенной формой территориально-политической организации является унитарное государство. Оно характеризуется строгой концентрацией власти в центре с незначительным объемом политико-властных отношений, которыми располагают территории. В унитарном государстве существуют общие для всей страны органы законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию. Все административно-территориальные единицы (области, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью. В унитарных государствах существует единая конституция, судебная и правовые системы, единая система государственного управления, единое гражданство, подчинение гражданских органов власти центральным.

Большинство стран мира, в том числе Украина, являются унитарными государствами.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:

верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации;

субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;

субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации;

федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики;

парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;

внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.

В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:

а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;

б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра;

в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.

Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.

Империя была еще одной формой территориально-административной общности на протяжении тысячелетий. Империи представляли собой систему, в которой под началом строгой централизованной власти объединялись разнообразные этнонациональные и административно-территориальные образования. Отношения в рамках империи строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики.

В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до второй половины XX в. и были сметены в результате европейских социальных революций и национально-освободительного движения. Однако политическая наука обошла своим вниманием это явление мировой истории. "Империя никогда не была ни предметом теории, ни даже предметом мысли, она не имела ни своего Гегеля, ни своих легистов, ни своих профессоров права" (Б. Бади). Тем не менее в западной науке достигнуто согласие относительно определяющих характеристик имперского правления. "Термин "империя", - пишет С.Н. Айзенштадт, - обычно используется для обозначения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный как в личности императора, так и в центральных политических институтах, образовывал автономную единицу".

Основными признаками империи являются:

возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;

включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;

этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;

дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;

власть в империи монолитна и находится в руках одного лица или партии.

Важнейшей чертой всякой империи является территориальная экспансия. Именно с ней, с ее масштабами зачастую связаны претензии имперской элиты на мировое величие. "В само понятие империи входит представление об ответственности перед входящими в нее народами и долге перед человечеством в целом... возможность использования этого долга прямо связана с расширением территории и укреплением господства. Нельзя, разумеется, ставить величие в прямую зависимость от величины. Тем не менее величина территории - неотъемлемый элемент идеи империи" (Дж. Мериэт).

Масштабы империи, неоднородность (экономическая, культурная, религиозная) ее составляющих остро ставят вопрос о механизме политических, социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих ее целостность. Распад империй обусловлен, прежде всего, постепенным выравниванием центра и периферии. Рано или поздно развитие экономики провинций (окраин) и неизбежное при этом формирование новых групп интеллектуальной, профессиональной и экономической провинциальных элит приводит к выравниванию экономического имперского пространства, провинций и центра, вследствие чего неэквивалентный обмен между ними становится невозможен, империя распадается. Имперская система существует до тех пор, пока существует имперский центр (культурный, политический, экономический), обеспечивающий взаимодействие всех ее элементов. Утрата центром своих системообразующих функций приводит империю к краху.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главная > Контрольные вопросы

Государство как центральный институт политической системы . Государство и гражданское общество.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 1МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 3КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 5ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9Государство в России: от советского типа государства к правовому 11Контрольные вопросы 13Литература 13

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории. Одна из самых давних теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души. Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах, и т.д. Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы. Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций. 1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию. 2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. 3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий). 4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. 5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке. Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, оказывая упорядочивающее, регулирующее воздействие практически на все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм, или всеобщность. Государство занимает особое место в политической системе как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Оно по существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес, или всеобщую волю. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом; 4) имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 5) владеет, как правило, монополией на законотворчество; 6) располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят свое выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции. Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др. Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Форма государства - это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков. Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» предопределяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Элементами формы государства являются: 1) форма правления , под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве; 2) форма государственного устройства , которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение; 3) политический (государственный) режим , представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную (в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена, например Саудовская Аравия, Бруней) и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия . Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания. К ним относятся также Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым и несет политическую ответственность. В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и др. Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и др. В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия. Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Форма соединения государств, союза между ними носит название конфедерации. Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира являются унитарными. (например Венгрия, Польша, Италия и др.) Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Индия, Мексика, Нигерия и др. Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза. Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. Форму государства можно охарактеризовать в зависимости от набора методов и средств государственного властвования, т.е. политического (государственного) режима. В этом отношении различают два полярных режима - демократический и антидемократический . Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность; во всех сферах общественной жизни господствует закон; существует разделение властей и т.д. Антидемократический режим , который в свою очередь может подразделяться на подвиды - фашистский, тоталитарный, авторитарный и т.п., олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие. Существует также классификация государства по типам. Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую, исламскую и т.п. Государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай) и республики (аристократическая, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии. С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия - принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия свойственна буржуазному типу государства. Действующие конституции современных государств содержат и такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское, исламское, теократическое, клерикальное.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; в предоставлении гражданам политических прав и свобод. Согласно Конституции Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах. В правовом государстве действует принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права. В правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством. Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Россия- федеративное государство . В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе 89 субъектов. В России федерализм выступает прежде всего в качестве формы государственной организации национальных отношений. Это и форма демократизации управления государством. Система органов государственной власти в Российской Федерации имеет два уровня - федеральный и региональный. В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством . Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления. Обширные полномочия Президента России, закрепленные Конституцией, характеризуют Российскую Федерацию как президентскую республику. Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и на международном уровне. Президент выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Не будучи формально главой исполнительной власти, он имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ. В отношении других государственных органов Президент России также уполномочен представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и на другие высокие и ответственные государственные посты. Конституция РФ закрепляет достаточно широкие полномочия Президента России в сфере обеспечения деятельности парламента страны и принятия федеральных законов, в сфере реализации внешнеполитических функций и обороны страны. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Согласно Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти. Акты Правительства России обязательны к исполнению в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство ответственно, перед парламентом - Государственной Думой, что является одним из важнейших признаков парламентской республики. Однако вопрос об отставке, об ответственности правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не парламент. Принципы общей структуры Правительства тоже регулируются указами Президента. Президент РФ - глава государства, и на практике возглавляет всю систему исполнительной власти. Все это является основанием утверждать, что форма правления в РФ ближе к президентской республике, чем к парламентской.

Советское государство складывалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Это во многом определило его особенности.

Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, верховенство закона над властью, контроль гражданского общества за властными органами и т. д.; по форме правления советское государство было республикой, но все ветви власти были объединены в Советах, где депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали исполнение; руководящая роль Коммунистической партии, что превращало государство в партийное. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важнейшие решения и в форме директив передавало их Советам, которые; оформляли эти директивы в свои решения или совместные с партией постановления; понимая пролетарское государство как средство подавления эксплуататорских классов, его создатели сформировали разветвленную систему карательных органов, учредили строжайшую трудовую дисциплину, установили идеологический контроль за средствами массовой информации; будучи неправовым и полицейским, советское государство смогло реализовать социальную функцию, хотя она и осуществлялась за счет небывалой эксплуатации трудящихся. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т. д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу советского государства. Современное российское государство по своему типу является переходным , которому свойственны: некоторые черты советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т. д.); появление и укрепление демократических начал в его деятельности: водные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т. д.; формирование новых взаимоотношений с гражданским обществом . Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества становлению социальных интересов различных групп населения; еще сильны надежды на помощь со стороны государства , а ценности свободы, индивидуализма не стали преобладающими в общественном знании; идет продолжение поиска наилучшего варианта федеративного устройства государства, оптимального соотношения полномочий между центром: субъектами федерации. Что касается последней отмеченной особенности, то в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области). Хотя все они имеют статус субъектов федерации, но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различными. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, закрепляющих разделение компетенций. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей. Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов федерации. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

Контрольные вопросы

    Что такое государство как институт политической власти? Назовите основные признаки государства. Какие вы знаете концепции возникновения государства? Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику. Каковы основные структурные элементы государства? Назовите основные функции государства. По каким основаниям можно типологизировать государства?

Литература

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.,1997.

    Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология и социология: Учеб. пособие. -М., 2001г. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология и социология: Учебник. –М., 1999г. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. –М., 2002г. Пугачев В.П. Политология и социология: Справочник для студента. –М., 1999г. Тавадов Г.Т. Политология и социология: Учеб. пособие. –М., 2000г. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Политология и социология. –М., 1983г. Вебер М. Избранные сочинения. –М., 1990г.

Похожие статьи