Цель военной реформы петра 1 таблица. Военные реформы петра I

Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.

Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) - русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.

Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:

Проведение крупнейших политических, экономических преобразований,

Отсталость России в экономическом и военном отношении;

Отсутствие регулярной армии и флота.

Цель Петровской реформы - усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.

1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.

2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.

При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера

3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский - из 5-ти эскадронов. Численность полка - до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.



4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.

5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота - Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.

6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).

7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский - 1716 г., морской устав - 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).

8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие - гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.

Петр I учредил первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного, который вручался за "чрезвычайные" заслуги перед Отечеством. Первым кавалером этого ордена стал сподвижник Петра, будущий генерал-фельдмаршал России Ф. А. Головин. Сам же учредитель ордена стоит шестым в списке Андреевских кавалеров.

В ходе осуществления реформы возникали проблемы и трудности, чему способствовали экономическая отсталость России и противоборство части дворянства. Но, несмотря на это, в России были созданы мощные вооруженные силы, ядром которых стали созданные по инициативе молодого царя Петра I "потешные полки", из которых в 1691 г. были сформированы первые регулярные полки - Семеновский и Преображенский.

Влияние петровских военных реформ было настолько велико по своей результативности, что в последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием этих преобразований, вплоть до реформ 60-х гг. XIX.

В начале XIX в. в России были разработаны и частично осуществлены довольно крупные военные преобразования. Они обусловливались рядом факторов. В конце XVII в. - начале XIX в. в России шел процесс разложения феодализма. В этих условиях необходимо было сохранить политическое господство дворянства, предотвратить возможность революционных потрясений в странах Западной Европы. Кроме того, в эти годы Россия вела длительные войны, которые показали, что противники, в частности буржуазная Франция, обладают более прогрессивной военной организацией. Еще одним фактором, обусловившим необходимость реформы, было то, что насажденная Павлом I прусская военная система устарела и требовала кардинальных изменений.

Вступив на престол в 1801 г., Александр I открыто провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, в том числе и в военной области:

Во-первых, в 1802 г. была проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии созданных еще Петром I, создаются Военные и Морские министерства, а бывшие коллегии преобразовываются в совещательный орган при министерствах.

Во-вторых, проведены преобразования в организации войск. В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, которая состояла из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса - высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии. Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

В-третьих, русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При активном участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления.

В-четвертых, некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров. Усложнение военного дела потребовало повышения уровня специальной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений.

Все эти и некоторые другие преобразования были значительным отходом от прусской системы Павла I, возрождением национальных традиций русской армии, традиций Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую по тому времени армию Наполеона.

Осенью 1861г. на должность военного министра был утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) - энергичный сторонник реформ в армии, - сумевший на основе имеющихся экономических возможностей государства поднять мощь русской армии. В январе 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались 12 лет (1862 – 1874).

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные направления военной реформы и ее результаты сводились к следующему:

Замена рекрутской системы комплектования войск всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав предусматривал освобождение от военной службы значительного числа лиц: служителей религиозного культа, врачей, преподавателей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи). В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30% от лиц призывного возраста. Предоставлялись большие льготы людям, имевшим образование: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до 6 месяцев, гимназии - до- полутора лет.

Переход воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность в конце века составила около 3 млн. человек;

Была проведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. Значительное место среди военных преобразований заняла проблема подготовки офицерских кадров. В 60-х годах XIX века была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Ее цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Система высшего военного образования не подверглась серьезному переустройству, и реформы в этой области коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий, а также изменений учебных планов в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России имелось 6 военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная. Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было незначительным. Так, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с 4 - летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. В этих гимназиях учащиеся носили военную форму, уклад жизни имел полувоенный характер.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был 3 года, туда принимались юноши, окончившие военные гимназии. Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, не выполнявшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. "... в нашем училище, - рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров, Кривенко, - на юнкеров смотрели не так как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой".

Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Объем военных знаний, даваемых юнкерам, был значительно меньшим, чем в военных училищах.

Для подготовки технических и других специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу XIX в. среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.

В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их число.

К концу XIX в. ежегодно обучалось:

В кадетских корпусах около 12 тыс. человек,

В военных училищах 5,5 тыс. человек,

В юнкерских 2,8 тыс. человек,

В академиях 850 человек.

Крупные преобразования были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из: 1) Военного совета; 2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных управлений. Права министерства расширялись: если раньше большинство войск (гвардия, действующая армия и др.) не подчинялись ему, то теперь в его ведении стала вся армия.

Крупным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Верховное командование над всеми вооруженными силами принадлежало императору. Его ближайшим помощником был военный министр.

Важнейшая составная часть военных преобразований - перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие - винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

Артиллерия перевооружалась стальными нарезными орудиями. Во второй половине XIX в. произошел переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов: Англия имела 355 кораблей, Франция - 204, Россия - 107.

Одним из направлений военных реформ была попытка улучшения материального положения офицерского состава, повышение престижа военной службы. В 1859 г. офицерам были установлены более высокие оклады денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов - 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков - 3711 руб., командиров батальонов - 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Заметна непропорциональность оплаты. Но даже после этих мер офицерское денежное содержание немного отличалось от заработков квалифицированных рабочих Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик получал 40 руб. в месяц, а петербургский мастеровой 22 и выше. Для сравнения: соответствующие категории офицеров во Франции получали в 2 раза в Германии - в 3 раза больше.

Таким образом, военные реформы второй половины XIX в. имели прогрессивное значение. Они повысили боеспособность российской армии и флота, что продемонстрировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе с тем они встретили серьезное сопротивление консервативных сил, как в армии, так и в стране в целом.

Исторические условия, сложившиеся в мире в начале XX в., в том числе и в России, выявили новые тенденции в развитии военного дела. Прежде всего, к ним можно отнести такие:

Качественные перемены в материальной сфере;

Резко повысились скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия;

В армию стали поступать бронемашины, танки, аэропланы;

Активное внедрение новых средств связи - телеграфа, телефона, радио;

Создаются массовые многомиллионные армии;

Войны стали носить затяжной характер;

Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла;

Резко возросла роль тыла, снабжение армии могло быть обеспечено силами все-го народного хозяйства, а не одной военной промышленностью;

Необходимость военных реформ показали войны новой эпохи, особенно русско-японская война 1904-1905 гг., поражение в которой заставило правительство России приступить к реформированию своих вооруженных сил (1905 – 1912гг.).

Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны (СГО), созданном в июне 1905г., была образована специальная комиссия. В военной области были проведены следующие преобразования:

1. Проведена реорганизация Центрального военного управления: С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб.

2. В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, сокративший льготы по семейному положению и увеличивший льготы по образованию.

3. Сокращены сроки действительной службы: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 До 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых.

4. Упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска (15% от числа русской армии).

5. Создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска и войска связи, сформированы корпусные авиаотряды.

6. Увеличено число войск в Центральных округах.

7. На вооружение принимаются новые артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются пулеметные команды(8 пулеметов);

8. Принимаются меры по улучшению подготовки офицерских кадров, улучшается их материальное положение. К 1914 г. в России было 28 кадетских корпусов, 19 военных училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3 морских высших школы, и т.п. Принимались меры по омоложению офицерского корпуса. Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров и генералов по возрасту или несоответствию своему назначению. В 1912 г. среди офицеров было: дворян - около 70%. почетных граждан - до 11%, духовенства - свыше 3%, купцов - 2,2%, податного сословия (крестьян и мещан) около 4%. Среди генералов Потомственные дворяне составляли 87% и штаб-офицеров (подполковник-полковник) около 71,5%, среди остальных офицеров - свыше половины.

9. Были приняты новые уставы (в том числе устав о пенсиях офицеров) и наставления, позволившие совершенствовать боевую подготовку с учетом опыта войны.

10. С 1906 г. началось восстановление русского военно-морского флота. На основе русско-японской войны прогрессивные военно-морские деятели России в целом верно наметили основные тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. Военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проектам выдающихся кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены линкоры типа "Севастополь", которые в техническом отношении являлись лучшими для того времени кораблями этого типа. Были созданы эсминцы типа "Новик" и подводные лодки типа "Барс", считавшиеся лучшими в мире. Флот получил хорошее торпедное и минное оружие. В 1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров, 99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое число вспомогательных судов.

Военные реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность русской армии и флота. По своей боевой подготовке они не уступали вооруженным силам западноевропейских стран. Русский солдат был храбр, стоек, вынослив, способен вести напряженные боевые действия. Неплохо был подготовлен к войне унтер-офицерский и офицерский состав низшего и среднего звена.

В 1914г. Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.

Но реформы 1905-1912 гг. проводились без учета финансовых возможностей, а в результате осуществлялись частично. Техническая отсталость страны не позволяла полностью перевооружить армию. Недостаточная подготовка высшего командного состава тормозила проведение реформы.

Таким образом, военные преобразования и реформы дооктябрьского периода были вызваны целым рядом объективных предпосылок:

Проведением ряда важнейших мероприятий в обществе в плане политической, экономической реформ;

Переменами в международной обстановке и интересами экономики;

Результатами закончившихся войн.

Основные цели военных реформ и преобразований:

Укрепление централизованного государства,

Усиление военной мощи России,

Устранение военной отсталости страны,

Повышение боеспособности армии и флота.

Военные реформы и преобразования в советский период

Красная Армия, создание которой началось еще в январе 1918 г., по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Все это привело к тому, что к середине 1920-х гг. назрела острая необходимость военного реформирования Красной Армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и Гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд историков определяет рамки военной реформы 1924 - 1928 гг.).

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885-1901 гг. рожд.), а ее численность составляла 5,3 млн. человек.

К лету 1923 г. кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе:

Введение территориально-милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой. Это позволяло иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность государственных границ, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек,

Изменение организационно-штатной структуры. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40.%. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность;

Переход к твердой системе комплектования (осенний ежегодный призыв);

Качественное обновление командного состава, перестройка системы подготовки военных кадров - переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения, создание 6 академий; улучшение материального положения военнослужащих. В 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца - с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;

Введение единоначалия;

Реорганизация органов военного руководства;

Создание национальных формирований. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.

Результаты, достигнутые в ходе военной реформы, состояли в том, что вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники.

В ходе проведения военных реформ возникло немало проблем и трудностей:

Невозможность обеспечить высокую боевую выучку в ходе краткосрочных сборов;

Невозможность дислокации соединений в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны;

Перегруженность армии выполнением многочисленных задач по внутренней службе (борьба с бандитизмом, охрана объектов народного хозяйства, разного рода хозяйственными работами).

В результате проведения реформы 1924-1925 (1928) гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности страны.

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись радикальные преобразования вооруженных сил.

Основным их содержанием было частичное решение довольно важных военных, мобилизационных и некоторых других задач. Несмотря на достаточно объемный характер этих преобразований, они проходили в рамках выполнения конкретных решений правительства. Общим с военной реформой являлось то, что многие из осуществляемых мероприятий вытекали из тех коренных изменений, которые произошли в международной обстановке, а также в экономической, политической и духовной сферах общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин - "перестройка" - был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) пленумом ЦК ВКБ (б).

Для преобразований в Красной Армии периода 30-х годов характерны следующие черты:

Резко, сократился круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Совету Труда и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение месяца разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро. Постановлением СТО от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом число кадровых дивизий до 71. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое - с 1,1 до 2 млн. человек.

Необходимо отметить, что в ходе реформы наблюдался некритический, хвалебный подход к оценке существующего положения в вооруженных силах. Особенно он проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая по сути дела представляла собой явный обман народа (при поддержке И.В. Сталина и других членов высшего руководства). Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии территориальные дивизии были практически ликвидированы, а кадровых дивизий в полном смысле не существовало ввиду отсутствия соответствующего обеспечения и материально-технического снабжения. Анализ состояния реорганизационных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой боеспособности, малообеспеченности и необученности. Кроме того, с периодом реорганизации совпадали массовые репрессии среди военных кадров, имевшие огромные масштабы.

В этих условиях, естественно, ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Следующий период преобразований в военном строительстве был связан с окончанием второй мировой войны. Правительство имело уже опыт реорганизации Вооруженных Сил при переходе от войны к миру в 20-е гг. Казалось бы, все вопросы, связанные с этим, должны были быть продуманы и решены на научном уровне, с учетом особенностей. К сожалению, этого не произошло.

В годы Великой Отечественной войны в решении всех проблем прочно сформировался централизованный принцип, упрочилась командно-административная система, которая в то время в определенной мере была оправдана. Вопросы, связанные с будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой высших эшелонов партийной власти. Ни партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии не созывались для решения этих вопросов.

Решение всех вопросов по реорганизации Вооруженных Сил стало функцией Политбюро ЦК партии и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии с решением Политбюро, постановлением СНК произошла реорганизация народных комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство армией и флотом сосредоточилось в Наркомате вооруженных сил, вскоре переименованном в Министерство вооруженных сил. Перевод армии и флота на мирное положение начался с сокращения их численного состава. По закону, принятому Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил было демобилизовано около 8.5 млн. чел. К этому времени наши вооруженные силы насчитывали в своем составе 2,874 млн. человек.

Для периода конца 40- - начала 50-х гг. характерно отсутствие четких прогнозов в военном строительстве, хотя бы на непродолжительное время. Подтверждением этому может служить реорганизация высших органов военного управления. В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделилось на два министерства - Военное министерство и Военно-морское министерство СССР. Высшим государственным органом руководства всеми вооруженными силами стал Высший военный совет, созданный в марте 1950 г. при Совете министров СССР. Затем, в марте 1953 г., оба министерства воссоединились в Министерство обороны СССР. При нем был создан Главный военный совет. Все это говорит о том, что прежние решения принимались без достаточной проработки.

Реорганизация вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана военно-технической революцией. Сущность ее заключалась в резком, скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы и, соответственно, появлением новых способов достижения стратегических целей войны.

Особенность данных преобразований состояла в том, что делалась попытка возродить традицию рассмотрения военных вопросов на Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то же время сохранялась и негативная тенденция конца 30-х гг., когда военные вопросы глубоко не рассматривались, а дело ограничивалось хвалебными оценками, непродуманными и поспешными решениями. В обществе все прочнее утверждалась точка зрения, по которой инициатива преобразований должна исходить от первого руководителя партии и страны. Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе с редактором иностранного отдела газеты «Таймс» заявил: "Мы стоим за то, чтобы, в конечном счете, ликвидировать армии, перейти на милицейскую систему...".

В концентрированном виде этот курс был изложен в докладе на IV сессии Верховного Совета. В частности, отмечалось: "Правительство и Центральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил перейти на территориальную систему... Мы думаем, что территориальная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты населения, обученного военному делу и владению современным оружием".

Подобные странные и неожиданные заявления вряд ли являлись результатом исследований, проверок, научных разработок.

Представляет собой интерес сокращение Вооруженных Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика показывает, что многие из принимавшихся решений носили волюнтаристский характер.

За 1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 1840 тыс. человек. Осуществление таких крупных мероприятий не имело под собой научной основы, последствия сокращения для боевой готовности вооруженных сил глубоко не изучалась, социальная защищенность увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих не обеспечивалась.

Для этого периода характерна и вакханалия с назначением министров обороны (1953-1955 гг. - Булганин, 1955-1957 гг. - Жуков, 1957-1967 гг., - Малиновский).

Преобразования в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг. происходили в период, непосредственно предшествующий сегодняшней перестройке. Определяющим критерием развития Вооруженных Сил в то время был анализ международной обстановки. Экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными, а спустя два года он впервые публично высказался за пересмотр некоторых догм "холодной войны". Это был исключительно благоприятный момент для пересмотра перспектив советского военного строительства. Однако недооценка политических средств в укреплении доверия между противоборствующими блоками привела к тому, что страна была "втянута" в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы мы тратили на военные расходы четверть своего бюджета. Естественно, для этого требовалась большая армия, численность которой резко увеличилась после принятия в 1967г. закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

После апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в стране началась перестройка. Она затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и Вооруженные Силы. Однако намеченные реформы в военной области, остались невыполненными в связи с распадом СССР и Советских Вооруженных, Сил.

Таким образом, военные реформы и преобразования в период советского строительства свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка стано Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях - хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха» Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов.

Реформы Петра І: новая страница в развитии Российской империи.

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.
Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.
Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:
Областная реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Церковная реформа
Финансовая реформа
А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.
Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.
Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.
Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.
Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.
В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.
Первые реформы начались еще в 1701 году, но окончательно церковь попала под контроль государства только в 1721 году после выхода документа под названием «Духовный регламент». Данный документ также говорил, что во время боевых действий ради нужд государства можно изъять церковное имущество.
Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.
Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.
В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.
Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.
Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.
В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.
После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должны была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.
С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.
В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.
Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне , после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах ». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать .

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов . Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов .

Города : реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров , которые должны были составлять ратушу . Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты , которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией .

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Финансовые реформы Петра I – кратко

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Похожие статьи