Богослужебные указания

Преосвященнейший Вениамин, епископ Железногорский и Льговский, в четверг вечером, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, совершил богослужение в Свято-Троицком храме с. Клишино Железногорского райна. Владыке сослужил личный секретарь иеромонах Родион (Ибрагимов).

Пресвятая Богородица Своим духовным подвигом является для нас словно Идеальным Православным Христианином. Ее душа, или, лучше сказать, жизнь Ее души – пример для всех нас. Дева Мария – это не только Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, не только образ с древних икон, но и реальный живой человек: дышавший, вкушавший пищу, радовавшийся и страдавший, плакавший и смеявшийся.

Но в чем же в таком случае состоял подвиг духовный этого человека? Почему именно Она стала Богородицей, т. е. Матерью Бога – Девой, Способной вместить в Себе огнь поядающий – Самого Господа? Что позволило Ей максимально по сравнению с остальными людьми приблизиться к Богу?

Это – смирение. Смирение как основная добродетель, делающая человека богоподобным. По церковному преданию, в момент появления перед Пречистой святого Архангела-благовестника Гавриила Дева Мария читала стих из Книги пророка Исаии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). В переводе с еврейского языка имя Еммануил обозначает «С нами Бог», т. е. пророк прямо говорит о том, что Дева родит Бога. Когда Пресвятая Богородица прочитала это место, то подумала о том, как хорошо бы Ей быть рабыней или служанкой этой великой Девы и таким образом послужить Самому Богу. У Нее даже и в мыслях не было, что это Она – избранная Дева. Она думала только лишь о том, как услужить этой великой Деве вплоть до мытья полов и стирки и прочего, так велика в Ней были жертвенная отдающая Себя до конца без остатка любовь к Богу. И именно в данный момент Пречистой является святой Архангел Гавриил и объявляет Ей, что Она эта избранная Дева. В момент величайшего Ее жертвенного смирения снисходит на Нее величайшая Божья благодать. Это урок для всех нас!

Что же такое смирение? Святые отцы определяют его из двух составляющих – волевых усилий человека, созидающих душу в двух направлениях. Первое – почитание себя хуже других. И второе – приписывание своих достижений, добрых дел, внутренних и внешних побед не себе, но единственно Богу. Эти два волевых направления и соответствие жизни нашего внутреннего мира им и являются датчиками для нас, которые показывают, удаляемся ли мы от смирения как единственной двери, через которую входит человек в дом Божий, или приближаемся к нему.

Святой Архангел Гавриил говорит Деве Марии совершенно, казалось бы, фантастическую историю о том, что Она должна зачать во чреве от Духа Святого и родить Сына – Иисуса (в переводе с еврейского «Спаситель») и остаться при этом Девой и по рождении. Вспомним почти параллельную историю с великим пророком, ученым-богословом и отцом святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Захарией. Ему также явился святой Архангел Гавриил (см. Лк. 1:5–25), объявив волю Божию о рождении Иоанна. Великий ученый и святой не поверил словам Архангела, за что и был наказан немотой, разрешившейся только с исповеданием его веры после рождества Иоаннова (см. Лк. 1:57–80). Но Дева Мария своей простой почти детской верой принимает волю Божию безоговорочно, ничуть не колеблясь в ней. Она говорит: «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Какое послушание со смирением в этом «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему»! Когда в сердце человека поселится это добровольное рабство Богу, он получит, как ни парадоксально это звучит, величающую свободу в союзе с Всевышним. И усилие смирения в нем самом откроет в сердце и душе дверь для того, чтобы на него излились множественные и благодатные Дары Святого Духа!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Святой Архангеле Гаврииле, моли Бога о нас!


Четверг 6-й седмицы, в а́ ий . Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского .

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпра́зднство Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы» .

Порядок чтений, согласно календарю:

На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта).

Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту Ла́зареву, или́ Неде́лю ва́ий, или́ во еди́н от дне́й Страстны́я седми́цы, или́ Све́тлыя: тогда́ отда́ния Благове́щения не́сть, и пою́тся стихи́ры и кано́н попра́зднства, и Арха́нгела на повече́рии в мимоше́дших дне́х шесты́я неде́ли» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»).

Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста.

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 8-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й .

4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 4-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви .

Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Наше́ствием Ду́ха Всесвята́го...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...».

По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло спасе́ния...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 8-го).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше...».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с покло́ны, по обы́чаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

На 1-м часе – кафизма 9-я. На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом : в храме Господском – кондак храма, кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, ин кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

В этой связи следует отметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в канун праздника Благовещения, совпавший с понедельником, вторником и четвергом первых шести седмиц Великого поста (кроме вторника и четверга 5-й седмицы) , не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно .

Примечание. «На трапе́зе же разреша́ем на вино́ и еле́й, в ки́йлибо день случи́тся, во славу Пресвяты́я Богоро́дицы» (Типикон, 25 марта).

Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596, 648.

Современная редакция Типикона умалчивает об особенностях пения канона предпразднства Благовещения в песнях без трипеснцев. Согласно указаниям старопечатных Уставов, в этих песнях канон предпразднства пелся на 4 (без учета ирмоса). См.: Устав. М., 1610. Л. 624 об.; Устав. М., 1641. Л. 542 об.

Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

Служба предпразднства Благовещения не требует отмены кондаков дня и кондака «Со святыми упокой...» на изобразительных, поскольку в своем последовании содержит дневные тексты Октоиха.

Ср.: Богослужебные указания на 2000 год для священно-церковнослужителей. М., 1999. С. 184–185; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 200.

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 626–629.

Существует мнение, что вечерня праздника Благовещения при совпадении предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров (см. об этом ниже).

Вечерня начинается обычным началом, поскольку 9-й час был совершен перед изобразительными.

На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м... 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́... Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следует совершать со следующими особенностями. Изобразительны после 9-го часа завершаются точно так же, как указано в основном тексте «Богослужебных указаний», за исключением молитвословий: «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й), которые переносятся на Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 5: самогласен стихир на стиховне, глас 8-й: «Бога́таго неми́лостиваго подо́бия...» (дважды; см. в четверг 6-й седмицы поста вечером), и подобны с «Господи, воззвах», глас 4-й и глас 8-й (мученичен стиховных стихир Триоди: «Му́ченицы Госпо́дни...», опускается); и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Госпо́дь да сохрани́т…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го...»; 3-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом...»). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. (Агнец для данной Литургии Преждеосвященных Даров заготовляется на Литургии свт. Василия Великого в Неделю 5-ю Великого поста.)

Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в среду или пятницу 5-й седмицы поста, служба предпразднства Благовещения переносится с 24 марта на 23 марта, а накануне праздника на утрене поется Великий канон прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») и на вечерне совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

См., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458.

Страстн а́ я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского .

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и .

Служба только по Триоди.

Примечание. В текущем году предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы (24 марта) и отдание праздника Благовещения (26 марта) выпадают на Великую Пятницу и на день Святой Пасхи соответственно. Согласно Типикону, «а́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту Ла́зареву, или́ Неде́лю ва́ий, или́ во еди́н от дне́й Страстны́я седми́цы, или́ Све́тлыя: тогда́ отда́ния Благове́щения не́сть, и пою́тся стихи́ры и кано́н попра́зднства, и Арха́нгела на повече́рии в мимоше́дших дне́х шесты́я неде́ли» (см.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»; ср.: Типикон, 24 марта, последнее «зри»). На основании данного предписания Типикона, служба Минеи 24 марта (предпразднства Благовещения) переносится на великое повечерие в понедельник 6-й седмицы Великого поста вечером, а служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится на великое повечерие во вторник 6-й седмицы поста вечером (см. выше).

Календарные заметки:

Литургии не положено.
На 1-м часе: . . На 3-м часе: . . На 6-м часе: . . На 9-м часе: . . На веч.: . . . Благовещения: . . . . . Великого Пятка: . Ев. составное: ; Лк.,23:39–43; Мф.,27:45–54; Ин.,19:31–37; Мф.,27:55–61.
Строгий пост .
Во второй половине дня совершается вечерня, на которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Полунощницу «пое́м в ке́ллиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «После́дование Святы́х и спаси́тельных Страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг.

Примечание. «Во 2-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх. И собра́вшимся нам во храм, благослови́вшу иере́ю с кади́лом, глаго́лем по обы́чаю, я́коже предписа́ся в четверто́к 5 неде́ли» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»), и тропарь «ко́сно и со сладкопе́нием», глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание. «По тропаре́ же вхо́дит настоя́тель со диа́коном во святы́й олта́рь, и облача́ся во свяще́нныя оде́жды, кади́т святу́ю трапе́зу крестообра́зно, и весь святы́й олта́рь, и ли́ки, и бра́тию по чи́ну» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Посем: «И о сподо́битися нам…» , «Премудрость, про́сти…», «Мир всем» и прочее по обычаю.

Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон.

Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).

По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).

После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды ; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны , во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.

1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва…». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я…».

Примечание. «Чтет же сие́ 1-е Ева́нгелие настоя́тель, про́чия же – иере́и, еди́н по еди́ному ки́йждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «настоя́тель чтет».

2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся и просла́вися Всечестно́е и Великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 7-й: «Ки́й тя о́браз…».

3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас по ектении: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем…» . Седален, глас 8-й: «О, ка́ко Иуда…».

4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас по ектении: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на, и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси…».

5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся Всесвято́е И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси…».

6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии – поются блаженны Триоди (с тропарями) . На блаженнах – малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хва́лят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?».

7-е Евангелие – Мф., зач. 113.

8-е Евангелие – Лк., зач. 111.

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские песни не стихословятся.)

Катавасия – тот же ирмос.

По 5-й песни – ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

«Честнейшую» не поем. На 9-й песни – обычное каждение храма (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения . Возглас: «Яко Тя хва́лят…». Ексапостиларий Триоди: «Разбойника благоразу́мнаго…», «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

9-е Евангелие – Ин., зач. 61.

11-е Евангелие – Ин., зач. 62.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, восходя́щу Ти на Крест…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Уже́ омака́ется трость…».

Примечание. Во время пения стиховных стихир (перед 12-м Евангелием) совершается полное каждение всего храма, как и в начале (перед 1-м Евангелием): «Та́же диа́кон кади́т, я́коже и в нача́ле, храм весь» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

12-е Евангелие – Мф., зач. 114.

Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – поется тропарь, глас 4-й: «Искупи́л ны еси от кля́твы зако́нныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст : «И́же оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасе́ние ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления .

Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при часе́ 2-м дне», т. е. по-нашему – около 8-ми часов утра: «При часе́ 2-м дне, [звон в дво́и, еди́н до́лгий.] И собра́вшеся в це́рковь. Облачи́тся иере́й во свяще́нныя ри́зы, диа́кон же в стиха́рь. Пое́м часы́ вку́пе, час 1, 3, 6 и 9» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование часов святаго Великаго Пятка́»).

На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия.

Примечание. На 3-м часе читается повествование о Страстях Христовых по Евангелию от Марка. Согласно Богослужебному Евангелию, чтение начинается с 67-го зачала (Мк., 67–68 зач.,15:16–41): «Во вре́мя о́но, во́ини ведо́ша Иису́са внутрь двора́, е́же есть прето́р…»; Типикон и Триодь Постная указывают начало чтения с 66-го зачала (Мк., 66–68 зач.,15:1–41): «Во вре́мя о́но, сове́т сотвори́ша…».

На всех часах конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…».

Окончание изобразительных: на «И ныне» – Символ веры. «Осла́би, оста́ви…». «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Поются многолетны.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

Примечание. «Подоба́ет же и сие́ ве́дати, я́ко прия́хом в Палести́не, в сей день Вели́каго Пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен или́ престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятка́»).

Вечерня Великого Пятка.

При совершении богослужения следует руководствоваться, в частности, главой Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую» .

Вечерня совершается обычно во второй половине дня.

Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни: «При часе́ 10-м дне кле́плет в вели́кое, и собра́вшеся в це́рковь, начина́ем вече́рню» (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»). «В Пято́к ве́чера, при часе́ 10-м дне, зна́менает в вели́кий, и во вся тя́жкая, и пое́м вече́рню» (ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»).

До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов , и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует . На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы. Здесь же поставляется аналой с иконой праздника Благовещения.

Примечание. В 2018 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой Субботой. Вечерня Великой Пятницы (с выносом Плащаницы) является также и вечерней праздника Благовещения, поэтому перед началом вечерни на праздничном аналое полагается икона Благовещения Пресвятой Богородицы, которая пребывает там до окончания Литургии Великой Субботы.

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) – ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).

Примечание. В 2018 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой Субботой. По этой причине для текущего года может быть предложен следующий порядок использования цветов богослужебных облачений, учитывающий содержание служб как Страстной седмицы, так и праздника Благовещения. Царские часы утром в Великую Пятницу следует совершать в черных или темных ризах, в которых обычно совершаются службы Страстной седмицы. Вечерню Великой Пятницы (с выносом Плащаницы), являющуюся также и вечерней праздника Благовещения, можно совершать как в черных или темных ризах, так и в ризах фиолетового цвета (в которых обыкновенно совершается служба по праздничным и воскресным дням Великого поста). Утреню Благовещения и Великой Субботы (с чином погребения), а также последующее богослужение этого дня (вплоть до переоблачения в белые ризы перед чтением Евангелия на Литургии Великой Субботы) – в фиолетовых облачениях.

Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец (по Уставу, «предстоятель глаголет»): «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и Благовещения, глас 6-й – 4 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни ; первая стихира: «Сове́т преве́чный…» – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «О, ка́ко беззако́нное со́нмище…», «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?» .

После прокимна, по обычаю, царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (Исхода, Иова и Исаии) и пять паримий Благовещения.

По окончании 1-й паримии Триоди (Исхода) – прокимен Триоди, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя» ; стих: «Приими́ ору́жие и щит, и воста́ни в по́мощь мою», затем – 2-я паримия Триоди (Иова) и 3-я паримия Триоди (Исаии).

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) – паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…» ; 3-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков…»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…»; 5-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…»).

По окончании последней паримии (5-й паримии Благовещения) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола (вечерни Великой Пятницы), глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасе́ния моего́, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».

Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.

Апостол – 1 Кор., зач. 125 (1:18 –2:2). Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси́ мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».

Затем сразу – малое повечерие . На повечерии – канон Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы», творение Симеона Логофе́та, глас 6-й (ирмосы по дважды, тропари на 4). Канон, по возможности, лучше читать самому настоятелю перед Плащаницей. После каждой песни катавасия – тот же ирмос.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

По «Отче наш» – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же: «Взбра́нной Воево́де…», и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…».

И совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь стихиру, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…».

Пома́зания елеем не бывает.

Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

«Тогда́ церквонастоя́тель раздава́ет свещы́ бра́тии, и́хже вжига́ют ко вся́кому Ева́нгелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

«Си́и ектении́ глаго́лются от диа́кона, или́ от иере́я пред седа́льными до 8-го Ева́нгелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Произносится перед чтением каждого Евангелия.

В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений.

«Седа́лен… пое́тся посреде́ це́ркве от канона́рха. Сла́ва: коне́ц, И ны́не: па́ки весь. На ни́хже не седи́м, но стоя́ще пое́м, за е́же кади́т тогда́ иере́й или́ диа́кон святу́ю трапе́зу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). «Не седи́м же на сицевы́х седа́льнах, за е́же свяще́ннику кади́ти святы́й олта́рь, но стоя́ще пое́м я́» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

См.: , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 349.

Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.

По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диа́кон престае́т кади́ти, и ектении́ седа́льнов не глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

Типикон об этой ектении ничего не говорит, но это обычное умолчание.

Для вседневной утрени не характерно пение хвалитных псалмов со слов: «Всякое дыхание…», но на утрене Великой Пятницы «Всякое дыхание» перед хвалитными псалмами прямо указывается Типиконом и Постной Триодью и является особенностью богослужения данного дня.

Типикон о молитве главопреклонения умалчивает: «Посем иерей ектению: Исполним утреннюю , и прочее по обычаю. И по возгласе: Яко Бог милостив, абие Евангелие 11-е, Иоанна, зачало 62». Повсеместно же в богослужебной практике после возгласа ектении следует обычное благословение: Мир всем , и молитва главопреклонения (с возгласом Твое бо есть… ). Ср.: Розанов В.

Существует традиция произнесения отпуста утрени Великой Пятницы в открытых царских вратах (ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 560).

Изобразительны в Великий Пяток начинаются с «Во Царствии Твоем…».

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 620–624.

Более правильно живые цветы возлагать на Плащаницу тогда, когда она уже вынесена на середину храма, иначе во время шествия они могут сбиться или упасть.

См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 608.

Ср.: Богослужебные указания на 2007 год для священно-церковнослужителей. М., 2006. С. 227–228; http://www.patriarchia.ru/db/text/224956.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/225110.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/225284.html.

См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174.

В некоторых храмах прокимен «Разделиша ризы Моя себе…» возглашает диакон (или священник).

На пение прокимна царские врата, по традиции, открываются.

См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вни́де Моисе́й…» и «Госпо́дь созда́ мя…», а затем: «Изы́де Иа́ков…», «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…» и «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потре́ба есть ве́дати, я́ко а́ще случи́тся Благове́щение в кото́рую суббо́ту поста́» (с. 176).

О чтении Евангелия на вечерне Великого Пятка см. в приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год» (с. 597–598).

Составные евангельские чтения Страстной седмицы, а также 12 Евангелий Святых Страстей на утрене Великой Пятницы, приводятся полностью в приложении Богослужебного Евангелия.

Тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф…», поется протяжно, чтобы предстоятель смог совершить благоговейно и без спешки все священнодействия, связанные с выносом Плащаницы.

См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 608–611. На архиерейской службе Плащаница выносится также через северные врата.

Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 264; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 578.

Для того, чтобы молящиеся в благоговейной тишине могли слышать умилительный канон повечерия, поклонение и целование Плащаницы совершается не по отпусте вечерни, а после повечерия.

«Повече́рие же пое́м в ке́ллиях» (ср.: Постная Триодь).

Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день - день радости людской -
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.

Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.

А. С. Пушкин.

Называется это событие Благовещение (церковно-славянское Благовѣщеніе; калька греческого Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio - возвещение) что простыми словами означает «радостная, добрая новость», и ведет начало своего празднования с IV века.

Суть праздника

События Благовещения описаны в Евангелии лишь апостолом Лукой. Однажды к Деве Марии, состоявшей в браке с Иосифом, явился Архангел Гавриил и возвестил ей благую весть: от Святого Духа у нее родится сын, который станет Спасителем всего людского рода. Но Архангел спустился на землю не только с целью рассказать Марии о ее предназначении свыше, но и получить согласие на это. Женщина ответила одобрением и стала участницей нашего спасения.

Благовещение – особый светлый и радостный христианский праздник, который священнослужители любят называть началом Святых торжеств. Именно событие в его основе изменило жизнь значительной части планеты, дав начало христианской эпохе.

Чаще всего Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Великий пост или пасхальную неделю (Светлая Седмица). Хотя истории известны случаи, когда праздник «накладывается» на Великую Пасху, тогда значение событий удваивается, именуется такой праздник Кириопасха. Но бывает такое крайне редко. Например, последнее подобное совпадение было в 1991 году, а следующее ожидается лишь в 2075.

Традиции Благовещения и обычаи праздника

Праздник с незапамятных времен был в почете у народа и воспринимался как символ начала весны и процветания - как в природе, так и в человеческой жизни. Издревле Благовещение окутано массой примет и обычаев, отхождение от которых, верили люди, грозит бедами и несчастьями. С другой стороны, уважительное отношение к традициям праздника существенно повышало шансы на безбедное существование в течение целого года. Связь с далекими предками и нежелание на собственной шкуре проверять состоятельность/несостоятельность обычаев привело к их строгому соблюдению и принятию за истину.

Так, крестьяне, ставя в кадку с зерном специальную икону, читали над ним молитву для благословения на урожай. Крепкая вера в очищающую силу пламени заставляла жителей деревень сжигать ветошь, окуривать избы, бани, хлева и хозяйственные постройки. В канун праздника было не принято тушить лампады и огни на ночь: считалось, что оставленный свет служит гарантией хорошего урожая пшеницы и картошки, защитой от молний.

Одной из главных традиций Благовещения на Руси было освобождение птиц, томящихся в клетках. Тысячи пичуг разных мастей взмывали в небо в разных уголках страны. Подобный жест расценивался как помощь скорому приходу тепла и символический знак: люди чтут свободу от греха, что им даровали Бог и Божья Матерь.

Характерной особенностью праздника являлось и наложение множественных запретов в различных сферах жизни, что особенно было в ходу в деревнях на Руси. Так, 7 апреля запрещено было давать деньги в долг или что-то отдавать из дома, даже если это приготовленный заранее подарок. Иначе есть риск отдать в чужие руки собственное благополучие и здоровье. Праздное безделье не подразумевало и похода к цирюльнику.

Похожие статьи