Абиотические факторы. К абиотическим факторам наземной среды относятся прежде всего климатические факторы. К абиотическим экологическим факторам относится

Температура. К абиотическим факторам среды относятся влажность, свет, лучистая энергия, воздух и его состав и другие неживые природные компоненты. Температура - экологический фактор.

По температуре тела все живые организмы делятся на пойкило- термные (с изменяющейся температурой тела в зависимости от температуры среды) и гомойотермные (организмы с постоянной температурой тела).

К пойкилотермной группе относятся растения, бактерии, вирусы, грибы, простейшие, рыбы, членистоногие и др.

К гомойотермной группе относятся птицы, млекопитающие и человек. Эти организмы регулируют температуру тела независимо от температуры окружающей среды.

По выносливости к низким температурам растения делятся на теплолюбивые и холодоустойчивые. К теплолюбивым относятся виноград, персик, урюк, груша и др., а к холодоустойчивым - мхи, лишайники, сосна, ель, пихта.

Для каждого отдельного организма существует температурный предел. Некоторые организмы устойчивы к колебаниям температуры. Например, рыбы живут при температуре -52°С, бактерии - при -80°С. Некоторые синезеленые водоросли выдерживают -44°С.

Отклонения температуры от постоянного уровня вызывают замедление обмена веществ и разрушение биохимических реакций в белке и постепенно приводят к кристаллизации клеток и полной остановке жизни.

У растений сформировались различные приспособления к колебаниям температуры среды:

1. Осенью уменьшается количество воды в клеточной цитоплазме растений, ее органоиды (глицерин, моносахариды и др.) сгущаются, тем самым приспосабливаются к низкой температуре и переходят в состояние покоя.

2.Зимой у растений наступает стадия покоя в виде споры, семян, клубня, луковицы, корня, корневищ. А крупные деревья сбрасывают листья, сгущается клеточный сок. Благодаря этому они способны переживать суровые условия зимовки.

3. Пойкилотермные животные при неблагоприятных условиях впадают в зимнюю спячку (состояние анабиоза). Анабиоз - это временное замедление обмена веществ и энергии, когда почти полностью отсутствуют все видимые проявления жизни. Зимняя спячка у некоторых организмов (медведи) связана с недостатком пищи.

Гомойотермные животные защищаются от низких температур различными способами:

1. Перемещение животных из холодных районов в теплые (птицы, некоторые млекопитающие).

2. Запасание большого количества жира и утолщение шерстяного покрова (волк, лиса, хищники, птицы, тюлени, кабаны и т. д.).

3. Впадают в зимнюю спячку (сурок, барсук, медведь, грызуны).

Влажность. Влажность также воздействует на организмы как

экологический фактор, чаще всего зависит от климата, температуры и природных зон. Иногда влажность выполняет роль лимитирующего фактора. Недостаток влаги влияет на урожай растений. Особенно недостаток влаги наблюдается в пустынных зонах, а в лесу и болотах, наоборот, ее избыток. В зависимости от влажности действует зональная закономерность на Земле.

Флора и фауна изменяются соответственно рельефу по географическим зонам: тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, тропики, экватор. Классификация зон зависит от температуры и влажности.

Среди растений можно выделить экологические группы:

1. Ксерофиты (греч. xerox - "сухой", phytos - "расстояние") - растения засушливых местообитаний (пустыня, полупустыня, степь). Ксерофиты приспособлены к видоизменениям листьев, стеблей (саксаул, жузгун, полынь, хвойник, терескен, ковыль, солянка).

2. Суккуленты (лат. succulentus -"сочный") - форма светолюбивых ксерофитов. Листья, стебли утолщены и видоизменены в колючки.

3. Мезофиты (греч. mesos - "промежуточный") - растут в относительно влажных районах. Листья крупные (береза, груша, луговые травы).

4. Гигрофиты (греч. hygros - "влажный") - растения, растущие в условиях избыточной влажности. Это тростник, рис, кувшинка.

5. Гидрофиты (греч. hudor - "вода") - водные растения, погруженные в воду. К ним относятся элодея, водоросли.

Влажность также играет важную роль в жизни животных. Их разделяют на наземные, водные и земноводные. В свою очередь, наземные животные делятся на лесные, степные, пустынные.

Водные животные - это рыбы, водные млекопитающие (киты, дельфины), членистоногие, губки, моллюски, черви.

Наземные животные-млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые.

Земноводные - лягушки, морские черепахи и др. В связи с потеплением климата на Земле в последнее время наблюдаются факты повышения средней температуры. Повышение температуры может привести к снижению влажности в природных зонах и превращению экосистем в пустыни. Особенно это заметно в засушливых районах Средней Азии, Казахстана, Малой Азии, Африки, где возможно увеличение объема антропогенных ландшафтов.

Безусловно, это приведет к значительному социально-экономическому ущербу названных стран.

1. Среди абиотических факторов температура и влажность играют основную роль.

2. Соответственно сформированы экологические группы растений и животных.

3. Большое влияние на формирование географических зон на Земле оказывают влажность и температура.

1. Необходима ли температура для живых организмов?

2. На какие экологические группы делятся животные в зависимости от температуры тела? Приведите примеры.

3. Назовите экологические группы растений и приведите примеры.

4. Как классифицируются растения по влажности?

1. Назовите растения засушливых мест и объясните их морфологические особенности.

2. Верблюд может выдержать без воды 40 дней. Чем это объясняется?

Как регулируется питание организмов в состоянии анабиоза?

Как меняется дыхание организмов в зависимости от влажности?

Назовите экологические группы, зависящие от биотических факторов и взаимосвязей организмов.

Абиотические факторы. К абиотическим факторам наземной среды относятся прежде всего климатические факторы

К абиотическим факторам наземной среды относятся прежде всего климатические факторы. Рассмотрим основные из них.

1. Свет или солнечная радиация . Биологическое влияние солнечного света зависит от его интенсивности, продолжительности действия, спектрального состава, суточной и сезонной периодичности.

Поступающая от Солнца лучистая энергия распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн: ультрафиолетовые лучи (длина волны l < 0,4 мкм), видимые лучи (l = 0,4 ¸ 0,75 мкм) и инфракрасные лучи (l > 0,75 мкм).

Ультрафиолетовые лучи характеризуются самой высокой энергией квантов и высокой фотохимической активностью. В организме животных они способствуют образованию витамина D и синтезу пигментов клетками кожи, у растений оказывают формообразовательный эффект и способствуют синтезу биологически активных соединений. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,29 мкм губительно для всего живого. Однако благодаря озоновому экрану до поверхности Земли доходит лишь незначительная его часть.

Видимая часть спектра имеет особенно большое значение для организмов. Благодаря видимому свету у растений сформировался аппарат фотосинтеза. Для животных световой фактор является прежде всего необходимым условием ориентации в пространстве и во времени, а также участвует в регуляции многих процессов жизнедеятельности.

Инфракрасное излучение повышает температуру природной среды и самих организмов, что особенно важно для холоднокровных животных. У растений инфракрасные лучи играют значительную роль в транспирации (испарение воды с поверхности листьев обеспечивает удаление излишков тепла) и способствуют поглощению растениями углекислого газа.

2. Температура влияет на все жизненно важные процессы. Прежде всего она обуславливает скорость и характер протекания реакций обмена веществ в организмах.

Оптимум температурного фактора для большинства организмов находится в пределах 15 ¸ 30 0 С, однако некоторые живые организмы выдерживают ее значительные колебания. Например, отдельные виды бактерий и синезеленых водорослей могут существовать в горячих источниках при температуре около 80 0 С. Разнообразными представителями растительного и животного мира населены полярные воды с температурой от 0 до -2 0 С.

3. Влажность атмосферного воздуха связана с насыщением его водяными парами. Сезонные и суточные колебания влажности наряду со светом и температурой регулируют активность организмов.

Помимо климатических факторов важное значение для живых организмов имеет газовый состав атмосферы . Он относительно постоянен. Атмосфера состоит в основном из азота и кислорода с небольшими примесями диоксида углерода, аргона и других газов. Азот участвует в образовании белковых структур организмов, кислород обеспечивает окислительные процессы.

Абиотические факторы водной среды - это:

1 - плотность, вязкость, подвижность воды;

Экологические факторы - это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:

Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура воздуха для человека - 22º.


Антропогенные факторы

Воздействия человека слишком быстро изменяют окружающую среду. Это приводит к тому, что многие виды становятся редкими и вымирают. Биологическое разнообразие уменьшается, из-за этого .


Например, последствия вырубки леса:

  • Разрушается среда обитания для жителей леса (животных, грибов, лишайников, трав). Они могут полностью исчезнуть (уменьшение биоразнообразия).
  • Лес своими корнями удерживает верхний плодородный слой почвы. Без поддержки почву может унести ветром (получится пустыня) или водой (получатся овраги).
  • Лес с поверхности своих листьев испаряет очень много воды. Если убрать лес, то влажность воздуха в данной местности уменьшится, а влажность почвы увеличится (может образоваться болото).

1. Выберите три варианта. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?
1) увеличение численности хищников
2) отстрел животных
3) подкармливание животных
4) распространение инфекционных заболеваний
5) вырубка деревьев
6) суровые погодные условия зимой

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности

4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы в природе относят к антропогенным факторам?
1) разрушение озонового слоя
2) суточное изменение освещённости
3) конкуренция в популяции
4) накопление в почве гербицидов
5) взаимоотношения хищников и их жертв
6) усиление парникового эффекта

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность растений, занесенных в Красную книгу?
1) разрушение среды их жизни
2) увеличение затенённости
3) недостаток влаги в летний период
4) расширение площадей агроценозов
5) резкие перепады температур
6) вытаптывание почвы

Ответ


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К антропогенным экологическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву
2) уменьшение освещённости в водоёмах с глубиной
3) выпадение осадков
4) прореживание саженцев сосны
5) прекращение вулканической деятельности
6) обмеление рек в результате вырубки лесов

Ответ


6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
1) разрушение озонового слоя атмосферы
2) сезонные изменения освещённости поверхности суши
3) падение численности китообразных животных
4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
5) накопление в почве гумуса в результате листопада
6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

Ответ


1. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует: 1) биотические, 2) абиотические
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений

Ответ


2. Установите соответствие между процессом, происходящим в лесном биоценозе, и экологическим фактором, который он характеризует: 1) биотический, 2) абиотический
А) взаимоотношения тлей и божьих коровок
Б) заболачивание почвы
В) суточное изменение освещенности
Г) конкуренция между видами дроздов
Д) повышение влажности воздуха
Е) воздействие гриба-трутовика на берёзу

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу

Ответ


4. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ультрафиолетовые излучения
Б) пересыхание водоемов во время засухи
В) миграции животных
Г) опыление растений пчелами
Д) фотопериодизм
Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы

Ответ


Ответ


6ф. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров

Ответ


7ф. Установите соответствие между экологическими факторами и группами факторов: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) суточные колебания температуры воздуха
Б) изменение продолжительности дня
В) отношение хищник-жертва
Г) симбиоз водоросли и гриба в лишайнике
Д) изменение влажности среды

Ответ


Ответ


2. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) Биотические, 2) Абиотические, 3) Антропогенные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Осенний листопад
Б) Высадка деревьев в парке
В) Образование азотной кислоты в почве во время грозы
Г) Освещенность
Д) Борьба за ресурсы в популяции
Е) Выбросы фреонов в атмосферу

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение газового состава атмосферы
Б) распространение семян растений животными
В) осушение болот человеком
Г) увеличение численности консументов в биоценозе
Д) смена времен года
Е) вырубка лесов

Ответ


Ответ


Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности белок в хвойном лесу приводят следущие факторы:
1) сокращение численности хищных птиц и млекопитающих
2) вырубка хвойных пород деревьев
3) урожай еловых шишек после теплого сухого лета
4) увеличение активности хищников
5) вспышка эпидемий
6) глубокий снежный покров зимой

Ответ


Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к
1) повышению в атмосфере количества вредных примесей азота
2) нарушению озонового слоя
3) нарушению водного режима
4) смене биогеоценозов
5) нарушению направления воздушных потоков
6) сокращению видового разнообразия

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.
1) наводнение
2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры
4) хищничество
5) недостаток света
6) образование микоризы

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К биотическим факторам относятся
1) хищничество
2) лесной пожар
3) конкуренция между особями разных видов
4) повышение температуры
5) образование микоризы
6) недостаток влаги

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим?
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К абиотическим относятся факторы:
1) Сезонная миграция птиц
2) Извержение вулкана
3) Появление торнадо
4) Строительство бобрами платины
5) Образование озона во время грозы
6) Вырубка лесов

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. К абиотическим компонентам экосистемы степи относят:
1) травянистую растительность
2) ветровую эрозию
3) минеральный состав почвы
4) режим выпадения осадков
5) видовой состав микроорганизмов
6) сезонный выпас домашнего скота

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
1) пресная вода
2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л
3) температура воды +29 градусов
4) соленость воды
5) освещенность водоема
6) скорость течения реки

Ответ


1. Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится: 1) антропогенные, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков

Ответ


2. Установите соответствие между характеристикой среды и экологическим фактором: 1) антропогенный, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка лесов
Б) тропические ливни
В) таяние ледников
Г) лесопосадки
Д) осушение болот
Е) увеличение продолжительности дня весной

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы:
1) сбор цветущих растений
2) увеличение численности консументов первого порядка
3) вытаптывание растений туристами
4) уменьшение влажности почвы
5) вырубка дуплистых деревьев
6) увеличение численности консументов второго и третьего порядков

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны абиотические факторы. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Основной источник света на Земле – Солнце. (2) У светолюбивых растений, как правило, сильно рассеченные листовые пластинки, большое число устьиц в эпидермисе. (3) Влажность среды – важное условие существования живых организмов. (4) У растений в ходе эволюции выработались приспособления для поддержания водного баланса организма. (5) Существенное значение для живых организмов имеет содержание углекислого газа в атмосфере.

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1) сокращается число насекомоопыляемых растений
2) возрастает численность хищных птиц
3) увеличивается количество травоядных животных
4) увеличивается численность ветроопыляемых растений
5) изменяется водный горизонт почвы
6) уменьшается численность насекомоядных птиц

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

К абиотическим факторам относятся факторы космические (солнечная радиация)климатические (свет, температура, влажность, атмосферное давление, осадки, движение воздуха),эдафические или почвенные факторы (механический состав почвы, влагоемкость, воздухопроницаемость, плотность почвы),орографические факторы (рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона),химические факторы (газовый состав воздуха, солевойсостави кислотность воды и почвенных растворов). Абиотические факторы воздействуют на живые организмы (прямо или косвенно) через те или иные стороны обмена веществ. Их особенностью является односторонность воздействия: организм может к ним приспособиться, но не оказывает на них существенного влияния.

I . Космические факторы

Биосфера, как среда обитания живых организмов, не изолирована от сложных процессов, протекающих в космическом пространстве, причем связанных непосредственно не только с Солнцем. На Землю попадает космическая пыль, метеоритное вещество. Земля периодически сталкивается с астероидами, сближается с кометами. Через Галактику проходят вещества и волны, возникающие в результате вспышек сверхновых звезд. Разумеется, наша планета наиболее тесно связана с процессами, происходящими на Солнце, – с так называемой солнечной активностью. Суть этого явления состоит в превращении энергии, накапливающейся в магнитных полях Солнца, в энергию движения газовых масс, быстрых частиц, коротковолнового электромагнитного излучения.

Наиболее интенсивные процессы наблюдаются в центрах активности, называемых активными областями, в которых наблюдается усиление магнитного поля, возникают области повышенной яркости, а также так называемые солнечные пятна. В активных областях могут происходить взрывоподобные выделения энергии, сопровождающиеся выбросами плазмы, внезапным появлением солнечных космических лучей, усилением коротковолнового и радиоизлучения. Известно, что изменения уровня вспышечной активности имеют циклический характер с обычным циклом, равным 22 годам, хотя известны колебания периодичностью от 4,3 до 1850 лет. Солнечная активность влияет на ряд жизненных процессов на Земле – от возникновения эпидемий и всплесков рождаемости до крупных климатических преобразований. Это было показано еще в 1915 г. русским ученым А. Л. Чижевским, основателем новой науки – гелиобиологии (от греч. хелиос - Солнце), рассматривающей воздействие изменений активности Солнца на биосферу Земли.

Таким образом, к числу важнейших космических факторов относится связанное с солнечной активностью электромагнитное излучение с широким диапазоном длин волн. Поглощение атмосферой Земли коротковолнового излучения приводит к образованию защитных оболочек, в частности озоносферы. Из других космических факторов следует назвать корпускулярное излучение Солнца.

Солнечная корона (верхняя часть солнечной атмосферы), состоящая в основном из ионизированных атомов водорода - протонов - с примесью гелия, непрерывно расширяется. Покидая корону, этот поток водородной плазмы распространяется в радиальном направлении и достигает Земли. Его и называют солнечным ветром. Он заполняет всю область солнечной системы; и постоянно обтекает Землю, взаимодействуя с ее магнитным полем. Понятно, что это связано с динамикой магнитной активности (например, магнитные бури) и непосредственно сказывается на жизни на Земле.

Изменения ионосферы в полярных областях Земли также связаны с солнечными космическими лучами, которые вызывают ионизацию. При мощных вспышках солнечной активности воздействие солнечных космических лучей может кратковременно превышать обычный фон галактических космических лучей. В настоящее время наукой накоплено много фактических материалов, иллюстрирующих влияние космических факторов на биосферные процессы. Доказана, в частности, чувствительность беспозвоночных животных к изменениям солнечной активности, установлена корреляция ее вариаций с динамикой нервной и сердечно-сосудистой систем человека, а также с динамикой заболеваний – наследственных, онкологических, инфекционных и др.

Особенности воздействия на биосферу со стороны космических факторов и проявлений солнечной активности состоят в том, что поверхность нашей планеты отделена от Космоса мощным слоем вещества в газообразном состоянии, т. е. атмосферой.

II . Климатические факторы

Важнейшая климатоформирующая функция принадлежит атмосфере как среде, воспринимающей космические и связанные с Солнцем факторы.

1. Свет. Энергия солнечного излучения распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн. Около 99 % ее составляют лучи с длиной волны 170-4000 нм, в том числе 48 % приходится на видимую часть спектра с длиной волны 400-760 нм, а 45 % - на инфракрасную (длина волны от 750 нм до 10" 3 м), около 7 % - на ультрафиолетовую (длина волны менее 400 нм). В процессах фотосинтеза наиболее важную роль играет фотосинтетически активная радиация (380-710 нм).

Количество энергии солнечного излучения, поступающе­го к Земле (к верхней границе атмосферы), практически постоянно и оценивается значением 1370 Вт/м2. Эта величина называется солнечной постоянной.

Проходя через атмосферу, солнечное излучение рассеивается на молекулах газов, на взвешенных примесях (твердых и жидких), поглощается водяными парами, озоном, диоксидом углерода, пылевидными частицами. Рассеянное солнечное излучение частично доходит до земной поверхности. Его видимая часть создает свет днем при отсутствии прямых солнечных лучей, например при сильной облачности.

Энергия солнечного излучения не только поглощается поверхностью Земли, но и отражается ею в виде потока длинноволнового излучения. Более светло окрашенные поверхности отражают свет более интенсивно, чем темные. Так, чистый снег отражает 80-95 %, загрязненный - 40-50, черноземная почва - 5-14, светлый песок - 35-45, полог ле­са - 10-18%. Отношение отражаемого поверхностью потока солнечного излучения к поступившему называется альбедо.

С лучистой энергией Солнца связана освещенность земной поверхности, определяющаяся продолжительностью и интенсивностью светового потока. У растений и животных в процессе эволюции выработались глубокие физиологические, морфологические и поведенческие адаптации к динамике освещенности. У всех животных, включая человека, существуют так называемые циркадные (суточные) ритмы активности.

Требования организмов к определенной продолжительности темного, и светлого времени носят название фотопериодизма, причем особенно важное значение имеют сезонные колебания освещенности. Прогрессивная тенденция к уменьшению продолжительности светового дня от лета к осени служит информацией для подготовки к зимовке или спячке. Поскольку фотопериодические условия зависят от широты, у ряда видов (в первую очередь у насекомых) могут образовываться географические расы, различающиеся по пороговой продолжительности дня.

2. Температура

Температурная стратификация – это изменение температуры воды по глубине водного, объекта. Непрерывное, изменение температуры характерно для любых экологических систем. Часто для обозначения такого изменения используют слово "градиент". Однако температурная стратификация воды в водоеме – специфическое явление. Так, в летний период поверхностные воды нагреваются сильнее, чем глубинные. Поскольку более теплая вода имеет меньшую плотность и меньшую вязкость, то ее циркуляция происходит в поверхностном, нагретом слое и с более плотной и более вязкой холодной водой она не смешивается. Между теплым и холодным слоем образуется промежуточная зона с резким градиентом температуры, которую называют термоклиной. Общий температурный режим, связанный с периодиче­скими (годовыми, сезонными, суточными) изменениями тем­пературы, также является важнейшим условием обитания живых организмов в воде.

3. Влажность. Влажность воздуха – это содержание в воздухе водяного пара. Наиболее богаты влагой нижние слои атмосферы (до высоты 1,5-2,0 км), где концентрируется примерно 50 % всей атмосферной влаги. Содержание водяного пара в воздухе зависит от температуры последнего.

4. Атмосферные осадки – это вода в жидком (капли) или твердом состоянии, выпадающая на земную поверхность из облаков или осаждающаяся непосредственно из воздуха вследствие сгущения водяного пара. Из облаков могут выпадать дождь, снег, морось, ледяной дождь, снежные зерна, ледяная крупа, град. Количество выпавших осадков измеряется толщиной слоя выпавшей воды в миллиметрах.

Осадки тесно связаны с влажностью воздуха и представляют собой результат конденсации водяных паров. Вследствие конденсации в приземном слое воздуха образуются росы, туманы, а при низких температурах наблюдается кристаллизация влаги. Конденсация и кристаллизация паров воды в более высоких слоях атмосферы образуют облака различной структуры и являются причиной атмосферных осадков. Выделяют влажные (гумидные) и сухие (аридные) зоны земного шара. Максимальное количество осадков выпадает в зоне тропических лесов (до 2000 мм/год), в то время как в аридных зонах (например, в пустынях) – 0,18 мм/год.

Атмосферные осадки – важнейший фактор, оказывающий влияние на процессы загрязнения природной среды. Присутствие водяных паров (тумана) в воздухе при одновременном поступлении в него, например, диоксида серы приводит к тому, что последний превращается в сернистую кислоту, которая окисляется до серной. В условиях застоя воздуха (штиль) образуется устойчивый токсичный туман. Подобные вещества могут вымываться из атмосферы и выпадать на поверхность суши и океана. Типичным результатом являются так называемые кислотные дожди. Твердые примеси в атмосфере могут служить ядрами конденсации влаги, вызывая разные формы осадков.

5. Атмосферное давление. Нормальным давлением принято считать 101,3 кПа (760 мм рт. ст.). В пределах поверхности земного шара существуют области высокого и низкого давления, причем наблюдаются сезонные и суточные минимумы и максимумы давления в одних и тех же точках. Различаются также морской и континентальный типы динамики атмосферного давления. Периодически возникающие области низ­кого давления носят название циклонов и характеризуются мощными потоками воздуха, движущегося по спирали и перемещающегося в пространстве к центру. Циклоны связаны с неустойчивой погодой и большим количеством осадков.

В противоположность им, антициклоны характеризуются устойчивой погодой, низкими скоростями ветра, в ряде случаев температурными инверсиями. При антициклонах могут возникать неблагоприятные с точки зрения переноса и рассеивания примесей метеорологические условия.

6. Движение воздуха. Причиной образования ветровых потоков и перемещения воздушных масс является неравномерный нагрев разных участков земной поверхности, связанный с перепадами давления. Ветровой поток направлен в сторону меньшего давления, но и вращение Земли также влияет на циркуляцию воздушных масс в глобальном масштабе. В приземном слое воздуха движение воздушных масс оказывает влияние на все метеорологические факторы окружающей среды, т.е. на климат, включая режимы температуры, влажности, испарения с поверхности суши и моря, а также транспирацию растений.

Особенно важно знать, что ветровые потоки – важнейший фактор переноса, рассеивания и выпадения загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от промышленных предприятий, теплоэнергетики, транспорта. Сила и направление ветра определяют режимы загрязненности окружающей среды. Например, штиль в сочетании с инверсией температуры воздуха рассматривается как неблагоприятные метеорологические условия (НМУ), способствующие длительному сильному загрязнению воздуха в районах промышленных предприятий и проживания людей.

Общие закономерности распределения уровней и региональных режимов экологических факторов

Географическая оболочка Земли (как и биосфера) неоднородна в пространстве, она дифференцирована на отличающиеся друг от друга территории. Ее последовательно делят на физико-географические пояса, географические зоны, внутризональные горные и равнинные области и подобласти, подзоны и т. д.

Физико-географический пояс – это крупнейшая таксономическая единица географической оболочки, слагающаяся из ряда географических зон, близких по тепловому балансу и режиму увлажнения.

Выделяют, в частности, арктический и антарктический, субарктический и субантарктический, северные и южные умеренные и субтропические, субэкваториальный и экваториальный пояса.

Географическая (она же природная, ландшафтная) зона это значительная часть физико-географического пояса с особым характером геоморфологических процессов, с особыми типами климата, растительности, почв, животного и растительного мира.

Зоны имеют преимущественно (хотя далеко не всегда) вытянутые в широком плане очертания и характеризуются сходными природными условиями, определенной последовательностью в зависимости от широтного положения – это широтная географическая зональность, обусловленная главным образом характером распределения солнечной энергии по широтам, т. е. с уменьшением ее прихода от экватора к полюсам и неравномерностью увлажнения.

Наряду с широтной существует также типичная для горных районов вертикальная (или высотная) зональность, т. е. смена растительности, животного мира, почв, климатических условий, по мере подъема от уровня моря, связанная в основном с изменением теплового баланса: перепад температуры воздуха составляет 0,6-1,0 °С на каждые 100 м высоты.

III . Эдафические или почвенные факторы

Согласно определению В. Р. Вильямса, почва – рыхлый поверхностный горизонт суши, способный производить урожай растений. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать органическое и минеральное питание растений. Плодородие зависит от физических и химических свойств почвы, которые в совокупности представляют собой эдафогенные (от греч. эдафос - почва), или эдафические, факторы.

1. Механический состав почвы . Почва – продукт физического, химического и биологического преобразования (выветривания) горных пород, является трехфазной средой, содержащей твердые; жидкие и газообразные компоненты. Она формируется в результате сложных взаимодействий климата, растений, животных, микроорганизмов и рассматривается как биокосное тело, содержащее живые и неживые компоненты.

В мире существует множество типов почв, связанных с различными климатическими условиями и спецификой процессов их образования. Почвы характеризуются определенной поясностью, хотя пояса далеко не всегда имеют сплошной характер. Среди главнейших типов почв России можно назвать тундровые, подзолистые почвы таежно-лесной зоны (самые распространенные), черноземы, серые лесные почвы, каштановые почвы (к югу и востоку от черноземных), бурые почвы (характерны для сухих степей и полупустынь), красноземы, солончаки и др.

В результате перемещения и превращения веществ почва обычно расчленяется на отдельные слои, или горизонты, сочетание которых на разрезе образует профиль почвы (рис. 2), который в общем виде выглядит следующим образом:

    самый верхний горизонт 1 ), содержащий продукты перегнивания органики, является наиболее плодородным. Он называется гумусовым или перегнойным, имеет зернисто-комковатую или слоистую структуру. Именно в нем происходят сложные физико-химические процессы, в результате которых образуются элементы питания растений. Гумус имеет разную окраску.

    Над гумусовым горизонтом располагается слой растительного опада, который принято называть подстилкой (А 0 ,). Он состоит из еще не разложившихся растительных остатков.

    Ниже гумусового горизонта расположен малоплодородный белесый слой толщиной 10-12 см (А 2). Питательные вещества вымыты из него водой или кислотами. Поэтому его называют горизонтом вымывания или выщелачивания (элювиальным). Собственно он и является подзолистым горизонтом. Слабо растворяются и остаются в этом горизонте кварц и оксид алюминия.

    Еще ниже залегает материн­ская порода (С).

Тест «Абиотические факторы среды»

1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц:

1) понижение температуры окружающей среды 2) сокращение светового дня

3) недостаток пищи 4) повышение влажности и давления

2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет:

1) смена холодных и теплых зим 2) урожай еловых шишек

3. К абиотическим факторам относят:

1) конкуренцию растений за поглощение света 2) влияние растений на жизнь животных

3) изменение температуры в течение суток 4) загрязнение окружающей среды человеком

4. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:

1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ

5. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины:

1) абиотический 2) биотический

3) антропогенный 4) ограничивающий

6. Сигналом к наступлению листопада у растений служит:

1) увеличение влажности среды 2) сокращение длины светового дня

3) уменьшение влажности среды 4) повышение температуры среды

7. Ветер, осадки, пыльные бури - это факторы:

1) антропогенные 2) биотические

3) абиотические 4) ограничивающие

8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют:

1) микроэволюционными изменениями 2) фотопериодизмом

3) фототропизмом 4) безусловным рефлексом

9. К абиотическим факторам среды относят:

1) подрывание кабанами корней 2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц 4) обильный снегопад

10. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят:

1) миграции морских рыб на нерест

2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений

3) распускание почек у деревьев и кустарников

4) открывание и закрывание раковин у моллюсков

11. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1) высокая температура 2) недостаток влаги

3) отсутствие перегноя 4) избыток ультрафиолетовых лучей

12. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются:

1) заморозки 2) пожары

3) ветры 4) дожди

13. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят:

3) понижение плодовитости 4) влажность

14. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток:

1) света 2) тепла

3) минеральных солей 4) органических веществ

15. К абиотическим экологическим факторам относится:

1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений

3) наличие хищников 4) температура воздуха

16. Реакция организмов на продолжительность дня называется:

1) фототропизмом 2) гелиотропизмом

3) фотопериодизмом 4) фототаксисом

17. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

1) смена температуры 2) уровень влажности воздуха

3) наличие убежища 4) продолжительность дня и ночи

18. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?

1) свет 2) содержание углекислого газа

3) давление воздуха 4) влажность

19. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней:

1) недостаточное содержание кислорода

2) происходит образование метана

3) избыточное содержание органических веществ

4) содержится много торфа

20. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1) уменьшение скорости обмена веществ 2) увеличение интенсивности фотосинтеза

3) уменьшение интенсивности дыхания 4) усиление испарения воды

21. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

1) мелкие листья 2) крупные листья

3) шипы и колючки 4) восковой налёт на листьях

Ответы: 1 – 2; 2 – 1; 3 – 3; 4 – 1; 5 – 4;

6 – 2; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 2; 11 – 2;

12 – 2; 13 – 4; 14 – 1; 15 – 4; 16 – 3;

17 – 4; 18 – 4; 19 – 1; 20 – 4; 21 – 2.

Похожие статьи