Жизнь с позиции юношеского возраста. Психологическая характеристика юношеского возраста

Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской , формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте завершается процесс физического созревания . На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.

В 9 и 11 классе школьник попадает в ситуацию «выбор» - завершения или продолжения образования.

Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни.

Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту.

Увеличивается объем , применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.

Развиваются , часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

Юноши и девушки склонны к формулированию широких обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Э. Эриксон поиск самоопределения рассматривал как поиск личностной идентичности. Он считал, что кризис идентичности включает ряд противосостояний:
- временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
- уверенность в себе или застенчивость;
- экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;
- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
- отношения лидер / последователь или неопределенность авторитета;
- идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции. Отрицательная Я-концепция (низкая и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя) воздействует негативно и приводит к социальной пассивности, одиночеству, деградации, агрессивности и преступности.

Стремление познать себя как личность приводит к , к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.

Оценки окружающего часто бывают категоричны и прямолинейны.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим.

Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Доверительность в общении - важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения. Дружеские отношения более избирательные, тесные и глубокие. Однако свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, порождают трудности и напряженность во взаимоотношениях.

В ранней юности сильнее, чем в предыдущие возрастные этапы, проявляется потребность в уединении. В уединении проигрываются роли, которые им недоступны в реальной жизни.

Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

1. Психологическая характеристика юношеского возраста………….………….6

1.1. Общие факторы, характеризующие юношеский возраст………….………..6

1.2. Социальные аспекты развития юношества…………………………………..7

2. Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте…………………………………………………………………………………...10

2.1 Традиционно выделяемые факторы выбора профессии……………………10

2.2. Проблемы, возникающие в профориентационной работе……………..12

3. Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики…………………………………………………………………………15

3.1. Традиционные формы психологического сопровождения выбора профессии………………………………………………………………………………...15

3.2. Метод самодиагностики, как наиболее перспективный выбор жизненного пути…………………………………………………………………………………….…19

Заключение…………………………………………..……………………..….….23

Глоссарий…………………………………………………………………….……25

Список использованных источников……………………………... ……………28

Приложение А………………………………………………………………….…30

Приложение Б…………………………………………………………………..…31

Приложение В……………………………………………………………….……32

Приложение Г……………………………………………………………….……33

Введение

Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.

Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.

Понятие «психологическая готовность » предполагает в данном случае наличие определенных способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя. Это, прежде всего, потребность в общении, владение способами его построения, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, развитие рефлексии, с помощью которой осмысливается осознанное и критическое отношение к себе. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения – центрального образования раннего юношеского возраста.

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, поэтому он связан в первую очередь с выбором профессии.

Выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношеском возрасте. Это все еще формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении молодого человека подойти к себе с позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости.

Объектом исследования в курсовой работе является профессиональное самоопределение в ранней юности.

Предмет исследования – психологические характеристики, влияющие на профессиональное самоопределение.

Цель работы и задачи:

Ознакомиться с психологическими характеристиками профессионального самоопределения в юношеском возрасте;

Определить основные подходы в современной профессиональной консультации юношеского возраста;

Провести исследование профессионального самоопределения, используя методы самодиагностики.

Актуальность исследования . Проблема выбора профессии стояла во все века. В настоящее время, с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Все это приводит к растерянности педагогов, школьных психологов, родителей, пытающихся оказать помощь учащимся, которые находятся либо в состоянии неопределенности, либо сделали сомнительный и примитивный профессиональный выбор.

Теоретические наработки прошлых лет по проблемам профессионального самоопределения хотя и могут быть использованы профконсультантом в качестве исходных, но уже не отвечают потребностям сегодняшнего дня.

Новые, вновь создаваемые стратегии предполагают разработку и использование адекватных психодиагностических методик, методических блоков и, в целом, технологий индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками и подростками, способствующих правильному выбору профессии.

Гипотеза исследования. Профессиональная жизнь современного человека полна неожиданностей и изменений, и многие из тех, кто последовал рекомендациям профконсультантов, оказываются неспособными преодолеть различные ситуации, возникающие на их жизненном пути.

Современная проблема профориентации в юношеском возрасте состоит в том, что формирующийся в стране рынок труда предъявляет повышенные требования к личной инициативе, самостоятельности, автономности личности. Поэтому использование только профессиональной диагностики и бездумное следование чужим советам бывает недостаточно. Одним из средств помощи субъекту при поиске им своего места в изменяющемся профессиональном окружении является психологическая поддержка в самопознании и самодиагностике.

Гипотеза данной работы состоит в том, что только сочетание диагностики в выборе профессии со стороны профконсультанта и осознанная работа субъекта с целью познать себя, свои склонности и потребности поможет избежать ошибки в самом начале своего жизненного пути.

Практическая значимость исследования заключается в том, что доказывается необходимость изменения в подходе к профориентации, применения новых, личностно ориентированных технологий.

Основная часть

1 Психологическая характеристика юношеского возраста

1.1 Общие факторы, характеризующие юношеский возраст

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Полное представление, как должен происходить процесс профессионального определения, может дать знание психологической характеристики юношеского возраста, для которого этот процесс жизненно важен.

Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам участвовать в различных видах деятельности. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, и, главное, формированию качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, для самореализации. Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание той или иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста.

Черты личности в юношеском возрасте определяются теми психологическим образованиями, которые появляются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своей личности, стремление к самостоятельности, взрослости; проявление критичности и т.д., но они несколько видоизменяются. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, очень подвижны и определяются психологами по-разному. Основным критерием здесь является отношение индивида к обществу, культуре, социально полезной деятельности. Поэтому и переходный возраст – это этап перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам взрослых, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Содержание, продолжительность и критерии этого перехода неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей. Причем, акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности, которые отличаются следующими процессами:

Развитием мотивационной сферы личности;

Определением старшеклассником своего места в жизни и своей внутренней позиции;

Формированием мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность;

Развитием самосознания и морального сознания.

1.2 Социальные аспекты развития юношества

Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. В этот период в структуре самосознания резко усиливается процесс рефлексии, т.е. стремление к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Данное условие является необходимым условием самореализации. Собственные переживания, мысли и желания, стремления становятся предметом внимания и тщательного изучения.

В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности: стремление показать свою оригинальность, непохожесть на других, желание выделиться чем-то из общей массы сверстников и взрослых.

Психология общения в юношеском возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации (потребности в принадлежности к какой-то группе или общности). Обособление чаще всего проявляется в автономии от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. В юношеском возрасте усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии. С другой стороны, неосознанная потребность в общении превращается у многих ребят в стадное чувство: они не могут и часа пробыть вне своей компании.

В период ранней юности идет процесс становления образа Я, т.е. целостного представления человека о себе и своих возможностях, что служит важной предпосылкой самореализации. На основе этого формируется повышенная требовательность к человеку вообще: к окружающим и к себе, развивается чувство ответственности. Усиливаются волевые черты характера: инициативность, выдержка, самообладание. Выстраивается система постановки собственных задач, оценки собственной значимости, преобразование самосознания, заметно усиливается потребность в самовоспитании. Старшие школьники начинают усиленно работать над собой, над совершенствованием собственной личности. Выбираются нравственные образцы, которые становятся побудителем определенного поведения, влияющими на развитие личности.

Благодаря такой работе происходит сочетание приспособления и обособленности человека в обществе, т.е. процесс социализации. Приспособление происходит, главным образом, благодаря тому, что человек является объектом социализации. Человек является объектом социализации постольку, поскольку содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая, гендерная социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (гражданская и профессиональная социализация).

Проблема самоопределения включает в себя наличие способности к сознательному, целеустремленному поведению при выборе профессии, и зависит в большей степени от зрелости личности. Само социальное созревание молодежи для профессионального самоопределения зависит от ситуации подготовки к выбору профессии и включения в общественно полезный труд. Возраст ставит ограничения социальному созреванию – раньше определенного возраста невозможно сознательное самоопределение. Таким образом, готовность к сознательному выбору профессии обусловлена индивидуальностью и формируется в процессе развития личности.

Для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности, благоприятным является период ранней зрелости. При этом личность обладает как субъективными, так и объективными возможностями для успешного самоопределения. Тип и уровень профессионального самоопределения напрямую зависит от самой личности, от ее опыта, активности в настоящем и устремленности в будущее.

Юношеский возраст – стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек – 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция .

Границы юношеского периода (старшего подросткового возраста) четко не определены. Имеется неоднозначность толкования как нижних, так и верхних пределов. Нередко период юности продлевается до 25 лет, что соответствует в периодизации взрослости переходному периоду от юности к ранней взрослости (20–25 лет). В зарубежной возрастной психологии нет разделения подростничества и юности.

Ведущий вид деятельности в позиции деятельностного подхода – это учебно-профессиональная деятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»).

В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности . Основная цель этого процесса переоценки – взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение .

Юность – сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательно соединяется со словом. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления. Направление дальнейшего развития когнитивной сферы, и, прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущей профессиональной деятельности . Обучение гуманитарным дисциплинам способствует развитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридических факультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение на технических, естественно-научных факультетах способствует развитию пространствен но-визуального мышления.

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, – завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни .

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни

По мнению Л.И. Божович, самоопределение, как личностное, так и профессиональное, – характерная черта юношества . Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим) . Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению .

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости .

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения . В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми .

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Очень сильно повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

Картина эмоциональной жизни старшего школьника, вступившего в период ранней юности.

Юность - довольно продолжитель­ный период в жизни человека (от 15 до 22 лет). Годы обучения в шко­ле называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Особенности личности в юношеском возрасте

Ранняя юность привносит много нового в эмоциональную жизнь уча­щегося по сравнению с предшест­вующими годами. Исчезают в зна­чительной мере те внутренние кон­фликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре юноши или девушки. И все это накладывает свою печать на черты эмоциональной жизни и особенности личности в юношеском возрасте .

Характеризуется период ранней юности тем, что в это время закан­чивается половое созревание. Про­исходят серьезные изменения в пси­хическом развитии юноши и девуш­ки, становится более критическим их мышление.

У юношей и девушек возникает серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмот­рению того, в чем он хорош, в чем плох, к самовоспитанию.

У юношей и девушек появляется большая эмоциональная восприим­чивость ко многим явлениям дей­ствительности; действия и поступки людей, к которым старшие школьни­ки раньше были равнодушны, начинают вызывать у них отчетливый эмоциональный отклик.

Характерной чертой психологии юношеского возраста является устремленность в будущее. Вера в собственные силы, ощущение без­брежных горизонтов, которые откры­вает перед юношами и девушками жизнь, создают у них оптимистиче­ское самочувствие, повышенный жизненный тонус.

Общее эмоциональное самочувст­вие в этом возрасте становится бо­лее ровным, чем у подростков; как правило, у юношей и девушек не бывает резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков, скоропалительных суждений о людях, их качествах и чертах.

Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно, что в этот период не бывает внутрен­них конфликтов, противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша и девушка испытывают боль­шой прилив жизненных сил и стрем­ление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо сознаваемых жизненных целях, приводит иногда к внутреннему недовольству, мета­нию от одних целей к другим.

Некоторые жизненные обстоятель­ства (неудовлетворительные резуль­таты учения, конфликт в семье и т. д.) могут создавать у учащихся этого возраста плохое настроение.

Возможность неожиданного «бун­та» против принятых норм поведе­ния, желание стать в оппозицию к окружающим, недоверие к суж­дениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожи­данной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и события.

У юношей и девушек появляется стремление подумать о смысле жизни, о том, что может явиться предметом приложения их сил.

Вот каковы были ответы о цели жизни, которые прислали 1256 школьников в возрасте до 17 лет в одном исследовании:
Стать всесторонне разви­тым, совершенным в мо­ральном отношении чело­веком - 4,6%
Стать первоклассным специалистом, в совершенстве овладеть профессией - 46%
Стать деятелем литературы и искусства - 9,2%
Создать хорошую семью, воспитать достойных детей - 0,17%
Совершить открытие, сде­лать что-либо выдающееся - 2,5%
Стать знаменитым спортсменом - 1,6%
Принять непосредственное участие в освоении космоса - 2,4%
Совершить дальнее путешествие - 0,7%
Выгодно вступить в брак- 0,5%

Примечание. Общее количе­ство ответов (в %) выше 100, так как некоторые школьники дали не­сколько ответов на один вопрос.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте часто воз­никает неточное, преувеличенное представление о себе самом, сво­ем месте среди окружающих лю­дей, сверстников.

Стремление выделиться, проявить свою «оригинальность» может при­нимать незрелые формы, превра­щаться в оригинальничанье в ма­нерах, в высказываниях.

Нередко встречается ярко выраженное самомнение старше­классников, пренебрежительное отношение к сверстникам.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку и с ростом способности к сопереживанию. В результате восприятие чувств других людей меняется: проявляется сердечное понимание, умение откликнуться на движения души другого человека, особенно сверстника — особенность общения в юношеском возрасте.

Существенной чертой юношеских лет является отрицательное отношение к навязываемым авторитетам; только обоснованная аргументация может убедить юношу или девушку в достоинствах того или иного человека. Одновременно может появиться «влюбленность» во взрослого, ксторый сумел какими-то своими эмоциональными качествами, душевностью, чуткостью привлечь к себе молодого человека, покорить его.

Эта особенность юношеского воз­раста имеет свои «плюсы» и «ми­нусы». Хорошо, если человек, про­изведший впечатление, может рас­ширить духовные горизонты старшеклассника, развить в нем ценные человеческие качества. Но если объ­ект увлечения человек никчемный в нравственном отношении, то его влияние, пока юноша и девушка не «прозреют», будет вредным. Неред­ко такие люди толкают юношей и девушек на путь выпивок, легкости во взаимоотношениях, к стремлению получать в жизни одни лишь удо­вольствия.

У большинства юношей и деву­шек возникает острый интерес к мо­ральным проблемам, к тому, что справедливо и несправедливо, ка­кой поступок является честным, бла­городным, какой - низким, бесчест­ным. Но, к сожалению, мы нередко встречаемся и с другими явлениями.

Недаром В. А. Сухомлинский, от­вечая на вопрос о том, что он ду­мает о молодом поколении, писал: «Самый серьезный недостаток- это известная убогость чувств, недопо­нимание святости таких вещей, как человеческая верность, привязан­ность, долг друг перед другом. При­чин много, наиболее важная из них та, что мы уделяем недостаточно внимания воспитанию чувств… Надо так поставить нравственное, в част­ности эмоциональное, воспитание, чтобы каждый человек с раннего детства давал счастье другим людям и от этого был счастлив сам. Глав­ное - воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он ста­нет: механизатором, садоводом, пе­дагогом, инженером и т. д.».

Юношеские годы - это годы, ког­да готовность к переживанию, эмо­циональная восприимчивость школь­ников особенно велики.

Если юноша сочувствует несчастью, горю другого, испытывает душевный подъем oт хорошего поступке, радость от встречи с произведением искусства, переживает волнение, грусть, радость первой любви, под влиянием которой он становится лучше, человечнее, то тем самым он приобретает тот эмоциональный опыт, тот «фонд» эмоциональных переживаний, который будет иметь значение для его будущего развития.

Особенности мышления в юношеском возрасте

В среде молодежи можно встретить совершенно превратное отношение к человеческим чувствам. Человек, увлеченный чем-то горячо и страстно, становится подчас чуть ли не посмешищем. Высмеивается иной раз и добросовестное отношение к работе и даже настоящая любовь. А ведь атаку ведут, как правило, люди духовно бедные и развращенные. Чаще всего им в глубине души завидно, что кто-то несет в себе нечто прекрасное, а у них этого прекрасного нет…

Старшеклассников волнует вопрос об отношениях между юношами и девушками, о дружбе и любви. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Особенности мышления в юношеском возрасте.

Влюбленность - это такое эмоциональное состояние, которое характеризуется общим душевным подъемом, взволнованностью. Влюбленный человек переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, полон интереса ко всему, что относится к предмету его чувства. Вся внутренняя жизнь человека окрашивается новым светом.

Появление чувства влюбленности приводит к серьезным внутренним сдвигам. Вместе с тем влюбленность, как напряженная форма эмоциональной жизни, обычно не является особенно устойчивой в ранней юности. С течением времени она легко может перейти с одного объекта на другой, причем переход этот часто не заметен для окружающих, так как влюбленные таят про себя свои чувства.

Это обстоятельство объясняет нам, почему в ранней юности (за редкими исключениями) нет в подлинном смысле слова «несчастной любви», настоящего большого горя, порожденного неразделенностью чувства. Это не значит, что старшие школьники не испытывают горечи, тоски, плохого настроения, когда их чувства не встречают отклика. Но у этих переживаний скоропреходящий характер. Сама любовь в годы ранней юности представляется не в очень реальном плане.

В противоположность влюбленности чувство, которое можно назвать дружбой-любовью, носит спокойный характер, отличается гораздо большей сдержанностью. Здесь речь идет об отношениях, которые рождены известной симпатией друг к другу, но определяются не столько моментами внешнего эстетического порядка (красивое лицо, покоряющая улыбка и т. д.), сколько общностью духовных интересов.

Отношения дружбы-любви предполагают активную форму общения - оживленный обмен мнениями по волнующим вопросам, стремление делиться своими впечатлениями, советоваться и т. д. Здесь отсутствует стеснительность, чувство тревожного волнения, возникающие при встрече с объектом влюбленности. Отношения дружбы-любви характеризуются чувствами спокойной радости, открытой доверчивости, непринужденности. Дружба-любовь отличается большой устойчивостью, она может длиться продолжительное время, сохраняясь как хорошее дружеское чувство.

С одной стороны, мы встречаемся с проявлениями истинно человеческих чувств: симпатии, влюбленности, дружбы-любви, а с другой стороны, с грубым, иногда циничным отношением юношей к девушкам.

Все эти обстоятельства делают достаточно сложной и воспитательную работу в этой области. Важно прежде всего сформировать правильные установки как у юношей, так и у девушек о характере отношений, которые должны возникать между ними при взаимной склонности и симпатии. Это должны быть установки, которые утверждают всем характером поведения и обращения друг с другом человеческое достоинство. А это предполагает сдержанность в эротических побуждениях, берожное отношение к другому человеку. Только на такой основе и развиваются те чувства симпатии, влюбленности, которые делают юношу и девушку лучше, человечнее, приобщают их к миру высоких переживаний.

Именно потому, что пора юности очень благоприятна для развития чувств, очень важно, чтобы среди впечатлений, которые получает молодой человек, серьезное место занимали яркие, значительные события.

Воспитательные воздейст­вия взрослых могут оказаться бесплодными, если слишком резко, категорично навязывать свои взгляды и вкусы. Несформированность интересов юных людей вызывает резкое противодействие в ответ на уговоры и запре­ты старших. Это порой создает стойчивую основу не только для раздражения и обиды, но даже и для ненависти. А при неправильном формиро­вании личности приобретают извра­щенный характер чувства и устремления.

Метки: особенности личности, мышления в юношеском возрасте, особенности общения в юношеском возрасте.

По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 11-13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других - к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек .

В зарубежной возрастной психологии нет разделения подростничества и юности. Ведущий вид деятельности в позиции деятельностного подхода -- учебно-профессиональная деятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»).

В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки - взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение .

В юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. В целом юношеский возраст характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юность характеризуется и расширением круга личности» значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины .

Похожие статьи