Жертвоприношения детей во имя дождя: суровые нравы африканского племени. «Человеческие жертвоприношения Ваалу и Молоху в Ханаане и Карфагене

«Для высшей духовной работы

всегда следует выбирать жертву,

обладающую величайшей и чистейшей силой.

Наиболее подходящим объектом

в этом случае является

невинный и умственно развитый

ребенок мужского пола»

(Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»).

«В жертву же принеси скот крупный и мелкий,

но прежде — дитя»

(Алистер Кроули Книга Закона).

Пришло время проанализировать тему, которая является одной из самых скользких и опасных тем, как правило, из осторожности игнорируемых. На моей памяти не было ни одной серьезной попытки философского и психологического осмысления этого вопроса, за исключением тех источников, которые будут приведены в этой статье. Как нетрудно догадаться из названия данной работы и эпиграфов, речь идет о жертвоприношении ребенка. Необходимо разобраться, каково истинное значение этого символа.

И по сей день противники Кроули в своей крайней необразованности понимают эти слова буквально. Абсурдность подобного положения очевидна - только полный идиот может предположить, что, находясь в Америке и будучи одним из тех, кто все время привлекал внимание к себе полиции и журналистов, Кроули мог провести 150 человеческих жертвоприношений в год, как это написано в примечании к представленной цитате (1)

Очевидная провокационность заявлений Кроули в двенадцатой главе МТП, видимо, имеет другой, более глубинный смысл, который необходимо осознать, дабы выйти на принципиально иной уровень понимания.

Буквальное истолкование символов - несомненный признак психологической и оккультной неграмотности, которая неизменно проявляется всякий раз, когда речь идет о другой, неизвестной традиции. Точно так же, исходя из рекомендации Нового Завета «будьте, как дети», человек со стороны мог бы решить, что христиане ложатся в люльку, их пеленуют, а они, став бессловесны, как младенцы, испражняются прямо в пеленки. Как бы ни были слепы христиане, но в интерпретации их символов до подобного абсурда не доходил никто.

Можно было бы привести и другие, еще более абсурдные в случае буквального толкования пассажи евангелия, как например, призыв к членовредительству (2), но это не является рассматриваемым вопросом данной темы.

(3) Общеизвестно, что обвинения в кровавых жертвоприношения детей повторялись на протяжении всей истории человеческой истории. В разные периоды, по мнению предубежденных критиков, детьми питались иудеи, христиане, катары и богомилы, тамплиеры, масоны, впрочем, этот список можно продолжать до бесконечности. Практически любое альтернативное религиозное движение подозревалось в жертвоприношении детей со стороны консерваторов, но как только это движение становилось общепринятым, те же самые обвинения бросались уже их противникам.

Оппоненты могут мне возразить, что в отличие от вышеперечисленных групп Кроули сам дает повод к таким подозрениям. Однако использование «запретной образности» вполне естественно для традиций, основанных не на догме, а на непосредственной работе с глубинным слоем бессознательного. К примеру, один из классических учителей Дзен - Ли Цзи утверждает, что «невозможно обрести просветление, не убив отца и мать своих», после чего дается анализ значений этих символов.

Символы убийства и инцеста в одинаковой степени встречаются в тантрической традиции и в современном психоанализе. Однако никому не придет в голову обвинять психоанализ в пропаганде инцеста и убийства. В этой же ситуации в адрес Тантры эти абсурдные обвинения бросаются достаточно легко, хотя очевидно, что в обоих случаях речь идет о явлении одного порядка. (4)

Интересен факт, что современный бард христианского мистицизма Сергей Калугин использует образ «убийства матери» в одной из своих песен, что указывает на универсальность этого мотива.

По моим наблюдениям, далеко не все телемиты понимают этот образ достаточно широко. Обычно этот пассаж МТП рассматривается либо как провокация с целью защиты учения от дураков, либо как аллегория практики сексуальной магии. По счастью, провокация работает и по сей день, делая учение Телемы исключительно элитарным. А второе - несмотря на то, что до какой-то степени соответствует истине - является лишь одним из возможных прочтений, чем-то вроде верхушки символического айсберга, проявленного на уровне непосредственного действия, тогда как символическая основа этого действия гораздо глубже. В дальнейшем мы проанализируем связь сексуальности с обсуждаемой темой жертвоприношения, обратившись к психологическим открытиям, сделанным Карлом Юнгом.

При обсуждении содержания любой работы Кроули гипотеза провокации или аллегории вполне может быть рассмотрена, но когда заходит речь о книге, которая продиктована высшей силой, подобные интерпретации будут заведомо ограниченными. Книга Закона представляет откровение символического, а не буквального или аллегорического уровня. Разница между символом и аллегорией известна давно. Если аллегория - лишь иносказание чего-либо вполне конкретного и принадлежащего к материальному миру, то символ апеллирует к миру духовному и является посредником между сознанием и архетипом. Символ является живой психической силой, через которую осуществляется связь сознания и архетипа. Книга Закона - высочайшее из проявленных на данный момент в человеческой культуре символов, простое соприкосновение с которым через прочтение уже способно дать подготовленному индивиду связь с силами высшего плана. Каждый стих Книги Закона - это отдельная вселенная, которая постигается через долгие медитации, с одной стороны, и самый внимательный анализ - с другой.

Но вернемся к МТП. «Магия в теории и на практике» является одним из ключевых исследований магии с научной точки зрения. Кроули даже ввел специальный термин - Магика, который должен был подчеркнуть единство магии и науки. Несомненна откровенная провокационность фразы Кроули, утверждающей, что «эта книга написана для банкира или домохозяйки». Чтобы адекватно понять МТП, необходимы самые широкие познания в области философии, психологии, религиоведении, мифологии и оккультизма. Трудно составить даже приблизительный список литературы, которую надо не просто прочесть, а осмыслить самым глубоким образом, чтобы получить реальное понимание магии в традиции Телемы.

Чтобы понять суть архетипа жертвоприношения ребенка, необходимо, прежде всего, осмыслить одно психологическое исследование, написанное не так давно, с которым Кроули, несомненно, был знаком. Речь идет о работе Юнга «Либидо: метаморфозы и символы», другое название этой работы «Символы трансформации».

Написание «Символов трансформации» было переломным моментом для самого автора. Эта книга стала его первым шагом к интеллектуальной независимости и началом создания своего учения. Именно здесь мы можем найти необходимые ключи к символу жертвоприношения ребенка, а последняя глава упомянутого исследования так и называется «Жертва».

В основу «Символов трансформации» положены фантазии некой мисс Миллер, которые были опубликованы. Сам Юнг не знал Мисс Миллер лично, что было важной частью анализа, поскольку анализировалось не её личное бессознательное, а универсальные мотивы, проявленные в её фантазиях. Анализ фантазий производился посредством проведения мифологических параллелей: впервые Юнг использовал свой метод амплификации.

Эти фантазии Юнг рассматривал как спонтанную активность бессознательного, целью которого является освобождение эго от деспотизма родительских имаго и инфантильного либидо. Кульминацией является смерть героя её фантазий, которая интерпретируется как жертвоприношение инфантильного эго. Вот он ключ - жертвоприношение ребенка является символом жертвоприношения самого себя, своего инфантильного эго, о чем, кстати, говорит и Кроули, в примечании к двенадцатой главе (5).

Жертвоприношение ребенка - это, прежде всего, жертвоприношение идеальных представлений и принятие жизни такой, как она есть. Это отказ от инфантильных установок, связанных с властью матриархального начала, вод под бездной (6) (В юнгианской традиции принято разделять матриархальное, то есть материнское, древнее инстинктивное начало и фемининное начало, женское, эротическое. В символике Таро это разделение представлено выбором между ветхой Евой и новой Лилит, между матерью и возлюбленной).

Юнг указывает: «Изначально злое в человеке стремится возвратиться в лоно матери, и хитрость, придуманная Сэтом, есть не что иное, как кровосмесительное желание возвращения назад». Это весьма перекликается с утверждением Кроули относительно власти вод и двенадцатого аркана «Повешенный»: «Но вода - элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Зона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит. Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату. В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота» (Алистер Кроули «Книга Тота»). Эта параллель указывает нам, что анализ данного символа должен осуществляться в контексте символики взросления с одной стороны и 12 аркана «Повешенный» - с другой.

«В первооснове кровосмесительных вожделений лежит не влечение к половому акту, а своеобразное стремление стать дитятей, возвратиться под родительскую защиту, вновь очутиться в материнской утробе», - пишет Юнг. Эти стремления должны быть в первую очередь безжалостно принесены в жертву, и в этом аналитическая психология Юнга оказывается полностью солидарна с Книгой Закона.

И именно здесь проходит четкая пограничная линия между подлинной оккультной традицией и научным подходом с одной стороны и инфантильной религиозностью, деспотией эмоций и христианским «будьте, как дети» - с другой.

Необходимо обратить внимание на двойственность Юнга в отношении христианства. Юнг четко осуждает христианский идеал аскезы и одностороннюю установку только на духовное, что видно из следующей цитаты: «Средневековый идеал жизни ради смерти пора сменить более естественным взглядом на жизнь, который бы вполне принимал во внимание естественные потребности человека». Вместе с тем, спустя несколько страниц, Юнг пишет о важности христианского символа, предполагающего «полное жертвоприношение всей инфантильной личности», а не «частичное жертвоприношение некоторых инстинктов».

Эта двойственность становится понятна, когда мы обращаемся к символике Таро. 12 аркан - «Повешенный», представляет инфантильное эго, зависимое от матери. Он висит над водами, власть которых символизирует власть изначального матриархального принципа, и змея кусает его за пятку. Двенадцатый аркан - типичный идеал «смирения» в эстетике Достоевского. Инфантильность этого идеала современному человеку представляется очевидной.

Однако, с другой стороны, символизм двенадцатого аркана подразумевает возможность принесения в жертву этого инфантильного эго, его распятие, уничтожение, дабы стало возможно перерождение на принципиально ином уровне. Заметим, что при всем негативе этого аркана Кроули упоминает, что для эона Озириса « данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом». Примерно то же самое, но другими словами пишет и Юнг: «Сейчас, когда мы пришли к отвержению идеала христианства, необходимо понять, для чего мы вообще его принимали».

Однако символическое осмысление жертвоприношения ребенка ни в коем случае не должно служить лицемерному, политкорректному сглаживанию углов в отношении христианства. Противостояние отмечено достаточно четко - с одной стороны, «будьте, как дети», с другой, «в жертву принеси скот крупный и мелкий, но прежде всего - дитя», и перенос этого противостояния в область символа ни в коем случае не смягчает противостояние.

Более того, это противостояние не оказывается связано исключительно с христианством, но подразумевает противостояние любой, возможной форме инфантильного существования, в границах какой бы то ни было идеологии. Ибо сказано во второй главе «Книги Закона»: «Вы противостоите людям, избранные мои».

Давайте внимательно рассмотрим, что же символизируется младенцем и должно быть принесено в жертву. В «Книге Тота» Кроули дает достаточно конкретный ответ: «Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости самопожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза». Целомудрие названо бедствием и опять же связывается с инфантильной установкой. Это вновь пересекается с идеями Юнга, высказанными в «Символах трансформации»: «Невротик отказывается от полноценного эротического переживания, чтобы иметь возможность оставаться ребенком».

Здесь мы подходим к более глубокому осмыслению сути сексуальной магии, которая так же оказывается связана с символом жертвоприношения ребенка (6). Отношение к сексуальности является пограничной чертой, разделяющей здоровую и патологическую духовность. Выше уже было сказано, что сексуальный аспект жертвоприношения представлен в символике шестого аркана, где осуществляется выбор между Евой и Лилит, то есть между матерью и возлюбленной.

Еще один из аспектов архетипа ребенка - невинность, то есть неведение. Здесь актом жертвоприношения является осознанное познание мира и себя, включая темные стороны и того, и другого. Инфантильное сознание всегда готово спрятаться в уютном доме своих иллюзий, но Маг не имеет на них права, и они должны быть принесены в жертву в первую очередь. Очевидно, что подобное жертвоприношение в глобальном смысле происходит не так часто, но на уровне локальном должно происходить постоянно. В одном из поздних своих работ Юнг писал, что «истину надо открывать заново, каждое утро - через те же мучения и сомнения, как в первый раз, в противном случае, в один прекрасный момент живая истина будет подменена мертвой догмой». Это перекликается с утверждением самого Кроули, что он «приносил в жертву ребенка примерно сто пятьдесят раз в год»

Интересно - эти два аспекта жертвоприношения ребенка, как-то: осознанное познание и полноценное наслаждение сексуальностью (на высшем уровне - сексуальная магия), удивительно перекликаются. Вспомним хотя бы библейское слово, обозначающее половой акт - «познать».

В этом отношении интересно упомянуть символику одного из подлинно магических шедевров великого русского режиссера Андрея Тарковского - фильм «Жертвоприношение». Главный герой, столкнувшись с разрушением мира, должен совершить двойное жертвоприношение - пойти к служанке, которая оказывается ведьмой, и переспать с ней. В момент эротического слияния происходит вознесение от земли, после чего герой просыпается и, облачившись в балахон с символом тайцзы (что указывает на обретенную андрогинность), совершает символическое самоубийство, которое есть вторая часть мистического жертвоприношения. Характерно, что именно этот фильм наименее оценен большинством «чисто духовных» поклонников творчества Тарковского, тогда как мне он представляется вершиной достижения мастера. Люди инфантильного типа даже не могут осмыслить и сформулировать свое бессознательное отторжение, хотя причина всегда очевидна - это невозможность осмыслить в религиозном, сакральном значении сексуальность, которая выступает здесь не как грех (инфантильное видение), а как искупление.

Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, процитируем Алана Уотса, американского популяризатора Дзен, даосизма, тантризма и других оккультных традиций: «Для консерватора (читай - инфантильного сознания) отождествление сексуальности с сакральным представляет гораздо большую опасность, чем самая неприкрытая и грубая пошлость». Таким образом, граница, которая проходит здесь, не подразумевает даже возможности компромисса между элитарным и инфантильным видением. Достижения сексуальной революции оказались призрачными, поскольку не был взят главный бастион врага - разделенность духа и плоти. В итоге, сексуальность формально получила гораздо большую свободу, но при этом был потерян изначальный дух, и вместо интеграции произошла энантиодромия, что можно наблюдать на примере современного подхода к эротическому.

Следующим аспектом жертвоприношения ребенка является радикальный разрыв с ценностями отчего дома. В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кембелл указывает, что символический уход из дома является началом пути героя, пути индивидуации эго. В этом отношении интересно, что в той же двенадцатой главе Кроули идею жертвоприношения связывает с собственным экспериментом в Болескине, где он распял жабу. Этот ритуал может показаться человеку со стороны проявлением садизма, но если бы это было так, Кроули повторял бы его (исходя из своей внутренней потребности в жестокости) не раз и не два, а регулярно на протяжении всей жизни, чего не было. Известно, что это действие было совершено один раз. Его целью был окончательный разрыв между ценностями мира родителей (ортодоксальных протестантов одной из самых нетерпимых религиозных конфессий - «плимутские братья»), которые идентифицировались как христианские. Это был личный ритуал Кроули, призванный помочь ему принести в жертву своего личного ребенка - ту часть либидо, которая была связана с родительским домом. Для тех, кто является принципиальным противником принесения вреда какому бы то ни было представителю животного мира, этот ритуал естественно заменяется на любое личное, бескровное действие. Важно только, чтобы это действие делалось с предельной осознанностью своих целей и не проецировалось на внешние реалии.

На этой стадии жертвоприношения ребенка есть опасность идентификации с ролью вечного борца с родителями. Связь через ненависть остается той же связью, и всегда существует опасность энантиодромии - вот почему, к примеру, многие сатанисты возвращаются в христианство. Надо избегать зависания на стадии противостояния. Внутреннее жертвоприношение должно быть молниеносным, а дальнейшая активность - направлена на утверждение своих ценностей («свобода для…»), а не на сопротивление ценностям родителей, которые должны быть уже полностью нейтрализованы жертвоприношением.

«Сентиментальность есть не что иное, как вытесненная животная жестокость», - пишет Юнг в главе «Жертва», и потому сентиментальные иллюзии должны быть так же безжалостно принесены в жертву. Здесь я хочу обратиться к другому источнику - роману Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия», где приводится полный анализ психологии тоталитаризма, исходя из эстетики, единой для тоталитарного государства любого типа - эстетики кича. Кич - это диктатура эмоций, прозрачное и двухмерное искусство, построенное на сентиментальных штампах. При тоталитаризме каждый гражданин - дитя великого отца-правителя и великой матери-страны, потому сексуальность, естественно, оказывается под запретом. Линейность и наивность эстетики кича - прямое продолжение тоталитаризма, который всегда есть «абсолютизм эмоций». Я настоятельно рекомендую к внимательному изучению этот блистательный роман, дающий исчерпывающее представление, что именно должно быть принесено в жертву.

Лозунг «будьте, как дети» в наше время далеко не исчерпывается христианскими ценностями. Этим посылом проникнуто абсолютное большинство учений, ставших достоянием толпы. Если изначально психология и психоанализ были достаточно элитарны, и даже в материалистическом психоанализе преобладала тема жертвоприношения ребенка, то сейчас ситуация изменилась. Уже Джеймс Хиллман вынужден констатировать «повальную одержимость психотерапии архетипом ребенка», что приносит не пользу, а вред. Несомненно, нужно проводить работу с архетипом ребенка, однако одержимость этим архетипом, которая последнее время выдается за работу, должна быть устранена.

Подведем итоги. Жертвоприношение ребенка - это метафора, но не действие. Эта метафора символизирует символ полный отказ от собственных инфантильных иллюзий, нереалистических притязаний, слабости, выдаваемой за целомудрие. В символике арканов Таро жертвоприношение ребенка связано прежде всего с арканом «Повешенный», представляющим то, что должно быть принесено в жертву. Жертва может осуществляться медленно, через пертофикацию, что соответствует 13 аркану - «Смерть», или мгновенно, через взрыв и разрушение всех привычных границ, что символизируется арканом «Башня». Так же жертвоприношение связано с архетипом выбора между здоровой сексуальностью и страстью и инфантильным и кастрированным существованием шестого аркана.

Жертвоприношение ребенка - символ высочайшей важности. Его игнорирование неизбежно приводит к заразе, которая известна нам как инфантильная псевдодуховность. Инфантильным пафосом заражены девяносто процентов современного мира. Начиная от теософии и заканчивая современной психологией, тема жертвоприношения ребенка старательно обходится или, в лучшем случае, присутствует формально. И Телема здесь - одно из немногих исключений.

Приложение

Эссе «Убивают ребенка»,

взятое из энциклопедии «25 ключевых книг по психоанализу» Паскала Марсона

Убивают ребенка (7)

Убийство ребенка - этот фантазм, глубоко скрытый в бессознательном индивида, служит темой очерка сержа Леклера «Убивают ребенка». Для того, чтобы жить, необходимо убить ребенка - плод воображения и желаний родителей, порвать с первичными нарциссическими чувствами, которые представляет этот ребенок, и сделать это заставляет стремление к смерти.Психоанализ — наиболее эффективное средство избавиться от идеализированного ребенка, чтобы тот не повлиял на судьбу настоящего, из плоти и крови, малыша. Ведь только психоанализ может уничтожить то, что имеет статус бессознательного.

Таким образом — путем обсуждения бессознательного и вытесненного, благодаря прозрачности слов, пропускающих сквозь себя скрытый смысл, воссоздается пространство, где возрождается речь, где слышен голос желания.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОЧЕРКА «УБИВАЮТ РЕБЕНКА»

Серж Леклер родился 6 июля 1921. Психиатр и психоаналитик, бывший руководитель клиники, является одним из последователей Лакана. В разное время он занимал должности секретаря Французского общества психоанализа (1959—1963), преподавателя Высшей нормальной Болы (1965—1968), руководителя семинара (1969—1971). Основал кафедру психоанализа в Университете Сен-Дени в VIII, пригородном округе Парижа.

И очерке «Убивают ребенка» Серж Леклер со всей прямотой и откровенностью рассказывает о том, что означает желание убить ребенка, — один из многих врожденных фантазмов, то есть продуктов воображения, появляющихся на свет вместе с самим человеком.

Но что это за ребенок, которого нужно убить, почему это убийство требует разрыва с первичным нарциссизмом, и, наконец, в каком виде Серж Леклер изображает психоанализ и психоаналитика? Таковы основные вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой главе.

УБИТЬ РЕБЕНКА

Ребенок-король, ребенок-тиран — таков идеальный, хотя и неосознанный образ, живущий в сердцах всех родителей, в особенности матерей. Это дитя их надежды, их мечты, их самых сокровенных желаний:

«Чудесный ребенок — это бессознательное, врожденное представление, с которым теснее всего связаны упования, тоска и желания каждого человека».

Серж Леклер говорит об этом представлении так:

«И прозрачной действительности ребенка оно позволяет разглядеть почти без покровов реальное воплощение всех наших желаний».

Отказаться от этого представления — значит, потерять всякий смысл жизни, но:

«Притворяться, что его придерживаешься,— все равно, что обречь себя на полное отсутствие жизни».

Есть, однако, нечто ужасное в этом первичном фантазме, нечто неприемлемое, почти чудовищное. Все чувства восстают против этой идеи, которую человек изо всех сил тщетно пытается отвергнуть, — с одной стороны, из-за того, что она его отталкивает, с другой — поскольку она подвергается врожденному вытеснению. Ведь фантазм об убийстве ребенка относится к области бессознательного. Он вытесняется в самые глубины нашего сознания, которое с трудом может его себе представить. И действительно: мало того, что оно отвратительно по сути своей, любое бессознательное представление,— продукт врожденного вытеснения, — «...всегда чем-то напоминает размытые фотографии НЛО (летающих тарелочек), что свидетельствует о врожденной и непреодолимой неприспособленности наших сознательных механизмов регистрации уловить элементы системы бессознательного во всей их абсолютной чужеродности».

Символическое убийство ребенка неизбежно; если этого не сделать, то представление о нем будет определять судьбу малыша из плоти и крови, настоящего ребенка. И избежать этого не сможет никто.

«Нам приходится каждый день переживать эту смерть ребенка — чудесного или ужасающего,— такого, какими мы сами были в мечтах тех, кто нас породил на свет или присутствовал при нашем рождении».

Исчезновение этого ребенка совершенно необходимо, поскольку от него зависит сама жизнь.

«Отвергнуть его — значит, умереть, потерять смысл жизни».

Таким образом, необходимость убийства ребенка является самым важным законом, управляющим нашей жизнью, поскольку «тот, кто не ставит снова и снова крест на этом образе чудесного ребенка — каким он должен быть в идеале,— пребывает в состоянии неопределенности и в тумане ожидания, без просвета и без надежды».

Затем Серж Леклер уточняет:

«Тот, кто думает, что раз и навсегда разделался с этим образом тирана, тем самым отдаляется от первоначал собственного духа, сочтя свой характер достаточно сильным, чтобы противостоять господству наслаждения».

Но что имеется в виду, когда говорят о жизни? Те, кто получает профессию, женится, обзаводится в свой черед детьми, — разве они не живут?

Для Сержа Леклера жить — означает творить самого себя. Автор вспоминает в связи с этим случай с Пьером-Мари. Этот мальчик был вторым в семье и занял в сердце матери место умершего старшего брата Пьера. Однако представление матери о Пьере-Мари, ребенке-утешителе, отличалось от образа живого, настоящего Пьера-Мари. Ей необходимо было убить ребенка-утешителя, чтобы приступить к созданию образа субъекта Пьера-Мари, ребенка из плоти и крови. Психоанализ сыграл в этом решающую роль.

Но жить — это еще и открывать свое сердце для любви. Таким образом, человек познает наслаждение, «связанное с отношениями с фаллосом». Наслаждение этого рода «любой человек, — все равно, мужчина он или женщина,— может испытать лишь с помощью другого». Именно так «открывается пространство любви», и человек знакомится с фаллосом. Это понятие символизирует любовь и отличается от пениса как полового органа. Фаллос есть «золотой знак, приводящий в порядок истину бессознательного».

СВЯЗЬ С ПЕРВИЧНЫМ НАРЦИССИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ

Серж Леклер различает понятия первичного нарциссического представляющего и представление о нарциссическом представляющем. Последнее образно понимается как составная часть первого. Именно так воспринимаются ипостаси воображаемого ребенка: «ребенок, достойный прославления», «всемогущий ребенок», «ребенок-тиран», «ужасающий ребенок»...

Убить это первичное нарциссическое представление, то есть infans, — значит, вызвать пробуждение субъекта.

«В тот самый момент, когда представление начинают убивать, человек начинает говорить; в той степени, в какой убийство продолжается, человек продолжает говорить искренне, желать».

Таким образом, убить ребенка — значит, разрушить первичное нарциссическое представление того ребенка, что живет в нашей душе.

Движущая сила разрыва с этим первичным нарциссическим представлением — стремление к смерти. Если стремление к жизни разыгрывается в театре наших желаний, нашей сексуальности, поисков фаллоса, то стремление к смерти проводит работу отрицания. Это стремление трудно определить как понятие, невозможно себе представить, но мы его испытываем, в первую очередь, в виде тревоги. Именно со стремлением к смерти связан грезящийся нам бессмертный ребенок.

Таким образом, порвать с первичным нарциссическим представляющим — значит, уничтожить образ воображаемого и идеализируемого ребенка, определяющий судьбу ребенка настоящего. Объявление войны бессознательным представляющим есть необходимое условие наших с ними отношений.

«Убийство» этих образов означает придание бессознательному представляющему его истинного статуса и осознание того неоплатного долга, что связывает нас с фаллическим референтом».

ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОАНАЛИТИК

Для того чтобы «убить ребенка», по-видимому, недостаточно обычного оружия сновидений и даже свободных ассоциаций, истолкованных в соответствии с правилами классического психоанализа. Если симптомы не исчезают, если психика человека остается больной или просто неблагополучной, — следует использовать совсем другое оружие.

Конечно, психоанализ представляет из себя единственный способ разрушить, разбить нечто, имеющее статус бессознательного, — в данном случае первичный фантазм убийства ребенка. По сути дела, терапевтическая методика, предложенная Сержем Леклером, состоит в том, чтобы заставить говорить это бессознательное, состоящее из бесчисленного множества представлений, или сделать так, чтобы могла быть выражена другая история, скрытая за историей явной.

Однако бессознательное представляющее пускает «ростки», о которых индивид в той или иной степени все равно знает, — даже если они затем вытесняются, то есть становятся объектами теперь уже Вторичного вытеснения. И в ходе психоанализа используются как раз эти «ростки» бессознательного представляющего, поскольку именно за них можно «ухватиться». Но лечение не ограничивается лишь этим, иначе оно было бы слишком поверхностным. Его цель —«учет первичного процесса как такового».

Психоанализ снимает все покровы с фантазма убийства ребенка. Это один из способов избавиться от болезненных симптомов, выйти из колеи вытеснения, воссоздать пространство, в котором возрождается речь, где снова начинают звучать голоса желания. Для этого следует пройти через трансфер: «Прежде чем приступать к психоанализу, аналитику настоятельно необходимо изучить скрытый фантазм, толкающий его на то, чтобы избрать профессию охотника за демонами».

Далее Серж Леклер рисует весьма откровенный портрет психоаналитика, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Для того чтобы понять, что происходит между ним и его пациентом, аналитик должен сам пройти психоанализ и трансфер. Он должен быть внимательным, нейтральным, — но самое главное,

«что абсолютно необходимо психоаналитику, — это знание из опыта того, что значат произнесенные слова, какие существенные недомолвки таят они в себе, что говорят они "о высказавшем их субъекте».

«По опыту известно, что фантазмам свойственно повторяться, и это позволяет каждый раз открывать в них крупицы чего-то нового; наши знания позволяют постичь заключенный в них смысл, а в событиях, происшедших с пациентом,— безусловно распознать то, что задевает его за живое».

Психоаналитик, подобно ребенку, наделен ненасытным любопытством. Оно и является движущей силой лечебного процесса, хотя сам врач внешне остается недвижим и не покидает своего кресла. Конечно, аналитик, хотя и стремится быть нейтральным, все же не может окончательно избавиться ни от некоторых особенностей своей личности, ни от собственных фантазмов, что проявляются в процессе лечения и даже в его научных трудах. Психоаналитика иногда сравнивают с ухом — жадным, внимательным, любопытным, — и Серж Леклер против этого не возражает. Но все же не в меньшей степени аналитик остается человеком. Он вовсе не бесполое существо и рискует влюбиться в пациентку, откровенно рассказывающую о своих женских проблемах, свободно говорящую о том, что доставляет ей наслаждение, и желающую, «чтобы признали ее сексуальную специфику».

Но приключения в ходе психоанализа «обычно заводят дальше» простого «телесного акта» и могут даже привести к зарождению настоящей любви — а почему бы и нет?

Наконец, Серж Леклер не согласен с тем, что может существовать некий универсальный психоанализ — он невозможен уже из-за различия полов. В каждом конкретном случае нужны свой язык, своя логика — логика бессознательного. Иначе говоря, психоаналитик слушает исповедь пациента и ищет за его словами, ставшими вдруг прозрачными, зоны тени и света.

ОРИГИНАЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ

Но все же новизна его работы состоит в разоблачении фантазма, который люди отрицают, отвергают (поскольку он их пугает) и интенсивно пытаются вытеснить. Это фантазм об убийстве ребенка.

Серж Леклер описывает и доказывает его существование, хотя некоторых это может шокировать, а то и вывести из равновесия. В работе Леклера Эдип уже не считается отцеубийцей. Он перестает быть активным действующим лицом — человеком, убившим отца и растерзавшим сердце матери. Он становится жертвой. Таким образом, Серж Леклер не согласен с Фрейдом — для него убийства отца и матери выглядят вторичными, «сопутствующими» по сравнению с убийством главного существа — ребенка,— ведь без него невозможна сама жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

    Магические Записи Брата Пердурабо дают понять, что с 1912 по 1928 год он производил такие жертвоприношения в среднем по 150 раз в год. Ср. известный роман Гюисманса "Там, внизу", где описана извращенная форма магии аналогичного порядка. (Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»).

  1. Этот призыв к членовредительству, кстати, один несчастный философ таки умудрился понять буквально и в результате был лишен возможности принять священнический сан. Обладая базовыми знаниями истории христианства, нетрудно догадаться, что речь идет об Оригене. Буквальное понимание символа так же свойственно некоторым маргинальным христианским сектам скопцов и хлыстов, однако сами христине не считают, что наличие подобных персонажей дискредитирует символ.
  2. Изъяны христианского архетипа подробнее проанализированы в моем эссе «Антихрист», написанному к столетию рождения Книги Закона. Здесь же мы высветим лишь одну из ловушек этой иллюзии.
  3. Не совсем. В психоанализе обращение к символам инцеста, отцеубийства и убийства ребенка происходит с целью проработать эти фантазии и замкнуть анализируемого в границы «принципа реальности», что, с точки зрения любой серьезной оккультной традиции, является порабощением. Обращение же к запретным символам в оккультизме ставит целью освобождение от власти мира и обретение необусловленности, что, несомненно, будет вызвать больший страх. С другой стороны, польза психоанализа очевидна, ибо, чтобы иметь возможность воспринять истины более высшего порядка, необходимо полностью разобраться с чердаками и подвалами личного бессознательного. Вспомните апокрифическое евангелие: «Как поймете вы о небесном, если не понимаете о земном?»
  4. «Это духовное принесение в жертву самого себя. И развитость, и невинность ребенка - это совершенное понимание самого Мага, его единственная цель, свободная от стремления к результату. И он должен быть мужского пола, ибо в жертву приносится не материальная кровь, но его творческая сила» (Алистер Кроули «Магия в теории и на практике»). Из последней фразы внимательному читателю уже очевидно, что речь идет о символе.
  5. Например, аллюзии и символы «Книги рубиновой стелы»
  6. На наш взгляд, это приложение хоть и взято из параллельной психоаналитической школы, но на сто процентов соответствует теме данного эссе. В особенности хочу обратить внимания на пассажи автора относительно фаллоса, которые удивительно пересекаются с обсуждаемым вопросом.

До сих пор между археологами не утихает дискуссия о том, приносили ли обитатели Карфагена в жертву детей посредством сожжения, или же обнаруженные на месте этого древнего города тофеты (урны с останками новорожденных) — свидетельство похорон, производимых путем кремации. Интересно, что весомые аргументы имеются у всех участников этого диспута.

Многие из школьного курса истории Древнего мира и европейской литературы знают, что жители Карфагена приносили в жертву Баал-Хаммону своих детей, сжигая их на огне. Об этом можно прочитать не только у таких античных авторов, как Диодор Сицилийский и Плутарх. Французский писатель Гюстав Флобер в историческом романе "Саламбо" (Salammbô), написанном в 1862 году, расписал сцены жертвоприношения более красочно, нежели это сделали бы римские кормилицы, пугавшие своими россказнями малых детей.

Литератор живописал, как карфагеняне "между ногами колосса зажгли костер из алоэ, кедра и лавров": "Длилось это бесконечно долго, до самого вечера. Потом внутренние стенки отверстий зарделись более темным блеском. Тогда стали различать горевшее мясо. Некоторым даже казалось, что они видят волосы, отдельные члены, даже все тело жертв …и тогда слышны были крики матерей и шипение жира, падавшего на угли … отцы, чьи дети умерли задолго до того, кидали в огонь их изображения, игрушки, их сохранившиеся останки".

Некоторых ученых мужей и преподавателей истории не смущало, что карфагенян вполне могли оговорить их извечные противники римляне. И вслед за римским сенатором Марком Порцием Катоном Старшим повторяли его крылатую фразу: Ceterum censeo Carthaginem esse delendam - "А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен". Говорят, что Катон, о чем бы ему ни приходилось высказывать свое мнение в сенате, как заклинание, произносил эту мантру. Историки спорят об этом варварском обычае якобы бытовавшем у карфагенян уже не одно десятилетие.

Еще в 1920-е годы на развалинах древних пунических городов археологи находили на кладбищах урны с останками новорожденных, так называемые "тофеты" (Tophet - в Ветхом Завете так называется место на юго-востоке долины сынов Енномовых, где осуществлялся гнусный обычай жертвоприношения детей Молоху). Однако до сих пор исследователи никак не могут сойтись в интерпретации этих находок. Три года назад группа американских исследователей под руководством антрополога Джеффри Шварца (Jeffrey Schwartz) из университета Питтсбурга опубликовала в интернет-журнале PLoS ONE статью, в которой они пришли к выводу, что в тофетах из Карфагена были сожжены останки грудных детей, умерших естественным образом, прежде чем они достигли возраста, который позволял бы похоронить их на обычном кладбище.

Изучив кремированные останки из 348 урн, американские ученые заключили, что 20 процентов детей родились либо уже мертвыми, либо смерть наступила между вторым и двенадцатым месяцем. Это полностью соответствует обычной норме смертности. Тофеты, написано в статье, были "кладбищами для тех, кто умер незадолго до или вскоре после рождения, безразлично по какой причине".

На следующий год группа специалистов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с Патрисией Смит (Patricia Smith) разразилась статьей в британском журнале Antiquity . Их основной тезис гласил, что мистер Шварц просто проигнорировал тот факт, что кости при сгорании сокращаются. Они исследовали все те же 334 урны как и Шварц, но при этом обнаружили только троих мертворожденных, все другие дети умерли в возрасте между одним и полутора месяцами. Такой результат не соответствует состоянию детской смертности ни в археологических контекстах, ни в современных обществах, где отсутствует надлежащий медицинский уход. Следовательно, останки детей в тофетах из Карфагена приносились в жертву.

Спустя год Шварц откликнулся на их критику статьей во все том же Antiquity . Прежде всего американец привел дополнительные аргументы и поставил под сомнение методы своих коллег. В последнем номере опять того же журнала "Античность" госпожа Смит и Ко. снова отвергли всю аргументацию Шварца. Между прочим они указали, что в качестве сравнения нельзя прибегать к показателям детской смертности в Англии и Уэльсе в середине двадцатого столетия, как это сделал Шварц. Вместо этого они предлагают сравнить имеющиеся показатели с данными доиндустриальных обществ, например, в Карфагене под римским господством (по времени это несколько позже, чем найденные тофеты), а также с современными обществами без должного медицинского обслуживания.

К ним на помощь пришел издатель специализированного журнала по археологии Мартин Карвер (Martin Carver), который на его страницах, как сообщает Spiegel , опубликовал вторую статью, написанную группой исследователей под руководством Паоло Кселлы (Paolo Xella) из итальянского института по изучению античности и средиземноморской цивилизации (Consiglio Nazionale delle Ricerche). "Это исследование отступает на шаг от кремированных останков, — замечает Карвер в предисловии к дискуссии, — чтобы подчеркнуть ряд других социальных и археологических аспектов".

Итальянские исследователи задаются вопросом, почему, собственно говоря, ни одна из обеих спорящих групп не занялась изучением останков в контексте самих тофетов. Известно, что в пуническом городище Моциа (Mozia) ежегодно предавали погребению самое большее двух детей — для "нормальной" детской смертности это слишком мало. Или что делать с жертвоприношением животных, кости которых также находятся в урнах? Шварц предположил, что они были частью похоронного обряда. Однако, почему же тогда карфагеняне будучи под римским господством хоронили животных отдельно от детских останков? Кселла предположил, что позже речь шла именно лишь о жертве, безразлично, будь то ребенок или животное.

Ныне, когда идеология «прогрессивного гуманизма» стала все присущей, стало как-то не популярно писать о былых жертвоприношениях дохристианской поры.

Христианство «де-факто» осуждено как ретроградная идеология. В связи с этим фактом после 1945 года требования к европейскому обществу руководствоваться его постулатами всегда могут трактоваться как «фашизм», поэтому «прогрессивной» общественности как-то неудобно напоминать о том, в каком состоянии общество было до победы христианской церкви, ибо в языческих культах того времени ныне «цивилизованный мир» и ищет свои идеалы.

Конечно, известны примеры дикости и развращенности нравов на дворах римских императоров из свидетельств римских же авторов, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к христианству, в частности Гая Светония, личного секретаря императора Адриана, автора сборника биографий «Жизнь двенадцати Цезарей».

Все же можно справедливо заметить, что изначально тот же Рим характеризовался куда более высокими морально-нравственными свойствами, присущими изначально человечеству в силу того, что человек сотворен Богом-творцом.

В Риме язычество совершало постепенную эволюцию от человека к нечеловеку, и в не малой мере эта эволюция, по мнению римских же авторов, происходила под влиянием различных языческих культов из Ближнего Востока и Северной Африки. Эти регионы представляли собою колыбель язычества того времени, по крайней мере тех культов, которые ныне и распространяются в «цивилизованном обществе», и потому для оценки нравов этого язычества более характерным примером были нравы финикийцев, хорошо описанные античными авторами еще до появления христианства.

При этом ныне как то забывается, что финикийцы были частью тогдашней цивилизации и народом «европейского» облика, а не каким-то негроидным племенем.

Однако религия, точнее культ поклонения богам Ваалу и Молоху, сделали из этого народа чудовищного монстра.

Известны из Ветхого завета примеры жертвоприношения в Ханаане богам Ваалу и Молоху, к которым "прилепилась душой" часть тогдашнего Израиля, создавшая в долине сынов Енномовых капище Ваалу, где совершались человеческие жертвоприношения, как и ритуалы магии (Книга пророка Иеремии 19;1-6 и 32;29-35)

Молох

Подобные массовые кровавые жертвоприношения сопровождались как мужской, так и женской храмовой проституцией. Все это и объясняет ту нетерпимость к Ханаану, которую испытывал народ древнего Израиля, живший земледельчеством и скотоводством и имевший высокие моральные устои.

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

Однако со временем культ того же Ваала стал широко распространяться в Древнем Израиле и о человеческих жертвоприношениях Ваалу, совершаемых израильтянами, говорится, например, в книге пророка Иеремии

Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге "Иудейская Богиня", археологические находки "не оставляют сомнений в том, что вплоть до самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским богам было составной частью религии иудеев". Более того, "культ Богини играл намного более важную роль в этой религии, чем культ богов". Например, при раскопках холма Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях Бронзового века (XXI-XIII вв. до н.э.) были так называемые фигурки или бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н.э., когда город был заново отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает Патэ, "археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти фигурки были очень популярны среди иудеев".

Бог финикийцев Молох из Ветхого Завета был все тем же Баалом или Ваалом, также упоминающемся в Ветхом Завете.

Существует мнение, что имя Молох произошло от слова "molk", означавшего принесение в жертву.

На месте раскопок города Угарит в Сирии найдены в 1928 году несколько клинописных табличек на угаритском языке, на котором говорили народы Ханаана.

На этих табличках было записано несколько мифов, ключевыми из которых были мифы о Баале - боге плодородия, называемого еще «всадником облаков», который являлся также богом молний и грома, поэтому еще носил имя сирийского происхождения - Хадад.

В текстах на этих табличках роль Астарты играла сестра Баала - Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови («Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke)).

На табличках подробно описывается враг Баала - бог морей и рек Йам-Нахор. В дальнейшем же станет известно, что в Ханаане существовал бог Дагон, который изображался с рыбьим хвостом, хотя нет абсолютных доказательств тому, что он соответствовал Йаму-Нахору. На этих же табличках появляется и богиня моря Асират, как жена Элла, мать всех богов, как и богиня солнца Шапаш.

Однако главным врагом Баала является бог преисподней - Мот, который побеждает Баала, уводя его в преисподнюю, откуда его, как и в мифе о Тамузе и Иштар, выводит богиня солнца Шапаш. В другом варианте мифа Мот уже не упоминается, а из преисподней Баала выводит богиня Анат.

Само же имя Баал на финикийском языке означало «господин». В найденных табличках, Баал является сыном верховного бога Эла, живущего в доме у источника всех рек. Эл, что на семитском языке означает «бог», был, однако малозначителен по сравнению с Баалом, с которым исследователи ассоциируют также бога молний под именем Решеф.

Культ Баала отличался кровавыми человеческими жертвоприношениями, описанными еще античными историками. Так Диодор Сицилийский описывал медную статую Баал-Хаммона, на руки которой ставился жертвенный младенец, который потом заживо сжигался, скатываясь по рукам статуи - «Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, наполненную огнем".

Баал-Хаммон

Об этом обычае писал также и Плутарх, дополняя сообщением, что при подобном жертвоприношении должны были присутствовать матери жертвуемых младенцев, одетые в праздничную одежду и с веселыми лицами. Естественно, этот обычай со временем стал забываться, однако при осаде Тира Александром Македонским, он был повторен финикийцами, вызвав отвращение греков.

Нечто похожее происходило и в соседней Финикии - Сирии, в которой существовал культ бога Хадада также требовавший кровавых жертв, и прежде всего новорожденных детей. Об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и археологические открытия - близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей.

Невозможно отрицать исторические факты, описанные античными историками, которые и не предполагали, что описание жертвоприношений когда-нибудь будет квалифицировано как клевета, тем более, что эти факты в ХХ веке были подтверждены археологами.

Сам культ Баала, возникший по некоторым предположениям в древнем городе Петра, достаточно подробно описан в Ветхом Завете. Вопреки столетней критике этого описания сторонниками «свободного разума», этот культ, вызвавший отвращение к финикийцам у других народов, был подтвержден в ходе археологических раскопок святилища Танит в Карфагене. Эта карфагенская богиня плодородия Танит в самом Ханаане была известна под именем Астарты.

Находка тысячи гробов, в которых находились скелеты младенцев возраста до двух лет в святилище Таннит при раскопках Карфагена, полностью подтвердили описание Тофета под Иерусалимом в долине сыновей Еннома, разрушенного царем Иосией (4-я книга царств, глава 23).

Камень с символом богини Танит

Согласно книге Дональда Хардена «Финикийцы - основатели Карфагена» богиня Танит в Карфагене некоторыми учеными считалась отражением Баала ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден. (Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Богиня Танит на западе Средиземноморья и Астарта - на востоке, своей ролью уподобляются богине Иштар в Месопотамии по отношению к Таммузу, с которым часто ассоциировался Баал.

Статуи богини Танит имели на себе знаки полумесяца, голубя.а так же египетского иероглифа обозначавшего жизнь и она нередко изображалась в виде крылатой женщины с лунным диском в руках

Камень с символом богини Танит. Источник - edwebproject.org

Баал являлся главным богом города Тира, и потому часто назывался еще Мелькарт (как «правитель города»). Силий Италик описывал, что выходцы из Тира культ Мелькарта перенесли в Карфаген и в созданный в Испании город Гадес-храм, в котором горел «вечный огонь».

Помимо этого в Сидоне существовал культ бога Эшмуна, также перенесенный в Карфаген.

Широко почитаем в Карфагене был и бог Решеф, имя которого означало «Пламя» или «Искра», а в руках он держал лук.

Баал, также носил имя Баал-Хаммона в западных колониях финикийцев. Существуют расхождения в описаниях его культа в разных городах-колониях и его супруги - богини Танит. Знаком отличия Баала был знак, состоявший из треугольника, увенчанного диском, разделенным горизонтальной чертой прямого или изломанного облика, над которым нередко сверху находился полумесяц, под которым иногда помещался другой диск ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Сам Карфаген или Карт-Хадаш (новый город) был основан финикийцами в честь бога Ваала и богини Танит.

Карфаген

В книге "Финикийцы. Основатели Карфагена" Дональда Хардена (Donald Harden-"The Phoenicians) о раскопках этого святилища пишется следующее: «...Итак, мы подходим к последнему типу святилищ, жертвенному участку или "тофету", упомянутому в Библии, который находился в долине детей Еннома за Иерусалимом».

Множество артефактов обнаружено в Норе, Сульхе, Мотии, а также на нескольких площадках Северной Африки, например в Хадрумете (Сусе), где Синтас раскопал несколько слоев, датируемых от шестого века до нашей эры до римских времен. Однако самым важным является святилище Таннит в Саламбо, в Карфагене. Здесь впервые обнаружено достаточно доказательств древних историй о приношении детей в жертву Молоху финикийцами и хананеями и осквернении Иосией иерусалимского тофета в период разрушения им идолопоклонничества в Иудее. Иерусалимский тофет был действительно тем местом, где человек "мог провести своего сына или дочь сквозь огонь Молоха". Теперь очевидно, что отвращение других народов к финикийцам из-за подобного ритуала было основано на действительных фактах.

На этом очень большом участке (до сих пор не полностью раскопанном) найдены тысячи урн с кремированными останками маленьких детей до двенадцати лет, но большинству детей - меньше двух лет. Попадаются также птицы и маленькие животные, пожертвованные в качестве замены человеческих жертв (фото 58). Этот участок (рисунок 51), находящийся всего метрах в пятидесяти западнее прямоугольного порта, использовался в течение всего существования пунического города и занимает три, а некоторые полагают - четыре слоя (фото 27; рисунок 23). Самый нижний слой, лежащий прямо на наскальном основании и ниже уровня воды (фото 26) относится к восьмому и началу седьмого века. Найденные там урны раннего типа с костями кремированных детей, в основном красные с черным линейным рисунком, лежали на скале каждая под маленькой пирамидкой из камней. Иногда рядом находили статуэтки (рисунок 220). Следующий уровень, отделенный от первого слоем вязкой желтой глины, совсем другой и, судя по изменению керамики, относится к седьмому веку. Урн в нем в четыре-пять раз больше, они проще и грубее и лежали под крупнозернистым известняком в форме тронов, или (позже) маленьких домиков, или просто прямоугольных надгробий (фото 30;33; рисунок 24). Иногда несколько урн лежат под одной стелой (фото 27). Обычно на стелах нет надписей, хотя иногда встречаются посвящения. Например, в одну стелу из крупнозернистого известняка (фото 31) вставлена плита из мелкозернистого известняка, на которой перечислено не менее семнадцати поколений жрецов Таннит. Чаще на стелах грубо вырезаны изображения богини или знака Тиннит (фото 33; рисунок 24б, ц, ф). В какой-то момент истории этого слоя стеллы стали делать из твердого мелкозернистого известняка в форме обелисков, грубо обработанных с трех сторон и отшлифованных с четвертой стороны, на которой часто выполнялись надписи, символы или другие украшения (фото 32,35; рисунок 25,28,67). Судя по керамике, эти изменения начались примерно в конце пятого века, и по ним некоторые археологи отличают слои друг от друга, признавая всего четыре. Однако захоронения под стелами из крупнозернистого известняка, хотя лежат обычно чуть выше, попадаются и среди более ранних захоронений (фото 27) и реальных изменений в погребальном уровне не наблюдается.

Ближе к вершине уровня 2 местами встречается слой горелого мусора, пепла и т.д., однако этот слой не постоянный и не одинаковой толщины, а потому не образует четкой границы между этим уровнем и следующим. Возможно, это остатки погребальных костров в местах святилища, временно не используемых для захоронений. Слой 3, вероятно, начинается незадолго до 300 года и представляет собой последние 150 лет пунического города. В этом слое находились меньшие урны и несколько стел, однако он был сильно поврежден более поздней деятельностью на площадке (рисунок 23), включая римские подвалы припортовых лавок. Поскольку в мусоре встречается множество разбитых стел, можно предположить, что многие другие были украдены и употреблены в качестве строительного материала. Этот участок использовался до самого падения Карфагена.

Расположение этого участка так близко к портам имеет важное значение. Синтас, проводивший его частичные раскопки, нашел в нетронутой земле под погребальными урнами самого нижнего слоя маленькое сооружение, которое счел самым ранним центральным храмом этого культа (рисунок26), храмом моряков из числа первых колонистов. Правда надо отметить, что найденные им предметы, явно связанные с этим храмом (рисунок 27), относятся не к Х веку, как он первоначально предположил, а, самое раннее, к концу IX века, главным образом, ко второй половине VIII века, что и должно быть датой этого хранилища. Пока не обнаружено долгой пунической жизни этого святилища. Даже святилище в Сусе, как мы видели, появились позже, а другие североафриканские святилища, такие как в Бир-бы-Книссии, Сьягу, Константине и других местах, в основном появились во время Пунических войн, хотя часто использовались (как в Сусе) и в неопунический период.

Святилище Танит

Жрецы, ритуалы

Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в нескольких поколениях, а на одной из могил есть эпитафия пяти поколениям. Мы также обнаруживаем, что жрецы женились на жрицах. Как в некоторых других странах, священники были только культовыми служителями и не выполняли обязанностей судей. Однако, похоже, что временами одна и та же персона выполняла эти роли, а финикийские цари и царицы совмещали обе обязанности, как, например Малх в Карфагене в VI веке до нашей эры. Пикар предполагает, что жрецы кроме религии, были и хранителями финикийских традиций, и главной опорой интеллектуальной жизни, и именно жречество так долго помогало сохранять финикийские обычаи и язык в Северной Африке. Существует достаточно фактов доказывающих подобную точку зрения...

Есть информация и о ритуальных жертвоприношениях. В те времена многие предметы могли, приноситься в жертву: еда и питье, птицы и животные и даже люди. Две надписи из святилища Таннит в Карфагене недвусмысленно говорят о приношении в жертву детей. Нам знаком рассказ Диодора о бронзовой статуе, на руки которой клали жертвы, падавшие оттуда в пламя. А пока ребенок лежал на руках статуи, родственники гладили его, чтобы он не плакал. Описанием ритуала древних историков воспользовался Флобер в своем романе "Саламбо". Хочется думать, что с течением времени детские жертвоприношения становились реже и дети подменялись маленькими животными и птицами, во всяком случае, можно надеяться, что когда содержание погребальных урн святилища Таннит будет полностью изучено, мы получим доказательства смягчения нравов. Пока мы лишь можем сказать, что кости птиц и маленьких животных попадаются в урнах, однако костей младенцев гораздо больше. Взрослых в Финикии и ее колониях приносили в жертву реже, однако исторические источники упоминают жертву трех тысяч пленных в Гимере в 409 году во искупление гибели Гамилькара в сражении 480 года (странно, что месть задержалась более чем на семьдесят лет). В Карфагене ежегодно приносили одну человеческую жертву Мелькарту. Приведем для сравнения надпись на моавитском камне. Она утверждает, что Камош убил 7000 людей Нево, «посвятив жертву Астарте-Кемош"..."

Римский историк Плиний (Plin, N.H. XXXVI. 39) описывает ежегодный обычай пунийцев приносить в жертву человека, заживо его сжигая.

Так же и Диодор (Diod, XX, 65; Diod XIII, 62,4) описывает обычаи принесения в жертву Баалу тысяч пленных, в первую очередь самых красивых. Диодор так же пишет, как в ходе нападения Агафокла на Карфаген карфагеняне совершили массовое жертвоприношение, дабы умилостивить своих богов, и ими тогда было сожжено пятьсот младенцев. Обычаи принесения в жертву своих детей были согласно Диодору распространены в Карфагене, хотя некоторые семьи, чтобы защитить своих младенцев, покупали чужих детей, выращивали и выкармливали их, а затем отдавали в жертву, чем спасали своих детей. Вместе с тем свое поражение от Агафокла, сами карфагеняне приписали гневу богов, которые им мстили за использование подставных жертв.

Одержимость карфагенян культом Баала была невероятно высокой и, как пишет С.В. Авдиев в работе «Пунический Карфаген в свете новейших раскопок», даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от
времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали
человеческие жертвоприношения...

Конечно, нельзя думать, что карфагеняне поступали так в силу собственной необразованности - наоборот, они были хорошо образованы и знали ради чего приносят жертвы.

По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тайлора, жертвоприношение берет начало в той же анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно - человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.

Как пишет в книге «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн» (Воронеж, 1996 год), автор Боровникова Т.А: «жертвоприношения в честь ханаанского бога Баала-Элагобала требовали постоянные и массовые человеческие жертвоприношения» и эти обычаи после падения Карфагена были переняты вместе с культом Баала и римлянами.

Так в Риме, во время восхождения на престол императора Гелиогабала, принадлежавшего к сирийскому аристократическому роду Вариев,потомственного жреца финикийского бога солнца Элагабала, во всей Италии отбирались красивые мальчики (Элий Лампридий, VIII, 1 Дион. 79.1.3) для жертв этому сирийскому богу, представлявшему все того же Баала.

Император Гелиогабал

Историк Геродион описывает, что у алтарей храма Баалу в Риме каждое утро приносились обильные жертвы вином, животными и людьми, причем внутренности жертв ритуально обносились жрецами в золотых чашах вокруг алтарей. По завершению же ритуала начиналась пляска Гелиогабала и его соплеменниц - жриц Баала перед подготовленными к сожжению горами трупов.

Сами римляне к финикийской религии, относились резко отрицательно, в том числе и из-за жертвоприношений, так как в ходе Пунических войн в жертву карфагенянами приносились и сами римляне. Так Ганнибал Магон,после битвы под Гимером в 408 до Р.Х. на алтаре Ваала принес в жертву 3000 пленных.

Аналогично вели себя карфагеняне и в ходе трех Пунических войн которые вели против Рима и потому война Рима против Карфагена, как писал Честертон, была войной за сохранение каких-то нравственных норм.

Список используемой литературы

1.​ «Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год

2.​ «Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke).

3.​ «Жизнь двенадцати Цезарей». Светоний

4.​ «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн». Боровникова Т.А. Воронеж, 1996 год

5.​ «Иудейская Богиня». Рафаэль Патэ

6.​ «Танит (Тиннит)».Сайт "Иллюстрированная мифологическая энциклопедия" http://mifolog.ru/

В древние времена люди отличались особой жестокостью и кровожадностью по отношению к своим врагам и провинившимся слугам. Без доли сочувствия и жалости правители подвергали наказанию своих поданных используя при этом самые изощрённые способы пыток. Также история знает немало примеров бесчеловечных жертвоприношений, отличавшихся особой жестокостью и бессердечностью. В продолжении статьи вы узнаете о десяти жертвоприношениях прошлого, от которых в жилах стынет кровь.

Головорезы из Индии

Бандитов в Индии обычно называют словом «туги», это слово является синонимом индийского слова «мошенник». Эта группа была распространена по всей Индии, и по количеству варьировалась от нескольких человек до сотен. Головорезы, как правило, изображали из себя туристов, и предлагали путешественникам компанию и защиту. Затем они тщательно следили за своими жертвами в течение нескольких дней или даже недель, ожидая момента, когда жертва - окажется уязвима для удара.

Они выполняли свои жертвоприношения по последней «ритуальной моде». Они считали, что кровь не должна быть пролита, поэтому своих жертв они либо душили, либо травили. От рук индийских головорезов по разным оценкам погибло свыше миллиона человек, между 1740 и 1840 годами, также было обнаружено несколько массовых захоронений, в которых, как полагают, «туги» приносили ритуальные жертвы своей богине Кали.

Жертвы «Плетёного человека»

Этот тип ритуальных жертвоприношений был изобретён кельтами, как считал Юлий Цезарь, и заключался он в массовом сжигании людей и животных в сооружении, которое имело форму гигантского человека. Жертвы кельты приносили своим языческим богам для того, чтобы гарантировать, что год будет плодородным, или чтобы обеспечить победу в войне, или в каких-то иных начинаниях.

Первым делом кельты помещали в «плетёного человека» животных. Если не было достаточного количества животных, они помещали туда пленных врагов, или даже невинных людей, обкладывали всё сооружение древесиной и соломой, и поджигали.

Некоторые люди считают, что «плетёный человек» был выдуман Цезарем для того, чтобы изобразить его врагов полными варварами, и обрести политическую поддержку. Но в любом случае, «плетёный человек» был, и остаётся невероятно пугающей формой жертвоприношения.

Жертвоприношения майя в карстовых воронках

Майя хорошо известны всевозможными ритуальными жертвоприношениями. Предлагать богам живых людей было важной частью их религиозной практики. Одной из таких практик было жертвоприношение людей в карстовых воронках, куда прыгали майя.

Майя верили, что такие воронки являются вратами в преисподнюю, и что предлагая жертвы местным духам, они смогут их умилостивить. Они полагали, что если духи умерших не успокоятся, то они могут принести майя несчастья, такие, как засуха, а также болезни или войны. По этим причинам они часто заставляли людей прыгать в карстовые воронки, а некоторые из них делали это по доброй воле. Исследователи обнаружили в Южной Америке множество карстовых воронок, буквально заваленных человеческими костями, что явно свидетельствовало о масштабах, в которых майя практиковали религиозные человеческие жертвы.

Жертвы замурованные в строениях

Одна из самых ужасных практик человечества - это обычай хоронить людей в фундаментах зданий с целью их укрепления. Такая практика была принята в некоторых частях Азии, Европы, а также Северной и Южной Америки. Предполагалось, что чем больше дом, тем больше должно быть жертв. Эти жертвы варьировались от мелких животных до сотен людей. К примеру, наследный принц Цай в Китае был принесен в жертву для того, чтобы надёжнее укрепить дамбу.

Человеческие жертвоприношения ацтеков

Ацтеки считали, что человеческие жертвы необходимы для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Это означает, что тысячи людей приносились в жертву ежегодно. У ацтеков имелись огромные пирамидальные сооружения, со ступенями, ведущими к вершине, на которой находился жертвенный стол. Там людей убивали, а их сердца вырывали из груди, и поднимали к Солнцу.

Тела людей затем сбрасывали вниз по ступеням, к восторженной толпе. Многие тела скармливались животным, другие развешивались на деревьях, также были известны случаи каннибализма. Помимо жертвоприношений на пирамидах, ацтеки также жгли людей, расстреливали их из луков, или заставляли их убивать друг друга, так, как это делали гладиаторы.

Жертвоприношения африканских альбиносов

Самым страшным в жертвоприношениях африканских альбиносов является то, что они широко практикуются в Африке и сегодня. Некоторые африканцы по-прежнему верят в то, что части тела альбиноса являются мощными оккультными предметами, которые могут быть полезны в колдовстве. Они охотятся за разными частями тел, их собирают из-за их высокой оккультной стоимости.

К примеру, считается, что руки альбиноса могут принести финансовый успех, язык, как полагают, приносит удачу, а гениталии могут вылечить импотенцию. Вера в магический потенциал частей тел альбиносов привела к убийству тысяч людей, как взрослых, так и детей. Многие альбиносы вынуждены скрываться, поскольку опасаются за свою жизнь.

Детские жертвоприношения инков

Инки были племенем в Южной Америке. Их культура находилась под сильным влиянием их религиозных обрядов, в которых активно использовались человеческие жертвоприношения. В отличие от других племен и культур, в которых допускалось принесение в жертву рабов, пленных или врагов, инки считали, что жертвы должны быть ценными.

По этой причине инки приносили в жертву детей высокопоставленных лиц, детей жрецов, вождей, знахарей. Детей начинали готовить заранее, за несколько месяцев. Их откармливали, ежедневно мыли, им предоставлялись работники, которые были обязаны выполнять все их прихоти и желания. Когда дети были готовы, они направлялись в Анды. На вершине горы был храм, где детей обезглавливали, и приносили в жертву.

Племя лафкенчей

В 1960 году сильнейшее за всю историю землетрясение ударило по Чили. В результате этого у чилийского побережья возникло разрушительное цунами, убившее тысячи людей, и уничтожившее огромное количество домов и имущества. Сегодня это известно как Великое чилийское землетрясение. Оно стало причиной широкого распространения страха и различных спекуляций среди чилийского народа. Чилийцы пришли к выводу, что бог моря разгневался на них, и потому они решили принести ему жертву. Они выбрали пятилетнего ребёнка, и убили его ужаснейшим образом: они отрезали ему руки и ноги, и выставили всё это на шестах, на пляже, с видом на море, для того, чтобы бог моря успокоился.

Детские жертвоприношения в Карфагене

Принесение в жертву детей было очень популярно в древних культурах, вероятно потому, что люди верили в то, что дети обладают невинными душами, а следовательно, являются наиболее приемлемыми жертвами для богов. У карфагенян была жертвенная яма с огнем, в которую они бросали детей и их родителей. Эта практика возмутила родителей Карфагена, которые устали от убийств своих детей. В результате они решили покупать детей из соседних племён. Во время больших бедствий, таких, как засуха, голод или война, жрецы требовали, чтобы даже молодежь была принесена в жертву. В такие времена случалось, что в жертву приносили до 500 человек. Ритуал проводился в лунную ночь, жертвы убивались быстро, а их тела сбрасывали в огненную яму, и всё это - сопровождалось громким пением и танцами.

Джошуа Мильтон Блайи: голый либерийский полевой командир-каннибал

Либерия является страной в Африке, пережившей десятилетия гражданских войн. Гражданская война в стране началась в силу ряда политических причин, и мы стали свидетелями появления нескольких групп повстанцев, борющихся за свои интересы. Очень часто их партизанскую борьбу окружали суеверия и колдовство.

Один интересный случай произошел с Джошуа Мильтоном Блайи, полевым командиром, который верил, что борьба в голом виде каким-то образом может сделать его неуязвимым для пуль.

Он практиковал множество форм человеческих жертвоприношений. Он был хорошо известен как каннибал, и ел военнопленных, медленно поджарив их на открытом огне, или сварив их мясо. Более того, он полагал, что употребление в пищу детских сердец сделает его более храбрым бойцом, поэтому когда его армия совершала набеги на деревни, он крал оттуда детей для того, чтобы собрать «урожай» из их сердец.

Похожие статьи