Замок Шамбор: фото и интересные факты о красивейшем дворце Франции. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

Замок Шамбор (Château de Chambord) находится в 14 км восточнее Блуа в департаменте Луара и Шер среди лесов природной области Солонь.

История строительства замка

Обширное поместье Шамбор с небольшим замком было приобретено герцогом Орлеанским у графа Блуа в 1392 году. В 1519 году после возвращения из Италии король Франциск I выбирает Шамбор для охотничьих забав и решает построить здесь более просторный замок.

Автор его проекта достоверно неизвестен. По некоторым данным им мог быть Леонардо да Винчи, хотя он умер ещё за несколько месяцев до начала строительства. Вероятнее, что им был помощник и ученик великого итальянца Д. де Кортона. Для сооружения замка с пристани городка Сен-Дье было доставлено 220 тыс. т. белого песчаника, а в его строительстве принимали участие около 1800 рабочих.

Строительные работы проходили в сложных условиях из-за заболоченности земельного участка и продолжались с 1519-го по 1547 год. Плотникам приходилось вбивать деревянные свои под фундамент замка на глубину до 12м.

Стиль и планировка

Архитектура замка Шамбор очевидно следует стилистическим особенностям готическим замкам Средневековья. При этом план пятиэтажной цитадели замка представляет собой греческий крест, что редко встречается в жилых зданиях. На двух лучах креста были построены 4 круглые башни. В дальнейшем к ней были пристроены два трехэтажных крыла, также завершающиеся башнями с шатровыми крышами и фонарями.

На каждом этаже донжона находятся по 4 круглых и квадратных помещения, соединённых коридорами ведущими к парадной двойной винтовой лестнице. По ней можно подняться на большую террасу и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается ещё одна башня. Общая высота которой составляет 32 м. На её шпиле вместе креста закреплена королевская лилия.

В западном крыле архитектором Ж. ле Гумблем построена замковая часовня, тогда как апартаменты владельца располагались в более просторных помещениях восточной части замка. Общая длина фасада составляет 156 м при ширине 116 м. На соединённых 77 лестницами 5 этажах замка расположено 426 комнат и залов. Они украшены 800 колоннами с резными капителями, а для отопления помещений использовалось 282 камина.

Череда владельцев

После смерти Франциска I замок Шамбор мало интересует королевский двор. Интенсивная светская жизнь возрождается в его стенах после того, как его владельцем в 1639 году становится Гастон Орлеанский. В конце века Людовик XIV приглашает в Шамбор Мольера, поставившего здесь для короля пьесу «Мещанин во дворянстве».

В XVIII в. вплоть до революционной смуты замок принадлежит сначала бывшему польскому королю Станиславу Лещинскому, а затем маршалу Морису Саксонскому. В середине века с разрешения Людовика XV в замке Шамбор располагается лаборатория Сен-Жермена. В 1792 году его владельцем становится соратник Наполеона маршал Бертье. С 1821 года Шамборский замок принадлежит А. д͗Артуа, герцогу Бордосскому.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов в замке размещается госпиталь. В 1883 году замок приобретает герцог Пармский, а в 1930 году французское государство покупает его за 11 млн. золотых франков у Э. де Бурбон.

В 1947 году начинается работа по реставрации замка и превращение его в крупный туристический и культурно-развлекательный центр. С 1971 года на втором этаже замка Шамбор размещается картинная галерея парижского Музея охоты и природы. В залах представлены произведения живописи Рубенса, Брейгеля-ст, Снайдерса, Кранаха, посвящённые охотничьей тематике.

Парк у замка

Рядом с замком находится заложенный в XVI в. обширный парк, занимающий площадь около 7 тыс. га. Доступны для посещения туристами только 14% его территории. Весь парк окружен колоссальной стеной длиной 32 км, в которой предусмотрено 6 ворот. На охраняемой территории обитает около 100 видов птиц и можно встретить кабана, косулю или оленя.

В 1684 году Ж. А. Мансар планирует создать перед фасадом замка регулярный парк, состоящий из двух частей. Осуществить всё задуманное сразу не удалось, так как работы были приостановлены до 1734 года. Следующий этап в истории парка связан с творчеством садовника Ж-Б. Паттара. В 1750 году ботаническая коллекция сада обогатилась посадками самшита, каштана, апельсиновых деревьев, лимонов и ананасов.

В XIX в. сад пребывает в запустении и его возрождение происходит только в 1930-е годы под руководством А. Дашена. В 2010-2016 годах сад был снова обновлён по проекту П. Тево. При этом было облагорожено 18 тыс. м2 газонов, высажено 15 тыс. растений и 1,2 тыс. деревьев и кустарников.

Французский город Шамбор знаменит лишь одной достопримечательностью одноименным замком. Но эта одна стоит многих! Одни говорят, что замок уступает по пышности только Версалю. Другие убеждены, что замыслом и размахом он даже затмил резиденцию рода Бурбонов в Париже. Понятно, почему Шамбор второй в рейтинге посещаемости (после Версаля) во Франции.

История создания

Поместье Шамбор, окруженное лесами, было приобретено герцогами Орлеанскими еще в 14 веке. В конце 15 столетия герцог Орлеанский из ветви Валуа стал королем (называемым Людовиком XII). Охотничья усадьба, соответственно, перешла во владение короны.

Франциск I (преемник Людовика XII), вдохновленный победой при Мариньяно и впечатленный увиденным в Италии, решил построить грандиозный дворец, свидетельствующий о могуществе французских монархов. Знакомство с художником и ученым Леонардо да Винчи усилило желание Франциска создать нечто грандиозное. Гений да Винчи согласился переехать во Францию и разработать проект дворца.

Для осуществления амбициозной идеи было решено снести прежнее поместье Шамбор и возвести на его месте настоящий дворец в ренессансном стиле. В 1519 году начался демонтаж. Через 18 лет на изгибе реки Коссон вырос архитектурный шедевр!

Он свидетельствовал о мощи короны, служил охотничьим поместьем короля и его свиты, а также местом встреч Франциска I с графиней Тури его возлюбленной. Замок продолжал совершенствоваться вплоть до 1685 года. Король Людовик XIV, страстно любивший охоту, предпочитал его .

Что посмотреть в замке

Первое, что впечатляет архитектура. Силуэт сооружения выполнен в стиле готики, а роскошная отделка в стиле раннего итальянского Возрождения. Говорят, что французский замок впечатляет не меньше, чем индийский Тадж-Махал. Шамбор одна из визитных карточек Франции. Размеры здания 156 метров в длину и 177 в ширину.

По завершении осмотра интерьеров, можно подняться на смотровые террасы крыши, чтобы созерцать и впечатляться природой поместья. С площадок открываются потрясающие виды, которые непременно следует увезти в фото.

В июле и августе посещение дворца-музея можно совместить с просмотром ночного спектакля 50-минутного цифрового видео-шоу с применением аудиоэффектов. С мая по сентябрь ежедневно устраивается 45-минутное конное шоу «В лесу истории».

С апреля по сентябрь в одном из залов функционирует экспозиция работ Джамеля Тата (современное искусство). Шамбор окружен парком-заповедником лесного типа. Его площадь составляет 5441 га (1000 га из которых доступны посетителям). Лесопарк, в свою очередь, обнесен стеной. Протяженность стены, опоясывающей лес, 32 километра, высота 2,5 метра! На территории угодий водятся олени, муфлоны, косули и кабаны.

Дворцовые интерьеры и лестница да Винчи

Во дворце:

  • 426 комнат;
  • 77 лестничных маршей;
  • 282 камина;
  • 800 капителей со скульптурами.

К осмотру пока доступна лишь малая часть помещений. В частности:

  • парадные апартаменты стиля 18 века;
  • апартаменты королевы;
  • апартаменты 18 века с улучшенным комфортом;
  • портретная галерея;
  • выставка карет;
  • покои Франциска I;
  • кабинет;
  • зал заседаний;
  • королевская часовня;
  • музей графа.

Хотя да Винчи не дожил до начала строительства, в ряде деталей четко просматривается его почерк. Среди рисунков Леонардо были найдены чертежи двойной спиральной (винтовой) лестницы с двумя отделениями ступеней. «Инновационная» лестница, украшенная резными орнаментами, существует до сих пор. Главная её идея в том, чтобы дороги поднимавшегося и спускавшегося не пересекались. Сегодня посетители могут совершить по ней восхождение и оценить инженерную идею!

Практическая информация

Адрес : Château, 41250 Шамбор, Франция.

Стоимость - 11 €.

Прокат лодки (р.Коссон):

Стоимость аренды лодки - 12-30 € зависимо от вида (гребная, электромоторная), количества посадочных мест и времени аренды.

Прокат велосипеда, велоприцепа, квадроцикла:

Стоимость - 4-20 € (зависимо от вида транспорта и времени аренды).

Прогулка в экипаже с гидом (французский язык):

Стоимость прогулки:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 8 €.

Взрослые - 11 €.

Билет комбинированный (замок+экипаж) - 20 €.

Ночной спектакль «Шамбор - мечты и огни»:

Стоимость:

Билет на спектакль - 13 €

Билет комбинированный (замок+спектакль) - 18 €

Конное шоу «В лесу истории»:

Стоимость:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 9 €.

Взрослые - 12.50 €.

Билет (замок+шоу) - 21 €.

Способы проезда из Парижа:

Автомобиль: начать движение по магистрали А10, а затем свернуть в сторону Блуа, либо Мера.

Поезд. Прямой рейс: станция d’Austerlitz (Аустерлиц) - станция Blois (Блуа). Далее поездом TGV.

Рейс с пересадкой: вокзал Montparnasse (Монпарнас) - пригород Saint-Pierre-des-Corps. Затем электричкой TER до станции Blois (Блуа).

От ж/д станции Blois (Блуа) до замка:

  • на такси (ежедневно);
  • автобусом 18 - подстроен под график прибытия поездов (с апреля до начала сентября);
  • маршрутным автобусом 2 - с собственным расписанием (ежедневно).

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.

У многих девочек в детстве (признавайтесь!) была мечта - стать принцессой и жить в замке, и я признаюсь, что я не исключение - диснеевские мультики и рассказы о рыцаре на белом коне определенно наложили свой след на мое мировоззрение. Увы и ах, повзрослев, я осознала, что реальность далека от сказок, но при этом должна сказать, что в моей жизни был такой момент, когда казалось, что чудеса существуют. Речь идет о том дне, когда я посетила волшебный замок Шамбор, который находится в знаменитой долине Луары, богатой изысканными архитектурными произведениями искусства.

Важная информация

Начну с того, что на входе в замок есть информационный центр, где вы можете взять брошюру или аудиогид (стоит он 5 EUR)на русском языке. Рядом вы увидите кассы, где можно купить билеты. Простое посещение замка стоит 11 EUR, если вы хотите совместить это с вечерним представлением или конным шоу, о которых прочитаете чуть ниже - берите комбинированный билет (о них также немного позже).

Шамбор открыт для туристов целый год. Исключение составляют несколько праздничных дней: 25 декабря, 1 и 31 января. В период с 26 марта по 2 ноября замок «работает» с 9:00 до 18:00, в остальное время - с 9:00 до 17:00. Важно знать, что кассы работают до 17:30 и 16:30 соответственно.

Если вы хотите приобрести какие-либо сувениры на память - на территории дворцово-паркового комплекса есть несколько магазинов, где можно купить различные вещи на память - от стандартных магнитов и открыток до необычных местных деликатесов. В соседних городках есть множество уютных и недорогих кафешек.

Как добраться

Замок Шамбор (он же Шамборский замок, а по-французски - Château de Chambord) находится в 180 км от Парижа, и поэтому отлично подойдет для однодневной вылазки из французской столицы. До замка можно добраться двумя способами: на машине и на общественном транспорте.

На машине

Автомобиль, конечно, дает большую свободу перемещения: вы не зависите от расписания поездов и автобусов и вольны сами выбирать и время отправления, и свой конкретный маршрут. Мы, например, решили попробовать охватить необъятное и вполне успешно с этим справились, посетив сразу два замка за один день. Думаю, что при желании и большом запасе времени можно даже постараться увидеть и три, и даже четыре.

Итак, если вы взяли в аренду автомобиль или, что еще круче, приехали во Францию, на своей машине, выезжайте из Парижа на трассу А10 и по истечении примерно полутора часов начинайте искать съезд на небольшой город Мер (Mer). После того, как вы проедете его насквозь и пересечете реку Луару, в честь которой и названа долина, вы увидите широкие леса - это и есть территория замка Шамбор. Езжайте по указателям, и буквально через пару минут вы заедете на парковку, которая, кстати, для легковых автомобилей стоит всего 4 EUR в сутки, для кемперов - 7 EUR.

Общественным транспортом

История

О том, как создавался Шамбор, ходит множество легенд, что делает его еще более таинственным. Известно, что строительство замка началось в 1519 году, и поговаривают, что в его проектировании принимал участие сам Леонардо да Винчи, в то время служивший при дворе короля Франциска I. Знаменитый творец скончался незадолго до начала работ, но оставил после себя схемы двойной спиральной лестницы, которая до сих пор удивляет многих туристов. О ней вы, впрочем, прочитаете немного позже. В одной книге я прочитала, что в создании этого удивительного архитектурного ансамбля участвовало около 2000 рабочих, а для сооружения самого замка понадобилось более 220 000 тонн камня! За каменные блоки, кстати, отвечали специально обученные люди, которым платили за каждый отдельный вытесанный блок. Поэтому присмотритесь к ним внимательнее - на каждом камне Шамборского замка высечено имя его мастера - так сказать, подпись или метка. Строительство продолжалось вплоть до 1547 года и в общей сложности заняло около 30 лет. Создатели замка хотели, чтобы его великолепие затмило чуть ли не все европейские дворцы, и, как мне кажется, они вполне достигли своей цели. До появления Версаля Шамбор по праву считался самым роскошным замком своего времени.


После того, как скончался инициатор создания замка Франциск I, Шамбор, бывшая охотничья резиденция французского короля, за пять веков успел поменять десятки владельцев. На протяжении какого-то времени в нем даже располагалась экспериментальная химическая лаборатория Сен-Жермен, а также прятался польский король Лещинский. Ближе к середине 20 века французскому правительству удалось выкупить замок у его последнего владельца, после чего он был признан национальным наследием Франции и даже был занесен в список ЮНЕСКО.

Шамбор сегодня: внешний облик и внутреннее убранство

Чтобы осознать величие и великолепие замка Шамбор, нужно его увидеть вживую - ни самые лучшие эпитеты, ни самые качественные фотографии не смогут передать то, что открывается перед вашими глазами, когда вы заезжаете на территорию дворца. Попав внутрь, вам кажется, что вы находитесь в небольшом отдельном городке со своими улицами и площадями.


Впрочем, приведу несколько цифр, чтобы у вас была возможность хотя бы немного представить, насколько роскошно жили раньше французские правители. Итак, вообразите себе: в замке насчитывается 426 комнат, 282 камина и 77 лестниц. Надо отметить, лестницам здесь уделяется много внимания, а в особенности той, которую спроектировал да Винчи. Ее особенность заключается в том, что она, по сути, состоит из двух лестниц - обе они поворачиваются в одном и том же направлении, но при этом никогда не пересекаются, поэтому те люди, которые спускаются, никак не могут столкнуться с теми, кто поднимается. Кроме этой удивительной особенности, спиральная лестница украшена резным орнаментом, лепными фигурами загадочных нимф, химер и фавнов и сама по себе представляет уникальную архитектурную ценность. По этой лестнице можно подняться на большую террасу, откуда открывается вид на окрестности дворца: лесной парк - между прочим, самый крупный в Европе, в котором охотились французские короли, свежепостроенные гостиницы неподалеку, берег реки, где можно арендовать лодку и, собственно, саму реку, которая называется Коссон. Изначально Франциск I хотел изменить течение реки Луары, повернув ее русло так, чтобы она протекала прямо перед замком, и он, таким образом отражался бы в ее водах. В итоге обстоятельства сложились так, что от первоначальной идеи пришлось отказаться, и к Шамбору провели русло реки Коссон. Сама терраса украшена разнообразными каминными трубами, фигурами сказочных существ, удивительно декорированными раковинами и ромбами. На экскурсии мне рассказали, что однажды в замок прибыл венецианский посол и, поднявшись на террасу Шамбора, он, изумленный красотой и величием дворца, признался, что на какой-то момент ему почудилось, будто бы он находится в сказке. Думаю, такое ощущение возникает у большинства людей, которые приехали в Шамбор.


Теперь расскажу вкратце о внешнем виде замка: Шамбор состоит из пятиэтажного донжона (иными словами, это главная башня в феодальных замках) и двух пристройках к нему - восточное и западное крыло. Планировка замка очень хитрая и запутанная, но при этом все коридоры пересекаются в центре этажа около вышеописанной лестницы. Согласно легенде, любвеобильный король Франциск сам настоял на такой хаотичной схеме дворца, чтобы его многочисленные фаворитки не могли столкнуться друг с другом, прогуливаясь по бесконечным длинным коридорам.


Обратите внимание на третий этаж - своды залов там отделаны удивительной красоты резьбой, на которой видны первая буква имени Франциска - «F», а также его символ - мифическое животное саламандра, которая, по преданиям, может жить в огне.

Чем заняться в замке и его окрестностях

Если вы уже «находились» по замку, повздыхали о том, как здорово, наверное, было бы иметь такую летнюю резиденцию, и даже поднялись на террасу, самое время ознакомиться с иными вариантами времяпровождения, которые есть в Шамборе.

Поездка на лодке по каналу перед замком

Как я уже писала, в лесном парке, что вокруг замка, есть канал, рядом с которым находится пункт аренды лодок. Они тут достаточно необычные, не весельные, а на электрических двигателях, поэтому теоретически даже самые хрупкие девушки могут спокойно с ними управляться. Надо сказать, что лодки двигаются совсем не быстро, поэтому рассчитывать на катание с ветерком не стоит - вместо этого вы получите спокойную и расслабленную прогулку по каналу. Полчаса такого удовольствия стоят 14 EUR. За эти 30 минут вы получите колоссальное эстетическое удовольствие и почувствуете такое умиротворение, что наверняка поддадитесь соблазну продлить это блаженство еще хотя бы ненадолго…


Вечернее шоу «Шамбор - мечта и огни»

Если прогулка на лодочке - это, скорее, приятное дополнение к обычному посещению замка, то еще один вариант времяпровождения может смело выступать как отдельная достопримечательность. Это доказывает немаленькое количество машин, заполняющих парковку ближе к вечеру. Эти люди приезжают специально к вечернему светомузыкальному представлению. По моему скромному мнению, не попасть на него, уже находясь на территории замка - ну просто самое настоящее преступление. Единственная загвоздка в том, что шоу идет лишь в период с начала июля до середины сентября (в июле в 23.00, в августе после 22.30, в сентябре после 21.30). Оно длится чуть меньше часа, однако будьте готовы, что, возможно, вам придется задержаться еще на минут 20-30, поскольку иногда начало спектакля немного задерживается из-за светлых французских ночей. Сегодняшнее представление называется «Шамбор - мечта и огни». Оно, как говорилось в путеводителе, «объединяет звук и свет». Первое такое шоу было проведено в 1952 году и встретило полнейшее одобрение среди публики, поэтому создатели решили двигаться дальше и за полвека успели показать целую серию удивительных постановок, таких как «Битва дня и ночи», «Метаморфозы» и многое другое.

Цена на посещение - 13 EUR, но если покупать комбинированный билет: вход в замок + представление, можно немного сэкономить, поскольку он стоит 18 EUR. Впрочем, для любителей крутых лайфхаков есть еще один вариант. В то время как добропорядочные зрители располагаются на специальных лавочках, которые находятся на противоположной от Шамбора стороне канала, те хитрые туристы, кому было неохота покупать билеты, сидят сбоку от замка. Никто их не прогоняет (но это не точно), но вид оттуда, конечно, не совсем тот. Впрочем, если ваш бюджет очень ограничен, а посмотреть на такое волшебство хочется - вполне рабочий вариант.


Описать то, что вы чувствуете во время просмотра этого шоу, просто-напросто невозможно, но попробуйте себе вообразить такую картину: теплая летняя ночь, чистейший воздух, один из красивейших замков и удивительные картины на нем. Спектакль показывает историю создания Шамбора, параллельно идет рассказ на французском. Увы и ах, я не говорю на этом языке, поэтому очень советую вам заранее почитать о том, как строился этот архитектурный шедевр, чтобы не чувствовать себя там не в своей тарелке. Лично мне очень запомнилось, когда на замке показывалось, что было раньше на месте Шамбора - леса, поля и пасущиеся там олени. Впрочем, их и других представителей дикой природы можно встретить там и сейчас. Нам, например, на пути обратно перебежал дорогу вполне себе упитанный кабанчик. Напоследок о представлении скажу, что оно оставило у меня одни из самых ярких и теплых воспоминаний из той поездки, поэтому очень и очень рекомендую его всем тем, кто еще не соблазнился моим рассказом!

Конное представление

Помимо этого, с мая по сентябрь в конюшнях маршала Саксонского устраивают конный спектакль (Spectacle équestre) под названием «В лесу истории». Билеты продаются там же, а не в основной кассе замка, и стоят 9,5 EUR и 7 EUR для взрослых и детей соответственно. В мае, июне и сентябре спектакль идет во все дни кроме понедельника и начинается в 11:45 по будням и в 11:45 и 16:30 в выходные. В высокий сезон - июль и август - шоу показывают каждый день и в 11:45, и в 16:30.


Это представление длится чуть больше сорока минут и включает в себя множество всего интересного. Лошади исполняют различные трюки, а артисты рассказывают забавные истории и демонстрируют акробатическое мастерство, находясь при этом на лошади. Выглядит это невероятно круто и даже несколько страшно. Кстати, в любое другое время вы также можете попасть в конюшни и посмотреть на различные экипажи, или даже прокатиться в одном из них по территории замка. Такая поездка стоит, если не ошибаюсь, около 11 EUR, а комбинированный билет «посещение замка + поездка на экипаже» обойдется вам в 20 EUR.

Выставка картин

Все еще не устали и готовы к чему-то еще? Тогда держите еще один вариант - с 1 апреля и до самого конца сентября в Шамборе проходят выставки достаточно знаменитого в определенных кругах художника Джамеля Тата. Я думаю, экспозиция будет интересна тем, кто любит современное искусство (увы и ах, я не в числе этих людей). Надо отметить, что картины этого живописца висят в галереях по всему миру, а вход на выставку включен в стоимость билета в замок - поэтому есть если время, стоит заглянуть

Игры оленей

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные варианты актуальны лишь в теплое время года, в туристический сезон. А ведь есть и такие люди, для которых конец лета - это только время начала путешествия. Для них есть чудесная возможность прогуляться по заповеднику с гидом и посмотреть на animal show, которое называется «Разгар гона».


Во время этого уникального зрелища вы сможете понаблюдать за тем, как олени, обитающие в лесах близ замка, устраивают, так сказать, любовные игрища и дерутся рогами с соперниками за установление первенства. Такая необычная экскурсия длится около 3 часов и стоит 35 EUR.

Прогулка по окрестностям замка

Кроме того, каждую среду и субботу на территории парка организуются экскурсии, на которых вы вместе с гидом проедете на внедорожнике по основным природным достопримечательностям местности, даже самым труднодоступным. Стоит такое развлечение 18 EUR для взрослых и 12 EUR для детей от 6 до 17 лет.


И многое-многое другое

Нередко в замке организуются различные временные выставки или создаются новые экскурсии - для того, чтобы быть в курсе всех нововведений, следите за актуальной информацией на официальном сайте Шамбораэ

Напоследок

Итак, подытожим: для чего, когда и кому стоит ехать в Шамбор?

  • Для чего? Для того, чтобы отвлечься от повседневной рутины, почувствовать себя героями рассказов о средневековых королях, полюбоваться шедевром французской архитектуры, увидеть удивительное вечернее шоу и, конечно, совершенно неожиданно встретить оленя или кабана, перебегающего вам дорогу.
  • Когда? Определенно тогда, когда вам начнут надоедать городские пейзажи Парижа, а ежедневно сверкающая башня начнет действовать на нервы (не удивляйтесь - такое бывает), срочно садитесь на поезд/автобус/за руль автомобиля и езжайте в долину Луары. Ну, или когда просто выдастся свободный денек. Что же касается «сезона», лично я думаю, что лучше всего будет отправиться в Шамбор в сентябре. Логично ведь, что отпускной сезон заканчивается, туристов с каждым днем становится меньше, а значит, атмосфера волшебства чувствуется все лучше и лучше. При этом светомузыкальное представление все еще идет по вечерам. Впрочем, мы ездили в замок в конце июля и остались крайне довольны его посещением, поэтому писать о том, что летом здесь совсем уж людно, будет неправильно.
  • Кому? Всем-всем-всем! От серьезных взрослых любителей истории до самых маленьких детей - это место не оставит равнодушным никого. Искренне надеюсь, что после этой статьи вы как минимум добавите Шамбор в список мест, которые нужно посетить, а как максимум - купите билеты в самую романтичную страну на свете.

Замок Шамбор (Château de Chambord) – это самый крупный, самый узнаваемый и, по мнению многих, – самый прекрасный замок долины Луары. Он находится в центре огромного лесопарка. Всё величие эпохи Ренессанса и вся её роскошь воплотились в архитектуре этого огромного дворца из белого песчаника. Шамбор находится в департаменте Луара, в 10 км к востоку от […]

– это самый крупный, самый узнаваемый и, по мнению многих, – самый прекрасный замок долины Луары. Он находится в центре огромного лесопарка. Всё величие эпохи Ренессанса и вся её роскошь воплотились в архитектуре этого огромного дворца из белого песчаника.

Шамбор находится в департаменте Луара, в 10 км к востоку от города Блуа . Заказчиком возведения замка был Франциск I , который любил охотиться в этих краях. Некоторые свидетельства утверждают, что была и другая причина для строительства – недалеко от замка жила его возлюбленная – графиня Тури. Король не имел постоянной резиденции и кочевал вместе со своим двором. Каждый раз из замка вывозили ковры, мебель, посуду, другую бытовую утварь и предметы роскоши. Для таких грандиозных переездов требовалось около 18 тыс. лошадей. Франциск I в течение всей жизни регулярно объезжал все владения – такой образ жизни становился мучением для его свиты. Иногда подданным, для которых не всегда находилось место в замках, приходилось ночевать в холщовых палатках прямо на улице.

Одним из авторов проекта грандиозного дворца стал Леонардо да Винчи, но до воплощения своего замысла гениальный творец так и не дожил. Строительные работы начались в год его смерти – в 1519 году. В проекте участвовал и другой архитектор из Италии – Доменико да Кортона.

На возведение Шамбора ушло 220000 тонн камня. Грандиозное здание потребовало усиленной опоры – ведь строительство велось на болотистой местности. На 12 метров в глубину опускали дубовые сваи. Многие рабочие заболели на строительстве и умерли от болотной лихорадки. Всего на этих работах было задействовано 1800 человек. Для обустройства защитного рва вокруг замка и заполнения его водой вырыли канал от небольшой речки Коссон.

Замок построен вокруг центральной пятиэтажной прямоугольной башни – «донжона». Внутренняя планировка её выполнена в форме античного креста. В этой башне на каждом этаже расположены по 4 зала. Помещения на этажах соединяются четырьмя коридорами. На втором этаже внутренние комнаты перекрыты сводами – эти сводчатые потолки украшены монограммой короля и эмблемой матери монарха – Луизы Савойской. Некоторые из эмблем выполнены в перевёрнутом изображении, «вверх ногами» – для того, чтобы «королевская мощь» была видна самому Богу!

В центре сооружения – монументальная двойная лестница, украшенная резным орнаментом. Её называют «Escalier méridional» – Полуденная лестница. Она состоит из двух спиралевидных изогнутых маршей, которые не нигде пересекаются. «Escalier méridional» выходит на широкую террасу в верхней части донжона. Терраса эта в прежние времена служила для увеселений. В то время гости замка устраивали здесь прогулки и игры, любовались живописной панорамой вокруг замка. На самом верху донжона высится маленькая маяковая башенка. Она расположена на высоте 32 м, выше всех каминных труб, и украшена королевской лилией. Угловые башни сориентированы по четырём сторонам света. Стиль Возрождения явно заметен в отделке крыши замка, в причудливых формах фронтонов и капителей.

Длина фасада замка Шамбор – 156 метров, его ширина – 117 метров. Внутри здания 426 комнат, более 280 каминов, 77 лестниц, 800 украшенных рельефами капителей. Вокруг Шамбора разбит огромный парк площадью более 5 400 га. Длина стены, окружающей парк – около 30 км. Это самый большой парк-заповедник лесного типа во всей Европе. Его символы – кабан и олень. На территории паркового комплекса обитает более ста видов пернатых.

Строительство завершилось в 1547 г., Франциск I к тому времени умер. Его преемники не проявили интереса к огромному дорогостоящему замку. Людовик XIII в 1639 году подарил его Гастону Орлеанскому – своему брату.

Вновь судьбой Шамбора заинтересовался Людовик XIV . В 1684 г. он распорядился о внутренних изменениях и перестройках, приказал соорудить новую крышу часовни. В октябре 1670 г. в замок вместе с парижской труппой приехал Мольер . В стенах Шамбора актёры дали спектакль «Мещанин во дворянстве» – это была премьера знаменитой пьесы.

В XVIII веке в замке жил свергнутый король Польши – Станислав Лещинский . В период 1745 – 1750 гг. в стенах Шамбора базировался полк Морица . Здесь же в середине XVIII столетия с разрешения короля располагалась лаборатория знаменитого химика – графа Сен-Жермена .

Вожди Французской революции в 1789 г. не смогли снести Шамбор, поразившись его величию. Тем не менее, значительная часть мебели была вывезена и продана. Здесь располагались склад фуража и пороховой завод. Замок привели в полный упадок. В период франко-прусской войны Шамбор служил госпиталем. Начиная с 1883 г. он принадлежал герцогам Пармским .

В 1930 году государство выкупило замок Шамбор у владельца – Элии Бурбонского . Эта сделка обошлась властям в 11 млн. франков. В 1945 г. замок существенно пострадал от пожара, но в 1947 году уже начались масштабные восстановительные работы.

Сейчас Шамбор – это популярный туристический объект. Он внесён под №933 в список ЮНЕСКО. Здесь проходят экскурсии, вечерние свето-звуковые представления. Ни одно туристическое путешествие по долине Луары не проходит без посещения замка Шамбор.

Place Saint-Louis 41250 Chambord, France
chambord.org‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Похожие статьи