Ян Жижка - чешский полководец и политический деятель. IV вещи, которые превратят твоих крестьян в победоносное войско — советы Яна Жижки

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за её пределами.

Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской армии под командованием польского короля Владислава II Ягелло против Тевтонского ордена. В той битве 2 хоругви (отряда) Яна Жижки отличились на левом крыле союзной армии, где были разгромлены крестоносцы под командованием Лихтенштейна. Ян Жижка был участником и другого большого сражения - битвы при Азенкуре.

Он стал одним из ближайших сподвижников Яна Гуса (сожжённого на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение её политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты - от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка, встал на сторону таборитов.

Он явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический приём Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Другие три гетмана не оспаривали его фактическую власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы (ныне Жижковой Горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Её восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять) осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кёльнский и майнский курфюрсты, итальянские наёмники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон - с северо-востока и с юга.

Ян Жижка по праву считается выдающимся военным талантом в чешской истории. Превосходный полководец с железной волей, он был крайне жесток при расправе с врагами. Сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости, из-за чего он даже некоторое время носил прозвище «Страшный слепец».


Ян Жижка родился в 1360 году (более точная дата не известна) в городе Троцнов Южной Чехии в обедневшей дворянской семье. О большей части жизни Яна сведений практически не сохранилось. В 1410 году он в составе чешских добровольцев сражался против крестоносцев и отличился в Грюнвальдской битве (где лишился левого глаза), затем участвовал в походах венгров против турок и в войне англичан против французов.

К началу гуситских войн в Чехии Жижка уже обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за пределами страны. Он примкнул к партии гуситов, став ближайшим сподвижником Яна Гуса. По мере нарастания борьбы Жижка стал одним из самых влиятельных военных деятелей гуситов (впоследствии – таборитов). После образования в 1420 году военного лагеря Табор, он стал одним из четырёх его гетманов, а фактически их главным полководцем и начал организованную борьбу чешского народа против крестоносцев (1419–1434).

Первой крупной победой войска таборитов под командованием Жижки было сражение у Судомержа в марте 1420 года. В этом бою табориты впервые применили полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический прием Жижка и другие гетманы успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

В том же году войско Яна одержало еще одну значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за Прагу. Эта победа чешских воинов над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя таборитов и продемонстрировала его полководческие способности. В декабре 1420 года Жижка стал первым гетманом таборитов.

Все последующие годы Ян непрерывно воюет, прич

ем не только с королевским войском и крестоносцами, но и с противниками в рядах самого гуситского лагеря. Жижка умел быть безжалостным: он казнил и сжигал десятки людей. Постепенно в руках гетмана сосредотачивалась всё большая власть. Слава Жижки была такова, что порой, противник предпочитал даже не вступать с ним в бой.

Летом 1421 года при осаде замка Раби Жижка был ранен и потерял свой второй глаз. Хотя он окончательно ослеп, но остался во главе армии и продолжал отражать вторжения рыцарских отрядов в страну. Но силы понемногу покидали слепого полководца. Его последним победоносным сражением стала Малешовская битва в июне 1424 года.

За время своего гетманства Жижка создал постоянно действующую армию – хорошо организованную и обученную, отличавшуюся железной дисциплиной. Наряду с пехотой и кавалерией, в его войсках появились повозочный и пушкарский рода войск. Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе. Армия гуситов была приучена воевать и днем и ночью, в любую погоду.

Он стал одним из авторов военной тактики таборитов. Именно Жижка придумал использовать вагенбург – скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. Также он умело применял боевую технику, в частности ввёл лёгкие пушки на повозках.

Умер Ян Жижка 11 октября 1424 года во время эпидемии чумы при осаде крепости Пршибислава в Чехии. Близ Пршибыслава великому полководцу был воздвигнут памятник, а на холме Витков на севере Праги располагается Национальный мемориал с конной статуей Яна Жижки.

Биография

Ян Жижка. Гравюра.

Родился в обедневшей дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе короля Вацлава IV .

В дальнейшем Жижка во главе небольшого отряда принимал участие в различных сражениях в качестве наёмника. По утверждению Анри Богдана , в канун Грюнвальдской битвы 1410 года Ян Жижка вёл переговоры с великим магистром Тевтонского ордена об участии в предстоящем сражении на его стороне, однако в ходе самой битвы выступил на стороне польского короля Владислава Ягелло . Затем участвовал в походах венгров против турок. По некоторым источникам [ ] , отличился в войне англичан против французов , где участвовал на стороне англичан в битве при Азенкуре в 1415 году.

Перед тем, как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Жижку похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Видео по теме

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло ».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича «За отчизну», вышедший в издательстве «Детская литература» в 1971 году.

Дата публикации: 2012-09-08

Гуситские войны - военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, происходившие в Чехии в период с 1419 по 1434 год.

Гуситское войско, состоявшее в основном из добровольцев, нанесло множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей германских, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных (чашников), примирившихся с католиками, и радикалов (таборитов), потерпевших поражение.

Гуситские войны, в сущности, не принесли каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошили Центральную Европу и серьёзно подорвали хозяйственную жизнь чешских земель. В этой войне, в отличие от всех предыдущих крупных вооружённых конфликтов на территории Европы, широко использовалось ручное огнестрельное оружие.

содержание:

Зарождение гуситского движения

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни проповедника Яна Гуса , - на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Ян Гус отправился в Констанц по приглашению Сигизмунда (император СРИ), «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси» и лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» с его учением и взглядами. Безопасность визита гарантировала специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом. Таким образом, в казни Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора - за то, что он нарушил охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против убийства Гуса, в котором заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению Иepoнима Пражского, сподвижника Яна Гуса. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Чехии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой. По обычаю, установившемуся пару сотен лет назад, пригублять из чаши позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора стало выливаться в беспорядки в Чешском королевстве. Пользуясь установленной чешским сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», - то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, - призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из церквей. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в чешской церкви, а позже - и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом гуситскую ересь. Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам. Результат был обратно пропорциональным, гуситские проповеди привлекали всё больше людей, их речи становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру.

Первая пражская дефенестрация

30 июля 1419 года произошли события, которые получили название Первая пражская дефенестрация (лат. «fenestra» - окно). В этот день в Праге после утренней мессы толпа прихожан-гуситов направилась к Новоместской ратуше с требованием освободить их ранее арестованных соратников, которые участвовали в уличных беспорядках. Принято считать (но достоверно неизвестно), что из ратуши кинули камень, который попал в святые дары (хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на утренней литургии). Такое неуважение окончательно разъярило толпу. Она ворвалась в ратушу и выбросила судью, бургомистра и ещё десяток чиновников в окно. Жертвы разбивались о мостовую, после чего толпа добивала их.

Смерть Вацлава IV

Поворотным событием, которое окончательно привело к началу массовых вооруженных выступлений стала смерть короля Вацлава IV 16 августа 1419 года (от сердечного приступа). Она означала, что чешский трон должен занять его сводный брат, всем ненавистный Сигизмунд .

Заметка. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов».

Вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Гуситы изгоняли католических священников из церквей, грабили и жгли монастыри. Не успевших убежать монахов убивали.

Гуситы

Гуситы (чеш. husité) - последователи идей Яна Гуса. Гуситы представляли собой реформаторское религиозное движение, которое насквозь было пропитано политическими и социальными проблемами. В движении принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. В связи с этим у гуситов вскоре произошел раскол на умеренных и радикальных.

Умеренные гуситы (чашники)

Панство и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Умеренные гуситы призывали к реформированию католической Церкви, требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Также они высказывались за секуляризацию (отчуждение церковного имущества), ослабление влияния Церкви на светские дела, стремились к ликвидации засилья в Чехии германских феодалов и германских городских общин.

Умеренных гуситов принято называть чашники , потому что главным у них было требование чаши для мирян (причащение и хлебом и вином, которые символизируют Тело и Кровь Господа). «Чаша» являлась для чехов символом братского единения и равенства в будущем. Другие названия чашников - каликстинцы (от лат. calix - чаша) и утраквисты (лат. utraque specie - под двумя видами).

Радикальные гуситы (табориты)

Бедный слой чешского народа - крестьяне, ремесленники и мещане - составляли радикальное течение гуситства. Их идеалом была демократическая республика. Радикальные гуситы отрицали Церковь во всех её проявлениях, а признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремёсла, сельское хозяйство и производство всего необходимого для войны.

Радикальные гуситы были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых некоторые равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Радикальные гуситы нуждались в собственной укреплённой базе. В начале 1420 года они нашли подходящее место - гору Табор в южной Богемии. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор. В последствии радикальные гуситы получили название табориты .

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании. Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе радикальные гуситы воплощали следующим образом. Всякий приходящий встречался с одушевлением, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и другие, придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе.

Вандализм, с которым табориты разрушали церкви и их культурные богатства, уничтожали картины и скульптуры, объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, феодалы, богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Четыре пражские статьи

В 1417–1420 годах в ходе диспутов на теологическом факультете Пражского университета была составлена гуситская политическая и религиозная программа под названием «Четыре пражские статьи». Основное содержание:

  • свобода проповедования «Слова Божьего»
  • причащение мирян под обоими видами (не только хлебом, но и вином)
  • запрет священникам быть одновременно представителем светской власти (это означало лишение церкви права владеть имуществом)
  • суровые наказания за смертные грехи (при этом к грехам причислялись и практикуемые католической церковью продажа индульгенций, продажа церковных должностей и другие)

Четыре пражские статьи были представлены в составе народного манифеста 27 мая 1420 императору Сигизмунду. Позже, в урезанном виде и с оговорками, «уничтожавшими их смысл», статьи легли в основу Пражских (Йи­глав­ских) компактатов.

Гуситские войны

В 1420–1433 годах гуситы успешно отразили пять крестовых походов номинально объединённых, но не сплочённых армий германских, итальянских и австрийских католиков. Это уникальный случай в мировой истории, когда войско, сформированное из простого народа, смогло столь длительный период противостоять профессиональным воинам. Гуситы не только оборонялись в пределах чешских земель, но и совершили несколько успешных походов в Силезию и Саксонию, один успешный набег в Тюрингию и северную Баварию, а также помогли полякам в борьбе с Тевтонским орденом.

Первый крестовый поход

1 марта 1420 года Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Сигизмунд (император СРИ) собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, итальянских наёмников и ополчение из городов Силезии. В конце апреля его армия вторглась в Чехию. Пару месяцев происходили мелкие и средние стычки с гуситами, но ни одна из сторон не имела преимущества. Решающее сражение произошло 14 июля 1420 года на Витковой горе . Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг католического войска ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Сигизмунд отступил. Вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Заметка. В наше время Виткова гора имеет важное значение для чехов, здесь находится Национальный памятник.

Второй крестовый поход

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. Пару месяцев происходили средние стычки, решающее сражение произошло 8 января 1422 года - Сигизмунд потерпел поражение у Габра. Несколько месяцев спустя на помощь таборитам прибыл 5–тысячный отряд из Великого княжества Литовского, отправленный Витовтом. Во главе отряда стоял Сигизмунд Корибутович, который позже будет провозглашён правителем Чехии.


Поход в Моравию и Венгрию

В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю в районе Будапешта. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Ян Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отойти. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками.

Гражданская война в Чехии

7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие смятение. Таким образом, Яну Жижке вновь удалось объединить под своим командованием всё гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы. Преемником Жижки - верховным гетманом таборитов - стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый (собственно - «Обритый», как бывший священник). Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

Третий крестовый поход

В 1425–1426 годах - третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом Габсбургом. После смерти Яна Жижки Сигизмунд Корибутович стал верховным командующим гуситскими войсками, вместе с Прокопом Голым командовал в победной для гуситов битве при Усти-на-Лабе 16 июня 1426 года.

Четвёртый крестовый поход

В 1427 году поход возглавили курфюрст Бранденбурга Фридрих и английский епископ Генри Бофорт. Однако споры о руководстве и неясность стратегических целей привели к поражению при Тахове и хаотическому отступлению.

Походы гуситов в Силезию и Саксонию

В 1428–1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, а также один раз в Тюрингию и северную Баварию. Во всех случаях гуситы проходились разорительным набегом по этим землям.

Пятый крестовый поход

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Многие, ввиду неудач прошлых походов, были против, однако Сигизмунд и папский легат, кардинал Чезарини, не желали мира с гуситами. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и 70-80 тысяч пехоты, подкреплённой 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована гуситами в их лагере в Домажлице и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов.


Балтийский поход гуситов

Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца. Совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433 года, из-за протестов обескровленного населения, Тевтонский орден запросил мир.

Боевая тактика гуситов. Ян Жижка

Если Ян Гус был идейным вдохновителем восставших гуситов, то Ян Жижка (1360–1424) оказался тем лидером, кто смог грамотно организовать народную толпу и превратить её в боеспособную армию. За очень короткий срок он сделал из горожан, ремесленников и крестьян военную силу, которая смогла громить превосходящие войска профессиональных рыцарей и наёмников. Для этого Жижка установил строгую дисциплину и усовершенствовал технику защитного боя кочевых народов южнорусских степей (печенеги, половцы, хазары). Повозки, которые использовались кочевниками для перевозки имущества по бескрайним степям, гуситы скрепляли цепями, и тем самым, превращали их в серьёзное препятствие для атакующих.

Ян Жижка пошёл дальше и превратил такие повозки в передвижные баррикады с амбразурами для ведения огня. Это были настоящие прообразы современных боевых машин, с полноценными экипажами (8–14 человек) и разнообразным вооружением для быстрой смены боевых задач (от обороны до стремительного контрнаступления). Гуситские кузнецы хорошо поработали над усилением отдельных элементов повозок, боевое построение которых получило название вагенбург . Особенно важной была простая, но прочная система их соединения в замкнутую окружность. Сверху на повозках находились воины с холодным оружием ударно-дробящего действия - боевой цеп и кистень , или их разновидности. Ян Жижка считал, что крестьян, привыкших к молотьбе зерна, стоит вооружать именно таким оружием, а не мечом, к которому у них нет абсолютно никакой сноровки. Были на вооружении у гуситов и недавно появившиеся, но ещё мало эффективные лёгкие бомбарды (пушки) и ручницы.

Даже когда Ян Жижка полностью ослеп, он оставался лидером восставших. Из-за его суровости, мрачности, слепоты и умения побеждать противника наголову, он получил прозвище «страшный слепец». Благодаря великому полководческому таланту Яна Жижки гуситы не проиграли ни одного сражения. В октябре 1424 году Ян Жижка умер от чумы. Однако его дело ещё долго приносило успешные результаты - гуситы, наученные и опытные, не испытывали поражений.


Переговоры и Пражские компактаты

Неудачи крестовых походов и набеги гуситов в соседние земли побудили католическую Европу искать дипломатическое решение. Начавший свою работу в 1431 году Базельский Cобор инициировал переговоры с гуситами. Умеренные гуситы склонялись к миру, чтобы восстановить разрушенное в ходе войн хозяйство. Табориты отказывались признавать Церковь и, соответственно, о переговорах не могло быть и речи.

В результате договорённостей католиков и чашников 30 ноября 1433 был заключён документ Пражские компактаты . Католическая церковь признала гуситов как религиозную конфессию. Таким образом, на чешских землях в Европе было создано уникальное государство двойной веры, когда католики и гуситы жили в одной стране бок о бок.

Битва у Липан

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось сражением 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, которых активно поддержала армия католиков. Лидеры таборитов Прокоп Голый и Прокоп Малый погибли в битве. Император Сигизмунд I саркастично заметил, что «разбить чехов могут только чехи».

Только радикальное гуситское меньшинство во главе с Яном Рогачем из Дубы продолжало сопротивляться католикам. 6 сентября 1437 Ян Рогач был захвачен венгерскими наемниками и через три дня с 52 соратниками казнен в Праге на Староместской площади.


Чехия после Гуситских войн

Вместе с победой чашников над таборитами стало исчезать религиозное воодушевление первых. Хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши.

5 июля 1436 года чешский сей­м в Йи­гла­ве ратифицировал Пражские компактаты, которые получили новое название - Йи­глав­ские ком­пак­та­ты .

14 августа 1436 года также в Йи­гла­ве был подписан мир между чашниками и императором Сигизмундом. Гуситы признали его чешским ко­ро­лём, а взамен Сигизмунд предоставил им ряд при­ви­ле­гий, в том числе, право на конфискованное во время войн церковное имущество.

9 декабря 1437 Сигизмунд умер. В соответствии с договором 1402 года, в случае отсутствия у него сыновей, чешский королевский титул должны были наследовать Габсбурги. И действительно, сейм Чехии признал королём Альбрехта II из Альбертинской линии династии Габсбургов. Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии были объединены под властью Габсбурга.

Заметка. В начале 1420-х годов Альбрехт II тесно сблизился с императором Сигизмундом и в 1422 году женился на его дочери Елизавете Люксембургской. Союз с Сигизмундом означал вовлечение Альбрехта II в войну, которую император безуспешно вёл с гуситами Чехии.

В конце октября 1439 года в военном лагере Альбрехт II неожиданно заболел дизентерией и скончался. Единственный его сын - Ладислав - родился спустя четыре месяца (февраль 1440) и получил прозвище Постум (Посмертный). Опекуном юного Ладислава и новым императором Священной Римской империи стал его родственник австрийский герцог Фридрих III. Однако реальной власти в Чехии он не получил. В это время мир и порядок в чешских землях поддерживали так называемые ландфриды - военно-политические союзы под управлением гетманов, организованные по краевому принципу. Одним из таких гетманов был Йиржи из Подебрад . В 1444 году он стал во главе чашников. В ходе последующей борьбы Йиржи взял Прагу (1448 год) и при поддержке многих католических вельмож вначале избран регентом королевства (1452 год).

После смерти 17-летнего Ладислава (1457 год) претендентами на престол выступили несколько европейский монархов, но только Йиржи из Подебрад мог обеспечить соблюдение Пражских компактатов и добиться сосуществования католической и гуситской церквей. С помощью прямого подкупа и обещания не требовать у панов возвращения захваченных королевских и церковных земель, он склонил на свою сторону сейм. В 1458 году Йиржи из Подебрад на заседании сейма в Староместской ратуше был утверждён королём.

23 марта 1430 года Жанна д’Арк надиктовала письмо, которое призывало к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Захват её самой солдатами англичан и бургундцев двумя месяцами позже «освободил» её от этой миссии.

В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал, никаких практических последствий это не имело.

Почему в Kingdom Come: Deliverance датой выбран именно 1403 год? И как это связано с Гуситскими войнами, тень которых витает над увиденной нами Богемией? Они начнутся только в 1419 году, но их фундамент закладывается прямо сейчас, именно во время игровых событий. Главный злодей, Сигизмунд, похищает собственного братца-короля и попутно сжигает деревню главного героя. Выглядит как личные разборки панов, но этот спор между братьями - и есть та искра, из которой разгорится гражданская война.

А дальше останется только дождаться пять крестовых походов на Чехию, во время которых великий бунтарь Ян Жижка покажет всему миру, что значит триумф крестьянина с порохом над барской стальной кирасой

Предательство императора Сигизмунда:
из-за чего начались гуситские войны

Священная Римская Империя рвалась на части, размываемая новыми церковными учениями и договорами, которые элиты заключали между собой в обход интересов государства.

Верховная власть, в лице императора Сигизмунда Первого (того самого главного злодея из Kingdom Come), пошла на решительные меры, чтобы сохранить целостность государства.

Был созван Констанцский собор, на котором удалось утихомирить враждующие стороны и восстановить единство церкви, однако принятые решения были выгодны только «центру» и ударили по набиравшим силы новым учениям.

Реформаторские взгляды видного чешского проповедника Яна Гуса и английского богослова Джона Уиклифа были признаны еретическими и попали под запрет.

Возмущение последователей идей Реформации достигло своего пика, когда приглашенного на собор Яна Гуса, которому Сигизмунд личным указом предоставил охранную грамоту, сожгли вместе с его трудами

Грамота оказалась фиктивной, а Гуса позвали лишь за тем, чтобы физически устранить его с политической шахматной доски.

Жестокое решение Сигизмунда было понятным: идеи проповедника из Чехии обретали все большую власть над умами людей, однако противоречили церковным догмам, что никак не помогало в объединении страны. Ошибся император только в одном. Влияние новой религиозной мысли было таким обширным, что одним своим повелением Сигизмунд буквально взорвал Европу.

Ян Гус доверился честному слову императора, но был сожжен

Гуситские войны, в которых последователи Яна Гуса схлестнулись с католиками, стали кровавым итогом тяжелых противоречий в империи. Центр Европы захлестнула волна полномасштабных крестовых походов, где схлестнулись представители всех сословий и классов, и где впервые стало массово использоваться ручное огнестрельное оружие.

Как Ян Жижка превратил неотесанных чешских мужиков в победоносное войско?

Ян Жижка - великий слепец и бунтарь

Дворяне и другие приближенные к престолу сословия выдвинулись на подавление восставших гуситов под предводительством самого Сигизмунда. Чехия, где католическое влияние было не таким сильным, как в других областях, подняла на стяги идеи церковной Реформации, а возглавил войска Ян Жижка, выдающийся полководец Средневековья и национальный герой Чехии современной.

Этот умелый и опытный воин под своим руководством смог за несколько лет сделать из необразованных крестьян настоящих бойцов, которых уважали и боялись рыцари Европы. Об этом свидетельствуют несколько разбитых повстанцами крестовых походов, которые снарядила церковь, чтобы обуздать непокорных чехов. Как же Жижке удалось превратить деревенских мужиков в самую настоящую армию? Ответ прост: высокая мотивированность восставших, плюс тактический гений Яна Жижки, сделавшего ставку на самые передовые достижения военной науки тех лет.

В целом, пешие крестьяне в ратном поле - это просто чучела для битья для любого отряда тяжелых конников, которых с избытком было в рядах имперских войск. Уровнять шансы могли только хорошие укрепления, вроде крепостных стен, из-за которых можно спокойно обстреливать нападавших. А где их взять в ровной как стол степи? А вот где - крестьянские телеги!

I
Сделал стратегический упор на вагенбурги
- крепости на колесах

Сама идея вагенбурга , как стали называть эту гениальную задумку, не нова. На той же Руси были свои гуляй-города , да и кочевники и китайцы часто использовали этот метод защиты пехоты от конницы посреди степи. Однако создать из этого серьезное боевое укрепление, которое станет полноценным фортом в поле, смог только Ян Жижка.

Суть всей тактики проста - пешее войско всегда двигалось в окружении специальных телег. На обычную крестьянскую четырехколеску ставили крепкую деревянную стену с бойницами с одной стороны, и сходнями - с другой. В самой телеге размещалось примерно два десятка бойцов, с различным вооружением.

При малейшей опасности, о которой докладывала разведка, телеги устанавливали в два круга - большой внешний и малый внутренний. Во внутреннем прятали лошадей, чтоб в грохоте сражения те не перепугались и не разбежались, а внешний встречал врагов.

При этом телеги соединялись крепкими цепями и их невозможно было растащить, а в проходы устанавливали ростовые щиты, за которыми стояли алебардщики, не дававшие врагу прорваться в самом слабом месте построения. Сдерживая таким образом несколько волн атак противника и изматывая его, гуситы переходили в контратаку и добивали разбегающихся врагов.

Эта тактика хорошо себя зарекомендовала 25 марта 1420 года в битве у Судомержа , где против четырехсот чехов, среди которых были женщины и дети, вышло около двух тысяч хорошо вооруженных воинов.

Ян Жижка разместил своих людей между двумя полуосушенными болотистыми озерами, а женщинам приказал снять большие головные платки и покидать их вводу. Когда рыцари утомились биться головами о телеги, они решили перейти озера. Но на конях туда соваться не стоило, и они пошли пешком - и тут сработала ловушка Жижки.

Сырые платки начали цепляться за шпоры, и каждый рыцарь вскоре тащил на ногах по несколько килограммов тряпок, что не добавляло прыти и маневренности. Когда же все окончательно выбились из сил, на них набросились крестьяне с цепами, а с наступлением темноты гуситы благополучно отступили.

II
Гениально прозрел сильные стороны крестьян

Стоит отметить, что Ян Жижка не стал учить крестьян биться как рыцарей - на это бы ушло слишком много времени и ресурсов. Он решил использовать их сильные стороны, а именно - умение работать в поле.

Так одним из самых страшных орудий стал крестьянский цеп для обмолота зерна - длинная палка, на которой было с помощью короткой цепи укреплено било - деревянная колотушка длинной с человеческое предплечье. Натренировавшиеся за десятилетия тяжелого крестьянского труда молотилы так лупцевали бронированных панов, что тем приходилось отступать под градом мощных ударов.

В помощь молотилам были отряжены копейщики, чье оружие было дополнено крюками, которыми они стаскивали зазевавшихся всадников с коней, как раз под удар цепов.

III
Превратил порох в страшный сон рыцарей

Но основной силой стала вершина научно-технической мысли средневековья - огнестрельное оружие. И не только пушки-бомбарды , стреляющие стальными или каменными ядрами, но и ручное оружие - пищали . Они представляли собой стальные трубки на палках, которые стреляли от запального шнура или палочки. Несмотря на малую по современным меркам эффективность, в упор такие орудия могли пробить практически любой доспех.

В итоге рыцарь на коне и в латах, наткнувшийся на вагенбург, получал в свою сторону град из пуль, ядер и арбалетных болтов, тогда как его противники были неплохо защищены в своей передвижной крепости. Именно это помогло гуситам в битве у Кутной Горы в конце 1421 года.

Ян Жижка, уже полностью слепой, защищал город Кутна Гора от немецких крестоносцев. Оставив небольшой гарнизон в городе, он поставил свой вагенбург перед стенами, ожидая врага, однако католики в городе подняли восстание и попытались ударить гуситам в спину. Тогда Ян пошел на военную хитрость и закрепил все пушки на телегах, после чего его многочисленные деревянные танки ринулись на наступающих немцев, стреляя на ходу, чего раньше никогда никто не делал. Град ядер и пуль, а также тяжелые повозки с бешеными конями разбили ряды крестоносцев, после чего чехи вышли из окружения.

IV
Создал первый в Западной Европе воинский устав

В немалой степени на военную организацию в рядах гуситов повлиял воинский устав, который создал Ян Жижка. В нем конкретно было расписано, сколько человек едет в телеге, кто и где стоит, и что нужно делать в той или иной ситуации. Разношерстную толпу крестьян поделили на сотни и десятки и прикрепили к своей телеге. Поэтому когда начинался бой, каждый из тренированных бойцов знал, куда бежать, где встать и что делать.

Новая логика распределения воинских обязанностей действовала как часы. Через несколько лет гуситских войн уже при одном виде гуситов, имперские войска начинали десять раз думать, стоит ли вступать в бой.

В мотивированности гуситам тоже нельзя было отказать. Простой чешский люд, одного из духовных лидеров которого сожгли католики, был в ярости от того, как с ними поступил император Сигизмунд.

Поражение Жижки и победа его идей
- чем кончились Гуситские войны

Долгое противостояние с католиками внесло сумятицу и в ряды гуситов. Так началась гражданская, разделившая повстанцев на умеренных (чашников) и радикалов (таборитов), к которым примкнул Жижка. В битве при городе Матеши 7 июня 1424 года, табориты на голову разбили чашников, пустив на них с горы возы, забитые камнями, и атаковав конницей разбегавшихся в ужасе врагов.

В итоге после смерти от чумы Яна Жижки и многочисленных предательств чашников, восставших чехов разбили, но мир уже перестал быть прежним, а боевые возы на два века заняли место в воинской тактике и неплохо себя показали. Отличный пример - битве при Молодях , произошедшая между 29 июля и 2 августа 1572 года, где войска московского княжества наголову разбили вторгшегося крымского хана.

Под предводительством Яна Жижки гуситы на полях брани демонстрировали свирепость и ярость, которую чешский народ испытывал по отношению к центральной власти. Сам Жижка после смерти якобы даже завещал снять с его мертвого тела кожу и натянуть ее на барабан, под звуки которого чехи наводили бы ужас на врагов.

Но самое главное: Ян Жижка и его правила изменили все - принципы войны, религиозную повестку и все будущее Европы. Увидев, как крестьяне разбивают пять крестовых походов подряд, жители всей Европы начинают задумываться: а правда ли Господь стоит на стороне папистов? Еще немного - и вспыхивает пламя протестантизма. Новые учения больше не боятся крестовых походов, а Западную Европу потрясет череда событий уровня крушения Римской империи. А все из-за того, что Сигизмунд решил похитить брата-пьянчугу и сместить его на троне. И нам, в Kingdom Come, как раз дают посмотреть на самое начало всей истории.

Похожие статьи