Воин-освободитель в трептов-парке. Памятник воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине. Справка

Второй по величине парк Берлина – свидетель многих событий, происходивших в Германии и Европе в течение столетия. Раскинувшийся на речном берегу Шпрее, он помнит и спокойные безмятежные времена, и волнующие митинги антифашистов, вдохновенные речи Клары Цеткин, жестокие эпизоды Второй Мировой и крах гитлеровских планов. Сейчас Трептов-парк в воображении всего мира ассоциируется с Мемориалом советским воинам, освободившими Европу от фашистской чумы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Ещё Ф. И. Тютчев, будучи на дипломатической службе в Германии, отмечал, какое внимание немцы уделяют садам и прочим зелёным насаждениям, как бережно сохраняют растительный мир и приумножают его. Таким был Густав Майер, по проекту которого создавался Трептов-парк на месте бывшего яблоневого сада Буше. Талантливый проектировщик, заботящийся о процветании города, спланировал уникальную территорию будущего парка и приложил много усилий для претворения проекта в жизнь. Он не дожил до открытия парка в 1888 году, приняв участие только в его закладке, но ландшафтный дизайн Майера был полностью сохранён. Уже в 50-х годах 20 века заложили великолепный сад из роз (25 тыс. кустов) и из подсолнечника.

Трептов-парк – любимое место досуга

Красивые аллеи, пруды, фонтаны, розарий, спортивные площадки разместились здесь в соответствии с проектом ландшафтного инженера. В знак благодарной памяти его бюст, с приподнятой головой, как бы всматривающегося в парковую перспективу, установлен под сенью деревьев, в уютном уголке одной из аллей. После открытия горожане сразу полюбили парк, где можно прогуляться под тенью раскидистых лип и дубов, прокатиться на лодках по Шпрее, поесть мороженое в кафе, покормить рыбок в пруду. На спортивных площадках устраивались различные соревнования, организовывались конкурсы. Здесь собирались революционно настроенные борцы за свободу и справедливость, звучали речи немецких марксистов, фенимистически настроенная Клара Цеткин провозгласила идею проведения Женского дня.

Не случайно именно здесь было выбрано место для увековечивания благодарной памяти советским воинам-освободителям, очистившим Европу от пороков фашизма.

Солдатский Мемориал

Созданный общими усилиями архитекторов, скульпторов и дизайнеров мемориальный комплекс во славу русского солдата — самый большой и величественный воинский памятник вне России. По всемирной известности и масштабности он не уступает мемориалу Мамаева Кургана в Волгограде (бывшем Сталинграде). Трептов-парк – священное место и для россиян, и для европейцев, потому что в его земле похоронено почти 7000 советских солдат, погибших в боях за Берлин. Где, как не здесь, над жертвенным прахом спасителей чужой страны, суждено стоять грандиозному сооружению, олицетворяющему в граните идеи гуманизма и победы добра над злом?!

Краткая история создания Мемориала в Трептов-парке

Когда место комплекса было утверждено, правительством СССР был обнародован указ о конкурсном создании лучшего проекта, в результате таковыми оказались работы архитектора Якова Белопольцева и молодого скульптора Евгения Вучетича. Начались масштабные работы на выбранной площадке парка и над скульптурными творениями мемориала. Было мобилизовано 60 скульпторов Германии, 200 мастеров-каменотёсов, 1200 рядовых рабочих. В возведении мемориала широко использовался гранит из бывшей гитлеровской рейхсканцелярии. Для главной скульптуры советского воина, с мечом в одной руке и с маленькой девочкой – в другой, среди солдат СА Вучетич выбрал прототип воина в лице сержанта Николая Масалова, в действительности спасшего немецкую девочку, оказавшуюся в трагической ситуации во время обстрела.

История монумента Воину-освободителю

Трёхлетний ребёнок плакал над убитой матерью, и этот горестный плач, доносившийся из разрушенного дома, солдаты услышали в промежутках между артиллерийскими залпами. Масалов, по воспоминаниям маршала Чуйкова, рискуя быть убитым, бросился в развалины и вытащил дрожащую девочку. В момент спасательной операции он получил ранение. В воспоминаниях бойцов, освобождавших Берлин, не раз упоминались подобные случаи, поэтому впечатляющий памятник воину-спасителю детей вполне оправдан. Натурой скульптору служили ещё двое мужчин атлетического сложения: Иван Одарченко и Виктор Гуназ, немецкая девочка и сменившая её позже дочь коменданта Берлина — Света Котикова.

Скульптурные символы главного памятника

Мемориал воину-освободителю — символ мужественного солдата, обобщённый образ гуманного защитника, готового пожертвовать своей жизнью ради детской жизни. Символичен и жест солдата, пригвоздившего мечом фашистскую свастику, подобно святому Георгию, проткнувшему копьём коварного Змия. Причём меч скульптор изваял по аналогии с подлинным мечом князя Всеволода псковского, одержавшего немало побед над врагами. На его мече, сохранившемся до наших дней, выдавлена надпись: «Чести моей не уступлю никому». Вучетич выбрал княжеский меч, несмотря на возражения, как символ русского оружия, надёжной защиты родной земли, помня крылатую фразу: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.» Символична и беззащитная фигурка девочки, доверчиво прильнувшей к широкой груди могучего воина, призванного обеспечить безоблачное счастье всех детей, независимо от национальности.

Памятник установлен на могильном холме, на высоком белом постаменте, с расположенной внутри Комнатой памяти и скорби, в которой находится пергаментный фолиант в бархатном переплёте алого цвета с фамилиями и именами всех похороненных в братской могиле.

Уникальные интерьеры Комнаты-мемориала

Стены комнаты-мемориала покрыты мозаичными картинами, изображающими представителей братских республик, возлагающих памятные венки к могилам погибших солдат разных национальностей. Но комната всегда полна натуральных венков и цветов, которые приносят российские туристы и эмигранты. Потолок украшен настоящим произведением прикладного искусства — символической люстрой-Орденом Победы, изготовленной из великолепных рубинов и сверкающих алмазным блеском кристаллов горного хрусталя.

Скульптуры-памятники мемориального комплекса

Взору гранитного воина открывается мемориальное поле с 5-ю братскими могилами, мраморными саркофагами; с горящим в гранитных чашах Вечным огнём. На печальных саркофагах выгравированы отрывки из высказываний Сталина – полководца великой Победы, вызвавших позже возражение немецких чиновников. Но их требование сочли необоснованными и, согласно рамкам договора, слова «отца народов» навечно остались духовной частицей мемориала.

На входе — символические ворота в виде 2-х приспущенных знамён из красного гранита, под которыми размещены скульптурные изображения молодого и старого солдата, застывших в скорбной коленопреклонённой позе.

Перед входом установлена выразительная скульптура «Скорбящая мать», при взгляде на которую слёзы наворачиваются на глаза: столько безысходного горя и материнской любви запечатлено в потрясающе живой фигурке женщины со скорбно склонившейся головой. Она «сидит», прижав одну руку к сердцу, а другой опирается на постамент, как бы ища опору, чтобы достойно пережить горестную потерю своих сыновей. Тревожащая душу «гранитная мать» символизирует всех матерей мира, чьи сыновья погибли в войнах. Аллея из русских берёзок тянется по обеим сторонам мемориала к Воину-освободителю как символическая связь матери и солдата-сына.


Скульптура скорбящего советского солдата расположена на постаменте из белых гранитных плит на фоне обелиска из красного гранита. В бронзовой фигуре воина, преклонившего колено; в опущенной голове, снятой каске чувствуются печаль о погибших товарищах и скорбный протест против жестокой бессмысленности войны. Но в твёрдом жесте его руки, сжимающей опущенный автомат, во всей мужественной фигуре и внутренней сдержанности ощущается потенциал силы, способной возродиться в случае необходимости.

Статус Мемориала

Торжественное открытие грандиозного Мемориального комплекса состоялось в канун Дня Победы 9 Мая 1949 года в присутствии представителей официальных властей Советского Союза и Германии,-участников освобождения Берлина. Сотни берлинцев пришли в этот день в Трептов-парк поклониться гениальным скульптурным изваяниям, воплотившим в себе трагизм войны и величие Победы. Вскоре между государствами был заключён договор без срока давности, по которому мемориал передавался под юрисдикцию властей Берлина.

договора обязывают их следить за надлежащим порядком, проводить необходимые реставрационные работы и без согласования с представителями СССР ничего не изменять на мемориальной площади. Не так давно был отреставрирован памятник воину-освободителю, поддерживается идеальный порядок вокруг. Сейчас здесь в памятные даты в основном бывают русские, евреи, живущие в Германии, российские туристы и антифашисты всего мира. При посещении Мемориала вспоминаются слова Роберта Рождественского: «Люди, помните, через года, через века, помните, чтобы такое не повторилось никогда, помните!»

Трептов-парк в наши дни

Он продолжает жить своей размеренной жизнью: весной, летом и ранней осенью здесь по-прежнему работают аттракционы, прогуливаются по уютным аллеям туристы и местная публика. Приходят родители с детьми, для которых оборудована площадка с головокружительными горками, занимательными теремками и прочими аттракционами. Находится много желающих совершать лодочные прогулки по водной глади Шпреи: лодки арендуют на лодочной станции парка.

Обсерватория Архенхольда

и берлинцы с удовольствием посещают местную обсерваторию Архенхольд, где установлен мощный телескоп с сильными линзами. Это самая старая и большая публичная обсерватория Берлина, открытие которой приурочили к проведению передвижной промышленной выставки 1 мая 1896 года. Сначала это было деревянное строение с размещённым в нём телескопом. В 1908 году ветхую постройку убрали и построили внушительных размеров солидное здание классической архитектуры.

Первый доклад о теории относительности, сделанный Эйнштейном, состоялся в нём 2 июня 1915 года. Позже обсерватория превратилась за счёт пристроенных зданий планетария, лекционного зала и учебных корпусов в целый комплекс, оснащённый современным оборудованием. Совместно с Немецким техническим музеем обсерватория проводит учебно-развлекательные мероприятия, публичные лекции, заочные планетарные путешествия.

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

Памятник «Воин-освободитель» в Берлине (Берлин, Германия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Как добраться: на электричке до ст. Treptower Park или автобусах №№ 166, 265, 365.

Время работы: круглосуточно 7 дней в неделю. Вход в парк и памятный зал бесплатный.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Берлин и Восточная Германия

  • Где остановиться: В отелях любой «звёздности» и ценовой политики Берлина , вблизи достопримечательностей или на бюджетных окраинах. Выбор гостиниц в Бранденбурге и Потсдаме ничуть не меньше, кроме того, здесь чудесная природа и около 500 дворцов и усадеб в окрестностях. Всем, чья душа неравнодушна к прекрасному, понравится «немецкая Флоренция» - Дрезден с его барочными особняками и художественными собраниями. Лейпциг – самый вдохновляющий город Германии: творчество Баха, Шумана, Вагнера, Мендельсона и Гёте тому подтверждение.
  • Что посмотреть: Рейхстаг , Бранденбургские ворота и Берлинскую стену , а также массу интересных музеев и памятников Берлина . В Бранденбурге непременно стоит посетить блистательные королевские усадьбы, а в


69 лет назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история, и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов , чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.



Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов, погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым курганом в России это один из самых больших и самых известных из подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.



Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.



Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника. Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно. После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе. А спустя 60 лет после открытия памятника в Берлине Иван Одарченко стал прототипом памятника Ветерану в Тамбове.



Натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата должна была стать немка, но в итоге Вучетичу позировала русская девочка Света – 3-хлетняя дочь коменданта Берлина генерала Котикова. В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.



Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да это же русское чудо!».



Вучетич подготовил два проекта памятника. Изначально в Трептов-парке планировали поставить изваяние Сталина с глобусом в руках как символом покорения мира. В качестве запасного варианта Вучетич предложил скульптуру солдата с девочкой на руках. Сталину представили оба проекта, но одобрил он второй.





Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова. Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.



У Родины-матери с агитационного плаката времен Великой Отечественной войны тоже был реальный прототип: .

Монумент, установленный в Германии советскому воину-освободителю, который несёт на руках маленькую спасённую девочку, является одним из самых величественных символов Победы в Великой Отечественной войне.

Воин-герой

Внешний был изначально задуман художником А.В. Горпенко. Однако ключевой автор памятника воину-освободителю Е. В. Вучетич смог воплотить свою задумку в жизнь только благодаря решающему слову Сталина. Установку решено было приурочить к 8 мая 1949 года.

Архитектор Я. Б. Белопольский и инженер С. С. Валериус сделали основные наброски будущей скульптуры, однако ключевая часть работы легла на плечи скульптора Е.В. Вучетича, восхищённого подвигом солдата Николая Маслова, который самоотверженно боролся с немецкими оккупантами вплоть до столицы нацистского Рейха.

Именно подвиг рядового солдата, который не побоялся пройти под взрывами снарядов и летящими со всех сторон пулями для того, чтобы спасти маленькую немецкую девочку, сыграл решающую роль в создании памятника советским солдатам в Берлине. Монумент столь выдающемуся человеку должен был быть создан только столь же нестандартной личностью. Решено было установить скульптуру в Трептов-парке в качестве символа победы над фашизмом.

Лучший из лучших

Для того чтобы показать всему миру героический подвиг наших солдат, советское правительство разрешило установить памятник русским солдатам в Берлине. Трептов-парк получил вечное украшение в виде мемориального комплекса только после того, как на конкурсе, в котором участвовали около 33 индивидуальных проектов, были выбраны лучшие из лучших. Причём лидирующей позиции достигли в итоге только два из них. Первый принадлежал Е.В. Вучетичу, а второй - Я.Б. Белопольскому. За тем, чтобы памятник русским солдатам в Берлине был установлен с соблюдением всех идеологических норм, должно было проследить 27-е управление, отвечающее за армейские оборонные сооружения всего Советского Союза.

Поскольку работа была трудной и кропотливой, решено было задействовать более 1000 немецких солдат, отбывающих наказание в советских тюрьмах, а также более 200 рабочих немецкой литейной фирмы Noack, мозаично-витражной мастерской Puhl&Wagner и садоводов, работающих в товариществе Spathnursery.

Изготовление

Советские памятники в Берлине должны были постоянно напоминать немецким гражданам, что ждёт их народ в случае повторения столь ужасных деяний. Монумент решено было изготовить на заводе «Монументальная скульптура», располагающемся в Ленинграде. Памятник русским солдатам в Берлине превышал отметку в 70 тонн, что существенно затрудняло его транспортировку.

Из-за этого конструкцию решено было разделить на 6 основных составляющих и таким образом переправить их в берлинский Трептов-парк. Тяжёлая работа была завершена в первых числах мая под неустанным руководством архитектора Я. Б. Белопольского и инженера С. С. Валериуса, а уже 8 числа монумент был презентован всему миру. Памятник русским солдатам в Берлине достигает в высоту 12 метров и является на сегодняшний день ключевым символом победы над фашизмом в Германии.

Открытием мемориала в Берлине руководил А. Г. Котиков, являющийся генерал-майором Советской армии и выполняющим на то время роль городского коменданта.

Уже к середине сентября 1949 года памятник воину-освободителю в Берлине перешёл под контроль советской военной комендатуры магистрата Большого Берлина.

Реставрация

К осени 2003 года скульптура настолько обветшала, что руководство ФРГ вынесло решение о необходимости проведения в ходе которых памятник воину-освободителю в Берлине был разобран и отправлен на модернизацию. Проходила она практически в течение полугода, в результате чего уже в мае 2004 года обновлённая фигура советского героя вернулась на исконное место.

Автор памятника "Воин-освободитель"

Скульптор памятника Викторович Вучетич на сегодняшний день - наиболее известный монументалист советского времени.

Кто он, герой?

Памятник в Берлине был выполнен с использованием фигуры советского солдата — героя Николая Маслова, уроженца села Вознесенки. Проживал этот героический человек в Тульском районе Кемеровской области. Ему удалось во время штурма Берлина в апреле 1945 года спасти маленькую немецкую девочку. Во время проведения операции по освобождению Берлина от остатков фашистских формирований ей исполнилось всего 3 года. Она сидела в развалинах здания около тела погибшей матери и плакала навзрыд.

Как только среди бомбёжек образовалось небольшое затишье, плач услышали красноармейцы. Маслов, не задумываясь, пробрался по зоне обстрела за ребёнком попросив товарищей прикрыть его по возможности при помощи огневой поддержки. Девочку удалось спасти из-под огня, однако сам герой получил весьма серьёзное ранение.

Власти ФРГ не забыли о великодушии советского человека и дополнительно к монументу увековечили его память, повесив на Потсдамском мосту табличку, в деталях повествующей о его подвиге ради немецкого ребёнка.

Детали биографии

Николай Маслов провёл большую часть своей сознательной жизни в суровой Сибири. Все мужчины в его роду являлись потомственными кузнецами, поэтому будущее мальчика считалось изначально предопределённым. Его семья была достаточно большая, учитывая, что, кроме него, родителям приходилось воспитывать ещё пятерых детей - 3 мальчиков и 2 девочек. Вплоть до начала военных действий Николай работал трактористом в родном селе.

Как только ему исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Советской армии, где с отличием окончил подготовительную школу миномётчиков. Ровно через год после того, как он впервые попал в армию, его полк впервые столкнулся с военными реалиями, попав под немецкий обстрел на Брянском фронте под Касторной.

Битва была очень долгой и тяжёлой. Советским солдатам трижды удавалось вырваться из фашистского окружения. Причём необходимо обратить внимание на то, что даже в такой непростой ситуации воины сумели уберечь ценой многих человеческих жизней знамя, которое они получили в Сибири в первые дни создания полка. Ребятам удалось выбраться из окружения в составе всего 5 человек, одним из которых и был Маслов. Все остальные осознанно отдали свои жизни в за жизнь и свободу Отечества.

Успешная карьера

Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.

После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.

За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль к правительственной канцелярии.

Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.

Описание памятника «Воин-освободитель»

Как только последний оплот фашизма был взят советскими солдатами, Евгений Вучетич встретился с Масловым. Рассказ о спасённой девочке подсказал ему идею создать памятник воину-освободителю в Берлине. Он должен был символизировать самоотверженность советского солдата, защищающего от угрозы фашизма не только весь мир, но и каждого отдельно взятого человека.

Центральную часть экспозиции занимает фигура солдата, который одной рукой держит ребёнка, а второй меч, опущенный к земле. Под ногами героя Советского Союза лежат обломки свастики.

Парк, в котором был установлен мемориал, знаменит уже тем, что там нашли упокой более 5 000 советских солдат. По начальной задумке на месте, где стоит памятник воину-освободителю, в Берлине должна была быть установлена скульптура Сталина, держащего в руках глобус. Тем самым символизируя, что советская власть держит весь мир под своим контролем и никогда больше не допустит угрозы фашизма.

Дополнительные факты

Не лишним будет заметить ещё и тот факт, что в знак победы над фашистской Германией Советский Союз выпустил монету номиналом 1 рубль, на обратной стороне которой был запечатлён труд Евгения Вучетича - «Воин-освободитель».

Данная задумка принадлежала напрямую знаменитому маршалу-герою Как только Потсдамская конференция подошла к концу, он вызвал к себе скульптора и попросил создать скульптуру, которая покажет, какой ценой достался мир и что ждёт любого, кто когда-либо покусится на его целостность.

Скульптор согласился, однако решил подстраховаться и создал дополнительный вариант скульптуры советского солдата с автоматом и ребёнком на руках. Сталин одобрил именно этот вариант, но автомат приказал заменить на меч, которым простой солдат разрубит последний символ фашизма, роль которого и играла свастика.

Нельзя сказать, что памятник воину-освободителю в Берлине является всего лишь прообразом Николая Маслова. Это цельный, собирательный образ всех солдат, которые самоотверженно защищали свою родину.

После того как в течение полугода кипела работа по созданию фигуры, «Воин-освободитель» стал возвышаться в Трептов-парке, причём увидеть его из-за существенной высоты можно в любой точке парка.

Похожие статьи