«Умный», «интеллектуальный» текстиль и одежда. Учимся у Природы! Чехлы для множества декоративных подушек. Тайны уюта спальной комнаты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО ТюмГАСУ

Кафедра Дизайн архитектурной среды

Реферат

на тему: Текстиль и его возможности в интерьере

Выполнил: Карчагина А.В. студент ПИ 11-1

Руководители: Капелева С. Б. Гриценко М. И. Кунгурова А. А.

Тюмень, 2012

Введение

1. Экскурс в историю

2. Виды тканей для интерьера

3. Оконный текстиль

4. Мебельный текстиль

5. Постельный текстиль

6. Столовый текстиль

7. Текстиль для стен

Заключение

Список использованной литературы

Введение

текстиль интерьер мебельный мода

Одна из наиболее важных составляющих декорирования интерьера - это текстиль.

Влияние текстиля в интерьере, многие дизайнеры и декораторы оценивают как 60% комфорта. Действительно, ткани не только оформляют помещение, но и выполняют определенные функции, наполняя красотой и гармонией каждую комнату.

Самое простое определение комфортности интерьера - это ощущения гармонии внутреннего мира человека и окружающего его пространства. Дизайнеры интерьера, медики, психологи, социологи и другие специалисты, рекомендуют обратить внимание на уникальные возможности текстильного оформления. Почему ткани так значительно влияют на атмосферу в доме? Какие составляющие комфорта текстилю под силу воплотить?

Функциональность. Текстиль может решить практически любые задачи в интерьере. Например, блокировать свет, прикрывать от посторонних глаз, очищать воздух от загрязнений и запахов, играть роль перегородок и так далее. Разнообразие, пластичность и мобильность текстиля, позволяет постоянно расширять сферу его применения.

Сочетаемость. Взаимодействие цвета, форм и объемов с каждым элементом пространства, может подчеркнуть стиль и характер дома или полностью изменить. Привнося в дом новые вещи, легко включить их в композицию пространства с помощью декора из ткани.

Гармоничность. В интерьере должно быть удобно тому, для кого он создавался. Эксплуатация текстиля должна быть удобной, не вызывать раздражения и чувства дискомфорта. Продуманные, кропотливо подобранные ткани, отражают индивидуальность и привычки хозяина. Шторы могут регулировать естественное освещение, расставлять цветовые акценты, создавать гармоничные эмоциональному состоянию обитателей дома в данный момент.

Привлекательность. Независимо от таких важных факторов как стоимость и функциональность, текстиль должен быть эстетически привлекательным. Пока не задумаемся об истинных ценностях, кажется, достаточно просто купить красивые шторы, скатерти, покрывала и подушки. И все таки, гораздо более привлекательным, будут авторские элементы созданные вручную.

Безопасность. Окна - самое уязвимое для любопытных глаз пространство. Именно шторы бережно охраняют уклад дома, одним движением останавливая посторонний взгляд. Текстиль, зонирует пространство и создает комфортную приватность не только в доме, но и в общественных местах, ресторанах, офисах и магазинах. Благодаря легкости и мягкости форм, изделия из ткани полностью безопасны и идеально подходит для декора детских комнат.

Экологичность. Огромное разнообразие натуральных компонентов и их сочетание с новейшими технологиями, делают ткани полезными для здоровья и экологии дома. Современный текстиль гипоаллергенен, способен очищать воздух, удалять неприятные запахи, удобен в уходе, влагостоек, не поддерживает горение и так далее.

Обновляемость. Любовь декораторов к тканям, совсем не сложно понять, оценив по достоинству неограниченные возможности оформления и изменения интерьера только при помощи текстиля. Можно изменить и обновить абсолютно любой предмет в доме.

1 . Экскурс в историю

Первые ткани появились еще в эпоху неолита. Их научились сначала плести вручную из грубых волокон льна, крапивы или конопли. Первые тончайшие ткани из0 льна и шелка стали искусно драпировать стены и входы лучших храмов и домов знати древнего Египта и Рима. Декорирование тканями стало стремительно развиваться как искусство в эпоху процветания Римской империи и времен роскоши. Появились драгоценные ткани, ковры ручной работы, великолепные гобелены (эпоха «византийской роскоши»).

В средневековой Европе холод и мрак каменных стен замков вельможи пытались скрыть за теплом и уютом роскошных гобеленовых тканей. Ткани натягивали на потолки и стены, декорировали дверные и оконные проемы, что помогало сохранять тепло и уберегало жителей от сквозняков. В эпоху Ренессанса те, кто мог позволить себе такой мануфактурный дизайн, меняли его согласно смене времен года, на праздники, по собственной прихоти. Пришла мода на популярную вышивку шелком роз, лилий, корон. Ручная работа в таких масштабах -- колоссальный труд для мастериц того времени.

С приходом стиля Барокко помпезность и дороговизна текстиля в интерьере достигли апогея -- гобелен сменил шелк и бархат. Появились роскошные аксессуары: бахрома, тяжелые золотые кисти, позолоченные резные карнизы и ламбрекены. Текстиль стал широко использоваться в качестве мебельной обивки. Шторы стало возможно поднять наверх.

Неоклассицизм поубавил роскоши и присовокупил к рисункам текстиля элементы из жизни погибшей древней Помпеи. В моде в то время был деревянный резной ламбрекен.

Во времена стиля Ампир элементами декора стали орнаменты с использованием лавровых венков, голов животных, орлиных профилей. Карнизы заканчивались копейными наконечниками. Преобладающий колер -- вишневый или розовый. Тематика -- доблесть военных походов.

На смену Ампиру пришли стили Модерн и Арт-деко. Последний отличается своеобразным растительным рисунком -- плавными линиями вьющихся стеблей растений и яркостью орнаментов.

Шли времена, менялись архитектурные стили, но ткани по-прежнему оставались одним из лучших способов декорирования внутренних помещений. Каждая эпоха привносила в дизайн что-то новое. Эти стили применения текстиля в интерьере доступны нашей фантазии для использования и сегодня.

2 . Виды тканей для интерьера

Все ткани подразделяются по виду плетения и по составу. Состав отвечает за эксплуатационные характеристики ткани, а плетение - за эстетические свойства.

Одна из древнейших тканей - шелк. Свойства шелка зависят от вида волокон. Если нити получены из дикого шелкопряда, то ткань имеет неоднородную структуру. Бабочки для гладких струящихся шелков выращиваются в тепличных условиях, их нити имеют специфические названия и оттенок. Элитный шелк, De Gournay.

Еще одно древнейшее волокно, с которым научился работать человек - шерстяное. Главное достоинство шерсти - тепло, и в основном она используется для мебельной обивки, пледов, подушек. Шерсть преимущественно однотонная, либо с классическим орнаментом: клетки-полоски-куриные лапки. Однако из смесовых тканей с шерстью делают даже тюль.

Лен - еще один распространенный материал, его используют и как обивочный. Грубоватая льняная фактура интересно смотрится в современных интерьерах, особенно сейчас, когда лен научились красить в яркие оттенки. Эффектно выглядит тюлевый вариант льна. Лен может переливаться, как хамелеон и не гореть - из волокна Trevira делают ткань, в точности имитирующую лен.

Чистый хлопок в основном используется в детских коллекциях, где все должно быть гипоаллергенным. Но в целом, хлопок лучше проявляет себя в смесовых тканях с добавлением синтетических волокон.

В жаккардовых тканях плотность нитей на единицу площади очень высока, но при этом сами волокна могут быть мягкими и нежными.

К жаккардовым тканям можно отнести практически все ткани с крупным узором, в раппорте которых участвуют сотни, а иногда и тысячи разнопереплетающихся нитей. Жаккардовое плетение считается одним из самых сложных и плотных.

Дамасковое плетение - это когда лицо и изнанка зеркально повторяют друг друга. Если брать нити разного цвета, то рисунок получается цветным, а если одного, то - как бы выбитым.

Очень популярная ткань - бархат, он может использоваться и для обивки и для штор. Есть бархат толстый и тончайший, дорогой флорентийский бархат, изготавливаемый по старинной технологии: рисунки выстригаются разной высоты и разных цветов. Есть более долговечный искусственный бархат - из полиэстера или негорючего волокна.

Органза (вуаль) - очень тонкая, тюль с характерным блеском. Существует огромное количество видов органзы. Когда она имеет два слоя, появляется муаровый эффект - ткань кажется волнистой.

Муар - это еще один вид плетения. Муар бывает хлопковый и полиэстеровый. Эффектно смотрится хлопковый муар на стенах - получаются настоящие тканевые обои.

Есть еще такой материал, как тафта - полиэстеровая, ацетатная или шелковая. Это что-то наподобие однотонного шелка из искусственно выпрямленных волокон, меняющего цвет и издающего характерный хруст. Тафта особенно эффектно смотрится на окнах и в шатровых конструкциях.

Мебельные ткани подразделяются на несколько видов: шенилл, велюр, жаккард, флок, скотчгард (хлопок), гобелен, микрофибра. Благодаря современным технологиям, у всех богатая цветовая палитра и высокая износостойкость. Например, жаккардовые ткани с их более гладкой текстурой подходят к дворцовым интерьерам, к изысканной и рафинированной мебели. А велюр и шенилл органичнее смотрятся на предметах геометрических форм.

Современный материал - микрофибра: по сути, некая основа со вспушенным ворсом. А если под микроскопом переплести нити особым образом, то можно получить алькантару - вид нетканой микрофибры. По виду и на ощупь алькантара - искусственная замша, при этом по износостойкости она превышает показатели натуральной кожи в несколько раз. Помимо этого она предполагет широчайшую цветовую гамму.

Детская и молодежная чехловая мебель часто обивается скотчгардом (варианты названий: хлопок, печатный хлопок, терможаккард). Хлопком он может быть только на ощупь, а по сути представлять собой 100%-й полиэстер. Чаще всего его можно стирать в стиральной машине в отличие от шениллы и жаккарда, которые обычно дают усадку.

3 . Оконный текстиль

Драпировки на окнах, пожалуй, самый популярный способ использования тканей в интерьере. К тому же оконный дизайн сегодня (да и раньше тоже) выступает как один из самых важных элементов интерьера как такового. От того, как оформлено окно, во многом зависит общее впечатление жилого пространства. Это легко объясняется тем, что любой человек, входящий в дом, первым делом бросает взгляд на окно - источник освещения.

В разных стилях господствуют свои традиции оформления окна, которое акцентирует общую атмосферу помещения на его роскошности или скромности, официальности или уюте, изысканности или простоте, деловитости или фривольности. Поэтому цвет ткани для оконных занавесей, ее рисунок и фактура, а также покрой и способ сборки штор способны подчеркнуть стилистическое решение комнаты. Так, например, льняные шторы уместны при оформлении интерьера в экологичных стилях, органза и парча - в этнических и романтических, холодный шелк - в стиле хай-тек, а бархат - это уже привилегия классицизма и барокко. Пасторальный цветочек на занавесях, клетка и полоска - это французский прованс, немецкий бидермейер и западный кантри, а гладкоокрашенные шторы пастельных тонов или сочные краски и арабески - это уже «дыхание Востока».

Если говорить о модных тенденциях оформления окон, то здесь уместно остановиться на двух основных (и противоположных) направлениях. Первое - многосекционная драпировка, второе - отсутствие дополнительного оформления ткани.

В первом случае эффектный вид шторам придается за счет особого раскроя полотна, многослойности и изысканной драпировки. Французские шторы (маркизы) могут стать «изюминкой» интерьера, привнесут налет богемности в гостиные и спальни. Австрийские и лондонские шторы отличаются от маркиз более сдержанной драпировкой, они смотрятся элегантно в столовых и детских комнатах.

Второй вариант акцентирует все внимание на качестве, фактуре и расцветке ткани, когда она без дополнительных подхватов и сборок просто закрывает окно (японские и римские шторы). Римские шторы - практически универсальная модель - может использоваться в оформлении как строгих кабинетов, так и детских; в классической обстановке и в ультрасовременном помещении. Японскими панельными шторами можно не только оформлять, но и организовывать пространство, используя их в качестве перегородок.

Ещё более компактный вариант драпировки окна - это шторки-кафе, рулонные шторы и шторы-плиссе, которые крепятся на раму и оставляют свободным пространство перед окном.

4 . Мебельный текстиль

Важный элемент интерьера - обивка мебели. Чехольная или пришитая к основе, она может обновить мебель или привнести особый колорит в общий дизайн помещения. Сейчас популярны обивки из самых разных видов тканей: жаккарда, шелка, бархата, гобелена, хлопка, натуральной или искусственной кожи, искусственной замши.

Производители тканей предлагают тысячи вариантов расцветок и сотни видов тиснений. Возможно и авторское оформление обивки мягкой мебели. Это вышивка, украшение декоративными элементами и многое другое. Современные дизайнеры рекомендуют использовать не привычную пришитую к основе обивку, а переходить на съемные чехлы. Они удобны в уходе, кроме того, использование чехлов позволяет менять обивку мебели, а вместе с ней обновлять интерьер.

Чехлы для мягкой мебели могут быть повседневными и выполнять защитные функции (это особенно актуально для дорогой или элитной мебели) или, напротив, самые дешевые и непрезентабельные диваны и кресла с помощью чехлов превратятся в изюминку вашего интерьера, подчеркнут его стиль и зададут нужный тон.

В таком же качестве выступает и другой элемент мебельного текстиля - накидки. Они легко заменяются, легко стираются (или чистятся) и также легко изготавливаются (кроятся, шьются, вяжутся). Задать настроение интерьеру способны также диванные подушки - думки. От выбора формы таких подушек, ее цвета и отделки настроение вашего дома может варьироваться от ностальгического до самого фривольного. А уж о дополнительном ощущении уюта, который создают диванные подушки, много говорить и не стоит.

Мебельный текстиль особенно актуален тогда, когда привычная мягкая мебель уже надоела, но свой срок службы еще не выработала. Менять ее рано, а перемен хочется. Вот тогда и приходят на помощь сменные чехлы, накидки и покрывала, выбор материалов для которых практически безграничен - от самых плотных и тяжелых, до невесомых и «лохматых». Имея такую сменную одежду, можно обновлять обстановку в своем доме несколько раз в течение года, в зависимости от сезона или от собственного настроения.

5 . Постельный текстиль

Широко текстиль применяется для создания интерьера спальной комнаты. Оформление дизайна этого помещения не проходит без использования таких элементов как постельное белье и покрывала. Эти детали должны не только по цвету гармонировать между собой, но и сочетаться с прочими тканевыми элементами (шторами, декоративными подушками, накидками и т.д.). Кроме того, так как кровать - это центр спальной комнаты, то и ее убранство становиться отправной точкой при создании общего дизайна данной комнаты.

Текстиль для интерьера спальной, это, конечно, тема достаточно интимная. Но и здесь все подчинено не только функциональности и прямому назначению, но и законам интерьерного дизайна. Одно дело, экологичные ткани для детского постельного белья, другое - удобная постель пожилого человека и совсем иное - романтическое или страстное ложе любви.

Несмотря на приватность данного элемента интерьера, постельный текстиль запросто может соперничать по значимости с текстилем оконным.

Среди всех направлений текстильного дизайна для спальной можно выделить два: традиционное и минималистское.

Минимализм - это, прежде всего функциональность, лаконичность и простота, натуральные ткани, спокойные тона и строгость постельного белья.

Традиционное стилистическое направление - это особая нега, сентиментальность, уют всевозможные «украшательства». Вот уж есть, где развернуться любителям комфорта, романтическим натурам и почитателям изысканности. Помимо мягких подушек и одеял - это еще и прикроватные пологи и балдахины, а также постельное белье всевозможных фасонов и расцветок. Кроме того, покрывала для кровати - тоже весьма значимый элемент оформления интерьера спальни, особенно, если они будут гармонировать с дизайном оконных занавесей.

6 . Столовый текстиль

Что касается текстиля в интерьере столовой, то мода на него достаточно консервативна. Столовый текстиль - это скатерти, салфетки и полотенца, самые распространенные ткани для которых - лен и хлопок. Конечно, не нужно сбрасывать со счетов и такой подарок научно-технического прогресса, как новые синтетические материалы (непромокаемые, несминаемые и пр.) которые активно используются в производстве столового белья, но при этом искусно имитируют фактуру и внешний вид натуральных тканей.

Украшения для столового текстиля остаются классическими - кружево, мережка, вышивка, фигурная кайма. Да и само столовое белье уже практически перешло в разряд интерьерных украшений и атрибутов праздника. Любое торжественное мероприятие прочно ассоциируется у нас с накрахмаленными скатертями и красиво сложенными салфетками.

В дизайне интерьера с помощью столового текстиля продолжают действовать неизменные правила:

· общий тон скатерти должен быть светлее основного (преобладающего) цвета в интерьере;

· салфетки могут быть одного цвета со скатертью, а также намного темнее или светлее;

· допустимо сочетание салфеток и скатерти разных цветов, и сочетание контрастных скатертей при многослойном оформлении тола;

· цвет столового текстиля влияет на аппетит: оранжевый, красный и белый повышают его, а синий и черный - гасят.

7 . Текстиль для стен

Драпировка тканевыми занавесями - это один из наиболее эффектных способов текстильного оформления пространства. Благодаря этому оригинальному приему можно добиться полноценного разделения пространства без возведения перегородок. Занавеси помогают создавать обособленные зоны в ресторанах, гостиницах и индивидуальных покоях самых утонченных частных интерьеров. Декоративная функция занавесей заключается в особом их свойстве усиливать теплоту и уют, а также в ощущении торжественности бытия.

Балдахины являются большой редкостью и оригинальным решением в современных интерьерах. И это вполне закономерно. Такой роскошный предмет тканевого убранства требует совершенно определенного пространства и особой атмосферы, наполненной благородным богатством. Той самой изысканной роскошью, которая не боится пристального внимания и оригинальных деталей., достойное самого отборного наполнения. Интерьеры, в которых живут пышные и царственные или легкие и игривые тканевые шатры-балдахины - это уникальные пространства.

Текстильные обои демонстрируют идеальное сочетание высочайших эстетических и эксплуатационных свойств. Редкий интерьер, призванный по задумке хозяев, стать исключительным, обходится без подобных настенных покрытий. При ближайшем рассмотрении стены, оформленные текстильными обоями, оставляют впечатление обитого роскошными тканями пространства. А это привносит в него особое, винтажное настроение. Впрочем, впечатление от современных, индустриальных интерьеров зачастую также усиливается текстильными обоями.

Заключение

Текстиль всегда является заключительным аккордом в гармонии интерьера и от того насколько чисто и красиво звучание этого аккорда зачастую зависит общее восприятие облика помещения.

В то же время пренебрежение эмоционально-эстетическим воздействием текстильных составляющих способно свести на нет все усилия архитекторов и «убить» декор интерьера. К тому же давно известно, что прикосновение к мягкой поверхности ткани способно вызвать массу эмоций: успокоить и расслабить или наоборот возбудить, придать праздничное настроение или настроить организм на философский лад, подарить приятную прохладу в жару или согреть в слякоть и холод.

Даже самый «серьезный» эксклюзивный дизайн проект, не способен обойтись без красивых текстильных элементов, призванных внести в его облик некое разнообразие и чуть разбавить его строгость, наполняя дом атмосферой уюта. Красивые портьеры и гардины на окнах, декоративные покрывала на мягкой мебели, настенные панно, тюль и прочие декоративные составляющие обстановки - они не выходят из моды и выступают неотъемлемой деталью интерьера, выдержанного в любом из современных или классических стилей, выгодно подчеркивая его уникальность и радуя владельцев эстетичностью и качеством изготовления.

Проходят времена, меняются архитектурные стили, а ткани остаются, по-прежнему, одним из лучших способов декорирования внутренних помещений.

Список использованной литературы

1. www.jlady.ru;

2. www.archydom.ru;

3. www.liveinternet.ru;

4. www.etoya.ru;

5. www.bonart-decor.ru;

6. www.novistyl.ru;

7. Алексеев^С. Ю. Структура пространства жилого дома. Эволюция представлений: учеб.пособие / С. Ю.Алексеев, Е. И. Миронов. Ростов н/Д: Рост. гос. архитектурный институт, 1995. - 57 с.: ил.

8. Бхаскаран Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. М.: Арт-Родник, 2006. - 256 с.: ил.

9. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: попул. энцикл. / Т. Конран; пер. с англ. Г. Беликова. -- М.: Русские словари, 1997.- 264 с.: ил.

10. Крутских Е.В. Интерьер вашего дома / Е. В. Крутских, Д. В. Литвинов. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 272 с.: ил.

11. Матюнина Д. С. История интерьера: учеб. пособие / Д.С. Матюнина. -- М.: Культура: Академический проект, 2004. -- 567с. -- (Gaudeamus).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История появления текстиля. Виды, строение и свойства текстильных нитей, основные виды их плетений. Функции текстиля в дизайне интерьеров. Текстильное оформление стен и потолков путем их драпировки, использование текстильных обоев и ситцевых полов.

    реферат , добавлен 03.11.2015

    История возникновения гостиной, анализ особенностей ее интерьера. Анализ истории возникновения и основных особенностей стиля Кантри в интерьере. Использование для создания интерьера помещений только натуральных, природных материалов: дерева, камня.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2015

    Деревенский стиль в интерьере. Основные правила размещения кухонного оборудования. Виды оптимальной планировки. Цвет пола и стен, освещение и материалы. Напольные, навесные, угловые шкафы и пеналы. Мебель, декор и аксессуары. Отделка "деревенской" кухни.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2016

    Основные технические задачи строительства. Функциональное назначение стен. Виды и использование подпорных стен. Основные виды гравитационных подпорных стен. Использование удерживающих кронштейнов. Новые технологии возведения стенок малой высоты.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    История происхождения и технология изготовления стекла. Свойства стекла: физические, структурные, агрегатные характеристики; его достоинства и недостатки. Основные промышленные виды стекла, использование его функций в дизайнерских разработках интерьера.

    реферат , добавлен 29.05.2009

    Специфические особенности цвета в интерьере. Цветовое решение в дизайне интерьеров. Зеленые тона при окраске стен. Живость и теплота красного цвета. Принцип оформления белого помещения. Принцип контрастного решения. Нюансное цветовое решение интерьера.

    реферат , добавлен 13.01.2016

    История начала использования стекла как строительного материала и применения его функций в дизайнерских разработках интерьера. Основные промышленные виды стекла, сферы и особенности его применения. Достоинства и недостатки стеклянных интерьеров.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Рококо как мир миниатюрных форм, стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII ст., его характерные черты. Представление об интерьере, как целостном ансамбле, его аксессуары, освещение, гарнитур. Оформление пола, потолка и стен.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Особенности организации комфортной среды в интерьере на разных исторических этапах. Развитие дизайна интерьера, его основные правила. Характеристика американского стиля, используемого при реконструкции мансарды. Разработка генплана и подбор мебели.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    История возникновения стиля минимализма и его развитие. Общая характеристика восточных стилей в дизайне. Многовековые традиции и понятие красоты в философии японцев. Садово-парковое искусство. Японский минимализм в интерьере. Знаменитые архитекторы стиля.

Текстиль в интерьере - вещь совершенно незаменимая. Конечно, все интерьерные стили относятся к нему по-разному. Больше всего богатые текстильные возможности использует классика, как историческая, так и современная. Но и хай-тек с минимализмом дозировано, но пользуются услугами интерьерного текстиля.

Текстильный дизайн в интерьере - тема вечная и злободневная. Как-то трудно представить себе дом без текстиля во всех его проявлениях - от штор и мебельных обивок до покрывал, подушек и ковров. История текстильного дизайна богата и поучительна. Наверное, больше всего любили текстильные декоры в эпоху барокко, украшая интерьеры пышными богатыми драпировками из тяжелых фактурных шелков и узорчатой тафты. А многочисленные классицизмы предпочитали более скромные, но изысканные полосатые ткани и штофные обои. А как активно пользовались текстильным декором во времена викторианской классики! Английские дома пестрели всевозможными тканями в цветочек, горошек и полоску, которые использовались в обивках мебели, шторах, подушках и коврах. Интересно, что консервативные британцы по-прежнему предпочитают такое обилие тканей в своих интерьерах. Сегодня мы тоже не можем обойтись без всей этой красоты. Совершенно ясно, что без текстиля очень трудно создать уютный, а значит комфортный дом. Конечно, все пользуются этим декоративным средством по-своему. Любители классических стилей (от неоар-деко до неомодерна) используют его активно. А вот адепты модернизма (от хай-тека до деконструкции), наоборот, очень дозировано. Хотя все прекрасно понимают, что никакие новомодные жалюзи и ролы не заменят стильных монохромных штор. А если, все-таки хозяева предпочитают обходится без их помощи и оставлять окна без прикрытия, например в небоскребах Москва-Сити, то все-таки какой-то необходимый минимум текстиля в интерьере быть обязан, хотя бы ковер или подушки. Именно с помощью ярких цветных подушек или мебельных обивок и можно внести в монохромные минималистичные пространства несколько пятен модного цвета или орнамента.

  • Автор проекта: Кирилл Истомин. ">

    Любитель исторической классики московский декоратор Кирилл Истомин всегда очень активно, но с тонким вкусом использует декоративные возможности текстильного дизайна. Спальня в его проекте просто утопает в разнообразных драпировках: текстильный полог над кроватью, шторы, красивые обивки, подушки и тканые абажуры на светильниках. Очень пышно!

  • модульному дивану

    Любитель исторической классики московский декоратор Кирилл Истомин всегда очень активно, но с тонким вкусом использует декоративные возможности текстильного дизайна. Спальня в его проекте просто утопает в разнообразных драпировках: текстильный полог над кроватью, шторы, красивые обивки, подушки и тканые абажуры на светильниках. Очень пышно!

    Спальня, оформленная в классическом духе, конечно, декорирована большим количеством текстиля. Яркий цвет мебели красного дерева и наборного паркета поддерживают бардовые драпировки на окнах, такого же цвета декоративный полог над кроватью и покрывало с подушками. Даже фигурное изголовье кровати здесь отделано шелковой стеганой тканью модного сиреневого цвета.

    Просторная монохромная гостиная, оформленная по классическим принципам, выглядит стильно и современно. Особую классичность интерьеру придают полосатые шторы на высоких окнах, которые имеют эффектный дизайн, а также текстильные обивки мягкой мебели, в приятных серо-бежевых цветочных узорах.

    Большая двусветная гостиная загородного дома, оформленная в современном стиле, оригинально декорирована текстилем. Высокие двухуровневые окна по авторской задумке оснащены гигантскими по длине и ширине шторами, которые подобраны в тон к основной гамме монохромного серо-бежевого интерьера.

    Самой выразительной деталью гостиной, оформленной стиле современного ар-деко, стали графичные черно-белые шторы с эффектом объемного рисунка. Под них подобраны и подушки с черно-белыми узорами. Также орнаментальные ткани внесли в ардекошный интерьер элемент поп-арта.

    Просторная белая гостиная, оформленная декоратором Татьяной Мироновой, создает ощущение классического шведского дома. Потолки с выступающими балками, сливочного цвета стены, крашенная в белый цвет мебель, бежевые с белым шторы и только яркие цветочные обивки мягкой мебели делают интерьер нарядным и жизнерадостным.

    Московский дизайнер Анна Эрман украсила белую минималистичную гостиную исключительно с помощью яркого текстиля и этнических аксессуаров. Главная роль в композиции отведена низкому модульному дивану , каждая часть которого обтянута разными по цвету и рисунку тканями. Очень модно и очень по-восточному!

    Гостиная в загородном доме декорирована под современную классику и деревенский стиль.Фигурные столики и консоли в духе французского рококо, хрустальная люстра, цветочные обивки на манер английской классики - все это отлично смотрится на фоне бревенчатых стен, правда покрашенных под цвет мебели в светло-бежевый тон.

    Авторы проекта оформили кабинет хозяина дома с помощью орнаментальных обоев, стилизованной классической мебели, эффектных светильников и комфортной бежево-коричневой гаммы. Кроме того, панорамные окна декорированы сплошным фронтом двухслойных драпировок. Просто модный будуар!

    Спальня от Валерии Сенькиной выглядит просто по-королевски! Высокие потолки с лепниной, кровать с роскошным балдахином, люстры и зеркала. И конечно, много текстиля, но здесь он особый. Пышные формы оконных драпировок и балдахина, уравновешиваются качеством тканей. Автор проекта выбрала приятное сочетание красно-кораллового шелка с тонкой полупрозрачной органзой бежевого цвета и с нежным рисунком. Смотрится легко и изящно!

Рассуждая об интерьере, сложно сказать, что является его основополагающей и важной частью. Кто-то придает большое значение отделке стен и пола, кто-то - мебели, другие - аксессуарам. В действительности, интерьер представляет собой неделимую совокупность, в которой важна каждая составляющая. Для достижения гармонии в пространстве необходимо с должным вниманием отнестись к каждому элементу и его роли в создании общего баланса. Дизайн, как микромир, в котором все тесно взаимосвязано и существует по своим исключительным закономерностям. Сегодня мы с Вами обсудим роль текстиля в интерьере и поговорим о некоторых особенностях, которые стоит учесть. Текстиль является неотъемлемой частью жилых домов и квартир, офисных зданий, мест развлечений и отдыха, да и практически любого помещения. Сложно представить отсутствие текстиля при создании декора, но будьте уверены, там, где его все же нет, - не может быть и уюта.

Применение текстиля в разных стилях

Присутствие текстиля в дизайне интерьера известно с незапамятных времен. Изменению формы и текстуры предшествуют новые веяния и тенденции моды конкретного промежутка времени. Безусловно, самое «пышное время» в мире текстильного декорирования, а, может, моды и дизайна в целом - Барокко. В этом буйстве роскоши использовались гобелены, безворсовые ковры, натуральные и тучные портьеры, балдахины, роскошные убранства постели с множественными рюшами, бахромой, кистями. Каждый элемент выделялся своим величественным размером как отличительной особенностью. О стиле убранств Барокко, пожалуй, можно говорить часами, мы же остановимся на самых ярких примерах его отражения в текстиле, что поможет в дальнейшем подчеркнуть, добавить или воссоздать этот стиль.

При виде штор, идущих по стене, практически от потолка до самого пола, с драпировкой из дорогой, массивной ткани, не остается вопроса о стиле, к которому прибегнул декоратор. Однако стоить заметить, что если в ту эпоху шторы были из дорогой плотной ткани - парчи, атласа или бархата с золотой вышивкой или аппликацией, золотыми кистями и бахромой; то в нынешнее время используется такая же форма и массивная дорогая ткань, при этом вышивка, как правило, заменяется орнаментом из оникса, черепахи, малахита, либо других природных материалов, что подчеркивает величие и роскошь общей композиции.

В обивке мебели преобладающе использованы натуральные и яркие ткани, сложные детали или полоски, бахрома, драпировка. Кожа, как признак дурного тона, исключалась.

При декорировании спален кровати украшались балдахинами с бантами и рюшами.

Очень важно, чтобы обилие тканей разных фактур образовывало гармоничное сочетание общей композиции. Для достижения данного результата рекомендуется использовать одну цветовую гамму.

Ампир, зародившийся во Франции, также славился помпезностью. Богатое декорирование, выполненное в соответствии с абсолютной симметрией и уравновешенностью общего вида, содержащее элементы военной символики, призвано подчеркивать идеи могущества и власти. Использование однотонных тканей с золотой вышивкой придавало дворцовую атмосферу. Цветовая палитра подобрана в соответствии с цветами флага Франции - красный, синий и белый. Убранство спальни дополнялось использованием балдахинов и шелком, которым затягивались стены помещения.

Рассматривая более близкие к нам времена, мы с Вами не увидим то преобладание убранства и роскоши, присущее Барокко и Ампиру. К примеру, в Модерне воплотилась идея перехода от прямых углов и линий к «природным», более плавным и изогнутым. Часто за основу брались орнаменты растительного мира. Асимметрия при использовании тканей, полотна которой зачастую обвивались вокруг металлического карниза, имитируя волны, без строгой крепежной конструкции, придают общую легкость и динамику. Плавность интерьеру добавят портьеры из ткани прямоугольной формы, собранные декоративным шнуром. Для орнамента предпочтительны незамысловатые узоры. Спокойные, естественные, натуральные цвета, не режущие глаз своей яркостью.

Поп-арт привнес идею использования одной и той же ткани в качестве обивки и портьеры. Геометрические фигуры, ярки броские цвета, перетекающие с одного элемента интерьера на другой, создают однородное уютное пространство. Обивка мебели и занавески предпочтительны одной фактуры и единого орнамента. Преимущество отдается глянцевым и синтетическим тканям.

В настоящее время все больше дизайнеров решают вопрос об использовании пространства, отдавая предпочтение минимализму. Скромные геометрические формы, при отсутствии всяческого декора, позволяют добиться максимального функционала имеющейся площади. Изделия из текстиля отличает отсутствие всех возможных изысков - кистей, рюш. Ламбрекены в создании данного стиля - непозволительны. Для придания уюта можно использовать ковры с однородным ворсом. Элементы декора выполнены в однородной расцветке, без узоров и орнаментов, формируя пространство для спокойствия и отдыха.

Обсуждая стилистическое применение тканей, стоит также затронуть хай-тек, выделяющийся своей строгостью, холодом и ограниченным использованием текстиля. Предпочтение отдается синтетическим тканям серебристых, холодных тонов. Убранство гостиной допускает наличие элементов яркого цвета. Ярко-оранжевый или красный можно легко встретить на обивке мебели или пледах, подушках синтетического и грубого покроя. Элементом, подчеркивающим динамику и контрастность интерьера, выступает постельное белье, подобранное под цвет стен, дополняющее единство стиля.

Вязаные убранства, этнические орнаменты, натуральные цвета и материалы, использованные для оформления пространства, - элементы полюбившегося многим скандинавского стиля. Светлая цветовая гамма природных тонов, занавески из тонкого хлопка, тюль с вкраплениями цвета и льняные рулонные шторы излучают легкость и простоту, располагая к себе. Натуральность материалов и пастельные тона придают требуемый уют и душевное спокойствие.

Сочетание текстур и принта

Помимо того, что с помощью текстиля можно легко добавить элементы другой эпохи в современность, разбавить скучный интерьер или поменять стиль, текстиль может помочь и при расстановке акцентов в интерьере. Например, сделать визуально выше потолки, осветлить комнату, придать объем пространству.

При сочетании текстуры и принта в текстиле, в первую очередь, надо посмотреть, в каком стиле мы хотим видеть готовый вариант. Если это хай-тек, то все материалы должны быть синтетическими, а для обивки мебели или убранств подойдут грубые плотные однотонные материалы. Шторы легкие, серебристых тонов, без принта, который будет неуместен.

Выбирая полюбившийся скандинавский стиль, помимо этнических узоров и натуральных тканей, будут хорошо смотреться вязаные предметы, пледы или чехлы для кресел пуфиков. Конечно, какой бы стиль Вы ни выбрали, нужно понимать важность сочетания текстиля с общим цветовым решением пространства. Касаемо сочетания принтов всего помещения, необходимо прослеживать, чтобы он гармонировал по цвету или форме во избежание общего дисбаланса. Форма принта подразумевает дополнение гармоничного образа, а не точное повторение уже имеющихся элементов. Стоит понимать, что принт с острыми углами плохо будет сочетаться с закругленными линиями и принтами, имеющими круги. Если у вас нет привязки к определенному стилю, то смешивание текстур всегда рождает интересный образ, передающий индивидуальность, подходящий именно Вам. Пожалуй, самое главное правило - довериться своей интуиции и поддаться воле выбора, ведь в наше время с его быстротечностью и многообразием нужно попробовать все!

Говоря о приемах, которые можно использовать, - работа со шторами, объемом и освещением. Вот самые простые и действенные методы по увеличению пространства и придания объема помещению:

Шторы должны быть от самого потолка до пола, а может и чуть-чуть на нем лежать;

Шторы должны быть из легкой ткани или тюли;

Шторы должны быть в мелкую частую сборку;

Шторы должны быть белыми или совсем светлых, бледных оттенков и /или иметь вертикальные светлые тоненькие полосы;

Если нужно добавить не только объем, но и визуально увеличить окна, шторы должны быть не собраны, а расположены по обе стороны окна и исполнены в том же цвете, что и стены. Желательно соблюсти всех правила, перечисленные выше.

Текстильные изделия должны подходить к конкретной комнате. К примеру, при помощи вертикальных полос можно сделать пространство шире, а с горизонтальными полосами сделать окно шире. Разрабатывая варианты подхода к обустройству помещения, не стоит забывать, что помимо практической пользы применяемые решения могут также нанести вред и сказаться на конечном результате. Не стоит злоупотреблять ими в интерьере, ведь пресыщенность в данном вопросе будет носить отпечаток безвкусицы, добавляя разве что рябь в глазах. Также плотные шторы ярких цветов в маленькой комнате существенно уменьшат визуальное пространство, несмотря на остальные элементы, находящиеся в ней. В любом случае всегда стоит задуматься и о качестве материала, насколько он износостойкий, натуральный, водостойкий, подходит ли он для применения в заданной области.

Новшества в текстильном производстве

В контексте использования текстиля и его истории, стилей и их особенностей попробуем спрогнозировать дальнейшую динамику, заглянуть в будущее и его тенденции. Технологические новинки не стоят на месте и вносят новые свойства и области применения в привычные вещи.

Предпочтительные в данный момент натуральные ткани приобрели свойства не выгорать, полимерные покрытия и пропитка позволяют не пропускать свет и влагу, расширяя область применения в комплексе с долговечностью материала. Европа, в частности, Италия, - новатор разработок в области текстиля и производства ткани. Меняющееся в позитивном ключе отношение к дизайну внушает оптимизм. Происходящее импортозамещение открывает дорогу текстильным производствам, предоставляя возможность идти в ногу со временем и открывать новые направления. Так, например, Валентин Юдашкин в 2017 году планирует открыть текстильный кластер, так как, по его мнению, в нашей стране вполне возможно сделать текстиль, способный посоревноваться с западными образцами. Воплощение этих планов мы с Вами сможем наблюдать в скором времени.

Текстильная обувь прочно вошла в жизнь современного человека. Из текстиля изготавливают не только дамские туфли, но и классические мужские ботинки и даже удобные детские тапочки. Это надежный материал, который имеет немало преимуществ.

Преимущества текстиля

По своей популярности текстиль занимает второе место после кожи. Текстильная обувь известных производителей изготавливается из высококачественных натуральных волокон.

  • Она отлично удерживает тепло, не нарушает процесса воздухообмена, соответствует всем предъявляемым гигиеническим требованиям и нормам.
  • Вкладная стелька качественной обуви изготавливается из натуральной подкладочной кожи. Это гарантирует ее легкую растяжимость, пластичность, быстрое испарение поглощенной влаги.
  • Задник в текстильных туфлях укреплен очень плотной и жесткой вставкой, сделанной из кожкартона. Это дает полную защиту от стаптывания и деформации стопы человека.
  • Качественный текстиль не требует слишком сложного ухода. Обувь из этого материала разрешается стирать в машине-автомате, при этом не теряются товарные качества.
  • Очень важен материал верха, из которого изготавливается текстильная обувь. Предпочтение лучше отдавать качественным натуральным тканям. К слову, туфельки из хлопка вовсе не напоминают домашние тапочки. Они выглядят мило и оригинально.
  • Большим достоинством обуви считается ее низкая цена.

Недостатки обуви

Однако материал имеет и недостатки. Как правило, текстиль нельзя назвать долговечным. Он быстро промокает и теряет привлекательный вид после попадания под обыкновенный дождь. К тому же, текстильные сапожки не выдерживают холода, а поэтому больше предназначены для теплого времени года. Однако, перечисленные минусы нельзя назвать слишком весомыми.

Если учесть, что обувь из текстиля стоит довольно дешево, то нет ничего страшного в том, что она недолговечна и подвластна негативному воздействию окружающей среды. Тем более, если купить качественные средства, созданные для ухода за текстилем, то срок службы новой пары увеличится в разы.

Когда появились первые положительные результаты, стали говорить о начале эры «умного текстиля» (Smart textile, Intelligent textile), а положенные в их основу технологии назвали высокими, наукоемкими (Hi-ech). Изделия из «умного текстиля» находят широкое применение для экипировки военнослужащих, космонавтов и участников экспедиций, альпинистов, спротсменов, а так же в экстремальных условиях природных катаклизмов.


Развитие работ в области «умных волокон» идет в двух направлениях: колористическом и интеллектуальном. Колористическое направление связано с разработкой принципиально новых видов армейского камуфляжа и развитием моды, предлагающей одежду с необычными цветовыми эффектами. Суть их состоит в использовании фото-, термо- и гидрохромных красителей. Окрашенные ими ткани могут изменять цвет под действием воды, тепла и света подобно хамелеонам. Изменения могут иметь локальный характер неопределенной формы и четко выраженный рисунок на тех или иных деталях или участках одежды.
Работы по использованию термо-, фотохромных красителей и материалов для военных целей и космоса начали интенсивно развиваться в 70-е годы прошлого века. По уровню разработок камуфляжа впереди идут США и Япония. Интенсивные исследования проводятся в Китае, Южной Корее, Тайване. Ткани-«хамелеоны», способные изменять свой цвет в зависимости от внешних факторов - идеальный материал для армейского камуфляжа. Подобно коже живых рептилий защитная одежда военного сможет мимикрировать, адаптируясь к изменениям окружающей среды.
Реализация этих идей весьма заманчива и интересна для армии, но в то же время достаточно сложна и пока не осуществлена полностью, поскольку, в отличие от бытовой одежды, к армейскому камуфляжу предъявляются очень жесткие требования по устойчивости окрасок к действию светопогоды, трению, стиркам и химчистке.

Интеллектуальный текстиль
Интеллектуальное направление в развитии умного текстиля - это создание и промышленное освоение технологий, обеспечивающих получение текстильных материалов с широким набором новых свойств, расширяющих области их применения. В первую очередь работы в этом направлении были связаны с армейскими заказами.
«Умные» ткани должны уметь «следить» за сердечным ритмом солдата, вводить, если необходимо, соответствующие лекарства или купировать раны, сигнализировать о самочувствии больного. Одежда из «умных» тканей должна самоочищаться, поддерживать требуемую температуру в пододежном пространстве, нейтрализовать химические отравляющие вещества, обладать свойствами бронежилета. Экипировка военного должна при этом оставаться легкой, не стесняющей движений, а система связи, включая дисплей компьютера и клавиатуру, быть не только легкой, но и мягкой, способной изменять свою конфигурацию.
Реализовать подобное «чудо» и сделать его явью стало возможным в связи с интеграцией наукоемких технологий (hi-tech) в текстильное производство. Ведущую роль в этом сыграли нанотехнологии.

Нанотехнологии в текстиле
Понятие «нанотехнология» ввел американский физик Ричард Фейман в 1959 году. Размерность наночастиц простирается от 0,1 до 100 нм. Нанотехнологию определяют как технологию производства материалов путем контролируемого манипулирования с атомами, молекулами и частицами сверхмалого размера и получения материалов с фундаментально новыми свойствами. Это своего рода «генная инженерия», но с неживыми объектами. Ничтожно малый размер частиц, формирующих материал, резко меняет его структуру, увеличивает внутреннюю поверхность, приводя к появлению новых свойств. Внутренняя структура, сформированная из наночастиц, придает материалам очень высокую прочность и совершенно новые свойства, отсутствующие при получении материала по традиционной технологии. Например, обычно хрупкая керамика при получении ее по нанотехнологии проявляет пластичность.

Биоремень, закрепляющийся на грудной клетке, который оснащен встроенными интеллектуальными датчиками, способными хранить и передавать информацию.

Нанотехнологии - это передовой рубеж науки, востребованный в различных отраслях промышленности: в космической и авиационной технике, вооружениях и обмундировании армии, в спортивной одежде и спортивных снарядах, медицинском и домашнем текстиле, современных средствах связи, автомобилестроении и многом другом.
На сегодняшний день в текстиле внедряются следующие нанотехнологии:
- производство нановолокон;
- заключительная отделка с использованием нанотехнологий.

Производство нановолокон
Нановолокна можно производить, наполняя традиционные волокнообразующие полимеры отличающимися по конфигурации наночастицами различных веществ или путем выработки ультратонких (диаметром в рамках наноразмеров) волокон.
Наполненные наночастицами волокна начали производить с 1990 года. Такие волокна малоусадочны, имеют пониженную горючесть, повышенную прочность на разрыв и истирание и в зависимости от природы вводимых наночастиц могут приобретать другие защитные свойства, требующиеся человеку.
В качестве наполнителей волокон широко используют углеродные нанотрубки с одной или несколькими стенками. Волокна, наполненные нанотрубками, приобретают уникальные свойства - они в 6 раз прочнее стали и в 100 раз легче ее. Наполнение волокон углеродными наночастицами на 5-20% от массы придает им также сопоставимую с медью электропроводность и химическую устойчивость к действию многих реагентов.
Углеродные нанотрубки используются в качестве армирующих структур, блоков для получения материалов с высокими прочностными свойствами: экранов дисплеев, сенсоров, хранилищ жидкого топлива, воздушных зондов и т.д. Например, при наполнении углеродными нанотрубками поливинилспиртового волокна, получаемого по коагуляционной технологии прядения, оно становится в 120 раз выносливее, чем стальная проволока и в 17 раз легче, чем волокно Кевлар (самое известное и прочное арамидное химволокно, получаемое по традиционной технологии и используемое в бронежилетах). Подобные нановолокна уже сейчас начинают применять для производства взрывозащищающей одежды и одеял, защиты от электромагнитных излучений.
Очень ценные и полезные свойства химические волокна приобретают при наполнении их наночастицами глинозема. Наночастицы глинозема в виде мельчайших хлопьев обеспечивают высокую электро- и теплопроводность, химическую активность, защиту от УФ-излучения, огнезащиту и высокую механическую прочность. У полиамидных волокон, содержащих 5% наночастиц глинозема, на 40% повышается разрывная нагрузка и на 60% - прочность на изгиб. Такие волокна используют в производстве средств защиты от ударов, например защитных касок. Известно, что полипропиленовые волокна очень трудно окрашиваются, что существенно ограничивает область их применения в производстве материалов бытового назначения. Введение 15% наночастиц глинозема в структуру полипропиленовых волокон обеспечивает возможность крашения их различными классами красителей с получением окрасок глубоких тонов.
Интенсивно развиваются исследования и производство синтетических волокон, наполненных наночастицами оксидов металлов: ТiO2, Al2O3, ZnO, MgО. Волокна приобретают следующие свойства:
- фотокаталитическую активность;
- УФ-защиту;
- антимикробные свойства;
- электропроводность;
- грязеотталкивающие свойства;
- фотоокислительную способность в различных химических и биологических условиях.
Еще одним интересным направлением в производстве нановолокон является придание им ячеистой, пористой структуры с наноразмерами пор. При этом достигается резкое снижение удельной массы (получение легких материалов), хорошая теплоизоляция, устойчивость к растрескиванию. Образующиеся нанопоры волокон могут быть заполнены различными жидкими, твердыми и даже газообразными веществами с различным функциональным назначением (медицина, ароматизация текстильных полотен, биологическая защита).
Другой тип нановолокон - ультратонкие волокна, диаметр которых не превышает 100 нм. Эта тонина обеспечивает высокое значение удельной поверхности и, как следствие, высокое удельное содержание функциональных групп. Последнее обеспечивает хорошую сорбционную способность и каталитическую активность материалов из подобных волокон.
В Европе (Англия, Франция), США, Израиле и Японии параллельно идут интенсивные работы по созданию синтетических белковых волокон, имитирующих структуру паутины, имеющей непревзойденные физико-механические свойства. Используя для выработки подобного белка другие продуценты (микроорганизмы, растения), удалось получить полимерные белковые нановолокна толщиной около 100 нм. Мягкий и сверхпрочный «паучий шелк» сможет заменить жесткий и негибкий кевлар в бронежилетах. Области применения «паучьего шелка» разнообразны: это и хирургические нити, и невесомые и чрезвычайно прочные бронежилеты, и легкие удочки, и рыболовные снасти. Пока речь идет о малых партиях, но нанотехнологии развиваются столь бурно и стремительно, что промышленного выпуска изделий, изготовленных из «паучьего шелка», ждать недолго.

Нанотехнологии в заключительной отделке
При заключительной отделке текстильных материалов используют наночастицы различных веществ в виде наноэмульсий и нанодисперсий. При этом материалам могут придаваться такие свойства, как водо- и маслостойкость, пониженная горючесть, противозагрязняемость, мягкость, антистатический и антибактериальный эффекты, термостойкость, формоустойчивость и др. Наиболее известной нанотехнологией заключительной отделки является отделка Teflon, обеспечивающая водо-, масло-, грязезащитные эффекты. Для ее реализации используют наноэмульсии фторуглеродных полимеров. Располагаясь на внешней поверхности каждого отдельного волокна, эти гидрофобные наночастицы образуют новую поверхность, своеобразный «зонтик», наподобие того, что существует на внешней поверхности растений, шерсти животных, перьях птиц. В отличие от традиционных технологий аналогичного назначения, наночастицы, придавая требуемые эффекты, не перекрывают капиллярно-пористую структуру волокнистого материала, он остается «дышащим», поскольку его микропоры остаются открытыми для воздухообмена. Придаваемые эффекты устойчивы к многократным стиркам. Отделка по нанотехнологиям придает текстильным материалам из химических волокон хлопкоподобный внешний вид, а изделия из хлопка становятся малосминаемыми и приобретают формоустойчивость.
В разных странах достаточно широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей - придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения».
Использование наноэмульсий дает возможность получать из хлопка текстильные материалы, лицевая сторона которых проявляет гидро-, масло-, грязеооталкивающие свойства, а изнанка остается гидрофильной, способной поглощать влаговыделения тела (пот). Одновременно такому материалу можно придавать различные бактериостатические эффекты, в том числе препятствующие появлению запаха пота. Основное назначение подобных материалов - армейская экипировка, спортивная одежда и одежда для активного отдыха.
В полимерную наноэмульсию можно также вводить наночастицы оксидов металлов TiO2, MgO, обладающих каталитической активностью, и пьезокерамические частицы для производства волоконных сенсоров, регистрирующих сердечный ритм и пульс при контакте такого материала с кожей человека.
Нанотехнологии позволили создать токопроводящие текстильные материалы, которые оказались востребованными не только для военного назначения, но и во многих отраслях мирной жизни. Электропроводящие текстильные материалы дают широкий простор для инноваций в производстве антистатической одежды и электромагнитного экранирования, для снятия заряда или подавления радиополей, а также для производства тканей с подогревом.
Сегодня токопроводящие ткани благодаря нанотехнологиям нанесения металлов - мягкие и легкие материалы, их можно стирать, подвергать химчистке.
Обычно напылению подвергают волокна, а не ткани. При переработке на ткацких станках такие волокна не создают проблем. Первые наноматериалы для напыления были выпущены на рынок фирмой DuPont, которая применяла наночастицы серебра. В настоящее время помимо серебра предложены более дешевые и доступные металлы.
Электропроводящие свойства придаются не только за счет металлизации волокон, но и другими способами. Для гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл предложено введение в структуру волокна наночастиц электропроводной сажи. В зависимости от концентрации последней свойства электропроводимости будут изменяться. Электропроводные материалы из волокон лиоцелла находят применение в широкой области электрорезисторных изделий.

Создатели спортивной одежды предложили еще одну модель для мотоциклистов и велосипедистов - нагревающийся жилет, который подсоединен к мотоциклу или велосипеду, а вырабатываемая энергия передается к токопроводящей одежде. Максимальная температура нагрева - 43 оС. Жилет можно носить и автономно, без транспорта, для этого разработан специальный пояс с батареями. В улучшенную модель жилета встроен миникомпьютер, который позволяет программировать нагрев разных частей тела. Разработчики утверждают, что их потребителями могут быть не только экзальтированные любители экстравагантной одежды, а обычные рабочие, машинисты, «дальнобойщики», работа которых связана со значительными колебаниями температуры.
Для создания обогреваемой одежды можно использовать не только токопроводящие ткани. Предложено вводить в волокна содержащие парафин микрокапсулы, которые способны поглощать тепло, выделяемое, например, телом лыжника, и, наоборот, отдавать его при перепаде температур и уменьшении теплоотдачи телом. Куртки с таким «теплообогревом» уже имеются в продаже.

Немецкая компания Infineon Technologies разработала образцы тканей и напольных покрытий, содержащих в своей структуре кремниевые чипы и соединительные волокна. Сеть чипов, вплетенная в ткань, самоорганизующаяся: один чип связывается со своими ближайшими соседями, обменивается данными с ними и через них с другими узлами сети. Если из строя выходит один чип, то данные переправляются по другим маршрутам. В текстильный материал могут вживляться самые разные чипы - светодиоды и сенсоры, реагирующие на свет, температуру, влажность, давление и т.п. Напольные покрытия, выполненные подобным образом в помещениях с большим количеством людей, могут, в случае опасности, образуя светящиеся дорожки и знаки, указывать маршруты движения людей к аварийным выходам. С помощью этих покрытий можно даже обнаружить присутствие в помещениях посторонних людей.
Чипы, включенные в хлопковую пряжу, способны определять температуру, давление, движение и вибрацию, предоставлять в случае пожара спасательным службам информацию о распространении огня. Первая продукция этой фирмы должна увидеть свет уже в этом году.
В США ведутся работы по созданию жилетов, позволяющих пилотам сверхзвуковых самолетов ВМФ быстро ориентироваться в пространстве в критических ситуациях. Эксперты полагают, что 7 из 10 авиакатастроф, случившихся со сверхзвуковыми истребителями ВМФ США, связаны с потерей ориентации пилотами при плохой видимости и невозможностью вследствие этого предпринять действия, предотвращающие аварию или смягчающие ее. Действие спецжилета основано на чувстве осязания. В него вшиты тактильные стимуляторы, посылающие в нужный момент вибрацию, что препятствует дезориентации и ориентирует внимание пилотов на нахождение сторон (вверх, вниз, влево, вправо). На сегодняшний день испытан первый вариант жилета и ведется активная работа над его усовершенствованием.
Умные ткани широко используют лидеры спортивной индустрии - фирмы Adidas, Nike, Reebok, создавая экипировку для спортсменов высшего эшелона, участников олимпиад, мировых и европейских первенств. Спортивная одежда участников подобных соревнований становится все более специализированной и усложненной, способной влиять на результаты спортсменов.

Фирма Nike является обладателем патента на технологию Zoned Aerodynаmic (аэродинамическое зонирование): в костюмах для конькобежцев и лыжников применяется до 6 различных материалов, сочетание которых оптимизирует аэродинамические свойства одежды. Каждый вид материала используется для «прикрытия» определенной части тела, а швы обработаны таким образом, чтобы свести к минимуму сопротивление. Облегающий костюм для пловцов «акулья шкура», созданный в соответствии с гидродинамическими требованиями фирмой Adidas, помог на Олимпийских играх в Сиднее (2000 год) австралийскому пловцу Яну Торпу выиграть 3 золотых медали. Британская компания Speedo, конкурирующая с Adidas, создала водоотталкивающий костюм, который облегчает пловцам скольжение в воде и повышает их скорость.

Hi-tech технологии взяла на вооружение фирма Woolmark - мировой лидер по выпуску высококачественных изделий из мериносовой шерсти. Она объявила о выпуске на потребительский рынок новой категории товаров с маркировкой Woolscience - «умная шерсть». Изделия под этой маркировкой содержат шерстяное волокно, которое обладает принципиально новыми техническими свойствами. Чистошерстяные и полушерстяные изделия с маркировкой Woolscience находят широкое применение в различных рыночных областях. Потребительские свойства изделий Woolscience соответствуют самым жестким условиям эксплуатации, обеспечивая активный и комфортный влагообмен. Такие достоинства изделий, как безусадочные свойства и огнестойкость, экологичность, прочность и износоустойчивость делают их востребованными в транспорте, при изготовлении одежды и постельных принадлежностей. Первым коммерческим партнером, получившим лицензию на производство тканей из «умной шерсти», была австралийская ткацкая фирма Melba Industries Pty Ltd. Она уже поставляет технические особо прочные ткани Woolscience для австралийского Министерства обороны.
Одним из недостатков шерстяных волокон является их усадка. Традиционные технологии безусадочной отделки не обеспечивают «нулевую» усадку. Требования покупателей, которые хотят быть совершенно уверенными в том, что при домашней стирке изделия фирмы Woolmark не дадут никакой усадки, смогла удовлетворить разработанная нанотехнология безусадочной отделки шерстяного топса Total Easy Care. Маркировка знаком универсального ухода Woolmark Total Easy Care гарантирует потребителям 100%-ное сохранение линейных размеров изделий. В настоящее время шерстяные ткани и одежду из них с «нулевой» усадкой изготавливают 4 фирмы, находящиеся в Австралии, Китае и Тайване. Промышленно производится также шерстяной топс для выпуска трикотажных пряж и изделий из них. Отделка Total Easy Care обеспечивает одежде повышенную носкость и делает изделия более привлекательными для потребителей.

Ароматные ткани
Мода чрезвычайно активно влияет на расширение сфер применения «умного текстиля», предоставляя ему все новые и новые позиции и ниши в ее царстве. Идея выпуска ароматизированных тканей витала в мире моды давно. Известно много попыток в этом направлении. Однако запахи были слишком резкие и сильные или быстро улетучивались. Создать ароматные текстильные материалы с мягким ненавязчивым парфюмом пролонгированного действия долго не удавалось. Успех пришел только в конце прошлого века.
Химикам известны соединения, которые благодаря своему строению обладают удивительным и важным свойством - способностью к образованию с различными веществами комплексов типа «хозяин-гость», называемых инклюзионными комплексами, соединениями-включениями, клатратами. Такой комплекс представляет собой соединение, в котором в полость молекулы «хозяина» включена молекула «гостя» без образования прочных химических связей. Подобный комплекс не влияет на физические и химические свойства «гостя», но «хозяин» способен его удержать подле себя определенное время. Подбирая соответствующие габариты «гостя» и «хозяина» и удерживающую силу последнего, можно запрограммировать и рассчитать длительность пребывания в «гостях». При создании душистых текстильных материалов «гостями» стали химические соединения, обладающие запахами. Комплексы-включения обладают эффектом пролонгированного действия, и запах способен сохраняться в течение длительного времени. Особое распространение и популярность ткани с парфюмом получили в Азии.
Большое внимание созданию душистых тканей уделяет компания Woolmark, которая в содружестве с одним из подразделений английской фирмы ICI разработала технологию Sensory Percention Technology TN, открывающую широкие возможности для производства разнообразных ароматных тканей и экологичных видов текстильной продукции. Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Капсулы активизируются в момент движения или соприкосновения, выделяя скрытые в них ароматы в окружающую среду. Это происходит при одевании или снятии одежды, чистке ковровых покрытий или мебельных тканей.
Еще один пример «интеллектуального» текстиля - материалы с селективным высвобождением, которые в сочетании с биосовместимыми разлагаемыми полимерами
нашли применение в создании имплантационных медицинских тканей. Биоразлагаемые волокна используются в качестве хирургических имплантатов, искусственной кожи и нетканых материалов для перевязки ожоговых ран. Как правило, подобные перевязочные материалы содержат в себе лекарственные препараты пролонгированного действия.
В настоящее время в текстильном производстве промышленно развитых стран Европы, Азии и Америки происходит смена приоритетов - традиционный текстиль уходит в развивающиеся страны, а его место занимает «умный» текстиль медицинского, бытового, технического, информационного назначения и т.д., для получения которого используют наукоемкие технологии. Европа и Америка поняли, что конкурировать в производстве традиционного текстиля с Китаем, Индией, Вьетнамом, Южной Америкой, где очень дешевая рабочая сила, бесполезно. Богатство развитых стран - интеллект, и именно его надо ставить во главу угла.
Освоение нанотехнологий текстильной отраслью требует создания нового оборудования и новых выпускных форм отделочных материалов, решения проблем стабилизации наноэмульсий и контроля качества текстильных материалов с новыми видами отделок и эффектов. Естественно, это требует больших материальных затрат, но в промышленно развитых странах понимают, что приоритетное направление в текстиле - это внедрение наукоемких технологий, позволяющих производить материалы нового поколения, поэтому инвестиции в «умный текстиль» вкладываются значительные. Исследования активно ведутся в США, странах Евросоюза и Японии. На долю этих государств приходится соответственно 34, 15 и 20% мировых инвестиций в нанотехнологии. В 2000 году суммарное финансирование работ в этой области составило около 800 млн. долларов, а в 2001 году оно увеличилось вдвое. Эксперты считают, что для широкого внедрения нанотехнологий потребуются ежегодные затраты не менее 1 трлн. долларов. Однако игра стоит свеч, и разнообразная продукция нанотехнологий начинает покорять мир.

Похожие статьи