Приятно быть надежным партнером и добросовестным плательщиком. Добросовестные плательщики в жкх будут расплачиваться за долги недобросовестных

В ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» завершили приятную череду командировок по районам области и награждений добросовестных плательщиков за газ. Этот конкурс среди частных потребителей компания провела уже в пятый раз, а вот для корпоративных – впервые. Смысл конкурса очень прост и по-человечески понятен: сказать потребителю газа «спасибо» за его порядочность и пунктуальность.

Добросовестный плательщик

По информации, полученной в ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», просроченная задолженность населения за потребленный газ на 01.10.2012 год составляет 209 млн. рублей. Поэтому непременным условием для участия в конкурсе и розыгрыше призов стало отсутствие задолженности за потребленный природный ресурс. Чтобы не было ничего личного, отбор претендентов доверили компьютеру. Умная машина подтвердила давно бытующее мнение, что самыми совестливыми и обязательными плательщиками за газ являются пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи. 19 семей из этих социальных категорий и получили призы с «газовой» спецификой - газовые счетчики с бесплатной установкой от ОАО «Оренбургоблгаз» или сертификаты, дающие право на существенную скидку при приобретении комплектующих и газовых приборов в специализированных магазинах «Газтехника».

Призы участникам конкурса «Добросовестный плательщик» были вручены в Пономаревском, Илекском, Беляевском, Бугурусланском, Ташлинском, Александровском, Кувандыкском, Октябрьском, Переволоцком, Кваркенском и других районах.

Надежный партнер

А вот выбор победителей конкурса среди хозяйствующих субъектов доверять компьютеру не стали, потому как кроме формального критерия (отсутствие задолженности) во внимание принималась эффективность принимаемых решений в области энерго-, ресурсосбережения. Корпоративные потребители газа были разделены на три группы, для каждой из них учреждена своя номинация.

Надежным партнером в номинации «Непромышленные потребители природного газа» признано ЗАО « АК № 1825». Хорошие компании хороши во всем, вот и эта автоколонна не раз становилась победителем областного конкурса «Лидер экономики». На этот раз учитывалось не количество перевезенных грузов, а культура платежей за потребленный газ, который используется для обогрева производственных и бытовых помещений. Предприятие провело модернизацию своего отопительного хозяйства, установило импортный котел с высоким КПД, что позволило чуть ли не в два раза снизить объемы потребляемого голубого топлива. Это убедительный пример в реализации программы энергосбережения.

Для нас Диплом газовиков «Надежный партнер» оказался неожиданным, но очень приятным, - рассказывает директор ОАО «Завод бурового оборудования А.К. Медведев. Предприятие было выбрано лучшим в номинации «Промышленные потребители природного газа». – Для завода всегда платить по счетам вовремя и очень аккуратно – это слагаемое нашего имиджа. Хотя я помню 2004 год, когда я стал директором и у завода были очень тяжелые проблемы как с выпуском продукции, так и финансовые. Но мы все равно ни разу не нарушили платежную дисциплину, даже если приходилось брать кредиты.

На церемонию вручения награды Александр Константинович пришел с начальником энергомеханической службы В.А. Поповым. Это он внедряет автоматику, оснащает старую котельную приборами учета, обеспечивает безопасность ее работы и повышение ее КПД. Недавно на заводе приступили к разработке масштабного проекта модернизации котельной. Скорей всего, будет установлена компактная модульная котельная нового поколения. До ее пуска в 2015 году предстоит еще решить много технических, организационных задач. Медведев рад, что на этом этапе консультационную помощь оказывают специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

А специалистам газовой компании приятно помогать промышленникам, коммунальщикам, да и населению активней продвигаться по пути энергосбережения, модернизировать свое газовое хозяйство. ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» стало инициатором и одним из создателей областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области», рассчитанной на 2012 – 2016 годы. С реализацией этой программы газовики связывают повышение уровня платежей за потребленный газ в этой отрасли.

– Когда речь заходит о долгах, то причину надо искать не только в технически несовершенном оборудовании или неплатежах населения, - считает Дмитрий Шумский, заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». – Одна из главных проблем состоит в движении денежных потоков в цепочке «население – управляющие компании – теплоснабжающие предприятия и поставщики газа». Население по одной квитанции платит за горячую воду, отопление и прочие коммунальные платежи. Деньги оседают на счетах УК и теплоснабжающих организаций и часто не доходят до поставщика газа. На сегодняшний день просроченная дебиторская задолженность за газ предприятий ЖКХ составляет более 200,5 млн. рублей. Постановление Правительства РФ № 253, действующее с 1 сентября нынешнего года, так и не решило проблему расщепления платежей за тепло и горячую воду, автоматического вычленения из получаемых коммунальных платежей стоимости энергосоставляющих (газа, электроэнергии) и зачисления этих средств напрямую на счета энергоснабжающих организаций. В Ульяновске принцип многоуровневого «глубокого расщепления» платежей работает 10 лет. А что нам мешает внедрить эту программу?

Однако, несмотря на серьезную проблему с платежами за газ, компания посчитала необходимым выделить для этой отрасли в своем конкурсе «Надежный партнер» отдельную номинацию «Организация коммунального комплекса». Победителем стало Домбаровское ООО «Тепло». Оно обеспечивает теплом и горячей водой население и организации районного центра и поселка Домбаровка. Предприятие систематически занимается модернизацией котельного оборудования, сетевого хозяйства. Возглавляет его Владимир Иванович Тилипайло. Его имя хорошо знают в «Газпром межрегионгаз Оренбург».

Он ведет свое хозяйство уверенно. Если возникают трудности, всегда сам ищет выходы из сложной ситуации, - рассказывает Д.А. Шумский. – Даже если возникают долги, он находит, как заработать деньги и рассчитаться за газ к лету. Потом к осени начинает делать предоплату и по итогам года уходит в «ноль» по долгам за газ. Мы его «подчерк» изучили, работаем с ним с 1999 года и уверены в его порядочности.

А как стимулировать порядочность у недобросовестных предприятий ЖКХ, да и глав муниципальных образований, которые равнодушно смотрят, как их коммунальные хозяйства сначала накапливают долги за потребленный газ, потом банкротятся?

Мы предлагаем компании «Газпром межрегионгаз Оренбург» завести если уж ни «черный список» для публикации на своем сайте, то хотя бы новую номинацию в конкурсе, и раз в год дарить, к примеру, стилизованную «рваную калошу» с ценником на сумму долга за потребленный предприятием ЖКХ газ. Сувенир лучше делать в паре – правую главе МО, левую – руководителю-коммунальщику. Для журналистов и общественности был бы новый повод знать в лицо этих «героев». К церемонии «награждения» могли бы присоединиться члены постоянно действующей комиссии министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области по вопросам реструктуризации и погашения задолженности за потребленные предприятиями ЖКХ энергоресурсы.

Газ – богатство всенародное. Это должно быть в сознании каждого и без исключений, иначе приводит к разрушению основ нравственности и стандартов бизнеса. Газовики учредили свой конкурс «Добросовестный плательщик», чтобы показать людей, организации, предприятия, которые не только к этому богатству относятся уважительно, но и к себе, обществу в целом.

Людмила Устимова

Покупка квартиры в строящемся доме всегда имеет риск недостроя. Что делать в такой ситуации?


Покупая квартиру по договору долевого участия, будущий собственник на самом деле является не покупателем, а участником бизнес процесса, спонсируя этот процесс финансово. А бизнес процесс, как известно, бывает и неудачным. Можно, конечно, утверждать, что надо думать, куда вкладываешь деньги, кому доверяешь, что надо внимательно выбирать застройщика, читать всю документацию, подводя все аргументы к тому, что сам виноват, и государство здесь ни при чем. Но если не подходить к процессу формально, а рассмотреть его логически, то для большинства населения страны покупка по ДДУ - единственная возможность улучшить свои жилищные условия, так как цены на начальных стадиях строительства значительно ниже, чем после сдачи дома. Кроме того, люди подписывают договора с застройщиками, которым государство выдало разрешение на строительство, то есть одобрило их деятельность. А государство все же должно отвечать за тех, кому строить разрешает, оно должно нести ответственность за свои решения. И если эти решения все же не оправдались, то государство вынуждено приходить на помощь своим гражданам.

Обращаться за помощью к государству стоит в крайнем случае, так как процесс этот сложный и очень зарегламентированный, когда нет надежды, что застройщик справится с проблемами сам.

Сперва, если сроки сдачи дома затягиваются, стоит выяснить все у застройщика, направив ему письменную претензию. Как обращает внимание генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина , согласно закону застройщик обязан выплатить участнику долевого строительства неустойку в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязательства по передаче объекта долевого строительства. Для взыскания этой неустойки дольщику необходимо ее рассчитать, а затем обратиться к застройщику с претензией об уплате. Если ответа не последует, то надо обращаться в суд.

Если застройщик сам не справляется со своими проблемами, то он признается банкротом, и главная задача дольщика в этом случае как можно раньше попасть в реестр требований кредиторов. Шансов получить свои деньги больше у тех, кто попадет в этот реестр на первой стадии банкротства, когда в отношении застройщика лишь вводится процедура наблюдения. Можно, конечно, попасть и позднее, но и требования такого дольщика будут удовлетворяться позже. А хватит ли денег у банкрота на всех? Вероятнее всего, нет.

Вот в этом процессе нужно и обращаться за помощью к государству. И есть два пути получения такой помощи. Выбор зависит от того, когда именно заключалось ДДУ.

Дата имеет значение

Первый путь, который действует в настоящий момент, это Реестр обманутых дольщиков. Данный реестр - не панацея, но без него привлечь государство к проблеме недостроя практически невозможно.

Второй путь - Фонд защиты прав дольщиков, который начал свою работу лишь 20 октября 2017 года, поэтому на его помощь могут рассчитывать лишь люди, заключившие ДДУ с застройщиком после этой даты.

Получается, что все, кто «приобрел» квартиры в строящихся домах до 20 октября прошлого года, в случае остановки стройки будут решать свои проблемы через реестр. А те, кто купил уже позже, помощь будут получать через фонд. В каждом случае помощь одинаковая: либо денежная компенсация, либо достройка объекта.

Мария Литинецкая , управляющий партнер «Метриум Групп», поясняет:
- Как правило, если объект практически завершен, власти подыскивают другого девелопера, который заканчивает строительство. Дольщики перезаключают с ним договоры долевого участия и ожидают конца стройки. Это наиболее предпочтительный вариант для клиента. Если же на месте дома пустырь, то, скорее всего, государство выплатит денежную компенсацию. Ее размер определяется как произведение числа квадратных метров в квартире на среднюю стоимость «квадрата» по субъекту на момент заключения договора.

Как попасть в Реестр обманутых дольщиков

Чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки недострой или вернуть вложенные средства, надо добиться попадание «покупателей» в Реестр обманутых дольщиков. Именно попадание в этот список является основанием для получения компенсации или заключения ДДУ с новым застройщиком, чью деятельность профинансируют власти. Да, просто так дольщики в этот список не попадают. Они должны соответствовать критериям обманутых дольщиков, которые были утверждены приказом Минстроя №560 12 августа 2016 года. И критериев этих семь.

Прежде всего, бить тревогу по закону следует лишь после того, как застройщик в течение 9 месяцев или более не исполняет свои обязательства. Срок считается от даты, указанной в договоре. Кроме того, у этого застройщика целых два отчетных периода должен отсутствовать прирост вложений в стройку.

Во-вторых, в реестр можно попасть лишь в том случае, если квартира приобреталась по ДДУ.

В-третьих, сами граждане должны надлежащим образом исполнять свои обязанности по договору.

Четвертым пунктом в законе значится, что застройщик не передал дольщику
жилое помещение, расположенное в проблемном объекте.

Кроме этого, должны отсутствовать правопреемники обязанностей застройщика, то есть дольщику некому предъявлять претензии.

В-шестых, у застройщика нет поручителя ни в лице банка, ни в лице страховой компании, или же нет страховых выплат по данным организациям по причине их ликвидации.

И последнее требование закона - дольщик, добивающийся своего включения в реестр, не должен там уже быть в отношении этого или иного объекта.

Мария Литинецкая обращает внимание, что дольщики не могут быть включены в реестр, если на объекте есть помещения, «проданные» дважды, если дом строится без документов на землю, разрешенное использование земельного участка не совпадает с назначением строящегося объекта, стройка идет с нарушением требований градостроительного плана участка или проектной документации.

Закон считает, если человек изначально пошел на заключение соглашений с застройщиком, нарушающим минимальные требования 214-ФЗ, то долгострой - его проблема. Данная редакция документа (она вторая, впервые критерии были приняты в 2013 году) вызвала большие споры в 2017, так как у органов строительного надзора на уровне субъектов, а именно они и формируют реестры, появилось множество причин отказать во включении в список, - рассказывает эксперт.

Однако попытаться получить государственную помощь в случае покупки квартиры в проблемном проекте все же стоит, тем более что многие обманутые дольщики соответствуют всем пунктам. А для этого в

местный орган стройнадзора необходимо подать соответствующим образом написанное заявление; копию паспорта; копию ДДУ или других соглашений, подтверждающих покупку квартиры; копию документов по оплате; вступивший в силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или приговор суда, в рамках которого заявитель признан потерпевшим; а также вступившее в силу решение суда о признании требования заявителя к застройщику в связи с введением процедуры банкротства, признание банкротом или его ликвидации. После подачи документов и признания дольщика потерпевшим срок разрешения проблемной ситуации разный.

Адвокат Надежда Маматова убеждена, что Реестр обманутых дольщиков не решает проблему сам по себе, что через него государство просто отслеживает количество пострадавших:

Допустим, все дольщики обратились в реестр (на деле же далеко не все граждане вообще знают про него), государственные органы увидели проблему и стали думу думать, как ее решить. Пока государство размышляет, никаких подлинных действий по восстановлению нарушенного права не происходит. Тем не мене, звонок для чиновников давать необходимо. Но также необходимо понимать, что реестр, в первую очередь, создан для статистики. Борьба за недвижимость не закончится на том, что вы вписали себя в список обманутых дольщиков. В моей практике встречались дольщики, которые после включения их в списки на протяжении двух лет упорно обивали пороги государственных органов, еженедельно посылали письма во все инстанции, чтобы добиться справедливости.

Работа компенсационного фонда

Оценивать работу компенсационного фонда не просто рано, а невозможно, так как пока ни один объект, начатый с момента его запуска, не стал проблемным. Говорить о его функциональности можно лишь теоретически, согласно задуманному плану.

Алгоритм работы фонда все же иной, если его сравнивать с реестром. Деньги для компенсации ущерба поступают на счет фонда от каждого заключенного ДДУ, в противном случае ДДУ не будет зарегистрирован. Впоследствии эти деньги могут быть использованы фондом на выплату возмещения гражданам или же на финансирование завершения строительства.

В первом случае для получение денежной компенсации обманутый дольщик должен подать в фонд заявление, написанное по утверждённой фондом форме, и выписку из реестра требований кредиторов о размере, составе и очередности удовлетворения требований. А это означает, что дольщик должен был до этого принять участие в процедуре банкротства или, как минимум, подать заявление о включении в реестр требований кредиторов.

Во втором случае должно пройти собрание дольщиков, организованное конкурсным управляющим, где должно быть принято решение именно о достройке дома, а не о возврате денег.

И так, если вы купили квартиру в долгострое, который вообще обещает стать вечным недостроем, то не стоит ждать милости от мироздания и надеяться на вселенскую справедливость. Необходимо действовать, тем более, что схема выхода из тупика уже разработана и опробована другими потерпевшими.

Наталья БУХТИЯРОВА

Не знаю кого как, а меня уже чудные законы, исходящий из стен нашей Госдумы, уже перестали удивлять. Поэтому очередной законопроект из сферы ЖКХ, никаких особых эмоций не вызвал. Ну что можно поделать, если в Госдуме последнего созыва собралось столько людей, не умеющих думать то есть абсолютно. Вот что пишет по этому поводу МК :

«Просроченные долги россиян за услуги ЖКХ составляют около 400 млрд рублей. Львиная доля неплатежей лежит на социально-значимых объектах — школах, детских садах или больницах. Платить за них государство не способно — в бюджетах различного уровня средств не хватает. В связи с этим, в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает, что ответственность за долги неплательщиков будут возмещены за счет их добросовестных соседей, которые каждый месяц отдают свои рубли в сберкассу. Суть закона такова: все коммунальные платежи поступают в «общий котел», а затем они распределяются как на должников, так и на платежеспособных граждан ».

Когда сталкиваешься с чьей-то непроходимой глупостью, даже не знаешь что и сказать. Потому что обычному человеку вроде все и так должно быть понятно, а дураку ничего объяснить невозможно Дело даже не в том, что перекладывать бремя расходов за долги со злостных должников на добросовестных плательщиков, это по человечески несправедливо. Даже не знаю, что может быть более несправедливым? Наверное хуже этого только сажать в тюрьму невинного человека за преступление, совершенное другим человеком. Но даже без всяких таких рассуждений глубокая ущербность такого законопроекта вот в чем.


На чем держится правопорядок в стране? На неотвратимости наказания. Это кажется понятно каждому. Когда любое преступление или правонарушение влекут за собой наказание, преступность не превышает некоторого порогового показателя. А вот если никакого наказания нет, то волна преступности начинает захлестывать общество.

Долг за коммунальные ресурсы не является преступлением в общем понимании. Но это нарушение. И что же предлагают наши удивительные законодатели? Они предлагают не взыскивать с такого нарушителя оплату и штрафные пени (как наказание), а полностью освободить его от наказания и взыскать невыплаченные должником суммы с того, кто платит. И все это для того, чтобы бороться… с волной неплатежей. Как такое могло родиться в человеческом мозгу?

Разумеется никто не говорит, что сумма долга будет дополнительно взыскиваться с добросовестных плательщиков. Просто данный законопроект приведет вот к чему. Законодатели закрепляют ситуацию, когда какая-то часть потребителей ресурсов может не платить за потребленные ресурсы, а поставщики ресурсов должны будут довольствоваться только суммами, полученными от добросовестных плательщиков. Не знаю что скажут на это ресурсники (предполагаю, что они сильно удивятся такому подходу). Но должники скажут следующее: «вот и отчлино, теперь значит можно вообще не платить». А что скажут плательщики? А они очень скоро скажут: «мы что, рыжие платить исправно, если оказывается теперь по новому закону можно не платить?». Ну и пошло-поехало. В итоге очень скоро вообще все перестанут платить. Мне кажется даже ребенок поймет, что именно это произойдет. Но кажется наши депутатов не могут понять даже самых простых вещей.

К счастью есть и другие депутаты, ответственные и хорошо себе представляющие ситуацию и последствия непродуманных законопроектов.

«Разработчики законопроекта не говорят о том, что происходит в этой сфере. Авторы закона не учитывают острые последствия, а все нововведения приведут к ослаблению и вообще исчезновению конкуренции», — говорит глава комитета ГД по ЖКХ Галина Хованская. При это она также убеждена, что с рынка могут исчезнуть все неугодные властям управляющие компании, а останутся лишь муниципальные, государственные и их филиалы.

В самую точку, Галина Петровна! Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Но услышат ли остальные депутаты голос Галины Хованской? Вот в чем вопрос.

В 2015—2016 годах наметилась стойкая тенденция к ужесточению контроля в сфере начисления и уплаты НДС. Речь идет об обязанности отчитываться в электронном виде, внедрении программного модуля АСК НДС-2, расширении полномочий инспекторов в ходе проверки и других нововведениях. Все это привело к тому, что сегодня даже самый законопослушный плательщик НДС не может быть на 100% застрахован от претензий со стороны налоговой службы.

Электронная отчетность и АСК НДС-2

Как известно, с прошлого года практически все плательщики НДС обязаны отчитываться в электронном виде. Кроме того, в состав декларации включены данные книг покупок и продаж. Эти сведения в момент поступления проверяются информационной системой налоговой служб АСК НДС-2 в автоматическом режиме. Эта мощная система не только проверяет контрольные соотношения внутри декларации, но и , поданных покупателем и продавцом. Процесс осуществляется «на лету», то есть в режиме реального времени, причем без привлечения труда инспектора.

Сверяя данные книг покупок и продаж контрагентов, система замечает следующие несоответствия:

  • контрагент не подал декларацию;
  • контрагент подал «нулевую» декларацию;
  • у покупателя либо продавца рассматриваемая операция в соответствующей книге отсутствует;
  • данные контрагентов сильно разнятся;
  • сумма НДС, принятого к вычету покупателем, превышает размер налога, исчисленного продавцом.

Информация об операциях налогоплательщиков сохраняется в системе Big Data АСК НДС-2. Таким образом, начиная с 2015 года система накапливает сведения об операциях, исчислении налога и вычетах, а также обо всех ошибках и несоответствиях на любом этапе цепочки НДС. Это позволяет выявить разрывы вне зависимости от того, сколько участников в цепочке, и как далеко друг от друга они находятся.

Расширение полномочий инспекторов

В последние годы был принят ряд законодательных изменений, которые предоставили специалистам ФНС больше полномочий в ходе проведения камеральной проверки. В частности, в целях определения компании, которая в итоге получила необоснованную финансовую выгоду по НДС, они могут применять расширенный перечень контрольных мероприятий. Закон № 348-ФЗ наделил инспекторов полномочиями истребовать дополнительные документы и данные, касающиеся работы проверяемой организации. Кроме того, сотрудники ФНС теперь могут получить доступ на территорию компании и произвести осмотр.

Чем все это может грозить добросовестному налогоплательщику?

Проверяя цепочки НДС на предмет выявления разрывов, ФНС ставит целью установить организации, которые получают необоснованное обогащение в виде вычета (возмещения) налога. Однако в последнее время все больше претензий звучит в сторону добросовестных налогоплательщиков, которые по неосторожности допустили сделки с ненадежными контрагентами. Компаниям, ставшим одним из звеньев разорванной цепи НДС, могут грозить отказы в налоговом вычете, даже если недостаточную осмотрительность при выборе контрагента допустили не они сами, а их партнеры. Таким образом, за грехи своих контрагентов, причем не всегда первого звена, будут нести ответственность налогоплательщики, добросовестно исполняющие свои налоговые обязательства. Намечающаяся тенденция такова, что санкции ФНС будут направлены именно на такие компании, поскольку самих фирм-однодневок к моменту выявления разрыва цепи НДС может уже не существовать.

Арбитражная практика

В разных регионах России все чаще звучат заявления представителей ФНС, что они имеют претензий к контрагентам компании не первого, а второго или последующего звеньев. Пытаясь защитить свои права на получение вычета по НДС, добросовестные налогоплательщики идут в Арбитражный суд. Однако если обратиться к статистике, то станет понятно, что шансов на победу не так уж и много. Например, в 2015 году налоговая служба выиграла 82% судебных разбирательств с юридическими лицами и 61% — с предпринимателями. Тем не менее при адекватной правовой поддержке у компании есть шансы противостоять ФНС в суде, что подтверждает приведенный далее пример (арбитражные дела № А40-173859/2015, № А40-173838/2015 и №А40-173845/2015).

Компания, занимающаяся экспортом авиационного оборудования, по результатам камеральных проверок за три налоговых периода получила отказы в возмещении НДС на общую сумму порядка 10 млн рублей. Причиной такого решения послужил тот факт, что специалисты ФНС усомнились в добросовестности поставщиков компании первого, второго и третьего звеньев. В вину налогоплательщику, заявившему о возмещении НДС, вменялось проявление недостаточной осмотрительности при выборе партнеров. При этом выводы о добросовестности поставщиков специалисты ФНС делали, основываясь на следующих фактах:

  • контрагенты поставщика первого звена представляли в ФНС нулевую отчетность;
  • поставщики второго и третьего звеньев в период проведения оспариваемой операции платили НДС в минимальном размере;
  • компания и все ее поставщики не имели ресурсов, в том числе транспорта, для осуществления операции;
  • фирмы, принимающие участие в цепочке, обладали признаками однодневок и не имели возможности для реализации своих обязательств в рамках рассматриваемый сделки.

Юристам, защищающим интересы компании, удалось доказать, что поставщик первого звена являлся добросовестным налогоплательщиком. Во всяком случае настолько, насколько могла быть осведомлена компания, выбирая в контрагенты именно этого поставщика. Было доказано, что при оценке надежности контрагента компания проявила достаточную осмотрительность. В том числе была получена выписка об организации из ЕГРЮЛ, а также у потенциального партнера были затребованы копии устава и приказа о назначении директора. Что касается поставщиков второго и третьего звеньев, юристам удалось убедить суд в том, что обнаруженные в их отношении обстоятельства не могут быть причиной отказа налогоплательщику в возмещении НДС. Суд согласился с этим утверждением, поскольку в материалах дела отсутствовали доказательства того, что компания и ее контрагенты действовали заодно с целью создать условия для незаконного возмещения НДС.

Утверждения ФНС о неспособности компании и ее поставщиков выполнить свои обязательства в силу отсутствия материальных ресурсов, транспорта и соответствующего персонала также удалось опровергнуть. Налогоплательщик представил в суд доказательства того, что в оспариваемый период в его распоряжении находились транспортные средства и склады, благодаря чему он мог осуществлять свою деятельность по хранению и транспортировке оборудования. Поставщик первого звена представил в суд доказательства привлечения для осуществления своих обязательств транспортно-экспедиционной организации.

Результатом разбирательства в споре стала победа компании. Арбитражный суд согласился с ее требованиями, а решение налоговой инспекции признал недействительным. Тем не менее добросовестному налогоплательщику, в действиях которого изначально не было никаких нарушений, пришлось отстаивать свою правоту в суде, тратить на это время и денежные средства.

Из рассмотренного примера следует вывод, что при проверке контрагентов необходимо уделить внимание всем компаниям, входящих в цепочку операции. Только тогда можно быть в достаточной степени уверенным, что налоговые органы не будут иметь претензий в будущем.

Похожие статьи