П корин портрет пианиста игумнова описание. Павел Корин. Ненаписанный «Реквием. В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к темам героического прошлого русского народа. Он пишет огромный триптих »

Ровно 100 лет назад Россия обрела Патриарха. Художник Павел Корин увидел в новой Русской церкви знак приближения Царствия Небесного

Однажды в 1931 году писатель Максим Горький подсел к художнику Павлу Корину и сказал:

– Знаете что, напишите-ка с меня портрет.

Художник ответил, что ещё ни разу не писал портрет, поэтому боится пустой траты времени. Но в итоге согласился. Так было положено начало удивительному сотрудничеству и дружбе маститого писателя с малоизвестным тогда ещё художником, который вскоре прославится как лучший портретист Советского Союза. Всем знакомый по школьным учебникам портрет князя Александра Невского, портрет «демона войны» маршала Жукова, портреты художников Михаила Нестерова и Кукрыниксов, писателя Алексея Толстого, академика Зелинского, Сергея Коненкова и Василия Качалова – это всё Корин. Но началось всё с Горького. Впрочем, речь не об этом.

Павел Корин

Так вот, однажды Максим Горький после очередного сеанса позирования увидел в углу мастерской сваленные в кучу этюды – наброски какого-то грандиозного полотна: торжественный крестный ход священников под мрачной громадой Успенского собора Московского кремля – яростно сверкали на солнце купола, а внизу разливалось сияние от шитых золотом архиепископских одежд.

– Что это? – заинтересовался писатель.

– «Реквием», – не очень уверенно ответил художник.

– Нет, друг мой, название должно определять содержание, а в этом названии я не вижу этого…

Писатель еще раз внимательно посмотрел на этюды, задумчиво покачал головой: нет, нельзя в годы Второй Безбожной пятилетки быть таким неосторожным.

Павел Корин. Фрагмент портрета А.М. Горького

– Понимаете, это же все уходит из нашей жизни. Уходящая натура – уходящие люди… Кстати, помните, у Сергея Есенина есть такое замечательное стихотворение «Русь Уходящая»?

И тут же начал декламировать:

«Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться…»

– Да, – резко подвел итог размышлениям писатель. – Я бы так и назвал: «Русь уходящая».

– Вот спасибо, Алексей Максимович, – с жаром воскликнул Корин, – непременно воспользуюсь вашим советом.

Поддержка и покровительство всемогущего «инженера душ человеческих» была ему тогда очень необходима.

Павел Корин в студии рядом c картиной «Портрет художников Кукрыниксов» (1958 год)

У каждого художника есть своё главное полотно – его визитная карточка, его душа, распятая на подрамнике, его воплощённая мечта. У Корина таким главным полотном стала воображаемая картина – задуманный «Реквием», или «Русь уходящая», так и не был никогда написан, несмотря на то что Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины, написал , сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского кремля. По его замыслу, это должно было быть эпическое полотно – 40 квадратных метров, почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Павел Корин. Русь уходящая

Но когда картина вдруг предстала перед мысленным взором во всех подробностях, когда он вдруг со всей ясностью понял, что именно он хочет нарисовать, вернее, ЧТО как будто бы само собой явилось из сотен эскизов и рисунков, его руки словно парализовало от страха.

И он так и не притронулся к огромному загрунтованному холсту, который сделали специально для Корина. Много лет этот гигантский холст немым укором стоял в его мастерской.

Но в искусстве многие вещи совсем не зависят от воли творца, вернее, тех людей, которым Творец поручает что-то создать для Своих надобностей. Раз уж Творцу что-то нужно, то это появится в любом случае, можете даже и не беспокоиться. И поэтому ненаписанное полотно Корина так или иначе всё равно появилось на свет – пусть и в виде эскизов и множества разрозненных этюдов.

Творцу же требовалось послать чадам Своим Знак.

Павел Корин с самого раннего детства обещал служить Богу, ведь он появился на свет в июле 1892 года в знаменитом на весь мир селе Палех Владимирской губернии – в семье потомственных русских иконописцев. В десять лет Павел, как и его старшие братья, был принят в иконописную школу Палеха, затем он с братом Александром уехал на заработки в Москву, поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Одновременно они с братом подрядились работать в артель «богомазов» К.П. Степанова при Донском монастыре, где охотно брали палехцев. Так братья Корины и попали на строительство храмов для Марфо-Мариинской обители в Москве, которая создавалась на средства великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны. В Марфо-Мариинской обители тогда работали лучшие церковные живописцы того времени: Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Нестеров. Именно Михаил и стал на долгие годы другом и наставником Павла Корина. Вместе с Нестеровым они расписали главный купол храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители, а далее уже один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей.

Фреска Михаила Васильевича Нестерова «Христос в доме Марфы и Марии» Покровского храма Марфо-Мариинской обители

Кстати, в монастыре Павел Корин нашёл и свою будущую жену – воспитанницу обители Прасковью Тихоновну.

Затем настали тяжёлые и голодные революционные годы. Марфо-Мариинская обитель была закрыта, княгиня Елизавета Федоровна арестована и казнена. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Павлу Корину пришлось устроиться в анатомичку 1-го Московского университета: он зарисовывал различные органы трупов, также он преподавал технику рисунка в МУЖВЗ (вернее, после революции училище сменило название на 2-е Государственные художественные мастерские).

Княгиня Елизвета Федоровна

Но, несмотря на все гонения, художник остался верен православию и глубоко сочувствовал всем событиям Русской церкви этого периода. Также Корин глубоко переживал арест патриарха Тихона в мае 1922 года и суд над предстоятелем церкви. Как и многие сотни москвичей, он посчитал своим долгом отнести передачу патриарху, заключённому в бывших казначейских покоях Донского монастыря. Корин тоже ездил в Донской, передал посылку с продовольствием и тёплыми вещами, сшитыми бывшими монахинями Марфо-Мариинской обители, и в благодарность получил фотографию патриарха и ответ на клочке бумаги: «Получил и благодарю. Патр. Тихон». Эту записку, приклеенную к обратной стороне фотографии, Павел Дмитриевич как благословение всегда хранил у себя.

Патриарх Тихон

Ещё большее потрясение на художника произвела смерть патриарха в апреле 1925 года. Несмотря на негласные запреты, толпы людей шли проститься с патриархом в Донской монастырь, где в течение нескольких дней стоял гроб. Корин был там все те дни, и увиденное им массовое народное стояние у гроба патриарха произвело на него необычайно сильное впечатление. Запомнились и слова проповеди митрополита Трифона (Туркестанова):

– Мы должны нести крест, и я заметил, что как бы в напоминание об этом нас постигают скорби, иногда ожидаемые, иногда большей частью катастрофические, как теперь…

В своём дневнике Павел Корин писал: «Донской монастырь. Отпевание Патриарха Тихона. Народа было великое множество. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Народ стоял с зажжёнными свечами, плач, заупокойное пение. Прошёл старичок-схимник. Около ограды стояли ряды нищих. В стороне сидел слепой и с ним мальчишка лет тринадцати, пели какой-то старинный стих. Помню слова: «Сердца на копья поднимем». Это же картина из Данте! Это «Страшный суд» Микеланджело, Синьорелли! Написать всё это, не дать уйти. Это – реквием!»

Свой замысел художник связывал с «Реквиемом» Берлиоза: «Помни “День гнева”, какое величие! Вот так бы написать картину. “День гнева, день суда, который превратит весь мир в пепел”. Какая музыка! Этот пафос и стон должен быть в моей картине. Гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть!».

Так возник замысел картины, увековечивающей образы русского духовенства и верующих, которые, казалось, скоро совсем исчезнут в новой безбожной России.

Корин стал ходить с записной книжкой на службы в московские храмы, зарисовывая особенно заинтересовавшие его лица.

Вскоре он познакомился и с митрополитом Трифоном – бывшим дворянином и бывшим настоятелем московского Богоявленского монастыря, который добровольно отправился полковым священником на Первую мировую войну, заработав несколько боевых ранений. В Москве он вёл совершенно нищенскую жизнь. Согласившись позировать для будущей картины, владыка Трифон дал Корину рекомендательное письмо, в котором он просил других архиереев оказать помощь художнику. Более того, многие видные священники соглашались позировать живописцу только потому, что прежде ему позировал сам владыка Трифон! Благодаря помощи владыки Корин мог познакомиться и с тайными монахами из разогнанной Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской епархии, и с монахинями закрытого Вознесенского монастыря в Московском кремле, которые скрывались от гонений.

Павел Корин. Трифон (Туркестанов). (Фрагмент картины)

Орудием Божьего замысла стал и Максим Горький, заказавший по совету Михаила Нестерова у бедного художника огромный портрет – в два человеческих роста. Он содействовал тому, что Павла Дмитриевича взяли на работу в реставрационные мастерские Пушкинского музея, также он устроил поездку братьев Кориных в Европу и Италию для знакомства с шедеврами мирового искусства.

Но, главное, Горький создал все условия для осуществления масштабного замысла «Реквиема».

Прежде всего он договорился о том, что Корин мог свободно рисовать этюды в Успенском соборе Московского кремля, ведь в те годы все кремлевские храмы были закрыты для посещения.

Павел Корин. Рисунок в Усепенском соборе кремля

Также он выбил для художника новую просторную мастерскую на Малой Пироговской улице, где мог поместиться огромный холст для картины (сам холст был по личной просьбе Горького сделан по спецзаказу в Ленинграде).

Но в 1936 году Горький умер, и для Корина наступили чёрные дни. На него буквально обрушился поток обвинений в том, что он «оторвался от действительности, не участвует в развитии пролетарского искусства, ушёл в живописание реакционной среды».

Вчерашние друзья строчили на него доносы в НКВД: «Подготовка П. Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве, обломки духовенства, аристократических фамилий, бывшего купечества и пр. Он утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им для того, чтобы показать их обреченность. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Мастерски выписанные фанатики и тёмные личности явно превращаются в героев, христиан-мучеников, гонимых, но не сдающихся поборников религии».

В газете «Известия» в апреле 1937 года были опубликованы две обличительные статьи, где Корин назван «реакционером»: «в его мастерской троцкистско-фашистская нечисть создала лабораторию мракобесия».

Казалось бы, после таких доносов судьба художника была предрешена, но Господь хранил Корина. В итоге все репрессии ограничились только тем, что Третьяковская галерея убрала из постоянной экспозиции все его картины, объявленные «формалистской мазнёй».

Ему пришлось почти полностью скрыть свой внутренний мир от окружающих. Зажигая дома лампадку перед иконами, собранными им с огромной любовью и пониманием их духовной и художественной ценности, знакомым, знавшим, что он верующий, православный, церковный человек, он говорил: «Зажжёшь, сядешь напротив, и как-то приятно и легко станет на душе. Сверкнет этаким светлячком свет тихо и красиво…»

Отношение к художнику изменилось только во время войны, когда в 1942 году Павел Дмитриевич по заказу Комитета по делам искусств СССР создал триптих «Александр Невский», где святой русский князь, закованный с ног до головы в стальные латы, стоял на фоне знамени с ликом Христа. Сталин был в восторге – именно такой железный русский исполин без всяких «васнецовских» кафтанов и сафьяновых сапожек и мог сломать хребет фашистскому зверю.

Павел Корин. Триптих «Александр Невский»

Также Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи. В разрушенном Владимирском соборе Киева он реставрировал фрески Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, за что ему было присвоено звание народного художника СССР, он стал лауреатом Ленинской и Сталинской премий.

В то же время он продолжал работать над своим главным замыслом. В 1948 году он рассказал о своем замысле патриарху Алексию (Симанскому), который с готовностью согласился позировать художнику. Состоялось несколько сеансов, но патриарха все время отвлекали суетные дела: кто-то звонил по телефону, требовалось решить какие-то самые срочные и неотложные дела, имевшие важное политическое звучание.

В конце концов они с Алексием условились, что Корин с супругой приедут в Одессу, где будет отдыхать патриарх, и там можно будет продолжить работу, совмещая её с отдыхом на море. Но внезапный инфаркт помешал Корину осуществить задуманное.

Алексий Симанский

В последние годы ни признание, ни персональные выставки уже не радовали Павла Дмитриевича: его близкие не раз отмечали, что Корин часто с горечью повторял, что не выполнил своего предназначения, не закончил своей самой главной картины.

Но случилось неожиданное: картина стала существовать сама по себе. И совсем не такая, какой её задумал сам художник.

Посмотрите внимательно на эскиз.

Павел Корин. Русь уходящая

Красный цвет богослужебных облачений митрополита Трифона и стоящих за его спиной патриархов ясно говорит нам о том, что это праздничное Пасхальное богослужение. Можно даже с точностью установить дату: это 5 мая 1918 года. Именно в этот день епископ Дмитровский Трифон Туркестанов, викарий Московской епархии, возглавлял последнее Пасхальное богослужение в Успенском соборе, которое оказалось и последним богослужением в соборе вообще – после этого большевики закрыли доступ в храм для верующих.

Но дата здесь имеет очень условное значение. Это Пасхальное богослужение проходит уже в мистическом и метафизическом пространстве, ведь славить воскресшего Христа собрались и живые, и воскресшие из мёртвых патриархи: святитель Тихон (Беллавин) и Сергий (Страгородский), митрополиты и епископы, священники и монахи, сгинувшие в жерновах сталинского Молоха.

Успенский собор Кремля

«Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения».

Кажется, что стоящие спиной к алтарю Успенского собора люди только и ждут знака дьякона, чтобы уйти из храма навсегда по завершении службы. Погашены огромные паникадила, в соборе уже установлены строительные леса, Царские врата уже закрыты…

Но на самом деле художник изобразил самое начало Пасхальной службы – каждение. Вот сейчас протодьякон отец Михаил, приподняв правую руку с кадилом, низко поклонится и возгласит густым басом:

– Благослови, владыко, кадило!

Но при этом обращается он не к митрополиту Трифону, и рука его вытянута не на восток, как обычно, не к алтарю и не к служащему митрополиту Трифону, а на запад.

Туда же смотрит и сам митрополит Трифон, широко открыв от удивления единственный зрячий глаз, и все патриархи, и все стоящие в храме. И нельзя не задуматься, что же ТАКОГО увидел митрополит?

Если представить себя на месте митрополита Трифона и посмотреть в том же направлении, то очевидно, что его взор обращен на образ Спасителя на фреске «Страшный суд», которую по традиции всегда располагают на западной стене каждого православного храма.

Но там уже не фреска: и стены храма, и сами Небеса разверзлись в ожидании Второго пришествия.

Именно у Христа воскресшего и грядущего судить живых и мёртвых и испрашивает благословения протодиакон, именно Спаситель – Живой и Воплощенный Бог – отныне является предстоятелем на этой литургии, предваряющей наступление Страшного суда.

Нет, Русская церковь никуда не собирается уходить. Она собрана здесь самим Христом в ожидании скорого суда, который готовится принять спокойно и с любовью к Господу.

«И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откровение святого Иоанна Богослова).

Страшный суд уже начался.

Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец.

Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности.

Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам.

Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом.

Портрет Павла Корина. Художник Михаил Нестеров

Павел Корин. Моя Родина



Цитата сообщения

Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»

В 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельна


Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" Нестеров, а с ним ученик и к тому времени уже друг его Павел.

У стен Донского монастыря Павел Корин увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.



Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". И у молодого художника зародилась идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".
Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.
В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, Павел Дмитриевич часто соприкасался со служителями Русской православной церкви. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Павел Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.
Корин, когда писал большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется ".
Не считая себя портретистом, Павел Дмитриевич задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.


Отец и сын. (С. М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой пророка Микеланджело - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.
Стоящий позади сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает отца, хотя она много меньше и тоньше. Здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками, но зрителю ясно, что это совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.
Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной, но и более слабой внутренней организации.


«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына, 1933-35

Через несколько лет Павел Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствием красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве Корина. Она
, как и ее соседка, в таком же темном полумонашеском одеянии , но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.


Протодьякон М. К. Холмогоров

В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Признавая бесспорную одаренность Павла Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности, однако было в этих этюдах и отражение революции, пусть пока косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.


Иеромонах Пимен и Епископ Антоний


Митрополит Трифон

В конце 1930-х Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это нападками недоброжелателей. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно тормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.


Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший к Корину Горький подробно расспрашивал его о композиции будущего полотна, поинтересовался названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все стало на места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.


Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве


Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (с перерывами) писал Корин окончательный эскиз картины, который завершил в 1959. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.



Нищий. 1933

Действие картины Павел Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
В центре картины расположено высшее духовенство. В одном храме вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отобра жению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (Г. Васильев) рассматривали картину как "последний парад осужденных историей на небытие" . Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Схиигуменья мать Фамарь. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...

Молодая монахиня. 1935

Задуманная Павлом Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник холст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь? Некоторые считали, что художник почувствовал непреодолимое противоречие замысла и выбранного пути воплощения. Так Каменский писал: "Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладает человеческой красотой и исторической справедливостью. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".
Однако факты противоречат подобным утверждениям. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.
Были и другие обстоятельства, по которым
картина оказалась незавершенной . Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные, чуждые народу" произведения не увидели свет. Еще в 1936 от одного из них, Ангарова, поступило письмо на имя Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...
Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".
Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".


Северная баллада — левая часть триптиха Александр Невский. 1943

Павел Корин не верил в окончательн ый уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории великого народа".


Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943


Спас Ярое Око. 1932


Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Архимандрит Отец Никита.



Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951


Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент


Иеромонах Митрофан. Фрагмент


Отец Иван, священник из Палеха. 1931


Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933. На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»


Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Портрет Н.А. Пешковой. 1940


Портрет М.В. Нестерова. 1939


Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943


Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

После смерти Горького в 1936 обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.

Полностью картину Корина "Русь уходящая" можно посмотреть

В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекают образы воинов - защитников родной земли, духовных идеалов России.

Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. Б лаговерный князь прославился как заступник земли Русской. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству. В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 учреждён орден Александра Невского.

Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

,

М. В. Нестеров. Портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Москва, Третьяковская галлерея

Сложный по замыслу портрет братьев Кориных подкупает найденным в изображении этих двух художников внутренним единством.Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. Этот сосуд — композиционный центр портрета.



Двадцать семь лет в мастерской художника Павла Дмитриевича Корина стоял громадный, подготовленный к работе холст. Все это время Корин надеялся начать писать главную картину своей жизни - «Реквием». В итоге так и не сделал на полотне не единого штриха. Чистый холст Павла Корина органично приобрел в современном искусстве самостоятельный статус. Он экспонируется на выставках наряду с законченными работами художника, сегодняшние критики снова и снова пытаются осмыслить значение этой ненаписанной картины: это и «икона гигантского света», и антитеза «Черному квадрату» Малевича. Для самого Корина чистый холст - саднящая рана, вечный укор самому себе: «Я не сделал того, что мог сделать».

Павел Корин. Эскиз “Реквием” к картине “Русь уходящая”, 1935-1959 гг.

Тема ненаписанной картины зародилась у Корина еще в 1925 году, во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре. На похоронах были сотни тысяч людей. Прощание с патриархом было открытое. Несмотря на опасность преследований, в течение пяти суток ни на минуту не прекращался людской поток ко гробу. Каждый тогда, начиная от архиереев и кончая нищими старушонками и юродивыми, задавал себе вопрос: каково будет теперь положение Церкви? Казалось, вместе с патриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха. Наступило время блоковских красноармейцев с их исторической миссией: «Пальнем-ка пулей в святую Русь» - время массового мученичества за веру.

Корин был на похоронах вместе со своим другом и наставником Михаилом Нестеровым. Была велика вероятность того, что такого прощания в новой России они больше никогда не увидят. Именно тогда Корин почувствовал, что должен запечатлеть родной для него мир Церкви, прощание не только с патриархом, но и со старой, дореволюционной Россией. Ему важно было не только художественно отразить реальные события, но и постичь, что за ними стоит. Позже Нестеров напишет о коринских этюдах к картине: «Корин отразил революцию».

Слушая в колонном зале «Реквием» Берлиоза, Корин сделает пометку в записной книжке: «Какое величие! Вот так бы написать картину. “День гнева”, день суда, который превратит мир в пепел».

Последний парад

Павел Корин родом из Палеха, из старинного рода потомственных иконописцев. Он знал свои корни, любил и хранил связанные с детством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он с братом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. В сумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах - их писали еще дед и прадед Павла; они знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Корин был кровно связан с этим миром. Он и сам окончил иконописную школу, работал в иконописных мастерских, помогал Нестерову расписывать церковь Марфо-Мариинской обители. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи в своих работах - «обдирая кожу, вылезал я из иконописца».

Схиигуменья Фамарь. 1935. , фото http://cultobzor.ru/

Первый этюд к задуманной картине был написан Кориным уже в 1925 году. Это портрет старика, Гервасия Ивановича.

Изборожденное морщинами лицо человека, который много пожил, много видел, воевал солдатом еще на Кавказской войне. Глазами этого старика смотрит обездоленный народ. Он, может быть, всю жизнь молился в сиротливой деревянной церкви, которую сожгли теперь в пьяном дебоше как символ старого мира.

Уговорить церковных иерархов, которых Корин видел на похоронах патриарха Тихона, позировать для картины, казалось делом невозможным. Помог Михаил Нестеров, он уговорил своего духовника, митрополита Трифона, дать Корину несколько сеансов позирования.

Митрополит Трифон, в миру князь Туркестанов, был близок к кругу оптинских старцев - преподобных Амвросия и Варсонофия Оптинских. Он окончил историко-филологический факультет Московского университета. Во время Первой мировой войны служил полковым священником на фронте, потерял зрение на одном глазу. Его называли «московским Златоустом» - был он замечательным проповедником, а еще «кухаркиным архиереем» - за то, что любил служить ранние литургии для рабочего люда.

Митрополита Павел Корин изображает в пламенеющем красном пасхальном облачении. В своем молитвенном горении, кажется, он прозревает то, что ожидает Россию впереди, что ожидает этого нового советского человека, который больше не нуждается в христианской морали.

С негласного благословения владыки Трифона православная Москва начинает позировать Корину для картины. После долгих поисков он уходит от первоначальной идеи писать похороны патриарха. «Церковь выходит на последний парад» - таков окончательный замысел художника. Он начинает писать этюды архимандритов и митрополитов, нищих, схимниц, юродивых.

В 1929 году Корин пишет этюд протоиерея Сергия Успенского, потомственного православного священника, благочинного Москвы. На портрете - человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди. Его неоднократно арестовывали, последний раз в 1922 году приговорили к десяти годам тюрьмы. Освободили условно, «за преклонностью лет». Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне в Бутове в 1937 году. Его Корин тоже запечатлел для картины - сжатые сомкнутые руки, прямая осанка, готовность с достоинством предстать перед смертью. Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши и митрополит, и монахи, и нищие, и слепые - все проходят под фанфары». Портрет Успенского (младшего) был написан в 1931 году. Корин удивительно прозрел и почувствовал судьбу и внутренний облик этого человека - портрет словно написан не за шесть лет до смерти, а в момент расстрела.

В живописи огромную роль играет тон картины, он является частью содержания, частью самого действия. Тревожно горение красного цвета на фоне доминирующего темного тона этюда схимника отца Агафона. В траурном сочетании красного и черного - предчувствие трагедии: отца Агафона в середине 1930-х арестовали вместе с другими монахами Высоко-Петровского монастыря, в 1938 году он скончался в тюремном лазарете.

Павел Корин. Епископ. Русь уходящая

Павел Дмитриевич сам определил настроение задуманной картины: «Удары колокола. Мрачно, безнадежно».
Многие представители духовенства из тех, кого рисовал Корин в тридцатые годы, вскоре будут расстреляны. В 2000 году Церковь причислит их к лику новомучеников.

Несмотря на задуманный трагический пафос картины, Корин не стремился к идеализации. Один из посетителей его мастерской, посмотрев этюды «Реквиема», сказал: «Павел Дмитриевич, вы картину пишете на руку большевикам».
«Я, братец мой, - ответил художник, - миленьких, чистеньких, с закатившимися глазами не писал и писать не буду. Я пишу правду».

Были те, кто видел в коринских персонажах религиозных фанатиков, выпавших из новой жизни. Но сам Корин знал другую правду: «Писал я людей большой веры и убеждений, а не фанатиков». По сути то, что он делал, никак не укладывалось в рамки той эпохи. Советское искусство создавало образ человека-победителя, вдохновенного строителя новой жизни.

В 1931 году Корин пишет этюд «Отец и сын». На его портрете - крепкие, богатырской стати русские люди, но лица скорбные, задумчивые, глаза опущены. С началом революции жизнь народа повернула в другое русло, трудно давался многим этот поворот.

Нищий. 1933, фото http://cultobzor.ru/

Церковная Москва того времени была переполнена разного вида юродивыми, странниками в лохмотьях. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. Нищего он нашел на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора. Грязный, с парализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. Корин притащил его в мастерскую и писал три дня. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. Человек физически искалеченный, он не сдается. У него, как и у остальных героев картины, есть внутренняя осанка.

Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого. Этюд «Слепой» написан в 1931 году. Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. «В нем символически выражен тот нравственный тупик, в котором оказалась Церковь. Слепота. Протянутые вперед руки, ищущие спасения. Безнадежность, Бездорожье. Безысходность», - так о коринском слепом писал писатель Сергей Разгонов.
А меж тем Корин был человеком глубоко верующим. Никакой речи о нравственном тупике Церкви для него не было и быть не могло. Скорее «Слепой» - образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. Беспомощный слепой во мраке протягивает руки в пустоту.

По горьковской путевке

О коринских этюдах по Москве пошли слухи, о них заговорили. Нестеров очень поддерживал общий замысел картины. Но настоящую путевку в жизнь дал картине Максим Горький. 3 сентября 1931 года - Корин отметил эту дату в своем дневнике. В этот день Горький с большой компанией неожиданно посетил его мастерскую. После его визита Корин записал: «Он подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: “Вы большой художник, Вам есть, что сказать”. И начал широко и мощно помогать мне. Горький дал мне возможность побывать в Германии, Франции, Англии и Италии».

Материал по теме


750 лет назад родился Данте Алигьери. Предлагаем вашему вниманию подборку цитат из «Божественной комедии» в сопровождении гравюр Гюстава Доре.

Горький действительно организовал для Корина поездки за границу, дал возможность учиться на шедеврах европейской живописи, выхлопотал для художника большую мастерскую на Пироговской. Опять же, Горький предложил изменить первоначальное название задуманной картины «Реквием» на «Уходящую Русь», тем самым оградив Корина от возможных осложнений. Ведь в те годы многим казалось, что Корин в своих этюдах проповедует любовь к старой России и непонимание России новой. Почему же пролетарский писатель взял Корина под свое покровительство? Сам Корин уже после смерти Горького даст свою версию ответа, когда напишет о героях своей картины: «Люди эти - люди большой совести и большого духа, можно с ними не соглашаться, но в уважении им нельзя отказать. Горький был со мной согласен».

Возможно, и так. Впрочем, нельзя исключать, что Горький видел в картине прежде всего обреченность дореволюционной России. Не случайно название, которое он дал работе Корина, наметило путь, по которому пойдет позднее советское искусствоведение - восхваление картины как антирелигиозной пропаганды: «Это был мир, который еще недавно владел сердцами миллионов русских людей, а ныне раздавленный, отброшенный революцией, агонизировал в предсмертных судорогах, отчаянно сопротивляясь новому… Они уходят из истории. Навсегда. Тени!» - писал о коринских героях С. Разгонов в 1982 году.

После посещения Горького Корин стал известен в правительственных кругах. В его мастерскую заходили бывший нарком просвещения Луначарский, нарком внутренних дел Ягода. Последний даже заказал Корину свой портрет.

Мешок на случай ареста

К 1936 году большинство этюдов к картине было готово. К этому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». Для картины в мастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Постепенно складывался внутренний строй картины. Весь свой народ Божий - монахов, нищих и схимниц Корин решил разместить в Успенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом и торжественном порядке». Выбор собора не случаен - это национальная святыня, здесь веками венчали на царство русских царей, хоронили московских святителей. Но… 8 июня 1936 года умер Максим Горький. Корин остался без покровительства. Можно было начинать травлю.

Уже 8 декабря 1936 года Сталину поступил донос, касающийся Павла Корина. Его автор - заместитель заведующего культурно-про­светительским отделом ЦК ВКП(б) Алексей Ангаров (Зыков) в своем послании писал: «Корин утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им, чтобы показать их обреченность. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Наоборот, передает ненависть этих людей, по его замыслу, сильных, волевых, преисполненных готовности умереть за свои идеи».

Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». В те годы он держал дома мешок с вещами на случай ареста. К счастью, ареста не последовало, за художником даже сохранили прекрасный дом - мастерскую на Пироговской. Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены у Корина «Всекохудожником» - Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Теперь, опасаясь за судьбу своих работ, Корин решает их выкупить. Деньги за картины пришлось выплачивать в течение двадцати лет. «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни, - записывает Павел Дмитриевич у себя в книжке. - В дальнейшем, когда писал портреты, эскизы, пейзажи - все они шли за долги. Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. Мне 45 лет».

В новой обстановке работать над картиной становилось все труднее и труднее.

«Нужно полное спокойствие нервов, а его нет. Я нашел сюжет в 1925 году. Ношусь с ним с тех пор и должен писать», - горько признавался Павел Дмитриевич в разговоре с В. М. Го­ли­цыным.

Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. В 1942 году Корин получает заказ и создает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь и непоколебимость русских воинов. В послевоенное время рисует портреты выдающихся советских деятелей культуры и военачальников - писателя Алексея Толстого, маршала Георгия Жукова, актера Василия Качалова. Корин вписывается в советское искусство, получает признание. Его избирают действительным членом Академии художеств СССР, присваивают звание народного художника СССР. В начале 1950-х Павел Корин много работал в монументальной живописи, создав ряд витражей и мозаик для Москвы, в частности, витражи на станции «Новослободская» и мозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии.

Путь Павла Корина, признанного советского художника, оставляет пространство для размышлений. Есть соблазн уместить этот путь в плоскую черно-белую картинку, в которой талантливый художник распоряжается своим даром в угоду советской власти. Среди коринских портретов советской поры есть удачные и не очень, но в целом его творчество получило советскую прививку. Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, - панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать с ребенком на руках, мозаику «Красноармейцы с Красным Знаменем» на «Комсомольской». В 40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш в будущее» для Дворца Советов- неосуществленного проекта самого высокого здания в мире, в котором должно было разместиться советское правительство. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя.

Корин решает мозаичный фриз как торжественное шествие колоссальных восьмиметровых фигур. Перед нами канонический «светлый путь» к сияющим высотам коммунизма. Но насколько ходульны образы атлетических гигантов, уверенно шагающих в светлое будущее, насколько театрально экзальтированны их позы и лица! Есть некая отталкивающая гипертрофированность в изображении их обнаженных атлетических тел. В «Реквиеме» каждый портрет передает что-то глубоко личностное, каждая черточка показывает характер человека, в «Марше», напротив, является нечто совершенно безличное, массовое…

Считал ли Корин эту свою работу вынуж­денной, выполненной ради заработка?

Павел Дмитриевич ощущал себя в искусстве наследником Александра Иванова, мечтал написать большое историческое полотно, считал, что искусство должно поднимать дух.

«Дух в человеке - главное, - писал он. - И мне, в меру моих возможностей, хочется воспевать человеческий дух. Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание, и пишу их. То, в чем я не вижу величия духа, меня увлечь не может».

Возможно, Корин искренне искал своих героев в советской реальности. Однако, с трудом соглашаешься, что автор «Реквиема» и автор мозаичного фриза «Марш в будущеее» - один и тот же художник.

Все это время Корин стремился приступить к работе над своей большой картиной. Последний эскиз «Реквиема» датирован 1959 годом. «Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смот­рел на них со стороны, я жил с ними, и сердце мое обливалось кровью», - напишет Корин в письме к В. М. Черкасскому.

Белый холст в мастерской так и остался нетронутым.

Павел Дмитриевич Корин

Родился в 1892 году в селе Палех. Его отец и дед были иконописцами, и в юности Корин тоже писал иконы, в 16 лет был принят в иконописную палату Донского монастыря в Москве. Большое участие в его судьбе принял Максим Горький, убедив советское правительство направить молодого художника в Италию для обучения живописи. После окончания Великой Отечественной войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись
В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. В 1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, а в 1963 году - лауреатом Ленинской премии. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Скончался в 1967 году.

На анонсе фрагмент эскиза к картине «Реквием» («Русь уходящая»). 1935–1959. , источник http://www.afisha.ru/


Нестеров Михаил.
Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930


Тогда шла война. Страшная, беспощадная Великая Отечественная. Вот лежит один раненый в лазарете - лечится. Приходит к нему командир, полковник, и говорит:

За ваше мужество и отвагу вручаю вам, рядовой, боевую награду! -
Отдает солдату медаль, руку жмет, поздравляет. А солдат ему:

Позвольте мне, товарищ полковник, рассказать вам одну историю. Не могу больше молчать!


В прошлом году, как отступали наши части под напором немецких танков, довелось мне заночевать в одном селе. И жила в том селе бабка, которую местные называли не иначе, как Фрося-колдунья. Будто бы гадает она, судьбу предсказывает. И все, что ни скажет, сбывается. В ее-то избе и провели мы ночь. Военное дело - опасное, с воздуха в тебя бомбы летят, с земли - пули да снаряды, а жизнь одна... Вот и уговорили Фросю погадать. Та согласилась, только каждому, говорит, его судьбу тайно скажу.


Корин Павел Дмитриевич.
«Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова» 1945
Государственная Третьяковская галерея

Дошла до меня очередь. Посмотрела мне бабка в лицо... «Тебя, милок, от пули книга спасет!» Посмеялся я тогда: надену, мол, книгу на голову вместо каски... Ан по-бабкиному вышло! Через месяца два, ночью, сидел я у костра и вдруг шальная немецкая пуля ударила прямо в грудь. А за пазухой у меня лежала книга писателя Горького: из вещмешка вынул и за пазуху положил. Вот, думал, поужинаю и при свете костра маленько почитаю. Не пришлось почитать! А в лазарете врач мне сказал: «Если 6 не книга - не здесь бы ты лежал!» И с тех пор я потерял покой!

Да почему ж покой-то потерял? - удивляется полковник. - Обошла смерть стороной - живи и радуйся!


Оригинал записи и комментарии на

Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому месту своего рождения - один из самых крупных, сложных и трагических по сути своего творчества мастеров отечественного искусства 20 века появился на свет 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом Палехе, в семье потомственных иконописцев.

Дом Кориных в Палехе. Со стороны огорода. 1929. Бумага. Гуашь 12,5х23. Собрание П.Т.Кориной

Корин знал свои корни, любил и хранил связанные с детством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он с братом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. В сумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах - их писали еще дед и прадед Павла; они знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Корин был кровно связан с этим миром. Он и сам окончил иконописную школу, работал в иконописных мастерских, помогал Нестерову расписывать церковь Марфо-Мариинской обители. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи в своих работах - «обдирая кожу, вылезал я из иконописца».

Но, сложившись поначалу именно как мастер-иконописец, Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Огромное влияние на формирование творческого стиля и, прежде всего, мировоззрения молодого художника оказал один из выдающихся мастеров нашего искусства Михаил Васильевич Нестеров.

С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. По рекомендации этого известного к тому времени мастера в 1912 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в студию К. А. Коровина и С. В. Малютина. В общении с ним, в совместной работе, беседах Павел Корин обрел свои темы, монументальность и страстность своего художественного метода.

Влияние Михаила Нестерова, понимавшего искусство как духовный подвиг, преклонение перед творчеством Александра Иванова, служили источниками подвижничества художника на протяжении всей его жизни. 12 лет Павел Дмитриевич работал над эпопеей «Реквием. Русь уходящая» - исполинской по форме и внутреннему духу серией эскизов к неосуществленной картине, в окончательной версии ставшей свидетельством торжества духа и веры в дни бедствий и разрушения умов.

Среди наиболее известных работ Павла Корина - триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», великолепные портреты и пейзажи, грандиозные мозаичные панно для Московского Метрополитена. Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова – образы Великих предков, о которых упомянул Сталин в своем обращении к народу на военном параде 1941 года.

Тогда ранним утром 7 ноября 1941 года в Москве шёл густой снег. К Красной площади подтягивались солдаты, конница, бронетехника, сводный оркестр. Накануне была снята маскировка с Мавзолея и кремлёвских звёзд. Комментаторы готовились рассказывать о предстоящем событии по радио. Через несколько минут начнётся военный парад, который потрясёт мир и войдёт в историю войн как не имеющая аналогов войсковая операция.

Накануне фашисты подошли к столице вплотную, ежедневно бомбили самолёты, город перешёл на осадное положение, а 15 октября было принято постановление о всеобщей эвакуации. Многим казалось, что это конец, что мы проиграли, что со дня на день враг возьмёт Москву. Распространялись тревожные слухи, начиналась паника. Нужно было поддержать людей, вселить в них веру, укрепить дух в это нелёгкое время. И ещё - показать врагам, что советский солдат силён и рано праздновать победу: ведь в планах немецкого руководства было проведение 7 ноября собственного марша победителей, а в железнодорожных вагонах уже везли мрамор для памятника германской армии, намереваясь установить его на Красной площади.

В тот памятный день со стен Мавзолея страна услышала слова И.В. Сталина :

Это был парад непобедимого русского духа. Ведь в любой борьбе побеждает тот, в ком силён дух, кто не сдаётся до последнего, как бы ни было трудно. Событие имело колоссальное значение, люди вновь поверили, что Победа будет за нами, и с новыми силами начали громить гитлеровцев. И несмотря на то, что в середине ноября наступление фашистов на Москву продолжилось с новой силой, в народном сознании уже произошёл перелом. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, в результате которого немцы отступили от столицы, а план молниеносного захвата Советского Союза был окончательно провален.

Павел Корин был среди тех, кто слушал речь Сталина. Когда уже после войны, в начале 50-х, к нему обратился архитектор А.В. Щусев с предложением заняться художественным оформлением новой станции метро, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне, Корин вспомнил ту самую речь вождя.

"Образы великих предков", о которых упомянул Сталин, стали сюжетами восьми мозаичных панно, изготовленных по эскизам П. Корина. На центральном своде перронного зала станции м. "Комсомольская-кольцевая" раскинулись эти огромные сверкающие картины из цветных камней и смальты- непрозрачного цветного стекла, - на многие годы увековечившие победы русского оружия и победы русского духа. Работа над эскизами и изготовление мозаик проводились в 1951-1952 гг., сама станция открылась 30 января 1952 года.

8 мозаичных панно ст. м. "Комсомольская-кольцевая"

Александр Невский

Мозаика «Александр Невский». Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Александр Невский - почти что имя нарицательное, а между тем это реальный человек, которому было всего 19 лет, когда он возглавил битву, за которую получил своё прозвище «Невский». Шведский правитель Биргер, подступая к нашим границам, прислал в Новгород грамоту такого содержания: «Князь Александр, если хочешь противиться мне, то я уже здесь и уже попираю землю твою. Лучше же приди и поклонись, и проси милости моей, и я дам её, если захочу. Если же воспротивишься мне, то порабощу и разорю всю землю твою и станешь ты и дети твои моими рабами». После разгрома на Неве шведы почти на 400 лет забыли дорогу на Русь.

Дмитрий Донской

Мозаика «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

Князь московский Дмитрий Донской - на белом коне и со стягом, на котором изображён Спас Нерукотворный (как и на первом панно). И это в советское время, что само по себе интересный факт. Фигура князя как бы сливается с фоном, выступает вместе с войском единым целым. В этом - отражение исторического значения основной заслуги князя Дмитрия: перед лицом врага он сумел объединить в одну силу разрозненные до этого русские области. Его предки - московские князья - делали это политически, он завершил их дело, доказав победой над Мамаем, что Русь едина и потому сильна. После 150-ти лет зависимости от другого государства мы не сдались и победили. И хотя оставалось ещё сто лет до полного освобождения, значение Куликовской битвы огромно. Она сделала главное: укрепила дух народа и его веру в полную победу.

Вот они, воины духа - Пересвет и Ослябя, Корин изобразил их на первом плане картины. Монахи и богатыри, в образе которых духовная сила объединена с физической.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Мозаика «Минин и Пожарский»

День народного единства 4 ноября мы отмечаем уже несколько лет. Предводители народного ополчения, победители польских интервентов 1612 года. Здесь они - с золотым священным знаменем на Красной площади. Дмитрий Пожарский - по центру в богатой кольчуге и княжеском плаще, за ним - силы ополчения; левее на чёрном коне - Кузьма Минин, с поднятой рукой, за ним - народ от мала до велика. На первом плане - русская семья: отец, мать и сын.
Главным идейным вдохновителем и практическим организатором движения был Минин. До него предпринималось несколько освободительных походов на Москву под руководством разных лидеров, но все они были неудачными. В чём же загадка этого простого горожанина-торговца, сумевшего сделать то, что было не под силу военным деятелям? Всё просто: он, в отличие от других, не делил власть, полностью передав управление народной армией военачальнику княжеского рода Пожарскому, и не воровал народные деньги, будучи честным человеком и искренне борясь за свободу и правду. Он поступал по совести, и потому ему верили и готовы были сражаться до конца.

Александр Суворов

Мозаика «Суворов»

Союзная армия Австрии предала две русские армии: Суворова и Римского-Корсакова. Три силы должны были встретиться в определённое время в назначенном месте, предварительно выполнив свою часть миссии. После объединения сил в Швейцарии планировалось разгромить войска неприятеля - французов. Русские полководцы точно следовали договорённостям, австрийские - вначале снабдили Суворова недостоверной картой Альп, а потом и вовсе покинули театр военных действий, фактически бросив погибать по отдельности обе армии Российской Империи, которая перед этим освободила Италию от власти Наполеона.

Когда фельдмаршал увидел на пути отвесные скалы и стало ясно, что дороги, о которой говорили союзники, попросту не существует, он принял решение идти дальше: ведь впереди ждал генерал Римский-Корсаков со своими солдатами. Если Суворов не придёт, армия Римского-Корсакова окажется в меньшинстве и будет разбита. Ни снег, ни голые камни, ни скользкая глина не остановили «чудо-богатырей» (как называл своих солдат Суворов) при переходе через дикий горный хребет Росшток.
После этого выяснилось, что брошенная австрийцами армия Римского-Корсакова уже разбита. А войскам Суворова уготована смерть, потому что там, где должны были быть союзники, стояли свежие, хорошо подготовленные французские полки. Под руководством Суворова уставшие и обессиленные русские солдаты и казаки (их тоже можно увидеть на мозаике) не только смогли выйти из окружения, но и отбили все атаки намного превосходящего по численности противника. Сделать это было попросту невозможно. Единственной возможностью было либо погибнуть, либо сдаться. В самые тяжёлые минуты перехода через Альпы, когда солдаты останавливались перед опасностью в нерешительности, 69-летний генерал-фельдмаршал затягивал весёлые песни и сам на коне скакал вперёд.

Биография Суворова, изданная в 1900 году, начиналась такими словами: «Не кончится слава о нём… до тех пор, пока нравственные начала будут играть хоть какую-нибудь роль в деятельности человечества и пока духовные силы будут ставиться выше физических».

Михаил Кутузов

Мозаика «Кутузов»

Нелогично, но факт: именно после взятия Москвы Наполеоном началась серия поражений французской армии. Кутузов вообще действовал непонятно для многих: отступал, уходил от больших сражений, в результате Бородинской битвы не отвоевал у неприятеля ничего. Правда, позднее, все его «непонятные» решения были названы гениальными и «образцами стратегического манёвра» в истории военного искусства.

В результате отступления Кутузов сохранил и хорошо подготовил русские войска, под Бородино вывел из строя убитыми и ранеными почти половину считавшейся непобедимой наполеоновской армии, а в результате сдачи Москвы и ряда хорошо спланированных действий - сначала ослабил французов, потом вынудил их начать отступление и в итоге почти полностью уничтожил. Отечественная война 1812 года могла считаться оконченной в связи с отсутствием вражеской армии как таковой. И всё это - при умеренных потерях нашей армии.
Кутузов берёг жизни солдат и не стремился к триумфальным победам в больших битвах. Он поступал нестандартно, потому что был талантливым полководцем и в первую очередь думал о спасении России, а не о собственной славе. Его известное высказывание до сих пор звучит философски и подходит ко многим жизненным ситуациям: «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Знамя великого Ленина

Мозаика «Выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт»

К Ленину можно относиться по-разному, но так или иначе его образ для советского человека был вдохновляющим. Исторически сложилось, что в этом созданном образе вождя были сосредоточены все нравственные идеалы. Советское государство, которому угрожал Гитлер, было образовано в 1922 году именно Лениным, поэтому, говоря о защите Родины, говорили и о нём. Знамя великого Ленина - это то, что было священно, дорого и могло повести в бой.
Если приглядеться к панно, можно заметить неравномерность некоторых областей мозаики - вкрапления тессер будто бы не совсем подходящего цвета. Этому есть объяснение. Раньше изображение выглядело совсем по-другому, и первоначальный сюжет позднее был переделан. С точки зрения художественной цельности именно первое мозаичное полотно идеально вписывалось в концепцию всего оформления станции. Было на нём и победоносное знамя великого Ленина, и торжество непобедимого русского духа.

Этот сюжет - тот самый памятный военный парад. Товарищ И.В. Сталин вместе со знаменем будто вручает в руки солдата саму судьбу страны. Справа - батальоны курсантов в зимнем обмундировании, слева - члены советского руководства, участвовавшие в параде: В.М. Молотов, Г.М. Маленков, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов и А.С. Щербаков. В день открытия станции м. "Комсомольская-кольцевая" в начале 1952 г. именно эта картина была на своде. Понятно, что после "развенчания культа личности" панно с Верховным Главнокомандующим в полный рост было крайне нежелательно, несмотря на то, что оно полностью соответствовало исторической правде. Сверху спустили решение о его переделке, которая была закончена к 1963-му году.

Триумф Победы

Мозаика «Взятие Рейхстага»

Вот ещё одно символичное «знамя великого Ленина». Но это уже и Знамя Победы. Радостные, светлые лица солдат-победителей на фоне советских знамён и стен Рейхстага - как триумф Победы не только над враждебным государством, но и над самим фашизмом. Под ногами героев можно разглядеть поверженные фашистские свастики. Конец войне, конец идеям нацизма, конец страшным планам Гитлера, мир спасён. Пожалуй, это самое жизнеутверждающее из всех панно.
Рассказывают, что у каждого солдата, участвовавшего в штурме Рейхстага, был отрез ткани алого цвета, сделанный из чего угодно - из скатертей, штор, сшитый из кусков на скорую руку. Занимая внутренние помещения, пролёты лестниц, этажи, солдаты прикрепляли то тут, то там свои маленькие Знамёна Победы.

Мозаика «Триумф Победы»

Изначально на этом панно тоже был Сталин. Называлась мозаика «Парад Победы (поверженные фашистские знамёна)» . Фашистские знамёна можно видеть и сейчас - аллегорическая фигура Родины-Матери идёт по ним навстречу зрителю. В правой руке её - символы Советского государства, серп и молот, в левой - оливковая ветвь, символ мира. Больше никого нет. До начала 60-х годов - были. После известного XXII съезда КПСС мозаику «подкорректировали», убрав с трибуны Мавзолея Сталина и членов Политбюро.

Вот почему среди 8-ми мозаичных панно станции вдруг появилась женщина - это символическое изображение несколько выбилось из общей конкретно-исторической стилистики, но неожиданным образом проиллюстрировало слова из речи Сталина 7 ноября 1941 года. Образ Родины предстаёт перед нами в своём собирательном значении: Москва, Красная площадь, Спасская башня, Мавзолей, серп и молот, Мир, Победа над фашистской Германией, Парад Победы 1945-го, Женщина-Россия - такая же, как на Мамаевом кургане - серьёзная, сильная и непобедимая.

Площадь каждого мозаичного панно - 30 кв. м , вес - 3 тонны , количество наборных элементов - 300 тысяч штук . Величественные по силе эмоционального воздействия на зрителя, это ещё и грандиозные по технике и качеству исполнения произведения советского монументального искусства. Эскизы были выполнены в натуральную величину, и по ним бригады мастеров выкладывали картины из кусочков цветных камней и цветного стекла (смальты) . Потом переносили на основу, покрытую цементным раствором. Готовую плиту устанавливали на своде станции, на высоте 9 метров .

Во время работы над мозаичным панно для станции "Комсомольская-кольцевая". 1951

Сборка мозаичного панно в мастерской. Из архива Московского метростроя

Мозаичница за работой над панно "Дмитрий Донской" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Художник Павел Корин у панно "Минин и Пожарский" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Монтаж мозаичного панно для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

По традиции мозаичной живописи фоны панно были сделаны золочёными. Золотой фон на иконах и мозаике - древний христианский символ Божественной славы. Художник Павел Корин, хорошо знавший традиции русского и византийского искусства, применил в своей работе этот хорошо известный с древних времён приём. Вот почему мозаики создают впечатление вневременности, особого величия и торжественности, а те, что изображают князей и стяги со Спасом - и вовсе похожи на иконы.

Макет станции "Комсомольская-кольцевая" в 1958 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Помимо оценки архитектурного проекта, было обращено самое пристальное внимание и на "иллюстративную" часть, представленную мозаиками Корина.

Когда художнику предписали поменять мозаики, он решил оставить те части изображения, которые не вызывали сомнений у нового руководства и могли быть использованы в композиции. Переделки производились прямо на месте - ночью, в то время, когда метро не работало. Постепенно, начиная с 1961 по 1963 год панно приобрели их теперешний вид.

Зал Победы

Главный зодчий "Комсомольской-кольцевой" Алексей Викторович Щусев называл своё детище "Залом Победы". Удивительное дело, но идейно-художественное содержание станции не ограничивается прославлением Победы в Великой Отечественной войне - несмотря на то, что станция проектировалась сразу в послевоенные годы, на волне всеобщего торжества и ликования. Парадный зал представляет тему русских побед объёмно, ретроспективно, ведёт зрителя в самую глубь веков.

Герои-предводители и весь народ одолевали врагов в такие мрачные времена, в которые не то что победить, а и выжить-то было невозможно. Мы пережили всё.

Ст. м. Комсомольская-кольцевая. Перспектива. 2013 г.

P.S. На входе в перронный зал, там, где сейчас висит табличка с информацией о станции, раньше была прибита мраморная доска. На ней - высечены слова Сталина из речи 1941-го: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".

Хотя памятную доску и сняли, на своде остались иллюстрации - величественные, сияющие картины из камня. И пока мы знаем и помним, кто на них, - Победа всегда будет за нами.

П.Д.Корин. Эскиз мозаики для станции метро Комсомольская. 1951-52. Музей-квартира художника П.Д.Корина

Александр Невский. Мозаика. Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Корин Павел. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля». Эскиз мозаичного панно. 1951. Бумага, масло, золото 101х74. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Мозаика на Комсомольской. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

В 1942-1943 годах Корин работает над триптихом «Александр Невский», воспевающим мощь и непоколебимость русских воинов.

В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса. Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942. Холст, масло 275х142. Государственная Третьяковская галерея

В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин. Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной. Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский». 1943. Холст, масло 275х250. Государственная Третьяковская галерея

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. В центре композиции - маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову. Рядом с ней - защитники земли Русской - высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Сполохи. Левая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Центральная часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Правая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину «Реквием. Русь уходящая.» Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Павел Дмитриевич Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Похожие статьи