Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Как определить главную мысль текста

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, - о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем - сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке - аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный - внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, - тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.


Как выделить основную мысль текста? Нюансы
Есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста.
  1. Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.
  2. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
  3. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.
  4. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.
  5. Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. Соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала.
Алгоритм определения основной мысли текста
Существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда.
  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
    • автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
    • в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
    • автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
  4. Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? Как освещаются проблемы автором? Какова его позиция? Как именно автор оценивает явления и предметы? Таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.
  5. Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?
  6. Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.
  7. Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
В тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Тема:

Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.

II. Психологический настрой.

На доске табличка:

Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей : интересным, познавательным, необычным).

Кто обычно ведёт урок? (Учитель).

А кто ему помогает? (Ученики).

На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.

- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).

Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III. Минутка чистописания.

Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания ).

Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей ).

Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.

Показ учителем с объяснением написания:

Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о . Напишите до конца строки.

IV. Словарная работа.

А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.

На доске появляется таблица с кодом.

Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.

Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число - надо повторить словарные слова.

А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей ).

Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:

Какое слово новое? (мороз ).

Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.

Учитель делает запись на доске:

Словарь: м о роз.

V. Постановка темы урока.

Послушайте внимательно.

Учитель читает текст.

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

Что я прочитала? (Текст ).

Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу ).

А кто может определить тему урока? (Текст ).

Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).

VI. Работа над новой темой.

Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?

Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень ).

Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.

Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.

На экране запись:

Прочитайте. Это текст? Почему?

Запишите предложение.

Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей ).

Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения ).

Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.

То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме ).

Запиши выбранное предложение в тетрадь.

Прочитайте важную информацию на стр. 111.

Влад, прочитай вслух эту информацию.

То, о чём говорится в тексте, - это его тема . То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль - это стержень текста.

Что же такое тема текста?

Что такое основная мысль?

VII. Физминутка.

А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.

Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».

Садитесь.

VIII. Работа в группах.

Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

Попробуйте из этих предложений составить текст.

Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

Проверка по образцу.

Прочитай текст, который получился.

Какая группа справилась с заданием без ошибок?

Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.

Определите тему текста. (Зима ).

А какая главная мысль? (Помощь птицам ).

Молодцы!

IX. Физминутка для глаз.

Музыкальная физминутка «Снежинки».

IX. Творческая работа.

Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.

X. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Зачем уметь определять тему текста?

XI. Рефлексия.

Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.

ученик

В Д А

урок

И П Н

А - 1

О - 2

1 2 2 1 2 2 1

Москва

ворона

Россия

воробей

мальчик

девочка

заяц

собака

мороз

Тема и основная мысль текста.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота.

Наступила морозная зима.

Наступила морозная зима.

Птицы ищут пищу.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Зимой птицам нужна забота.

Тема и основная мысль текста.



К классике литературы причислено множество произведений. Высокая оценка и популярность, как видно, совершенно не зависит ни от жанра, ни от объёма, ни от популярности писателя.

Первое впечатление от анализа литературы даёт понять, что успех того или иного романа (повести, саги или сказки) определяется случаем – и только. Но это не совсем так.

Высокая оценка произведения, в первую очередь – это вопрос социально-культурных предпосылок.

В чём же должен заключаться идея, смысл любого произведения или главная мысль произведения?

Для того, чтобы привлечь читателя и заставить задуматься?

Быть может, в поведение каждого из героев предполагается вложить некие мотивы, которые будут понятны обществу на данном этапе развития? Но тогда не совсем понятна судьба произведений, возведённых в ранг «бессмертных».

С другой стороны, никакие мотивы и тезисы не будут понятны абсолютно любому читателю – в силу этнических, культурных или социальных различий. Более того, через несколько столетий или даже десятков лет поступки героев произведения, возможно, покажутся читателю лишёнными логики и смысла.

А если попробовать рассмотреть искусство (и литературу в том числе) под другим углом, определив её функцию как чисто развлекательную?

С таким подходом не возникает вышеописанных противоречий. Прочтение книги или просмотр спектакля становится удовольствием, принципиально не будучи повинностью, а популярность у одного или двух поколений логично укладывается в теорию.

В то же время градация «сложности» и «глубины» произведений тоже вполне обоснованна: кто-то любит дамские романы и мелодрамы, а кто-то – философские трактаты и перфоманс. Причём совершенно необязательно, что философия будет полезнее – это всего лишь вид литературы, предназначенный для того, чтобы доставлять удовольствие самолюбования поиском смысла и последовательности.

Возможно, последнее прозвучало слишком категорично, но ведь, на самом деле, как замечал Александр Гордон, чувство понимания происходящего сродни сексуальному удовлетворению.

Но ведь и это не всё. Определять функцию произведений искусства как чисто развлекательную кажется чуть ли не кощунством, не так ли?

Почему бы не попытаться пойти немного дальше?

Наверное, у каждого человека есть книга, которая заставила его надолго задуматься. Это могли быть произведения Джека Лондона, Стругацких, Булгакова, Пелевина, Митчелл, Макиавелли… Это могло быть абсолютно что угодно.

Чувствовали ли вы прикосновения к невидимым струнам своей души? Наверное, нет. Ни одна метафора не в состоянии выразить необыкновенное чувство согласия или, наоборот, жгучего отрицания и сильное волнение, связанное с ним.

Исходя из этого, можно предположить, что основной смысл каждого произведения связан с рефлексией. Это качественно иное состояние, нежели размышления над логикой и обликами персонажей. Произведение, фактически, становится психотерапевтом, который не может и не должен подсказывать решение проблемы. Психотерапевт выслушивает пациента – и это помогает систематизировать информацию и найти решение проблемы или по-новому взглянуть на окружающих. Произведения запускают несколько иной механизм: они как бы затягивают читателя в персонажа, рассказывающего свою историю.

Поэтому одно и то же произведение может не понравится даже очень близким людям – в таком процессе действует либо принцип комплементарности (взаимодополнения) – что вызывает отрицание, либо принцип неполного совпадения – что ведёт к размышлениям над вероятностью совершения аналогичных поступков. И отрицание, и согласие заставляет задуматься о собственных мотивах.

Произведение, главную мысль которого можно облечь в слова единожды, а не в количестве по числу читателей, не найдёт такого отклика среди людей, как произведение, в котором история рассказана без чётко и ясно обозначенных тезисов.

Сделать успех произведения маловероятным и быстротечным хороший автор может только одним способом: выразить в произведении своё отношение к тем или иным поступкам персонажей.

Можно закрыть глаза на технические детали, упущенные тем же Беляевым, но уж слишком сильно бросается в глаза оценка героев автором, естественно, не слишком актуальная сейчас. Такие произведения могут быть причислены лишь к памятникам ушедшей эпохе.

При этом совершенно не имеется в виду, что роман (повесть, пьеса) должна описывать современное общество. Произведение должно быть таким, чтобы читатель смог составить собственное мнение и дать оценку происходящему. Тогда станет возможным поиск точки зрения, с которой будет согласен читатель (зритель). В этом и главная мысль любого произведения – в поиске и изменении, которое претерпевает мировоззрение читателя.

Смысл в том, чтобы заставить человека двигаться дальше.

Похожие статьи